"Прощание с Букварём" (урок-праздник)
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Весёлое увлекательное путешествие по станциям Букваря происходит во время прздничного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc579.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТЕНИЕ + ПИСЬМО

Урок-праздник « ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ»

Цели: - формировать интерес к урокам чтения, развивать мыслительные операции, речь,

              творческие способности учащихся.

Оборудование: праздничное оформление класса, презентация, названия.

ХОД УРОКА:

Учитель:  Вы в школе почти целый год отучились, (СЛАЙД 1)

Вы много успели и много узнали.

Писать и считать вы уже научились

И первые книги свои прочитали.

А верным помощником в этом вам стала

Первая главная книжка.

И первые буквы она показала

Девчонкам своим и мальчишкам.

Буквы потом сложились в слова,

Слова – в предложенья и фразы.

Огромный и красочный мир тогда

Открылся, ребята, вам сразу.

Вы прочитаете хороших книг немало,

Пускай года пройдут и много-много дней,

Эта книга вам хорошим другом стала,

Мы этот праздник посвящаем ей!

Учитель: Ребята, вот мы и закончили изучать буквы русского алфавита. Сегодня мы  совершим  

                  увлекательное путешествие в страну Букварию.  Отправимся мы с вами туда на весёлом

                  поезде из Ромашково. (СЛАЙД 2)

   

(Звучит песенка из мультфильма «Паровозик из Ромашково»)

Учитель: В поезд можете садиться. (СЛАЙД 3)

                  Этот поезд быстро мчится.

                  От границы до границы,

                  По степям до синих гор,

                  На зелёный светофор.

                      В школу он спешит сейчас

                      К нам на праздник в 1 класс.

                      Опоздать нельзя на праздник  -

                      Это каждый знает.

                      Мчится поезд-первоклассник,

                      Скорость набирает.

                          Прибавляет по пути

                          К трем четыре, два к пяти,

                          Чуть пеналами гремит,

                          Чуть губами шевелит,

                          Изучая алфавит.

                              Так садись в счастливый поезд,

                              И помчим от А до Я.

                              Нынче в нашем классе праздник!

                              Славный праздник букваря!

Ученик:  Когда пришли мы в первый класс (СЛАЙД 4)

                 Погожим сентябрем,

                 Учитель познакомил нас

                 С волшебным букварем.

Ученик:  Мы все умели говорить,

                 Да и читать слегка.

                 Букварь же нам хотел раскрыть

                 Секреты языка.

Ученик:  В день осенний, в день чудесный

       Мы в поход ушли не зря,

       Было очень интересно

       На страницах букваря.

       Вдоль картинок мы шагали,

       По ступенькам-строчкам шли.

       Ах, как много мы узнали,

       Ах, как много мы прочли!

Ученик:  Был наш путь не очень долгим,

       Незаметно дни бегут,

       А теперь на книжных полках

       Нас другие книжки ждут.

       Тем, кто любит приключенья,

       Мы откроем свой секрет:

       Увлекательнее чтенья

       Ничего на свете нет!

Учитель: Вместе  с нами будут путешествовать и наши друзья, а вот кто вы  догадаетесь, послушав

                  стихотворение. (Б. Заходер, «Песенка азбука»)

Ученик:  Тридцать три родных сестрицы, (СЛАЙД 5)

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы, -

Очень просим всех ребят

С ними подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

3, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, X

Оседлали петуха, -

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я -

Вот и все они, друзья!

Ё, Й, Ъ, Ь, Ы.

Пять сестренок опоздали –

Заигрались в прятки,

А теперь все буквы встали

В азбучном порядке.

Познакомьтесь с ними, дети!

Вот они - стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком!

Учитель:  Кто же вместе с нами будет путешествовать? Какая книга была рядом с  нами всё это

                   время и помогала нам в изучении букв? (Ответы детей.)

                   Итак, все в сборе и мы отправляемся в путь.

Учитель:  У каждого из вас есть маршрутный лист, где вам предлагается выполнить различные

                   задания. Чтобы хорошо справиться с заданиями,  проведём разминку. (СЛАЙД 6) 

                   Отгадайте загадки:

1. Кто шагает с сумкой книг

    Утром, в школу… (ученик)

2. В коридоре топот ног

    Кто зовет всех в класс… (звонок)

3. То какой ты ученик

    Всем покажет твой… (дневник)

4. Долгожданный дан звонок

    Это кончился… (урок)

5. Буквы все от «А» до «Я»

    На страницах… (букваря).

Молодцы! Итак, в путь!   (СЛАЙД 7)

1 станция «Звуковая»

Ученик:  Чудесные! Прекрасные! (СЛАЙД 8)

                  Гласные! Согласные!

                  Звонкие! Глухие!

                  Разные такие!

                 

                   Без них нельзя постичь науки!

                   Вы догадались? Это... .

Все:           Звуки!

Ученик:    Но мы не можем их увидеть!

Их можно лишь услышать!

Звуки-невидимки!

Таинственные гости!

Их можно лишь услышать!

И мы их спеть попросим!

Учитель:  Давайте услышим некоторые звуки  (разные голоса весело тянут: "а-а-а"; "у-у-у"; кто-

                   то шепчет "ш-ш-ш" и свистит "с-с-с").  А теперь вы должны выполнить первое задание:

                   запишите звуковую  модель слова «букварь».

Учитель:  Как же хочется их увидеть! Ребята, как это сделать? Представьте себя модными

                   дизайнерами и придумайте платье для букв, обозначающих первые звуки в ваших

                   фамилиях и именах.

2 станция «Буковки»

Учитель:  (СЛАЙД 9) Буквы любят поиграть. Для них игра "Найди свою

                   пару". (а-я,о-ё,у-ю,ы-и,э-е; б-п, в-ф, ж-ш, г-к, з-с,

                   д-т)

Учитель:  Что за город необычный?

                   Кто же это буквы ест?

(Вывешивается рисунок, где нарисована Буква, вся перевязанная бинтами.) (СЛАЙД 10)

Ученик:   Это грозный Буквоешка –

Всех он съест в один присест.

Обглодал он все словечки,

Не оставил ничего

И теперь сидит на печке,

Вы не трогайте его.

Ученик:   Может быть, смельчак найдется

Наши буквы починить?

А иначе очень трудно

Будет вам по морю плыть.

Надо буквы дописать,

Чтобы фразу прочитать.

(Ребята дописывают фразы: "Удачи вам, ребята! Счастливого пути!")

Ученик:    Много с буквами хлопот,  (СЛАЙД 11)

Уж такой они народ.

Но когда с умом толково

Их построишь в четкий ряд, –

Превратятся буквы в слово

И – с тобой заговорят!

3 станция « Алфавитово»

Ученик:   Буквы строго встали в ряд,

                  Будто на линейке,

                  Каждый знает своё место

                  И уйти не смеет.

                  Все они стоят красиво,

                  По порядку, посмотри!

                  Ну, а ты теперь сумеешь

                  Повторить все 33?

Учитель: О чём это идёт речь? (СЛАЙД 12) Итак, наша следующая  станция « Алфавитово».      

                  Отгадайте, о каких  буквах идет речь в стихах.  

Ученики: 1.Вот два столба наискосок,

                      А между ними поясок.

                      Ты эту букву знаешь? А?

                      Перед тобою буква ….

                   2. Палочка,

                       Рядом две ровные дужки –

                       Вот и готовы очки …для лягушки.

                   3. И подобно кочерге,

                       Горбит спину буква ….

                   4. Эта буква широка

                       И похожа на жука.

                       И при этом точно жук

                       Издает жужжащий звук:  Ж-Ж-Ж-Ж.

5. На эту букву посмотри:

                       Она совсем как цифра три .

                   6. В этой букве нет угла,

                       Оттого она кругла.

                       До того она кругла,

                       Покатиться бы могла.

(Дети называют отгадки хором.)

Учитель: А теперь  вам нужно выполнить задание: вставьте пропущенные буквы  в алфавите.

ПРИВАЛ

Учитель: Всем известно буква "Я" (СЛАЙД 13)

                  В азбуке – последняя.

                  А известно ли кому –

                  Отчего и почему?

Дети: Неизвестно!

Учитель:  Интересно?

Дети:  Интересно!

Учитель:   Ну так слушайте рассказ!

Жили в Азбуке у нас буквы.

Жили не тужили,

Потому что все дружили.

Где никто не ссорится –

Там и дело спорится.

Только раз все дело встало

Из-за страшного скандала:

Буква "Я"...

В строку не встала.

Взбунтовалась буква "Я":

– Я, – сказала буква "Я", –

Главная, заглавная!

Я хочу, чтобы повсюду

Впереди стояла я!

Не хочу стоять в ряду,

Быть желаю на виду!

– Фу-ты, ну-ты! – фыркнул "эф",

От обиды покраснев.

– Срам! –

Сердито "эс" сказало.

"Вэ" кричит:

– Воображала!

Проворчало "пэ":

– Попробуй,

Потолкуй с такой особой!

"Я" затопала ногами.

- Не хочу водиться с вами!

Буду делать все сама,

Хватит у меня ума!

Буквы тут переглянулись,

Все буквально улыбнулись,

И ответил дружный хор:

– Хорошо!

Идем на спор.

Если сможешь в одиночку

Написать хотя бы строчку –

Правда,

Стало быть,

Твоя!

– Чтобы я

Да не сумела,

Я ж не кто-нибудь

А "Я"!

Буква "Я" взялась за дело:

Целый час она пыхтела,

И кряхтела, и потела –

Написать она сумела

Только: "Я – я – я – я – я!"

Как зальется буква "ха":

– Ха – ха – ха – ха – ха – ха – ха!

"О" от смеха покатилось!

"А" за голову схватилось!

"Б" схватилось за живот...

Буква "Я" сперва крепилась,

А потом как заревет:

– Я, ребята, виновата!

Признаю вину свою!

Я согласна встать, ребята,

Даже сзади буквы "Ю".

– Что ж, – решил весь алфавит, –

Если хочет, пусть стоит.

Дело ведь совсем не в месте,

Дело в том, что все мы вместе!

Буква "Я" всегда была

Всем и каждому мила,

Но советуем, друзья,

Помнить место

Буквы "Я"!

(СЛАЙД 14)

4 станция « Сортировочная»

Учитель: Кто знает, что такое сортировочная станция? (СЛАЙД 15)

           

Учитель: Каждому из вас надо составить, как можно быстрее, из букв слова. (СЛАЙД 16)  (учебник, пенал, ручка)

                                                  5 станция « Слоговая»

Ученик:  Мы знаем буквы, знаем слоги,  (СЛАЙД 17)

                  Умеем говорить, считать

                  И постепенно, понемногу

                  Мы научились все читать.

Учитель: А вот как хорошо вы научились читать, мы сейчас и проверим.  Выполните следующее

                  задание: впишите в слова недостающие слоги.

Учитель: Ребята, а ещё нам сегодня почтальон принёс телеграммы. Прочитайте и догадайтесь, от

                  кого они. (СЛАЙДЫ 18, 19, 20)

Телеграмма

Поздравляю всех с праздником ТЧК Не ссорьтесь ТЧК Давайте жить дружно ТЧК

(Кот Леопольд)

Я от бабушки ушел ТЧК Я от дедушки ушел ТЧК Возможно буду на празднике ТЧК

(Колобок)

Поздравляю с праздником Букваря ТЧК Приехать не могу ЗПТ потеряла туфельку ТЧК

(Золушка)

                   

6 станция « Кроссвордная»

Учитель: Молодцы!  Будем продолжать наше  путешествие? (СЛАЙД 21, 22)

                 Ловить слонов – не шуточное дело!

                 Здесь надо действовать проворно и умело.

                 Все на охоту! Слоник перед вами.

                 Слона стреножьте точными словами!

(Дети заполняют кроссворд.)

Ученик: Быстро месяцы летели,

                Промелькнул декабрь, январь.

                Оглянуться не успели,

                Как уже звенят капели,

                И прочли мы весь "Букварь".

                Дорогому Букварю

                Говорю: "Благодарю!"

ПРИВАЛ

(Дети поют частушки.)

Мы собрались на урок,

Совсем не для потехи.

Мы сегодня рапортуем

Про свои успехи.

Мы в нарядах нынче новых,

И у всех счастливый вид,

Ведь сегодня мы досрочно

Изучили алфавит!

Разбудите меня ночью,

В самой серединочке,

Расскажу вам алфавит

Без одной запиночки!

Буквы гласные мы любим,

И все больше с каждым днем.

Мы не просто их читаем –

Эти буквы мы поем!

Тыщу слов в минуту нынче,

Как машинка, я строчу.

Я любую вашу книжку

Одним махом "проглочу"!

Мы простимся с Азбукой,

И рукой помашем,

И спасибо десять раз

Дружно хором скажем!

7 станция « Загадкино» (СЛАЙД 23)

 Ученик:  Я с этой книжкой в первый раз

Пришел в свой первый, светлый класс,

Я эту книгу полюбил,

Я в ней все буквы изучил.

И как мне радостно сказать:

"Умею я теперь читать!"

Ученик:   Как хорошо уметь читать –

Не надо к маме приставать,

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай ещё страницу!»

Не надо звать, не надо ждать,

А можно взять и прочитать.

Ученик:   Букв сначала мы не знали,

Мамы сказки нам читали.

А теперь читаем сами,

Подружились сказки с нами.

Учитель: Теперь я хочу проверить, как вы знаете сказки.

Одни злобные пираты

Перепутали все вдруг.

Буквы многие украли,

Сказки все перемешали.

Перепутали названья

И героев целый круг.

Буратино нос сломали,

У кота сапог украли,

И в веселом королевстве

Не услышать смех.

Золушка – жена Кащея,

Стал Незнайка всех умнее,

Вытащил рыбак лягушку,

Серый волк везет старушку.

Достать Дюймовочку не просто –

С Гулливера стала ростом.

Вы, ребята, помогите -

Названья в сказках разберите.

1. Дождевая  принцесса. (Снежная королева.)

2. Желтая кепочка. (Красная шапочка.)

3. Илья-царевич и Серый кот. (Иван-царевич и Серый волк.)

4. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)

5. Спящая бабушка. (Спящая красавица.)

6. Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)

7. Приключения Знайки и его врагов. (Приключения Незнайки и его друзей.)

8. Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)

9. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)

10. Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)

11. Луковый мальчик. (Чипполино.)

12. Свеколка. (Репка.)

 Учитель:   Молодцы! Сказки вы знаете превосходно! А теперь я посмотрю, как

                     вы умеете отгадывать загадки . Отгадки вы должны нарисовать:

                   1. Черный Ивашка,

                       Деревянная рубашка,

                       Где носом пройдет –

                       Там заметку кладет. (карандаш)

                   2. Не куст, а с листочками,

                       Не рубашка, а сшита,

                       Не человек, а рассказывает.(книга)

                   3. По черной земле

                       Белый заяц пробежал. (мел)

                   4. Стальной конек

                       По белому полю бегает,

                       За собою черные следы оставляет. (ручка)

8 станция «Сюрпризово»  (СЛАЙД 24)

Ученик:   Потрудились мы не мало,

Ведь по правде говоря,

Всякой грамоты начало

На страницах букваря!

Ученик:   Смех и слезы, радость и печаль

За год нам довелось испытать,

Но стараний наших нам не жаль –

Книги нам легко теперь читать.

Ученик:   Да, нелёгкая работа,

 Но учиться мы должны.

 Ведь мы знаем: человеку

 Знания всегда нужны!

Ученик:   Я ручкою сначала

             Только палочки писала,

             А теперь в букварь гляжу,

             Буквы смело вывожу.

             И вот за это говорю

                  Спасибо книге букварю!

Ученик:   Беру букварь в последний раз,

      Несу букварь в просторный класс

      И дорогому букварю

      Я говорю, благодарю. (Хором)

Ученик:   До свидания! До свидания!

                  А на следующий год

                  Наш Букварь читать научит

                  Тех, кто в первый класс придет!

 Учитель:  Итак, мы подошли к концу нашего маршрута. Последняя станция

                    называется  Сюрпризово . (СЛАЙД 24)  А знаете почему? Да потому что …

Мы хотим сказать Букварю "спасибо!"

Мы его за все благодарим!

Говорим ему мы: "До свиданья!"

"Здравствуй", – новой книге говорим! (СЛАЙД 25)

                                   (Учитель раздает книги по чтению.)

Учитель:   Всем спасибо за внимание

                    За задор и звонкий смех!

                    За азарт соревнования, обеспечивший успех!

                    Вот настал момент прощания,

                    Будет краткой моя речь

                    Говорим мы: « До свидания, до счастливых новых встреч!»

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

ученика 1 Л класса

МОУ «Лицей № 7» гор. окр. Саранск

___________________________________

Название станции

Задание

Звуковая

Б У К В А Р Ь

____________

Буковки

а -__, о -__, у -__, ы -__, э -__

б -__, в -__, г -__, д -__, ж -__, з -__

Алфавитово

А    Б  …   Г    …    Е  …  Ж    З    И

Й    К   …  …    Н   …  П  …

   

С  … У    Ф    Х  … Ч     Ш  …

   

ъ  …  …    Э  …  …

Сортировочная

Слоговая

      МА         НА            У         КИ

ЗАДА                              БОТА

    ВЕР         НА                      КА  

        Поздравляю всех с праздником ТЧК Не ссорьтесь ТЧК Давайте жить дружно ТЧК

_____________________________________

        Я от бабушки ушел ТЧК Я от дедушки ушел ТЧК Возможно буду на празднике ТЧК

____________________________________

        Поздравляю с праздником Букваря ТЧК Приехать не могу ЗПТ потеряла туфельку ТЧК

____________________________________

                   

Кроссвордная

                                                                                                                                             5

                         

1

2

3

4

Загадкино

Сюрпризово

Моя оценка

         

                                                 

                                                                                                     

«         » _____________________2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника «Прощание с начальной школой»

Данная разработка поможет провести выпускной вечер в начальной школе....

Праздник-игра "Прощание с Букварем"

Праздник "Прощание с Букварем". ...

Внеклассное мероприятие "Прощание с букварем"

Внеклассное мероприятие 1 класс...

Сценарий праздника "Прощание с 1 классом"

Представляю Вашему вниманию сценарий прощания с первым классом....

Сценарий праздника "Прощание с азбукой"

Праздник мы проводили совместно с учениками 3 класса. Они играли главные роли, а первоклашки были больше не актерами, а активными участниками конкурсно-игровой программы....

Сценарий праздника прощания с начальной школой "Прощание с начальной школой»

Прощание с начальной школой»Цели: Донести до сознания детей, что окончание начальной школы и перехода в            среднее звено – со...