Младший школьник и чтение
опыты и эксперименты по чтению (2 класс) по теме
В статье проведено расследование о том, каких авторов знают дети, что они читают. Предлагается памятка для работы с книгой, список авторов, которых можно прочитать для расширения читательского кругозора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
скачать | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Младшие школьники и чтение.
Когда наши дети начинают постигать азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, полюбить сам процесс чтения. Ведь неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребёнка, но и на его общее развитие. Ко 2-4 классам чтение должно стать общеучебным умением, а становится проблемой.
Я попробовала разобраться в таких вопросах: почему наши дети не хотят и не любят читать? Как привить любовь к книге? Эти вопросы с каждым годом становятся всё актуальнее. Они волнуют как педагогов, так и родителей.
На базе некоторых школ ЗАО г. Москвы я провела анкетирование учащихся начальных классов. Общая картина показала следующие результаты: 12% учащихся честно признались, что не любят читать. Дополнительную художественную литературу не читают 23% учащихся. Причём, чем старше ученик, тем меньше он читает. Если во 2 классе 16% учащихся ничего дополнительно не читают, то в 3 классе это уже 17%, в 4 классе – 22%. Все ограничиваются учебником. Данные цифры говорят о том, что постепенно с возрастом интерес к чтению начинает пропадать. Значит ответ на первый вопрос – затухает интерес к чтению или задают так много материала, что на дополнительное чтение времени не остаётся.
По данным опроса работников библиотек и данных анкет было выявлено, что очень многое зависит от педагога. Если он сам обращается к книге, создаёт интерес к ней у учащихся, то дети чаще посещают библиотеку, чаще интересуются книгами, начинают самостоятельно выбирать понравившегося автора, жанр литературы.
Анкеты помогли составить рейтинг самых известных авторов:
1. А.С.Пушкин.
2. Л.Н.Толстой.
3. А.Л.Барто.
4. С.Я.Маршак.
5. К.И.Чуковский.
6. Н.Н.Носов.
7. А.П.Гайдар.
8. И.А.Крылов.
9. С.А.Есенин.
10. Б.В.Заходер.
11. М.Ю.Лермонтов.
12. С.В.Михалков.
13. Н.А.Некрасов.
14. Ф.И.Тютчев, К.Д.Ушинский.
15. М.М.Пришвин, В.В.Бианки, В.Ю.Драгунский.
16. А.А.Блок
17. Е.А.Благинина.
18. А.А.Фет.
19. Ю.П.Мориц.
20. М.М.Зощенко, А.М.Горький.
По нему видно, что все эти авторы чаще всего встречаются в наших учебниках. Остальные замечательные писатели и поэты «остаются за кадром». А разве они хуже пишут? Разве их стихи и рассказы совсем не интересны? Я думаю, что нет.
В классах, где учителя уделяют внимание работе с книгами, с дополнительной литературой, можно было встретить следующие фамилии: А.Т.Твардовский, П.П.Ершов, В.П.Астафьев, С.Чёрный, Д.Н.Мамин-Сибиряк, К.Г.Паустовский, А.М.Волков, В.А.Каверин, Г.Б.Остер, А.П.Платонов, Д.Хармс, Ю.К.Олеша.
Мной был составлен и рейтинг самых любимых детских авторов:
1. А.С.Пушкин.
2. А.Л.Барто.
3. Л.Н.Толстой, К.И.Чуковский.
4. С.Я.Маршак.
5. Н.Н.Носов.
6. Г.Х.Андерсен, Ш.Перро.
7. В.Ю.Драгунский.
8. А.П.Гайдар.
9. В.В.Бианки, Б.В.Заходер.
10. Э.Н.Успенский.
11. Г.Б.Остер.
12. Марк Твен.
13. Астрид Линдгрен.
14. Джани Родари.
15. Е.С.Велтистов.
Как мы видим, второй список отличается от первого. Это говорит о том, что детям интересны не только произведения школьной программы, их кругозор шире и разнообразнее. Количество таких учащихся могло бы быть больше, если бы всё не ограничивалось учебниками по литературному чтению. В этом не всегда виноваты учителя. Многие родители заставляют ребёнка читать по нескольку раз, а то и заучивать наизусть, произведения из «Азбуки», «Литературного чтения». От этого у учащегося пропадает интерес, развивается неприязнь к чтению. А ведь можно поступить по-другому. Сходить вместе в книжный магазин или библиотеку, выбрать книгу с рисунками и небольшими текстами (для начала). Потом дома её вместе почитать, обсудить, возможно, поспорить, ведь между рисунками и текстом могут быть несовпадения.
Педагоги и родители могут (а может и должны) помочь ребятам разобраться во всём многообразии литературы, найти то, что им будет ближе и интереснее. Ведь именно с неподдельного интереса начинается любовь к книге и чтению. Я считаю, что это ответ на второй вопрос. В.В.Маяковский так писал о своей первой книге: «Первая книга – какая-то «Птичница Агафья». Если бы мне в то время попалось несколько таких книг – бросил бы читать совсем. К счастью, вторая – «Дон Кихот». Вот это книга! Сделал деревянный меч и латы, разил окружающих».
Эта любовь к книге постепенно приведёт к повышению техники чтения (что немало важно), к повышению любознательности. К тому же большинство книг нас воспитывают: учат любить, сострадать, различать, что плохо, а что хорошо. Они открывают перед нами весь мир с его многообразием и тайнами.
Каждый педагог ищет свои подходы и методы, как привить учащимся любовь к чтению. Я считаю, что самый короткий и действенный способ – учесть интересы ребёнка, дать ему ту книгу, которая поможет посмотреть на мир литературы другими глазами (ответ на второй вопрос).
В 1 классе учащимся будут интересны перевёртыши, небылицы, весёлые стихотворения, потешки, скороговорки, считалочки, сказки, так как это не большие по объёму произведения. К ним чаще всего в книге прилагается много картинок. Чем старше ученик, тем шире становится его кругозор. Можно почитать детективы, сказки-повести, фантастические или приключенческие рассказы, рассказы о школьной жизни или интересных жизненных ситуациях, в которые попадают их сверстники.
Таким образом, мы сможем решить задачи, которые ставит перед нами федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования:
Сформировать потребность в систематическом чтении;
Помочь понять роль чтения;
Повысить успешность обучения по всем учебным предметам;
Сформировать представления о мире, первоначальные этические представления, понятия о добре и зле, нравственности;
Научить самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
В конце статьи в приложении привожу списки авторов по темам, которые могут быть интересны детям. Это небольшая часть, но даже она может помочь учителям и родителям в приобщении детей к миру художественной литературы. Также привожу памятку для родителей. Учителя могут их раздать родителям на собрании, посвящённом чтению и книгам.
Приложение 1
Детская фантастика
1. Д. Емец.
2. Е. Велтистов.
3. А. Житинский.
4. Алёна и Валерий Искрик.
5. О. Ивик.
6. А. Саломатов.
7. Г.Полынская.
8. А. Курляндский («Чуки-чуки»).
9. К. Булычёв.
10. А.Беляев.
Детские детективы
1. В. Сотник.
2. Т.Ш.Крюкова.
3. В.Б.Гусев.
4. Е.Сухова.
5. В.М.Роньшин.
6. Е.В.Нестерина.
7. Д.А.Щеглов.
8. Е.Л.Некрасов и др.
Рассказы о детях и школе.
1. В.Голявкин.
2. Н.Гузеева.
3. Ю.Алешковский.
4. Л.И.Давыдычев.
5. А.Раскин.
6. М.Дружинина.
7. М.Сеславинский.
8. В.Медведев.
9. С.Георгиев.
10. Л.Гераскина.
11. А.Гиваргизов.
12. И.Дик.
13. В.Левшин.
14. И.Антонова.
15. Л.Каминский.
16. Т.Ломбина.
17. Н.Носов.
18. Ю.Яковлев.
19. Д.Суслин.
20. С.Силин и др.
Рассказы о природе и животных
1. Н.Сладков.
2. Е.Чарушин.
3. Г.Скребицкий.
4. М.Соколов-Микитов.
5. М.Пришвин.
6. Г.Снегирёв.
7. О.Бондарева.
8. Ю.Коваль.
9. Э.Шим.
10. С.Сахарнов.
11. А.Дорофеев.
12. Б.Житков.
13. Н.Зверева.
14. В.Авенариус.
15. Д.Мамин-Сибиряк.
16. Л.Родина.
17. О.Грушин.
18. Г.Троепольский.
19. В.Чаплина.
20. К.Паустовский.
21. А.Севастьянов.
22. Ф.Лев и др.
Приключения
1. В.Коржиков.
2. Л.Гусева.
3. В.Гоник.
4. И.Богданова.
5. А.Некрасов.
6. К.Станюкович.
7. Ю.Олеша.
8. В.Постников.
9. Ю.Лавряшина.
10. Т.Комзалова.
11. С.Прокофьева.
12. А.Иванов и др.
Детские поэты
1. Э.Мошковская.
2. Ю.Мориц.
3. С.Чёрный.
4. К.Зискина.
5. Ю.Владимиров.
6. А.Усачёв.
7. В.Берестов.
8. О.Белозёрова.
9. К.Чуковский.
10. И.Жуков.
11. О.Григорьев.
12. Т.Бокова.
13. Я Аким.
14. Е.Благинина.
15. А.Лаптев.
16. И.Карде.
17. Ю.Маутин.
18. В.Левин.
19. Л. Петрушевская.
20. В.Лунин.
21. И.Токмакова.
22. В.Степанов.
23. Д.Хармс.
24. С.Михалков.
25. Ю.Коринец и др.
Приложение 2
Памятка для родителей
Первые книги у ребёнка должны быть красочно оформлены, тогда они ещё до чтения заинтересуют.
Взрослые должны помнить, как много зависит от их отношения к чтению ребёнка. Обязательно нужно поговорить о прочитанном, внимательно слушая и не отвлекаясь на посторонние дела.
Книгу нужно читать последовательно, не перескакивая со страницы на страницу, не заглядывая в конец.
Постараться донести до ребёнка, что важно понять в прочитанном всё, а если что-то осталось неясным, спросить.
Вместе вечером читать книгу. Это к тому же замечательный способ духовного общения с ребёнком.
Дети должны видеть родителей читающими.
В доме должна быть детская библиотека, которая периодически требует пополнения. В ней должны найти место энциклопедии, словари, справочники.
Отыщите свои любимые детские книжки. Расскажите о них ребёнку, вместе прочитайте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
овладение метапредметными результатами слабослышащими младшими школьниками при чтении литературных произведений
в этой статье говорится о работе по новым стандартам со слабослышащими школьниками...
Приемы обучения младших школьников выразительному чтению.
Отсутствие выразительности чтения или наличие ложной выразительности свидетельствует об отсутствии целостного восприятия и осмысления текста, о несформированности у ребенка понимания задачи свое...
Статья и презентация "Пути достижения планируемых образовательных результатов младших школьников по чтению и работе с информацией"
В статье говорится о том,как научить выпускника начальной школы первичным навыкам работы с информацией....
Статья и презентация "Пути достижения планируемых образовательных результатов младших школьников по чтению и работе с информацией"
В статье говорится о том,как научить выпускника начальной школы первичным навыкам работы с информацией....
Обучение младших школьников оптимальному чтению.
Способы и приёмы освоения техники быстрого чтения...
Презентация "Обучение младших школьников быстрому чтению"
Этот материал позволит учителю использовать методику быстрого чтения в практике....
Статья "Поддержание интереса младших школьников к чтению во 2-3 классах"
В статье представлены упражнения по поддержанию интереса учеников к чтению в начальной школе...