Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Бабенко Светлана Ивановна

Рабочая программа по литературному чтению и КТП 3 класс УМК Гармония

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Рабочая программа по литературному чтению

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа  по литературному чтению для 3 класса составлена на основе:

- авторской программы «Литературное чтение» (1-4), издательство «Ассоциация ХХI век» 2012 г., автора: О.В. Кубасовой;

- следующих нормативно-правовых документов:

1.Приказ  Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373,     зарегистрирован Минюстом РФ 22.12.2009г. рег. №17785

2.Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №30;

3.Учебноый план  МБОУ СОШ № 30  на 2013 / 2014 учебный год.

Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения. Для того чтобы книга стала для детей другом, наставником, необходимо прежде всего пробудить у них интерес к чтению, а затем научить школьников с помощью книг приобретать новые знания, извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох.

Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование

  • ·всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
  • ·потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;
  • ·читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • ·готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.

Общая характеристика учебного курса

          Поскольку речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, литературное чтение является одним из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию и социализации ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы.Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.

Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане

        На изучение курса «Литературное чтение» в 3 классе начальной школы отводится 4  ч в неделю. Программа рассчитана на  136 ч  

(34 учебные недели).

Планируемые результаты обучения и система оценивания

Для успешной реализации модели общения «АВТОР <=> ТЕКСТ <=> ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса  личностных, метапредметных  и предметных  задач.

Личностные задачи/результаты

1. Формирование у обучающихся  позитивного отношения к действительности.

2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

3. Развитие жизненного оптимизма,  целеустремленности и настойчивости в достижении целей.

4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.

5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя  гражданином  российского общества, уважающим историю своей  Родины.

6.  Формирование привычки к  рефлексии.

7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.

9. Развитие мышления, внимания, памяти.

10.  Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.

Метапредметные задачи/результаты

1. Формирование  мотивации  к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.

2. Приобщение   детей   к основам отечественной и мировой культуры,   к духовному и нравственному опыту человечества.

3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.  

4. Формирование  целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения  с другими школьными предметами.

5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.

6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.

7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.

8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве

9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.

Предметные задачи/результаты

1. Формирование положительной мотивации к чтению.

2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.

3. Развитие воссоздающего воображения.

4. Обучение адекватному восприятию читаемого.

5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.

6. Совершенствование всех сторон навыка чтения.

7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать  отношение  писателя к тому, о чем и о ком он написал.

8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано  литературное произведение.

9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.

10. Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.

11. Формирование  умения определять   художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).

12. Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями.

13. Освоение приемов изучающего  чтения литературы познавательного характера.

14. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.

15. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).

16. Обучение работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового  содержания.

17. Развитие литературных способностей.

Результаты освоения основных содержательных линий курса

Виды речевой деятельности

Аудирование (слушание)

Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; осознание цели и определение последовательности построения речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух

Осмысленное, правильное, беглое, выразительное чтениес соблюдением орфоэпических и интонационных норм.

Чтение про себя

Осознание при чтении про себя смысла доступныхпо объёму и жанру произведений. Выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное, творческое, изучающее). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Скорость чтения:

  • К концу учебного года — 60–80 слов в минуту.

Выразительность чтения:

– повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;

– соблюдать паузы — длинные и короткие — в зависимости от смысла читаемого;

– передавать эмоциональный тон персонажа, произведения;

– выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;

– пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текстов — художественных, учебных, научно-познавательных — и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста.

Прогнозирование содержания книги перед чтением и в процессе чтения.

Определение темы текста, главной мысли.

Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Составление вербального плана.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.

Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Работа с текстом художественного произведения

Понимание заглавия произведения.

Понимание содержания текста и его подтекста; выявлениеотношения автора к тому, о чём идёт речь, и осознание собственного отношения к тому, что и как написано.

Подробная характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств из прочитанного текста. Выявление причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою.

Характеристика исторического героя — защитника Родины. Осознание понятия «Родина». Проявление характера в поступках: преодоление собственных недостатков, воспитание нравственных принципов.

Соотношение содержания произведения с теми языковымии композиционными средствами, с помощью которых оно выражено автором. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (синтаксическое построение предложений, единство или контрастность описаний), жанр, структура (композиция).

Составление плана (цитатного, вопросного, в виде самостоятельно сформулированных повествовательных предложений).

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики, пересказ (подробный, частичный, выборочный, творческий — от другого лица и по изменённому плану), рассказ по иллюстрациям и по репродукциям картин.

Описание портрета персонажа и места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).

Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными и научно-познавательными текстами

Понимание заглавия произведения. Осознание особенностей научно-познавательного текста, связанных с передачей информации. Определение главной мысли текста. Деление

текста на части. Определение микротем. Ключевые (опорные)слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, план, схему. Отбор главного в содержании текста. Подробный и выборочный пересказ текста.

Библиографическая культура

Книга: учебная, художественная, справочная. Книга как особый вид искусства и как источник знаний. Элементы книги. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Составление каталожной карточки.

Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Самостоятельный поиск книг на заданную учителем тему.

Говорение (культура речевого общения)

Освоение диалога как вида речи. Осознание особенностей диалогического общения: необходимости понимать, отвечать и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному).

Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения.

Освоение монолога как формы речевого высказывания: отбор и использование изобразительно-выразительных средств языка для создания собственного устного высказывания.

Отражение основной мысли текста в высказывании.

Передача впечатлений от повседневной жизни, литературного и живописного произведения в виде описания, рассуждения, повествования. Построение плана собственного высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, рассказ по иллюстрациям и репродукциям картин,на заданную тему, по аналогии с прочитанным. Письмо (культура письменной речи)

Практическое освоение обучаемыми некоторых типовписьменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение. Создание собственных письменных высказываний: эссе, рассказ по картине, отзыв, аннотация.

Соблюдение норм письменной речи. Соответствие содержания заголовку, последовательность изложения, использование в письменной речи выразительных средств языка.

Круг чтения

В третьем классе на первый план выходят следующие задачи: приобщение детей к основам литературы как искусства слова и создание при этом условий для постижения ребёнком окружающего мира и самого себя. В силу этого круг чтения третьеклассников весьма широк: фольклорные и литературные художественные произведения разных жанров, традиционно входящие в чтение учащихся младшего школьного возраста, и познавательные тексты (очерки), систематизированные по темам. Учащимся предлагаются литературные произведения разных стран инародов, большую часть которых составляют произведения русской литературы.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся должны:

Накопление разнообразных видо-жанровых представлений об эпосе и лирике (сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенда, эпические и лирические стихотворения, очерки) — общее представление о жанрах, особенностях композиции и выразительных средствах.

Выделение художественных особенностей сказок, их структуры (зачин, троекратный повтор, концовка) и лексики, умение отличать сказку от рассказа.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, эпизод, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Нахождение в тексте, определение функций в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, художественных повторов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.

Общее представление о разных видах текстов: повествование (рассказ), описание (портрет, пейзаж, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Развитие творческих способностей

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: выразительное чтение, драматизация (чтение по ролям, живые картины, произнесение реплик героя с использованием мимики, развёрнутая драматизация); словесное, графическое, музыкальное иллюстрирование; составление диафильма (комикса) и виртуальная экранизация; творческий пересказ, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии

Внеурочная деятельность на основе прочитанного на уроках литературного чтения

Пополнение и структуризация классной библиотечки (уголка чтения).

Участие в подготовке и проведении литературных викторин по творчеству любимых писателей.

Создание рисунков к прочитанным произведениям.

Участие в конкурсах чтецов.

Участие в работе кружка «Речевой этикет (культура речи)».

Участие в работе кружка «Юный театрал».

Создание коллажей по темам «Осень», «Зима», «Весна».

Создание сборника любимых стихотворений о природе.

Создание аудиоальбома по произведениям русских поэтов.

Сочинение собственных произведений в жанре очерка,сказки.

Участие в читательской конференции по теме «Никтонезабыт, ничто не забыто».

2.Содержание учебного предмета «Литературное чтение»

3 класс (136 ч)

Труд человека кормит, а лень портит(12 ч)Р. Сеф «Лопата»; Е. Карганова «Лекарство без рецепта»;К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»; Е. Благинина«Не мешайте мне трудиться»*; С. Баруздин «Бревно»; русскаян ародная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»;И. Крылов «Стрекоза и Муравей»*; африканская сказка «Лентяйка»; Р. Сеф «Странное дело».

Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца(8 ч)Русские народные сказки «Дочь-семилетка», «Морской царьи Василиса Премудрая»; армянская сказка «Золотое яблоко»; Кир Булычёв «Авгиева лаборатория».

«Унылая пора! Очей очарованье!..»(6 ч)

К. Бальмонт «Осень»*; И. Соколов--Микитов «Листопадничек»; Ф. Тютчев «Листья»; А. Фет «Ласточки пропали...»;К. Паустовский «Барсучий нос»; А. С. Пушкин «Осень»*;М. Лермонтов «Осень»; А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весьнаш бедный сад...»; Н. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядрёный...».

Много хватать — своё потерять(4 ч) Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»;Я. Аким «Жадина»; В. Зотов «Бабушкин халат»; Дж. Родари«Солнце и туча».

Тайное всегда становится явным (11ч) В.Драгунский «Тайное становится явным»; Н. Носов «Огурцы»; В. Осеева «Почему?»; шведская сказка «Принцесса-лгунья»; Л. Пантелеев «Честное слово».

«Ежели вы вежливы...»(3 ч)С.Маршак «Урок вежливости»; И. Пивоварова «Вежливыйослик»; Б. Заходер «Очень вежливый Индюк»; В. Осеева «Волшебное слово».

«Снег летает и сверкает...»(9 ч)

С. Есенин «Берёза»*; М. Пришвин «Деревья в лесу»;И. Никитин «Весело сияет месяц над селом...»; А. С. Пушкин «Зимний вечер»; А. Блок «Ветхая избушка»; И. Суриков «Детство»; З. Александрова «Снежок»*; Саша Чёрный «На коньках»; B. Драгунский «Кот в сапогах»; С. Дрожжин «Снеглетает и сверкает...»*; К. Бальмонт «Снежинка»; С. Есенин«Пороша», «Поёт зима — аукает...».

Каждый своё получил (18 ч)

Эстонская сказка «Каждый своё получил»; латышская сказка «Два брата»; Ю. Ярмыш «Добрый Клён», «Озеро»; узбекская сказка «Черепаха и скорпион»; И. Крылов «Чиж и Голубь»*;Л. Н. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев»; Г. Ладонщиков«В старой сказке»; русские народные сказки «Баба-Яга», «Падчерица и мачехина дочка»; Б. Заходер «Серая Звёздочка»; английская сказка «Хромая Молли»; чешская сказка «Златовласка»;итальянская сказка «Дары феи Кренского озера»; Ю. Мориц«Песенка про сказку».

Жизнь дана на добрые дела(8 ч)Ю. Мориц «Разговаривали вещи»; X. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка», «Ель»; Е. Пермяк «Некрасивая Ёлка»;Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша».

За доброе дело стой смело (9 ч)Русская народная сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; Н. Артюхова «Трусиха»; Э. Киселёва «Мальчик-Огонёк»;Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»; C. Баруздин «Страшный клад»;С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает (14 ч)В. Осеева «Печенье», «Лекарство»; Б. Емельянов «Мамины руки»; Л. Яковлев «Альбом фотографий»; Л. Квитко «Бабушкины руки»; В. Драгунский«...Бы»; Н. Артюхова «Трудный вечер»; М. Зощенко «Золотые слова»; адыгейская сказка«Девочка-птичка»; испанская сказка «Птица-Правда»; A. Платонов «Разноцветная бабочка»; русская народная сказка «Подземные царства».

Весна идёт, весне дорогу!..(9 ч)Ф. Тютчев «Зима недаром злится...»*; М. Пришвин «Капляи камень»; В. Железников «Три ветки мимозы»; И. Северянин«Отчего?»; Г. Новицкая «Подснежник»; B. Берестов «Мать-и-мачеха»; Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами...»;А. Плещеев «Весна» («Песни жаворонков снова...»); К. Паустовский «Стальное колечко»; А. Майков «Ласточка примчалась...»; А. К. Толстой «Звонче жаворонка пенье...»*; А. Фет«Я пришёл к тебе с приветом...»; А. Чехов «Весной»; Я. Аким«Апрель»; А. Блок «Вербочки»; Л. Чарская «Дивные звуки»;Е. Благинина «Черёмуха».

Любовь — волшебная страна (14 ч)В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»; Н. Вагнер «Сказка»; братья Гримм «Рапунцель»; французская сказка«Красавица и Чудовище»; X. К. Андерсен «Ромашка»; Ш. Сильверстейн «Щедрое дерево»; русская народная сказка «Пёрышко Финиста — ясна сокола»; польская сказка «Каменный Принци Прекрасная Померанца»; А. Фет «Облаком волнистым...»*;И. Тургенев «Воробей».

Чудесное — рядом(11 ч)Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую...»;К. Паустовский «Заботливый цветок»; В. Жуковский «Родного неба милый свет...»*; С. Маршак «О том, как хороша природа»; Н. Абрамцева «Радуга»; Ю. Могутин «Берег бродячих

камешков»; М. Пришвин «Дятел»; В. Астафьев «СтрижонокСкрип»; О. Дриз «Счастье»; Б. Заходер «Что красивей всего?»;белорусская сказка «Музыка-чародейник»; итальянская сказка «Тайна Флорио»; И. Мазнин «Давайте дружить»; Ю. Ким«Летучий ковёр»; В. Шефнер «Миг».

3.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение

Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:

УЧЕБНИКИ:Кубасова О. В. Литературное чтении: Любимые страницы. 3 класс. Учебник.  Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012

ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

  1. Кубасова О. В. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012 г.

ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ: Кубасова О. В.Литературное чтение. Методические рекомендации»  – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010 г.

Материально-техническое обеспечение

Оснащение учебного процесса имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «литературное чтение» в частности.

Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями.

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

1) АРМ учителя, интерактивная доска, документ-камера, принтер;

2)    репродукции картин русских и зарубежных художников;

3)портреты русских и зарубежных писателей.

Согласовано:                                                                       Согласовано:

Протокол заседания МО                                                  зам. директора по УВР

учителей начальных                                                            ___________  /Т.В.Ступак/

классов от  2 .08.13 г. №1

Рук. МО: ____________  /Л.В.Сушко /



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по  Литературному чтению

№ п/п

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Дата проведения

Оборудование урока

Основные виды

учебной деятельности

план

факт

Труд человека кормит, а лень портит    12 часов

1

Р. Сеф «Лопата». Е. Карганова «Лекарство без рецепта»

1

ИКТ

Формирование навыков сознательного чтения. Освоение литературных понятий «метафора», «аллитерация»

Работа над целостным восприятием прочитанного. Развитие воображения

Работа с детскими книгами на тему «Книги о трудолюбивых и ленивых детях»

Обучение осмыслению прочитанного. Развитие умения акцентировать

важные слова текста в процессе чтения

Формирование навыков сознательного чтения, обеспечение целостного восприятия текста

Обучение видению жанровых особенностей сказки

Формирование навыков сознательного чтения

Формирование навыков сознательного чтения, обеспечение целостного восприятия текста

Обучение целостному восприятию прочитанного

2

К. Ушинский

«Как рубашка в поле выросла»

1

ИКТ

3

 Е.Благинина «Не мешайте мне трудиться» Наизусть №1

 С. Баруздин «Бревно»

1

4-5

Русская народная сказка «Кому горшок мыть».

2

6

С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»

     1

ИКТ

7-9

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

3

ИКТ

10

И. Крылов «Стрекоза и Муравей» Наизусть №2

1

11

Африканская сказка «Лентяйка»

1

12

Р.Сеф «Странное дело»

1

ИКТ

                                           Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца 8 ч

13-14

Русская народная сказка  «Дочь семилетка»

2

ИКТ

Пополнение словарного запаса учащихся. Обучение пониманию и чувственному восприятию образного языка художественного произведения

Развитие умений акцентировать текст

в процессе чтения

Формирование навыков сознательного чтения. Обеспечение целостного восприятия прочитанного. Работа над жанровыми особенности русской народной сказки

Развитие умений акцентировать текст

в процессе чтения

15-17

Русская народная

сказка «Морской царь

и Василиса Премудрая»

3

18

Армянская сказка

«Золотое яблоко»

1

19-20

Кир Булычёв «Авгиева лаборатория»

2

ИКТ

                                                                       «Унылая пора! Очей очарованье» (6 ч)

21

К. Бальмонт «Осень». Наизусть №3 

1

Обучение чувственному восприятию

и пониманию настроения поэта. Формирование знаний об эпитете, олицетворении, сравнении

Развитие умения

акцентировать важные слова текста в процессе чтения. Обучение правильной расстановке пауз

Формирование навыков сознательного чтения. Работа над целостным восприятием прочитанного

Обучение анализированию, пониманию образной поэтической речи

Развитие навыка анализа произведения. Обогащение чувственного опыта детей

22

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

1

23

Ф. Тютчев «Листья». А. Фет «Ласточки пропали…»

1

24

К. Паустовский «Барсучий нос»

1

ИКТ

25

А. Пушкин «Осень». Наизусть №4 

М. Лермонтов «Осень».

1

26

А. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад..».

Некрасов «Славная осень!».

1

ИКТ

                                                              Много хватать – свое потерять  ( 4 ч)

27

Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»

1

ИКТ

Развитие умения сравнивать народную сказку и литературную

Определение жанра произведения. Обучение осознанному выразительному чтению, разделению мира добра и зла

Обучение целостному восприятию прочитанного

Работа над выделением жанровых особенностей сказки . Умение  сравнивать народную сказку и литературную

28

Я. Аким «Жадина».

1

29

В. Зотов «Бабушкин халат»

1

30

Дж. Родари «Солнце и туча»

1

ИКТ

                                                      Тайное всегда становится явным (11 ч)

31-32

В. Драгунский «Тайное становится явным»

2

Обучение пониманию и прогнозированию мотивов поведения персонажей

33

Н. Носов «Огурцы»

1

ИКТ

Работа над ролевым чтением, передачей настроения героев, прогнозированием мотивов их поведения

34-35

В. Осеева «Почему?»

2

ИКТ

Развитие навыка анализа произведения. Обогащение чувственного опыта детей

36-38

Шведская сказка «Принцесса-лгунья»

3

Формирование навыков осознанного чтения. Обучение целостному восприятию прочитанного

39-41

Л. Пантелеев «Честное слово»

3

Развитие способности сопереживать героям произведения. Формирование речевых умений

                                                                       «Ежели вы вежливы…» (3 ч)

42

С. Маршак «Урок

вежливости».

1

Продолжение работы над развитием речи, воображения

43

И. Пивоварова «Вежливый ослик». Б. Заходер «Очень вежливый индюк»

1

Развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям. Работа над формированием речевых умений

44

В. Осеева «Волшебное слово»

1

ИКТ

        «Снег летает и сверкает…» (  9 ч)

45

С. Есенин «Береза» Наизусть №5,

1

ИКТ

Развитие творческого воображения, воспитания любви к родной природе

Работа над развитием поэтического слуха, формирование речевых умений, навыков чтения, анализа

Работа над развитием способности полно-ценно воспринимать художественное произведение

Работа над развитием внимания, памяти, умения работать с поэтическим текстом

Обучение анализированию, пониманию образной поэтической речи

Работа над развитием умения четко и правильно отвечать на вопросы, совершенствованием навыка чтения

Работа над развитием воображения, речи, творческих способностей

Работа над развитием поэтического слуха, формированием речевых умений

Продолжение знакомства с творчеством С. Есенина, формирование чувства любви к родному языку

46

М.Пришвин «Деревья в лесу»

1

47

И. Никитин «Весело сияет…». А. Пушкин «Зимний вечер»

1

48

А. Блок «Ветхая избушка». И. Суриков «Детство»

1

49

З. Александрова «Снежок» Наизусть №6. С. Черный  «На коньках»

1

50-51

В. Драгунский «Кот в сапогах»

2

ИКТ

52

С. Дрожжин «Снег летает и сверкает…» Наизусть №7

 К. Бальмонт «Снежинка».

1

53

С. Есенин «Пороша», «Поет зима-аукает»

1

ИКТ

Каждый свое получил (18 ч)

54

Эстонская сказка «Каждый свое получил».

1

ИКТ

Работа над глубоким пониманием смысла прочитанного

Обучение работе с текстом при чтении про себя. Развитие эмоционально-чувственного восприятия

Обучение формулированию основной мысли произведения, делать выводы

Работа по выявлению жанровых особенностей сказки

Сравнение концовок обеих сказок; ответ на вопрос «Какой урок нам дает сказка?

Выяснение значения непонятных слов. Ра-

бота над целостным восприятием текста

Обучение чтению по ролям, составлению характеристик героев произведения. Нахождение в тексте заданных эпизодов

Обучение формулированию основной мысли произведения, делать выводы

Развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение

Развитие техники чтения, навыков слушания. Выявление жанровых особенностей сказки

Обучение анализированию содержания произведения. Развитие умения слушать

Обучение анализированию, пониманию

образной поэтической речи

Обучение анализированию, пониманию

образной поэтической речи

Обучение анализированию, пониманию

образной поэтической речи

Развитие навыка анализа произведения. Обогащение чувственного опыта детей

55

Латышская сказка «Два брата»

1

56

Ю. Ярмыш «Добрый Клен», «Озеро».

1

57

Узбекская сказка

«Черепаха и скорпион»

1

58

И. Крылов «Чиж и Голубь» Наизусть №8, Л. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев»

1

ИКТ

59

Г. Ладонщиков  «В старой сказке». Русская народная сказка «Баба Яга»

1

ИКТ

60

Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка»

1

61-62

Б. Заходер «Серая звездочка»

2

63-64

Английская сказка «Хромая Молли»

2

65-67

Чешская сказка «Златовласка»

3

ИКТ

68-70

  Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера»

3

71

Ю.Мориц « Песенка про сказку»

1

ИКТ

                                                                                Жизнь дана на добрые дела  (8 ч)

72

Ю Мориц «Разговаривали вещи»

1

Работа над анализированием текста после чтения про себя

Обучение нахождению главной мысли текста, анализированию произведения

Развитие способности сопереживать героям, прогнозировать содержание текста

Развитие умения сопоставлять художественные произведения, делать выводы, анализировать

73

Г.-Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка»

1

ИКТ

74-76

Г.-Х. Андерсен «Ель»

3

ИКТ

77-78

Е. Пермяк «Некрасивая ёлка»

2

ИКТ

79

Е. Клюев «Сказки простого карандаша»

1

        За доброе дело стой смело  ( 9 ч)

80-81

Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

2

ИКТ

Работа над целостным восприятием текста, развитием навыков слушания, техники чтения, анализа содержания, связной речи

Работа над развитием эмоционально-чувственного восприятия текста

Работа над целостным восприятием текста. Обучение анализу содержания произведения

Работа над развитием эмоционально-чувственного восприятия, совершенствованием навыка чтения

Работа над совершенствованием навыка выразительного чтения поэтических произведений, формированием нравственных качеств

82

Н.Артюхова«Трусиха»

Э. Киселева «Мальчик-огонек»

1

83-84

Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»

2

ИКТ

85

В. Высоцкий «Он не вернулся из боя».

1

86-87

С. Баруздин «Страшный клад»

2

ИКТ

88

С. Маршак «Рассказ

о неизвестном герое»

1

ИКТ

                                                          Кто родителей почитает, тот вовек не погибает(14 ч)

89

В. Осеева «Печенье»,«Лекарство»

1

Работа над развитием умения акцентировать важные слова текста в процессе чтения

Работа над пополнением словарного запаса, совершенствованием навыка чтения

Обучение анализированию стихотворных произведений,

умению делать выводы

Работа над развитием способности сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, формированием речевых умений

Развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям

Работа над развитием эмоционально-чувственного восприятия, речи, совершенствованием навыка чтения

Работа над формированием нравственных качеств, развитием речи, мышления

Ознакомление с нравами и обычаями народа Адыгеи. Работа над развитием навыков чтения, слушания

Работа над развитием эмоционально-чувственного восприятия, умением формулировать основную мысль сказки

Ознакомление с понятием «легенда». Обучение осмысливанию прочитанного.

90

Б. Емельянов «Мамины руки»

1

ИКТ

91

Л. Яковлев «Альбом фотографий».

Л. Квитко «Бабушкины руки» Наизусть №9.

1

92

В. Драгунский «...Бы»

1

93

Н. Артюхова «Трудный вечер»

1

ИКТ

94-95

М. Зощенко «Золотые слова»

2

ИКТ

96

Адыгейская сказка «Девочка-птичка»

1

97-98

Испанская сказка «Птица-Правда»

2

99-100

А. Платонов «Разноцветная бабочка»

2

101-102

Русская народная сказка «Подземные царства»

2

ИКТ

        «Весна идет! Весне дорогу!» (9 ч)

103

Ф. Тютчев «Зима недаром злится…» Наизусть №10

.М. Пришвин «Капля и камень»

1

ИКТ

Ознакомление с новым разделом, творчеством Ф. И. Тютчева

Воспитание нравственных качеств. Работа над совершенствованием навыков чтения

Работа над развитием творческого воображения. Воспитание любви к родной природе. Пополнение словарного запаса

Работа над развитием способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное

Работа над развитием творческого воображения. Воспитание любви к природе. Обучение выразительному чтению

Создание условий, позволяющих детям увидеть в произведении описание красоты русской природы. Обучение выразительному чтению

104

В. Железников «Три ветки мимозы»

1

105

И. Северянин «Отчего?». Г. Новицкая «Подснежник».

 В. Берестов «Мать-и-мачеха»

1

106

Н. Гоголь «Весна, долго задерживается холодами».

А.Плещеев «Весна»

1

107-108

К. Паустовский «Стальное колечко»

2

ИКТ

109

А. Майков «Ласточка примчалась…».А. К. Толстой «Звонче жаворонка пенье...» Наизусть №11. А. Фет «Я пришел к тебе с приветом…».

1

ИКТ

110

А. Чехов «Весной» Я. Аким «Апрель» Наизусть №12.

1

111

А. Блок «Вербочки».Л. Чарская «Дивные звуки». Е. Благинина «Черемуха»

1

ИКТ

        Любовь –волшебная страна  (14ч)

112-113

В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник»

Н. Вагнер «Сказка»

2

Ознакомление с новым разделом учебника. Обучение выразитель-ному чтению, умению работать с текстом, выделять главное

Работа с текстом, выделение главного. Воспитание нравственных черт характера: сострадание, силу воли

Обучение чтению фрагментами с обсуждением и анализом каждого. Работа над совершенствованием навыков чтения

Знакомство с новой сказкой. Работа

по анализу ее содержания

Знакомство с содержанием сказки. Обучение вдумчивому чтению, осмыслению содержания художественного произведения

Выяснение смысла слова «щедрый» на основе прочитанного. Работа над совершенствованием навыков чтения

Ознакомление с русской народной сказкой. Работа над осмыслением содержания. Выявление жанровых особенностей сказки

Выявление жанровых особенностей сказки. Работа над содержанием, развитием умения подробно и кратко пересказывать текст сказки

Обучение пониманию образной поэтической речи, выразительному чтению

114-115

Братья Гримм «Рапунцель»

2

116-117

Французская сказка «Красавица и чудовище»

2

ИКТ

118

Г.-Х. Андерсен «Ромашка»

1

ИКТ

119

Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево»

1

120-121

Русская народная сказка «Перышко Финиста – ясна сокола»

2

122-124

Польская сказка

«Каменный Принц и Прекрасная Померанца»

3

ИКТ

125

А. Фет «Облаком

волнистым…» Наизусть №13. И. Тургенев «Воробей»

1

ИКТ

        Чудесное рядом (11ч)

126

Р. Сеф «Чудо». А. Прокофьев «Люблю березку русскую...»

1

Обучение пониманию образной поэтической речи, выразительному чтению

Обсуждение: что нового и интересного узнали из произведения? Совершенствование навыков чтения

Работа с поэтическим произведением над развитием дикции, памяти, воображения

Совершенствование навыка чтения. Составление собственных высказываний на основе прочитанного. Обучение составлению плана текста, работе по нему

Развитие речи, наблюдательности. Обучение выразительному чтению

127

К. Паустовский «Заботливый цветок»

1

ИКТ

128

В. Жуковский «Родного неба милый свет…» Наизусть №14. С. Маршак «О том, как хороша природа»  Н.Абрамцева «Радуга»

1

129

Ю.Н.Могутин «Берег бродячих камешков»

М.Пришвин «Дятел»

1

ИКТ

130-131

В. Астафьев «Стрижонок Скрип»

2

132

О. Дриз «Счастье».

Б. Заходер «Что красивее всего?»

1

133

Белорусская сказка «Музыка-чародейник»

1

ИКТ

Работа над формулированием основной мысли произведения

Развитие умения четко и правильно отвечать на поставленные вопросы. Работа над выразительным чтением

Систематизация знаний по разделам курса, основным произведениям

134-135

Итальянская сказка «Тайна Флорио»

2

136

И.Мазнин «Давайте дружить». Ю.Ким «Летучий ковер». В.С.Шегнер «Миг»

1

Итого:

136 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...