рабочая программа по литературному чтения 4 класс ПНШ
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) по теме
рабочая программа предназначена для учителей работающих по программе "перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_4_klas.docx | 45.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 1 имени Б.В. Волынова»
Рассмотрено Руководитель ШМО ___________/Чекалдина Н.Н../ Протокол №_____ от «____» ___________20_13 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР
____________/Илларионова Е.А./ «____»____________2013 г. | Утверждена приказом
|
Рабочая программа
по литературному чтению
4 класс
на 2013-2014 учебный год
Разработана
Гавриловой Л.М.
учителем начальных классов
первой квалификационной категории
Прокопьевск
2013
Учебно-тематическое планирование
по литературному чтению
Классы 4
Учитель Гаврилова Л.М.
Количество часов
Всего 102 час; в неделю 3 часа
Плановых контрольных уроков _______, зачетов _____, тестов ______ ч.;
Административных контрольных уроков _______ ч.
Планирование составлено на основе: Примерной (М.: «Просвещение», 2010 г.) и авторской программы начального общего образования Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской «Литературное чтение» («Программы четырехлетней начальной школы», М. Академкнига/Учебник, 2011)
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
- Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
- Учебного плана МБОУ «ООШ № 1» на 2013-2014 учебный год.
- Примерной (М.: «Просвещение», 2010 г.) и авторской программы начального общего образования Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской «Литературное чтение» («Программы четырехлетней начальной школы», М. Академкнига/Учебник, 2011)
Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе - формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования:
- развитие умения понимать нравственный смысл целого до развития умения; различать нравственные позиции на основе художественных произведений;
- формирование умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;
- формирование умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);
- формирование умения ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания. Имеется полное согласование целей данного курса и целей, предусмотренных обязательным минимумом начального общего образования, которые заключаются в овладении знаниями и умениями, необходимыми для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; развитии личности ребенка и, прежде всего, его мышления как основы развития других психических процессов: памяти, внимания, воображения, математической речи и способностей; формировании основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдения, измерения, моделирования), приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), способов организации учебной деятельности (планирование самоконтроль, самооценка и др.).
На изучение литературного чтения в 4 классе отводится 3 часа в неделю, всего 102 часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Устное народное творчество
Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения человека с миром природы. Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; представления о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях человека.
Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (нарушение социального (природного) порядка как причина выхода героя из дома; дорога к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление социального (природного) порядка и справедливости).
Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках.
Былина как эпический жанр (историческое повествование). Характеристика эпического (исторического) героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями — торговлей или ратными подвигами — свое отечество).
Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).
Авторская сказка. Сохранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).
Жизнь жанров фольклора во времени. Взаимоотношения обрядов и праздников.
Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.
Народная и авторская сказка.
Сказочная повесть. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.
Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик.
Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.
Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.
Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой).
Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника):
- роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения;
- участие воображения и фантазии в создании произведений;
- диалоги с современным московским детским писателем и современными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них.
Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.
Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: произведения сравниваются не на основе их тематического сходства, а на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).
Библиографическая культура. Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по ее элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений. Представление о собрании сочинений. Использование толкового и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов, встречающихся на страницах литературных произведений.
Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта.
Формирование умений выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка.
Умения и навыки чтения и говорения. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.
Формирование культуры предметного общения:
- умений целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;
- способности критично относиться к результатам собственного творчества;
- способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников.
КРУГ ЧТЕНИЯ
Устное народное творчество
Мифологические сюжеты: Древней Греции, древних славян.
Русские народные волшебные сказки: «Сивка-Бурка», «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко»*, «Морской царь и Василиса Премудрая», «Иван-царевич и серый волк»*, «Финист-ясный сокол»*.
Зарубежня волшебная сказка: «Алтын-сака – золотая бабка».
Былины:
а) Киевского цикла: «Илья Муромец и Святогор»*, «Илья Муромец и Соловей — разбойник»;
б) Новгородского цикла: «Садко».
Классики русской литературы XVIII — первой половины XX в.
В. Жуковский «Славянка» (отрывок), «Весеннее чувство» (отрывок);
А. Пушкин «Везувий зев открыл…», отрывки из «Евгения Онегина», «Гонимы вешними лучами…», «Сквозь волнистые туманы…»;
М. Лермонтов «Парус»;
Ф. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»;
А. Фет «Это утро, радость эта…»;
И. Бунин «Нет солнца, но светлы пруды», «Детство»;
Н. Заболоцкий «Сентябрь», «Оттепель»;
В. Хлебников «Кузнечик»;
В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»;
Б. Пастернак «Опять весна»;
А. Чехов «Ванька», «Мальчики»;
Л. Андреев «Петька на даче»;
М. Волошин «Зеленый вал отпрянул…»;
В. Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею…», «Обида»;
А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители» (в сокращении)*.
Классики русской литературы второй половины XX в.:
А. Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни…», «Памяти друга»;
С. Михалков. Государственный гимн Российской Федерации;
Н. Рыленков «К Родине»;
Н. Рубцов «Доволен я буквально всем»;
Д. Самойлов «Красная осень»;
А. Кушнер «Сирень»;
В. Соколов «О умножении листвы…», «Все чернила вышли…»;
Д. Кедрин «Все мерещится поле с гречихою…»;
К. Паустовский «Теплый хлеб»*;
Ю. Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!»;
И. Пивоварова «Как провожают пароходы», «Мы пошли в театр»*;
В. Драгунский «Красный шарик в синем небе»*;
Л. Улицкая «Бумажная победа»;
М. Вайсман «Шмыгимышь»;
С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»; «Давно бы так, заяц», «Лисичка»*;
Б. Сергуненков «Конь-мотылек»;
С. Маршак «Как поработала зима!..»;
А. Пантелеев «Главный инженер».
Зарубежная литература:
древнегреческий «Гимн Природе»;
древнегреческое сказание «Персей»;
Плиний Младший «Письмо Тациту».
Авторские волшебные сказки:
Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»*, «Снежная королева» (в отрывках), «Русалочка» (в сокращении);
С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках);
А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»* (в отрывках);
Д. Даррелл «Землянично-розовый дом»* (отрывок из повести «Моя семья и другие животные».
* Примечание. Звездочкой обозначены произведения, помещенные в хрестоматию.
1.1 Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
-эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
-эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
-чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
-понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
-наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
-ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
-этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-вычитывать все виды текстовой информации: фрактальную, подтекстовую, концептуальную;
-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
-извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-пользоваться словарями, справочниками;
-осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы.
Предметные результаты:
-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
-осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
-самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
-самостоятельно находить ключевые слова;
-самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
-формулировать основную мысль текста;
-составлять простой и сложный план текста;
-писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
-аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
-понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
-иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
-самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
-относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
-относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
-видеть языковые средства, использованные автором
В результате освоения курса «Литературное чтение» учащиеся должны знать/понимать:
- содержание основных литературных произведений, изученных в классе, их авторов и названия;
- названия 1-2 детских журналов и их основное содержание (на уровне рубрик);
- основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам.
В результате освоения курса «Литературное чтение» учащиеся должны уметь:
- читать осознанно и выразительно про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;
- определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;
- различать основные малые жанры фольклора; сказку о животных, волшебную сказку; басню, рассказ; отличать народные произведения от авторских;
- характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;
- читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них;
- находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;
- обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;
- ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);
- составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборник произведений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
- самостоятельного выбора книги в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему);
- определения содержания книги по ее элементам («Оглавлению» или «Содержанию», аннотации, иллюстрациям);
- самостоятельного чтения выбранных книг;
- высказывания оценочных суждений о героях прочитанных произведений;
- работы с разными источниками информации.
1.2 Формы контроля уровня достижений планируемых результатов, критерии оценивания
Текущий контроль уровня усвоения учащимися учебного материала осуществляется в виде устных опросов учащихся, тестовых заданий, самостоятельных и творческих работ.
В конце учебного года проводится контрольный срез знаний.
Проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям : беглость, правильность, осознанность, выразительность.
Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.
Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Чтение наизусть
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
1.3 Перечень учебно-методических средств обучения
Для реализации программного содержания используются.
Учебно-методическое обеспечение для учащихся:
1.Чуракова Н.А., Литературное чтение. 4 класс: Учебник. В 2-х ч. - М.: Академкнга/Учебник, 2012
2. Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Хрестоматия - М.: Академкнига/Учебник, 2012 г.
3. Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2. - М.: Академкнига/Учебник, 2012 г.
4. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2012 г.
Учебно-методическое обеспечение для учителя:
1.Чуракова Н.А., Литературное чтение. 4 класс: Учебник. В 2-х ч. - М.: Академкнга/Учебник, 2012
2. Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Хрестоматия - М.: Академкнига/Учебник, 2012 г.
3. Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2. - М.: Академкнига/Учебник, 2012 г.
4. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2012
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире. | 13 |
2. | Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. | 12 |
3. | Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека. | 12 |
4. | Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас. | 13 |
5. | Пытаемся понять, как на нас воздействует красота. | 12 |
6. | Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. | 9 |
7. | Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда. | 13 |
8. | Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество. | 18 |
Итого | 102 |
№ п/п | Количество часов | Дата | Тематика разделов, темы уроков | Примечание | |
по про грам ме | факти чески | ||||
1 | 1 | Представление о Мировом Дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; | |||
2 | 1 | Общее представление о «мифе» как способе жизни человека в древности. | |||
3 | 1 | Древнегреческое сказание «Персей» Отражение древних (мифологических) представлений о мире. | |||
4 | 1 | Герой волшебной сказки. Русская народная сказка «Сивка-бурка». | |||
5 | 1 | Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка» | |||
6 | 1 | Русской народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая». Работа с хрестоматией. | |||
7 | 1 | Русская народная сказка «Морозко». Чтение по ролям. Работа с хрестоматией. | |||
8 | 1 | Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в русских народных сказках. «Финист-ясный сокол». | |||
9 | 1 | «Финист-ясный сокол». Работа с хрестоматией. Музыкальная пьеса Ф. Лядова «Баба Яга». | |||
10 | 1 | «Иван царевич и серый волк». Чтение произведения целиком. | |||
11 | 1 | Сказки народов мира. Сходство и отличия от русских народных сказок. «Алтын-сака – золотая бабка». | |||
12 | 1 | «Алтын-сака – золотая бабка». Соответствие волшебным законам. | |||
13 | 1 | Итоговое обобщение по теме «Постигаем законы волшебной сказки». | |||
14 | 1 | Различение жанров произведений. Былина. «Илья Муромец и Соловей –разбойник». | |||
15 | 1 | Особенности стихосложения и выразительного прочтения былины. «Илья Муромец и Соловей –разбойник». М Врубель «Богатырь» | |||
16 | 1 | Характеристика героев былины выборочным чтение строчек из текста. «Илья Муромец и Святогор». | |||
17 | 1 | Выразительное чтение былины «Садко» с соблюдением напевности как признака жанра. | |||
18 | 1 | Творчество Г.-Х. Андерсена. «Русалочка». Чтение произведения целиком. | |||
19 | 1 | Г.-Х. Андерсена. «Русалочка». Характеристика героев произведения. | |||
20 | 1 | Развитие сказочной этики: осознание ценности нравственного совершенства и силы любви. Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Работа с хрестоматией. | |||
21 | 1 | . Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | |||
22 | 1 | Г.-Х. Андерсен. «Снежная королева». История первая и вторая. Работа с хрестоматией. | |||
23 | 1 | Г.-Х. Андерсен. «Снежная королева». Ответы на вопросы по содержанию сказки. | |||
24 | 1 | Анализ описания царства Снежной королевы. Подтверждение своего мнения цитатами из текста. Э.Григ «В пещере горного короля». | |||
25 | 1 | Обобщение по теме «Зарубежные авторские сказки». | |||
26 | 1 | В. Жуковский «Славянка», «Весеннее чувство». Сравнение настроения поэта и художника И. Левитана. | |||
27 | 1 | Выразительное чтение стихотворений Д. Самойлова «Красная осень», Н. Заболоцкого «Сентябрь». Заучивание наизусть. | |||
28 | 1 | Анализ сравнений. Выразительное чтение стихотворения Н. Заболоцкого «Оттепель». Заучивание наизусть. | |||
29 | 1 | И. Бунин. «Нет солнца, но светлы пруды…», «Детство». Герой произведения. Авторские сравнения. Заучивание наизусть. | |||
30 | 1 | Чтение целиком произведения В. Набокова «Обида». | |||
31 | 1 | Выделение средств художественной выразительности. Э. Шанкс «Наем гувернантки» | |||
32 | 1 | Творчество В. Набокова. Восприятие и понимание эмоционально – нравственных переживаний героев стихотворений «Грибы», «Мой друг. Я искренне жалею…» | |||
33 | 1 | Творчество Ю. Коваля. Частие в диалоге при обсуждении произведения «Лес, лес! Возьми мою глоть!» С. Лучишкин «Шар улетел». | |||
34 | 1 | Высказывание оценочных суждений о произведении В. Драгунского «Красный шарик в синем небе». | |||
35 | 1 | Анализ содержания произведения Б. Сергуненкова «Конь Мотылек». Связь произведения с живописным произведением. В. Ватенин «Голуби в небе». | |||
36 | 1 | Дж. Даррелл «Землянично-розовый дом». Работа с хрестоматией. Средства художественной выразительности. Анализ содержания произведения. | |||
37 | 1 | Обобщение по теме «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека». | |||
38 | 1 | Л. Андреев «Петька на даче». Чтение произведения целиком. Определение жанра произведения. | |||
39 | 1 | Л. Андреев «Петька на даче». Составление плана произведения. | |||
40 | 1 | Анализ содержания произведения и репродукций Н. Богданова-Бельского «Ученицы», «У дверей школы». Пересказ текста по плану. | |||
41 | 1 | А. Чехов «Ванька». Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. | |||
42 | 1 | А. Чехов «Мальчики». Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Определение жанра произведения. | |||
43 | 1 | А. Чехов «Мальчики». Определение главной мысли произведения. Деление текста на части. Пересказ. | |||
44 | 1 | Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Чтение произведения целиком. Работа с хрестоматией. Конкретно-исторические приметы времени в тексте. | |||
45 | 1 | Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Важные события в жизни героя. Характер героя. Его поступки и их мотивы. | |||
46 | 1 | Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение. | |||
47 | 1 | Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Развитие навыков свободного владения устной и письменной речью. Анализ описания внешнего вида героя. Устное рисование. | |||
48 | 1 | Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Деление текста на смысловые части. Составление плана. | |||
49 | 1 | Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Пересказ по плану. | |||
50 | 1 | Обобщение по теме «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас». | |||
51 | 1 | Произведения о детях классиков детской литературы. | |||
52 | 1 | И. Пивоварова «Как провожают пароходы». Чтение вслух доступного текста целыми словами. | |||
53 | 1 | Л. Улицкая «Бумажная победа». Деление текста на смысловые части. Ф. Шуберт «Музыкальный момент №3, фа минор». | |||
54 | 1 | Л. Улицкая «Бумажная победа». Ответы на вопросы по содержанию текста, выборное чтение. | |||
55 | 1 | Характеристика героев произведения С. Козлова «Не улетай, пой, птица!». Взгляд на происходящее с разных точек зрения. | |||
56 | 1 | Средства художественной выразительности в произведении С. Козлова «Давно бы так, заяц!». Восприятие и понимание переживаний персонажей. Ван Гог «Огороженное поле». | |||
57 | 1 | Крылатые выражения в стихотворении В. Соколова «О умножение листвы на золотеющих дорожках!». Выразительное чтение. Заучивание наизусть. | |||
58 | 1 | Ритм, звукопись, повторы слов, строфа в стихотворении Б. Пастернака «Опять весна» (отрывок). Выразительное чтение. | |||
59 | 1 | Тема и основная мысль произведения. Определение точки зрения поэта в стихотворении В. Соколова «Все чернила вышли, вся бумага, все карандаши». | |||
60 | 1 | И. Пивоварова «Мы пошли в театр». Работа с хрестоматией. Участие в диалоге о прочитанном произведении, использование цитат при доказательстве точки зрения. | |||
61 | 1 | Сходство произведений И. Пивоваровой «Мы пошли в театр» и С. Козлова «Лисичка» на уровне главной мысли произведения. | |||
62 | 1 | Обобщение по теме «Пытаемся понять, как на нас воздействует красота». | |||
63 | 1 | Чтение целиком произведения С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Понимание содержания литературного произведения, определение его жанра. | |||
64 | 1 | С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Описание внешнего вида героев, их характера строчками из текста. | |||
65 | 1 | С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Деление текста на части. Картинный план. | |||
66 | 1 | Олицетворение, сравнения и повтора в произведении Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». | |||
67 | 1 | Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Чтение произведения целиком. Герой произведения | |||
68 | 1 | Определение исторического времени в произведении К. Паустовского «Теплый хлеб». Работа с хрестоматией. | |||
69 | 1 | К. Паустовский «Теплый хлеб». Чтение текста целиком. Ответы на вопросы по содержанию текста. | |||
70 | 1 | К. Паустовский «Теплый хлеб». Выборочное чтение отрывков произведения в доказательство своего мнения. | |||
71 | 1 | Обобщение по теме «Что помогает человеку стать человеком». | |||
72 | 1 | У искусства есть своя особенная правда. Построение небольшого монологического высказывания. | |||
73 | 1 | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность в произведении М. Вайсман «Шмыгимышь». | |||
74 | 1 | Средства художественной выразительности в стихотворении В. Хлебниковой «Кузнечик». Связь произведения литературы с другими видами искусств. Заучивание наизусть. | |||
75 | 1 | Связь названия текста с темой и главной мыслью. А. Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни такие…» выразительное чтение. Заучивание наизусть. | |||
76 | 1 | Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения А. Кушнер «Сирень». Рисование иллюстраций к тексту. | |||
77 | 1 | Выделение средств художественной выразительности в стихотворении В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Выразительное чтение. | |||
78 | 1 | Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии. А. Фет «Это утро, радость эта…». Заучивание наизусть. | |||
79 | 1 | Темп стихотворения. Ф. Тютчева «Как весел грохот летних бурь…» Рифма охватная, кольцевая. Средства художественной выразительности. Заучивание наизусть. | |||
80 | 1 | Выразительное чтение вслух доступного стихотворения М. Лермонтова «Парус» целыми словами. | |||
81 | 1 | Эмоционально-нравственные переживания автора произведения М. Волошина «Зеленый вал отпрянул и пугливо умчался вдаль…» Выразительное чтение. Заучивание наизусть. | |||
82 | 1 | Виды рифм: парная, перекрестная охватывающая в стихотворении С. Маршака «Как поработала зима!». Выразительное чтение. Заучивание наизусть. | |||
83 | 1 | А. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки). Характеры героев и их поступки. Мотивы поступков героев стихотворений. | |||
84 | 1 | Обобщение по теме «У искусства есть своя, особенная правда» | |||
85 | 1 | Чтение целиком произведения А. Пантелеева «Главный инженер». Конкретно-исторические приметы времени в тексте. | |||
86 | 1 | А. Пантелеев «Главный инженер» Анализ средств художественной выразительности. | |||
87 | 1 | А. Пантелеев «Главный инженер» Сравнение литературного произведения с художественным. Пересказ текста по плану. | |||
88 | 1 | Эмоционально-нравственные переживания автора стихотворения А. Ахматовой «Памяти друга», Контраст цветовой и звуковой. Заучивание наизусть. | |||
89 | 1 | Средства художественной выразительности в стихотворении Н. Рыленкова «К Родине». Заучивание наизусть. Заучивание наизусть. | |||
90 | 1 | Анализ точки зрения героя стихотворения Н. Рубцова «Доволен я буквально всем!» Связь произведения литературы с музыкальным произведением. | |||
91 | 1 | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность в стихотворении Д. Кедрина «Все мне мерещится поле с гречихою…». Заучивание наизусть. | |||
92 | 1 | Гимн – вид стихотворного текста, адресованный силе, от которой люди чувствуют зависимость. Жизнь древнего жанра гимна во времени: жанровое и лексическое сходство. | |||
93 | 1 | Коллективное составление плана текста Плиния Младшего «Письмо Тациту». Устное изложение текста по плану. | |||
94 | 1 | Творчество А. Пушкина. Определение типа рифмы в произведении А. Пушкина «Везувий зев открыл – дым хлынул клубом…» Заучивание наизусть. | |||
95 | 1 | Обобщение по теме «Без прошлого у людей нет будущего.» | |||
96 | 1 | Работа с хрестоматией. В мастерской художника. Начальные представления о творческой биографии художника. | |||
97 | 1 | Офорт – вид гравюр на металле. Связь произведений литературы с произведениями живописи. | |||
98 | 1 | Офорт – вид гравюр на металле. Связь произведений литературы с произведениями живописи. Работа с хрестоматией. Репродукции И. Колмогорцевой. | |||
99 | 1 | Олимпиада «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее». | |||
100 | 1 | Проверка сформированности навыка чтения. | |||
101 | 1 | Обобщение по теме «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее». | |||
102 | 1 | Повторение по теме «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...