Открытый урок по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
"Стихотворения А.С.Пушкина о зиме"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 25.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературному чтению «Стихотворения А.С.Пушкина о зиме»
Цели урока: 1. Ознакомить детей со стихотворениями А.С.Пушкина о зиме, с картинами русских художников; вести понятие олицетворения. Учить сопоставлять живопись и поэзию, понимать настроение поэта и художника. Продолжить формирование навыков сравнения, анализа, умения делать выводы.
2. Развивать умение видеть прекрасное, выражать свои мысли и чувства словами, делиться впечатлениями (развитие речи).
3. Воспитывать чувство прекрасного, любовь к поэзии и живописи.
Оборудование: карточки со словами-настроениями; карточки со слогами, для тренировки навыка чтения; оформленная доска, аудиозапись цикла «Времена года» П.И.Чайковского, репродукция картины К.Ф.Юона «Волшебница зима»
Ход урока:
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
Чтение отрывка наизусть
- Постановка цели урока
-Найдите лишнее слово в каждой строчке:
-Январь, Декабрь, Февраль, Март; (весенний месяц)
-снег, пурга, метель, иней; (слово из одного слога)
-Слово «Март» мы сотрём. А какой темой можно объединить все оставшиеся?
-Конечно, это зимние слова. Сегодня мы будем говорить о зиме, хотя за окном её ранняя осень.
IV. Изучение нового материала
- Подготовка к восприятию.
Звучит музыка. На доске вывешивается картина К.Ф.Юона «Волшебница зима». Учитель читает наизусть стихотворение «…Вот север тучи нагоняя…»
-Перед вами картина К.Ф.Юона «Волшебница зима». Константин Фёдорович Юон – один из замечательных русских живописцев. Он начал рисовать с 8 лет и всю жизнь посвятил живописи. К.Ф.Юон очень любил весну и зиму. Он писал: «Я искал новые краски в природе – в русской весне и зиме». Многие писатели и художники любили русскую зиму и называли её различными ласковыми и красивыми именами.
-Как можно назвать это время года, и с чем сравнить? (Красавица, чародейка, рукодельница)
2. Рассматривание картины.
-Какие чувства вызывает в вас эта картина?
Учитель вывешивает на магнитную доску слова-настроения:
-Грустное любование; мечтательное ожидание;
-Печальное, радостное, светлое, спокойное, тихое, торжествующее, торжественное, тревожное, тёплое, сонное, хвастливое, сердитое, обиженное, капризное;
-Восторг, восхищение, легкость, очарование.
-Что вы видите на переднем плане? (Берег речки, мальчишек на коньках).
-Эта картина напоминает мне строки:
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета,
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд…
-Ребята, а чьи стихотворения я вам сегодня читаю?
-Это стихотворения А.С.Пушкина. Давайте прочитаем вместе.
3. Чтение следующего отрывка детьми (сначала жужжащее, после разбора непонятных слов и расстановки пауз – вслух 2-3 учениками).
4. Работа по заданиям учебника на с.88.
5. Подготовка к чтению вслух. Словарная работа.
Дети читают «жужжащим» чтением, готовятся читать выразительно. Разбираются непонятные слова – дровни, рысь, бразды, кибитка, ямщик, кушак, салазки.
Выразительное чтение стихотворения учащимися.
-Какую картину вы увидели?
-Что помогло вам в этом? (Очень яркие, образные описания.)
-Какое настроение создает стихотворение?
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление нового материала.
- Фронтальная работа по вопросам учебника
Дополнительные вопросы:
-Реалистическая или сказочная картина нарисована поэтом? (Картина реальная, а образы сказочные)
Почему вы так думаете? (Север, зима совершают действия как люди.)
-В литературе такой прием называется «олицетворение», как бы оживление персонажа.
-Что делает север? А зима?
2. Сравнение картины и стихотворения.
-Посмотрите на картину Юона. А здесь все реально? (Нет, деревья-великаны.)
-Зачем художник изобразил деревья огромными? (Чтобы обратить внимание, убедить нас, что зима-волшебница, придать картине сказочный вид.)
-Какими приёмами пользуются художники и поэты, чтобы придать реальным событиям сказочность, волшебство?
3. Проверка умения применять знания. Творческое задание.
-Попробуйте, используя приём олицетворения, описать, какие превращения совершила зима (опираясь на репродукцию). Например: «Взмахнула зима белым рукавом и укрыла своими коврами землю»
VII. Итог урока
-Стихотворения какого поэта читали?
-Кто такой К.Ф.Юон?
Выставление оценок
VIII. Домашнее задание. Выучить понравившееся стихотворение А.С.Пушкина.
Урок КВН по литературному чтению во 2-ом классе.
Цели урока:1. Обобщить знания учащихся по пройденному разделу в игровой форме; учить работать в группе, проявлять сов творческие способности.
- Развивать речь, мышление, память
Оборудование: карточки с текстами
Подготовка к КВН-у
Класс делится на 3 команды, каждая команда придумывает название, приветствие, инсценирует любую сказку (учитель следит, чтобы они не повторялись).
Жюри – родители.
Ход игры:
Ведущий: С началом конкурса
Мы вас поздравляем.
Удачно выступить
Мы вам желаем,
И КВН наш начинаем.
-Разрешаю командам занять свои места. Капитаны выходят на жеребьевку.
Конкурс I. Приветствия
Команды представляют себя и приветствуют соперников.
Конкурс II. Разминка «Вспомним сказку»
-Сейчас разминка. Я, а вы по истечении 15 секунд должны дать ответ. Если соперники быстрее найдут его, то им присуждается балл.
1 команде: 1. Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке. (Колобок)
2.По тропе
Шагая бодро,
Сами
Воду
Тащат
Ведра! (Емеля.)
- Красна девица грустна
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льёт бедняжка! (Девочка Снегурочка.)
II команде:
1.А дорога далека,
А корзина – не легка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок. (Маша и медведь.)
2.Ах ты, Петя – простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. (Петух и кот.)
- Отворили дверь козлята –
И пропали все куда-то. (Волк и семеро козлят)
III команде:
1.Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом.(Лиса и журавль.)
- Опустил он в прорубь хвост –
Ну а хвост ко льду прирос. (Битый небитого везёт).
- Победил кот людоеда,
Съел его вместо обеда. (Кот в сапогах.)
Конкурс III. Загадочный
- А теперь, мои ребятки,
Отгадайте-ка загадки.
- Драгоценный сундучок,
Где сокровищам – почёт:
Здесь перо и карандаш,
Ластик здесь, приятель наш. (Пенал.)
- Новый дом несу в руке.
Дверцы дома – на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные. (Портфель.)
- Стоит ужасная скамья,
Уселись рядом ты да я,
Скамья ведёт обоих нас
Из года в год, из класса в класс. (Парта.)
- Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка.)
- На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк.)
- Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ногами
За жуками и мышами. (Ёж.)
Конкурс VI. «Вспомни»
-Вам нужно вспомнить как можно больше видов устно народного творчества. Написать их за 5 мин. (Потешки, песни, частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки, небылицы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, былины.)
-Капитаны вытягивают карточки с текстом и определяют вид устного народного творчества.
1. Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Здесь месяц, луг, цветы…
Поводи поди-ка ты! (Считалка)
2. Люли, люли, люленьки,
Летят сизы гуленьки,
Летят гули вон, вон,
Несут Маше сон-сон.
Стали гули ворковать
Стала Маша засыпать.(Пестушка.)
- –Тит, иди молотить!
-Живот болит.
-Тит, иди кашу есть!
-Бегу, бегу.
Где моя большая ложка? (Прибаутка)
Конкурс V. Домашнее задание
-Какие молодцы!
Справились с испытанием,
А теперь вы нам покажите
Домашнее задание.
(Дети инсценируют сказки)
Конкурс VI. Собери пословицу
-Пословицы рассыпались. Соберите их. Начинайте собирать по моей команде. (Дети получают конверты, в которых части пословиц.)
ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ –
ДЕЛУ – ВРЕМЯ,
А ВРОЗЬ СКУЧНО.
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ,
ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ.
А ПОТЕХЕ – ЧАС.
ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.
ВМЕСТЕ ТЕСНО,
(Любишь кататься – люби и саночки возить.
Делу время, а потехе – час.
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Вместе тесно, а врозь скучно.)
Конкурс VII. «Торги, или Начинаем с десяти слов»
Ведущий называет по очереди слова предложения, играющие должны отгадать название сказки. Кто быстрее назовёт, тот и выиграл.
- «Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю всё…» («По щучьему велению»)
- «Посадил дед репку – выросла большая-пребольшая. Стал дед репку тащить…» («Репка»)
- «Захотелось петушку посмотреть, кто так сладко поет: выглянул он в окно…» («Петух и кот»)
Конкурс VIII. (Пока жюри подводит итоги)
-Вы видите шнурок?
Задание такое:
Завяжите узелок, но не один, не два,
А больше втрое.
Короче, кто больше узелков завяжет,
Тому жюри спасибо скажет.
(На задание дается 1 минута.)
-Стоп! А теперь ко мне вы подойдите.
Поменяйтесь шнурочками
И быстрей их развяжите.
Объявление итогов. Награждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»
Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.
Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе: В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович". Обобщающий урок.
Конспект урока для 3 класса. "Школа России"...
Открытый урок по литературному чтению "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны".
Открытый урок по литературному чтению для обучающихся 1 класса УМК "Гармония" в рамках Недели начальных классов по теме : "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны"....
Конспект открытого урока по литературному чтению в 1классе по теме "Звуки [ф], [ф\'], буква Ф. Чтение слов, слогов. Лексическое значение слов."
Цели: Образовательные: формирован...
Учебные материалы (конспект урока, презентация к уроку, приложение) к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин "Лебёдушка"".
В предоставленном материале содержатся: конспект урока, презентация, приложение к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин. Лебёдушка"....
Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»
Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья". В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, кре...