разработка урока по литературному чтению в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Н.Г. Гарин- Михайловский. Глава "Старый уолодезь" из повести "Детство Тёмы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyoma_i_zhuchka-_razrabotka.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. «Н.Г.Гарин- Михайловский. Глава «Старый колодезь» из повести «Детство Тёмы».
Цели.
Совершенствовать умение понимать главную мысль литературного произведения; формировать основы анализа художественного текста исходя из принципа единства формы и содержания; показать роль важнейших эпизодов произведения в раскрытии мотивов поступков героев и главной мысли; воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение.
Оборудование.
Учебник «Живое слово. 2 (3) класс» под ред. З.И.Романовской; карточки творческих заданий у детей.
Ход урока
- Организационный момент
- Вступительная беседа
У. С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
Н.Г.Гарин- Михайловский- русский писатель 19 века, автор знаменитых повестей для детей. В его трилогии «Детство Тёмы» более 20 глав. Почему авторы учебника поместили для вашего чтения именно эту главу? Что главное, важное хотели вам сказать авторы учебника? Как называется самое главное и важное в любом произведении, что хотел сказать автор?
Сегодня на уроке мы вместе определим главную мысль изучаемого произведения.
- Анализ художественного произведения
- Что такое главная мысль любого произведения?
- Как вы думаете, о чьих поступках мы должны говорить для раскрытия главной мысли этого произведения?
- Кто такой Тёма?
- С какого вопроса Тёмы начинаются все события?
- Это главная, или ключевая фраза. С ней связаны все остальные события рассказа, развитее сюжета. Прочитаем диалог Тёмы и няни.
- Что отвечает няня на вопрос Темы?
- Как вы оцениваете поступок того неизвестного, кто бросил Жучку в колодец?
- Каким словом называет няня этого человека?
- Я просила вас определить значение этого слова.
- Таким образом имя собственное стало нарицательным, в тексте оно написано с маленькой буквы. Иродам называют злых, жестоких, бессердечных людей.
Тема встречается со злом. Какое чувство вызывает у темы этот бессердечный поступок? Найдите в тексте подтверждение ваших слов.
- Что решил сделать Тема?
- Какое необычное состояние Темы описывает автор в первой части? Подтвердите текстом.
- Прошла ли болезнь, когда Тема уже встал и пошел спасать Жучку?
- Почему же больной мальчик не возвращается в постель, а спешит к колодцу?
- Какое чувство пришлось испытать нашему герою?
(Страшно; делалось страшнее; что- то страшное лезло на плечи; мурашки пробегали у него по спине)
- Для чего автор использует все эти слова и выражения? (Чтобы лучше передать состояние мальчика).
- Когда и где Тема испытал еще страх?
- В каких частях рассказа говорится о спуске в колодец и подъеме из него?
Положите перед собой иллюстрацию колодца и откройте его описание в тетради. Рассмотрите иллюстрацию. Какие слова использует автор, описывая колодец? Для чего?
- Но почему же Тема все- таки спускается в колодец?
- Какая из двух частей (пятая или шестая) наиболее напряженная? Докажите.
- В шестой части рассказа находится очень важный эпизод. Прочитайте значение этого слова на ваших листах.
- Этот эпизод имеет очень важное значение для раскрытия не только характера Темы, но и главной мысли произведения. Прочитаем часть этого эпизода.
- Какие трудности испытал Тема при подъеме из колодца?
Тяжелое положение Темы автор подчеркивает при помощи противопоставления. Тема находится на глубине 6 метров (3 сажени), он на грани срыва на дно колодца. Что он видит на верху? Найдите в тексте.
Да, но все это очень высоко и далеко. Какие чувства закрадываются в душу Теме?
Таким образом, мальчиком овладело отчаяние, он уже готов бросить вожжи и упасть на дно, но он находит силы не в руках и ногах. Какая сила приходит на помощь Теме?
- Какими словами мальчик подбадривает себя? Найдите этот отрывок.
В словах Темы есть подсказка, почему он сумел побороть страх, справиться с трудностями благополучно выбрался сам и вытащил Жучку.
Это тоже главные, ключевые слова, характеризующие Тему. Как вы оцениваете его поступок?
- Сумел ли Тема одолеть зло, болезнь, страх, трудности и смерть? Что помогло ему преодолеть все препятствия? (Горячая, любящая душа).
- Попытаемся сформулировать главную мысль рассказа:
Любовь побеждает
зло трудности смерть болезнь страх
Итог
Тема- благородный мальчик с любящей душой. Он на деле доказывает любовь к своему четвероногому другу. Добрые дела оказываются сильнее зла, а горячее, любящее сердечко способно преодолеть страх и подарить жизнь другому существу. Добрые дела требуют от человека напряжения всех его душевных сил- только тогда добро будет сильнее зла.
Домашнее задание
Продолжить знакомство с этим удивительным мальчиком (найти повесть)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по литературному чтению 3 класс
Тема урока. В. ДРАГУНСКИЙ «ДРУГ ДЕТСТВА»...
Разработка урока по литературному чтению 4 класс
Метафора,сравнение,рифма,ритм - формирование понятий. Знакомство со стихотворением А.Н.Плещеева "Детство".Развитие выразительной и четкой дикции....
Разработка урока по литературному чтению 3 класс "Басни И.А.Крылова. Обобщение"
Урок по литературному чтению разработан по необходимым требованиям, предъявляемым к конспекту урока: прописаны цели урока, необходимое оборудование, соблюдены этапы урока, использование наглядного и з...
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс Тема: Литературные сказки (обобщение) с презентацией
Разработка урока по литературному чтению...
Разработка урока по литературному чтению (3 класс). Тема "Учись узнавать зверя по описанию "Белка"". Презентация к данному уроку
Урок развития речи. Составление рассказа о животных с помощью плана...
Разработка урока по литературному чтению ( 2 класс). Тема урока: В.В.Бианки «Сова»
Разработка урока по литературному чтению ( 2 класс). Тема урока: В.В.Бианки «Сова»...
Разработка урока по литературному чтению 2 класс. Тема урока: «Полна богатырями Земля Русская».
Цели урока: Сформировать целостное представление о фольклоре как о культурном наследии народа. Развивать творческие способности детей. Расширять представления детей о былинах, как о...