Внеклассное чтение.Максим Горький
занимательные факты по чтению (2 класс) по теме

Порфирьева Лилия Сергеевна

Информация для стенда при изучении темы: Максим Горький и его творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorkiy2.docx30.02 КБ
Файл portret.docx18.9 КБ
Файл proizvedeniya.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

Биография Максима Горького

[16 (28) марта 1868, Нижний Новгород — 18 июня 1936, Горки под Москвой]

Происхождение, образование, мировоззрение Максима Горького

ОтецМаксим Савватиевич Пешков (1840-71) — сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. МатьВарвара Васильевна Каширина (1842-79) — из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное — заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»).
Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира.Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. В 1887 году 
пытался покончить с собой. Принимал участие в революционной пропаганде, «ходил в народ», странствовал по Руси, общался с босяками.
Грубость и невежество провинциального быта отравили его душу, но и — парадоксальным образом — породили веру в Человека и его потенциальные возможности. Из столкновения противоречащих друг другу начал родилась романтическая философия, в которой Человек (идеальная сущность) не совпадал с человеком (реальным существом) и даже вступал с ним в трагический конфликт. Гуманизм Горького нес в себе бунтарские и богоборческие черты. Любимым его чтением была библейская Книга Иова, где «Бог поучает человека, как ему быть богоравным и как с п о к о й н о встать рядом с Богом» (письмо Горького В. В. Розанову, 1912).

Ранние произведения Горького (1892-1905)

Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М. Горький (письма и документы подписывал настоящей фамилией — А. Пешков; обозначения «А. М. Горький» и «Алексей Максимович Горький» контаминируют псевдоним с настоящим именем) появился в 1892 в тифлисской газете «Кавказ», где был напечатан первый рассказ «Макар Чудра». В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале «Русское богатство» (рассказ «Челкаш»). В 1898 в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и первая большая повесть «Фома Гордеев». Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью А. П. Чехова и Л. Н. Толстого.
С самого начала обозначилось расхождение между тем, что писала о Горьком критика, и тем, что желал видеть в нем рядовой читатель.  Читателя меньше всего интересовали социальные аспекты его прозы, он искал и находил в них настроение, созвучное времени.  Его герои совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода «философию», которой автор наделял героев по собственному желанию, не всегда согласуясь с «правдой жизни».  

Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 Николай II распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В.И.Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-07.
Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 встал во главе издательства товарищества «Знание» и вскоре стал выпускать «Сборники товарищества «Знание», где печатались И. 
А.Бунин, Л.Н.Андреев, А.И.Куприн, В.В.Вересаев, Е.Н.Чириков, Н.Д.Телешов, А.С.Серафимович и др.
Вершина раннего творчества, пьеса «На дне», в огромной степени обязана своей славой постановке К. С. Станиславского в Московском художественном театре(1902; играли Станиславский, В.И.Качалов, И.М.Москвин, О.Л.Книппер-Чехова и др.)  

Горький между двух революций (1905-1917)

После поражения революции 1905-07 Горький эмигрировал на остров Капри (Италия). «Каприйский» период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о «конце Горького» (Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести «Мать» (1906; вторая редакция 1907).  Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Она символизировала начало исторического краха его идеи «коллективного разума», к которой он пришел после разочарования ницшевским индивидуализмом.  Безграничная вера в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведен до «окопной вши», «пушечного мяса», когда люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен перед логикой исторических событий.  

Годы эмиграции Максима Горького (1917-28)

Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В «Несвоевременных мыслях» (цикл статей в газете «Новая жизнь»; 1917-18; в 1918 вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, «звериным» и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге «О русском крестьянстве» (1922).
Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов.Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства «Всемирная литература», открытие «Дома ученых» и «Дома искусств» (коммун для творческой интеллигенции). Однако многих писателей (в т. ч. Блока, Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками.

С 1921 по 1928 Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой. Написал цикл «Рассказы 1922-24 годов», «Заметки из дневника» (1924), начал работать над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» (1925-36). Современники отмечали экспериментальный характер произведений Горького этого времени, которые создавались с несомненной оглядкой на формальные искания русской прозы 20-х гг.

Возвращение Горького в Советский Союз

В 1928 Горький совершил «пробную» поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как художник он целиком погрузился в создание «Жизни Клима Самгина», панорамной картины России за сорок лет. Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства — фактах, о которых Горький не мог не знать. Он встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство заключенными Беломорско-Балтийского канала им. Сталина. Организовал и поддерживал множество предприятий: издательство «Аcademia», книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», журнал «Литературная учеба», а также Литературный институт, затем названный его именем. В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе.
Смерть Горького была окружена атмосферой таинственности, как и смерть его сына — Максима Пешкова. Однако версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли документального подтверждения. Урна с прахом Горького помещена в Кремлевской стене в Москве.

П. В. Басинский



Предварительный просмотр:

  Максим Горький

16 (28) марта 1868, Нижний Новгород — 18 июня 1936, Горки под Москвой



Предварительный просмотр:

ПРОИЗВЕДЕНИЯ М.ГОРЬКОГО

для внеклассного чтения

  1. «Случай с Евсейкой»
  2. «Самовар»
  3. «Воробьишко»
  4. « Утро»

                                

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Горькие плоды сладкой жизни.

шоу про наркотики....

Горькие плоды сладкой жизни.

ток-шоу про наркотки...

СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО Байгазакова Саулеш Турсынбаевна СШ имени М.Горького сДМЦ Внеклассное мероприятие по культуре поведения 4 класс

СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРОБайгазакова Саулеш Турсынбаевна СШ имени М.Горького сДМЦВнеклассное мероприятие по культуре поведения 4 классОформление кабинета:на экране изображение яркого солнца со словами В. Г...

Конспект урока внеклассного чтения. Тема: М.Горький "Слава Матери!" (Ко дню Матери)

Урок внеклассного чтения проведён в 4 классе в канун прекрасного праздника - Дня Матери. Прекрасное произведение М.Горького помогает ребятам понять, что они для своей мамы - искра жизни, которая освещ...

Урок литературного чтения. «Максим Горький «Воробьишко». Инсценирование произведения.

Разработка урока литературного чтения по УМК "Перспектива". В урок включены методы сингапурского метода обучения. Урок совмещает в себе оба метода преподавания....

Конспект внеклассного мероприятия «Эта сладко-горькая победа», 3 класс

Дата проведения мероприятия: 06.05.2020ФИО учителя: Сапожникова Наталья ВикторовнаКласс: 3 «Ж»Тема: «Эта сладко-горькая победа»Цели: воспитывать в детях уважительное отношение ...

Конспект внеклассного мероприятия по теме "Эта сладко-горькая победа", 3 класс

Дата проведения мероприятия: 06.05.2022 г.ФИО учителя: Стрельцова Галина НиколаевнаКласс: 3 «а»Тема: «Эта сладко-горькая победа»Цели: воспитывать в детях уважительное отношение...