Урок литературного чтения в первом классе
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Разработка урока литературного чтения в  1классе по теме "Особенности поэтического текста. Работа с понятиями: "рифма", "поэзия", "проза". Портрет поэта. Д. Хармс "Я проснусь...", К. Чуковский "Мойдодыр"  Презентация к уроку по творчеству Д.Хармса и К.Чуковского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_8.doc70 КБ

Предварительный просмотр:


МБОУ «НОШ №31»

 Урок литературного чтения в 1 классе по теме

 «Особенности поэтического текста. Стихотворения  Даниила Хармса

 «Я проснусь…»,  Корнея Чуковского «Да здравствует мыло душистое…».

Подготовила учитель

Фирсова Л.С.

Старый Оскол

2014

                                  Урок литературного чтения в 1 классе.

 Тема. Особенности поэтического текста. Стихотворения  Даниила Хармса «Я проснусь…»,  Корнея Чуковского «Да здравствует мыло душистое…».

Цели: 1. Предметные: создать условия для ознакомления со стихотворениями Д.Хармса  «Я проснусь…», К Чуковского «Да здравствует мыло душистое…»; для развития  навыка выразительного чтения;  для ознакомления с особенностями поэтических текстов, способствовать развитию словарного запаса.

           2. Личностные: создавать условия для воспитания стремления соблюдать режима дня,  правила личной гигиены.

           3. Регулятивные: обучение умению ставить цель, самоконтролю, рефлексии.

           4. Коммуникативные: способствовать развитию  речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение); формирование навыков сотрудничества .

          5. Познавательные: развивать  умение работать с толковым  словарем, дополнительной литературой.

Оборудование: 1. Мультимедийный проектор, экран, презентация PowerPoint, учебник «Литературное чтение» Свиридовой В.Ю.,  портреты К. Чуковского, Д. Хармса,  дерево успеха.

Ход урока

  1. Эмоциональный настрой. Организация рабочего места учащихся.

Посмотри скорей дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ли у тебя в порядке-

Книжки, ручки и тетрадки?

  1. Актуализация прошлых знаний

(На доске выставка детских иллюстраций к рассказу Д.Биссета «Под ковром».)

- При печатании  новой книги ваши рисунки издательство бы разместило на страницах. Как они бы назывались? (Иллюстрации).

 - Для чего иллюстрации нужны в книге? (Художник с помощью красок рассказывает историю, которую поэт или писатель рассказывает с помощью слов)

- К какому типу литературных произведений можно отнести произведение «Под ковром»?

3. Определение темы и целей урока.

            - Мы продолжаем работать по новым учебникам «Литературное чтение»,    исследовать, наблюдать, делать выводы.

       -  Рассмотрите страницы 8-9. Переверните лист вперед, назад. Может, кто-то заметил  что-то необычное? (Страница в рамочке.) 

    - Прочтите заголовки этих страниц. Таких  страниц  в  учебнике  несколько,  и  они  объединены  одной темой.

РАБОТА ПО ГРУППАМ     (1-26стр.- 1гр.,  30-62 стр.- 2гр.,  65-95стр.-3гр., 100-135 -4гр..)

- Полистайте книгу, найдите эти интересные страницы. Вставьте на эти страницы закладки (Дети находят страницы, читают заголовки к страницам).

Утро. Все проснулись на земле? (стр.8)

Проснулись – надо умыться. (стр.9)

Здоровье в порядке – спасибо зарядке! (стр.15)

Очень вкусная страница, не пора ли подкрепиться?! (стр.26)

Утро прожито, нас ждёт день, полный событий. (стр.32)

Весело звенит звонок, начинается урок. (стр.50)

Кто лениться не привык, тот хороший ученик. (стр.62)

Я по улице иду, удивляюсь на ходу… (стр.84)

Тянется дорожка от школьного порожка. (стр. 93)

Мы выходим погулять, в путешествие играть. (стр.106)

На сон грядущий… (стр.134)

      - Какая же тема объединяет эти страницы? (Эти страницы следуют режиму дня ученика).

- Какие этапы режима можно выделить? (сон, умывание, завтрак, дорога в школу, из школы, сон).

-Для чего надо выполнять режим дня?

-Рассмотрите произведения на стр. 8 -9.

- Как вы думаете, о чем в них пойдет речь? Мы еще не читали их.

- Обратите внимание на тексты. Что о них вы можете сказать?

- Какую гипотезу выдвинуть? (Предположим, что это  стихи, т.к. записаны столбиком, каждая строка с большой буквы. Можем сказать, кто автор, название).                                                                                                                 Тема урока. Особенности поэтического текста. Стихотворения  Даниила Хармса «Я проснусь…»,  Корнея Чуковского «Да здравствует мыло душистое…».                                                                                                           Цель урока:  способствовать ознакомлению с текстами Д. Хармса и К.Чуковского, определить их принадлежность к стихотворениям или прозе и доказать наше утверждение.

  1. Знакомство с текстом Д.Хармса «Я проснусь…»

– Многие писатели – большие фантазеры. Они придумывают такие произведения, которые могут смешить.

Сейчас я прочту одно из них, и уверена, что вы улыбнетесь. Нам нужно определить принадлежность его к стихотворениям или прозе – это будет нашей целью на этом этапе урока.

 Ч т е н и е   у ч и т е л е м   с т и х о т в о р е н и я  Д. Хармса «Я проснусь…».

– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Радостное, озорное, веселое.)

 З н а к о м с т в о   с   а в т о р о м  Д. И. Хармсом. (Показ презентации, сообщения учеников)

– Кто автор этого стихотворения?

Даниил Иванович Хармс в детстве был одаренным ребенком, хорошо рисовал, пел, играл на музыкальных инструментах, был большим выдумщиком и сочинителем.

Хармс – это не настоящая его фамилия, а псевдоним. Что такое псевдоним вам расскажут дети,  которые работали со словарем и объяснят нам значение этого слова.

Псевдоним – это условное имя автора или артиста, которое заменяет его настоящее имя или фамилию (автор обычно придумывает его сам).

 Настоящая фамилия его была Ювачев.  В детстве он очень любил цирк. Артистов он считал волшебниками, и у этих волшебников были звонкие странные имена. И эти имена ему очень нравились. Когда он вырос, решил стать писателем – волшебником слова, чтобы управлять вниманием и настроением людей. А решив так, он задумал изменить  фамилию Ювачёв на  Хармс.

-Какие виды чтения можно выполнить по этому тексту. Для чего надо их выполнять? (Дети выполняют жужжащее чтение, чтение по цепочке по одной строке).

- Кто мог сказать такое?

Читают текст голосом героя сладкоежки по цепочке по предложению.

-А что может легко вас разбудить?

– Вы согласны с иллюстрацией к этому стихотворению?

– Иллюстрацию  какого  героя  вы  бы  поместили  к  стихотворению? Почему?

-Вернемся к нашей гипотезе. Текст Д.Хармса отнесем к прозе или стихотворениям? (Дети доказывают, находят рифмы).

-  Важными чертами поэзии… Ой, я употребила слово поэзия. Может оно вам знакомо? Поэзия – это стихи, произведения, написанные стихами. Стихотворения и поэзия – это слова близкие по смыслу. Такие слова называются … (синонимы).

- Как называется человек, который пишет стихи? (поэт)

- А если это женщина? (поэтесса)

 - Теперь ваш словарный запас пополнится новыми словами: поэзия, поэт, поэтесса. Как называются такие слова?

Итак, отличительными чертами поэзии являются: запись столбиком, каждая строка с большой  буквы, есть рифма.

  1. Физминутка  (презентация «Половинки»)

5. Работа над отрывком из сказки К. Чуковского «Мойдодыр».

– Продолжим наш день. Следующий девиз: «Проснулись - надо умыться».

- О чем будет идти речь в этом тексте?

Теперь наша цель - определить принадлежность этого текста к поэзии или прозе?

   (Стихотворение читает подготовленный ученик.)

-Что испытывали при прослушивании? Кем вы были? (слушателями).

- Давайте ответим на вопрос автора учебника Виктории Юрьевны Свиридовой.

- Узнаёте ли , откуда этот отрывок: «Федорино горе», «Мойдодыр», «Айболит»?

- Кто автор названных произведений?

(Дети читают первый вопрос, отвечают.

Автор этого текста - Корней Иванович Чуковский знаком вам с детского сада. Прожил он долгую и интересную жизнь. Корней Иванович очень любил детей. Многие свои произведения он придумал для своих детей. Но Корней Чуковский – это не настоящее его имя. Это имя он себе придумал.

-  Как это называется? (псевдоним) . Настоящее имя - Никола́й Васильевич Корнейчуко́в.

-Значение каких слов вы не поняли? Как называются такие слова? Почему они уже не употребляются в речи? (зубной порошок, гребешок, ушат, корыто, лохань).

- Я предлагаю прочитать этот текст хором. (Дети читают хором.)

- Давайте поразмышляем, какое настроение текст вызывает у нас при чтении? (Бодрое, веселое, задорное.)

– Какие  слова,  на  ваш  взгляд,  при  чтении  мы  должны  выделить  голосом? («Да здравствует», «давайте же», «всегда и везде», «вечная слава».)

– Сколько предложений в стихотворении? (Два.)

– Какие они по интонации? (Восклицательные.) 

РАБОТА В ПАРЕ

Каждая пара готовит чтение стихотворения.

-Договоритесь, кто какое предложение будет читать. Проверка.

– Очень хорошо! Мне сразу захотелось, чтобы скорей было лето, чтоб от души понырять, поплескаться, покувыркаться в реке. А каждый день можно и в ванне, и в бане, и т. д.

– Для чего же написал К. Чуковский эти строки? (Чтобы возникло желание дружить с водой.)

Работа в группе

- Давайте сделаем вывод - текст относится к поэзии или прозе? Докажите. Найдите рифмы. ( Представитель от каждой группы называет пары рифм)

- Можно  ли это стихотворение пересказать прозой?

Еще одна отличительная черта поэтического текста: стихи более ярко передают смысл, более выразительно.

(3 ряда перечисления: предметы для мытья, способы мытья, где можно мыться.)

– Кто из вас догадается, что обозначают звездочки над стихотворением? (Придумать заголовок.)

– Какой  же  заголовок  мы  можем  придумать?  («Слава воде!», «Гимн воде».)

- Подтвердилась ли наша гипотеза? Сделаем вывод и назовем отличительные черты поэтического текста.

Отличительными чертами поэзии являются: запись столбиком, каждая строка с большой  буквы, есть рифма, стихи более ярко передают смысл, более выразительно.

  1. Рефлексия.

Продолжи фразу:

Я сегодня узнал…

Теперь я умею…

-Определите свое место на дереве успеха.

  1. Домашнее задание: Я предлагаю выполнить задание по развитию памяти. Что вы можете сделать? (Выучить наизусть одно из стихотворений).

- Рассмотрите произведения на стр. 8 -9.

- Как вы думаете, о чем в них пойдет речь? Мы еще не читали их. Обратите внимание на тексты.

- Что о них вы можете сказать? Какую гипотезу выдвинуть? (Предположим, что это  стихи, т.к. записаны столбиком, каждая строка с большой буквы. Можем сказать, кто автор, название

Тема урока. Особенности поэтического текста. Стихотворения  Даниила Хармса «Я проснусь…»,  Корнея Чуковского «Да здравствует мыло душистое…».

                                                                                                                                             Цель урока:  способствовать ознакомлению с текстами Д. Хармса и К.Чуковского, определить их принадлежность к стихотворениям или прозе и доказать наше утверждение.

                  РЕЖИМ  ДНЯ ШКОЛЬНИКА

Утро. Все проснулись на земле? (стр.8)

Проснулись – надо умыться. (стр.9)

Здоровье в порядке – спасибо зарядке! (стр.15)

Очень вкусная страница, не пора ли подкрепиться?! (стр.26)

Утро прожито, нас ждёт день, полный событий. (стр.32)

Весело звенит звонок, начинается урок. (стр.50)

Кто лениться не привык, тот хороший ученик. (стр.62)

Я по улице иду, удивляюсь на ходу… (стр.84)

Тянется дорожка от школьного порожка. (стр. 93)

Мы выходим погулять, в путешествие играть. (стр.106)

На сон грядущий… (стр.134)

                      Поэзия, поэт, поэтесса.

Отличительными чертами поэзии являются:

- запись столбиком,

- каждая строка начинается с большой        буквы,

- есть рифма, 

- стихи более ярко передают смысл, более выразительно.

       Рефлексия

Продолжи фразу:

- Я сегодня узнал…

- Теперь я умею…

- Определите свое место на дереве успеха.

Даниил Иванович Хармс в детстве был одаренным ребенком, хорошо рисовал, пел, играл на музыкальных инструментах, был большим выдумщиком и сочинителем.

Хармс – это не настоящая его фамилия, а псевдоним.

Псевдоним – это условное имя автора или артиста, которое заменяет его настоящее имя или фамилию (автор обычно придумывает его сам).

 Настоящая фамилия его была Ювачев.

 В детстве он очень любил цирк. Артистов он считал волшебниками, и у этих волшебников были звонкие странные имена. И эти имена ему очень нравились. Когда он вырос, решил стать писателем – волшебником слова, чтобы управлять вниманием и настроением людей. А решив так, он задумал изменить  фамилию Ювачёв на  Хармс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие творческих способностей на уроке литературного чтения в первом классе"

В публикации представлен материал творческих заданий на уроках обучения грамоте и литературного чтения...

Урок литературного чтения в первом классе по теме "Инсценирование стихотворений. К.И.Чуковский «У меня зазвонил телефон», «Путаница».

Цели  урока:Образовательные:познакомить с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, учить понимать юмор прочитанных произведе...

Урок литературного чтения в первом классе. Тема: « Литература. Автор и персонажи».

В уроке реализутся цель ознакомления учащихся с понятием литература, автор и герой.Учащиеся приэтом занимают активную позицию, проявляя своё творчество. Урок способссособствует формированию начальных ...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Урок литературного чтения в первом классе В.В. Бианки "Первая охота"

Урок литературного чтения в первом классе В.В. Бианки "Первая охота"...