Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 311 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» городского округа
закрытое административно-территориальное образование
город Межгорье Республики Башкортостан
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор МБОУ
руководитель МБОУ СОШ №1 СОШ №1 ЗАТО Межгорье
__________________ ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан
Протокол №_______ Республики Башкортостан ______________С.А.Лебедев
от « » ________2012г _______________________ Приказ №________________
« »________________2012г. « »_________________2012г
Рабочая программа
учителя первой категории
Гайсиной Риммы Рафаильевны
по
литературному чтению
для 4 го класса
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
- примерной программы по учебным предметам и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном образовательном стандарте общего образования (№ 373 от 06.10.2009г.);
- программы по русскому языку для 1-4 классов, авторы: Климанова Л.Ф., Бойкина М.В., М.: Просвещение, 2011 г.;
- федерального базисного учебного и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ министерства образования и науки РФ № 1312 от 09.03.2004г), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 74 от 01.февраля 2012г «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан, реализующих программы общего образования (приказ министерства образования Республики Башкортостан № 769 от 28 апреля 2012г.;
- федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/2013 учебный год (приказ № 2885 от 27 декабря 2011г.Зарегистрирован Минюстом Российской Федерации 21 февраля 2012 г. регистрационный номер № 23290).
Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, и навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважении к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:
- освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге;
- овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
- воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;
- формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа. Формой итоговой аттестации обучающихся 4 класса предполагается проверка навыка чтения.
Для реализации программного содержания используются:
-Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В. Родная речь: учебник для 4 класса. - М.: Просвещение, 2010.
-Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения: метод, пособие к учебнику «Родная речь. 4 класс». - М.: Просвещение, 2006.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Количество часов в год - 102.
Количество часов в неделю - 3.
Количество часов в I четверти - 25.
Количество часов в II четверти - 23.
Количество часов в III четверти - 29.
Количество часов в IV четверти - 25.
Результаты изучения курса:
Личностные результаты:
- формирование гордости за свою Родину, ее историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно—следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста пo аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
IV КЛАСС (102 ч)
Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.
Былины. Летописи. Жития
О былинах.
«Ильины три поездочки».
Летописи. Жития.
«И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»
«И вспомнил Олег коня своего...»
Из русской классической литературы
П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); 2. А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Ке- риб»; 4. А. П. Чехов. «Мальчики».
Поэтическая тетрадь
Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; 2. А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; 3. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; 4. А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»; 5. И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...»; 6. Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; 7. И. А. Бунин. «Листопад».
Сказки русских писателей
В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; 2. П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; 3. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; 4. В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».
Делу время — потехе час
Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; 2. В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; 3. В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».
Страна далекого детства
Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; 2. К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; 3. М. М. Зощенко. «Елка».
Поэтическая тетрадь
В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»; 2. С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»; 3. М. И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».
Природа и мы
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; 2. А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; 3. М. Пришвин. «Выскочка»; 4. К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; 5. Е. И. Чарушин. «Кабан»; 6. В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».
Поэтическая тетрадь
Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; 2. С. А. Клычков. «Весна в лесу»; 3. Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; 4. Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; 5. С. А. Есенин. «Лебедушка».
Родина
И. С. Никитин «Русь»; 2. С. Д. Дрожжин. «Родине»;
А. В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...»;
Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».
Страна «Фантазия»
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника».
К. Булычев. «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература
Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; 2. Г. X. Андерсен. «Русалочка»; 3. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; 4. С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся в 4 классе начальной школы
Обучающиеся должны:
владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
знать названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
знать не менее 6—7 народных сказок, уметь их пересказывать;
знать более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
Учебно - методический комплект:
- Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы «Литературное чтение» в двух частях, авторы: Л.Ф.Климанова, В. Г.Горецкий, М. В. Голованова,изд. «Просвещение», Москва, 2010 г.;
- Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: Метод. пособие к учеб. «Родная речь. 4 класс» / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с
Контроль уровня обученности
№ п/п | Тема | Форма контроля | Дата |
I ПОЛУГОДИЕ | |||
I ЧЕТВЕРТЬ | |||
1. | Входная проверка навыка чтения. | Индивидуальный опрос | Третья неделя сентября |
2. | Былины. Летописи. Жития. | Проверочная работа | |
3. | Чудесный мир классики. | Проверочная работа | |
4. | Итоговая проверка навыка чтения. | Индивидуальный опрос | Последняя неделя октября |
II ЧЕТВЕРТЬ | |||
1. | Поэтическая тетрадь 1. | Проверочная работа | |
2. | Литературные сказки. | Проверочная работа | |
3. | Итоговая проверка навыка чтения. | Индивидуальный опрос | Конец декабря |
4. | Итоговый контроль за I полугодие | Контрольная работа | |
II ПОЛУГОДИЕ | |||
III ЧЕТВЕРТЬ | |||
1. | Делу время – потехе час. | Проверочная работа | |
2. | Страна детства. | Проверочная работа | |
3. | Поэтическая тетрадь 2. | Проверочная работа | |
4. | Природа и мы. | Проверочная работа | |
5. | Поэтическая тетрадь 3. | Проверочная работа | |
6. | Итоговая проверка навыка чтения. | Индивидуальный опрос | Конец марта |
IV ЧЕТВЕРТЬ | |||
1. | Родина. | Проверочная работа | |
2. | Страна «Фантазия». | Проверочная работа | |
3. | Зарубежная литература. | Проверочная работа | |
4. | Итоговая проверка навыка чтения. | Индивидуальный опрос | Конец мая |
5. | Итоговый контроль за II полугодие | Контрольная работа | |
За год | |||
Контрольная работа – 2 | |||
Проверочная работа – 12 |
тематическое планирование
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во ча-сов | Элементы | Страница учебника | Дата |
1 | Летописи. Былины. Жития ( 6 ч) | 1 четверть (25 ч) | ||||
1) Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | 1 | Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений | Стр.7-8 | 3.09 | ||
2 | 2)Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». Сравнительный анализ летописи | 1 | Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Стр.9-11 | 5.09 | |
3 | 3)Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» | 1 | Связь произведений литературы с другими видами искусств | Стр.12-15 | 7.09 | |
4 | 4)Былина «Ильины три поездочки» Внеклассное чтение Сравнение былины и кубаира | 1 | Тема, главная мысль, события, последовательность | Стр.12-19 | 10.09 | |
5 | 5)«Житие Сергия Радонежского» – памятник древнерусской литературы | 1 | Образные языковые средства | Стр.25 - 31 | 12.09 | |
6 | 6) «Житие Сергия Радонежского». Характеристика главного героя. Внеклассное чтение: По страницам | 1 | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие | стр. 25 - 31 | 14.09 | |
7 | Чудесный мир классики (19 ч) | 7)\1)Чудесный мир классики. П. Ершов «Конёк- горбунок» (отрывок) | 1 | Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | стр. 41 – 49 | 17.09 |
8 | 8)\2)Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк-горбунок» | 1 | Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | стр. 49 - 62 | 19.09 | |
9 | 9)\3)Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-горбунок» | 1 | Различение жанров произведений, народная сказка, литературная сказка | стр. 49 - 62 | 21.09 | |
10 | 10)\4)Внеклассное чтение: Стихи об осени А. С. Пушкина и Рами Гарипова Настроение, выраженное в стихах | 1 | Декламация произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусств | 24.09 | ||
11 | 11)\5)А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..» (наизусть по выбору) | 1 | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | стр. 69 - 70 | 26.09 | |
12 | 12)\6)А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | стр. 72 - 92 | 28.09 | |
13 | 13)\7)Волшебные сказки: народные и литературные. | 1 | Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | стр. 72 - 92 | 1.10 | |
14 15 | 14,15)\8,9)А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поступки и действия как основное средство изображения персонажей (отрывок наизусть) | 1 | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей | стр. 72 - 92 | 3.10 5.10 | |
16 | 16)\10)Внеклассное чтение: «Что за прелесть эти сказки!..». Сказки | 1 | Тема, главная мысль, события, последовательность | 8.10 | ||
17 | 17)\11)М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека» (наизусть) | 1 | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя | стр. 98 | 10.10 | |
18 | 18)\12)М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей | 1 | Чтение по ролям | стр. 99 - 113 | 12.10 | |
19 | 19)\13)Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб» | 1 | Устное изложение текста по плану. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | стр. 99 - 113 | 15.10 | |
20 | 22)\14)Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство» | 1 | Произведения классической литературы. Жанры литературных произведений. Осознанное, выразительное чтение текста | стр.117 - 120 | 17.10 | |
21 | 21)\15)Л. Толстой «Как мужик убрал камень»., башкирская легенда «Как Салават медведя убил» Умный | 1 | Тема, главная мысль, события, последовательность | стр.121 | 19.10 | |
22 | 22)\16)Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики» | 1 | Понимание основного содержания услышанного | стр. 125 - 135 | 22.10 | |
23 | 23)\17)Внеклассное чтение. Башкирские писатели - детям | 1 | Тема, главная мысль, события, последовательность | 24.10 | ||
24 | 24)\18)А. П. Чехов «Мальчики». Составление | 1 | Понимание основного содержания услышанного. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | стр. 125 - 135 | 29.10 | |
25 | 25)\19)Обобщение по разделу «Чудесный мир классики» | 1 | Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения | стр.137 - 138 | 31.10 | |
2 четверть (23 ч) | ||||||
26 | Поэтическая тетрадь (11 ч) | 1)\1)Тоска по родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид…» и Н Наджми «Первый снег» (наизусть по выбору) | 1 | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью | стр. 140 | 7.11 |
27 | 2)\2)Ф. Тютчев «Как неожиданно | 1 | Настроение лирического героя | стр. 141 - 142 | 9.11 | |
28 | 3)\3)А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Бабочка», «Весенний дождь» (наизусть по выбору) | 1 | Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | стр. 143 - 144 | 12.11 | |
29 | 4)\4)Внеклассное чтение. Каким был мой ровесник? Книги башкирских писателей о ребятах-сверстниках | 1 | Образные языковые средства | 14.11 | ||
30 | 5)\5)Картины весенней природы и настроение в стихах Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…» (наизусть по выбору) | 1 | Связь произведений литературы с другими видами искусств. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | стр. 145 - 146 | 16.11 | |
31 | 6)\6)Картина сельского быта. А. Н. Плещеев «Дети и птичка» | 1 | Осознанность и выразительность чтения | стр. 147 | 19. 11 | |
32 | 7)\7)Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» | 1 | Осознанность и выразительность чтения | стр. 148 | 21.11 | |
33 | 8)\8)Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» и Х.Габитова «Зима» (наизусть по выбору) | 1 | Образные языковые средства | стр. 149 - 151 | 23.11 | |
34 | 9)\9)Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад» | 1 | Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | стр. 152 - 153 | 26.11 | |
35 | 10)\10)Внеклассное чтение. Ожившие страницы прошлого. Герои Башкортостана на фронтах Великой Отечественной войны | 1 | Осознанность и выразительность чтения | 28.11 | ||
36 | 11)\11)Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | Осознанность и выразительность чтения | стр.154 - 156 | 30.11 | |
37 | Литературные сказки (12 ч) | 12)\1)Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке | 1 | Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | стр. 158 - 169 | 3.12 |
38 39 | 13, 14)\2,3)Особенности поведения, внешнего облика, речи | 1 | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | стр. 158 - 169 | 5.12 7.12 | |
40 | 15)\4)Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе» | 1 | Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией | стр. 171 - 180 | 10.12 | |
41 | 16)\5)Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни | 1 | Участие в диалоге при обсуждении произведения | стр. 182 - 193 | 12.12 | |
42 | 17)\6)Внеклассное чтение. Из истории нашей Родины. Книги о событиях и людях, оставшихся в памяти народа республики Башкортостан | 1 | Тема, главная мысль, события, последовательность. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | 14.12 | ||
43 | 18)\7)Особенности речи героев сказа «Серебряное копытце» | 1 | Оценка иллюстрации использование интонаций, соответствующих смыслу текста | стр. 182 - 193 | 17.12 | |
44 | 19)\8)С.Т.Аксаков – наш земляк. Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 1 | Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией | стр. 195 - 216 | 19.12 | |
45 | 20)\9)Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» | 1 | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | стр. 195 - 216 | 21.12 | |
46 | 21)\10)Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» | 1 | Участие в диалоге при обсуждении произведения | стр. 195 - 216 | 24.12 | |
47 | 22)\11)Обобщение по разделу: «Литературные сказки» | 1 | Выражение личного отношения к прочитанному | стр. 217 | 26.12 | |
48 | 23)\12)Внеклассное чтение. Вчера и сегодня. Из истории письменности башкирского народа | 1 | Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова | 28.12 | ||
3 четверть (29 ч) | ||||||
49 | Делу время – потехе час | 1)\1)Авторская литературная сказка | 1 | Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного | Стр.4-16 | 14.01 |
50 | 2)\2)Поучительный смысл «Сказки | 1 | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Стр.4-16 | 16.01 | |
51 | 3)\3)В. Ю. Драгунский «Главные реки». Средства создания комического эффекта | 1 | Рассказ. Осознанность и выразительность чтения | Стр. 17-23 | 18.01 | |
52 | 4)\4)Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе | 1 | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Стр.24-28 | 21.01 | |
53 | 5)\5)Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел» | 1 | Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Стр.29-34 | 23.01 | |
54 | 6)\6)Внеклассное чтение: «В путь, друзья!» По туристическим тропам республики Башкортостан | 1 | Рассказ о своих впечатлениях о произведении | 25.01 | ||
55 | 7)7)Обобщение по разделу «Делу время – потехе час» | 1 | Умение составлять простейшие задания для викторины | Стр.35-36 | 28.01 | |
56 | Страна детства (7 ч) | 8)\1)Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в поступках людей | 1 | Понимание содержания литературного произведения | Стр.38-46 | 30.01 |
57 | 9)\2)Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей | 1 | Герои произведения, восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний | Стр.38-46 | 1.02 | |
58 | 10)\3)К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев | 1 | Герои произведения, восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний. Связь литературы с музыкой | Стр.47-58 | 4.02 | |
59 | 11)\4)Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), используемые в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» | 1 | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа | Стр.47-58 | 6.02 | |
60 | 12)\5) Внеклассное чтение. М. Гафури «Дикий гусь» | 1 | Рассказ о своих впечатлениях о произведении | 8.02 | ||
61 | 13)\6)М. М. Зощенко «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания | 1 | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Стр.59-64 | 11.02 | |
62 | 14)\7)Обобщение по разделу «Страна детства» | 1 | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | Стр.65-66 | 13.02 | |
63 | Поэтическая тетрадь (5 ч) | 15)\1)Тема детства в произведениях (наизусть по выбору) | 1 | Декламация произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Стр.68-70 | 15.02 |
64 | 16)\2)Стихи о счастливых днях детства. С. А. Есенин «Бабушкины сказки» и Р.Гарипова «Курай» | 1 | Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией | Стр.71 | 18.02 | |
65 | 17)\3)Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» (наизусть по выбору) | 1 | Тема, главная мысль. Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Стр.72-73 | 20.02 | |
66 | 18)\4)Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией | Стр.74 | 22.02 | |
67 | 19)\5)Внеклассное чтение: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Книги о ратных подвигах башкирского народа | 1 | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | 25.02 | ||
68 | Природа и мы (10 ч) | 20)\1)Отношения человека и птицы в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» | 1 | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | Стр.76-84 | 27.02 |
69 | 21)\2)Роль рассуждений и диалогов в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» | 1 | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Стр.76-84 | 1.03 | |
70 | 22)\3)А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе | 1 | Понимание содержания литературного произведения | Стр.85-91 | 4.03 | |
71 | 23)\4)Тема самопожертвования в рассказе А. И. Куприна «Барбос и Жулька» | 1 | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа | Стр.85-91 | 6.03 | |
72 | 24)\5)Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка» | 1 | Понимание содержания литературного произведения | Стр.92-95 | 11.03 | |
73 | 25)\6)Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении | 1 | Рассказ о своих впеча-тлениях о произведении (героях, событиях). Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Стр.96-99 | 13.03 | |
74 | 26)\7)Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» | 1 | Понимание содержания литературного произведения | Стр.100-109 | 15.03 | |
75 | 27)\8)Научно-естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» | 1 | Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления | Стр.100-109 | 18.03 | |
76 | 28)\9)Обобщение по разделу «Природа и мы» | 1 | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | Стр.111-112 | 20.03 | |
77 | 29)\10)Внеклассное чтение. Творчество башкирского поэта Рами Гарипова | 1 | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств | 22.03 | ||
4 четверть (25 ч) | ||||||
78 | Поэтическая тетрадь (7 ч) | 1)\1)Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень» (отрывок наизусть) | 1 | Связь произведений литературы с другими видами искусства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Стр.114-115 | 1.04 |
79 | 2)\2)Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах | 1 | Сопоставление произведений художественной литературы | Стр.116-117 | 3.04 | |
80 | 3)\3)Настроение, выраженное в стихах Д. Б. Кедрина (наизусть) | 1 | Декламация произведений | Стр.118 | 5.04 | |
81 | 4)\4)Тема природы и Родины в стихах Н. М. Рубцова «Сентябрь» | 1 | Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией | Стр.119 | 8.04 | |
82 | 5)\5)Иносказательный смысл произведения С. А. Есенина «Лебедушка» (отрывок наизусть) | 1 | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Стр.120-125 | 10.04 | |
83 | 6)\6)Внеклассное чтение. В мире фантастики | 1 | Рассказ о своих впечатлениях о произведении | 12.04 | ||
84 | 7)\7)Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | Стр.126 | 15.04 | |
85 | Родина (5 ч) | 8)\1)Тема любви к Родине и ее героическому прошлому (наизусть) | 1 | Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям | Стр.128-132 | 17.04 |
86 | 9)\2)Патриотическое звучание, выразительность стихотворения С. Д. Дрожжина «Родине» | 1 | Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Стр.133-135 | 19.04 | |
87 | 10)\3)Красота и величие природы в стихотворении | 1 | Декламация произведений. Связь литературы с другими видами искусства | Стр.138 | 22.04 | |
88 | 11)\4)Тема войны в произведении (наизусть) | 1 | Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Стр.139-140 | 24.04 | |
89 | 12)\5)Обобщение по разделу «Родина» | 1 | Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения | Стр.142 | 26.04 | |
90 | Страна Фантазия | 13)\1)Внеклассное чтение. З.Биишева «Колесница – летунья» | 1 | Система событий, составляющих основу художественного произведения | 29.04 | |
91 | 14)\2)Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | 1 | Различение жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Стр.144-149 | 3.05 | |
92 | 15)\3)Кир Булычев | 1 | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | Стр.150-157 | 6.05 | |
93 | Зарубежная литература (10 ч) | 16)\1)Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера» | 1 | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст | Стр.160-166 | 8.05 |
94 | 17)\2)Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка» | 1 | Герои произведения – восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Стр.167-193 | 10.05 | |
95 | 18)\3)Внеклассное чтение. З.Биишева «Колесница – летунья» | 1 | Рассказ о своих впечатлениях о произведении | 13.05 | ||
96 | 19)\4)Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка» | 1 | Герои произведения, восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний | Стр.167-193 | 15.05 | |
97 | 20)\5)Тема первой любви в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера» | 1 | Взаимоотношения людей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Стр.194-200 | 17.05 | |
98 | 21)\6)Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен «Приключения Тома Сойера» | 1 | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Стр.194-200 | 20.05 | |
99 | 22)\7)Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь» | 1 | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления | Стр.201-208 | 22.05 | |
100 | 23)\8)Сказания о Христе. С. Лагерлеф «В Назарете» | 1 | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления | Стр.209-216 | 24.05 | |
101 | 24)\9)Внеклассное чтение. Народный поэт Башкортостана М. Гафури | 1 | Рассказ о своих впечатлениях от прочитанного произведения | 27.05 | ||
102 | 25)\10)Урок-отчет за год. Книги, рекомендуемые для прочтения летом | 1 | 29.05 |
31 мая – резервный урок
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа |
|
Литература для обучающихся |
|
Методическая литература | 1.Байкова М.И. Поурочные разработки по предмету «Литературное чтение», 4 класс. Москва: « Вако», 2010 – 250 с. 2.Кутявина С.В. Поурочные разработки по внеклассному чтению 4 класс. Москва: «Вако», 2006 – 160 с. |
Дидактические материалы |
|
Материалы для проведения проверочных и контрольных работ |
|
Дополнительная литература |
|
Материально-технические ресурсы | 1.Портреты писателей. 2.DVD: сказки А.С.Пушкина, А.Чехов «Каштанка», «Приключения Тома Сойера», «Подвиги Геракла», «Аленький цветочек» 3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: В 2-х дисках: CD-ROM. – М.: «Кирилл и Мефодий», 2007. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия: В 6-ти дисках: CD-ROM. – М.: «Кирилл и Мефодий», 2007. |
Интернет-ресурсы: материалы сайтов: |
|
ЛИТЕРАТУРА
- Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова и др. Школа России. Концепция и программы для начальных классов (в 2-х частях). – М.: Просвещение, 2009. – 158 с.
- Байкова М.И. Поурочные разработки по предмету «Литературное чтение», 4 класс. Москва: « Вако», 2010 – 250 с.
- Гостимская Е. С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. 4 класс. Дидактический материал. М.: 5 за знания, 2006. – 35 с.
- Климанова. Л. Ф. Литературное чтение, 4 класс, в 2-х частях. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: « Просвещение», 2010. – 223 с.
- Крылова. О.Н. Чтение. Работа с текстом. 4 класс. Учебно-методический комплект – М.: «Экзамен», 2012. – 109 с.
- Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе (в 2-х частях). – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.
- Кутявина С.В. Поурочные разработки по внеклассному чтению 4 класс. Москва: «Вако», 2006 – 89 с.
- Лободина Л.В. Развернутое тематическое планирование по программе «Школа России», 4 класс. – Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2011. – 151 с.
- Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. – М.: Дом педагогики, 2005. – 75 с.
- Моисеев И.А. Контроль и оценка результатов обучения. 1 – 4 классы. /Методические указания. Нормативные документы. Классификация ошибок и недочётов. Сложные случаи в вопросах и ответах./ - М.:ВАКО, 2010. – 128 с.
- Рудченко Л.И. Литературное чтение. 4 класс. Тестовые задания на основе единого текста. Волгоград: «Учитель», 2011. - 85 с.
- Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2004
- Я иду на урок в начальную школу: Чтение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004. – 150 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...