Урок обучения грамоте. Тема Звук [ш], буквы Ш, ш
план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме
Урок обучения грамоте. Тема: Звук [ш], буквы Ш, ш
Цели:
1. Познакомить детей с новыми буквами и звуком;
2. Формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения. Учить детей работать с текстом, закреплять знания о звонких и глухих парных согласных, развивать внимание, мышление, фонематический слух, речь;
3. Воспитывать дружелюбие, интерес к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок обучения грамоте. Тема Звук [ш], буквы Ш, ш | 395.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Уйская начальная общеобразовательная школа»
Урок обучения грамоте
Тема: Звук [ш], буквы Ш, ш
Учитель: Комлева Т.В.
2012-2013 учебный год
Цели:
- Познакомить детей с новыми буквами и звуком;
- Формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения. Учить детей работать с текстом, закреплять знания о звонких и глухих парных согласных, развивать внимание, мышление, фонематический слух, речь;
- Воспитывать дружелюбие, интерес к школе.
Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:
Личностные умения: Мотивация к обучению; соотнесение с нормой; умение сделать выбор.
Регулятивные умения: Умение проговаривать последовательность действий на уроке, отличать верно выполненное задание от неверного.
Предметные умения: Соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоить способы определения твердости звука [ш], уметь давать характеристику звука.
Познавательные умения: Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы.
Коммуникативные умения: Оформлять свою мысль в речи, слушать и понимать других, учиться выполнять различные роли (исполнитель – слушатель)
- Организационный момент.
- Внимание, проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке: книжка, ручка и тетрадки?
(Есть у нас девиз такой –
Всё что нужно – под рукой)
- Сегодня мы отправляемся в путешествие. А за каким предметом узнает Лена.
2. Повторение
А) Задание: Подбери к слову схему и определи количество букв и звуков.
Е Л Ь …б, … зв.
Б) Все работают на досочках.
- А мы разметём снег, сугробы.
а | и | л | я | у |
- Найдите лишнюю букву. (л)
- Почему?
- Как отличить гласный звук от согласного?
ы | у | е | о |
В)
- Лишняя буква? (е)
- Почему?
- Какие ещё буквы показатели мягкости?
Г) - Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков. (Под сугробами слова – лось, …, ….)
- Почему лось?
- Какая буква интересная в этом слове? (ь)
- Запишите букву на досочку, которая обозначает мягкий согласный звук. (с)
- Итак какое слово получилось на досочках? (ЛЕС)
- Да мы отправляемся с вами в волшебный лес.
- А за каким предметом узнаем у Лены.
- Почему выбрала эту схему? Докажи.
- Количество букв и звуков?
- Почему поровну ведь есть мягкий знак?
- Итак, мы отправляемся в лес, чтобы найти ель и украсить её к новому году ёлочными игрушками. А отправляемся мы с дедом морозом. (Открывается). Поможем ему набрать в мешок ёлочные игрушки.
3. Речевая разминка. Определение темы урока
- С нами едет мышка Шушерка. Чтобы ехать было веселей, она приготовила скороговорку:
Шесть мышат в шалаше шуршат.
- Повторим, быстрее, ещё быстрее. Кто один?
- Какой звук повторяется? ([ш])
- Правильно. Итак, тема нашего урока Звук [ш], буквы, которые его обозначают.
- Кто сформулирует цели урока?
- Научимся выделять звук.
- Научимся обозначать его буквами
- Читать слоги, слова с новой буквой.
- Молодцы! И вы заработали 1 ёлочную игрушку.
4. Выделение звука
- Чтобы тепло одеться подойдём к …. (шкафу)
- Сделайте схему слова ШКАФ (1 ученик за доской)
- Проверяем. В этом слове 1 слог, потому что 1 гласный звук [а], первый звук [ш], затем слияние с твёрдым согласным [ка] и последний согласный звук [ф].
- Произнесите первый звук ([ш])
- Пронаблюдайте артикуляцию.
- Дайте характеристику данному звуку по плану. (отвечает 1 ребёнок)
- Что значит парный?
- Кто ещё чётко даст характеристику звуку [ш]?
- Молодцы! И вы заработали ещё одну ёлочную игрушку.
5. Упражнения в слышании нового звука.
- У кого из вас в фамилии или имени есть звук [ш]?
- А у наших героев? (мышка Шушерка)
- Посмотрите на вещи в шкафу. (шарф, шапка, шуба, рубашка, пальто, шляпа, ушанка)
- Назовите любые предметы со звуком [ш]. Где находится звук в слове?
- Назовите лишний предмет.
- Почему пальто?
- Мы выделили твёрдый звук [ш].
- есть ли мягкий звук?
- ЗАПОМНИТЕ! Звук [ш] – всегда твёрдый.
- Молодцы! Заработали ещё одну ёлочную игрушку.
6. Знакомство с буквой.
Мы с вами дошли до того места в лесу, где рассыпаны орехи.
- Найдите орех с новой буквой. – напечатайте на досочке.
- Покажите в кассе.
- как называется эта буква?
- На что похожа буква ш?
- Почему 4 буквы?
- Давайте узнаем где живёт мышка. Соединим буквы ш, начиная с 1 строчки.
ш щ ц щ щ ц ш ш ц щ ц щ щ ш ш ш щ щ ц щ ц ш ц щ щ ц ц ш ш ц ц щ щ щ ш ш |
- Итак, где живёт мышка? (в норке)
- Молодцы! Ещё одна ёл. игр.
7. Чтение слогов с новой буквой
- А её соседи гномы заблудились. Прочитаем: ша, шо, ши, шу, ше.
- Дополните до целого слова.
(Читаем по слоговой таблице).
- Итак, доведите гномов домой. (зелёный дом, синий дом)
- Почему все живут в кирпичном синем доме?
- Но ведь в слогах ши, ше есть показатели мягкости и, е? (звук [ш] – всегда твёрдый)
- Гномы в благодарность дарят вам драгоценный камень.
(Камень раздвигается. Дети читают: ши – пиши с буквой и)
- Запишите на досочке.
- Молодцы! Ещё ёл. игр.
ФИЗМИНУТКИ НА ГЛАЗА И ДВИГАТЕЛЬНАЯ.
8. Чтение слов
На доске:
шишки яблоки орехи ягоды | орешник рябина сосна ель яблоня |
- Прочитайте первый столбик.
- Как назвать одним словом? (плоды)
- Прочитайте второй столбик
- Как назвать одним словом? (деревья)
Работа в парах.
- Соедините название дерева с названием его плода.
- Почему шишки соединили с сонной и елью?
- Они одинаковые?
- Найдите плоды сосны и ели(картинки на доске)
- Как называются плоды рябины? (кисти рябины)
- Молодцы! Ёл. игр.
9. Чтение текста.
- Ребята нам хотят помочь. Они расскажут, где видели осенью ель, которую мы ищем. Стр. 17
(хорошо читающий ребёнок читает рассказ)
- Читаем до точки.
- Как вы поняли выражение «горели кисти рябин»?
- Я сейчас проверю как вы внимательно читали.
-Игра «Зелёный, красный»
- Молодцы! Ёл. игр.
10. Итог урока.
Итак, если ребята собирали шишки, значит ель совсем рядом. А мешок у Деда Мороза полон игрушек.
- Вспомните цели урока.
- научились выделять звук из речи?
- Узнали новую букву?
- Научились читать слоги, слова и даже предложения с новой буквой?
- А вот и ёлочка, которую мы ищем.
- У вас на партах лежит ёлочная игрушка. Кто считает, что он целей урока достиг, тот может повесить игрушку на нашу ёлочку. Украсим ёлочку к празднику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.
Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.УМК "Планета Знаний"...
Конспект урока обучения грамоте "Письмо заглавной буквы Д. Формирование дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв"
Конспект составлен с учётом требований ФГОС...
Урок обучения грамоте.Звук и буква З,з. Слоги и слова с буквами и звуком Зз"
Урок обучения грамоте в первом классе коррекционной школы...
Урок обучения грамоте УМК Гармония " Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков. Буквы з, З – с, С"
Урок построен в соответствиии с ФГОС, к нему прилагается презентация в МИМИО....
Открытый урок обучения грамоте по теме: "Буквы Я, я. Функции буквы Я"
Открытый урок обучения грамоте по теме "Буквы Я, я. Функции буквы Я"...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Написание заглавной буквы Щ. Звук [щ’], буквы Щ,щ» ( УМК «Школа России», 1 класс)
Цель урока: формирование навыка написания заглавной буквы Щ; повторение имеющихся знаний о мягком согласном звуке [щ’], о букве щ.; формирование навыка правильного, сознательного, выразите...