конспект урока литературного чтения Н.Носов "
план-конспект занятия по чтению по теме
данный конспект разработан по произведению Николая Носова "затейники"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения
Тема урока: Н. Н. Носов «Затейники».
Цели урока:
1)Познакомить детей с биографией Н. Н. Носова и с его рассказом «Затейники»;
2)Развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения;
3)Формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев, составлять план рассказа;
4)Воспитывать коммуникативные навыки, умения работать в группах.
Оборудование урока: книги Н. Н. Носова, компьютер, проектор, конверты с заданиями, кроссворд, карточки с названиями станций.
Ход урока
І . Организационный момент.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минутки не теряйте!
ІІ . Проверка домашнего задания.
У: Какие стихотворения прозвучали на прошлом уроке?
Какие больше всего понравились? (чтение наизусть стихотворений А.Л.Барто)
ІІІ . Постановка учебной задачи через повторение пройденного материала.
Учитель:
– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по станциям, нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны справиться. Девизом путешествия предлагаю взять пословицу: “Миром и горы сдвинем”. Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)
-Да, сегодня мы будем работать в группах (дети делятся на группы)
Станция «Разминка»
-Начнем наш урок с разгадывание кроссворда.
-Чтобы разгадать кроссворд, вам нужно вспомнить материал прошлых уроков. Интересно, какая группа выполнит задание быстрее и сможет назвать имя литературного героя?
(3-5 минут).
1 | н | |||||||
2 | е | |||||||
з | ||||||||
4 | н | |||||||
5 | а | |||||||
6 | й | |||||||
7 | к | |||||||
8 | а |
- Как называется стихотворение К. И. Чуковского, где встречаются такие строки: «Надоело нам мяукать…»?
- Федорино … .
- В стихотворении Чуковского, кто был паинькой?
- Имя Чуковского?
- Фамилия автора, который написал стихотворение «Дядя Степа»?
- Стихотворение С.Я. Маршака называется: « … щенок»?
- Кто написал: «Сказка о глупом мышонке»?
- Кто автор строк: «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу…»
У: Молодцы, ребята 2 группы, вы первыми узнали имя литературного героя, это НЕЗНАЙКА.
Какие книжки про Незнайку вы читали? («Незнайка в цветочном городе», в «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на луне»…)
А знаете ли вы друзей Незнайки?
Презентация.
(Показ слайдов с героями произведений Н. Носова).
-Молодцы ребята, друзей Незнайки вы знаете.
-Кто придумал Незнайку и его друзей из Цветочного города?
(ответы детей)
-Это писатель Николай Николаевич Носов.
(Портрет на следующем слайде).
ІV. Подготовка к восприятию текста.
Станция «Узнавайка»
У: Что вы знаете о нем? Хотите узнать больше об этом авторе?
(рассказ учителя о Н.Н.Носове)
Николай Николаевич родился в Киеве в 1908 году. Писал он в то же время, когда писали
К. Чуковский, А. Барто, С. Маршак, и С. Михалков.
Носов написал много рассказов и повестей о ребятах, ваших сверстниках. А в 1954 году вышла его книжка-сказка «Приключения Незнайки и его друзей». Потом появился «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне».
Но Николай Николаевич Носов не сразу стал писателем. Он сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а потом перевелся в институт Кинематографии в Москве. Был постановщиком нескольких учебных и научно-популярных фильмов. И только после такой трудной биографии стал писателем. В 1952 году он получил Государственную премию СССР за свои повести и рассказы.
В детстве Носов увлекался музыкой, пением, театром, сочинительством, химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией. Не случайно любимый герой многих его рассказов - горе-изобретатель Мишка, который не сидит без дела. В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич Носов не упускает повода сообщить своим читателям что-нибудь интересное и полезное, он очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.
Работа с текстом учебника страница 48.
(Читает подготовленный ребенок статью о Носове Н.)
Почему дети любят рассказы Н. Носова?
(Доказательное чтение по содержанию статьи).
У: название рассказа, с которым познакомимся на уроке, вы узнаете, составив слово из слогов.
На доске слоги: ТЕЙ ЗА КИ НИ (Составление слова в группах).
-Какое слово получилось? (ЗАТЕЙНИКИ)!
У: Ребята, а кого называют затейниками?
-Подберите синонимы к слову затейники. (На доске аншлаги со словами фантазеры, -выдумщики, организаторы, весельчаки).
-Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где?
-И так, затейник- это организатор веселья.
V. Первичное восприятие текста.
- учебники на странице 50. Рассмотрите иллюстрацию.
-Как вы думаете, каким будет рассказ грустным или веселым?
-Почему ты так считаешь?
(чтение рассказа учителем)
VІ. Проверка первичного восприятия.
-понравился ли вам рассказ?
-с каким настроением слушали?
- было ли вам страшно?
- почему рассказ называется «Затейники»?
- от чьего имени ведётся рассказ?
VІІ. Повторное чтение, анализ текста.
Станция «Тренировочная»
Работа с текстом в группах.
План-задание для 1 группы:
1)Прочитайте текст по цепочке (выберите, кто будет читать первым).
2)Прочитайте, как дети организовали игру. Какой дом у них получился.
3) Составьте план к рассказу.
4) Прочитайте отрывок по ролям.
План-задание для 2 группы:
1)Прочитайте текст по цепочке ( выберите, кто будет читать первым).
2)Прочитайте, что испугало детей вначале рассказа.
3)Составьте план к рассказу.
4)Прочитайте отрывок по ролям.
План-задание для 3 группы:
1)Прочитайте текст по цепочке ( выберите, с кого начнете читать, кто будет первый).
2).Прочитайте, что увидели дети когда открыли дверь в комнату?
3).Составьте план к рассказу.
4)Прочитайте отрывок по ролям.
Физминутка
Ребята, а вы знаете, что Незнайка очень любил сочинять разные рифмы и стихи?
Вот и мы сейчас с вами отдохнем и попробуем поиграть в рифмы.
РА-РА-РА- вышла славная _________;
КИ-КИ-КИ- мы с тобой _________;
АХ-АХ-АХ- победили мы свой ____________;
РОК-РОК-РОК-продолжается _____________.
Вот мы и отдохнули, пора переходить к следующему заданию.
Станция «Артистичная»
Проверка работы в группах
1)Вы прочитали рассказ. Наши предположения были правильными о характере произведения?
Грустный или веселый рассказ?
Кто герои рассказа? (дети..)
Назовите их имена?
В какую игру играли Валя и Петя?
Кого они изображали? Почему ребята считали себя затейниками?
2)Выборочное чтение по группам.
Прочитайте задание в плане под номером 2.
Что вам нужно выполнить сейчас?
Что вы узнали о детях? (Оии фантазеры, выдумщики………)
3)Составление плана рассказа (по группам).
Ребята, у вас на столе есть конверты. Попробуйте составить план к данному рассказу.
План:
-Дети читали сказку «Три поросенка».
-Постройка домика.
-Может быть это серый волк?
-Так и не стали играть в «три поросенка».
Чтение по ролям.
-Понравилась ли вам игра детей? А детям?
-Давайте мы с вами сейчас побываем в роли этих детей.
-Сколько будет ролей в рассказе? (автор, Петя, Валя).
-Каждая группа выберет, кто будет читать за автора, Петю и Валю.
-Каждая группа читает свой отрывок.
-Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят?
-За что можно их поругать?
-Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину?
-Что сказали бы соседи, которые это все слышали?
-Что скажете вы?
Станция «Пересказово»
-Используя план, попробуйте пересказать этот рассказ в группе цепочкой.
VІІІ . Итог урока.
Станция «Итоговая»
- С каким рассказом познакомились? Кто автор?
-Как вы думаете, можно ли считать этот рассказ поучительным? Почему?
- Случались ли похожие истории с вами? (свободные высказывания детей)
- Оцените работу ребят в группах. (выставляются оценки за урок)
- У Носова Н. Много других произведений о детях .Книги с другими его произведениями можете взять в библиотеке. Там вы найдете……..(Выставка книг Н. Носова).
ІХ. Рефлексия.
- Закончите фразы: Мне сегодня было на уроке ………..
Мне сегодня урок дал…………
Х.Домашнее задание: (на выбор)
1)Пересказать рассказ по составленному плану.
2) Попробуйте продолжить рассказ. «На следующий день дети опять остались одни дома…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/07/picture-15747-1389113658.jpg)
Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "Ступеньки"", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".
Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "Ступеньки"", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/15/picture-805989-1471238249.jpg)
Конспект урока литературного чтения "Николай Носов "Федина задача""
Коспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Он содержит все основные этапы проведения урока, включая физкультминутку и этап рефлексии. Материал очень насыщенный, интересный, так как урок...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/10/picture-1205103-1578663615.jpg)
Конспект урока литературного чтения Н.Носов "Федина задача" 3 класс Школа России
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Федина задача», совершенствование навыка выразительного чтения. Планируемые р...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/04/picture-514552-1415081689.jpg)
Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "На горке". Обучение сжатому пересказу"
Конспект урока литературного чтения по теме "Н.Носов "На горке". Обучение сжатому пересказу" 2 класс УМК Перспектива....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/14/picture-1304683-1610641133.jpg)
Конспект урока литературного чтения Н. Носов «Федина задача» (УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Н. Носов «Федина задача»Цели деятельности учителя: формирование представлений у учащихся о биографии Н. Носова и его произведения &laqu...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/11/picture-1302399-1610381820.jpg)
Конспект урока литературного чтения "Н.Носов Федина задача" (УМК "Школа России" 3 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с произведением Н. Носова «Федина задача».Планируемые результаты:Предметные: - знать произведение Н. Носова «Федина задача»;- уме...
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ: Н. Носов «Телефон», 3 класс, УМК Школа России
Конспект урока литературного чтенияТема: Н. Носов «Телефон»Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя Н. Н. Носова и с рассказом«Телефон&raq...