конспект урока литературного чтения Н.Носов "
план-конспект занятия по чтению по теме
данный конспект разработан по произведению Николая Носова "затейники"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_chteniya.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения
Тема урока: Н. Н. Носов «Затейники».
Цели урока:
1)Познакомить детей с биографией Н. Н. Носова и с его рассказом «Затейники»;
2)Развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения;
3)Формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев, составлять план рассказа;
4)Воспитывать коммуникативные навыки, умения работать в группах.
Оборудование урока: книги Н. Н. Носова, компьютер, проектор, конверты с заданиями, кроссворд, карточки с названиями станций.
Ход урока
І . Организационный момент.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минутки не теряйте!
ІІ . Проверка домашнего задания.
У: Какие стихотворения прозвучали на прошлом уроке?
Какие больше всего понравились? (чтение наизусть стихотворений А.Л.Барто)
ІІІ . Постановка учебной задачи через повторение пройденного материала.
Учитель:
– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по станциям, нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны справиться. Девизом путешествия предлагаю взять пословицу: “Миром и горы сдвинем”. Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)
-Да, сегодня мы будем работать в группах (дети делятся на группы)
Станция «Разминка»
-Начнем наш урок с разгадывание кроссворда.
-Чтобы разгадать кроссворд, вам нужно вспомнить материал прошлых уроков. Интересно, какая группа выполнит задание быстрее и сможет назвать имя литературного героя?
(3-5 минут).
1 | н | |||||||
2 | е | |||||||
з | ||||||||
4 | н | |||||||
5 | а | |||||||
6 | й | |||||||
7 | к | |||||||
8 | а |
- Как называется стихотворение К. И. Чуковского, где встречаются такие строки: «Надоело нам мяукать…»?
- Федорино … .
- В стихотворении Чуковского, кто был паинькой?
- Имя Чуковского?
- Фамилия автора, который написал стихотворение «Дядя Степа»?
- Стихотворение С.Я. Маршака называется: « … щенок»?
- Кто написал: «Сказка о глупом мышонке»?
- Кто автор строк: «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу…»
У: Молодцы, ребята 2 группы, вы первыми узнали имя литературного героя, это НЕЗНАЙКА.
Какие книжки про Незнайку вы читали? («Незнайка в цветочном городе», в «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на луне»…)
А знаете ли вы друзей Незнайки?
Презентация.
(Показ слайдов с героями произведений Н. Носова).
-Молодцы ребята, друзей Незнайки вы знаете.
-Кто придумал Незнайку и его друзей из Цветочного города?
(ответы детей)
-Это писатель Николай Николаевич Носов.
(Портрет на следующем слайде).
ІV. Подготовка к восприятию текста.
Станция «Узнавайка»
У: Что вы знаете о нем? Хотите узнать больше об этом авторе?
(рассказ учителя о Н.Н.Носове)
Николай Николаевич родился в Киеве в 1908 году. Писал он в то же время, когда писали
К. Чуковский, А. Барто, С. Маршак, и С. Михалков.
Носов написал много рассказов и повестей о ребятах, ваших сверстниках. А в 1954 году вышла его книжка-сказка «Приключения Незнайки и его друзей». Потом появился «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне».
Но Николай Николаевич Носов не сразу стал писателем. Он сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а потом перевелся в институт Кинематографии в Москве. Был постановщиком нескольких учебных и научно-популярных фильмов. И только после такой трудной биографии стал писателем. В 1952 году он получил Государственную премию СССР за свои повести и рассказы.
В детстве Носов увлекался музыкой, пением, театром, сочинительством, химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией. Не случайно любимый герой многих его рассказов - горе-изобретатель Мишка, который не сидит без дела. В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич Носов не упускает повода сообщить своим читателям что-нибудь интересное и полезное, он очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.
Работа с текстом учебника страница 48.
(Читает подготовленный ребенок статью о Носове Н.)
Почему дети любят рассказы Н. Носова?
(Доказательное чтение по содержанию статьи).
У: название рассказа, с которым познакомимся на уроке, вы узнаете, составив слово из слогов.
На доске слоги: ТЕЙ ЗА КИ НИ (Составление слова в группах).
-Какое слово получилось? (ЗАТЕЙНИКИ)!
У: Ребята, а кого называют затейниками?
-Подберите синонимы к слову затейники. (На доске аншлаги со словами фантазеры, -выдумщики, организаторы, весельчаки).
-Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где?
-И так, затейник- это организатор веселья.
V. Первичное восприятие текста.
- учебники на странице 50. Рассмотрите иллюстрацию.
-Как вы думаете, каким будет рассказ грустным или веселым?
-Почему ты так считаешь?
(чтение рассказа учителем)
VІ. Проверка первичного восприятия.
-понравился ли вам рассказ?
-с каким настроением слушали?
- было ли вам страшно?
- почему рассказ называется «Затейники»?
- от чьего имени ведётся рассказ?
VІІ. Повторное чтение, анализ текста.
Станция «Тренировочная»
Работа с текстом в группах.
План-задание для 1 группы:
1)Прочитайте текст по цепочке (выберите, кто будет читать первым).
2)Прочитайте, как дети организовали игру. Какой дом у них получился.
3) Составьте план к рассказу.
4) Прочитайте отрывок по ролям.
План-задание для 2 группы:
1)Прочитайте текст по цепочке ( выберите, кто будет читать первым).
2)Прочитайте, что испугало детей вначале рассказа.
3)Составьте план к рассказу.
4)Прочитайте отрывок по ролям.
План-задание для 3 группы:
1)Прочитайте текст по цепочке ( выберите, с кого начнете читать, кто будет первый).
2).Прочитайте, что увидели дети когда открыли дверь в комнату?
3).Составьте план к рассказу.
4)Прочитайте отрывок по ролям.
Физминутка
Ребята, а вы знаете, что Незнайка очень любил сочинять разные рифмы и стихи?
Вот и мы сейчас с вами отдохнем и попробуем поиграть в рифмы.
РА-РА-РА- вышла славная _________;
КИ-КИ-КИ- мы с тобой _________;
АХ-АХ-АХ- победили мы свой ____________;
РОК-РОК-РОК-продолжается _____________.
Вот мы и отдохнули, пора переходить к следующему заданию.
Станция «Артистичная»
Проверка работы в группах
1)Вы прочитали рассказ. Наши предположения были правильными о характере произведения?
Грустный или веселый рассказ?
Кто герои рассказа? (дети..)
Назовите их имена?
В какую игру играли Валя и Петя?
Кого они изображали? Почему ребята считали себя затейниками?
2)Выборочное чтение по группам.
Прочитайте задание в плане под номером 2.
Что вам нужно выполнить сейчас?
Что вы узнали о детях? (Оии фантазеры, выдумщики………)
3)Составление плана рассказа (по группам).
Ребята, у вас на столе есть конверты. Попробуйте составить план к данному рассказу.
План:
-Дети читали сказку «Три поросенка».
-Постройка домика.
-Может быть это серый волк?
-Так и не стали играть в «три поросенка».
Чтение по ролям.
-Понравилась ли вам игра детей? А детям?
-Давайте мы с вами сейчас побываем в роли этих детей.
-Сколько будет ролей в рассказе? (автор, Петя, Валя).
-Каждая группа выберет, кто будет читать за автора, Петю и Валю.
-Каждая группа читает свой отрывок.
-Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят?
-За что можно их поругать?
-Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину?
-Что сказали бы соседи, которые это все слышали?
-Что скажете вы?
Станция «Пересказово»
-Используя план, попробуйте пересказать этот рассказ в группе цепочкой.
VІІІ . Итог урока.
Станция «Итоговая»
- С каким рассказом познакомились? Кто автор?
-Как вы думаете, можно ли считать этот рассказ поучительным? Почему?
- Случались ли похожие истории с вами? (свободные высказывания детей)
- Оцените работу ребят в группах. (выставляются оценки за урок)
- У Носова Н. Много других произведений о детях .Книги с другими его произведениями можете взять в библиотеке. Там вы найдете……..(Выставка книг Н. Носова).
ІХ. Рефлексия.
- Закончите фразы: Мне сегодня было на уроке ………..
Мне сегодня урок дал…………
Х.Домашнее задание: (на выбор)
1)Пересказать рассказ по составленному плану.
2) Попробуйте продолжить рассказ. «На следующий день дети опять остались одни дома…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "Ступеньки"", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".
Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "Ступеньки"", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....
Конспект урока литературного чтения "Николай Носов "Федина задача""
Коспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Он содержит все основные этапы проведения урока, включая физкультминутку и этап рефлексии. Материал очень насыщенный, интересный, так как урок...
Конспект урока литературного чтения Н.Носов "Федина задача" 3 класс Школа России
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Федина задача», совершенствование навыка выразительного чтения. Планируемые р...
Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "На горке". Обучение сжатому пересказу"
Конспект урока литературного чтения по теме "Н.Носов "На горке". Обучение сжатому пересказу" 2 класс УМК Перспектива....
Конспект урока литературного чтения Н. Носов «Федина задача» (УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Н. Носов «Федина задача»Цели деятельности учителя: формирование представлений у учащихся о биографии Н. Носова и его произведения &laqu...
Конспект урока литературного чтения "Н.Носов Федина задача" (УМК "Школа России" 3 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с произведением Н. Носова «Федина задача».Планируемые результаты:Предметные: - знать произведение Н. Носова «Федина задача»;- уме...
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ: Н. Носов «Телефон», 3 класс, УМК Школа России
Конспект урока литературного чтенияТема: Н. Носов «Телефон»Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя Н. Н. Носова и с рассказом«Телефон&raq...