Роль учителя на уроках литературного чтения.
статья по чтению по теме
Роль учителя имеет решающее значение, порой определяющее судьбу чтения на протяжении всей жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.docx | 15.19 КБ |
Предварительный просмотр:
О положительном влиянии учителя-словесника рассказывает, например, В. Г. Короленко в “Истории моего современника”. Учитель Авдиев читал произведение вслух и раскрывал детям своё понимание того, что скрывалось за сюжетом произведения, и выслушивал детские впечатления. Он умел увлечь детей своим отношением к изображаемому и вместе с тем умел зажечь и раздуть эмоции самих детей в яркое пламя. Он опирался на конкретность искусства и потрясал класс или “вихрем хохота”, или печалью сострадания. Влюблённый сам в литературу, он влюблял в неё и своих учеников.
Но может быть и обратное влияние. Пример такого влияния мы можем найти в рассказе В. Драгунского “Тиха украинская ночь…” Учительница сочла Денискино понимание этого стихотворения неправильным и дала своё “правильное”: первая строчка означает, что Украина находится в центре перемещения континентальных масс воздуха, а “прозрачно небо” – не что иное, как незначительное количество осадков в этом районе. Такое обезличенное, рациональное, а потому обеднённое и обесцвеченное понимание поэзии быстро усвоилось Дениской и стало переноситься на другие произведения.
. Необходимо, чтобы учитель сам был властелином чуда, называемого “чтение”.
Урок литературы — это:
— урок — общение, а не просто работа;
— это искусство, а не только учебное занятие;
— это жизнь, а не предмет в расписании.
Особенностью уроков литературы должно быть строгое следование закону "Трёх О":
— Очаровать книгой;
— Окрылить героем;
— Обворожить писателем;
На урок необходимо идти с проблемой, поскольку каждое художественное произведение, входящее в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Важно на уроках создавать такие ситуации, когда ученик должен постоянно думать и чувствовать! И делать выводы. Всем известно, что лучший способ понять — это додуматься самому! Идеи, заложенные в художественном произведении, должны быть добыты усилиями собственного ума. Собственная мысль, рождённая в процессе чтения, радует, окрыляет детей.
Так эмоциональный восприятие, обогащённое интеллектуальной работой, рождает художественное наслаждение — высший мотив общения с искусством. Душевная наполненность побуждает к общению, желанию и в дальнейшем высказывать свои впечатления. И от подготовки учителя, душевного состояния и личной позиции во многом будет зависеть отношение ребёнка к произведению, героям событиям, основной идее и к процессу чтения в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках литературного чтения.
В статье раскрываются приемы работы по формированию познавательного интереса на уроках литературного чтения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказат...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока (литературное чтение 1 класс) на тему: "Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"
Урок по УМК "Перспективная начальная школа" с использованием информационных технологий проводится в период обучения грамоте. На уроке дети отрабатывают умения составлять звуковые модели слов, схемы пр...
Доклад "Оценочная деятельность учителя на уроках литературного чтения в условиях внедрения ФГОС НОО"
В докладе указаны задачи и принципы организации оценочной деятельности, перечислены планируемые результаты освоения программы по литературному чтению, раскрыты общие критерии и приёмы формирования кон...
Урок литературного чтения "Роль имён прилагательных в речи"
Урок литературного чтения "Роль имён прилагательных в речи"...
Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»
Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»...
Статья «Роль поэзии на уроках литературного чтения в развитии младших младших школьников».
Статья «Роль поэзии на уроках литературного чтения в развитии младших младших школьников». (Обучение детей оценивать работу своей группы по коллективно сос...