Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._progr._po_chteniyu.doc | 311 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» городского округа
закрытое административно-территориальное образование
город Межгорье Республики Башкортостан
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор МБОУ
руководитель МБОУ СОШ №1 СОШ №1 ЗАТО Межгорье
__________________ ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан
Протокол №_______ Республики Башкортостан ______________С.А.Лебедев
от « » ________2012г _______________________ Приказ №________________
« »________________2012г. « »_________________2012г
Рабочая программа
учителя первой категории
Гайсиной Риммы Рафаильевны
по
литературному чтению
для 4 го класса
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
- примерной программы по учебным предметам и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном образовательном стандарте общего образования (№ 373 от 06.10.2009г.);
- программы по русскому языку для 1-4 классов, авторы: Климанова Л.Ф., Бойкина М.В., М.: Просвещение, 2011 г.;
- федерального базисного учебного и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ министерства образования и науки РФ № 1312 от 09.03.2004г), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 74 от 01.февраля 2012г «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан, реализующих программы общего образования (приказ министерства образования Республики Башкортостан № 769 от 28 апреля 2012г.;
- федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/2013 учебный год (приказ № 2885 от 27 декабря 2011г.Зарегистрирован Минюстом Российской Федерации 21 февраля 2012 г. регистрационный номер № 23290).
Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, и навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважении к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:
- освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге;
- овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
- воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;
- формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа. Формой итоговой аттестации обучающихся 4 класса предполагается проверка навыка чтения.
Для реализации программного содержания используются:
-Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В. Родная речь: учебник для 4 класса. - М.: Просвещение, 2010.
-Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения: метод, пособие к учебнику «Родная речь. 4 класс». - М.: Просвещение, 2006.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Количество часов в год - 102.
Количество часов в неделю - 3.
Количество часов в I четверти - 25.
Количество часов в II четверти - 23.
Количество часов в III четверти - 29.
Количество часов в IV четверти - 25.
Результаты изучения курса:
Личностные результаты:
- формирование гордости за свою Родину, ее историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно—следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста пo аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
IV КЛАСС (102 ч)
Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.
Былины. Летописи. Жития
О былинах.
«Ильины три поездочки».
Летописи. Жития.
«И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»
«И вспомнил Олег коня своего...»
Из русской классической литературы
П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); 2. А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Ке- риб»; 4. А. П. Чехов. «Мальчики».
Поэтическая тетрадь
Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; 2. А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; 3. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; 4. А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»; 5. И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...»; 6. Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; 7. И. А. Бунин. «Листопад».
Сказки русских писателей
В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; 2. П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; 3. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; 4. В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».
Делу время — потехе час
Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; 2. В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; 3. В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».
Страна далекого детства
Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; 2. К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; 3. М. М. Зощенко. «Елка».
Поэтическая тетрадь
В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»; 2. С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»; 3. М. И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».
Природа и мы
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; 2. А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; 3. М. Пришвин. «Выскочка»; 4. К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; 5. Е. И. Чарушин. «Кабан»; 6. В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».
Поэтическая тетрадь
Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; 2. С. А. Клычков. «Весна в лесу»; 3. Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; 4. Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; 5. С. А. Есенин. «Лебедушка».
Родина
И. С. Никитин «Русь»; 2. С. Д. Дрожжин. «Родине»;
А. В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...»;
Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».
Страна «Фантазия»
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника».
К. Булычев. «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература
Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; 2. Г. X. Андерсен. «Русалочка»; 3. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; 4. С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся в 4 классе начальной школы
Обучающиеся должны:
владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
знать названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
знать не менее 6—7 народных сказок, уметь их пересказывать;
знать более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
Учебно - методический комплект:
- Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы «Литературное чтение» в двух частях, авторы: Л.Ф.Климанова, В. Г.Горецкий, М. В. Голованова,изд. «Просвещение», Москва, 2010 г.;
- Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: Метод. пособие к учеб. «Родная речь. 4 класс» / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с
Контроль уровня обученности
№ п/п | Тема | Форма контроля | Дата |
I ПОЛУГОДИЕ | |||
I ЧЕТВЕРТЬ | |||
1. | Входная проверка навыка чтения. | Индивидуальный опрос | Третья неделя сентября |
2. | Былины. Летописи. Жития. | Проверочная работа | |
3. | Чудесный мир классики. | Проверочная работа | |
4. | Итоговая проверка навыка чтения. | Индивидуальный опрос | Последняя неделя октября |
II ЧЕТВЕРТЬ | |||
1. | Поэтическая тетрадь 1. | Проверочная работа | |
2. | Литературные сказки. | Проверочная работа | |
3. | Итоговая проверка навыка чтения. | Индивидуальный опрос | Конец декабря |
4. | Итоговый контроль за I полугодие | Контрольная работа | |
II ПОЛУГОДИЕ | |||
III ЧЕТВЕРТЬ | |||
1. | Делу время – потехе час. | Проверочная работа | |
2. | Страна детства. | Проверочная работа | |
3. | Поэтическая тетрадь 2. | Проверочная работа | |
4. | Природа и мы. | Проверочная работа | |
5. | Поэтическая тетрадь 3. | Проверочная работа | |
6. | Итоговая проверка навыка чтения. | Индивидуальный опрос | Конец марта |
IV ЧЕТВЕРТЬ | |||
1. | Родина. | Проверочная работа | |
2. | Страна «Фантазия». | Проверочная работа | |
3. | Зарубежная литература. | Проверочная работа | |
4. | Итоговая проверка навыка чтения. | Индивидуальный опрос | Конец мая |
5. | Итоговый контроль за II полугодие | Контрольная работа | |
За год | |||
Контрольная работа – 2 | |||
Проверочная работа – 12 |
тематическое планирование
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во ча-сов | Элементы | Страница учебника | Дата |
1 | Летописи. Былины. Жития ( 6 ч) | 1 четверть (25 ч) | ||||
1) Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | 1 | Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений | Стр.7-8 | 3.09 | ||
2 | 2)Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». Сравнительный анализ летописи | 1 | Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Стр.9-11 | 5.09 | |
3 | 3)Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» | 1 | Связь произведений литературы с другими видами искусств | Стр.12-15 | 7.09 | |
4 | 4)Былина «Ильины три поездочки» Внеклассное чтение Сравнение былины и кубаира | 1 | Тема, главная мысль, события, последовательность | Стр.12-19 | 10.09 | |
5 | 5)«Житие Сергия Радонежского» – памятник древнерусской литературы | 1 | Образные языковые средства | Стр.25 - 31 | 12.09 | |
6 | 6) «Житие Сергия Радонежского». Характеристика главного героя. Внеклассное чтение: По страницам | 1 | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие | стр. 25 - 31 | 14.09 | |
7 | Чудесный мир классики (19 ч) | 7)\1)Чудесный мир классики. П. Ершов «Конёк- горбунок» (отрывок) | 1 | Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | стр. 41 – 49 | 17.09 |
8 | 8)\2)Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк-горбунок» | 1 | Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | стр. 49 - 62 | 19.09 | |
9 | 9)\3)Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-горбунок» | 1 | Различение жанров произведений, народная сказка, литературная сказка | стр. 49 - 62 | 21.09 | |
10 | 10)\4)Внеклассное чтение: Стихи об осени А. С. Пушкина и Рами Гарипова Настроение, выраженное в стихах | 1 | Декламация произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусств | 24.09 | ||
11 | 11)\5)А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..» (наизусть по выбору) | 1 | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | стр. 69 - 70 | 26.09 | |
12 | 12)\6)А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | стр. 72 - 92 | 28.09 | |
13 | 13)\7)Волшебные сказки: народные и литературные. | 1 | Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | стр. 72 - 92 | 1.10 | |
14 15 | 14,15)\8,9)А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поступки и действия как основное средство изображения персонажей (отрывок наизусть) | 1 | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей | стр. 72 - 92 | 3.10 5.10 | |
16 | 16)\10)Внеклассное чтение: «Что за прелесть эти сказки!..». Сказки | 1 | Тема, главная мысль, события, последовательность | 8.10 | ||
17 | 17)\11)М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека» (наизусть) | 1 | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя | стр. 98 | 10.10 | |
18 | 18)\12)М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей | 1 | Чтение по ролям | стр. 99 - 113 | 12.10 | |
19 | 19)\13)Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб» | 1 | Устное изложение текста по плану. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | стр. 99 - 113 | 15.10 | |
20 | 22)\14)Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство» | 1 | Произведения классической литературы. Жанры литературных произведений. Осознанное, выразительное чтение текста | стр.117 - 120 | 17.10 | |
21 | 21)\15)Л. Толстой «Как мужик убрал камень»., башкирская легенда «Как Салават медведя убил» Умный | 1 | Тема, главная мысль, события, последовательность | стр.121 | 19.10 | |
22 | 22)\16)Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики» | 1 | Понимание основного содержания услышанного | стр. 125 - 135 | 22.10 | |
23 | 23)\17)Внеклассное чтение. Башкирские писатели - детям | 1 | Тема, главная мысль, события, последовательность | 24.10 | ||
24 | 24)\18)А. П. Чехов «Мальчики». Составление | 1 | Понимание основного содержания услышанного. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | стр. 125 - 135 | 29.10 | |
25 | 25)\19)Обобщение по разделу «Чудесный мир классики» | 1 | Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения | стр.137 - 138 | 31.10 | |
2 четверть (23 ч) | ||||||
26 | Поэтическая тетрадь (11 ч) | 1)\1)Тоска по родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид…» и Н Наджми «Первый снег» (наизусть по выбору) | 1 | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью | стр. 140 | 7.11 |
27 | 2)\2)Ф. Тютчев «Как неожиданно | 1 | Настроение лирического героя | стр. 141 - 142 | 9.11 | |
28 | 3)\3)А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Бабочка», «Весенний дождь» (наизусть по выбору) | 1 | Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | стр. 143 - 144 | 12.11 | |
29 | 4)\4)Внеклассное чтение. Каким был мой ровесник? Книги башкирских писателей о ребятах-сверстниках | 1 | Образные языковые средства | 14.11 | ||
30 | 5)\5)Картины весенней природы и настроение в стихах Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…» (наизусть по выбору) | 1 | Связь произведений литературы с другими видами искусств. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | стр. 145 - 146 | 16.11 | |
31 | 6)\6)Картина сельского быта. А. Н. Плещеев «Дети и птичка» | 1 | Осознанность и выразительность чтения | стр. 147 | 19. 11 | |
32 | 7)\7)Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» | 1 | Осознанность и выразительность чтения | стр. 148 | 21.11 | |
33 | 8)\8)Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» и Х.Габитова «Зима» (наизусть по выбору) | 1 | Образные языковые средства | стр. 149 - 151 | 23.11 | |
34 | 9)\9)Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад» | 1 | Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | стр. 152 - 153 | 26.11 | |
35 | 10)\10)Внеклассное чтение. Ожившие страницы прошлого. Герои Башкортостана на фронтах Великой Отечественной войны | 1 | Осознанность и выразительность чтения | 28.11 | ||
36 | 11)\11)Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | Осознанность и выразительность чтения | стр.154 - 156 | 30.11 | |
37 | Литературные сказки (12 ч) | 12)\1)Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке | 1 | Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | стр. 158 - 169 | 3.12 |
38 39 | 13, 14)\2,3)Особенности поведения, внешнего облика, речи | 1 | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | стр. 158 - 169 | 5.12 7.12 | |
40 | 15)\4)Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе» | 1 | Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией | стр. 171 - 180 | 10.12 | |
41 | 16)\5)Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни | 1 | Участие в диалоге при обсуждении произведения | стр. 182 - 193 | 12.12 | |
42 | 17)\6)Внеклассное чтение. Из истории нашей Родины. Книги о событиях и людях, оставшихся в памяти народа республики Башкортостан | 1 | Тема, главная мысль, события, последовательность. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | 14.12 | ||
43 | 18)\7)Особенности речи героев сказа «Серебряное копытце» | 1 | Оценка иллюстрации использование интонаций, соответствующих смыслу текста | стр. 182 - 193 | 17.12 | |
44 | 19)\8)С.Т.Аксаков – наш земляк. Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 1 | Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией | стр. 195 - 216 | 19.12 | |
45 | 20)\9)Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» | 1 | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | стр. 195 - 216 | 21.12 | |
46 | 21)\10)Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» | 1 | Участие в диалоге при обсуждении произведения | стр. 195 - 216 | 24.12 | |
47 | 22)\11)Обобщение по разделу: «Литературные сказки» | 1 | Выражение личного отношения к прочитанному | стр. 217 | 26.12 | |
48 | 23)\12)Внеклассное чтение. Вчера и сегодня. Из истории письменности башкирского народа | 1 | Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова | 28.12 | ||
3 четверть (29 ч) | ||||||
49 | Делу время – потехе час | 1)\1)Авторская литературная сказка | 1 | Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного | Стр.4-16 | 14.01 |
50 | 2)\2)Поучительный смысл «Сказки | 1 | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Стр.4-16 | 16.01 | |
51 | 3)\3)В. Ю. Драгунский «Главные реки». Средства создания комического эффекта | 1 | Рассказ. Осознанность и выразительность чтения | Стр. 17-23 | 18.01 | |
52 | 4)\4)Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе | 1 | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Стр.24-28 | 21.01 | |
53 | 5)\5)Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел» | 1 | Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Стр.29-34 | 23.01 | |
54 | 6)\6)Внеклассное чтение: «В путь, друзья!» По туристическим тропам республики Башкортостан | 1 | Рассказ о своих впечатлениях о произведении | 25.01 | ||
55 | 7)7)Обобщение по разделу «Делу время – потехе час» | 1 | Умение составлять простейшие задания для викторины | Стр.35-36 | 28.01 | |
56 | Страна детства (7 ч) | 8)\1)Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в поступках людей | 1 | Понимание содержания литературного произведения | Стр.38-46 | 30.01 |
57 | 9)\2)Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей | 1 | Герои произведения, восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний | Стр.38-46 | 1.02 | |
58 | 10)\3)К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев | 1 | Герои произведения, восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний. Связь литературы с музыкой | Стр.47-58 | 4.02 | |
59 | 11)\4)Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), используемые в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» | 1 | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа | Стр.47-58 | 6.02 | |
60 | 12)\5) Внеклассное чтение. М. Гафури «Дикий гусь» | 1 | Рассказ о своих впечатлениях о произведении | 8.02 | ||
61 | 13)\6)М. М. Зощенко «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания | 1 | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Стр.59-64 | 11.02 | |
62 | 14)\7)Обобщение по разделу «Страна детства» | 1 | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | Стр.65-66 | 13.02 | |
63 | Поэтическая тетрадь (5 ч) | 15)\1)Тема детства в произведениях (наизусть по выбору) | 1 | Декламация произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Стр.68-70 | 15.02 |
64 | 16)\2)Стихи о счастливых днях детства. С. А. Есенин «Бабушкины сказки» и Р.Гарипова «Курай» | 1 | Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией | Стр.71 | 18.02 | |
65 | 17)\3)Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» (наизусть по выбору) | 1 | Тема, главная мысль. Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Стр.72-73 | 20.02 | |
66 | 18)\4)Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией | Стр.74 | 22.02 | |
67 | 19)\5)Внеклассное чтение: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Книги о ратных подвигах башкирского народа | 1 | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | 25.02 | ||
68 | Природа и мы (10 ч) | 20)\1)Отношения человека и птицы в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» | 1 | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | Стр.76-84 | 27.02 |
69 | 21)\2)Роль рассуждений и диалогов в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» | 1 | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Стр.76-84 | 1.03 | |
70 | 22)\3)А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе | 1 | Понимание содержания литературного произведения | Стр.85-91 | 4.03 | |
71 | 23)\4)Тема самопожертвования в рассказе А. И. Куприна «Барбос и Жулька» | 1 | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа | Стр.85-91 | 6.03 | |
72 | 24)\5)Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка» | 1 | Понимание содержания литературного произведения | Стр.92-95 | 11.03 | |
73 | 25)\6)Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении | 1 | Рассказ о своих впеча-тлениях о произведении (героях, событиях). Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Стр.96-99 | 13.03 | |
74 | 26)\7)Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» | 1 | Понимание содержания литературного произведения | Стр.100-109 | 15.03 | |
75 | 27)\8)Научно-естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» | 1 | Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления | Стр.100-109 | 18.03 | |
76 | 28)\9)Обобщение по разделу «Природа и мы» | 1 | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | Стр.111-112 | 20.03 | |
77 | 29)\10)Внеклассное чтение. Творчество башкирского поэта Рами Гарипова | 1 | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств | 22.03 | ||
4 четверть (25 ч) | ||||||
78 | Поэтическая тетрадь (7 ч) | 1)\1)Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень» (отрывок наизусть) | 1 | Связь произведений литературы с другими видами искусства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Стр.114-115 | 1.04 |
79 | 2)\2)Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах | 1 | Сопоставление произведений художественной литературы | Стр.116-117 | 3.04 | |
80 | 3)\3)Настроение, выраженное в стихах Д. Б. Кедрина (наизусть) | 1 | Декламация произведений | Стр.118 | 5.04 | |
81 | 4)\4)Тема природы и Родины в стихах Н. М. Рубцова «Сентябрь» | 1 | Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией | Стр.119 | 8.04 | |
82 | 5)\5)Иносказательный смысл произведения С. А. Есенина «Лебедушка» (отрывок наизусть) | 1 | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Стр.120-125 | 10.04 | |
83 | 6)\6)Внеклассное чтение. В мире фантастики | 1 | Рассказ о своих впечатлениях о произведении | 12.04 | ||
84 | 7)\7)Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | Стр.126 | 15.04 | |
85 | Родина (5 ч) | 8)\1)Тема любви к Родине и ее героическому прошлому (наизусть) | 1 | Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям | Стр.128-132 | 17.04 |
86 | 9)\2)Патриотическое звучание, выразительность стихотворения С. Д. Дрожжина «Родине» | 1 | Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Стр.133-135 | 19.04 | |
87 | 10)\3)Красота и величие природы в стихотворении | 1 | Декламация произведений. Связь литературы с другими видами искусства | Стр.138 | 22.04 | |
88 | 11)\4)Тема войны в произведении (наизусть) | 1 | Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Стр.139-140 | 24.04 | |
89 | 12)\5)Обобщение по разделу «Родина» | 1 | Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения | Стр.142 | 26.04 | |
90 | Страна Фантазия | 13)\1)Внеклассное чтение. З.Биишева «Колесница – летунья» | 1 | Система событий, составляющих основу художественного произведения | 29.04 | |
91 | 14)\2)Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | 1 | Различение жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Стр.144-149 | 3.05 | |
92 | 15)\3)Кир Булычев | 1 | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | Стр.150-157 | 6.05 | |
93 | Зарубежная литература (10 ч) | 16)\1)Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера» | 1 | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст | Стр.160-166 | 8.05 |
94 | 17)\2)Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка» | 1 | Герои произведения – восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Стр.167-193 | 10.05 | |
95 | 18)\3)Внеклассное чтение. З.Биишева «Колесница – летунья» | 1 | Рассказ о своих впечатлениях о произведении | 13.05 | ||
96 | 19)\4)Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка» | 1 | Герои произведения, восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний | Стр.167-193 | 15.05 | |
97 | 20)\5)Тема первой любви в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера» | 1 | Взаимоотношения людей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Стр.194-200 | 17.05 | |
98 | 21)\6)Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен «Приключения Тома Сойера» | 1 | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Стр.194-200 | 20.05 | |
99 | 22)\7)Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь» | 1 | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления | Стр.201-208 | 22.05 | |
100 | 23)\8)Сказания о Христе. С. Лагерлеф «В Назарете» | 1 | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления | Стр.209-216 | 24.05 | |
101 | 24)\9)Внеклассное чтение. Народный поэт Башкортостана М. Гафури | 1 | Рассказ о своих впечатлениях от прочитанного произведения | 27.05 | ||
102 | 25)\10)Урок-отчет за год. Книги, рекомендуемые для прочтения летом | 1 | 29.05 |
31 мая – резервный урок
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа |
|
Литература для обучающихся |
|
Методическая литература | 1.Байкова М.И. Поурочные разработки по предмету «Литературное чтение», 4 класс. Москва: « Вако», 2010 – 250 с. 2.Кутявина С.В. Поурочные разработки по внеклассному чтению 4 класс. Москва: «Вако», 2006 – 160 с. |
Дидактические материалы |
|
Материалы для проведения проверочных и контрольных работ |
|
Дополнительная литература |
|
Материально-технические ресурсы | 1.Портреты писателей. 2.DVD: сказки А.С.Пушкина, А.Чехов «Каштанка», «Приключения Тома Сойера», «Подвиги Геракла», «Аленький цветочек» 3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: В 2-х дисках: CD-ROM. – М.: «Кирилл и Мефодий», 2007. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия: В 6-ти дисках: CD-ROM. – М.: «Кирилл и Мефодий», 2007. |
Интернет-ресурсы: материалы сайтов: |
|
ЛИТЕРАТУРА
- Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова и др. Школа России. Концепция и программы для начальных классов (в 2-х частях). – М.: Просвещение, 2009. – 158 с.
- Байкова М.И. Поурочные разработки по предмету «Литературное чтение», 4 класс. Москва: « Вако», 2010 – 250 с.
- Гостимская Е. С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. 4 класс. Дидактический материал. М.: 5 за знания, 2006. – 35 с.
- Климанова. Л. Ф. Литературное чтение, 4 класс, в 2-х частях. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: « Просвещение», 2010. – 223 с.
- Крылова. О.Н. Чтение. Работа с текстом. 4 класс. Учебно-методический комплект – М.: «Экзамен», 2012. – 109 с.
- Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе (в 2-х частях). – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.
- Кутявина С.В. Поурочные разработки по внеклассному чтению 4 класс. Москва: «Вако», 2006 – 89 с.
- Лободина Л.В. Развернутое тематическое планирование по программе «Школа России», 4 класс. – Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2011. – 151 с.
- Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. – М.: Дом педагогики, 2005. – 75 с.
- Моисеев И.А. Контроль и оценка результатов обучения. 1 – 4 классы. /Методические указания. Нормативные документы. Классификация ошибок и недочётов. Сложные случаи в вопросах и ответах./ - М.:ВАКО, 2010. – 128 с.
- Рудченко Л.И. Литературное чтение. 4 класс. Тестовые задания на основе единого текста. Волгоград: «Учитель», 2011. - 85 с.
- Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2004
- Я иду на урок в начальную школу: Чтение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004. – 150 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...