Обобщение по разделу "Страна детства
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Белякова Светлана Викторовна

Урок литературного чтения в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Обобщение по разделу  «Страна детства» .

Тип урока: урок обобщения.        

Цель: создать условия для обобщения  знаний детей по    изученным  произведениям  раздела  «Страна детства»;

Задачи: - формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, строить логические  цепи рассуждений, доказательств, искать  и выделять необходимую информацию;

- формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- развивать нравственные качества(доброту, правдивость, внутреннюю красоту, любознательность, воспитанность).

Оборудование: презентация, карточки, учебник Л.Ф.Климановой «Родная речь» 4 класс, аудиозапись отрывка,  выставка книг, выставка рисунков,  бумага, фломастеры.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Организационный момент.    

Приветствие детей, настрой на работу.

Подготовка класса к работе.

Личностные:самоопределение; Регулятивные:целеполагание

2.Речевая разминка.

Пропевание гласных.

Скороговорка.

Пётр Петру пёк пироги.

Чтение орфоэпически, с радостью, удивлённо.

Дети пропевают гласные звуки.

Выполняют упражнение по заданию учителя.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

2.Сообщение темы и целей  урока.

Проблема. Перед вами названия нескольких стран:

-Страна мальчишек и девчонок;

-Страна веселья и радости;

-Страна фантазий и развлечений;

- Страна сладкоежек.

Существуют ли эти страны в реальном мире? А если их объединить в   одну страну, какое бы вы дали ей название?  

-Какая тема нашего урока?

 - Какие задачи мы должны решить на этом уроке? (Будем учиться искать и выделять в тексте необходимую информацию, рассуждать, точно выражать свои мысли, работать с текстом)

Дети высказывают свои предположения.

Регулятивные:целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: общеучебные –самостоя-тельное вы-деление- формулирование позна-вательной цели;

4.Основная часть.  

физмин. 

(по времени)

5.Рефлексия

6.Итог урока

-Вспомните произведения, которые мы читали в разделе «Страна детства».

1.- Соедините линией название произведения и его автора.

Выполняют задания по карточкам., проверяют себя по эталону.

Личностные :самоопределение Регулятивные : планирование, прогнозирование; контроль, оценка, коррекция; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, саморегуляцияПознавательные: общеучебные-умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, поиск и выделение необходимой информации; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации ; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
 управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

2.- К какому произведению можно отнести эти пословицы?

Ложь человека не красит.

Любопытством не проживёшь.

Отвечают на вопросы учителя.

Б.Житков «Как я ловил человечков»

3.- Назовите предмет  обожания Бори. Найдите в тексте описание пароходика. Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы показать восхищение? На доске карточки: олицетворение, сравнение, метафора. Используйте их для ответа на вопрос.

- Какое из данных средств художественной выразитель-ности отметили?

Отвечают на вопросы учителя. 

(Будочка – домик, винт – розочка, два черных пояса – сравнение.)

 

4.Работа над силой голоса.

Выполняют упражнение по заданию учителя.

5.- Докажите, что бабушка дорожила пароходиком. Почему она им дорожила?

Отвечают на вопросы учителя.

6.-  Что придумывал мальчик, чтобы поймать человечков?

Отвечают на вопросы учителя

“… дать им конфетку…”
“… отломить от леденца кусок…”
“… Я положил хлеб…”
“… хотел взять, намочить чернилами…”

7.- Каким был Боря любопытным или любознательным? Приведите примеры из жизни.

 Отвечают на вопросы учителя.

Объясняют свой выбор.

8.- Чем закончилась история?

Отвечают на вопросы учителя.

9.- Зачем автор написал рассказ?

Отвечают на вопросы учителя.

Объясняют свой выбор. (Так не поступать, не обманывать старших, быть послушным, одержимость фантазией ведет к хитрости, обману.)

10-Почему на уроке литературного чтения мы встретились с композитором Э.Григом и его музыкой?

Отвечают на вопрос учителя

11.- В какой стране происходит действие рассказа «Корзина с еловыми шишками»?

Отвечают на вопрос учителя.

12.– Где произошла встреча композитора и девочки? Зачем Дагни собирала шишки в лесу?

Высказывают свои предположения

(Для посадки елей, делать игрушки)

13.-Какой была Дагни?- Почему Э.Григ захотел сделать подарок для девочки?

Высказывают свои предположения

14.- О чём думал композитор, когда писал музыку для Дагни? Прочитайте отрывок.

Находят в тексте  информацию.

15.-   Давайте представим себя на месте Дагни. Мы с вами на концерте. Чтобы понять и почувствовать музыку, ее нужно слушать в тишине. Что вы испытывали во время прослушивания музыкального отрывка?А что испытывала Дагни? Найдите подтверждение в тексте.

Слушают музыкальный отрывок, высказывают свои предположения. Находят информацию в тексте.

16.- Какую главную мысль открыла для себя Дагни, слушая музыку Э. Грига?

(“…Вы открыли передо мной, то прекрасное, чем должен жить человек”.)

17.- Чем же должен жить человек? 

Г.К. Паустовский и Э.Григ - оба великие мастера. Один – словом, другой музыкой пробуждает нас и добрые чувства.Наверное, и вы сделали в своей жизни что- то доброе : человеку, животному или просто растению.

18.Творческая работа

Перед вами лежит лепесток, напишите кратко о своем добром поступке. Зачитывать мы не будем. Кричать о своих поступках не стоит, потому что ,как гласит английская пословица «Кто добр поистине- добро творит в молчании» Доброта-это как сказочный цветок, который  расцвел в душе каждого из нас.

(Соединяем лепестки в цветы Доброты)

Мечтой, Родиной, искусством, музыкой, добрыми делами…

19.Выделение ёлка из набора букв

20.- Чем наряжали ёлку в то время?

Отвечают на вопросы учителя.

21.- Девочки дают характеристику Леле, а мальчики Миньке.

Находят в тексте  информацию.

 

Девочки

Мальчики

 

Леля

Минька

Возраст

Было 7 лет

Ударило 5 лет

Рост

Высокая, длинновязая

Удивительно маленького роста

Характер

Исключительно бойкая

Тихий

Что  могут достать?

Могла высоко достать

Ничего нельзя достать

Как ест?

Моментально съедает

Откусываю

Поведение

Не церемонится

Чуть не заревел

21.- К рисунку на слайде найдите в тексте соответствующие слова.

  • 1 рисунок – стр.60
  • 2 рисунок – стр.60
  • 3 рисунок – стр.62
  • 4 рисунок – стр.62
  • 5 рисунок – стр.63
  • 6 рисунок – стр.64

Отвечают на вопросы учителя.

18.- Что вы думаете о поведении Лёли и Миньки?

Отвечают на вопрос учителя.

19.- Какими мыслями хотел поделиться М.Зощенко со своими читателями?

Отвечают на вопрос учителя.

20.- Придумайте по 1 вопросу по теме урока.

Придумывают вопрос.

- К чему призывают авторы всех произведений? (Выставка книг).

Отвечают на вопрос.

Наш урок мне хочется закончить словами М.М. Зощенко: «Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился.»  Подведение итогов, выставление отметок.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение по разделу "Страна детства". Литературное чтение. 4 класс. УМК "Школа России"

•Задания для команд использовались с интернет портала Pro Школу.ru (презентация Никандровой А. Л. по теме «Страна далекого детства»)...

Обобщение по разделу "Страна детства". Литературное чтение. 4 класс. УМК "Школа России"

К конспекту урока прилагаются задания для команд. Для конспекта урока использовала материал коллег с портала "Про школу точка ру"...

Обобщение по разделу "Страна детства". Литературное чтение. 4 класс. УМК "Школа России"

К конспекту урока прилагаются задания для команд. Для конспекта урока использовала материал коллег с портала "Про школу точка ру"...

Открытый урок по литературному чтению по теме "Обобщение по разделу "Страна детства". 4 класс

Урок составлен в игровой форме. Ученики закрепляют знания по прочитанным  в разделе "Страна детства" произведениям. Выполняют творческие задания....

Обобщение по разделу Страна детства 4 класс

Тип урока: урок обобщения.                             Повторить и обобщить изученный материал в разделе “Страна детства” (пр...

Открытый урок по литературному чтению по теме «Обобщение по разделу «Страна Детства» 4 класс.

Цель урока повторить и обобщить изученный материал, развивать навыки сравнения, сопоставления, логического мышления, углублять знания детей об олицетворении, метафаре, сравнении, формировать умение ос...

Обобщение по разделу" Страна детства" , интерактивная игра .УМК " Школа России"

Увлекательная игра по литературному чтению. Позволяет обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении раздела....