ПЯТЫЙ УРОК ВЕЖЛИВОСТИ. КАКИЕ СНЫ СНЯТСЯ ЩЕНКАМ? (Рассказ Е. Чарушина «Томкины сны».)
план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме
Конспект урока с УУД по теме: ПЯТЫЙ УРОК ВЕЖЛИВОСТИ. КАКИЕ СНЫ СНЯТСЯ ЩЕНКАМ? (Рассказ Е. Чарушина «Томкины сны».) ОС Школа 2100.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tomkiny_sny.pptx | 921.89 КБ |
urok_16._tema-_kakie_sny_snyatsya_shchenkam-_rasskaz_e._charushina_lto.docx | 44.87 КБ |
prilozhenie_1.docx | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дом, в котором прошли детские и юношеские годы Е. Чарушина в Вятке.
Автор. Иллюстрация. Заголовок. Читаем текст. Отвечаем на вопросы. ?
Никита и папа весёлые любят животных серьёзные наблюдательные фантазёры
Сегодня на уроке я узнал… мне понравилось… мне было трудно… я хотел бы…
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Литературное чтение |
Класс, учитель | 1 «А». Ионова Марина Владимировна |
Тип урока | |
Технология построения урока | проблемно-диалогическая |
Тема | ПЯТЫЙ УРОК ВЕЖЛИВОСТИ. КАКИЕ СНЫ СНЯТСЯ ЩЕНКАМ? (Рассказ Е. Чарушина «Томкины сны».) |
Цель | – формировать навыки сознательного, правильного, выразительного чтение; – формировать умение прогнозировать и анализировать текст, раскрывать смысл художественного произведения; – формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; – формировать умение различать рассказы и стихотворения. - обогащать словарный запас учащихся; - воспитывать бережное отношение к животным. |
Основные термины, понятия | Рассказ, герои рассказа, рассказчик, автор. |
Планируемый результат | |
Предметные умения навыки сознательного, правильного, выразительного чтение; умение прогнозировать и анализировать текст, раскрывать смысл художественного произведения; умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; – формировать умение различать рассказы и стихотворения. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в группах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, тетради; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию в виде схемы;
3) выявлять сущность, особенности объектов;
4) на основе анализа объектов делать выводы;
5) обобщать и классифицировать по признакам; 6) ориентироваться на развороте учебника;
7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты:
1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Организационный момент | 1. Прозвенел и смолк звонок, начинается урок. - Давайте вспомним правила поведения на уроке. -Теперь можем начинать | ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | 2. Определение темы и целей урока. - Как называется раздел, с которым мы сейчас знакомимся на уроках чтения? - О чём эти произведения? - Где живут животные? -А вы бывали в лесу? - Но мы в лесу не живём, мы приходим туда в гости к птицам, зверям, растениям. - Но в гостях надо вести себя вежливо. Сегодня мы познакомимся с пятым уроком вежливости. Как вы думаете, о чём он будет? (Предположения детей) – Откройте учебники на стр.134. – Прочитайте, как он называется (Как вести себя в гостях у природы) – Чьи версии совпали? -Кто уже знает как надо вести себя в гостях у природы, поднимите руку. - Как вас много! Давайте организуем работу в группах, и каждая группа потом расскажет нам о своём правиле поведения в лесу. - Какие правила работы группы нам понадобятся? (умение выслушать одноклассников, если не понял, переспроси, своё несогласие выражай вежливо) Работа группами (6 групп) 1-5 группы С. 134 в учебнике на картинке обвести зелёным кружком то, что дети делают правильно. Зачеркнуть красной линией то, что делают неправильно. 6 группа. Составь экологический знак. Выбери к нему правильную надпись. Проверка с использованием документ-камеры. Дерево, трава, цветок и птица, – Мы ребята – гости в этом большом доме, который называется природа. В этом доме живут птицы, звери, деревья, цветы. А в гостях принято вести себя вежливо. - А у кого из вас дома живут животные? Поднимите руки, у кого дома живут кошки? А у кого – собаки? Они являются частью природы. Мы заботимся о них, можем много интересного о них рассказать. Почему? Потому что внимательно наблюдаем за ними, и может быть, кто-то из вас станет потом писателем, и расскажет нам о своих наблюдениях. 3. Обращение к автору. - Прочитайте имя автора нашего рассказа. - А знаете ли вы что-то о Евгении Ивановиче Чарушине? (Посмотрите на его портрет.) - Знакомы ли вам его произведения? («Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Как Никита охотился») - Евгений Иванович Чарушин был очень наблюдательным человеком. - В доме у Чарушиных были и кошки, и собаки, на окнах стояли банки с аквариумными рыбками, а в клетках распевали птицы. Вместе с мамой они выкармливали уток, лечили зверей. Эти животные становились друзьями мальчика. Сам Чарушин говорил: «Я приучился с детства понимать животное – его движения, мимику. Мне даже как-то странно видеть, что некоторые вовсе не понимают животного». Конечно, все его рассказы связаны с жизнью природы и её обитателями. Он не только пишет, но и сам рисует своих героев - показ иллюстраций. Обратите внимание на его манеру изображать своих героев – они такие пушистые, мягкие, смешные, круглые. Вот таким человеком был Евгений Иванович Чарушин. 4. Прогнозирование содержания. - Это новое произведение, а как мы знакомимся с новыми произведениями? (по плану) 1. Рассматриваем иллюстрацию, читаем заглавие, предполагаем.(А зачем нам это надо?) 2. Читаем текст. 3. Отвечаем на вопросы - Рассмотрите внимательно иллюстрацию к рассказу. - Кто изображён на ней? - Почему этот рисунок кажется необычным? - Попробуйте предположить, о чём будет этот рассказ? - Прочитайте заглавие рассказа. Как зовут героя? Это человек? - О ком будем читать? - Как звали любимца автора? - За чем наблюдал автор? (как спит его питомец) - Кто же кому приснился, как узнать? (прочитать) - Сейчас мы будем читать и определять, про кого и что хотел нам сказать автор в этом произведении. -В тексте встретятся труднопроизносимые, длинные слова. - Перед тем как начать читать мы должны потренироваться в чтении этих слов 5. Тренировка в чтении трудных слов (тетрадь, задание I.1, с. 34). Прочитайте их про себя. - А теперь читаем хором. Спра-ши-ва-ет – спрашивает – спрашивает у меня По-ви-зги-ва-ет – повизгивает – повизгивает во сне Бо-да-ет-ся – бодается – коза бодается По-драть-ся – подраться – подраться с тигром Спра-вить-ся – справиться – справиться с ним Физкультминутка. | прогнозировать предстоящую работу (составлять план); развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника находить ответы на вопросы в иллюстрации ) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. | Чтение рассказа по частям. Евгений Чарушин «ТОМКИНЫ СНЫ» 1 Когда Томка спит, он лает во сне, повизгивает, а иной раз и лапками шевелит, будто он бежит куда-то. Никита спрашивает у меня: – Почему это Томка лает? Ведь он же спит! – Он сны видит, – отвечаю. – А какие? – Да, наверно, какие-нибудь свои, собачьи сны – про охоту, про зверей, про птиц. Человеку таких снов не увидеть. – Вот интересно-то! – говорит Никита. - А почему человек не может видеть такие сны, какие видит щенок? - Кто же герои рассказа? А к кому Никита обращается с вопросами? Кто является рассказчиком истории? - Здесь нет слов автора, потому что эти слова-связки говорит папа. - Какие слова подтверждают, Томка – щенок, а не взрослая собака. (Повизгивает, лапки) - Вы хотите узнать, что было дальше? - Давайте прочитаем II часть? Итак, Никита наблюдает за спящим Томкой… 2 Подошёл мальчик к Томке, глядит, как он спит. А Томка спал, спал и залаял тоненьким голоском. (Что же ему сейчас приснилось?) Я и спрашиваю у Никиты: – Чего же это он во сне видит? – Понятно, – говорит Никита. – Это он зайчонка увидел небольшого. Томка поспал ещё немного и лапками пошевелил. (А сейчас что ему снится?) – Вот, – говорит Никита, – это Томка побежал. – За кем побежал? – Да не за кем, а от козы. Он её увидел, а она бодается. Тут Томка зарычал, залаял. (Отчего зарычал? Что же ему приснилось?) – Проснись! – закричал Никита. – Проснись, Томка! Ведь он тебя сейчас съест! – Кто, – спрашиваю, – съест? – Тигр! Томка с ним подраться хочет. Тигр-то вон какой страшный! Томке с ним не справиться. 2) Вопросы после чтения, -Понравилось? - Кто герои? -Чьи же сны отгадывал герой? Выборочное чтение. - Почему на иллюстрации в учебнике нарисовано несколько животных? -Давайте перечитаем 2 часть и найдём ответ в тексте. -Как реагировал Томка на зайца? На козу? На тигра? -Как мы поняли, что это ему снится? (от Никиты) -А как сам Никита понял, что это снится Томке? (наблюдал, угадывал, фантазировал) - Значит Никита какой? - А можно увидеть чужие сны? - А Никита увидел, значит, он какой мальчишка? (фантазёр) - Как Никита относится к Томке? (любит, заботится, переживает за него, волнуется, жалеет) - Как мы это поняли? (Хотел спасти от тигра) 3)Как нам показать, что Никита переживает за Томку, как передать чувства и мысли героев? (при помощи интонации) Эталонное чтение учителем. Тренируемся читать выразительно. Физкультминутка. | развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; развиваем умение слушать и понимать других; развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; находить ответы на вопросы в иллюстрации. строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. |
ΙΙΙ. Применение знаний. | Работа с текстом после чтения. - Какое по жанру произведение мы читали? (рассказ) - Почему? (говорится о реальном событии, Состоит из частей, мало героев) -Действительно это рассказ и в нём Чарушин описывает события из жизни своего сына Никиты и себя. – Сколько частей в рассказе? - Давайте откроем тетради с. 34 № 2 и выберем самое точное название для каждой части. - О чём 1 часть? 2 часть? –часть № 2: - а почему Никита хотел разбудить Томку? - значит Никита какой? | ТОУУ |
ΙV. Рефлексия. | - За кем же наблюдал герой? Было ли вам интересно? - Что хотел сказать Евгений Чарушин, написав это произведение? (хотел показать, как интересно наблюдать за животным, что только любящий и наблюдательный человек поймёт своего питомца и даже сны его сможет разгадать) Кто любит зверюшек? Зайчат, медвежат и хрюшек? А тот, кто Чарушина книги читал, О разных животных много узнал. Забавные киски, собачки и птички, В книжках живут на каждой страничке. Сам автор рассказов для вас рисовал. Вот Томка, вот Тюпа О них ты читал? Так книжки откроем мы с вами скорей, Найдём мы там много пушистых зверей. Обратите внимание на выставку книг, если они вас заинтересуют, вы можете взять эти книги в школьной библиотеке. А может быть у вас и дома есть книги Чарушина. Продолжите предложение Сегодня на уроке я узнал… мне понравилось… мне было трудно… я хотел бы… | оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по литературному чтению в 1 классе по теме: Рассказ Е.И.Чарушина «Томкины сны»
Интегрированный урок по литературному чтению в 1 классе по теме: Рассказ Е.И.Чарушина «Томкины сны» Цель:- формирование умения бегло, выразительно и осознанно читать, озаглавли...
Урок литературного чтения в первом классе Е.Чарушин "Томкины сны"
Интересные факты из жизни Е.Чарушина....
Урок литературного чтения 1 класс Е. Чарушин "Томкины сны"
Анализ видеоурока Ссылка для просмотра видео: https://youtu.be/9Sz5cwnhuOI?list=UUWS7F8LPvYOjnrzmaSKnMMQ...
Разработка урока по теме "Е.Чарушин "Томкины сны" 1 класс
Разработка урока и презентации к нему с упражнениями по отработке навыков чтения....
Материал к уроку по теме "Е.И.Чарушин "Томкины сны""
Ссылка для скачивания: https://easyen.ru/load/chtenie/2_klass/material_k_uroku_literaturnogo_chtenija_vo_vtorom_klasse_tema_e_i_charushin_tomkiny_sny/389-1-0-73998Презентация составлена для самос...
Технологическая карта урока по литературному чтению "Евгений Чарушин "Томкины сны" (2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Е.Чарушина «Томкины сны».Задачи ур...
Технологическая карта урока литературного чтения "Е. Чарушин "Томкины сны", 2 класс, "Перспективная начальная школа"
Технологическая карта урока литературного чтения "Е. Чарушин "Томкины сны", 2 класс, "Перспективная начальная школа"...