Младший школьник и чтение
опыты и эксперименты по чтению (2 класс) по теме

Банцерова Оксана Викторовна

В статье проведено расследование о том, каких авторов знают дети, что они читают. Предлагается памятка для работы с книгой, список авторов, которых можно прочитать для расширения читательского кругозора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon скачать58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Младшие школьники и чтение.

Когда наши дети начинают постигать азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, полюбить сам процесс чтения. Ведь неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребёнка, но и на его общее развитие. Ко 2-4 классам чтение должно стать общеучебным умением, а становится проблемой.

         Я попробовала разобраться в таких вопросах: почему наши дети не хотят и не любят читать? Как привить любовь к книге? Эти вопросы с каждым годом становятся всё актуальнее. Они волнуют как педагогов, так и родителей.

         На базе некоторых школ ЗАО г. Москвы я провела анкетирование учащихся начальных классов. Общая картина показала следующие результаты: 12% учащихся честно признались, что не любят читать. Дополнительную художественную литературу не читают 23% учащихся. Причём, чем старше ученик, тем меньше он читает. Если во 2 классе 16% учащихся ничего дополнительно не читают, то в 3 классе это уже 17%, в 4 классе – 22%. Все ограничиваются учебником. Данные цифры говорят о том, что постепенно с возрастом интерес к чтению начинает пропадать. Значит ответ на первый вопрос – затухает интерес к чтению или задают так много материала, что на дополнительное чтение времени не остаётся.

         По данным опроса работников библиотек и данных анкет было выявлено, что очень многое зависит от педагога. Если он сам обращается к книге, создаёт интерес к ней у учащихся, то дети чаще посещают библиотеку, чаще интересуются книгами, начинают самостоятельно выбирать понравившегося автора, жанр литературы.

         Анкеты помогли составить рейтинг самых известных авторов:

1.     А.С.Пушкин.

2.     Л.Н.Толстой.

3.     А.Л.Барто.

4.     С.Я.Маршак.

5.     К.И.Чуковский.

6.     Н.Н.Носов.

7.     А.П.Гайдар.

8.     И.А.Крылов.

9.     С.А.Есенин.

10. Б.В.Заходер.

11. М.Ю.Лермонтов.

12. С.В.Михалков.

13. Н.А.Некрасов.

14. Ф.И.Тютчев, К.Д.Ушинский.

15. М.М.Пришвин, В.В.Бианки, В.Ю.Драгунский.

16. А.А.Блок

17. Е.А.Благинина.

18. А.А.Фет.

19. Ю.П.Мориц.

20. М.М.Зощенко, А.М.Горький.

По нему видно, что все эти авторы чаще всего встречаются в наших учебниках. Остальные замечательные писатели и поэты «остаются за кадром». А разве они хуже пишут? Разве их стихи и рассказы совсем не интересны? Я думаю, что нет.

         В классах, где учителя уделяют внимание работе с книгами, с дополнительной литературой, можно было встретить следующие фамилии: А.Т.Твардовский, П.П.Ершов, В.П.Астафьев, С.Чёрный, Д.Н.Мамин-Сибиряк, К.Г.Паустовский, А.М.Волков, В.А.Каверин, Г.Б.Остер, А.П.Платонов, Д.Хармс, Ю.К.Олеша.

         Мной был составлен и рейтинг самых любимых детских авторов:

1.     А.С.Пушкин.

2.     А.Л.Барто.

3.     Л.Н.Толстой, К.И.Чуковский.

4.     С.Я.Маршак.

5.     Н.Н.Носов.

6.     Г.Х.Андерсен, Ш.Перро.

7.     В.Ю.Драгунский.

8.     А.П.Гайдар.

9.     В.В.Бианки, Б.В.Заходер.

10. Э.Н.Успенский.

11. Г.Б.Остер.

12. Марк Твен.

13. Астрид Линдгрен.

14. Джани Родари.

15. Е.С.Велтистов.

Как мы видим, второй список отличается от первого. Это говорит о том, что детям интересны не только произведения школьной программы, их кругозор шире и разнообразнее. Количество таких учащихся могло бы быть больше, если бы всё не ограничивалось учебниками по литературному чтению. В этом не всегда виноваты учителя. Многие родители заставляют ребёнка читать по нескольку раз, а то и заучивать наизусть, произведения из «Азбуки», «Литературного чтения». От этого у учащегося пропадает интерес, развивается неприязнь к чтению. А ведь можно поступить по-другому. Сходить вместе в книжный магазин или библиотеку, выбрать книгу с рисунками и небольшими текстами (для начала). Потом дома её вместе почитать, обсудить, возможно, поспорить, ведь между рисунками и текстом могут быть несовпадения.

Педагоги и родители могут (а может и должны) помочь ребятам разобраться во всём многообразии литературы, найти то, что им будет ближе и интереснее. Ведь именно с неподдельного интереса начинается любовь к книге и чтению. Я считаю, что это ответ на второй вопрос. В.В.Маяковский так писал о своей первой книге: «Первая книга – какая-то «Птичница Агафья». Если бы мне в то время попалось несколько таких книг – бросил бы читать совсем. К счастью, вторая – «Дон Кихот». Вот это книга! Сделал деревянный меч и латы, разил окружающих».

     Эта любовь к книге постепенно приведёт к повышению техники чтения (что немало важно), к повышению любознательности. К тому же большинство книг нас воспитывают: учат любить, сострадать, различать, что плохо, а что хорошо. Они открывают перед нами весь мир с его многообразием и тайнами.

Каждый педагог ищет свои подходы и методы, как привить учащимся любовь к чтению. Я считаю, что самый короткий и действенный способ – учесть интересы ребёнка, дать ему ту книгу, которая поможет посмотреть на мир литературы другими глазами (ответ на второй вопрос).

В 1 классе учащимся будут интересны перевёртыши, небылицы, весёлые стихотворения, потешки, скороговорки, считалочки, сказки, так как это не большие по объёму произведения. К ним чаще всего в книге прилагается много картинок. Чем старше ученик, тем шире становится его кругозор. Можно почитать детективы, сказки-повести, фантастические или приключенческие рассказы, рассказы о школьной жизни или интересных жизненных ситуациях, в которые попадают их сверстники.

Таким образом, мы сможем решить задачи, которые ставит перед нами федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования:

        Сформировать потребность в систематическом чтении;

        Помочь понять роль чтения;

        Повысить успешность обучения по всем учебным предметам;

        Сформировать представления о мире, первоначальные этические представления, понятия о добре и зле, нравственности;

        Научить самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

В конце статьи в приложении привожу списки авторов по темам, которые могут быть интересны детям. Это небольшая часть, но даже она может помочь учителям и родителям в приобщении детей к миру художественной литературы. Также привожу памятку для родителей. Учителя могут их раздать родителям на собрании, посвящённом чтению и книгам.

 

Приложение 1

Детская фантастика

1.     Д. Емец.

2.     Е. Велтистов.

3.     А. Житинский.

4.     Алёна и Валерий Искрик.

5.     О. Ивик.

6.     А. Саломатов.

7.     Г.Полынская.

8.     А. Курляндский («Чуки-чуки»).

9.     К. Булычёв.

10. А.Беляев.

Детские детективы

1.     В. Сотник.

2.     Т.Ш.Крюкова.

3.     В.Б.Гусев.

4.     Е.Сухова.

5.     В.М.Роньшин.

6.     Е.В.Нестерина.

7.     Д.А.Щеглов.

8.     Е.Л.Некрасов и др.

Рассказы о детях и школе.

1.     В.Голявкин.

2.     Н.Гузеева.

3.     Ю.Алешковский.

4.     Л.И.Давыдычев.

5.     А.Раскин.

6.     М.Дружинина.

7.     М.Сеславинский.

8.     В.Медведев.

9.     С.Георгиев.

10. Л.Гераскина.

11. А.Гиваргизов.

12. И.Дик.

13. В.Левшин.

14. И.Антонова.

15. Л.Каминский.

16. Т.Ломбина.

17. Н.Носов.

18. Ю.Яковлев.

19. Д.Суслин.

20. С.Силин и др.

Рассказы о природе и животных

1.     Н.Сладков.

2.     Е.Чарушин.

3.     Г.Скребицкий.

4.     М.Соколов-Микитов.

5.     М.Пришвин.

6.     Г.Снегирёв.

7.     О.Бондарева.

8.     Ю.Коваль.

9.     Э.Шим.

10. С.Сахарнов.

11. А.Дорофеев.

12. Б.Житков.

13. Н.Зверева.

14. В.Авенариус.

15. Д.Мамин-Сибиряк.

16. Л.Родина.

17. О.Грушин.

18. Г.Троепольский.

19. В.Чаплина.

20. К.Паустовский.

21. А.Севастьянов.

22. Ф.Лев и др.

Приключения

1.     В.Коржиков.

2.     Л.Гусева.

3.     В.Гоник.

4.     И.Богданова.

5.     А.Некрасов.

6.     К.Станюкович.

7.     Ю.Олеша.

8.     В.Постников.

9.     Ю.Лавряшина.

10. Т.Комзалова.

11. С.Прокофьева.

12. А.Иванов и др.

Детские поэты

1.     Э.Мошковская.

2.     Ю.Мориц.

3.     С.Чёрный.

4.     К.Зискина.

5.     Ю.Владимиров.

6.     А.Усачёв.

7.     В.Берестов.

8.     О.Белозёрова.

9.     К.Чуковский.

10. И.Жуков.

11. О.Григорьев.

12. Т.Бокова.

13. Я Аким.

14. Е.Благинина.

15. А.Лаптев.

16. И.Карде.

17. Ю.Маутин.

18. В.Левин.

19. Л. Петрушевская.

20. В.Лунин.

21. И.Токмакова.

22. В.Степанов.

23. Д.Хармс.

24. С.Михалков.

25. Ю.Коринец и др.

 

Приложение 2

Памятка для родителей

        Первые книги у ребёнка должны быть красочно оформлены, тогда они ещё до чтения заинтересуют.

        Взрослые должны помнить, как много зависит от их отношения к чтению ребёнка. Обязательно нужно поговорить о прочитанном, внимательно слушая и не отвлекаясь на посторонние дела.

        Книгу нужно читать последовательно, не перескакивая со страницы на страницу, не заглядывая в конец.

        Постараться донести до ребёнка, что важно понять в прочитанном всё, а если что-то осталось неясным, спросить.

        Вместе вечером читать книгу. Это к тому же замечательный способ духовного общения с ребёнком.

        Дети должны видеть родителей читающими.

        В доме должна быть детская библиотека, которая периодически требует пополнения. В ней должны найти место энциклопедии, словари, справочники.

        Отыщите свои любимые детские книжки. Расскажите о них ребёнку, вместе прочитайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

овладение метапредметными результатами слабослышащими младшими школьниками при чтении литературных произведений

в этой статье говорится о работе по новым стандартам со слабослышащими школьниками...

Приемы обучения младших школьников выразительному чтению.

Отсутствие выразительности чтения или наличие ложной выразительности свидетельствует об отсутствии целостного восприятия и осмысления текста, о несформированности у ребенка понимания задачи свое...

Статья и презентация "Пути достижения планируемых образовательных результатов младших школьников по чтению и работе с информацией"

В статье говорится о том,как научить выпускника начальной школы первичным навыкам работы с информацией....

Статья и презентация "Пути достижения планируемых образовательных результатов младших школьников по чтению и работе с информацией"

В статье говорится о том,как научить выпускника начальной школы первичным навыкам работы с информацией....

Обучение младших школьников оптимальному чтению.

Способы и приёмы освоения техники быстрого чтения...

Презентация "Обучение младших школьников быстрому чтению"

Этот материал позволит учителю использовать методику быстрого чтения в практике....

Статья "Поддержание интереса младших школьников к чтению во 2-3 классах"

В статье представлены упражнения по поддержанию интереса учеников к чтению в начальной школе...