Обучение составлению собственных высказываний на основе прочитанного. М.М.Зощенко "Золотые слова"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Обучение составлению собственных высказываний на основе прочитанного
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_chteniyu.docx | 54.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обучение составлению собственных высказываний на основе прочитанного.
М.М.Зощенко «Золотые слова»
Цель: развитие умения видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы.
Задачи:
Обучающие: познакомить обучающихся с биографией и творчеством М.М. Зощенко; создать условия для развития у них навыка вдумчивого чтения, формирования умения работать с текстом; объяснить влияние на людей произносимых слов.
Развивающие: способствовать развитию интереса к чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей; стимулировать мыслительную и творческую деятельность обучающихся на уроке; развивать самокритичность, самооценку.
Воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности и чувства доброты, заботливого отношения к другим людям, воспитывать любовь к книгам и чтению; воспитывать личную нравственность через понимание сути слов.
Оборудование: тесты, карточки со словами, карточки с заданиями, портрет писателя, проектор, презентация, чистые листочки, толковые словари Ожегова, Даля
Ход урока
- Организационный момент
- Пробуждение интереса к пробуждаемой теме
-Каким вы хотите видеть наш урок? Как вы мне поможете? (Дети описывают свои ожидания, «настроение» урока)
-О чем же мы будем говорить на уроке? Послушайте, что я узнала, когда готовилась к уроку.
-Мы часто забываем, а может, не хотим знать о том, каким спасательным может стать слово милосердия и любви и насколько разрушительным бывает даже неосторожно сказанное плохое, оскорбительное слово. Исследователи выяснили, что люди, которые постоянно ругаются, обзываются, говорят плохие слова, подвержены болезням. Оскорбительное (плохое) слово не только обижает того человека, в адрес которого сказано, но причиняет вред тому, кто его произнес.
-Были ли в вашей жизни ситуации, когда вы говорили плохие слова?
-Люди всегда обращали внимание на значение слова в жизни человека, его влияние на судьбу. Об этом писали поэты. Послушайте стихотворение Льва Николаевича Гумилева.
(читает наизусть Франчук Светлана)
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
Но забыли мы, что осияло
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это – Бог.
-Как бы вы определили тему нашего сегодняшнего урока?
-Я знаю, что вы хотели бы побывать в роли мудрецов.
-Волшебная палочка, помоги!
Итак, вы все сегодня мудрецы. Все, что вы будете говорить на уроке, будет правильным. Но не забывайте одно изречение «10 раз подумай – один раз скажи».Слайд 1
- Речевая разминка
Стр.56
- Чтение хором, медленно, четко произнося все звуки;
- Чтение шёпотом;
- Чтение громко и быстро;
- Чтение выразительно в парах, по ролям.
4. Постановка темы урока
-Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением замечательного писателя, которое называется «Золотые слова». Слайд 2
5. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
/На экране появляется портрет писателя./
Учитель: Знаете ли вы, этого человека? Слайд 3
Обучающиеся: М.М.Зощенко.
Учитель: Что вы о нём знаете?
/1 обучающийся Белкова Екатерина рассказывает подготовленный дома материал)
Михаил Михайлович Зощенко родился в семье художника в 1894 году. Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. Зощенко-участник двух войн. Кем только не работал Михаил Михайлович: и сапожником, и телефонистом, и агентом, и актером. Но всю жизнь стремился к литературе.
Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными. Умер писатель в 1958 году.
Учитель: Как вы понимаете слова «Писал юмористические рассказы»?
Ю́мор — интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комические стороны.
Учитель: В Санкт – Петербурге находится музей М.Зощенко.
Уникальность музея состоит в том, что в кабинете все вещи подлинные, обстановка в которой жил писатель, воссоздана с детальной точностью.
Учитель: Какие произведения М.Зощенко вы читали?
Учитель: На этот вопрос вам поможет ответить выставка книг.
Учитель: Писатель создал целые циклы рассказов, адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне».Слайд 4
6.Первичное ознакомление с произведением
Учитель: М.Зощенко высмеивал недостатки, или как он говорил сам «печальные черты» характеров. В его произведениях многие узнавали себя.
-Откройте учебники стр.159
-Ребята, как вы думаете, в названии рассказа «Золотые слова» слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему?
Обучающиеся: Слово «золотые» употреблено в переносном значении, потому что слова не сделаны из золота.
Учитель: Какие слова могут считаться «золотыми»?
Обучающиеся: Слово «золотые» в переносном смысле может обозначать волшебные, дорогие, ценные, нужные.
Учитель: У каждого воспитанного человека в словарном запасе обязательно должны быть такие слова, и ими нужно пользоваться.
Учитель: Нельзя быть вежливым в какое-то определенное время. Человек должен быть вежливым всегда. Сейчас мы узнаем, кто больше знает золотых «волшебных слов»?
/Обучающиеся работают в парах. Записывают все «волшебные» слова, которые знают.
Зачитывают те пары, кто больше вспомнил таких слов. Учитель к доске прикрепляет карточки с «волшебными» словами./
Учитель: Слово обладает великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении. Помните, что, доброе, милосердное слово улучшает настроение, продлевает жизнь.
Чтение рассказа заранее подготовленными обучающимися.
-Сейчас послушайте рассказ в прочтении девочек. Следите по учебнику и подчеркните простым карандашом слова, незнакомые вам.
Словарная работа ( после прослушивания рассказа)
-Сейчас мудрецы объяснят значение слов.
Прельщала – стала заманчивой, приятной.
(Во–первых, на стол ставилась вкусная еда. И эта сторона дела нас с Лёлей в особенности прельщала.)
Угореть – отравиться угаром, потерять соображение.
Угоревший – отравился угаром.
Сардинка - небольшая морская рыбка
Обмереть от страха -оцепенеть от сильного внезапного чувства, испуга
Бурда - всякая мутная, неприятная на вкус жидкость
Абсурд - нечто нелогичное, нелепое, глупое, из ряда вон выходящее, противоречащее здравому смыслу.
Развязно –излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими.
(В виду того что дети, действительно вели себя развязно и тем самым они не оправдали наших надежд ….)
Раскаяться –сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом.
Переполох – смятение, паника
Дёготь - жидкий продукт сухой перегонки древесины, а также твёрдого топлива — каменных и бурых углей, сланцев, торфа. Слайд 5
Шикать - произносить "ш-ш", "ши", призывая к тишине, молчанию.
7.Повторное чтение текста и работа над его содержанием
Чтение 1 отрывка по цепочке
Учитель: Читайте внимательно, подготовьтесь отвечать на вопросы.
(1 часть заканчивается предложением:«…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».)
Учитель: Почему дети любили ужинать со взрослыми?
Свои ответы дети подтверждают словами из текста.
Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?
Как наказал отец Миньку и Лёлю?
Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды. Существуют определенные правила для детей и взрослых. Слайд 6
Лексическая работа.
Объясните, как вы понимаете устойчивые словосочетания.
/Работа в группах. Дети советуются и дают объяснение./
Обучающиеся:
Тараторила без конца –говорила очень быстро без остановки.
Сидела как на иголках – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.
Желала загладить происшествие - исправить положение
8.Физкультминутка
9.Продолжение работы над произведением
Чтение про себя.
Учитель: Читайте внимательно, потом поработаем по группам по зеленому листочку «Выбери правильное слово».
(2 часть заканчивается предложением:«…А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)
Работа по группам
Проверка (на слайде 7)
Чтение рассказа до конца – жужжащее чтение (вполголоса)
Перед чтением поставить цель –найти, какие «золотые слова» запомнил Минька и «золотыми буквами» записал в своём сердце.
Индивидуальная работа с обучающимися, у которых техника чтения ниже нормы (Динис, Лиза, Вадим)
По окончании чтения – проверка.
-А дома, ребята, вы запишите эти слова в свои тетради по чтению (стр.57 з.89, 90) и запишите, какие «золотые» слова говорили вам когда-нибудь родители.
10.Подведение итогов урока. Рефлексия
Учитель: Какова же основная мысль произведения? Как «золотые» слова помогли автору стать счастливым человеком? Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Объясните.
Выполнение теста на розовом листе
ТЕСТ
- Что интересовало Лёлю и Миньку, когда они ужинали со взрослыми?
Т) вкусная еда, Я) интересные рассказы, В) кто как ест?
2. Как Леля вела себя за столом:
З) сидела тихо, М) тараторила без умолку, О) хвалила еду?
3. Начальник рассказывал историю:
О) о пожарном, Б) о враче, Ю) о свадьбе?
4. Лёлю и Миньку наказали на:
А) неделю, Ж) месяц, Л) два месяца?
5. Неприятная история произошла из – за:
О) булки с маслом, И) бутерброда с колбасой, Ф) жареной курицы?
6. Масло упало:
Х) на стол, Ш) в тарелку папиного начальника, Д) в стакан с чаем?
7. В чём было главное «преступление» детей:
Е) промолчали, Э) нарочно кинули масло в стакан, У) убежали из комнаты?
8. Золотыми словами были те, что учили:
Ф) всегда слушаться взрослых,
Ц) всё делать с учётом изменившейся ситуации,
М) никогда не вмешиваться в разговоры старших?
Взаимопроверка
Учитель: Кто правильно выполнил тест, у того должны были получиться слова
Я МОЛОДЕЦ Слайд 8
11.Домашнее задание
- С.57 з.89,90
- Выразительное чтение по ролям.
Ребята в группах готовят выразительно чтение любого отрывка по ролям.
Приложение №2
ТЕСТ
- Что забавляло Лёлю и Миньку, когда они ужинали со взрослыми?
А) вкусная еда, Б) интересные рассказы, В) кто как ест?
2. Как Леля вела себя за столом:
А) сидела тихо, Б) тараторила без умолку, В) хвалила еду?
3. Начальник рассказывал историю:
А) о пожарном, Б) о враче, В) о свадьбе?
4. Лёлю и Миньку наказали на:
А) неделю, Б) месяц, В) два месяца?
5. Разрешив сесть детям снова за стол со взрослыми, папа запретил:
А) чавкать, Б) разговаривать, В) есть руками?
6. Неприятная история произошла из – за:
А) булки с маслом, Б) бутерброда с колбасой, В) жареной курицы?
7. Масло упало:
А) на стол, Б) в тарелку папиного начальника, В) в стакан с чаем?
8. Что сделал папин начальник , глотнув чай с маслом?
А) подпрыгнул на стуле, Б) громко закричал, В) убежал из комнаты?
9. В чём было главное «преступление» детей:
А) промолчали,
Б) нарочно кинули масло в стакан,
В) убежали из комнаты?
10. Золотыми словами были те, что учили:
А) всегда слушаться взрослых,
Б) всё делать с учётом изменившейся ситуации,
В) никогда не вмешиваться в разговоры старших?
Приложение №3
Восстановите правильный порядок событий
План:
Помилование и папины условия.
Папин совет или Золотые слова.
Ужин со взрослыми.
Плохое воспитание или История о пожарном.
Наказание.
Заключение или Золотые слова жизни.
Главное преступление или случай с маслом в чае.
Приложение № 4
- Между тем нож согрелся над чаем. Масло немножко (растаяло, подтаяло).
- Я хотел его (смазать, намазать) на булку и уже стал (уводить, отводит) руку от стакана. Но тут моё масло (неожиданно, нежданно) с ножа и упало прямо в чай.
- Мы с Лёлей едим (за четверых, за троих) и между собой пересмеиваемся.
- Я взял (хлеб, булку) и отрезал кусочек масла.
- Мы съели всё, что было возможно, и перешли на (салаты, сладкое).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Речь. Упражнение в составлении речевых высказываний»
Речь является своеобразным зеркалом культуры человека....
урок по литературному чтению в 3 классе по теме "Обучение составлению собственных высказываний на основе прочитанного. М.М.Зощенко «Золотые слова»
Урок по литературному чтению в 3 классе по теме "Обучение составлению собственных выскзаываний на основе прочитанного. М.М.Зощенко "Золотые слова" УМК "Школа России"...
Урок Роль интонации при передаче смысла высказывания. Правописание предлогов, оканчивающихся на парные согласные. Составление собственного задания. Решение лингвистических задач.
УМК СРО Л.В.ЗанковаПредмет...
Составление развернутых высказываний карточки для самостоятельной работы
quot;Поведение людей в различных ситуациях" карточки...
Картины весны в произведениях А. Чехова, А. Фета, А. Барто. Создание вопросов на основе прочитанных произведений.
Технологическая карта урока, конспект....
Обучение говорению на основе прочитанного текста
Обучение говорению на основе прочитанного текста...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Составление собственного текста по репродукции картины И.Левитана "Золотая осень"
Конспект урока по русскому языку на тему: "Составление собственного текста по репродукции картины И.Левитана "Золотая осень" 4 класс...