Урок литературы для 2 класса на тему "Стихи о зиме. А. Блок Ветхая избушка. С. Есенин . Береза."
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Урок литературы для 2 класса на тему "Стихи о зиме. А. Блок . Ветхая избушка. С Есенин. Береза.
Цели урока:
Познакомить детей с новыми произведениями А.Блока «Ветхая избушка» и С.Есенина “Берёза”.
Развивать умения видеть красоту зимней природы, рассуждать, анализировать, сравнить произведения разных поэтов; творческие способности, воображение, память. Выработать навык выразительного чтения, как результат понимания стиха.
Воспитывать чувство бережного отношения к природе, любовь к окружающему миру.
Тип: комбинированный
Форма проведения: путешествие по поэтическим страничкам
Оборудование: персональный компьютер с программой Power Point, презентационное сопровождение урока, мини-тест, тексты стихотворений.
Урок сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_dlya_2_klassa.docx | 30.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель Надеждинской средней школы Журавлева Л. А.
Костанайский р-н, Костанайской обл.
Дата: _______
Тема урока: Стихи о зиме. А. Блок «Ветхая избушка», С. Есенин «Береза».
Цели урока:
Познакомить детей с новыми произведениями А.Блока «Ветхая избушка» и С.Есенина “Берёза”.
Развивать умения видеть красоту зимней природы, рассуждать, анализировать, сравнить произведения разных поэтов; творческие способности, воображение, память. Выработать навык выразительного чтения, как результат понимания стиха.
Воспитывать чувство бережного отношения к природе, любовь к окружающему миру.
Тип: комбинированный
Форма проведения: путешествие по поэтическим страничкам
Оборудование: персональный компьютер с программой Power Point, презентационное сопровождение урока, мини-тест, тексты стихотворений.
Ход урока
І.Организационный момент.
Мотивационное начало урока.
-Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились самые маленькие(девочки), затем снежинки побольше (мальчики).Все снежинки оказались на земле . тихо вокруг наступила звездная ночь. Но с восходом солнца снежинки начинает просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку. Я рада видеть ваши лица и думаю, что наш урок принесет нам радость.
ІІ. Проверка домашнего задания.
-Ребята, сегодня последний урок из знакомства со стихами о зиме русских авторов, поэтому мы совершим путешествие по поэтическим страничкам.
1.Посмотрите на экран и скажите, с чего мы начнем урок.(слайд «Поэтическая страничка №1.»)
–Что вы учили дома?
2.Памятка по чтению стихотворений. (слайд №2)
Чтение стихотворения наизусть А. С. Пушкина «Буря мглою небо кроет».
ІІІ. Подготовка к восприятию нового.
1. Вст беседа.
-Ребята, а вы любите зиму?
-О зиме написано очень много стихотворений и рассказов.
-А за что же вы любите зиму?
-Посмотрите фильм о зиме и ответьте на вопрос : «За что же вы любите зиму?» (ответы детей) (просмотр фильма «Зимущка-зима»)
-А какие стихи и каких русских авторов о зиме мы изучали ? (называют)
-Давайте отправимся в путешествие и посетим поэтические странички этих поэтов.(Поэтические странички №3-№12.) (слайды №2-№6)
-А. С. Пушкин «Вот север тучи нагоняя», К. Бальмонт«Снежинка», С. Есенин «Пороша»,И. Никитин «Зима», «Первый снег» Я. Аким.
-Как выдумаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (слайд №13)
Сообщение темы урока.
-Да, мы продолжим изучать стихи о зиме русских авторов и посетим страничку, на которой мы с вами еще не были .(слайд №14)
-Чему будем учиться на уроке? (выразительно читать, учиться рассуждать, анализировать, сравнивать, любить природу, видеть ее красоту) (слайд №15)
ІV.Изучение нового материала.
1.-Откройте тетради и запишите число и тему урока. (Слайд №16)
Портрет и биография А. Блока. (слайд №17-19)
2.- А теперь внимательно послушайте стихотворение А.Блока «Ветхая избушка» (слайд №20) (Читает учитель)
Дети следят по листу.
Понравилось стихотворение? О чем оно?
3.Лексическая работа.
-Что означает слово «ветхая»? «внуки- шалунишки»? «резвая»? (слайд №21)
4. Анализ стихотворения.
-Что вы представили себе, слушая это стихотворение?
(ветхую избушку в снегу, бабушку –старушку, которая глядит в окно, видит ребятишек, лепящих снежный дом, смеющихся, бегающих, играющих, катающихся на санках, что они придут домой замерзшие , выпьют чаю, посмотрят в окно , а там дом растаял и пришла весна)
-Подчеркните все глаголы, которые использовал поэт при написании стихотворения. (Слайд №22)
-Можно ли по глаголам определить о чем стихотворение?
-Как нужно читать стихотворение , в каком темпе? (быстром). Почему?
-Давайте подготовимся к чтению.
5.Чтение чистоговорок:
Ать-ать-ать –мы пойдем гулять.
Су-су-су было холодно лесу.
Ло-ло-ло – на улице тепло.
5. Жужжащее чтение (читают вполголоса все вместе).
6.Чтение учащимися (2-3).
-Использует ли автор в этом стихотворении приемы сравнения, олицетворения?
- Что такое сравнение? Олицетворение?
Физминутка. (танец маленьких утят)
.-Отгадайте загадку:
В белом сарафане - встала на поляне. (береза) (слайд №23)
- О чем будет следующее стихотворение? (слайд №24)
-Автор стихотворения С. Есенин.(слайд № 25)
-Мы знакомы с о стихами этого поэта.
-Стихи начал писать с девяти лет. Он очень любил пляски, шутки, русские песни. Поэзия Есенина вечна, потому что он пишет о Матери, Родине, Природе, Любви.
Его стихи любят везде за теплоту, лиричность, образность, за огромную любовь к природе, ко всему живому, к своей Родине.
7.-А теперь, внимательно послушайте стихотворение С. Есенина “Берёза” (слайд №26)
Действие учителя: читает
Действие детей: следят
8.Лексическая работа: кисти, бахрома, кайма. (слайд №27)
9.Анализ:
- Понравилось стихотворение? О чем оно? (о зиме, о берёзе,описание березы)
- Какими в этом стихотворении изображены зима, зимняя берёза? (Белая берёза принакрылась снегом, точно серебром – серебряная.)
- Какой берёза видна утром? (Серебряная)
- А вечером на заре? (Горят снежинки в золотом огне) (выборочное чтение.)
-Прочтите , где береза стоит в сонной тишине, где распустились кисти белой бахромой.
- Ребята, какие бы вы краски использовали для ее изображения? (Белые, серебряные, золотые - желтые).
-Какой приемы использовал поэт при написании стихотворения? (сравнение, олицетворение) слайд № 28
-Найдите сравнение. Докажите, что это сравнение. (снегом,точно сребром) – Что сравнивается с серебром? (иней) ,кисти с белой бахромой, (слайд №29)
-Найдите олицетвореие. Докажите, что это олицетворение.Олицетворение: (заря лениво, обходя кругом )- Почему лениво? (наступает медленно)
(обсыпает ветки)-Заря может обсыпть? ( горят снежинки) – Могут гореть снежинки? (слайд №30)
- Как, по-вашему, надо читать это стихотворение? Какие слова подсказывают темп его чтения? (В сонной тишине, заря лениво обходит - потому что заря наступает медленно)
V. Закрепление нового.
.- А теперь самостоятельно, вполголоса( жужжащее чтение) прочитайте стихотворение и приготовьтесь к выразительному чтению вслух. Не забудьте в конце предложений сделать паузы, выделить голосом слова. (2-3 ученика читают стихотворение полностью, остальные по одному столбцу). (Чтение по “цепочке”).
VІ. Проверка усвоения нового.
1.- Ребята, мы сегодня прочитали 2 стихотворения разных поэтов. Сравним их. Какое изображение, чье стихотворение вам больше нравится? Чем?
- Что нам помогло понять стихотворения, почувствовать их, ответить на вопросы. (Внимательное чтение)
-Использует ли поэт в стихотворении приемы сравнения, олицетворения ?
-Использует ли поэт в стихотворении приемы сравнения, олицетворения ?
2.Мини-тест (слайд № 31 ответы)
3. Чтение стихотворение о березе. (слайд №32)
Н а полянке, на пригорке,
Под окном, среди полей.
Белокурая береза –
Символ Родины моей.
-Чем является береза для Росси? (символом)
-А символом семьи какое растение является? (ромашка)
3. Творческая работа .
- Нарисовать в тетради березу.
VІІ.Задание на дом. Выучить стихотворение С. Есенина “Береза” наизусть.
А. Блока «Ветхая избушка» читать выразительно.(слайд № 33)
Спасибо за урок! (слайд № 34)
Мини- тест.
1.Кто автор стихотворения «Снежинка»?
А) А. Пушкин
Б) К. Бальмонт
В) И. Никитин
2. Из какого стихотворения строки: «Он имеет вкус и запах»
А) С Есенин «Пороша»
Б) А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя..»
В) Я Аким «Первый снег»
3.Кто автор стихотворения «Пороша»
А) И Никитин
Б) С. Есенин
В) А. Пушкин
Воспитательный момент.
(Берёза)
- А теперь прослушайте о пользе, защите и охране берёзы.
Берёза, пожалуй, самое красивое дерево наших лесов.. В любой день белые стволы остаются прохладными на ощупь. Берёза широко распространена по территории России. Но ее часто можно встретить и у нас в Казахстане.
В настоящее время, как и в прошлые века, берёза имеет громадное значение для человека. Всюду служат нам вещи, сделанные из древесины: фанера, лыжи, мебель с берёзовой фанеровкой. Берёзовые дрова признаны лучшими. Берёза дает и лучший деготь. Берёзовая сажа используется для приготовления красок и черни. Берёзовые почки издавна применялись в качестве лекарственного средства при желудочных и почечных заболеваниях, а так же при ревматизме. На Руси ценили всевозможные поделки из коры - бересты. Береста обладает удивительными свойствами. Она не пропускает влагу и воздух, не поддается гниению в воде. Поэтому люди издревле использовали бересту для изготовления туесов для хранения воды и пищи.
В конце февраля - начале марта, в зависимости от погоды, у берёз начинается сокодвижение. Это важное событие в жизни многолетних растений, знаменующее пробуждение после глубокого зимнего покоя. Ранней весной корни начинают насасывать из почвы воду, которая растворяет запасные питательные вещества и переносит их к распускающимся почкам. Этот слабый раствор сахаров и называют берёзовым соком. Сбор его наносит непоправимый вред березнякам.
Берёза, пожалуй, самое красивое дерево. Это стройное дерево высотой до 20 - 25 метров. Жить может до 300 лет.
- Берёзу сравнивают с девичьей красой, с русской стройной красавицей, с гибкой талией.
Удивительна судьба белой берёзки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в войну - воин - спасатель, кто помог своим соком раненым. В настоящее время берёза имеет громадное значение для человека. Вспомните, ребята, что из берёзы изготовляют? (Из нее делают мебель, лыжи; почки берёзы используют в медицин)
- Давайте, ребята, охранять, защищать русскую красавицу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературного чтения для 2 класса на тему "Стихи о зиме. А. Блок . Ветхая избушка. С. Есение. Берёза. УчительЖуравлева Л. А.
Презентация к уроку литературного чтения для 3 класса на тему "Стихи о зиме. А. Блок. Ветхая избушка. С. Есенин. Берёза. Презентация содержит 24 слайда. Урок проходит в виде путешествия по поэтическим...
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" А.Блок, «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»+ презентация
Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями А.Блока «Ветхая избушка»,с его жизнью и творчеством;обучать правильному чтению стихов.Планируемые результаты:·...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "А.А.Блок "Ветхая избушка" 3 класс "Перспектива"
"А.А.Блок "Ветхая избушка"...
Конспект урока по литературному чтению. 3 класс. Тема : А. Блок "Ветхая избушка"
Целью данного урока является познакомить учеников 3 класса с жизнью и творчеством А. Блока, обучать выразительному и правильному чтению стихов....
Технологическая карта урока по литературному чтению А.А.Блок «Ветхая избушка»; 3 класс; УМК "Школа России"
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект урока по литературному чтению....
Конспект урока литературного чтения. УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "А.Блок ""Ветхая избушка", "Ворона", "Сны""
Предлагаю Вам мою разработку урока....
Конспект урока литературного чтения. Знакомство с поэтом А.А. Блоком. Стихотворение А.А. Блока «Ветхая избушка»
Коспект урока литературного чтения в 3 классе по УМК "Школа России"...