Урок литературного чтения с элементом Перволого А.Курляндский "Ну,погоди!"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Проблемно – диалогический урок с элементами интеграции (литература – Перволого), на котором учащиеся в ходе дискуссий, объяснений, рассуждений, доказательств ищут ответ на главный вопрос (проблему) урока: Заяц и Волк – друзья или враги?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_literature_12_fevralya_2014g.docx | 33.26 КБ |
prilozhenie_k_uroku_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 194.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №41
Урок литературного чтения с элементом Перволого
по теме
Современные сказки о животных.
А. Курляндский «Ну, погоди!»
учителя начальных классов
МАОУ СОШ №41
Жигун Светланы Ивановны
г.Калининград
2014 год
Урок литературного чтения во 2 классе образовательной системы «Школа 2100». Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...».
Дата урока : 7 февраля 2014 г.
Тема урока: Современные сказки о животных. А. Курляндский «Ну, погоди!» (III четверть)
Объект деятельности: мультфильм в Перволого.
Урок был представлен в рамках … семинара «Особенности учебного процесса в современном информационном образовательном пространстве».
Проблемно – диалогический урок с элементами интеграции (литература – Перволого), на котором учащиеся в ходе дискуссий, объяснений, рассуждений, доказательств ищут ответ на главный вопрос (проблему) урока: Заяц и Волк – друзья или враги? Кроме этого в урок входит работа над занимательным, логическим материалом – любимые мультфильмы детей. Учащиеся знакомятся с краткой биографией автора – Александра Курляндского. Работа с текстом до чтения строится по принципу антиципации (предвосхищения, предугадывания предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
На уроке формируются познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД и личностные результаты в рамках ФГОС.
Тема урока: Современные сказки о животных. А. Курляндский «Ну, погоди!»
Тип урока: комбинированный.
Цель урока:
Продолжать работу над развитием читательской деятельности, выразительности, осознанности и беглости чтения.
Задачи урока:
- учить находить главную мысль текста, характеризовать поступки героев; осознавать авторское отношение к персонажам, выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
- развивать умение самостоятельно мыслить, развивать речь, умение выделять главное, делать выводы ; отвечать на вопросы по тексту;
- воспитывать положительное отношение к героям сказки, к профессиям людей, создающих литературные произведения и мультфильмы.
Формирование УУД:
1. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
2. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, оценивать совместно с учителем результат своих действий, своей деятельности.
3. Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, задавать вопросы по существу, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, в группе. Использовать в общении правила вежливости.
4. Личностные: создать условия для формирования положительного отношения к учебной деятельности, интерес к предмету «Литературное чтение».
Форма организации обучения: коллективно-групповая.
Методы обучения:
По характеру учебно-познавательной деятельности:
Частично-поисковый
По источнику изложения учебного материала:
Словесные (беседа, работа с учебником)
Наглядные ( иллюстрации, портреты, карточки, презентация)
Практические ( создание мультфильма )
Средства обучения:
Печатные ( учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал).
Электронные образовательные ресурсы ( презентация)
Аудиовизуальные ( мультфильм)
Наглядные плоскостные ( иллюстрации, портрет автора)
ТСО ( компьютер, интерактивная доска, проектор)
Ход урока.
- Организационный момент
………….
Всё ли здесь у вас в порядке :
Книжки, ручки и тетрадки?
Вани, Даши, Миши, Вовы
Вы урок начать готовы?
- Постановка цели и задач урока ( проблемный вопрос)
1.Чтение темы урока, где в основе лежит поговорка о дружбе « Друг познаётся в беде»
( слайд 1)
- Почему так назван наш урок? Можем ли мы сейчас ответить на этот вопрос?
- Сформулируйте цель нашего урока ( слайд 2)
- Чего нам не хватает, чтобы достичь цели?
2. Работа в группах: «Составь план» (Приложение)
На подгруппу детей раздаются бланки, где пункты плана составлены в любом порядке.
Ученики восстанавливают пункты по порядку, исключая пункт, не относящийся к уроку: съесть пирожное. (слайд 3)
Что мы сейчас делали? Какое умение формировали? (показывают кружок оранжевого цвета).
- Актуализация знаний
1.Беседа: Вы все смотрели мультфильм « Ну, погоди!». Какими запомнились вам главные герои? Можно ли их назвать друзьями? Каким представлен волк – добрым или злым? Заяц?
2. Работа с учебником на странице 82-85:
- Прочитайте название произведения. Какие у вас возникли предположения? О чем пойдет речь в тексте?
- Внимательно рассмотрите иллюстрацию. Назовите главных героев, их занятие и настроение. Можно ли сказать, кто они сейчас - друзья или враги?
- Как вы думаете, какой жанр этого произведения? Почему? ( животные разговаривают и т.д.
- Какая это сказка (по автору).
- Какую сказку мы называем литературной?
IV. Первичное усвоение новых знаний.
1. Кто автор? Что мы о нём знаем?
- Кто же как не герои произведения знают об авторе.
2. Ученик (заяц) рассказывает интересные сведения из биографии автора (слайд 4,5)
- Курляндский Александр Ефимович - популярный детский писатель, сценарист и создатель первого отечественного анимационного сериала «Ну, погоди!» родился 1 июля 1938 года в Москве.
- Рос в семье инженеров.
- Папа был весельчак и балагур, а мама отличалась красотой такого качества, что прохожие оборачивались ей вслед.
- Писать начал Курляндский ещё со школьной скамьи, где принимал участие в создании рукописного журнала.
- Отличается известный писатель и своей склонностью к здоровому образу жизни.
-У него первый разряд по шахматам и по футболу.
- Будучи в преклонном возрасте состоявшийся сценарист не забывает про утреннюю зарядку
- С другом создал мультфильмы «Ну,погоди!», «Великолепный Гоша», «Возвращение блудного попугая» и др.( слайд 6)
- Все персонажи являются животными, что доказывает любовь к братьям нашим меньшим.
3. Чтение текста хорошо читающими учениками.
V. Первичная проверка понимания
1. Вопросы после чтения:
- Так кто же Заяц и Волк – друзья или враги? Почему? Докажите.
– Почему Волк и Зайчик вместе смотрели телевизор? Что значит – как друзья?
– Чему удивляется Зайчик? Покажите мимикой удивление.
– А как к купанию Моржа относится Волк? (Усмехается.)
- Что решил сделать волк?
– Где был Волк, а где оказался? Возможно ли такое в жизни? (Был перед телевизором, оказался на телеэкране.)
- Какими стилями плавал Волк? Покажите. ( И вольным стилем, и баттерфляем, и кролем…)
Физкультминутка ( ученики заяц и волк проводят олимпийскую физкультминутку)
- Какие превращения показывают, что мы работаем над сказкой? (Сосновые шишки превратились в ананасы, березовые почки – в бананы.)
- Почему волк не видел крокодилов? (Закрыл блаженно глаза. Плыл на спине.)
– Как Зайчик помог Волку и предупредил об опасности?
- Так могут поступать друзья или враги?
– Каким образом можно спилить дерево крокодилом? (На спине у крокодила есть выросты, напоминающие зубья пилы.)
– Почему дрожит Зайчик? (Переживает за Волка.)
– Как Зайчик спас Волка?
- Почему похолодало на улице?
- А от чего дрожит Волк? (От холода)
– Понял ли Волк, что его спас от крокодилов Заяц?
- Чем заканчивается сказка?
- Что мы делали? Какое умение формировали? ( показывают синий кружок)
2.Когда мы читали, какими представляли себе героев? Давайте посмотрим, как изобразили зайца и волка мультипликаторы. Просмотр фрагмента мультфильма, аналогичного данному тексту.
VI. Первичное закрепление
1. Работа в парах: « Сравни» ( Приложение)
Ученики находят сходства и отличия сказки от мультфильма.
- Какое умение формировали? ( показывают кружок зелёного цвета)
2.Ответы на вопросы.
- Сможем мы сейчас сказать, почему так назывался наш урок? Заяц и Волк – друзья или враги? Докажите, что Заяц и Волк – друзья. (Волк дарит Зайцу цветы и шарики, поет серенады, играет на гитаре и приглашает на танец.) (слайд 7)
– Какая это сказка? (Весёлая, современная).
– Было ли вам жаль Волка? Почему он попадает во все эти передряги?
- Как поступает Заяц, когда Волку грозит беда? О чем это говорит?
3. Работа в Перволого.
- Хотелось бы вам стать автором своего мультфильма? И придумать свою добрую историю?
VII. Рефлексия.
Дети определяют свою успешность с помощью разноцветных кружков.
Предварительный просмотр:
План урока 1.Ответить на вопросы 2.Прочитать текст 3.Съесть пирожное 4.Прочитать название произведения 5. Рассмотреть иллюстрацию 6.Сделать вывод | План урока 1.Ответить на вопросы 2.Прочитать текст 3.Съесть пирожное 4.Прочитать название произведения 5. Рассмотреть иллюстрацию 6.Сделать вывод |
План урока 1.Ответить на вопросы 2.Прочитать текст 3.Съесть пирожное 4.Прочитать название произведения 5. Рассмотреть иллюстрацию 6.Сделать вывод | План урока 1.Ответить на вопросы 2.Прочитать текст 3.Съесть пирожное 4.Прочитать название произведения 5. Рассмотреть иллюстрацию 6.Сделать вывод |
План урока 1.Ответить на вопросы 2.Прочитать текст 3.Съесть пирожное 4.Прочитать название произведения 5. Рассмотреть иллюстрацию 6.Сделать вывод | План урока 1.Ответить на вопросы 2.Прочитать текст 3.Съесть пирожное 4.Прочитать название произведения 5. Рассмотреть иллюстрацию 6.Сделать вывод |
мультфильм | книга | мультфильм | книга |
Сходство | Сходство | ||
Отличие | Отличие | ||
мультфильм | книга | мультфильм | книга |
Сходство | Сходство | ||
Отличие | Отличие | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения с элементами критического мышления.
Урок литературного чтения в 1 классе с элементами критического мышления. Тема: К.Д. Ушинский "Лиса и козел". Цель: совершенствовать навыки чтения, познакомить учащихся с творчеством К. Д. У...
Конспект и презентация к уроку литературного чтения (с элементами исследования) «Рождение героя в сказках»
Урок с использованием ИКТ проведён в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» по учебнику Н.А. Чураковой «Литературное чтение». Глава «Как рождается герой». Это первый урок в главе ...
Цикл уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница", 3 класс.
Данный цикл уроков литературного чтения является авторской разработкой и направлен в помощь коллегам, использующим в своей работе интегрированные уроки....
Цикл уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница" 3 класс
Цели:Познакомить обучающихся с творчеством русского писателя В.М. Гаршина и его сказкой «Лягушка-путешественница»;Задачи:формировать коммуникативные умения: выделять главную мысль те...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Конспект урока литературного чтения с элементами театрализации во 2 классе "С. Васильев "Белая береза"
Конспект урока литературного чтения с элементами театрализации во 2 классе "С. Васильев "Белая береза"...
Фрагмент урока литературного чтения с элементами региона. Л.Лапцуй " Моя Любовь"
Учащиеся познакомятся с творчеством ненецкого писателя и его произведениями....