урок по литературному чтению в 3 классе по теме "Обучение составлению собственных высказываний на основе прочитанного. М.М.Зощенко «Золотые слова»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок по литературному чтению в 3 классе по теме "Обучение составлению собственных выскзаываний на основе прочитанного. М.М.Зощенко "Золотые слова" УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_chteniyu.docx | 44.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обучение составлению собственных высказываний на основе прочитанного.
М.М.Зощенко «Золотые слова»
Цель: развитие умения видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы.
Задачи:
Обучающие: познакомить обучающихся с биографией и творчеством М.М. Зощенко; создать условия для развития у них навыка вдумчивого чтения, формирования умения работать с текстом; объяснить влияние на людей произносимых слов.
Развивающие: способствовать развитию интереса к чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей; стимулировать мыслительную и творческую деятельность обучающихся на уроке; развивать самокритичность, самооценку.
Воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности и чувства доброты, заботливого отношения к другим людям, воспитывать любовь к книгам и чтению; воспитывать личную нравственность через понимание сути слов.
Оборудование: тесты, карточки со словами, карточки с заданиями, портрет писателя, проектор, презентация, чистые листочки, толковые словари Ожегова, Даля
Ход урока
- Организационный момент
- Пробуждение интереса к пробуждаемой теме
-Каким вы хотите видеть наш урок? Как вы мне поможете? (Дети описывают свои ожидания, «настроение» урока)
-О чем же мы будем говорить на уроке? Послушайте, что я узнала, когда готовилась к уроку.
-Мы часто забываем, а может, не хотим знать о том, каким спасательным может стать слово милосердия и любви и насколько разрушительным бывает даже неосторожно сказанное плохое, оскорбительное слово. Исследователи выяснили, что люди, которые постоянно ругаются, обзываются, говорят плохие слова, подвержены болезням. Оскорбительное (плохое) слово не только обижает того человека, в адрес которого сказано, но причиняет вред тому, кто его произнес.
-Были ли в вашей жизни ситуации, когда вы говорили плохие слова?
-Люди всегда обращали внимание на значение слова в жизни человека, его влияние на судьбу. Об этом писали поэты. Послушайте стихотворение Льва Николаевича Гумилева.
(читает наизусть Франчук Светлана)
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
Но забыли мы, что осияло
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это – Бог.
-Как бы вы определили тему нашего сегодняшнего урока?
-Я знаю, что вы хотели бы побывать в роли мудрецов.
-Волшебная палочка, помоги!
Итак, вы все сегодня мудрецы. Все, что вы будете говорить на уроке, будет правильным. Но не забывайте одно изречение «10 раз подумай – один раз скажи».Слайд 1
- Речевая разминка
Стр.56
- Чтение хором, медленно, четко произнося все звуки;
- Чтение шёпотом;
- Чтение громко и быстро;
- Чтение выразительно в парах, по ролям.
4. Постановка темы урока
-Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением замечательного писателя, которое называется «Золотые слова». Слайд 2
5. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
/На экране появляется портрет писателя./
Учитель: Знаете ли вы, этого человека? Слайд 3
Обучающиеся: М.М.Зощенко.
Учитель: Что вы о нём знаете?
/1 обучающийся Белкова Екатерина рассказывает подготовленный дома материал)
Михаил Михайлович Зощенко родился в семье художника в 1894 году. Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. Зощенко-участник двух войн. Кем только не работал Михаил Михайлович: и сапожником, и телефонистом, и агентом, и актером. Но всю жизнь стремился к литературе.
Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными. Умер писатель в 1958 году.
Учитель: Как вы понимаете слова «Писал юмористические рассказы»?
Ю́мор — интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комические стороны.
Учитель: В Санкт – Петербурге находится музей М.Зощенко.
Уникальность музея состоит в том, что в кабинете все вещи подлинные, обстановка в которой жил писатель, воссоздана с детальной точностью.
Учитель: Какие произведения М.Зощенко вы читали?
Учитель: На этот вопрос вам поможет ответить выставка книг.
Учитель: Писатель создал целые циклы рассказов, адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне».Слайд 4
6.Первичное ознакомление с произведением
Учитель: М.Зощенко высмеивал недостатки, или как он говорил сам «печальные черты» характеров. В его произведениях многие узнавали себя.
-Откройте учебники стр.159
-Ребята, как вы думаете, в названии рассказа «Золотые слова» слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему?
Обучающиеся: Слово «золотые» употреблено в переносном значении, потому что слова не сделаны из золота.
Учитель: Какие слова могут считаться «золотыми»?
Обучающиеся: Слово «золотые» в переносном смысле может обозначать волшебные, дорогие, ценные, нужные.
Учитель: У каждого воспитанного человека в словарном запасе обязательно должны быть такие слова, и ими нужно пользоваться.
Учитель: Нельзя быть вежливым в какое-то определенное время. Человек должен быть вежливым всегда. Сейчас мы узнаем, кто больше знает золотых «волшебных слов»?
/Обучающиеся работают в парах. Записывают все «волшебные» слова, которые знают.
Зачитывают те пары, кто больше вспомнил таких слов. Учитель к доске прикрепляет карточки с «волшебными» словами./
Учитель: Слово обладает великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении. Помните, что, доброе, милосердное слово улучшает настроение, продлевает жизнь.
Чтение рассказа заранее подготовленными обучающимися.
-Сейчас послушайте рассказ в прочтении девочек. Следите по учебнику и подчеркните простым карандашом слова, незнакомые вам.
Словарная работа ( после прослушивания рассказа)
-Сейчас мудрецы объяснят значение слов.
Прельщала – стала заманчивой, приятной.
(Во–первых, на стол ставилась вкусная еда. И эта сторона дела нас с Лёлей в особенности прельщала.)
Угореть – отравиться угаром, потерять соображение.
Угоревший – отравился угаром.
Сардинка - небольшая морская рыбка
Обмереть от страха -оцепенеть от сильного внезапного чувства, испуга
Бурда - всякая мутная, неприятная на вкус жидкость
Абсурд - нечто нелогичное, нелепое, глупое, из ряда вон выходящее, противоречащее здравому смыслу.
Развязно –излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими.
(В виду того что дети, действительно вели себя развязно и тем самым они не оправдали наших надежд ….)
Раскаяться –сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом.
Переполох – смятение, паника
Дёготь - жидкий продукт сухой перегонки древесины, а также твёрдого топлива — каменных и бурых углей, сланцев, торфа. Слайд 5
Шикать - произносить "ш-ш", "ши", призывая к тишине, молчанию.
7.Повторное чтение текста и работа над его содержанием
Чтение 1 отрывка по цепочке
Учитель: Читайте внимательно, подготовьтесь отвечать на вопросы.
(1 часть заканчивается предложением:«…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».)
Учитель: Почему дети любили ужинать со взрослыми?
Свои ответы дети подтверждают словами из текста.
Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?
Как наказал отец Миньку и Лёлю?
Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды. Существуют определенные правила для детей и взрослых. Слайд 6
Лексическая работа.
Объясните, как вы понимаете устойчивые словосочетания.
/Работа в группах. Дети советуются и дают объяснение./
Обучающиеся:
Тараторила без конца –говорила очень быстро без остановки.
Сидела как на иголках – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.
Желала загладить происшествие - исправить положение
8.Физкультминутка
9.Продолжение работы над произведением
Чтение про себя.
Учитель: Читайте внимательно, потом поработаем по группам по зеленому листочку «Выбери правильное слово».
(2 часть заканчивается предложением:«…А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)
Работа по группам
Проверка (на слайде 7)
Чтение рассказа до конца – жужжащее чтение (вполголоса)
Перед чтением поставить цель –найти, какие «золотые слова» запомнил Минька и «золотыми буквами» записал в своём сердце.
Индивидуальная работа с обучающимися, у которых техника чтения ниже нормы (Динис, Лиза, Вадим)
По окончании чтения – проверка.
-А дома, ребята, вы запишите эти слова в свои тетради по чтению (стр.57 з.89, 90) и запишите, какие «золотые» слова говорили вам когда-нибудь родители.
10.Подведение итогов урока. Рефлексия
Учитель: Какова же основная мысль произведения? Как «золотые» слова помогли автору стать счастливым человеком? Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Объясните.
Выполнение теста на розовом листе
ТЕСТ
- Что интересовало Лёлю и Миньку, когда они ужинали со взрослыми?
Т) вкусная еда, Я) интересные рассказы, В) кто как ест?
2. Как Леля вела себя за столом:
З) сидела тихо, М) тараторила без умолку, О) хвалила еду?
3. Начальник рассказывал историю:
О) о пожарном, Б) о враче, Ю) о свадьбе?
4. Лёлю и Миньку наказали на:
А) неделю, Ж) месяц, Л) два месяца?
5. Неприятная история произошла из – за:
О) булки с маслом, И) бутерброда с колбасой, Ф) жареной курицы?
6. Масло упало:
Х) на стол, Ш) в тарелку папиного начальника, Д) в стакан с чаем?
7. В чём было главное «преступление» детей:
Е) промолчали, Э) нарочно кинули масло в стакан, У) убежали из комнаты?
8. Золотыми словами были те, что учили:
Ф) всегда слушаться взрослых,
Ц) всё делать с учётом изменившейся ситуации,
М) никогда не вмешиваться в разговоры старших?
Взаимопроверка
Учитель: Кто правильно выполнил тест, у того должны были получиться слова
Я МОЛОДЕЦ Слайд 8
11.Домашнее задание
- С.57 з.89,90
- Выразительное чтение по ролям.
Ребята в группах готовят выразительно чтение любого отрывка по ролям.
Приложение №2
ТЕСТ
- Что забавляло Лёлю и Миньку, когда они ужинали со взрослыми?
А) вкусная еда, Б) интересные рассказы, В) кто как ест?
2. Как Леля вела себя за столом:
А) сидела тихо, Б) тараторила без умолку, В) хвалила еду?
3. Начальник рассказывал историю:
А) о пожарном, Б) о враче, В) о свадьбе?
4. Лёлю и Миньку наказали на:
А) неделю, Б) месяц, В) два месяца?
5. Разрешив сесть детям снова за стол со взрослыми, папа запретил:
А) чавкать, Б) разговаривать, В) есть руками?
6. Неприятная история произошла из – за:
А) булки с маслом, Б) бутерброда с колбасой, В) жареной курицы?
7. Масло упало:
А) на стол, Б) в тарелку папиного начальника, В) в стакан с чаем?
8. Что сделал папин начальник , глотнув чай с маслом?
А) подпрыгнул на стуле, Б) громко закричал, В) убежал из комнаты?
9. В чём было главное «преступление» детей:
А) промолчали,
Б) нарочно кинули масло в стакан,
В) убежали из комнаты?
10. Золотыми словами были те, что учили:
А) всегда слушаться взрослых,
Б) всё делать с учётом изменившейся ситуации,
В) никогда не вмешиваться в разговоры старших?
Приложение №3
Восстановите правильный порядок событий
План:
Помилование и папины условия.
Папин совет или Золотые слова.
Ужин со взрослыми.
Плохое воспитание или История о пожарном.
Наказание.
Заключение или Золотые слова жизни.
Главное преступление или случай с маслом в чае.
Приложение № 4
- Между тем нож согрелся над чаем. Масло немножко (растаяло, подтаяло).
- Я хотел его (смазать, намазать) на булку и уже стал (уводить, отводит) руку от стакана. Но тут моё масло (неожиданно, нежданно) с ножа и упало прямо в чай.
- Мы с Лёлей едим (за четверых, за троих) и между собой пересмеиваемся.
- Я взял (хлеб, булку) и отрезал кусочек масла.
- Мы съели всё, что было возможно, и перешли на (салаты, сладкое).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по литературному чтению 3 класс .М. Зощенко "Золотые слова".
Урок - игра по литературному чтению 3 класс. М. Зощенко "Золотые слова"...
технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"
Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...
Обучение составлению собственных высказываний на основе прочитанного. М.М.Зощенко "Золотые слова"
Обучение составлению собственных высказываний на основе прочитанного...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс М.Зощенко "Золотые слова"
Дистанционный урок М. Зощенко "Золотые слова" 3 класс...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: М.М. Зощенко "Золотые слова" (2 час) УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: совершенствование понимания юмористического текста; создание условий для дальнейшего совершенствования навыков правильного, осознанного и выразительного чтения.Планируемые р...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Образы детей в произведении М.Зощенко «Золотые слова» УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части; формирование навыков беглого чтения и правильной ре...
конспект урока по литературному чтению 3 класс "М.Зощенко "Золотые слова"
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема урока: М. Зощенко «Золотые слова»Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юморис...