рабочая программа 3 класс чтение Перспектива
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме
Для усителей ,раблтающих по системе Перспектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 96.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
уроков литературного чтения
3 класс
на 2013-2014 учебный год
(136 часов)
№п\п | № в теме | Тема урока | Планируемые результаты (предметные) | Характеристика видов деятельности обучающихся | Домашнее задание | Дата | |
план | факт | ||||||
I четверть (32 ч) | |||||||
1 | 1 | Вводный урок | Познакомить с условными обозначениями, содержанием учебника | Рассмотреть учебные пособия, объяснять условные обозначения, ориентироваться в учебнике. | Подготовить читательский дневник | 02.09. | 0309 |
1 раздел Книги – мои друзья (4 ч) Познавательные результаты самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. умение структурировать знания; умение осознано и произвольно строить речевое высказывание. постановка и формулирования проблемы; выдвижение гипотез и их обоснование. формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные результаты: оформлять свои мысли в устной речи. уметь строить сообщения в соответствии с учебной задачей; уметь слушать собеседника; вести диалог, излагать свое мнение; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Регулятивные результаты: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. контролировать и оценивать свои знания, действия; следовать установленным правилам; Личностные результаты: Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | |||||||
2 | 1 | Вводный урок по содержанию раздела. Наставления детям Владимира Мономаха. | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе | Определять смысл понятий: книжная мудрость, печатная книга. Работая в паре, выслушивать мнения ребят. | У.с. 4-5 Вопросы 1-3 РТ с. 4-5 | 03.09. | 04.09 |
3 | 2 | Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Федоров. | Определять конкретный смысл понятий: книжная мудрость, печатная книга. | Обсуждать с друзьями наставления и изречения из Библии. Составлять свою Книгу наставлений. На основе текста Б.Горбачевского, | Ус .с. 6-8 Вопрос 1 | 04.09. | 05.09 |
4 | 3 | Первая «Азбука» Ивана Федорова. Наставления Библии. | Обсуждать с друзьями наставления Владимира Мономаха, поучительные наставления из Библии. | описывать первую печатную книгу, на основе опорных слов строить свое высказывание. | У.с. 9 РТ с. 6 | 05.09 | 09 |
5 | 4 | Проект. Мы идем в музей книги | Формировать умение определять тему; учить извлекать информацию из различных источников. | Отбирать необходимую информацию из других книг для подготовки своего сообщения. | У.с. 10-11 Составить кроссворд | 09.09 | 10 |
2 раздел «Жизнь дана на добрые дела» (17 часов) Познавательные результаты: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. умение структурировать знания; умение осознано и произвольно строить речевое высказывание. постановка и формулирования проблемы; выдвижение гипотез и их обоснование. формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: Формирование способов позитивного взаимодействия со сверстниками и учителями ( в процессе учебы, во внеклассной деятельности); Учиться монологической и диалогической речи. Договариваться, приходить к общему решению. Уметь использовать в общении правила вежливости; допускать существование различных точек зрения. уметь слушать собеседника; вести диалог, излагать свое мнение и позицию; уметь договариваться, приходить к общему решению; Регулятивные Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным , словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Формирование выполнять задание в соответствии с целью; ориентироваться в тетради и учебнике; адекватно воспринимать информацию, содержащую оценочный характер ответа; контролировать и оценивать свои знания, действия; следовать установленным правилам; Личностные Формирование эстетических чувств. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | |||||||
6 | 1 | Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. Работа с выставкой книг. | Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми сталкиваетесь в жизненных ситуациях. | Определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову. | У.с. 12 РТ с. 7 Составить каталог книг по теме | 10.09. | 12 |
7 | 2 | Пословицы разных народов о человеке и его делах. | Расширять знания об устном народном творчестве | Объяснять, что такое верность слову, честность, рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа. | У.с. 13 Подобрать пословицы | 11.09. | 13 |
8 | 3 | В..И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа | Выявить связь поговорки и пословицы с устным народным творчеством; Обогатить словарный запас | Пользоваться словарями и справочной литературой. Знакомство с книгой В. Даля «Пословицы и поговорки русского народа». | У.с. 14 РТ с. 8-9 | 12.09 | 16 |
9 | 4 | Н. Носов. Огурцы. Смысл поступка. | Рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа. | Знакомство с рассказом Н. Носова «Огурцы». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника. | У.с. 15-18 Вопросы 1-6 | 16.09. | 17 |
10 | 5 | Н. Носов. Огурцы. Характеристика героя | Объяснять, в чем была их ошибка, как исправить эту ошибку. | Знакомство с рассказом Н. Носова «Огурцы». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника. | У.с. 19 Вопросы 7-10 | 17.09 | 19 |
11 | 6 | Создание рассказа по аналогии на тему: «Что такое добро». | Развивать творческие способности ; продолжать формировать умение связно излагать мысли. | Рассуждать о нравственных понятиях. | РТ с. 11 Творческое задание | 18.09 | 20 |
12 | 7 | М. Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка. | Развивать внимание к авторскому слову; умение работать с текстом | Рассуждать о действиях героев рассказа. | У.с. 20-25 Вопросы 1-5 | 19.09. | 23.09. |
13 | 8 | М. Зощенко. Не надо врать. Пересказ. | Развивать внимание к точности употребления слов | Знакомство с рассказом М. Зощенко «Не надо врать». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника. | РТ с. 12 У.с.25 вопросы 7-9 | 23.09. | 24.09 |
14 | 9 | Л.Каминский. Сочинение. Анализ рассказов. | Формировать представление о том, что такое художественный образ. | У.с. 26-28 Проанализировать Вопросы 1-6 | 24.09 | 26.09 | |
15 | 10 | Отзыв на книгу. Обсуждение отзыва в группе. | Продолжить работу по развитию представлений о жанрах. | Определять тему и название выставки книг. Писать отзыв на прочитанную книгу. | РТ с.13-14 | 25.09. | 27.09. |
16 | 11 | М. Зощенко. Через тридцать лет. Поступок героя. | Формировать умение понимать смысл текста, отвечать на вопросы по содержанию | Объяснять название текста, заглавие. Анализировать действия героев рассказа. | У.с. 30-33 Вопросы 1-3 | 26.09 | 30.09. |
17 | 12 | Мы идем в библиотеку. Рассказы о детях. | Развивать навык осознанного , правильного чтения. | Определять тему и название выставки книг. Представлять выбранную книгу. | У.с. 34 Выбор книги по теме | 30.09 | 01.10 |
18 | 13 | Самостоятельное чтение. Н. Носов. Трудная задача. | Развивать навыки самостоятельного чтения, прививать любовь к чтению | Читать про себя и вслух. Рассуждать над нравственными понятиями. | У.с. 35-38 РТ с. 15 | 01.10 | 03.10 |
19 | 14 | Семейное чтение. Притчи. | Уточнить знания о притчах | Читать про себя и вслух. Рассуждать над нравственными понятиями. | У.с. 39 рассказать | 02.10 | 04 |
20 | 15 | Наш театр. В. Драгунский. Инсценирование. | Инсценировать произведение. | Распределять роли, договариваться друг с другом. | РТ с. 16-17 | 03.10 | 07 |
21 | 16 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | У.с. 46-47 Вопросы 7-9 | 07.10 | 08.10 |
22 | 17 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | РТ с. 19-21 | 08.10 | 10.10 |
3 раздел «Волшебные сказки»(15 часов) Познавательные результаты: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. умение структурировать знания; умение осознано и произвольно строить речевое высказывание. постановка и формулирования проблемы; выдвижение гипотез и их обоснование. формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: Формирование способов позитивного взаимодействия со сверстниками и учителями ( в процессе учебы, во внеклассной деятельности); Учиться монологической и диалогической речи. Договариваться, приходить к общему решению. Уметь использовать в общении правила вежливости; допускать существование различных точек зрения. уметь слушать собеседника; вести диалог, излагать свое мнение и позицию; уметь договариваться, приходить к общему решению; Регулятивные Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным , словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Формирование выполнять задание в соответствии с целью; ориентироваться в тетради и учебнике; адекватно воспринимать информацию, содержащую оценочный характер ответа; контролировать и оценивать свои знания, действия; следовать установленным правилам; Личностные Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. | |||||||
23 | 1 | Вводный урок. Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы. | Познакомить с жанром «сказка»; классифицировать понятия. | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять смысл понятий: народные сказки, присказки, сказочные предметы. | У.с. 48-49 РТ с. 22 | 09.10 | 11.10 |
24 | 2 | Русская сказка. Иван-царевич и Серый Волк. Особенности волшебной сказки. | Понимать прочитанное, выявлять особенности. сказки | Читать вслух и про себя. Определять особенности волшебной сказки. | У.с. 50-59 Вопросы 1-6 РТ с. 23 | 10.10 | 14.10 |
25 | 3 | Русская сказка. Иван-царевич и Серый Волк. Характеристика героя. | Составлять характеристику героев с использованием текста | Определять из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка. Определять какие предметы являются сказочными. | У.с. 60-61 Вопросы 7-12 | 14.10 | 15 |
26 | 4 | В. Васнецов. Иван Царевич на Сером Волке. Рассказ по картине. | Сопоставлять художественный и сказочный вымысел | Рассматривать картину, определять героев, составлять рассказ по картине. | У.с. 61 Вопросы 13-15 РТ с. 24 | 15.10 | 17 |
27 | 5 | Русская сказка. Летучий корабль. Особенности волшебной сказки. | устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, | Читать вслух и про себя. Определять особенности волшебной сказки. | У.с. 62-72 Читать Вопросы 1-4 | 16.10 | 18 |
28 | 6 | Русская сказка. Летучий корабль. Характеристика героев сказки. | делить текст на части, составлять простой план, подробно пересказывать текст сказки. | Определять из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка. Определять какие предметы являются сказочными. | У.с. 73 Вопросы 5-12 | 17.10 | 21.10 |
29 | 7 | Мы идём в библиотеку. Сборник сказок. Тематический каталог. | Развивать навык выразительного чтения | Определять тему выставки. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам. | У.с. 74-75 Сборник сазок (выбор) | 21.10 | 22 |
30 | 8 | Самостоятельное чтение. Русская сказка. Морозко. Характеристика героев сказки. | работать с текстом определять главную мысль, последовательность событий в тексте, устанавливать их взаимосвязь. | Составлять план текста, делить текст на части, характеризовать героев. | У.с. 76-79 РТ с. 25 | 22.10. | 24 |
31 | 9 | Русская сказка. Морозко. Пересказ | Находить отрывок из текста, обогащать словарный запас. | Делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки. Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему. | У.с. 80 Вопросы 8,9 | 23.10 | 25 |
32 | 10 | Семейное чтение. Русская сказка. Белая уточка. Смысл сказки. | определять главную мысль, последовательность событий в тексте | Определять из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка. | У.с. 81-85 Вопросы 1-4 | 24.10 | 28 |
II четверть (32 часа) | |||||||
33 | 11 | Русская сказка. Белая уточка. Пересказ. | делить текст на части, составлять простой план, подробно пересказывать текст сказки. | Составлять план текста, пересказывать текст на основе плана. | У.с. 85 Пересказ по вопросам 5-7 | 06.11 | 29 |
34 | 12 | По щучьему велению. Русская народная сказка. Подготовка к инсценированию произведения. | Ориентироваться в прочитанном тексте; пользоваться выборочным чтением. | Распределять роли, договариваться друг с другом. | У.с. 86-93 РТ с. 26-27 | 07.11 | 31 |
35 | 13 | По щучьему велению. Инсценирование произведения. | Отрабатывать навык перевоплощения | Инсценировать произведение. Участвовать в работе группы. | Инсценирование сказки РТ с. 28 | 11.11. | 01.11 |
36 | 14 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Русские сказки. | Выполнять анализ произведений | Выполнять задания учебника. | У.с. 94 Вопросы 1-5 | 12.11. | 11.11 |
37 | 15 | Обобщающий урок по теме: «Волшебные сказки». | Формировать навык активного слушания; пользоваться справочными материалами | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Проиллюстрировать сказку; Подготовить вопросы 6-9 | 13.11. | 12.11 |
4 раздел «Люби всё живое»» (20 часов) Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. умение структурировать знания; умение осознано и произвольно строить речевое высказывание. постановка и формулирования проблемы; выдвижение гипотез и их обоснование. формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные Уметь задавать вопросы и отвечать по теме урока. Уметь использовать в общении правила вежливости; допускать существование различных точек зрения. Уметь слушать собеседника; вести диалог, излагать свое мнение и позицию; уметь договариваться, приходить к общему решению; Регулятивные Воспринимать предложения учителя, родителей, товарищей. Формирование выполнять задание в соответствии с целью; ориентироваться в тетради и учебнике; адекватно воспринимать информацию, содержащую оценочный характер ответа; контролировать и оценивать свои знания, действия; следовать установленным правилам Личностные Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | |||||||
38 | 1 | Вводный урок раздела. Основные понятия раздела. | Осмыслить виды текстов; цели и условия передачи информации в тексте. | Предполагать на основе названия раздела какие произведения будут рассматриваться: определять смысл понятий | У.с. 96 | 14.11 | 14 |
39 | 2 | Сравнение художественной и научно-познавательной литературы. | Ориентироваться в справочной литературе. | Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодическая литература. | У.с. 96-97 Справочная литература, познавательные рассказы. | 18.11 | 15 |
40 | 3 | К. Паустовский. Барсучий нос. Особенности художественного текста. | Находить ответы на вопросы по содержанию текста. | Энциклопедии и справочная литература. Представление книги. Написание отзыва. | У.с. 98-101 Вопросы 5-7 | 19.11. | 18 |
41 | 4 | К. Паустовский. Барсучий нос. Пересказ. Текст «Барсук» из справочника. | Соблюдать алгоритм пересказа; следить за порядком действий; сохранить энциклопедичекий смысл. | Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать. | РТ с. 29 У.с. 102 | 20.11. | 19 |
42 | 5 | В. Берестов. Кошкин щенок. Особенности юмористического произведения. Выразительное чтение. | Отрабатывать навык чтения юмористических стихов | Выявлять особенности юмористического произведения. | У.с. 103-104 РТ с. 30 | 21.11. | 21 |
43 | 6 | Б. Заходер. «Вредный кот».Смысл названия стихотворения. | Уточнить темп чтения стихов. | Определять смысл названия произведения. | У.с. 105-106 Вопросы-1-3 | 25.11. | 22.11 |
44 | 7 | В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в сказке Бианки. | Формулировать идею произведения; | Определять правду и вымысел в произведениях. | У.с. 107-114 Вопросы 1-3 | 26.11. | 25 |
45 | 8 | Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочка помогала добраться домой. | Находить опорные слова в тексте и использовать их в рассказе. | Особенности художественного текста. Мастерская писателя. Создание текста по аналогии. | РТ с. 31-32 | 27.11. | 26 |
46 | 9 | О. Полонский. Муравьиное царство. Особенности научно-популярного текста. Краткий пересказ. | Сравнивать разные виды текстов; составлять краткий пересказ | Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодическая литература. | У.мс. 115-116 Вопрос 3 | 28.11. | 28 |
47 | 10 | Тим Собакин. Песни бегемотов .Постановка вопросов к тексту стихотворения. | Выявлять особенности юмористического произведения. Выразительно читать стихотворения. | Выразительно читать произведение. Задавать самостоятельно вопросы, оценивать вопросы. | У.с. 117 Подготовить вопросы по тексту | 02.12. | 29.11 |
48 | 11 | Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. | Формировать мотивированный интерес к книге и чтению. | Определять тему выставки. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам. | У.с. 118 Сборник по выбору | 03.12. | 02.12 |
49 | 12 | Периодическая печать .Знакомство с детскими журналами «Трамвай», «Миша», «Юный натуралист», «Филя», «Свирелька». | Познакомить учащихся с различными детскими журналами; узнавать книги, журналы по обложке; сравнивать разные книги; | Знать детскую периодическую печать. Ориентироваться в содержании журнала. Находить нужную информацию в журнале | У.с. 119 Презентовать журнал | 04.12. | 03.12 |
50 | 13 | Самостоятельное чтение .Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. Герой художественного текста .Его особенности. | Обеспечить глубокое понимание смыла текста; | Характеризовать героев рассказа, выявлять особенности героя. | У.с. 120-127 Вопросы 1-4 РТ с.38 | 05.12. | 05.12. |
51 | 14 | Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. Пересказ. | Делить текст на смысловые части для пересказа. | Делить рассказ на смысловые части, озаглавливание каждой части. | У.с. 127 Подготовить пересказ задание 8 | 09.12. | 06.12 |
52 | 15 | Семейное чтение. Н. Носов. Карасик .Смысл поступка героя. | Формировать умение анализировать поступки героев с целью выявления мотивов поступков. | Выразительно читать произведение, определять смысл поступка героя. | У.с. 128-134 Вопросы 1,2 | 10.12. | 09 |
53 | 16 | Н. Носов. Карасик. Характеристика героев произведения. | Выявлять связь между героями произведения и героями жизненных ситуаций. | Характеризовать героев рассказа, выявлять особенности героя. | Характеристика героя (выбор) | 11.12. | 10 |
54 | 17 | Наш театр. М. Горький. Воробьишко. Подготовка реквизита, костюмов, театральных билетов. | Ориентироваться в прочитанном тексте, подобрать слова для персонажей. | Подготовиться к инсценированию произведения. Работать в «Творческой тетради». | У.с. 135-138 РТ с. 33-35 | 12.12. | 12 |
55 | 18 | Наш театр. М. Горький. Воробьишко. Инсценирование. | Разыграть спектакль; оценить работу. | Инсценировать произведение. Участвовать в работе группы. | РТ с. 36-37 | 16.12. | 13 |
56 | 19 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу (проверочная работа). | Подвести итоги по прочитанному | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | У.с. 140-141 Работа по содержанию Вопросы 3-8 | 17.12. | 16 |
57 | 20 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе. | Высказать свою позицию к героям произведений. | Определять свою позицию по отношению к героям произведения. | У.с. 139 Задание 1,2 | 18.12. | 17. 12 |
5 раздел «Картины русской природы» (12 часов) Познавательные Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. Формирование эстетических чувств. Коммуникативные Уметь выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках. Уметь использовать в общении правила вежливости; допускать существование различных точек зрения. Уметь слушать собеседника; вести диалог, излагать свое мнение и позицию; уметь договариваться, приходить к общему решению; Регулятивные Воспринимать предложения учителя, родителей, товарищей. Формирование выполнять задание в соответствии с целью; ориентироваться в тетради и учебнике; адекватно воспринимать информацию, содержащую оценочный характер ответа; контролировать и оценивать свои знания, действия; следовать установленным правилам Личностные Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. Формирование эстетических чувств. | |||||||
58 | 1 | Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. | Познакомиться со смысловыми понятиями раздела | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. | У.с.142 Работа по словарю | 19.12 | |
59 | 2 | Картины русской природы. И. Шишкин. Зимой в лесу. Устное сочинение по картине. | Формировать умение прогнозировать содержание на основе иллюстраций | Рассматривать картину: описывать объекты картины, рассказывать о картине | У.с. 143 РТ с. 39 | 23.12. | 19.12 |
60 | 3 | Н. Некрасов. Славная осень. Средства художественной выразительности: сравнение. | Пробуждать интерес к творчеству писателя. | Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. | У.с. 144-145 Вопросы 3,4 | 24.12. | 20 |
61 | 4 | М. Пришвин. «Осинкам холодно». Прием олицетворения как средство создания образа. | Уточнить знания о выразительных средствах языка: олицетворение | Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. | Ус. 146 Вопросы 1,2 | 25.12. | 23 |
62 | 5 | Ф. Тютчев. «Листья». Контраст как средство создания образа. | Уточнить знания о выразительных средствах языка: контраст | Объяснять используемые в тексте выражения. Читать вслух и про себя. | У.с. 146-147 Вопросы 1-3, наизусть (выбор) | 26.12. | 24 |
63 | 6 | А. Фет. «Осень». Настроение стихотворения. | Находить возможность употребления художественных оборотов произведения в жизни. | Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Объяснять используемые в тексте выражения. | У.с. 148 Наизусть, проиллюстрировать | 26 | |
64 | 7 | И. Бунин. «Первый снег». В. Поленов. Ранний снег. Сравнение произведений литературы и живописи. | Отрабатывать навык чтения стихов с разной интонацией и темпом. | Сравнивать произведения литературы и живописи. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. | У.с. 149 Чтение с разной интонацией | 27 | |
III четверть (40 часов) | |||||||
65 | 8 | Мы идём в библиотеку. Природа в произведениях русских писателей, поэтов, художников. | Находить произведения о природе в различных сборниках | Определять тему выставки. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам. | У.с. 150 Выбор произведения по теме | 13.01. | 09 |
66 | 9 | Самостоятельное чтение. К. Бальмонт. Снежинка. Средства художественной выразительности для создания образа. | Самостоятельно определять средства выразительности в стихах. | Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. | У.с.151 Вопросы 1,2 | 14.01. | 10 |
67 | 10 | Семейное чтение. К. Паустовский. В саду уже поселилась осень… Краски осени. | Пользоваться выборочным чтением для подтверждения суждений | Наблюдать картины в художественном тексте, находить слова, которые помогают увидеть эти картины. | РТ.с.40-42 | 15.01. | 13 |
68 | 11 | Картины природы в произведениях живописи .И. Остроухов. Парк. А. Саврасов | Объяснять используемые в тексте выражения. Сравнивать произведения литературы и живописи. | Рассматривать картину, описывать картины, рассказывать о картине. | У.с. 153 Рассказ по картине | 16.01. | 14 |
69 | 12 | Маленькие и большие секреты страны Литературии .Обобщение по разделу. | Обобщить знания о художественных и научно-познавательных текстах (знать особенности их построения, героев, основные отличительные черты их характера). | Выполнять задания учебника. Оценивать свои достижения | РТ с. 40-42 | 20.01. | 16 |
6 раздел «Великие русские писатели» (30 часов) Познавательные Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении. Коммуникативные Уметь выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках. Уметь использовать в общении правила вежливости; допускать существование различных точек зрения. Уметь слушать собеседника; вести диалог, излагать свое мнение и позицию; уметь договариваться, приходить к общему решению; Регулятивные Воспринимать предложения учителя, родителей, товарищей. Формирование выполнять задание в соответствии с целью; ориентироваться в тетради и учебнике; адекватно воспринимать информацию, содержащую оценочный характер ответа; контролировать и оценивать свои знания, действия; следовать установленным правилам Личностные Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. | |||||||
70 Ч.2 | 1 | Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация. | Разобрать смысл понятий раздела; объяснить значение слова «великий» | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять смысл понятий: сказка в стихах, басня, иллюстрация. | У.с.4 Подготовить сообщение о творчестве Пушкина | 21.01. | 17 |
71 | 2 | Великие русские писатели. В. Берестов об А. С. Пушкине. Краткий пересказ. | Познакомить с биографией Пушкина; с особенностями его творчества | Читать вслух и про себя; находить слова, необходимые для краткого пересказа. | У.с.5 | 22.01. | 23 |
72 | 3 | А.С. Пушкин. Зимнее утро. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. | Воспринимать красоту поэтического слова, вдумываться в значение слов | Находить слова, которые помогают представить изображенную автором картину. | У.с. 6-7 Вопросы 2,3 | 23.01. | 23 |
73 | 4 | И. Грабарь. Зимнее утро. Сравнение стихотворения и произведения живописи. | Формулировать особенности изображения природы в стихах и в живописи. | Анализировать произведения. Сравнивать стихотворения с произведением живописи. | Ус.6 Подбор иллюстраций | 27.01. | 27 |
74 | 5 | А.С. Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера. | Проводить сравнительную нить в стихах Пушкина | Ус. 8-9 Сравнить с описанием | 28.01. | 24 | |
75 | 6 | Ю. Клевер. Закат солнца. Зимний пейзаж с избушкой. Сравнение произведения литературы и живописи. | Формулировать особенности изображения природы в стихах и в живописи. | Анализировать произведения. Сравнивать стихотворения с произведением живописи. | Ус.8-9 Анализ произведений живописи (выбор) | 29.01. | 27 |
76 | 7 | А.С. Пушкин. Опрятней модного паркета…Сравнение стихотворения с произведениями живописи П. Брейгеля. Зимний пейзаж. | Развивать интерес к чтению лирических текстов. сравнивать поэтические и прозаические произведения, художественные произведения и фотографии. | Анализировать произведения. Сравнивать стихотворения с произведением живописи. | У.с. 10-11 Вопросы 6 | 30.01. | самостоят |
77 | 8 | В. Суриков. Взятие снежного городка. Устное сочинение по картине. | осуществлять поиск необходимой информации в произведении живописи | Создавать сочинение по картине | У.с. 7 Устное сочинение по картине | 03.02. | самостоят |
78 | 9 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | узнавать сказки Пушкина; сравнивать народную сказку с литературной. | работать с текстом сказки в поэтической форме | У.с. 12-30 Выразительное чтение | 04.02. | 04.02 |
79 | 10 | Чтение произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» Нравственный смысл. | Формировать нравственные ценности, отражённые в поэтической сказке А. С. Пушкина. | Определять нравственный смысл текста. | У.с. 31-41 Выразительное чтение | 05.02. | 06.02. |
80 | 11 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».Особенности сюжета. Структура сказочного текста. | Определять нравственный смысл текста. | Определять отличительные особенности сказки; наблюдать как построена сказка. | У.с. 41-42 Вопросы 5, 10 | 06.02. | 07.02 |
81 | 12 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».Характеристика героев сказки. | Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. | Характеризовать героев произведения. | У.с.41 Вопросы 1,2,9 | 10.02. | 10.02 |
82 | 13 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».Особенности языка литературной сказки. | работать с текстом сказки в поэтической форме | Наблюдать, как построена сказка. | У.с. 42 Вопросы 10,11 | 11.02. | 11.02 |
83 | 14 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».Прием звукозаписи для создания образов моря, комара, шмеля, мухи. | Обсуждать , когда используется приём звукозаписи. Озаглавливать иллюстрации. | Составлять план сказки. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля. | У.с. 41 вопрос 3 Озаглавить иллюстрации | 12.02. | 13.02 |
84 | 15 | Урок работы с книгой. Сказки А.С.Пушкина. | ориентироваться в художественной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги. | Выставка книги разных изданий , сравнение в оформлении | 13.02. | 14.02 | |
85 | 16 | И.Я. Библин. Художник – иллюстратор сказок А.С. Пушкина. | Уточнить смыл слова «художник –иллюстратор» | Соотносить иллюстрации и художественный текст. | У.с. 43 РТ с. 43-44 | 17.02. | 04.02. |
86 | 17 | Понятийный аппарат басни: наставление, иносказание, нравоучительный комический рассказ. Викторина «Знаешь ли ты басни И.А. Крылова?». | Осмысление нравственных ценностей, которые даны в баснях И. Крылова. | Рассказывать об особенностях басни И. Крылова. Объяснять смысл басен И. Крылова. | У.с. 44-47 РТ с. 45-46 | 18.02. | 17.02 |
87 | 18 | И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни. | Определять в басне «наставления», «иносказания», «нравоучительный комический рассказ» | Делать выводы на основе анализа героев, как нужно поступить в той или иной ситуации. | У.с. 48-49 Работа по вопросам, наизусть (выбор) | 19.02. | 18 |
88 | 19 | И. А. Крылов. Чиж и голубь. Особенности структуры басни. | Выявлять структурные особенности басни, характеристика героев басни; определение морали. | Анализировать поступки героев произведения. Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор. | У.с. 49 Работа по вопросам, наизусть (выбор) | 20.02. | 20 |
89 | 20 | Великие русские писатели. Л.Н. Толстой. Краткий пересказ статьи. | Осмысливать базовые ценностей: благородство, дружба, понимание, сочувствие | Кратко пересказывать научно-познавательную статью. | У.с. 50-51 Пересказ статьи, сообщение о писателе (выбор) | 24.02. | 21 |
90 | 21 | Л.Н. Толстой. Лев и собачка. Быль. Особенности сюжета. | Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор. | Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор. | У.с. 52-53 Вопросы 2,5 | 25.02. | 24 |
91 | 22 | Л.Н. Толстой. Лебеди. Составление плана. | Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. | Делать выводы на основе анализа героев, как нужно поступить в той или иной ситуации. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. | У.с. 54-55 Задание 2,3 РТ с.47 | 26.02. | 25 |
92 | 23 | Л.Н. Толстой. Акула. Смысл названия. Составление плана. | Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. | Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор. | У.с. 56-58 Задание 4,5 | 27.02. | 27 |
93 | 24 | Мы идём в библиотеку. Произведения великих русских писателей и поэтов. | Формировать интерес к творчеству Л. Толстого. | У.с. 59 Подбор произведений | 03.03. | 28 | |
94 | 25 | Самостоятельное чтение. Л.Н. Толстой. Волга и Вазуза.. Особенности жанра. | Осознание понятий «благородство», «честность», «любовь»; | Самостоятельное чтение вслух и про себя. | Ус. 60-61 Читать вслух, про себя, пересказ (выбор) | 04.03. | 03 |
95 | 26 | Л.Н. Толстой. Как гуси Рим спасли. Особенности жанра. | Определить смысл понятия «познавательный рассказ» | Пересказывать кратко научно-познавательную статью. Объяснять смысл названия рассказа. | У.с. 61 пересказ | 05.03. | 04 |
96 | 27 | Наш театр. И. Крылов. Квартет. Инсценирование. | создавать мизансцены, используя различные средства. | Инсценировать басни; распределять роли. Соотносить отрывки басен И .Крылова с книгами басен. | У.с. 63-64 Чтение по ролям, инсценирование (выбор) | 06.03. | 06 |
97 | 28 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Создание текста-рассуждения. | Формировать позицию вдумчивого, любознательного читателя. | Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, | У.с. 65 Задание 1, У.с. 62 | 10.03. | 07 |
98 | 29 | Маленькие и большие секреты страны Литературии Что такое согласие. | Выяснить смысл понятия «согласие» | определять свою позицию по отношению к героям произведения. | У.с. 66-67 РТ с. 50-51 | 11.03. | 11.03 |
99 | 30 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение(проверочная работа) | Самостоятельное чтение произведений русских писателей, включение их в свой круг чтения. | Проверять себя и самостоятельно оценивать. | У.с. 66 вопросы 4-6 | 12.03. | 13 |
7 раздел «Литературная сказка» (19 часов) Познавательные инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей и быстрого поиска нужной словарной статьи; ориентироваться в учебной книге : уметь читать язык условных обозначений; Коммуникативные Уметь выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках. Уметь использовать в общении правила вежливости; допускать существование различных точек зрения. Уметь слушать собеседника; вести диалог, излагать свое мнение и позицию; уметь договариваться, приходить к общему решению; Регулятивные Воспринимать предложения учителя, родителей, товарищей. Формирование выполнять задание в соответствии с целью; ориентироваться в тетради и учебнике; адекватно воспринимать информацию, содержащую оценочный характер ответа; контролировать и оценивать свои знания, действия; следовать установленным правилам Личностные Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Осознавать историко-культурное значение страны; | |||||||
100 | 1 | Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. | Выявление особенностей литературной и народной сказок. Выведение следствий. | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять смысл понятий: народные сказки, присказки, сказочные предметы. | У.с. 68-69 | 13.03. | 14 |
101 | 2 | В.И. Даль. Девочка Снегурочка .Сравнение с народной сказкой | Формировать понятие «литературная сказка»; сравнивать литературную и народную сказку. | Определять отличительные особенности литературной сказки. | У.с.70-74 Вопросы 8,9 | 17.03. | 17 |
102 | 3 | В.И. Даль. Девочка Снегурочка. Особенности литературной сказки. | работать с повествовательным текстом. | Определять, как построена сказка. | У.с. 74 Вопросы 1-3 | 18.03. | 18 |
103 | 4 | В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой «Морозко» | Усвоить понятие «литературная сказка» учить работать с повествовательным текстом. | Определять особенности литературных сказок (развитие действия, характеристика героя); предисловие. | У.с. 76-84 Знакомство с текстом | 19.03. | 20 |
104 | 5 | В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение героев. | Осмысление литературоведческих понятий; осмысление авторской сказки, её основных особенностей, понимание главной мысли. | Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста | У.с. 85 Вопросы 2-5, 6-8 выбор | 20.03. | 21 |
IV четверть (32 часа ). | |||||||
105 | 6 | Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. | Познакомить с авторской сказкой Д. Мамина-Сибиряка работать с повествовательным текстом. | Определять отличительные особенности литературной сказки | У.с. 86-93 Вопросы 2-4 | 01.04. | |
106 | 7 | Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. Герои произведения. | Характеризовать героев произведения; поиск необходимой информации в книге; ориентироваться в учебной и художественной книге. | Сравнивать героев произведения на основе поступков Характеризовать героев произведения. | Работа в группе вопросы 10-11 У.с. 94 | 02.04. | |
107 | 8 | Переводная литература для детей. Выставка книг. | Формировать понятие «переводная литература»; | Называть произведения переводной литературы | У.с. 95 Выставка книг | 03.04. | |
108 | 9 | Б.Заходер «Винни-Пух». Особенности переводной литературы. | познакомить с авторской сказкой А. Милна «Вини-Пух и все-все-все», переводной литературой | Выявлять особенности переводной литературы | У.с. 96-97 Подготовить вопросы | 07.04. | |
109 | 10 | Р. Киплинг «Братья Маугли». Особенности переводной литературы. . | Познакомить с литературной сказкой Р. Киплинга «Маугли» | У.с.97-110 выразительное чтение | 08.04. | ||
110 | 11 | Р. Киплинг «Братья Маугли». Герои произведения. | осмысливать понятие «человек»; обсудить, какие человеческие качества были присущи Маугли. | Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста | У.с. 110 Вопросы 1-3 | 09.04. | |
111 | 12 | Дж. Родари. Волшебный барабан. Особенности переводной литературы. | Формировать понятие «переводная литература»; познакомить с литературной сказкой | Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы или интересы и желания других. | У.с. 111-116 Знакомство с текстом | 10.04. | |
112 | 13 | Дж. Родари. Волшебный барабан. Сочинение возможного окончания сказки. | Познакомить с умением сочинять | Сочинять возможный конец сказки. | У.с. 116 РТ с. 52 | 14.04. | |
113 | 14 | Мы идём в библиотеку. Литературные сказки. | работать с текстом зарубежных сказок. Обобщить знания о русских сказках | Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять выбранную книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. | У.с. 117выбор произведения | 15.04. | |
114 | 15 | Самостоятельное чтение. Тим Собакин «Лунная сказка» | Выявить небычность стихов, обратить внимание на средства художественной выразительности | Определить схожесть со сказкой | У.с. 118-119 РТ с. 53 задание 2 | 16.04 | |
115 | 16 | Семейное чтение Ю.Коваль. Сказка о серебряном соколе. | Познакомить с новым произведением ; расширить словарный запас | Определить жанр произведения | У.с. 120-127 РТ с. 53 задание 3,4 | 17.04. | |
116 | 17 | Наш театр. С. Михалков. Упрямый козлёнок. Подготовка к инсценированию. | Выделить диалоги и воспроизвести | Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. | У.с. 128-134 РТ с. 54 | 21.04 | |
117 | 18 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Сочинение сказки. | Отобразить персонажей противоположных по поступкам | Сочинить сказку, используя особенности | У.с. 135 задание 6 | 22.04. | |
118 | 19 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение (проверочная работа) | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Самостоятельное чтение произведений русских писателей, включение их в свой круг чтения. | У.с. 135-137 2,3,4,7 вопросы | 23.04. | |
8 раздел «Картины родной природы» (17 часов) Познавательные инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей и быстрого поиска нужной словарной статьи; ориентироваться в учебной книге : уметь читать язык условных обозначений; Коммуникативные Уметь выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках. Уметь использовать в общении правила вежливости; допускать существование различных точек зрения. Уметь слушать собеседника; вести диалог, излагать свое мнение и позицию; уметь договариваться, приходить к общему решению; Регулятивные Воспринимать предложения учителя, родителей, товарищей. Формирование выполнять задание в соответствии с целью; ориентироваться в тетради и учебнике; адекватно воспринимать информацию, содержащую оценочный характер ответа; контролировать и оценивать свои знания, действия; следовать установленным правилам Личностные Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | |||||||
119 | 1 | Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение. | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять смысл понятий: творчество, стихотворение, рассказ, настроение | У.с. 138 | 24.04. | ||
120 | 2 | Б. Заходер. Что такое стихи? Особенности поэтического жанра. | формулировать тему урока на основе ключевых слов; составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана; | Называть особенности поэтического творчества | У.с. 139 Выбрать ключевые слова | 28.04. | |
121 | 3 | И. Соколов – Микитов. Март в лесу. Лирическая зарисовка. Устное сочинение на тему: «Мелодии весеннего леса». | анализировать лирический текст. | Выявлять особенности текста-описания | У.с. 140 РТ с. 55-56 | 29.04. | |
122 | 4 | А. Майков. Весна. Е. Волков. В конце зимы. Е Пурвит. Последний снег. Прием контраста в изображении зимы и весны. | сравнивать поэтические и прозаические произведения, художественные произведения и фотографии. | Находить средства художественной выразительности в тексте | У.с. 141-142 Наизусть, вопросы 1-3 (выбор) | 30.04. | |
123 | 5 | . С. Есенин «Сыплет черёмуха…». В. Борисов – Мусатов. Весна. Сравнение произведений литературы и живописи. | сравнивать поэтические и прозаические произведения, художественные произведения и живописи | Сравнивать произведения литературы и живописи. | У.с. 143 Вопросы 1,2, наизусть (выбор) | 05.05. | |
124 | 6 | С. Есенин. С добрым утром. Выразительное чтение. | Развивать интерес к чтению лирических текстов. | Находить слова, которые помогают увидеть образы | У.с. 144 Словарная работа | 06.05. | |
125 | 7 | Ф. Тютчев Весенняя гроза. Прием звукозаписи как средство создания образа. | понимать настроение стихотворения; определять свое собственное отношение. | Выявлять особенности текста-описания. | У.с. 145 Вопросы 6,7 | 07.05. | |
126 | 8 | Сравнительный анализ произведений живописи А. Васнецова. После дождя, И. Шишкина. Дождь в дубовом лесу. | Сравнивать произведения живописи, находить общие признаки | Находить слова и словосочетания, которые помогают услышать звук. | У.с. 146 Анализ произведения живописи | 08.05. | |
127 | 9 | О. Высотская. Одуванчик. З Александрова. Одуванчик. Сравнение образов. | Выявить приемы описания объектов; найти человеческие черты | Сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему. | У.с. 147 сравнение | 12.05 | |
128 | 10 | М. Пришвин. Золотой луг. Сравнение поэтического и прозаического текста. | Найти отличительные черты поэтического и прозаического текста. | Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. | У.с. 148 РТ с. 56 | 13.05 | |
129 | 11 | А. Толстой. Колокольчики мои, цветики степные… Авторское отношение к изображаемому. | определить авторское отношение к описываемому объекту | Передавать авторское отношение при чтении | У.с. 149 Вопросы 2,3 | 14.05 | |
130 | 12 | Сравнение стихотворения Саши Чёрного. «Летом» и произведения живописи А. Рылова «Зелёный шум». | Рассматривать иллюстрации, отражать свое отношение | Сравнивать произведения литературы и живописи. | У.с. 150-151 РТ с.57 | 15.05. | |
131 | 13 | Сравнение стихотворения Ф. Тютчева «В небе тают облака…» и произведения живописи А. Саврасова «Сосновый бор на берегу реки». | Развивать внимательность, комментировать выразительное чтение | Выразить свое отношение к картине в рассказе | У.с. 152 РТ с. 58 | 19.05. | |
132 | 14 | Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе. | обобщать представленный материал; составление собственного текста по итогам исследования. | Узнавать книги по обложке; сравнивать разные книги, классификация их; | У.с. 153 выбор произведения | 20.05. | |
134 | 15 | Самостоятельное чтение. Г. Юдин. Поэты. | наблюдать слово в художественном тексте. | Употреблять средства художественной выразительности в своей речи. | У.с. 154 словарная работа | 21.05. | |
135 | 16 | Я. Аким. Как я написал первое стихотворение. Очерковая литература. | Познакомить с произведениями вида «очерковая литература» | Рассуждать о роли литературы в жизни | У.с. 155 РТ с. 63 | 26.05 | |
136 | 17 | Обобщающий урок. Праздник читательских удовольствий. | Формировать мотивированный интерес к книге и чтению. | Презентация понравившихся произведений. | РТ с.60-62 | 27.05. |
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 3 класс создана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федерального государственного стандарта начального общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373
- Примерной образовательной программы УМК «Перспектива»
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2032-2043 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2013-2014 учебный год»
- Учебного плана общеобразовательного процесса на 2013-2014 учебный год
- Положения о рабочей программе школы
Курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:
— формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;
— приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.
Цели обучения:
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основные задачи:
- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- развивать поэтический слух,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы – основывается на общечеловеческой жизни, на осознании себя частью природы. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как к среде обитания человека и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно – популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребенка к литературе как к виду искусства.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально – позитивного отношения к семье, близким, чувствам любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребенка играет его учебная деятельность. В процессе ее организации средствами учебного предмета у ребенка развиваются организованность, целеустремленность, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и ее народу.
Общая характеристика курса
Литературное чтение как систематический курс идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями.
Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.
Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.
Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.
Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:
- Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.
- Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
- Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.
- Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.
Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно – исторической ценности.
Разделы:
- «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения».
- «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность».
- «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность».
- «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности».
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
- овладение функциональной грамотностью;
- овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
- определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
- приобщение к литературе как искусству слова;
- приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Основные содержательные линии
Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения.
Главной задачей является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.
Эта задача успешно решается в процессе общения с художественной литературой, которая, как и всякое искусство, полифункциональная: она пробуждает эстетические чувства, ставит перед человеком нравственно-мировоззренческие вопросы и расширяет познавательные горизонты читателя. Все эти аспекты литературного произведения должны найти место на уроках литературного чтения.
Курс «Литературное чтение» ставит следующие задачи:
- целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;
- свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;
- приобщение ребёнка к литературе как искусству слова;
- формировать уважительное отношение младших школьников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;
- обеспечить младшим школьникам понимание художественных произведений;
- научить практически различать художественные и научно-познавательные литературные произведения, по-другому отражающие мир;
- развивать интерес к литературному творчеству;
- духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников.
Общие принципы, реализующие указанные цели:
- принцип художественно-эстетический, позволяющий изучать произведение как искусство слова и формировать эстетическое отношение к произведениям искусства и окружающему миру;
- принцип системности, обеспечивающий изучение произведения во всей его полноте, во взаимосвязи художественно-эстетических, духовно-нравственных и познавательно-мировоззренческих ценностей литературного произведения, в единстве его художественной формы и содержания;
- принцип коммуникативности, реализующий диалоговую форму урока и построение системы разбора произведения как общение вдумчивого читателя с автором произведения и его героями;
- принцип введения элементов драматургии для всестороннего анализа произведения;
- принцип дидактической целесообразности, позволяющий сочетать многоаспектный анализ текста с развитием интенсивного навыка чтения;
- культурно-исторический принцип;
- принцип взаимосвязи семьи и школы, возрождающий русскую традицию семейного чтения.
Место учебного предмета в учебном плане
Примерная программа по предмету рассчитана на 136 часов. Во 3 классе на обучение литературному чтению отводится 34 недели (136 ч, по 4 часа в неделю).
№ | Название раздела | План |
1 | Книги – мои друзья. | 5 часов |
2 | Жизнь дана на добрые дела. | 17 часов |
3 | Волшебные сказки. | 15 часов |
4 | Люблю всё живое. | 20 часов |
5 | Картины русской природы. | 12 часов |
6 | Великие русские писатели. | 30 часов |
7 | Литературная сказка. | 19 часов |
8 | Картины родной природы. | 18 часов |
136 |
Результаты изучения курса
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование эстетических чувств.
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть
положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
7. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
2. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование эстетических чувств.
4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения
В области познавательных УУД (общеучебных) школьник научится: инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей и быстрого поиска нужной словарной статьи; ориентироваться в учебной книге : уметь читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам "Содержание" и "Оглавление"; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию; работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, "Рабочей тетрадью", учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту)
В области регулятивных УУД обучаемый научится: подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения и приблизиться к пониманию того, что разные точки зрения имеют разные основания.
В области коммуникативных УУД обучаемый научится: в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; выполнять работу по цепочке; - в рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них; находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Книгопечатная продукция | |
Климанова Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы. Учебники
Пособия для учащихся
Методические пособия
Книги для учителей
| В программе определены цели начального курса литературного чтения; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся. Методический аппарат учебников ориентирует учащихся на формирование важнейших учебных действий (читать выразительно, делить текст на части, выделять главную мысль, озаглавливать, пересказывать, составлять план). В пособиях рассматриваются теоретические основы обучения чтению, даются общие рекомендации по организации уроков литературного чтения и поурочные разработки к учебникам. В пособиях рассматриваются требования к обучению творческому чтению и подходы к формированию читательской активности младших школьников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Литературное чтение"2 класс УМК "Перспектива" ФГОС
1титульный лист2 пояснительная записка 3 общая характеристика предмета4 содержание предмета (краткое описание тем курса с указанием часов на разделы)5.текущий и промежуточный контроль и т.д...
Рабочая программа .Литературное чтение . 2 класс. УМК "Перспектива".
Программа: Перспектива. Литературное чтение. Л.Ф.Климанова; Л.А.Виноградская; В.Г.Горецкий. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. М.: «Просвещение». 2011г. Учебник: «Лит...

Рабочая программа по чтению, 4 класс, УМК "Перспектива"
Программа разработана по УМК "Перспектива"...

Рабочая программа по чтению. 3 класс. Перспектива
Рабочая программа содержит пояснитнльную записку, подробное ТП и КТП с УУД на каждый урок....

Рабочая программа по чтению 1 класс УМК "Перспектива"
Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с ФГОС и на основании программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф. М.. Данная программа реализуется в р...

Рабочая программа. Литературное чтение. "Перспектива"
Рабочая программа. Литературное чтение. "Перспектива"...