Тема: русская народная сказка «Рукавичка»
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Дмитриева Наталья Васильевна

Цель  урока: познакомить с русской  народной  сказкой «Рукавичка»

 

Задачи:

- обучать  плавному, выразительному, осознанному  чтению целыми  словами;

- учить  соотносить   иллюстрацию  с  содержанием  текста;

- учить  пересказывать  сказку  на  основе самостоятельно построенной   схемы-цепочки;  определять  главную   мысль  сказки;  отвечать  на  поставленные  вопросы  учеников  и  учителя; развивать  речь, мышление.

 

Оборудование:

 - На  доску:     таблички   СКАЗКИ

    
 image image

 

 

                             АВТОРСКИЕ    НАРОДНЫЕ     

 Карточки :   дед , мышка,  лягушка,  зайка, лисичка,  волк,  кабан, медведь

Пожелание – напутствие  на  парты

“Учись читать”
Чтоб  умным  человеком стать –
Учись читать, учись читать
И помни: каждый ученик
Не может жить без добрых книг

Распечатки с пословицами , карточками  -  названиями  героев, таблицами, толковый  словарь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_urokao.docx24.37 КБ
Файл 56.pptx1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: литературное чтение

Класс: 1 класс

УМК: «Школа России»

Тема: русская народная сказка «Рукавичка»

Цель  урока: познакомить с русской  народной  сказкой «Рукавичка»

Задачи:

- обучать  плавному, выразительному, осознанному  чтению целыми  словами;

- учить  соотносить   иллюстрацию  с  содержанием  текста;

- учить  пересказывать  сказку  на  основе самостоятельно построенной   схемы-цепочки;  определять  главную   мысль  сказки;  отвечать  на  поставленные  вопросы  учеников  и  учителя; развивать  речь, мышление.

Оборудование:

 - На  доску:     таблички   СКАЗКИ

                             АВТОРСКИЕ    НАРОДНЫЕ      

 Карточки :   дед , мышка,  лягушка,  зайка, лисичка,  волк,  кабан, медведь

Пожелание – напутствие  на  парты

“Учись читать”
Чтоб  умным  человеком стать –
Учись читать, учись читать
И помни: каждый ученик
Не может жить без добрых книг

Распечатки с пословицами , карточками  -  названиями  героев, таблицами, толковый  словарь.

План урока.

  1. Организационный момент.

Учитель:

Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.
Занимайте все места, 
Да послушайте меня:

II. Подготовительный этап

(Звучит аудиозапись русской народной песни “Светит месяц…”)

Учитель:

Приглашаю вас сегодня
В сказке доброй побывать.
Многое самим увидеть
И себя там показать.
Что за сказка ожидает
И меня и вас – друзья?
Эта тайна, 
И без вас мне 
Разгадать её нельзя!
Слушайте внимательно, 
Это обязательно! 
На уроке мы сегодня
Много что должны успеть:
Почитать, повеселиться, 
Поиграть и потрудиться.

Артикуляционная гимнастика        

        БУ – БЮ          БА – БЯ

        ВУ – ВЮ         ВА – ВЯ

        ГУ – ГЮ         ГА – ГЯ

        ЛУ – ЛЮ         ЛА – ЛЯ

        РУ – РЮ         РА -         РЯ

- Читаем слоги на таблицах, четко произнося все звуки, сначала вместе со мной

  • Читают хором
  • Читают по цепочке
  • Читают мальчики, потом девочки
  •  Читают шепотом, радостно, грустно

  1. Актуализация  знаний.  Постановка  целей  урока.

-Прочитайте  (ШЕПОТОМ)  стихотворение…

  Чтоб  умным  человеком  стать-

Учись  читать, учись читать.

И   помни:  каждый   ученик
Не   может  жить  без  добрых  книг.

- Для  чего  нужны  уроки  чтения в школе?

 - Чему  мы  учимся  на  уроках  литературного  чтения?  (Учимся  плавному, красивому  чтению, работать с текстом, выражать свои мысли)

4.Речевая  разминка  

РИ – РУ – РЮ – РЯ – РЕ  -                    

 О-ПА-ДА-ЮТ  ЛИС-ТЬЯ  В  СЕН-ТЯБ-РЕ

ГА – ГУ – ГЫ – КА – ГО –                      ЕСТЬ   ИГРУШКИ  У  МАР-ГО

ВИЧ – РЫК – МАК – ТОК – БАК –      

 ЧИ-ТА-ЕМ  МЫ  НЕ  ПРОСТО  ТАК

АК – ОК – ИК – КА – УК –                    

  НА  ЛИСТ  УСЕЛСЯ  МАЙ- СКИЙ  ЖУК

- Какие  слоги  в  каждой  строке  были  лишние? Почему вы  так  считаете? Постройте из  лишних  слогов  слово. Что получилось?  (Рукавичка)

 - Сегодня мы  будем  знакомиться со сказкой «Рукавичка»

- Откройте  учебник. Кто-нибудь из вас знаком  с этой  сказкой?  Попробуйте  определить,  кто  автор?

- Как  догадались, что  эта  сказка  русская народная? Какие  сказки  мы  называем русскими -народными?  Какие  - авторскими? Какие  ещё  русские народные  сказки  вы  знаете? Попробуйте  предположить, о чём  эта  сказка?

-Посмотрите,  как  записан  текст  сказки. Что вы заметили? (  Есть  запись  диалога)

-Что такое  диалог? Что  бы  это  значило? ( Герои  много   разговаривают)

5.Проблемная  ситуация  

-Ребята,  сегодня  к  нам на урок  пришли  гости. Внимательно  послушайте  их  разговор .    

(Две  ученицы  переодеты в  костюмы  лисичек.)

Разыгрывается  проблемный  диалог

1 лисичка:  -Привет!

2 лисичка: - Привет! Как тебя зовут?

1 лисичка:- Меня  зовут Лисичка-сестричка. А тебя как?

2 лисичка (удивлённо)  - Как?!  И меня зовут Лисичка-сестричка!

1 лисичка  ( с возмущением):  - Удивительно! А где ты  живёшь?

2 лисичка:  - Я  живу в сказке   Евгения  Чарушина «Теремок». А ты где?

1 лисичка: - А  я живу  в  сказке  «Рукавичка»!

2  лисичка:   (удивлённо) - Ничего  не  понимаю!  Что же получается? Мы с тобой  одинаковые   героини  разных  сказок?!!!  Тогда  зачем эти сказки  создатели  учебника  напечатали  для  первоклассников?    (уходят)

  - Как  вы  думаете, одинаковые  ли  сказки  предлагают  для  изучения  авторы  учебника?  

-  Какие  цели  вы  ставите перед  собой?  

-  Какую  работу  вы  должны   провести,  чтобы   достичь  поставленных  целей? (Прочитать  сказку  и  сравнить её со  сказкой  «Теремок»)

-Что  можно    сравнить? (героев, события, чему  учит сказка)

  1. Работа  по  теме  урока.

а).  Подготовка  к  чтению.

- В сказке  встретятся  слова, которые  я  вам  предлагаю  прочитать.

По-пры-гуш-ка – попрыгушка

По-скре-буш-ка -  поскребушка

По-бе-гай-чик – побегайчик

- Прочитайте  сначала по  слогам, затем  целыми  словами.

 

-Прочитайте   шёпотом, затем  вполголоса.

Об-ро-нил

Спра-ши-ва-ет

Бре-дёт   (спросить о  значении этого  слова)+  поработать  с толковым  словарём

Не  по-вер-нуть-ся  [ца]

Под-хо-дит

Ра-зор-вёт-ся [ца]

По-ше-ве-ли-ва-ет-ся  [ца]

Бро-си-лись    врас-сып-ну-ю   (спросить о  значении

б).  Первичное  знакомство со  сказкой.

Читает  учитель.

в). Проверка  понимания  прочитанного.

-Понравилась вам  сказка?  О  ком  она?

-  Докажите, что это  сказка?

- Назовите  героев.

- С  чего  начинается   сюжет?

 -Кто  первым  поселился  в  рукавичке?

- Кто  был  последним?

- Пустили ли  звери  медведя  в  рукавичку?

- Кто  испугал  зверей?

(На  партах  лежат  листы  бумаги, разделённые на 2 части, и карточки (разные по размерам) со  словами  (героями сказок).

  (1- я часть -  сказка «Теремок»,   2-я часть – сказка «Рукавичка»)

-     Расположите  персонажей сказок  по  порядку  с помощью  карточек.  

(Работа выполняется   в  парах ,  2   ученика  выполняют  на доске)

Сказка  «Теремок»

Мышка

Лягушка

Заяц

Лисичка

Сказка  «Рукавичка»

 дед

мышка        

лягушка  

зайка        

лисичка    

волк  

кабан    

медведь

 

- Проверим, как  ребята   выполнили  задание.

- В  чём  заключалось задание? Какая  была  цель?

- Тебе удалось достичь  поставленной  цели?

-Ты  справился  правильно  или  с  ошибкой?

- Справился  полностью  сам  или  с  чьей-то  помощью? Оцени  свою  работу.

- Сравните  свои  результаты с тем, что получилось  у  ребят.  Какой  вы  можете  сделать  вывод?  (Герои  сказки  похожи, но  отличаются  количеством и  кличками).

Физминутка

(Учитель  называет разных  животных. Ребята приседают, если такие есть в сказке «Рукавичка» )

 Корова, сорока, мышка, медведь, белка, лисичка, обезьяна, зайка, слон, синица ,лягушка, волк, воробей, кабан.  

г).   Повторное  (выборочное)  чтение  сказки

Чтение сказки по цепочке

-Задайте  друг  другу  вопросы  по тексту.

 - Можно ли эту  сказку назвать  сказкой-цепочкой?  Почему?

-Какие  ещё  сказки – цепочки вы знаете? («Теремок», «Колобок»)

д). Закрепление   изученного.

Игра  «Найди  нужный  сюжет в сказке»

Учитель  показывает   иллюстрации, дети  зачитывают  нужный  сюжет  в  учебнике)

  1. Итог урока

-С какой сказкой познакомились?

- Найдите  среди  списка  пословиц ту, которая  больше  подходит  к  сказке.

  1. Не  учись  разрушать, а  учись  строить.
  2. Сила  сломит  всё, а  ум – силу.
  3. Жить – Родине  служить.
  4. Учение – свет,  а неученье – тьма.
  5. В  тесноте, да не в обиде.
  6. -Чему  учит  сказка  «Рукавичка»?
  7.      7.  Оценка деятельности
  8. - Оцените  свою  работу на уроке.
  9.  - Если вам понравился наш урок,  поднимите одну руку, если очень - две руки, а если вы   ставите нашему уроку  оценку «отлично» - похлопайте!  
  10. - Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали на уроке. Спасибо.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“Учись читать” Чтоб умным человеком стать Учись читать, учись читать И помни: каждый ученик Не может жить без добрых книг

Слайд 2

БУ – БЮ БА – БЯ ВУ – ВЮ ВА – ВЯ ГУ – ГЮ ГА – ГЯ ЛУ – ЛЮ ЛА – ЛЯ РУ – РЮ РА - РЯ

Слайд 3

СКАЗКИ НАРОДНЫЕ АВТОРСКИЕ

Слайд 4

. Как волк стал птичкой . Как дела в Ростове? . Как дьякона медом угощали . Как Иван-дурак дверь стерег . Как лиса училась летать . Как лиса шила волку шубу . Как муж отучил жену от сказок . Как мужик гусей делил . Как поп работницу нанимал . Как старик домовничал . Как старуха нашла лапоть Кашица из топора . Клад Кобылье яйцо . Коза - дереза . Козел

Слайд 5

. Мальчик с пальчик Марья Моревна Маша и медведь . Медведь и лиса Медведь и собака . Медведь - липовая нога . Медное, серебряное и золотое царства Мена . Мизгирь . Морозко . Морока . Морской царь и Василиса Премудрая . Мотовило . Мудрая дева . Мудрые ответы . Мужик и барин . Мужик и медведь . Мужик и поп . Мужик на небе .

Слайд 6

Терем мышки . Теремок . Терёшечка . Тини-тини , потягивай... . Топанье и ляганье Три калача и одна баранка

Слайд 7

По-пры-гуш-ка – попрыгушка По-скре-буш-ка - поскребушка По-бе-гай-чик – побегайчик Об-ро-нил Спра-ши-ва-ет Бре-дёт Не по-вер-нуть-ся [ ца ] Под-хо-дит Ра-зор-вёт-ся [ ца ] По-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ ца ] Бро-си-лись врас-сып-ну-ю

Слайд 8

Тема: русская народная сказка «Рукавичка»

Слайд 24

Не учись разрушать, а учись строить. Сила сломит всё, а ум – силу. Жить – Родине служить. Учение – свет, а неученье – тьма. В тесноте, да не в обиде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок чтения в 1 классе. Тема: Русская народная сказка «Рукавичка»

Цели:   1. Познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка»; ...

Конспект урока по предмету "Литературное чтение" по теме: "Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».

Пояснительная записка к уроку литературного чтения по теме  «Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».Тема урока: Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».Тип урока: Открытие нового знания.Представление о ...

Презентация к уроку "Литературное чтение" по теме: "Русская народная сказка "РУКАВИЧКА"

Пояснительная записка к уроку литературного чтения по теме  «Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».Тема урока: Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».Тип урока: Открытие нового знания.Представление о ...

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Рукавичка» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: ознакомление с русской народной сказкой «Рукавичка», совершенствование навыка чтения.   Планируемые результаты:...

Тема: русская народная сказка «Рукавичка"

познакомить с русской  народной  сказкой «Рукавичка» Задачи: - обучать  плавному, выразительному, осознанному  чтению целыми  словами;- учить  соотносить...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская народная сказка Рукавичка" 1 класс

Урок литературного чтения. Сказка "Рукавичка". 1-й класс УМК « Школа России»Тип урока: открытие новых знаний.Цели: Метапредметные:формирование умения осознанно и произвольно...

Открытый урок в 1 классе по литературному чтению (УМК «Школа России», авт. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина1 класс) Тема: Русская народная сказка «Рукавичка»

Место урока в системе уроков: 2-ой урок по теме: «Сказки, загадки, небылицы»Тип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: познакомить обучающихся с русской народной сказкой «Рук...