Открытый урок по литературному чтению 4 класс
учебно-методический материал по чтению (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок по литературному чтению на тему:
Рассказ А.И. Куприна "Слон".
(4-й класс, программа "Школа-2100").
Учитель начальных классов - Кумбатова Татьяна Алексеевна
Задачи:
добиваться личностных результатов обучения:
формировать положительное отношение к познавательной деятельности;
формировать коммуникативные умения;
развивать речь, мышление учащихся при решении проблемных ситуаций;
развивать регулятивные умения.
Цели:
- разобрать и усвоить прочитанное на основе разнообразных методов и видов работы;
- учить работать с текстом, использовать для этого различные творческие задания, сочетая коллективную и индивидуальную работу;
- интеграция уроков литературы с уроками окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, математики, русского языка;
- создать эмоционально благоприятные условия на уроке;
- воспитывать сострадание к нуждающимся, активную жизненную позицию.
Оборудование:
* Дневник
- аршин = 0,71 м = 71 см;
- вершок = 4,4 см = 44 мм;
- пуд = 16 кг (16,38 кг);
- Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, учебник “В океане света” (4 класс);
- Компьютер, интерактивная доска.
- Карточки для рабочих групп.
- Словарь Ожегова.
ХОД УРОКА
Человек действительно уважающий человеческую личность,
должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты,
когда ребенок почувствует свое “Я”.
Д.Писарев
Организационный момент.
Чтение художественной литературы- 5 минут.
Вступительное слово учителя:
-Ребята, какие худ.книги вы сегодня читаете?
-В 1 классе этот урок назывался «Чтение», а в 4 классе- «Литературное чтение».
-В чём разница? (Выросли, не только читаем, но изучаем разные жанры, эпохи, особенности художественных произведений, учимся чему-либо.)
– Кто являются главными действующими лицами на этих уроках? (Автор, читатель.)
– Какое значение имеют эти уроки? Всегда ли мнение автора совпадает с мнением читателя? (Нет, не всегда, любое произведение воспринимается индивидуально, вызывает разные чувства.)
II.Определение темы и цели урока учащимися:
На доске написано слово Слон
*ребята,какие у вас возникли ассоциации, когда вы прочли это слово?
*какие бывают слоны? Где они обитают? Чем питаются?
*На каком уроке мы об этом узнаём? ( на уроке окр. мира)
*А на каком уроке вы можете слышать пение птиц, клич животных…..( на уроке музыки)
*Благодаря какому предмету мы можем узнать размеры слона? (уроку математики)
Откройте дневники на стр. 108 « В стране других мер» и приблизительно определите рост, длину и вес слона .
*Ребята, какие нам понадобились умения, чтобы на уроке литературного чтения получить более полное представление об этом животном? (метапредметные УМЕНИЯ)
Я допишу автора( А.И. Куприн) …….О чём пойдёт речь на уроке? ( о произведении А.И. Куприна « Слон».
- Кто догадался какая будет тема урока? ( «Слон». А.И.Куприн.) иллюстрация
– Сегодня мы продолжаем работу над рассказом Куприна “Слон”. Почему данное произведение можно назвать рассказом? (Небольшой объем, мало действующих лиц, взят один случай.)
III. Цель:
– Так чем же больна девочка Надя? (Ей не интересно жить.)
- Девочка вылечилась? ( Да)
Девочка болела и вылечилась? Что же нам нужно выяснить на уроке?
Что помогло девочке вылечиться ?
IV. Размышления
– Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово А П А Т И Я (на доске).
*Ничего не хочется, ничего не интересует….
Апатия (толковый словарь Ожегова) – состояние полного безразличия, равнодушия.
– Подтвердите точный диагноз доктора из рассказа (с. 209 1 гл., последний абзац).
V. Работа с текстом
1. Чтение по ролям (гл. 2 с. 209)
– Что чувствует мама? Надя?
2. Докажите, что Надя не капризничает, не притворяется, с ней действительно что-то не в порядке (сон девочки).
3. Cтр.210 – используя в основном глаголы из текста, попробуйте доказать стрессовое состояние отца девочки:
- быстро ходит;
- курит, курит;
- садится на край кровати;
- тихо поглаживает ноги Нади;
- встает, отходит к окну;
- плечи трясутся;
- торопливо прикладывает платок к глазам;
- бегает из угла в угол;
- курит, курит, курит.
(Растерян, нервничает, переживает, не знает как помочь.)
– “Игрушечный слон – вот выход”, – думает папа.
4. Найдите и прочитайте описание игрушки (с.211).
– Почему игрушечный слон не устраивает Надю? (Как живой, но он мёртвый.)
– Кто в трудную минуту всю ответственность берет на себя? (Папа, мама только переживает, но ничего не делает.)
5. Словесный портрет мечты.
– Нарисуйте мечту больной девочки. (с. 216).
Цитаты:
– “настоящий, живой…”
– “маленького, но живого…”
– “хоть слоненышка…”
– “мне бы слоника, настоящего…”
("Живой", однокоренное слово – "жизнь".)
VI. Слово учителя
– Папа озадачен. (Он в отчаянии – что делать? )
- Ребята, слоны живут в России? Где их можно увидеть?
– Что же он предпринимает? (Идет в зверинец и оживляется только в тот момент, когда появляются слоны.)
VIII. Работа в больших группах ( звучит мелодия песни «Розовый слон»)
Откройте дневники на стр. 108 « В стране других мер»
– Посчитайте какая была высота, длина и масса слона и
выразите в современных единицах измерения
- I ряд – высота (2м 30см 6мм)
- II ряд – длина (4м 90см 5мм)
- III ряд – масса (1т 792кг)
– Почему папа в первую очередь обращает внимание на рост?
IX. Работа с текстом - просмотровое чтение
Описание слона – с.216 (читают учащиеся).
– Какой литературный прием использовал Куприн? (Сравнение, приведите примеры: ноги – столбы, хобот – змея…)
– Что помогло папе убедить немца? (У хозяина зверинца тоже есть дочь.)
– Почему слона везут ночью?
– Как рисует автор шествие слона?
– Какие другие строчки вам вспоминаются? (“По улицам слона водили…”)
– Где автор улыбается, рассказывая, как заманивали слона на 2-й этаж?
– Приведите пример цитаты: с.215 “Однако немец оказался хитрее…” (Действие немца с тортом.)
– Каким Надя хочет видеть слона? (Добрым, смешным.)
– Надя сама протягивает руку, о чем это говорит? (Доверие.)
– От чего получает удовольствие Томми? Только ли от съеденной булочки? (От общения.)
– Почему, описывая обед автор по очереди смотрит то на Надю, то на слона? (Они вместе, им хорошо.)
Х I Диалог с автором. Стр.219-221 выборочно
ХII Сравнить иллюстрации на стр. 210 и 219.
Какой была Надя до встречи со слоном и какой после?
Благодаря чему вылечилась девочка?
Почему А.И. Куприн не взял героем своего рассказа собачку или пони, а именно огромного слона? ( Родители на всё готовы ради своего ребёнка)
Что на свете дороже всего ? (семья)
Чтение стихотворения :
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной Земле?!
Достигли ли мы поставленной цели на уроке? (ДА)
– Увидятся ли еще Надя и слон? Как вы думаете?
XII. Сообщение о Куприне (2 ученика)
Интерактивная доска - портрет
1. Современники писали о Куприне как о мускулистом силаче с зоркими глазами, человеке энергичном, волевом, азартном и даже рисковом.
Он жил в постоянном движении, поиске: в 43 года начал учиться плавать у мирового рекордсмена Романенко, с другим известным спортсменом поднялся на воздушном шаре, одним из первых в мире спустился на морское дно в водолазном костюме.
А однажды полетел на самолете со знаменитым борцом Иваном Заикиным и попал в авиационную катастрофу
. Он любил жизнь, любил цирк, животных, особенно лошадей. Все его друзья и близкие знакомые были удивительными людьми: борец Иван Поддубный, дрессировщик Анатолий Дуров, клоун Жакомино, певец Федор Шаляпин….
Но не все из них знали, каким было детство.
2. С 6 лет он воспитывался в сиротском училище, до этого жил с матерью во вдовьем доме.
“Бывало в раннем детстве вернешься после долгих летних каникул в пансион.
Все серо, казарменно, пахнет свежей масляной краской и мастикой, товарищи грубы, начальство недоброжелательно. Пока день еще крепишься кое-как… Но когда настанет вечер и возня в полутемной спальне уляжется…
0 , какая нестерпимая скорбь, какое отчаяние овладевает маленькой душой! Грызешь подушку, подавляя рыдания, шепчешь милые имена и плачешь, плачешь, плачешь…”
– Почему я вам предложила послушать именно эти сведения об авторе?
– В чем их важность?
Вывод. Рассказ Куприна потому такой светлый, наполненный любовью к детям, что и он сам когда-то испытывал потребность в подобной любви и в том, чтобы его детские мечты могли сбыться.
XIII. Работа над эпиграфом
– Предлагаю вам прочитать слова Д.Писарева, написанные на доске. (Дети читают.)
– Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое Я … (Д.Писарев)
– Как вы понимаете эти слова?
– О каком герое можно сказать, что он уважает человеческую личность? (Папа, немец, доктор…)
– Докажите. (Папа исполняет мечту; немец понимает папу; доктор советует порадовать Надю.)
– У вас были моменты, когда взрослые считались с вашими желаниями, с вашим “Я”?
– Приведите примеры.
–
X IV Итог урока
– Какова главная мысль рассказа? (Доверительные, искренние отношения между папой и дочкой; умение видеть в ребенке личность и уважать ее.)
– Какие краски вы бы взяли, чтобы, передать настроение рассказа в самом начале ( холодные) и в конце ? (Теплые, светлые, яркие.)
– Совпало ли мнение автора и читателя? (Да, рассказ переполнен добром, теплотой, искренностью ,которых не было в детстве у самого А. Куприна…)
XV Рефлексия
*Встаньте все, кто считает свою работу на уроке удовлетворительной…
*Приготовьте смайки и оцените своё настроение во время урока…
ХVI Домашнее задание
Увидятся ли еще Надя и слон? Как вы думаете?
Придумать продолжение рассказа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок математики 3 класс, по программе М.И. Моро, УМК «Школа России» Урок № 46 Сводная таблица умножения. .
Открытый урок математики в З классе (с презентацией) по теме "Сводная таблица умножения" Сценарий урока разработан по известному мультфильму "Приключение кота Леопольда". Следуя за сюжетом дети на уро...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОТКРЫТОМУ УРОКУ ВО 2 КЛАССЕ ТЕМА: «МОДЕЛЬ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»
Пусть книги друзьями заходят в дома. Читайте всю жизнь. Набирайтесь ума....
ОТКРЫТЫЙ УРОК ВО 2 КЛАССЕ ТЕМА: «МОДЕЛЬ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»
Цель урока: 1.Познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки.2.Развивать навыки выразительного чтения.3. Учить делить текст на смысловые части и составлять план.4. Учить подробно пересказывать художес...
Открытый урок во 2 классе по теме "Состав слова".Технологическая карта урока.
Урок разработан в ссответствии с ФГОС и, надеюсь,кому-то поможет в работе....
Математика. Открытый урок во 2 классе. Тема урока: Угол. Виды углов. УМК «Школа России»
МатематикаОткрытый урок во 2 классе Тема урока: Угол. Виды углов.УМК «Школа России»Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель: познакомить учащихся с понятием «угол», сформировать ...
Открытый урок в 4 классе"Рожество в Великобритании"по английскому языку. Урок соответствует требованиям ФГОС.
Урок `Рождество в Великобритании`соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок английского языка по данной теме в начальной школе, в 4 классе, познакомит с симв...
Открытый урок в 4 классе по английскому языку в рамках внутришкольного семинара "Применение инновационных технологий на уроке" в МАОУ "Лицей № 37" г. Саратов
Данный урок разработан по линии УМК "Спотлайт Английский в фокусе" в 4 классе и содержит материал по применению здоровьесберегающих технологий и методик в рамках урока нового знания. ...