УМК «Школа России» Литературное чтение Технологическая карта Тема: "Делу время - потехе час" (7 часов)
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
УМК «Школа России» Литературное чтение Технологическая карта Тема: "Делу время - потехе час" (7 часов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta.rar | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
4 класс
УМК
«Школа России»
Литературное чтение
Технологическая карта темы
Авторы разработки: Гармаш И.И., Железова Е.И., Кирьянова И.В., Теплинская О.Н., Цыганова Г.В.
Тема | Делу время - потехе час (7 часов) | |||||||||||||
Цели | Сформировать представление о значимости времени для человека. Ввести алгоритм подготовки чтения произведения по ролям. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | |||||||||||||
Основное содержание темы | Изучение произведения Е.Л. Шварца,В.Ю. Драгунскогго, В.В. Голявкина, Сравнение литературных произведений разных авторов, посвященных одной теме. Сопоставление характеров и поступков героев разных произведений. Оформление советов о рациональном распределении времени. | |||||||||||||
Термины и понятия | Главная мысль, деление текста на части, заголовок, литературная сказка, рассказ, пересказ, чтение по ролям, диалог, поступки, ходики, чересчур, продекламировать, посрамиться, кругозор, штукатурить, кавалерист, «духовная пища», «окладистая борода», керосиновая лампа, «ребята, теряющие время понапрасну», «одеваться как на пожар», «припустил во всю прыть», «духовная пища». «вкус пищи», «вкус жизни», «материальная ценность», «духовная ценность» «патент», «сколько твоей душе угодно», строительные леса. | |||||||||||||
Планируемый результат | ||||||||||||||
Личностные умения Проявлять: - интерес к изучению темы; - позитивное отношение к рациональному распределению времени; - творческое отношение к составлению советов о рациональном распределении времени; - осознание успешности при освоении темы. | Метапредметные умения Познавательные умения: - раскрывать значение слова ходики, чересчур, продекламировать, посрамиться, кругозор, штукатурить, кавалерист, выражений «духовная пища», окладистая борода, керосиновая лампа, «ребята, теряющие время понапрасну», «одеваться как на пожар», «припустил во всю прыть», «вкус пищи», «вкус жизни», «сколько твоей душе угодно», «строительные леса» и использовать их в активном словаре; - определять жанр, главную мысль произведения, его героев и обосновывать свое мнение; - определять пословицу, содержание которой соответствует главной мысли рассказа и обосновывать свое суждение; – определять интонацию героя произведения для чтения по ролям и обосновывать свое мнение; - использовать приобретенные знания для оформления советов о рациональном распределении времени. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять учебное действие, используя план, алгоритм; - осуществлять самооценку и взаимооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: - оформлять речевое высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога; - согласовывать позиции и находить общее решение; - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. | Предметные умения - работать с содержанием текста; - составлять план текста для пересказа; - оформлять советы об экономии времени; - читать текст по ролям осознанно, выразительно и без ошибок; - составлять советы по рациональному распределению времени. | ||||||||||||
Организация образовательного пространства | ||||||||||||||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы | ||||||||||||
Русский язык «Развитие речи» Окружающий мир Тема «Реки» | Информационный материал Учебник «Литературное чтение», II часть Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. Демонстрационный материал Книги Е.Шварца, В.Драгунского, В.Голявкина, портреты писателей. Интерактивный материал Компьютерная презентация « Е.Шварц, В.Драгунский, В.Голявкин» карточки с алгоритмами | Фронтальная. • индивидуальная – • парная - • групповая - | ||||||||||||
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ | ||||||||||||||
I этап. Самоопределение к деятельности | ||||||||||||||
Цели деятельности | Ситуативное задание | Планируемый результат | ||||||||||||
• Мотивировать учащихся к изучению темы. • Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме девочки. | В 4 классе учатся Маша и Света. Они отличницы, занимаются спортом, а Маша еще посещает музыкальную школу, изучает английский язык. К празднику «День защитника отечества» девочкам поручили сделать поздравительную газету. Маша принесла яркую, содержательную, и очень интересную газету, в которой оформила поздравления для каждого мальчика, и много занимательного материала: тематические задания, кроссворды, ребусы. Света принесла газету, на которой было только одно слово «Поздравляю!». Ребятам очень понравилась газета Маши, мальчишки благодарили девочку и целый день ее читали. Газету Светы мальчики оставили без внимания. Света обиделась, и сказала, что она тоже могла бы сделать газету, как Маша, но не успела, потому что ей не хватило времени. Ребята, как вы думаете, почему Маша, имея большую занятость, чем Света, успела сделать поздравительную газету, которая очень понравилась одноклассникам? Школьники высказывали разные версии, но дискуссия показала, что они имеют разные представления о возможности рационально распределять время, чтобы успевать выполнять различные дела. Есть ли у вас желание научиться распределять время так, чтобы, как Маша, успевать делать многое? | Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы; - проявлять желание распределять время так, чтобы многое успевать. | ||||||||||||
II этап. Учебно-познавательная деятельность | ||||||||||||||
Цели деятельности | Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) | Планируемый результат | ||||||||||||
Блок А. ПОТЕРЯННЫЙ ЧАС ГОДОМ НЕ НАГОНИШЬ | ||||||||||||||
Цели: • Стимулировать бережное отношение к использованию времени. • Актуализировать умение: -работать с текстом произведения, используя алгоритм. • Ввести: - понятия «ходики», «окладистая борода», «керосиновая лампа», «ребята, теряющие время понапрасну»; - алгоритм подготовки к чтению по ролям. • Научить: - определять главную мысль произведения, выражать ее словосочетанием и обосновывать свое мнение; - определять реальные события, описанные в произведении, и обосновывать свое мнение; - определять интонацию героя произведения для чтения по ролям и обосновывать свое мнение; - рассказывать о Шварце и его произведениях; - читать текст по ролям, используя соответствующую интонацию; - составлять и писать совет о рациональном (бережном) распределении времени; - выполнять учебное задание, используя алгоритм; - выполнять взаимооценку учебного задания; - формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога; - адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания. | Задание 1 (З) Расскажите, что вы знаете о Е. Шварце? Назовите известные вам произведения Е. Шварца. Сообщение учителя (сопровождается презентацией) Евге́ний Льво́вич Шварц— русский советский писатель, драматург, автор более 20-ти пьес для драматического и кукольного театра, а также сценариев к одиннадцати игровым кинофильмам и одному мультфильму. Евгений Шварц родился в 9 октября 1896 в Казани, в семье Льва Борисовича Шварца и Марии Федоровны Шелковой. Отец учился на медицинском факультете Казанского университета (впоследствии врач-хирург), мать окончила акушерские курсы. Некоторое время Шварц работал секретарём у Корнея Чуковского, а в 1923 году начал публиковать свои фельетоны. С 1924 года Шварц жил в Ленинграде, работал в Госиздате под руководством Самуила Яковлевича Маршака. Скончался 15 января 1958 года в Ленинграде. Похоронен на Богословском кладбище. Произведения Шварца всегда вызывали интерес не только детей, но и взрослых. Сегодня мы будем изучать «Сказку о потерянном времени» Евгения Львовича Шварца Задание 2 (З) Назовите известные вам жанры литературы. Назовите группы, на которые можно распределить сказки по авторству (народные и литературные). Назовите группу произведений, к которой можно отнести сказки Е. Шварца. Задание 3 (З) Расскажите алгоритм работа с текстом. Алгоритм работы с текстом произведения* Чтобы определить главную мысль произведения, надо: • Прочитать внимательно текст и выделить неизвестные слова или выражения. • Определить значение неизвестных слов (выражений), используя словарь. • Определить тему текста (о чем говорится в тексте) и выразить её ключевым словом. • Определить жанр текста. • Определить главного героя (в) произведения. • Описать характер героя, используя его поступки, речь, отношение к другим героям. • Назвать слова и словосочетания, раскрывающие отношение автора герою. • Выразить своё отношение к герою (ям). • Определить главную мысль произведения. • Подобрать интонацию для чтения произведения, используя критерии выразительности. • Прочитать выразительно произведение, используя соответствующие интонации. * УМК Перспектива, 2 класс, ТК №5 http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=19931 ) Задание 4 (З) Учебник 2 ч., с. 4 – 16. Прочитайте произведение Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» и назовите неизвестные слова и выражения. Назовите значение слова «ходики». Назовите значение выражения «окладистая борода», «керосиновая лампа». Назовите тему произведения Е.Шварца «Сказка о потерянном времени». Далее работа строится по алгоритму работы с текстом. Задание 5 (П) Можно ли произведение Е.Шварца «Сказка о потерянном времени» назвать литературной сказкой? Обоснуйте свой ответ. Могут ли события, описанные в сказке быть реальными? Обоснуйте своё мнение. Удалось ли волшебникам превратить детей в стариков? Обоснуйте своё мнение. Раскройте смысл выражения «ребята, теряющие время понапрасну» и обоснуйте своё мнение. Сообщение учителя Алгоритм подготовки к чтению по ролям Чтобы подготовиться к чтению по ролям, надо: 1. Прочитать текст и определить действующие лица. 2. Определить слова автора и слова героев. 3. Распределить роли и слова автора. 4. Определить интонацию, подходящую для каждой роли в каждом эпизоде. 5. Прочитать текст по ролям. Задание 6 (З) Расскажите алгоритм подготовки к чтению по ролям. Задание 7 (П) Верно ли, что с одинаковой интонацией читаются слова автора и слова главного героя произведения? Обоснуйте свое мнение. Задание 8 (У) Учебник 2 ч., с.4-6 Прочитайте произведение Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» по ролям. Задание 9 (У) Определите в тексте слова, которыми автор указывает, что многое зависит от самого человека. («От любого несчастья может спастись человек…») Задание 10 (У) Сформулируйте совет об экономном рациональном распределении времени, используя опыт героев сказки. Не трать понапрасну время, иначе пропустишь всё самое главное и интересное в жизни и не заметишь, как состаришься. | Диагностические задания 1.Определите героя по описанию: • Мальчик учится в 3 классе, все время отстает, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению – это……….. • Старушка, которая читает газету «Пионерскую правду» и играет в мячик и любит изюм – это …………….. • Старичок, который катается на «колбасе» трамвая – это…. 2. Допишите предложение: Литературная сказка - … Сказка Е. Шварца «Сказка о потерянном времени» учит … 3. Восстановите алгоритм подготовки к чтению по ролям и допишите действия. Чтобы подготовиться к чтению по ролям, надо: 1. Прочитать текст и определить действующие лица. 2……….................. 3. Распределить роли и слова автора. 4. …………………. 5. Прочитать текст по ролям. Личностные умения: - проявлять позитивное отношение к рациональному распределению времени. Познавательные умения: - раскрывать значение слова «ходики», выражения «окладистая борода», «керосиновая лампа», «ребята, теряющие время понапрасну» и использовать их в активном словаре. - определять главную мысль произведения, выражать ее ключевым выражением и обосновывать свое мнение. - определять реальные события, описанные в произведении, и обосновывать свое мнение. - определять интонацию героя произведения для чтения по ролям и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя алгоритм. - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога. - адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания. Предметные умения: • Рассказывать: - о Шварце и его произведениях; - алгоритм работы с текстом произведения. • Работать с текстом произведения, используя алгоритм. • Читать текст по ролям, используя соответствующую интонацию. • Составлять и писать совет о рациональном (бережном) распределении времени. | ||||||||||||
Блок Б. ОТКЛАДЫВАЙ БЕЗДЕЛЬЕ, ДА НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛА | ||||||||||||||
Цели: • Стимулировать эмоциональное отношение к героям художественных произведений. •Актуализировать умение: - работать с текстом произведения, используя алгоритм; - составлять план текста, используя алгоритм; - работать с толковым словарем. • Ввести понятия: «одеваться, как на пожар», «припустился во всю прыть». • Научить: - определять пословицу, содержание которой соответствует заданной теме; - раскрывать смысл пословицы и обосновывать свое мнение; - работать с содержанием текста; - рассказывать алгоритм составления плана текста для пересказа; - делить текст на части по плану и пересказывать его; - формулировать и писать совет о рациональном распределении времени; - работать с содержанием текста; - рассказывать алгоритм составления плана текста для пересказа; - делить текст на части по плану и пересказывать его; - формулировать и писать совет о рациональном распределении времени; - выполнять учебное задание, используя, план, алгоритм; -выполнять учебные задания в соответствии с целью; - строить понятные для партнера высказывания, в рамках учебного диалога. | Сообщение учителя (сопровождается презентацией) Виктор Драгунский родился в небольшом белорусском городке Гомеле. Он рано лишился отца, а мама очень много работала, поэтому большую часть времени он проводил в компании сверстников. Мальчик был веселый, подвижный, выдумщик разных игр, и товарищи его любили. Драгунский окончил актерскую школу, был приглашен в московский Театр сатиры, в котором успешно представлял свои первые фельетоны и юмористические рассказы. Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. После окончания войны Виктор Драгунский, к удивлению своих друзей, ушел из театра и стал работать клоуном в Московском цирке, желание писать вернуло его к этой творческой деятельности. Драгунский обладал особым чутьем на мелочи жизни. Мемуаристы вспоминают, что он находил какие-то замечательные московские уголки, неизвестные другим, знал, где продают чудесные бублики или можно увидеть что-нибудь интересное. Он ходил по городу и впитывал краски, звуки и запахи. Все это отразилось в Денискиных рассказах, которые хороши не только потому, что там с необыкновенной точностью передана психология ребенка: в них отразилось свежее, не искаженное восприятие мира – те самые звуки, запахи, ощущения, увиденные и почувствованные словно впервые. Героем его произведений был младший сын писателя Дениска. Драгунского нет с нами много лет, но книги его продолжают удивлять и радовать детей и взрослых. Задание 1 (З) Расскажите о В.Ю.Драгунском. Назовите известные вам произведения В.Ю.Драгунского. Задание 2(З) Учебник, с. 17-23. Прочитайте рассказ Драгунского «Главные реки». Выделите неизвестные слова, выражения и назовите их значение, используя толковый словарь. Назовите главную мысль рассказа. Назовите героев произведения. Назовите жанр произведения «Главные реки»*. *Дальнейшая работа с текстом строится по алгоритму. Задание 2 (П) Верно ли, что Дениска постоянно думал о домашнем задании и очень ответственно к нему относился? Обоснуйте свое мнение. Достойно ли поступил Дениска, когда отвечал домашнее задание Раисе Ивановне? Обоснуйте свое мнение. Можно ли утверждать, что Дениска извлек урок из произошедшего на занятии? Обоснуйте свое мнение. Верно ли, что название рассказа « Главные реки» не отражает главную мысль рассказа? Обоснуйте свое мнение. Алгоритм составления плана текста (для пересказа)* Чтобы составить план текста для пересказа, надо: 1.Прочитать и определить и назвать тему текста. 2. Разделить текст на части по смыслу, используя три подсказки: -появление новой темы; -появление нового героя; -появление нового места действия; 3. Написать название каждой части текста. 4. Пересказать текст, используя составленный план. * УМК «Перспектива», 2 класс, ТК №3 http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=27181 Задание 4 (З) Расскажите алгоритм составления плана текста. Задание 5 (П) Можно ли составить план произведения, не разделив его на части? Задание 6 (У) Перескажите рассказа, используя алгоритм Задание 7(У) Прочитайте пословицы и выберите ту, которая отражает главную мысль произведения «Главные реки»: На обмане далеко не уедешь. Откладывай безделье, да не откладывай дела. Каждому овощу своё время. Задание 8 (У) Дайте совет Дениске о рациональном использовании времени, используя смысл пословицы «Откладывай безделье, да не откладывай дела». Обоснуйте своё мнение. Задание 9(У) Сформулируйте и напишите совет, о рациональном распределении времени. | Диагностические задания: 1.Допишите предложение: Рассказ Драгунского «Главные реки» учит …. 2. Восстановите части плана, используя текст рассказа Драгунского «Главные реки»
3. Из предложенных пословиц выберите ту, смысл которой раскрывает поведение Дениски после ситуации на уроке: 1.Пропущеный час, годом не нагонишь. 2.Лучше поздно, чем никогда. 3.Делу время, а потехе час. Познавательные умения: - раскрывать значение слов «чересчур», «продекламировать», «посрамиться», «кругозор», выражений «одеваться, как на пожар», «припустился во всю прыть» и использовать их в активном словаре. - определять пословицу, содержание которой соответствует заданной теме. - раскрывать смысл пословицы и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: -выполнять учебное задание, используя, план, алгоритм. -выполнять учебные задания в соответствии с целью. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнера высказывания, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - работать с содержанием текста. - рассказывать алгоритм составления плана текста для пересказа. - делить текст на части по плану и пересказывать его. - формулировать и писать совет о рациональном распределении времени. | ||||||||||||
Блок В. НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ ЖИВ ЧЕЛОВЕК | ||||||||||||||
Цели: • Стимулировать: - эмоциональное отношение к героям художественных произведений; - желание читать художественные произведения о сверстниках. • Ввести понятие «духовная пища», «вкус пищи», «вкус жизни», «материальные ценности», духовные ценности». • Научить: - определять главную мысль произведения, его героев и обосновывать свое мнение; - анализировать текст, давать характеристику героям; - работать с содержанием текста; - определять в тексте слова и выражения, которые характеризуют героев; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - в соответствии с целью выполнять учебное задание; - формулировать понятные для партнера высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога; - адекватно использовать речевые средства для предоставления результата деятельности. | Сообщение учителя У каждого разные вкусы И в жизни свои мечты. Каждый много что любит, А что расскажи, любишь ты? Задание 1 (З) Назовите то, что вы любите больше всего. Задание 2 (З) Учебник, часть 2, с. 24 – 28 Назовите известные вам произведения В.Драгунского. Прочитайте рассказ В. Драгунского «Что любит Мишка» и назовите главную мысль произведения. Выделите неизвестные слова, выражения и назовите их значение, используя толковый словарь. Назовите героев произведения. Назовите жанр произведения «Что любит Мишка». *Дальнейшая работа с текстом строится по алгоритму. Задание 3 (З) Назовите значение слова «ценности». Назовите ваши «ценности». Назовите значение слова «пища», «ценности». Назовите значения выражения «вкус пищи», «вкус жизни», «духовная пища», «материальные ценности», духовные ценности». Назовите предметы, которые любит Мишка. Назовите предметы, которые любит Дениска. Задание 4 (П) Верно ли, что для Дениса самое главное – пирожки всех видов и вареная колбаса? Обоснуйте свое мнение. Верно ли, что у Мишки и Дениски ценности одинаковые? Обоснуйте свое мнение. Задание 5 (У) Раскройте смысл выражения «Не хлебом единым жив человек». Задание 6 (У) Составьте рассказ о том, что для вас важнее всего на свете. Задание 7 (У) Выберите высказывание, смысл которого раскрывает отношение к времени и сформулируйте совет о рациональном его использовании времени: - больше времени уделяй важным делам - выбери главное и сделай - не отвлекайся на мелочи - сделал дело, гуляй смело | Диагностические задания 1.Дополните предложение: «Духовная пища» это - …. «Вкус пищи» это - … «Вкус жизни» это - … 2.Подберите пословицу, которая отражает главную мысль произведения В. Драгунского « Что любит Мишка». 3.Выпишите из произведения В.Драгунского «Что любит Мишка» слова, которые соответствуют иллюстрации на стр.27. Личностные умения: - проявлять желание читать художественные произведения о сверстниках; - проявлять эмоциональное отношение к героям художественных произведений. Познавательные умения: - раскрывать значение слова «кавалерист», выражений «духовная пища», «вкус пищи», «вкус жизни» и использовать их в активном словаре. - определять главную мысль произведения, его героев и обосновывать свое мнение. - анализировать текст, давать характеристику героям. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью. Коммуникативные умения: - формулировать понятные для партнера высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога - адекватно использовать речевые средства для предоставления результата деятельности. Предметные умения: - работать с содержанием текста. - определять в тексте слова и выражения, которые характеризуют героев. | ||||||||||||
Блок Г. СКУЧЕН ДЕНЬ ДО ВЕЧЕРА, КОЛИ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО | ||||||||||||||
Цели • Стимулировать бережное отношение к использованию времени. • Актуализировать умения: - работать с текстом произведения, используя алгоритм. • Ввести: понятие «патент», «штукатурить», «сколько твоей душе угодно», «строительные леса». • Научить: - определять главную мысль произведения, его героев и обосновывать свое мнение; - определять интонацию героя произведения для чтения по ролям и обосновывать свое мнение; - определять пословицу, содержание которой соответствует заданной теме; - раскрывать смысл пословицы и обосновывать свое мнение; - рассказать алгоритм составления плана текста для пересказа; - составлять план текста; - кратко пересказывать содержание текста; - формулировать совет о рациональном использовании времени; - выполнять учебное задание, используя, план, алгоритм; - выполнять учебные задания в соответствии с целью; - согласовывать позиции и находить общее решение в рамках учебного диалога. | Сообщение учителя (сопровождается презентацией) Виктор Владимирович Голявкин родился в августе 1929 года в городе Баку. Отец Владимир Сергеевич работал преподавателем музыки, поэтому в доме всегда звучала музыка, и сыновей (у Виктора было два младших брата) учили музыке. Но однажды Виктор нарисовал карикатуры на гостей, которые приходили к ним музицировать. Тогда отец подарил сыну книгу о живописи и художниках. Виктор прочитывал все книги об изобразительном искусстве, которые ему только удавалось найти, и сам постоянно рисовал. Он мечтал стать художником. Виктору было всего 12 лет, когда началась Великая Отечественная война. Его отец сразу ушёл на фронт и Виктор стал старшим мужчиной в семье. Он рисовал карикатуры на Гитлера и фашистов. Благодаря своему упорству он поступил в Самаркандское художественное училище. Одновременно с живописными работами Голявкин создаёт короткие рассказы. Но их долго не печатали. Тогда В.Голявкин стал писать рассказы для детей и публиковать их в журналах «Костёр» и «Мурзилка». В 1959 году, когда Голявкину было уже тридцать лет, вышла первая книжка детских рассказов «Тетрадки под дождём». Самой известной книгой стала повесть «Мой добрый папа». Однажды отвечая на вопрос, как он стал писателем, Голявкин шутливо заметил, что «писать начал случайно. Совсем неожиданно. А потом решил продолжить это дело. Раз уж начал». Он пишет так, как считает нужным: «Просто. Понятно. Кратко-мало». Задание 1 (З) Расскажите о детском писателе В.Голявкине. Задание 2 (З) Учебник, с. 29-34 Прочитайте рассказ В.Голявкина «Никакой я горчицы не ел». Назовите главную мысль рассказа. В.Голявкина «Никакой я горчицы не ел». Выделите неизвестные слова в тексте, выражения и назовите их значение, используя толковый словарь. Назовите героев произведения. Назовите жанр произведения «Никакой я горчицы не ел». Далее работа строится по алгоритму работы с текстом. Задание 3 (П) Верно ли, что повествование в рассказе В.Голявкина «Никакой я горчицы не ел» ведется от первого лица? Обоснуйте свое мнение. Можно ли утверждать, что герою рассказа было бы на уроках в школе интересней, чем на улице? Обоснуйте свое мнение. Верно ли, что благодаря хорошему обучению в школе герой рассказа попадал в нелепые ситуации? Обоснуйте свое мнение. Задание 4 (П) Можно ли составить план произведения, не озаглавив его части? Обоснуйте свое мнение. Задание 5 (З) Расскажите алгоритм составление плана текста. Задание 6 (У) Перескажите кратко рассказ, используя алгоритм Задание 7(У) Прочитайте пословицы и выберите ту, которая отражает главную мысль произведения «Никакой я горчицы не ел»: - Без труда не вытащишь и рыбки из пруда. - Скучен день до вечера, коли делать нечего. - Не сиди сложа руки, так и не будет скуки. Задание 8 (У) Сформулируйте совет герою рассказа «Никакой я горчицы не ел» о рациональном использовании времени, используя смысл пословицы «Скучен день до вечера, коли делать нечего». | Диагностические задания: 1.Рассказ В.В.Голявкина «Никакой я горчицы не ел» научил меня …… 2.Запишите пословицы и поговорки к рассказу «Никакой горчицы я не ел» 3. Восстановите план рассказа В.Голявкина «Никакой я горчицы не ел»: 1) Встреча с шофёром. 2) ………..... 3) Злой дворник. 4) ……………… 5) Экскаваторщик. Познавательные умения: - раскрывать значение слова «патент», «штукатурить», «сколько твоей душе угодно», «строительные леса» используя словарь и использовать их в активном словаре. - определять главную мысль произведения, его героев и обосновывать свое мнение. - определять интонацию героя произведения для чтения по ролям и обосновывать свое мнение. - определять пословицу, содержание которой соответствует заданной теме и обосновывать свое мнение. - раскрывать смысл пословицы и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя, план, алгоритм. - выполнять учебные задания в соответствии с целью. - Коммуникативные умения: - согласовывать позиции и находить общее решение в рамках учебного диалога. Предметные умения: - рассказать алгоритм составления плана текста для пересказа; - составлять план текста; - кратко пересказывать содержание текста, используя план; - формулировать совет о рациональном использовании времени. | ||||||||||||
Блок К. Диагностика качества освоения темы | ||||||||||||||
Цель – установить степень усвоение темы: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - собирать части пословицы по смыслу; - выбирать пословицу о рациональном распределением времени; - определите героя по его реплике.. | Контрольное задание 1. Соберите пословицу, соединив стрелочкой ее части. Потерянный час годом не нагонишь Откладывай безделье, да не откладывай дела Не хлебом единым жив человек Скучен день до вечера, коли делать нечего 2. Выберите пословицы, которые могут стать советом по распределению времени. На вкус и цвет товарища нет. Не сиди сложа руки, так и не будет скуки. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Откладывай безделье, да не откладывай дела. 3. Определите героя каждой реплики и напишите его имя, название произведения и фамилию автора.
| Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью. Предметные умения: - собирать части пословицы по смыслу; - выбирать пословицу о рациональном распределением времени; - определите героя по его реплике. | ||||||||||||
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность | ||||||||||||||
Цели деятельности | Варианты заданий | Планируемый результат деятельности | ||||||||||||
• Стимулировать использование приобретённых знаний и умений для составления советов о рациональном распределении времени. • Научить: - выбирать вариант выполнения задания; - использовать приобретенные знания для составления советов по рациональному распределению времени; - выполнят учебные действия в соответствии с целью; - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. | Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:
- планирование деятельности; - выполнение задания; - представление результатов деятельности. Актуализируется содержание ситуативного задания. Информативный вариант Впишите пропущенные слова в предложение так, чтобы получился совет о рациональном распределение времени, который позволит успевать делать многое. Для выполнения задания используйте опорные выражения и слова для справок. 1.Человек, который понапрасну теряет время, ……………. 2.Чтобы не получился позор, надо ………….. 3.Скучен день до вечера, коли ……………… 4. Успевай тратить свое время не только на «продуктовый магазин», но …… Слова для справок: сам не замечает, как стареет; делать нечего; уметь отделять главное в делах от второстепенного; познание «целого мира»; делает все правильно; ничего не делать. Импровизационный вариант Составьте и напишите советы о рациональном распределении времени, чтобы успевать делать многое, как Маша. Для выполнения задания используйте содержание предложенных пословиц. Делу время, а потехе час. Пропущенный час годом не нагонишь. Вчерашнего дня не воротишь. Час упустишь, годом не воротишь. Кто за всё берётся, тому ничего не удаётся. 1……………………………. 2…………………………….. 3…………………………….. 4…………………………….. Эвристический вариант Напишите мини-сочинение на тему «Всему свой час» о рациональном распределении времени, чтобы как Маша, успевать многое. | Личностные умения: - проявлять интерес и творческое отношение к процессу выполнения ситуативного задания. Познавательные умения: - выбирать вариант выполнения задания. - использовать приобретенные знания для составления советов по рациональному распределению времени. Регулятивное умение: - выполнят учебные действия в соответствии с целью. Коммуникативное умение: - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. Предметные умения: - составлять и писать советы (мини-сочинение) по рациональному распределению времени. | ||||||||||||
IV этап. Рефлексивная деятельность | ||||||||||||||
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности | ||||||||||||
• Научить: - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат учебной деятельности. | I. Задание на самоанализ. Закончите предложения: 1. На уроках литературного чтения по теме «Делу время - потехе час» я узнал(а)…, понял(а)…, научился(лась)…. 2.Наибольшего успеха я достиг(ла) в…… II. Задание на самооценку. Закончите предложения: Я …(очень, не очень) доволен(льна) результатом своей работы, которую сделал(а) …………….(сам(а), при помощи сверстников, учителя). | Личностные умения: - оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные умения: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. | ||||||||||||
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка учителя | Результат деятельности | ||||||||||||
• Соотнести полученный результат с поставленной целью. • Оценить результат своей деятельности. | Цели темы: Сформировать представление о рациональном использовании времени. Ввести алгоритм подготовки чтения произведения по ролям. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Ключевые умения темы Личностные умения: - творческое отношение к составлению советов о рациональном распределении времени. Познавательные умения: - использовать приобретенные знания для оформления советов о рациональном распределении времени. Регулятивные умения: - осуществлять самооценку и взаимооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: - оформлять речевое высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - составлять советы по рациональному распределению времени. | *Заполняется учителем по окончании изучения темы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УМК «Школа России» Литературное чтение Технологическая карта Тема: "Делу время - потехе час" (7 часов)
Цели Сформировать представление о значимости времени для человека.Ввести алгоритм подготовки чтения произведения по ролям.Научить использовать приобретенные знания и умения в практической ...
Технологическая карта темы "Делу время - потехе час"
Сформировать представление о значимости времени для человека.Ввести алгоритм подготовки чтения произведения по ролям.Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельност...
Урок по литературному чтению :" Обобщение по теме : " Делу время- потехе час"
Урок проведен в игровой форме....
Контрольная работа по литературному чтению,4 класс раздел «Делу время – потехе час»
УМК "Школа России"...
Учебно-методический комплект по литературному чтению (технологическая карта «С. Я. Маршак «Кот и лодыри»» + учебная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтениеКласс: 2а...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме «А.С. Пушкин» Класс: 3 УМК «Школа России». Литературное чтение Л.Ф.Климанова , В.Г.Горецкий .
Технодогическая карта урока литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" по теме "А.С.Пушкин"...