Тема: русская народная сказка «Рукавичка»
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Цель урока: познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка»
Задачи:
- обучать плавному, выразительному, осознанному чтению целыми словами;
- учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста;
- учить пересказывать сказку на основе самостоятельно построенной схемы-цепочки; определять главную мысль сказки; отвечать на поставленные вопросы учеников и учителя; развивать речь, мышление.
Оборудование:
- На доску: таблички СКАЗКИ
АВТОРСКИЕ НАРОДНЫЕ
Карточки : дед , мышка, лягушка, зайка, лисичка, волк, кабан, медведь
Пожелание – напутствие на парты
“Учись читать”
Чтоб умным человеком стать –
Учись читать, учись читать
И помни: каждый ученик
Не может жить без добрых книг
Распечатки с пословицами , карточками - названиями героев, таблицами, толковый словарь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_urokao.docx | 24.37 КБ |
56.pptx | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Предмет: литературное чтение
Класс: 1 класс
УМК: «Школа России»
Тема: русская народная сказка «Рукавичка»
Цель урока: познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка»
Задачи:
- обучать плавному, выразительному, осознанному чтению целыми словами;
- учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста;
- учить пересказывать сказку на основе самостоятельно построенной схемы-цепочки; определять главную мысль сказки; отвечать на поставленные вопросы учеников и учителя; развивать речь, мышление.
Оборудование:
- На доску: таблички СКАЗКИ
АВТОРСКИЕ НАРОДНЫЕ
Карточки : дед , мышка, лягушка, зайка, лисичка, волк, кабан, медведь
Пожелание – напутствие на парты
“Учись читать”
Чтоб умным человеком стать –
Учись читать, учись читать
И помни: каждый ученик
Не может жить без добрых книг
Распечатки с пословицами , карточками - названиями героев, таблицами, толковый словарь.
План урока.
- Организационный момент.
Учитель:
Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.
Занимайте все места,
Да послушайте меня:
II. Подготовительный этап
(Звучит аудиозапись русской народной песни “Светит месяц…”)
Учитель:
Приглашаю вас сегодня
В сказке доброй побывать.
Многое самим увидеть
И себя там показать.
Что за сказка ожидает
И меня и вас – друзья?
Эта тайна,
И без вас мне
Разгадать её нельзя!
Слушайте внимательно,
Это обязательно!
На уроке мы сегодня
Много что должны успеть:
Почитать, повеселиться,
Поиграть и потрудиться.
Артикуляционная гимнастика
БУ – БЮ БА – БЯ
ВУ – ВЮ ВА – ВЯ
ГУ – ГЮ ГА – ГЯ
ЛУ – ЛЮ ЛА – ЛЯ
РУ – РЮ РА - РЯ
- Читаем слоги на таблицах, четко произнося все звуки, сначала вместе со мной
- Читают хором
- Читают по цепочке
- Читают мальчики, потом девочки
- Читают шепотом, радостно, грустно
- Актуализация знаний. Постановка целей урока.
-Прочитайте (ШЕПОТОМ) стихотворение…
Чтоб умным человеком стать-
Учись читать, учись читать.
И помни: каждый ученик
Не может жить без добрых книг.
- Для чего нужны уроки чтения в школе?
- Чему мы учимся на уроках литературного чтения? (Учимся плавному, красивому чтению, работать с текстом, выражать свои мысли)
4.Речевая разминка
РИ – РУ – РЮ – РЯ – РЕ -
О-ПА-ДА-ЮТ ЛИС-ТЬЯ В СЕН-ТЯБ-РЕ
ГА – ГУ – ГЫ – КА – ГО – ЕСТЬ ИГРУШКИ У МАР-ГО
ВИЧ – РЫК – МАК – ТОК – БАК –
ЧИ-ТА-ЕМ МЫ НЕ ПРОСТО ТАК
АК – ОК – ИК – КА – УК –
НА ЛИСТ УСЕЛСЯ МАЙ- СКИЙ ЖУК
- Какие слоги в каждой строке были лишние? Почему вы так считаете? Постройте из лишних слогов слово. Что получилось? (Рукавичка)
- Сегодня мы будем знакомиться со сказкой «Рукавичка»
- Откройте учебник. Кто-нибудь из вас знаком с этой сказкой? Попробуйте определить, кто автор?
- Как догадались, что эта сказка русская народная? Какие сказки мы называем русскими -народными? Какие - авторскими? Какие ещё русские народные сказки вы знаете? Попробуйте предположить, о чём эта сказка?
-Посмотрите, как записан текст сказки. Что вы заметили? ( Есть запись диалога)
-Что такое диалог? Что бы это значило? ( Герои много разговаривают)
5.Проблемная ситуация
-Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Внимательно послушайте их разговор .
(Две ученицы переодеты в костюмы лисичек.)
Разыгрывается проблемный диалог
1 лисичка: -Привет!
2 лисичка: - Привет! Как тебя зовут?
1 лисичка:- Меня зовут Лисичка-сестричка. А тебя как?
2 лисичка (удивлённо) - Как?! И меня зовут Лисичка-сестричка!
1 лисичка ( с возмущением): - Удивительно! А где ты живёшь?
2 лисичка: - Я живу в сказке Евгения Чарушина «Теремок». А ты где?
1 лисичка: - А я живу в сказке «Рукавичка»!
2 лисичка: (удивлённо) - Ничего не понимаю! Что же получается? Мы с тобой одинаковые героини разных сказок?!!! Тогда зачем эти сказки создатели учебника напечатали для первоклассников? (уходят)
- Как вы думаете, одинаковые ли сказки предлагают для изучения авторы учебника?
- Какие цели вы ставите перед собой?
- Какую работу вы должны провести, чтобы достичь поставленных целей? (Прочитать сказку и сравнить её со сказкой «Теремок»)
-Что можно сравнить? (героев, события, чему учит сказка)
- Работа по теме урока.
а). Подготовка к чтению.
- В сказке встретятся слова, которые я вам предлагаю прочитать.
По-пры-гуш-ка – попрыгушка
По-скре-буш-ка - поскребушка
По-бе-гай-чик – побегайчик
- Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами.
-Прочитайте шёпотом, затем вполголоса.
Об-ро-нил
Спра-ши-ва-ет
Бре-дёт (спросить о значении этого слова)+ поработать с толковым словарём
Не по-вер-нуть-ся [ца]
Под-хо-дит
Ра-зор-вёт-ся [ца]
По-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ца]
Бро-си-лись врас-сып-ну-ю (спросить о значении
б). Первичное знакомство со сказкой.
Читает учитель.
в). Проверка понимания прочитанного.
-Понравилась вам сказка? О ком она?
- Докажите, что это сказка?
- Назовите героев.
- С чего начинается сюжет?
-Кто первым поселился в рукавичке?
- Кто был последним?
- Пустили ли звери медведя в рукавичку?
- Кто испугал зверей?
(На партах лежат листы бумаги, разделённые на 2 части, и карточки (разные по размерам) со словами (героями сказок).
(1- я часть - сказка «Теремок», 2-я часть – сказка «Рукавичка»)
- Расположите персонажей сказок по порядку с помощью карточек.
(Работа выполняется в парах , 2 ученика выполняют на доске)
Сказка «Теремок» | Мышка Лягушка Заяц Лисичка |
Сказка «Рукавичка» | дед мышка лягушка зайка лисичка волк кабан медведь
|
- Проверим, как ребята выполнили задание.
- В чём заключалось задание? Какая была цель?
- Тебе удалось достичь поставленной цели?
-Ты справился правильно или с ошибкой?
- Справился полностью сам или с чьей-то помощью? Оцени свою работу.
- Сравните свои результаты с тем, что получилось у ребят. Какой вы можете сделать вывод? (Герои сказки похожи, но отличаются количеством и кличками).
Физминутка
(Учитель называет разных животных. Ребята приседают, если такие есть в сказке «Рукавичка» )
Корова, сорока, мышка, медведь, белка, лисичка, обезьяна, зайка, слон, синица ,лягушка, волк, воробей, кабан.
г). Повторное (выборочное) чтение сказки
Чтение сказки по цепочке
-Задайте друг другу вопросы по тексту.
- Можно ли эту сказку назвать сказкой-цепочкой? Почему?
-Какие ещё сказки – цепочки вы знаете? («Теремок», «Колобок»)
д). Закрепление изученного.
Игра «Найди нужный сюжет в сказке»
Учитель показывает иллюстрации, дети зачитывают нужный сюжет в учебнике)
- Итог урока
-С какой сказкой познакомились?
- Найдите среди списка пословиц ту, которая больше подходит к сказке.
- Не учись разрушать, а учись строить.
- Сила сломит всё, а ум – силу.
- Жить – Родине служить.
- Учение – свет, а неученье – тьма.
- В тесноте, да не в обиде.
- -Чему учит сказка «Рукавичка»?
- 7. Оценка деятельности
- - Оцените свою работу на уроке.
- - Если вам понравился наш урок, поднимите одну руку, если очень - две руки, а если вы ставите нашему уроку оценку «отлично» - похлопайте!
- - Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали на уроке. Спасибо.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
БУ – БЮ БА – БЯ ВУ – ВЮ ВА – ВЯ ГУ – ГЮ ГА – ГЯ ЛУ – ЛЮ ЛА – ЛЯ РУ – РЮ РА - РЯ
СКАЗКИ НАРОДНЫЕ АВТОРСКИЕ
. Как волк стал птичкой . Как дела в Ростове? . Как дьякона медом угощали . Как Иван-дурак дверь стерег . Как лиса училась летать . Как лиса шила волку шубу . Как муж отучил жену от сказок . Как мужик гусей делил . Как поп работницу нанимал . Как старик домовничал . Как старуха нашла лапоть Кашица из топора . Клад Кобылье яйцо . Коза - дереза . Козел
. Мальчик с пальчик Марья Моревна Маша и медведь . Медведь и лиса Медведь и собака . Медведь - липовая нога . Медное, серебряное и золотое царства Мена . Мизгирь . Морозко . Морока . Морской царь и Василиса Премудрая . Мотовило . Мудрая дева . Мудрые ответы . Мужик и барин . Мужик и медведь . Мужик и поп . Мужик на небе .
Терем мышки . Теремок . Терёшечка . Тини-тини , потягивай... . Топанье и ляганье Три калача и одна баранка
По-пры-гуш-ка – попрыгушка По-скре-буш-ка - поскребушка По-бе-гай-чик – побегайчик Об-ро-нил Спра-ши-ва-ет Бре-дёт Не по-вер-нуть-ся [ ца ] Под-хо-дит Ра-зор-вёт-ся [ ца ] По-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ ца ] Бро-си-лись врас-сып-ну-ю
Тема: русская народная сказка «Рукавичка»
Не учись разрушать, а учись строить. Сила сломит всё, а ум – силу. Жить – Родине служить. Учение – свет, а неученье – тьма. В тесноте, да не в обиде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок чтения в 1 классе. Тема: Русская народная сказка «Рукавичка»
Цели: 1. Познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка»; ...
Конспект урока по предмету "Литературное чтение" по теме: "Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».
Пояснительная записка к уроку литературного чтения по теме «Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».Тема урока: Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».Тип урока: Открытие нового знания.Представление о ...
Презентация к уроку "Литературное чтение" по теме: "Русская народная сказка "РУКАВИЧКА"
Пояснительная записка к уроку литературного чтения по теме «Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».Тема урока: Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».Тип урока: Открытие нового знания.Представление о ...
Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Рукавичка» 1 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: ознакомление с русской народной сказкой «Рукавичка», совершенствование навыка чтения. Планируемые результаты:...
Тема: русская народная сказка «Рукавичка"
познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка» Задачи: - обучать плавному, выразительному, осознанному чтению целыми словами;- учить соотносить...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская народная сказка Рукавичка" 1 класс
Урок литературного чтения. Сказка "Рукавичка". 1-й класс УМК « Школа России»Тип урока: открытие новых знаний.Цели: Метапредметные:формирование умения осознанно и произвольно...
Открытый урок в 1 классе по литературному чтению (УМК «Школа России», авт. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина1 класс) Тема: Русская народная сказка «Рукавичка»
Место урока в системе уроков: 2-ой урок по теме: «Сказки, загадки, небылицы»Тип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: познакомить обучающихся с русской народной сказкой «Рук...