Дифференцированная работа при чтении художественного произведения.
учебно-методический материал по чтению (2 класс) по теме

Суркина Любовь Николаевна

 

Задания направлены на овладение и совершенствование навыка чтения учащихся, создание ситуации успеха для слабочитающих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dif._chtenie.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированная работа при чтении художественного произведения.

Дифференцированное обучение способно создавать максимально благоприятные условия для становления личности ученика и проявления его индивидуальности.

Ещё К.Д.Ушинский утверждал, что «деление класса на группы, из которых одна сильней другой, не только не вредно, Нои даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой, сам давать двум другим полезные самостоятельные упражнения».

Шаги реализации дифференцированного обучения:

1.Диагностика  физиологических и интеллектуальных особенностей учащихся и мониторинг уровня предметных достижений. (Владение информацией о потенциальных познавательных возможностях каждого ученика с целью систематического отслеживания фактического уровня читательских умений.)

Комплектование групп-уровней. (Деление класса негласно и условно, так как состав групп непостоянен. Динамика читательских умений является основанием для перевода в другую условную группу).

2. Подбор разноуровневых заданий к каждому изучаемому тексту.

Дифференциация по характеру мыслительной деятельности предусматривает задания различного уровня с точки зрения продуктивности.

Так, для учащихся низкого уровня обучаемости подбираются задания репродуктивного характера:

- прочитай текст

- подчерки непонятные слова

- отметь трудные для чтения слова

- прочитай и расставь ударения

- выдели все гласные в слове и почитай без ошибок

- просмотри все слово до конца и назови его целиком

- прочитай все восклицательные, вопросительные, повествовательные предложения

- выполни задания данные после текста

- отметь главное слово (слова) в предложении (абзаце, тексте)

- сосчитай, сколько раз встречается прямая речь

- прочитай выразительно прямую речь

- выдели красивые слова и выражения

- выдели однородные слова в тексте

- какие синонимы использует автор к слову

- из слов, данных на карточке, вычеркни те, которые в тексте не употреблялись

- из слов, данных на карточке, вычеркни те, которые ты встретил в тексте, подчеркни их

- раздели предложение или предложения на логические отрезки, состоящие из 1,2,3 слов. Прочитай, делая паузы

- прочитай выразительно по смысловым отрезкам первый абзац, пятый абзац…

Таким образом, эти задания направлены на овладение и совершенствование навыка чтения учащихся, создание ситуации успеха для слабочитающих детей.

Для учащихся среднего уровня обучаемости можно предложить задания конструктивного характера. Таковыми могут быть задания:

- подбери однокоренные слова к заголовку

- на карточке напечатана часть текста, которую мы сейчас прочитали, но с пропущенными словами. Впиши их по памяти.

- распространи предложения (абзац, часть) прилагательными (словами, отвечающими на вопрос «какой?»).

- На карточке предложена часть текста. Измени время повествования. Прочитай текст со своими изменениями

- измени прямую речь так, чтобы смысл не нарушился

- дополни (распространи) каждое предложение однородными членами и почти новый текст

- реши анаграммы. Встречаются ли эти слова в тексте?

- замени слово «Маша» в третьем предложении различными синонимами с учетом эмоциональной окраски текста

- на отдельных полосках бумаги написаны разрозненные предложения. Составь из них текст. Сверь со второй частью изученного текса

- на доске помещена часть текса. Найди лишнее предложение. Проверь по книге

- на карточке написана часть текста, но одно предложение пропущено. Догадайся, какое и где. Сверь по книге

- подчеркни в каждой строчке стихотворения самые главные слова, расставь паузы. Прочитай выразительно

-прочитай часть текста, подбери для выразительности соответствующие жесты и движения.

Подобные задания направлены на формирование познавательного интереса и осознание читаемого, совершенствование речевых умений.

Для учащихся высокого уровня обучаемости подбираются задания исследовательского характера.

- почему это произведение можно отнести к сказке (стихотворению, рассказу)

- какое настроение передаёт автор в первой части, во второй, в третьей? Какими средствами?

- прочитай рассказ в лицах

- какими средствами автор передаёт своё отношение к герою?

- прочитай отрывок, который помещен на карточке. Определи, к какой части композиции относится. Почему?

- сконцентрируй внимание на середине строки. Попытайся  «за один взгляд» увидеть всю строку. Так же – вторую, третью и т.п. Читай, делая движения глазами только вниз

- почему текст так называется? Почему?

- какие особенности стиля автора в написании рассказа (стихотворения) ты заметил?

- докажи, что данное произведение – легенда (сказка, басня и т.д.)

- отметь в тексте кульминацию повествования

- какие сказочные элементы присутствуют в этом тексте?

- выполни партитуру текста, отметь ритмические особенности чтения. Прочитай именно так

- подготовь сценарий данного текста

- Выбери группу исполнителей и создай по отрывку живую картину. Чему именно она должна так выглядеть.

Эти задания способствуют осознанию идеи произведения и развитию творческих способностей.

Дифференциация может быть организована и по другому признаку – по объему. В основе этой дифференциации лежит степень владения техникой чтения.

Задание 1.

1 уровень: прочитай первый абзац (часть), обращая внимание на грамотность и выразительность.

2 уровень: прочитай грамотно весь текст, подготовь выразительное чтение понравившегося отрывка.

3 уровень: подготовь выразительное чтение всего текста.

Задание 2.

1 уровень: прочитай и перескажи близко к тексту первую часть.

2 уровень: прочитай и перескажи подробно весь текст.

3 уровень: прочитай весь текст и перескажи кратко.

Задание 3.

1 уровень: прочитай часть, раздели предложения на смысловые отрезки (синтагмы).

2 уровень: раздели на смысловые отрезки (синтагмы) весь текст.

3 уровень: раздели текст на смысловые отрезки (синтагмы) и подготовь выразительное чтение.

Задание 4.

1 уровень: прочитай глазами под счет учителя все предложения абзаца с опорой на гласные. Запиши одним предложением главную мысль.

2 уровень: прочитай первую половину текста, выбери из группы вопросов те, которые составлены к этой части текста.

3 уровень: прочитай текст молча, ответь письменно на следующие вопросы.

Задание 5.

1 уровень: прочитай с опорой на последнюю букву каждое слово первого предложения, второго и т.д. Запиши или подчеркни главное (ключевое) слово каждого предложения.

2 уровень: прочитай первую часть текста, одновременно выписывая ключевое слово каждого предложения.

3 уровень: прочитай текст, озаглавь каждую часть предложения из текса.

Задание 6.

1 уровень: прочитай текст, подчеркни на кальке главное предложение первого абзаца.

2 уровень: прочитай текст, отметь на кальке главное предложение первого абзаца.

3 уровень: прочитай текст, подчеркни предложение, в котором заключена главная мысль произведения.

Задание 7.

1 уровень: прочитай, вычеркни из каждого предложения неглавные слова из первого абзаца. Прочитай без этих слов.

2 уровень: вычеркни несущественные для смысла слова из текста, перечитай упрощенный текст.

3 уровень: с помощью просмотрового чтения упрости текст, оставляя самое существенное в каждом абзаце.

Задание 8.

1 уровень: определи настроение первой строфы стихотворения.

2 уровень: определи, какое настроение выражено в каждой строфе стихотворения.

3 уровень: определи смену настроений в стихотворении и прочитай выразительно.

Задание 9.

1 уровень: прочитай текст, выполни задание 1.

2 уровень: выполни задания 1,2,3.

3 уровень: выполни все задания.

Задание 10.

1 уровень: найди в стихотворении эпитеты.

2 уровень: выдели эпитеты, сравнения.

3 уровень: какими средствами художественной выразительности пользовался автор.

Задание 11.

1 уровень: подсчитай количество глаголов в стихотворении А.С.Пушкина.

2 уровень: какая часть речи наиболее часто встречается в поэзии А.С.Пушкина.

3 уровень: понаблюдай и сделай вывод, какими художественными особенностями отличается поэтическое творчество А.С.Пушкина.

Задание 12.

1 уровень: подбери синоним к слову «зима».

2 уровень: составь синонимический ряд к слову «зима».

3 уровень: почему А.С.Пушкин использовал эти синонимы.

Задание 13.

1 уровень: к какому жанру относится это произведение Л.Н.Толстого? Докажи.

2 уровень: какие произведения Л.Н.Толстого можно отнести к жанру басни? Назови и докажи.

3 уровень: что можно сказать о жанровом разнообразии произведений Л.Н.Толстого?

Задание 14.

 1 уровень: выбери из данных пословиц ту, которая подходит к произведению.

2 уровень: подбери пословицу к произведению.

3 уровень: найди в произведении предложения, которые являются пословицами (поговорками). Какие ещё пословицы на эту тему ты знаешь?

Дифференциация также может быть организована и по уровню творчества.

Задание 1.

1 уровень: реши анаграммы: екознамы, дылес, езимне, троу.

2 уровень: составь рассказ на тему «Зимнее утро» по опорным словам.

3 уровень: сочини четверостишие о зиме, о зимнем утре.

Задание 2.

1-2 уровень: прочитай слова: нашкорабльстоялнаякоре.

2 уровень: составь такие же «загадочные письма» на карточках для своих товарищей.

3 уровень: составь кроссворд по произведениям Л.Н.Толстого.

Задание 3.

1 уровень: подбери рифмы:

Небеса –

Иней –

Снежок –

2 уровень: придумай двустишие по рифмам:

Ковром – серебром

Бело - замело

3 уровень: придумай стихотворение на тему «Зима».

Задание 4.

1 уровень: составь модельный план произведения.

2 уровень: составь эскизно-модальный план произведения.

3 уровень: составь словесный план произведения.

Задание 5.

1 уровень: подготовь пересказ на основе готового плана.

2 уровень: подготовь пересказ на основе собственного эскизно-модельного плана.

3 уровень: подготовь пересказ на основе собственного модельного плана.

Задание 6.

1 уровень: подготовь подробный пересказ.

2 уровень: подготовь выборочный пересказ.

3 уровень: подготовь краткий пересказ.

Задание 7.

1 уровень: распространи предложения с помощью прилагательных.

2 уровень: распространи абзац с помощью прилагательных.

3 уровень: распространи текст с помощью эпитетов и сравнений.

Задание 8.

1 уровень: убери в предложениях несущественные для смысла слова первого абзаца. Перечитай новый вариант.

2 уровень: зачеркни в кальке предложения, которые не нарушат смысла абзаца. Перечитай новый вариант.

3 уровень: оставь в каждом абзаце самое главное предложение. Прочитай оставшиеся предложения.

Задание 9.

1 уровень: подготовь свою сказку, изменив место (время) действия.

2 уровень: сохрани фабулу сказки, заменив главных героев.

3 уровень: сочини свою сказку, полностью отличающуюся от прочитанной в классе.

Задание 10. Раздели текст на части.

1 уровень: в соответствии с количеством абзацев.

2 уровень: в соответствии с данным планом.

3 уровень: по смыслу.

Задание 11.

1 уровень: выбери сравнение из данных словосочетаний.

2 уровень: найди сравнения в тексте.

3 уровень: придумай собственное сравнение.

Задание 12.

1 уровень: распространи предложения абзаца прилагательными.

2 уровень: распространи с помощью прилагательных те предложения текста, которые касаются портрета героя (описания природы).

3 уровень: распространи текст с помощью однородных определений.

Задание 13.

1 уровень: изобрази свое отношение к произведениям цветом.

2 уровень: нарисуй наиболее существенную деталь, характеризующую это произведение.

3 уровень: нарисуй иллюстрацию к произведению.

Задание 14.

1 уровень: нарисуй иллюстрацию к эпизоду текста.

2 уровень: составь диафильм по эпизоду из произведений.

3 уровень: составь диафильм по тексту и определи характер музыкального сопровождения.

Приведенные примеры заданий рассчитаны на индивидуальную самостоятельную работу.

Различный характер дифференциации и цели этих заданий позволяют в течение урока обращаться к подобной организации учебной деятельности многократно, создавать благоприятные условия для активной мыслительной деятельности. Этому способствуют разнообразные кратковременные письменные работы, которые могут быть выполнены на листах бумаги, кальке, целлофановой пленке.

Такие виды работ помогают осуществлять обратную связь и организацию адресной коррекционной работы, способствуют формированию контроля, ответственности и других личностных качеств, обеспечивающих совершенствование читательских умений.

Дифференцированные задания могут выполняться не только индивидуально, но и в группах.

В условиях осуществления дифференцированного обучения домашняя работа является органическим продолжением классной работы и осуществляет адресную функцию. Разноуровневое домашнее задание, предполагающее знание текста, выполненное в виде небольшой письменной работы в полном соответствии с четкой установкой учителя, независимо от сложности, оценивается самой высокой оценкой. Такое задание способствует выработке самоконтроля, ответственности, трудолюбия и других личностных качеств, которые, в свою очередь, влияют на формирование гностических (познавательных) качеств учащихся, в том числе на совершенствование навыка чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированная работа при чтении художественного произведения. Учитель: Ершова Е. В.

В классах обычно учащиеся имеют три уровня развития – высокий, средний и низкий ( по степени обучаемости, степени умственной выносливости, степени самостоятельности, и творчества, гибкости ума, ...

" Методы и приемы работы по анализу художественного произведения на уроках литературного чтения"

Главная задача учителя на уроках литературного чтения – формировать читателя, приобщать ребёнка младшего школьного возраста к литературе. Как особому виду искусства.Большую роль играет методика ...

статья ""Значение чтения художественных произведений в начальной школе"

В статье акцентируется внимание взрослых на значение чтения художественной литературы в начальной школе. Почему очень важно не упустить возможность формирование личности ребенка через восприятие худож...

Дифференцированная работа при чтении художественного произведения

В классах обычно учащиеся имеют три уровня развития – высокий, средний и низкий (по степени обучаемости, степени умственной выносливости, степени самостоятельности, и творчества, гибкости ума, по степ...

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс).

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)Плясунья Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В так...

Дифференцированная работа при чтении художественного произведения в начальной школе

Различный характер дифференциации и цели этих заданий позволяют педагогу в те­чение урока обращаться к подобной орга­низации учебной деятельности многократ­но, создавать благоприятные усло...