Урок лит.чтения в послебукварный период в 1 классе по тв-ву К.И. Чуковского.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Василенко Людмила Геннадьевна

Урок лит.чтения в послебукварный период в 1 классе по тв-ву К.И. Чуковского.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок литературного чтения в послебукварный период по теме:

«Творчество К.И.Чуковского».

Учитель – Ильина Л.Г.

КЛАСС:  1 – б класс  

ДАТА: 20февраля  2013 года.

Цель: Познакомить уч-ся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского;

Задачи:

  • Формировать умение определять жанр и тему произведения;
  • Учить краткому и подробному пересказу;
  • Работать над выразительностью речи, интонацией;
  • Учить выявлять в тексте реальное и фантастическое, смешное и комическое.

Обучение УУД:

  •   Речевые и читательские  умения ;
  • Умения обобщать, анализировать, конкретизировать, и доказывать;
  • Участвовать в коллективной деятельности.

Оборудование: портрет К.Чуковского, выставка книг, предметы-игрушки для конкурса, жетоны, презентация,  мультимедийное пособие для интерактивных досок по лит. чтению.

ХОД УРОКА:

  1. Организационное начало урока.

  1. Развитие речевого аппарата:

- дыхательная гимнастика – упражнение «Самовар» (3 раза)

- артикуляционная гимнастика – упражнение «Губы» (3 раза)

- упражнение на дикцию – скороговорка (3 раза)

  1. Постановка цели и определение темы урока:

Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненье  с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Крокодила» не читал,

Не восхищался «Телефоном»,

И в «Тараканище» не вник.

Как вырос он таким учёным,

Не зная самых главных книг?

- О ком это стихотворение?

- Почему К.И.Чуковский в детстве не читал перечисленных сказок?

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

Сегодня мы вспомним произведения К.И.Чуковского, которые вы знаете и продолжим знакомство с его творчеством.

4.Рассказ учителя о писателе:

- Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.

        К. И. Чуковский родился 31 марта 1882 г. Его уже нет в живых, но его книги живут, и долго будут жить.    

        Посмотрите на портрет. Крупные черты лица, большой любопытный нос, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.    

        Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно.  Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал,  плакал. Чтобы его хоть как-нибудь развлечь, отец стал рассказывать ему сказку. Мальчик неожиданно затих и стал слушать: "Жил да был крокодил, он по улицам ходил…"

Так появилась старая-престарая сказка  «Крокодил». Чуковский был очень трудолюбив. Писал везде. В трамвае, у врача, в очереди за хлебом, на пляже. К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок .


        
(Опора на мультимедийное пособие для интерактивных досок и выставку книг)

  1. Работа  с учебником:

- Чтение сообщения о Чуковском в учебнике стр.96.

- Знакомство с отрывком из сказки К.И.Чуковского «Телефон».

  Сейчас вы сможете увидеть и услышать  самого автора. А помогут ему мультипликационные герои.

(Отрывок из м/ф 1944 года «Телефон» (со 2 по 4 минуту))

        Следите внимательно за текстом и запоминайте, как читал произведение много лет назад Чуковский.

 -Как вы думаете, мы познакомились с полным произведением «Телефон» или с отрывком из него?

 - Как называется такой вид текста? (Диалог.)

 -Кто участвует в диалоге? (Автор и слон.)

6. Самостоятельное чтение.

 - А сейчас вы самостоятельно прочитаете отрывок в учебнике. Найдите слова автора и слона. Подчеркните непонятные слова.

7. Словарная работа.

- Значение каких слов непонятно?

 -Что надо сделать? (Обратиться к словарю, спросить у взрослых, использовать Интернет) . Объясняем значение слова «пуд».

8. Анализ прочитанного отрывка.

 -Откуда звонил слон?

 - С какой просьбой обратился слон к писателю?

 -Для кого слон просил шоколад?

 - Какой слонёнок?

 -А как вы думаете, зачем слон просил шоколад? (Малыши любят сладкое.)                                                                  

  Физминутка (для глаз).

- Ребята, пока мы беседовали, подул ветерок и сорвал с чудо-дерева бабочку. Она летела,  на кончик указки села. Глазками её поймай  и за ней понаблюдай. ( Дети следят глазами за «бабочкой»).    

 
9.Подготовка к выразительному  чтению. Работа в парах.

-Работаем в парах. Подготовьтесь выразительно читать по ролям. С какой   интонацией читает автор? (Вопросительной.)

- Что должны передать, читая слова слона? (Просьбу.)

- Кто готов? (Дети поднимают руки «в замочке»)

(Выразительное чтение по ролям отрывка из стихотворения «Телефон». Заслушивается чтение нескольких пар)

10. Закрепление.


- Ребята, мы сегодня называли произведение «Телефон» то стихотворением, то сказкой. Определите жанр. Как вы считаете, это стихотворение? (Да.)

 - Можем сказать, что это сказка? (Да.)

 -Значит это стихотворная сказка.

 - А почему вы утверждаете, что это сказка? ( Животные разговаривают.)

 - С какой целью животные звонят писателю? (Просят о помощи.)

 - Помогает им автор?(Да.)

 -Чему учит эта сказка? ( Помогать друг другу, сочувствовать, любить животных, быть добрыми.)

 - Как называются сказки, у которых есть автор? (Литературные)

- Какие ещё есть сказки? (Народные)

 - А какую литературную сказку мы уже читали? (А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне…»)

  -А знакомы ли вы с другими сказками К.И.Чуковского?

Работа в группах (по колонкам – 5 групп)

 Игра «Кто есть кто».

 - Работаем в группах. Возьмите в файле карточку с заданием. Такое же задание на экране. Соедините левую и правую части линией.

«Кто есть кто».

- Каким  персонажам принадлежат эти сказочные имена?

Айболит                                             разбойник

Бармалей                                            бабушка                      

Федора                                               доктор

 Рыжий, усатый великан                  умывальник

 Каракула                                           муха

Мойдодыр                                         таракан

 Цокотуха                                          акула

Даётся определённое время

 - Кто уже готов, поднимите руки «в замочке».

-Сверьте свои ответы с проверочным листом на экране (Слайд – проверочный лист).  Дети сверяют свои ответы с правильными ответами на экране.

 - Оцените свою работу. Если всё правильно поставьте на листе «радостный смайлик», если допущена одна ошибка, «задумчивый смайлик», если ошибок больше «грустный смайлик».

 Учитель показывает образцы смайликов.

- Поднимите руки те группы, у кого нет ошибок.

 - Почему вы справились с заданием? (Знаем сказки, работали дружно.)                                                                   

 Физминутка (динамическая).

 - Ребята, пока мы с вами работали, ветер усилился, давайте мы с ним поговорим и немного его успокоим.         

 Ветер, ветерок, ветрище!

 Ты чего по свету рыщешь?

 Лучше улицы мети

 Или мельницы крути!

 - Молодцы! Вот ветер и стих.

Коллективная игра «Потерянные вещи».

Но посмотрите, ребята, он выдул из наших книг сказочные предметы. Давайте возвратим их на страницы книг Чуковского. Учитель показывает предметы, а дети называют из какого они произведения: 

  • Телефон  (У меня зазвонил телефон )
  • Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике )
  • Мыло ( Вот и мыло подскочило )
  • Блюдце  (А за ними блюдца )
  • Калоша  (Пришли мне дюжину новых калош )
  • Термометр (И ставит им градусник )
  • Сито   (Скачет сито по полям )
  • Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
  • Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла )
  • Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
  • Мочалка  ( И мочалку словно галку, словно галку проглотил)

11. Рефлексия учебной деятельности.

 - Какие же цели мы ставили в начале урока?

- Справились?

- Захотелось ли вам поподробнее познакомиться с произведениями К.И.Чуковского?

 - Что для этого надо сделать? (Взять книгу в библиотеке, у друга, купить… и прочитать)

 - А для чего нужны полученные знания, когда они вам пригодятся? (Чтобы много знать, быть добрыми, помогать другим, чтобы рассказывать сказки своим  друзьям, а когда вырастем , детям и внукам, как наши родители и бабушки…)               

Хорошие книжки писал дед Корней-         

Воспитывал взрослых он и детей.

Будут и внуки наши, и дети

 Сказки читать веселые эти.

 - Оцените свою работу на уроке.

Если читал и отвечал на вопросы правильно покажи зелёный светофорчик. Если ещё нужно поработать, чтобы лучше читать и правильно отвечать – красный.

 - Рядом с чудо-деревом К.И.Чуковского  вырастим цветок нашего настроения. Выберите себе лепесток – покажите своё настроение. Красный – у вас хорошее, радостное, веселое настроение. Жёлтый – вам и не грустно, и невесело. Зелёный  – вам грустно (если повесят, узнать, почему).

 -А у меня от общения с вами весёлое, радостное настроение. (Прикрепить свой лепесток.)

12.Организованное окончание урока.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Послебукварик (материал к 6-ти урокам обучения грамоте в послебукварный период)

Данный материал для совершенствования навыков чтения первоклассников с различного рода заданиями и упражнениями....

Тексты для чтения в букварный период 1 класс

Тексты для чтения в букварный период...

КТП русский язык (послебукварный период) 1 класс УМК Перспектива

КТП уроков русского языка в послебукварный период  по УМК "Перспектива" с УУД по ФГОС...

Послебукварный период. 1 класс. Творческие задания.

Послебукварный период. 1 класс. Творческие задания. Закрепляем изученное....

Презентация к урокам русского языка в послебукварный период по программе «Школа России»

Презентация содержит задания по темам, изучаемым в 1-м классе в послебукварный период на уроках русского языка....

Материал по отработке навыка чтения в букварный период 1 класс

Данный материал предназначет для учащихся 1 класса в период обучения чтению. В этот период необходимо отработать механизм соединения букв в слоги, слогов в слова, слова в предложения, предложения в те...