Урок лит.чтения в послебукварный период в 1 классе по тв-ву К.И. Чуковского.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Урок лит.чтения в послебукварный период в 1 классе по тв-ву К.И. Чуковского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya_v_poslebukvarnyy_period_po_teme.docx | 26.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературного чтения в послебукварный период по теме:
«Творчество К.И.Чуковского».
Учитель – Ильина Л.Г.
КЛАСС: 1 – б класс
ДАТА: 20февраля 2013 года.
Цель: Познакомить уч-ся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского;
Задачи:
- Формировать умение определять жанр и тему произведения;
- Учить краткому и подробному пересказу;
- Работать над выразительностью речи, интонацией;
- Учить выявлять в тексте реальное и фантастическое, смешное и комическое.
Обучение УУД:
- Речевые и читательские умения ;
- Умения обобщать, анализировать, конкретизировать, и доказывать;
- Участвовать в коллективной деятельности.
Оборудование: портрет К.Чуковского, выставка книг, предметы-игрушки для конкурса, жетоны, презентация, мультимедийное пособие для интерактивных досок по лит. чтению.
ХОД УРОКА:
- Организационное начало урока.
- Развитие речевого аппарата:
- дыхательная гимнастика – упражнение «Самовар» (3 раза)
- артикуляционная гимнастика – упражнение «Губы» (3 раза)
- упражнение на дикцию – скороговорка (3 раза)
- Постановка цели и определение темы урока:
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве «Бармалея»
И «Крокодила» не читал,
Не восхищался «Телефоном»,
И в «Тараканище» не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
- О ком это стихотворение?
- Почему К.И.Чуковский в детстве не читал перечисленных сказок?
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
Сегодня мы вспомним произведения К.И.Чуковского, которые вы знаете и продолжим знакомство с его творчеством.
4.Рассказ учителя о писателе:
- Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
К. И. Чуковский родился 31 марта 1882 г. Его уже нет в живых, но его книги живут, и долго будут жить.
Посмотрите на портрет. Крупные черты лица, большой любопытный нос, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, плакал. Чтобы его хоть как-нибудь развлечь, отец стал рассказывать ему сказку. Мальчик неожиданно затих и стал слушать: "Жил да был крокодил, он по улицам ходил…"
Так появилась старая-престарая сказка «Крокодил». Чуковский был очень трудолюбив. Писал везде. В трамвае, у врача, в очереди за хлебом, на пляже. К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок .
(Опора на мультимедийное пособие для интерактивных досок и выставку книг)
- Работа с учебником:
- Чтение сообщения о Чуковском в учебнике стр.96.
- Знакомство с отрывком из сказки К.И.Чуковского «Телефон».
Сейчас вы сможете увидеть и услышать самого автора. А помогут ему мультипликационные герои.
(Отрывок из м/ф 1944 года «Телефон» (со 2 по 4 минуту))
Следите внимательно за текстом и запоминайте, как читал произведение много лет назад Чуковский.
-Как вы думаете, мы познакомились с полным произведением «Телефон» или с отрывком из него?
- Как называется такой вид текста? (Диалог.)
-Кто участвует в диалоге? (Автор и слон.)
6. Самостоятельное чтение.
- А сейчас вы самостоятельно прочитаете отрывок в учебнике. Найдите слова автора и слона. Подчеркните непонятные слова.
7. Словарная работа.
- Значение каких слов непонятно?
-Что надо сделать? (Обратиться к словарю, спросить у взрослых, использовать Интернет) . Объясняем значение слова «пуд».
8. Анализ прочитанного отрывка.
-Откуда звонил слон?
- С какой просьбой обратился слон к писателю?
-Для кого слон просил шоколад?
- Какой слонёнок?
-А как вы думаете, зачем слон просил шоколад? (Малыши любят сладкое.)
Физминутка (для глаз).
- Ребята, пока мы беседовали, подул ветерок и сорвал с чудо-дерева бабочку. Она летела, на кончик указки села. Глазками её поймай и за ней понаблюдай. ( Дети следят глазами за «бабочкой»).
9.Подготовка к выразительному чтению. Работа в парах.
-Работаем в парах. Подготовьтесь выразительно читать по ролям. С какой интонацией читает автор? (Вопросительной.)
- Что должны передать, читая слова слона? (Просьбу.)
- Кто готов? (Дети поднимают руки «в замочке»)
(Выразительное чтение по ролям отрывка из стихотворения «Телефон». Заслушивается чтение нескольких пар)
10. Закрепление.
- Ребята, мы сегодня называли произведение «Телефон» то стихотворением, то сказкой. Определите жанр. Как вы считаете, это стихотворение? (Да.)
- Можем сказать, что это сказка? (Да.)
-Значит это стихотворная сказка.
- А почему вы утверждаете, что это сказка? ( Животные разговаривают.)
- С какой целью животные звонят писателю? (Просят о помощи.)
- Помогает им автор?(Да.)
-Чему учит эта сказка? ( Помогать друг другу, сочувствовать, любить животных, быть добрыми.)
- Как называются сказки, у которых есть автор? (Литературные)
- Какие ещё есть сказки? (Народные)
- А какую литературную сказку мы уже читали? (А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне…»)
-А знакомы ли вы с другими сказками К.И.Чуковского?
Работа в группах (по колонкам – 5 групп)
Игра «Кто есть кто».
- Работаем в группах. Возьмите в файле карточку с заданием. Такое же задание на экране. Соедините левую и правую части линией.
«Кто есть кто».
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит разбойник
Бармалей бабушка
Федора доктор
Рыжий, усатый великан умывальник
Каракула муха
Мойдодыр таракан
Цокотуха акула
Даётся определённое время
- Кто уже готов, поднимите руки «в замочке».
-Сверьте свои ответы с проверочным листом на экране (Слайд – проверочный лист). Дети сверяют свои ответы с правильными ответами на экране.
- Оцените свою работу. Если всё правильно поставьте на листе «радостный смайлик», если допущена одна ошибка, «задумчивый смайлик», если ошибок больше «грустный смайлик».
Учитель показывает образцы смайликов.
- Поднимите руки те группы, у кого нет ошибок.
- Почему вы справились с заданием? (Знаем сказки, работали дружно.)
Физминутка (динамическая).
- Ребята, пока мы с вами работали, ветер усилился, давайте мы с ним поговорим и немного его успокоим.
Ветер, ветерок, ветрище!
Ты чего по свету рыщешь?
Лучше улицы мети
Или мельницы крути!
- Молодцы! Вот ветер и стих.
Коллективная игра «Потерянные вещи».
Но посмотрите, ребята, он выдул из наших книг сказочные предметы. Давайте возвратим их на страницы книг Чуковского. Учитель показывает предметы, а дети называют из какого они произведения:
- Телефон (У меня зазвонил телефон )
- Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике )
- Мыло ( Вот и мыло подскочило )
- Блюдце (А за ними блюдца )
- Калоша (Пришли мне дюжину новых калош )
- Термометр (И ставит им градусник )
- Сито (Скачет сито по полям )
- Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
- Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла )
- Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
- Мочалка ( И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
11. Рефлексия учебной деятельности.
- Какие же цели мы ставили в начале урока?
- Справились?
- Захотелось ли вам поподробнее познакомиться с произведениями К.И.Чуковского?
- Что для этого надо сделать? (Взять книгу в библиотеке, у друга, купить… и прочитать)
- А для чего нужны полученные знания, когда они вам пригодятся? (Чтобы много знать, быть добрыми, помогать другим, чтобы рассказывать сказки своим друзьям, а когда вырастем , детям и внукам, как наши родители и бабушки…)
Хорошие книжки писал дед Корней-
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши, и дети
Сказки читать веселые эти.
- Оцените свою работу на уроке.
Если читал и отвечал на вопросы правильно покажи зелёный светофорчик. Если ещё нужно поработать, чтобы лучше читать и правильно отвечать – красный.
- Рядом с чудо-деревом К.И.Чуковского вырастим цветок нашего настроения. Выберите себе лепесток – покажите своё настроение. Красный – у вас хорошее, радостное, веселое настроение. Жёлтый – вам и не грустно, и невесело. Зелёный – вам грустно (если повесят, узнать, почему).
-А у меня от общения с вами весёлое, радостное настроение. (Прикрепить свой лепесток.)
12.Организованное окончание урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Послебукварик (материал к 6-ти урокам обучения грамоте в послебукварный период)
Данный материал для совершенствования навыков чтения первоклассников с различного рода заданиями и упражнениями....
Тексты для чтения в букварный период 1 класс
Тексты для чтения в букварный период...
КТП русский язык (послебукварный период) 1 класс УМК Перспектива
КТП уроков русского языка в послебукварный период по УМК "Перспектива" с УУД по ФГОС...
Послебукварный период. 1 класс. Творческие задания.
Послебукварный период. 1 класс. Творческие задания. Закрепляем изученное....
Тексты для чтения в послебукварный период.
тексты для чтения...
Презентация к урокам русского языка в послебукварный период по программе «Школа России»
Презентация содержит задания по темам, изучаемым в 1-м классе в послебукварный период на уроках русского языка....
Материал по отработке навыка чтения в букварный период 1 класс
Данный материал предназначет для учащихся 1 класса в период обучения чтению. В этот период необходимо отработать механизм соединения букв в слоги, слогов в слова, слова в предложения, предложения в те...