Рабочая программа и КТП по литературному чтению 1 класс Школа России ФГОС
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) по теме

Карнакова Галина Николаевна

Рабочая программа и КТП по литературному чтению 1 класс Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx73.4 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа и КТП по литературному чтению

1 класс Школа России ФГОС

Учитель    Карнакова Галина Николаевна

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературному чтению составлена с использованием нормативно-правовой базы:

  • Закон РФ «Об образовании» (№ 3266 - 1 от 10.07.1992);
  • Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении  и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов  Минобрнауки России от 26.11. 2010 № 1241, от 22. 09. 2011 № 2357);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден и введен в действие с 1 января 2010 г. приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 № 373) и внесенными изменениями от 26. 11. 2010 приказ № 1241;
  • Санитарно-эпидемиологические правила (СанПиН 2.4.2.2821-10) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденные постановлением Главного государственного  санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 № 189;
  • Устав БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №63»;
  • Школьное положение о рабочей программе педагога.
  • Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  концепции УМК «Школа России»  научного руководителя А. А. Плешакова, авторской программы по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой,  ориентирована на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и отражает содержание обучения литературному чтению в начальной школе.

Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.

Успешность изучения курса литературного обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.  От качества изучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение к книге,  развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственного дошкольникам, формирование в дальнейшем потребности в систематическом чтения произведений подлинно художественной литературы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

 - овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;

 - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения  к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

 - воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Описание места предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному плану на изучение учебного предмета «Литературное чтение»  в объёме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 4 часа в неделю:

24 учебные недели I-III четвертей в период обучения грамоте (92 часа);

2 учебные недели III четверти (9 часов);

8 учебных недель IV четверти (31 час);

        Всего – 132 часа в год.

Результаты освоения учебного предмета

Результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями, определяемыми федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным процессом и системой оценки, используемой в образовательном учреждении.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Планируемые результаты обучения

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:

Иметь общее представление:

  • об отличии художественного текста от научного;
  • об отличии фольклорного текста  от литературного;
  • об отличии стихотворного текста от прозаического;
  • о разнообразии малых жанров фольклора (колыбельная, потешка, закличка, прибаутка, небылица, побасенка, загадка, считалка, поговорка, пословица, скороговорка);
  • о различиях сказки, рассказа, стихотворения;

Знать:

  • наизусть 3-4 стихотворения  разных авторов по выбору;
  • содержание произведений, прочитанных в классе;
  • 1-2 писателей или поэтов;

Уметь:

  • читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя; темп чтения 30-35 слов в минуту вслух, 40-45 слов в минуту про себя;
  • ориентироваться в книге (автор, название, оглавление, иллюстрации);
  • понимать содержание прочитанного;
  • осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
  • находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, сравнение, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слова, звукопись, рифма);
  • отличать диалог от монолога;
  • задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения.

Содержание курса

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Календарно – тематическое планирование

Литературное  чтение

№ п\п

Дата

Тема

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Тип урока

план

факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

                                  Часть I.                                                    Жили-были буквы (6ч)

1.

Знакомство с учебником «Ли-тературное чте-ние». В. Данько «Загадочные буквы».(4-8)

Научатся владеть поняти-ями «писатель», «автор», «произведение», «дейст-вующие лица», понимать организацию стихотвор-ной речи, выразительно читать произведения, вни-кать в смысл прочитанно-го.

Получат возможность научиться работать с ху-дож. текстами, читать це-лыми словами, понимать прочитанное, вслушива-ться, делить текст на части, читать по ролям, определять главную мысль и соотносить её с содержанием произведе-ния, развивать навыки правильного осознанного чтения текста.

РУУД: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

ПУУД: осуществлять поиск и выделение информации, само-стоятельно создавать алгорит-мы деятельности при решении проблем различного характе-ра; смысловое чтение; выби-рать вид чтения в зависимости от цели.

КУУД: оформлять свои мыс-ли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, задавать вопро-сы, необходимые для органи-зации собственной деятельно-сти и сотрудничества партнё-ров, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Мотивация  учеб-ной деятельнос-ти, принятие об-раза «хорошего ученика», устой-чивое следование в поведении со-циальным нор-мам, самооценка на основе крите-риев успешности учебной деятель-ности.

Ориентироваться в учебнике. Нахо-дить нужную гла-ву.

Прогнозировать содержание раз-дела. Объяснять  название произве-дения. Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; переда-вать интонацион-но название произ-ведения.  Выби-рать из предло-женного списка слова для характе-ристики героев произведения. Пе-редавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Определять глав-ную мысль; соот-носить главную мысль с содержа-нием. Составлять план пересказа прочитанного. Чи-тать стихи наи-зусть. Оценивать себя.

Комбинир.

2.

И. Токмакова «Аля,  Кляксич и буква «А».

 (с.9-10)

Комбинир.

3.

С.Чёрный «Жи-вая азбука»,  Ф.Кривин «По-чему «А» поётся, а «Б» нет».

(11-13)

Г.Сапгир «Про медведя». М. Бо-родицкая «Разго-вор с пчелой».

(14-18)

Комбинир.

Комбинир.

4.

С.Маршак «Автобус номер 26».(19-21)

Комбинир.

5.

Из старинных книг. (22-23)

Комбинир.

6.

Повторение по теме. (24-28)

Комбинир.

Сказки, загадки, небылицы (6ч)

1.

Е.Чарушин «Теремок».

(30-37)

Научатся отличать народ-ные сказки от авторских, выделять в сказке наиболее выразительные эпизоды, воспроизводить ситуации сказок по рисункам и вос-поминаниям, различать произведения малых фоль-клорных жанров.

Получат возможность научиться работать с худо-жественными текстами , до-ступными для восприятия, читать целыми словами, понимать прочитанное, пе-ресказывать с опорой на картинку, подбирать нуж-ную интонацию и ритм для чтения небылиц и потешек, совершенствовать навыки выразительного чтения.

РУУД: формулировать и удерживать учебную задачу, отбирать адекватные средст-ва достижения цели деятель-ности, принимать позиции слушателя, читателя в соот-ветствии с задачей.

ПУУД: контролировать и оценивать процесс и резуль-тат деятельности, ориентиро-ваться в речевом потоке, на-ходить начало и конец выс-казывания, выбирать вид чтения в зависимости от це-ли.

КУУД: формулировать соб-ственное мнение и позицию, ставить вопросы и обраща-ться за помощью, договари-ваться о распределении фун-кций и ролей в совместной деятельности.

Социальная ком-петентность как готовность к ре-шению мораль-ных дилемм, осо-знание  ответст-венности челове-ка за общее бла-гополучие, само-оценка на основе критериев успеш-ности учебной деятельности.

Подбирать книги в соответствии с темой. Читать из-вестную сказку плавно, целыми словами. Анали-зировать картин-ный план. Соотно-сить иллюстра-цию с содержани-ем текста. Отве-чать на вопросы по содержанию произведения. Пе-ресказывать ска-зку подробно (по плану) и по памя-ти. Сравнивать народную и лите-ратурную сказку. Отгадывать за-гадки на основе ключевых слов, сочинять загадки, объединять их по темам. Работать в паре.  Оценивать свои достижения.

Комбинир.

2.

РНС «Рукавич-ка». (38-41)

Комбинир.

3.

Загадки, песен-ки. (42-45)

Русские народ-ные  потешки. Стишки и песен-ки из книги «Рифмы Матуш-ки Гусыни».

(46-51)

Комбинир.

Комбинир.

4.

А.С. Пушкин

«Ветер, ветер..»,

«Ветер по морю гуляет…».

(52-53)

РНС «Петух и собака».(54-57)

Комбинир.

Комбинир.

5.

Из старинных книг. (58-59)

Комбинир.

6.

Повторение по теме. (60-62)

Комбинир.

Апрель, апрель, звенит капель … (6ч)

1.

А.Майков «Лас-точка примча-лась», «Весна» А.Плещеев «Се-льская песенка».

(64-65)

Научатся учить стихи наи-зусть, уяснять ритм и мело-дию стихотворной речи, бо-лее пристально углубляться в содержание стихотворе-ния и видеть красоту род-ной природы.

Получат возможность научиться работать с худо-жественными текстами, до-ступными для восприятия, читать тексты целыми сло-вами с элементами слогово-го чтения, находить загла-вие текста, называть автора произведения, различать в практическом плане рас-сказ, стихотворение.

РУУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реа-лизации, определять после-довательность промежуточ-ных целей и соответствую-щих им действий с учётом конечного результата.

ПУУД: называть и опреде-лять объекты и явления ок-ружающей действительности в соответствии с содержани-ем учебных предметов, осо-знанно и произвольно стро-ить сообщения в устной и письменной форме.

КУУД: определять общую цель и пути её достижения, осуществлять взаимный кон-троль, адекватно оценивать собственное поведение и по-ведение окружающих, оказы-вать в сотрудничестве взаи-мопомощь.

Читать вслух ли-рические стихот-ворения, передавая настроение. Наб-людать за ритмом стихотворного произведения. Сравнивать стихотворения ра-зных поэтов на одну и ту же тему. Отгадывать зага-дки. Сочинять за-гадки на основе опорных слов. Оценивать свои ответ. Проверять чтение друг друга. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, друг с другом.

2.

Т.Белозеров «Подснежники», С.Маршак «Ап-рель». (66-67)

3.

Стихи-загадки писателей И. То-кмаковой, Л. Ульяницкой, Л.Яхнина, Е.Тру-тневой.

(68-71)

4.

Стихотворения В. Берестова,

Р. Сефа. (72-73)

5.

Произведения из старинных книг.

(74-75)

6.

Повторение и обобщение по теме. (76-78)

                                       Часть II.                                             И в шутку и всерьёз (7ч)

1.

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк», Г.Кружков «РРРЫ!». (4-8)

Научатся прогнозировать текст, интонацией переда-вать настроения и чувства героев, разбирать текст на части подбирать заголовки к частям рассказа, оцени-вать поведение героев, со-относить свои взгляды на поступки героев со взглядами друзей и взрос-лых.

Получат возможность научиться читать по ро-лям, анализировать произ-ведения, делать выводы, упражняться в темповом чтении скороговорок, про-верять чтение друг друга, оценивать свои достиже-ния, оценивать свой ответ в соответствии с образом, ра-ботать в группе.

РУУД: предвидеть уровень усвоения знаний, его времен-ные характеристики, исполь-зовать речь для регуляции своего действия, вносить до-полнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реаль-ного действия и его резуль-тата.

ПУУД: осуществлять смыс-ловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от це-ли, выделение существенных признаков.

КУУД: определять общую цель и пути её достижения, осуществлять взаимный кон-троль, адекватно оценивать  собственное поведение и по-ведение окружающих, оказы-вать в сотрудничестве взаи-мопомощь.

Начальные навы-ки адаптации в динамично изме-няющемся мире, навыки сотрудни-чества в разных ситуациях, уме-ние не создавать конфликтов и на-ходить выходы из спорных ситуа- ций.

Прогнозировать содержание разде-ла. Воспринимать на слух художест-венное произведе-ние. Учиться ра-ботать в паре, об-суждать  прочи-танное, договари-ваться друг с дру-гом. Читать с раз-ным подтекстом, выражая эмоции.

Отличать юмори-стическое произве-дение, находить характерные чер-ты такого текста.

Объяснять смысл названия произве-дения. Придумы-вать свои заголов-ки. Читать по ро-лям, отражая ха-рактер произведе-ния. Исправлять допущенные оши-бки при повтор-ном чтении.  Оце-нивать свои дос-тижения.

2.

Н.Артюхова «Саша-дразнил-ка». (9-11)

3.

К.Чуковский «Федотка»,

О.Дриз «При-вет». (12-13)

4.

И.Пивоварова «Кулинаки-пули-наки», О.Григо-рьев «Стук»,

И. Токмакова «Разговор Люти-ка и Жучка».

(14-16)

5.

К.Чуковский «Телефон».

(17-21)

6.

М. Пляцковский «Помощник».

(22-23)

7.

Из старинных книг.Повторение и обобщение по теме. (24-28)

Я и мои друзья (5ч)

1.

Ю.Ермолаев «Лучший друг», Е.Благинина «Подарок».

 (30-33)

Научатся выделять особен-ности произведения, уста-навливать общие черты и различия, обосновывать своё мнение, различать противоположные качества людей.

Получат возможность научиться характеризовать  особенности прослушанно-го произведения,  читать вдумчиво и осознанно, фор-мулировать личную оценку поступков героев прочитан-ных произведений, вырази-тельно и осознанно читать целыми словами, отраба-тывать навык употребления в речи вежливых слов.

РУУД: определять последо-вательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата, составлять план и последовательность дейс-твий, адекватно использовать речь для планирования и ре-гуляции своей деятельности.

ПУУД: ориентироваться в разнообразии способов ре-шения задач, осознанно и произвольно строить сооб-щения в устной и пись-менной форме, в том числе творческого и исследовате-льского характера; смысло-вое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

КУУД: разрешать конфлик-ты на основе учёта интересов и позиций всех участников, принимать участие в обсуж-дении содержания прочитан-ного, следить за действиями других участников в процес-се коллективной деятельнос-ти.

Осознание ответ-ственности чело-века за общее благополучие, са-мостоятельность и личная ответст-венность за свои поступки, этичес-кие чувства, пре-жде всего добро-желательность и эмоционально – нравственная от-зывчивость, усто-йчивое следова-ние в поведении социальным нор-мам.

Планировать ра-боту на уроке в со-ответствии с соде-ржанием резуль-тата. Прогнозиро-вать содержание раздела. Воспри-нимать на слух художественное произведение. Об-суждать с друзья-ми, что такое «нас-тоящая дружба», кого можно наз-вать другом. Чи-тать произведе-ния, отражая наст-роение, высказы-вать свое мнение о прочитанном. Оп-ределять тему произведения и главную мысль. Составлять план рассказа. Срав-нивать рассказы и стихотворения. Оценивать свой ответ в соответст-вии с образцом. Проверять себя и самостоятельно  оценивать  свои достижения.  Рас-пределять работу в группе;находить нужную информа-цию в соответст-вии с заданием;  представлять найденную инфор-мацию.

2.

В.Орлов «Кто первый?», С.Ми-халков «Бараны»

(34-36)

Р. Сеф «Совет», В.Берестов «В магазине игру-шек», В.Орлов «Если дружбой дорожить...».

(37-38)

3.

И.Пивоварова «Вежливый ос-лик», Я.Аким «Моя родня». (39-42)

4.

С.Маршак «Хо-роший день» М. Пляцковский «Сердитый дог Бульдог», Ю. Энтин «Про дружбу». (43-49)

5.

Из старинных книг. Д.Тихо-миров «Мальчи-ки и лягушки», «Находка». Повторение и обобщение по теме. (50-54)

О братьях наших меньших (6ч)

1.

С.Михалков «Трезор», Р.Сеф «Кто любит собак».(56-59)

Научатся видеть в тексте прямые и скрытые авторс-кие вопросы, отличить ху-дожественный текст от на-учно-популярного, видеть главную мысль произведе-ния.

Получат возможность научиться отвечать на воп-росы, анализировать тон, настроение произведения, рассказывать о прочитан-ном, аргументировать свой мнение, приводить приме-ры художественных произ-ведений по изученному ма-териалу, составлять собст-венные рассказы на задан-ную тему, анализировать положительные и отрица-тельные действия героев, выразительно и осознанно читать целыми словами.

РУУД: ставить новые учеб-ные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат, выполнять учеб-ные действия в материализо-ванной, гипермедийной, гро-мкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего дейс-твия.

ПУУД: использовать общие приёмы решения задач, рабо-тать с учебником, ориентиро-ваться в нём по содержанию (оглавлению) и с помощью значков.

КУУД: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, соблюдать правила речевого этикета.

Социальная ком-петентность как готовность к ре-шению мораль-ных дилемм, ус-тойчивое следо-вание в поведе-нии социальным нормам, осозн-ние ответствен-ности человека за общее благополу-чие, гуманисти-ческое сознание, принятие образа «хорошего уче-ника».

Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно сос-тавленным пла-ном. Участвовать в работе группы; распределять ра-боту в группе; на-ходить нужную информацию в со-ответствии с зада-нием. Сравни-вать художествен-ный и научно-по-пулярный текст (определить их ос-новные особеннос-ти). Называть особенности ска-зок-несказок; при-думывать свои со-бственные сказки. Рассказывать со-держание текста  с опорой на рису-нок. Планировать возможный вари-ант исправления ошибок. Выра-жать свое мнение при обсуждении ситуации.

2.

В.Осеева «Соба-ка яростно лая-ла», И.  Токма-кова «Купите собаку». (60-64)

3.

М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г.Сапгир «Кош-ка». (65-67)

4.

В.Берестов «Ля-гушата», В. Лу-нин «Никого не обижай», С.Ми-халков «Важный совет» Д.Хармс «Храбрый еж».

(68-72)

5.

Н.Сладков «Ли-сица и Еж», С.Аксаков «Гнездо».

(73-75)

6.

Повторение и обобщение по теме. (76-78)

Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы.

В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.

Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие по объему письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель после чтения задает вопросы.

Критерии сформированности навыка чтения:

  • умение читать целыми словами и словосочетаниями;
  • осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 25-30 слов в минуту (на конец года);
  • умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
  • безошибочность чтения.

К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольно-измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ, что позволит начать подготовку к тестовым заданиям уже с 1 класса. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса). На контрольную работу отводится весь урок.

Способами оценивания результативности обучения чтению являются:

  • замер скорости чтения (в скрытой для детей форме);
  • ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлении и жанровой принадлежности литературных произведений;
  • выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств - мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);
  • выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;
  • выполнение заданий по ориентировке в книгах;
  • наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);
  • наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;
  • наблюдения за читательской деятельностью учащихся;
  • анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;
  • анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии).

В 1 классе исключается система балльного (отметочного) оценивания.

Контрольно-измерительные материалы..

Проверочные тематические (текущие) работы проводятся после изучения тем программы. Цель работ – выявление картины усвоения каждым учащимся изученного материала и, при необходимости, корректировка процесса обучения. Текст каждой работы предложен в трёх вариантах, каждый из которых содержит основную (базовый уровень сложности) и дополнительную (повышенный уровень сложности) части.

Проверочная тестовая (итоговая) работа за год. Цель работы – проверка усвоения учащимися учебного материала по основным разделам программы 1 класса, как учащиеся умеют пользоваться приобретёнными знаниями, умениями и навыками при выполнении проверочной тестовой работы.

Проверочная комплексная (итоговая) работа за год проводится в конце учебного года (конец апреля – начало мая). Цель работы – проверка усвоения учащимися учебного материала по основным разделам программы 1 класса, как учащиеся умеют пользоваться приобретёнными знаниями, умениями и навыками при выполнении проверочной тестовой работы. Текст работы предложен в четырёх вариантах, каждый из которых содержит основную (базовый уровень сложности) и дополнительную (повышенный уровень сложности) части.

Для организации текущей и итоговой проверки используются:

Литературное чтение в начальной школе: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч. 1/ Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012

Moи дoстижeния. Итoгoвые кoмплeксные работы.1 класс / О. Б. Лoгинoвa, C. Г. Якoвлeвa; пoд peд. О. Б. Лoгинoвoй. – 3-e изд. – M.: Пpoсвeщeние, 2011

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч./ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009

План проведения проверочных и контрольных работ

 п/п

Вид работы

Вид проверки

Примерные сроки

1

Навык чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание).

Текущая

Апрель

2

Выразительность чтения.

Текущая

В течение

IV четверти

3

Начитанность

Текущая

Май

4

Работа с детскими книгами.

Текущая

Март-апрель

5

Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания.

Итоговая

Май

6

Комплексная проверочная работа.

Итоговая

Май

Описание материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Специфическое сопровождение (оборудование):

Демонстрационный материал: портреты писателей, поэтов.

Репродукции картин в соответствии с содержанием программы;

Художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;

Иллюстрации к литературным произведениям.

Электронно-программное обеспечение:

Аудиоприложение к учебнику Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч./ Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.- М.: Просвещение, 2011

 Список литературы, рекомендуемой для учителя и учащихся.

Для учителя:

Волина В.В. Азбуковедение: учебное пособие. – М: «ОЛМА - пресс», 1999

Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 1 класс.- М.: ВАКО, 2011

Узорова О.В. Практическое пособие обучение детей чтению: АСТ: Астрель, 2007

Для учащихся:

Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч./Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.- М.: Просвещение, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы (Школа России, ФГОС)

Рабочая программа по русскому языку к УМК "Школа России" (авторский коллектив: Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др.) рассчитана на весь период обучения в начальной школе и составлена в соотвествиями с Ф...

рабочая программа и КТП окружающий мир 2 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа и КТП окружающий мир 2 класс "Школа России" ФГОС...

рабочая программа и КТП по технологии 1 класс Школа России ФГОС

рабочая программа и КТП по технологии 1 класс Школа России ФГОС...

рабочая программа и КТП по музыке 1 класс Школа России ФГОС

рабочая программа и КТП по музыке 1 класс Школа России ФГОС...

1 класс. Рабочая программа по обучению грамоте, литературному чтению, УМК "Школа России"

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувс...

Рабочая программа по учебному предмету литературное чтение УМК "Школа России" 4 класс

          Рабочая программа по  литературному чтению  для 4 класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образо...