Рабочая программа по литературному чтению 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, , примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, авторской учебной программы «литературное чтение» УМК «Школа России» (Л. Ф. Климанова Горецкий В. Г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 34.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Бурлинского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ореховская средняя(полная) общеобразовательная школа»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю: Заседание МО Зам. директора по УВР Директор МБОУ «ОС(п)ОШ»
_________(________) _________(_Тихая Т.И.) (Швец М.Т.) «____»__________2013г. «____»__________2013г.
Рабочая программа по предмету
«Литературное чтение»
1 класс
2013-2014 гг.
Программу составила: Мазур Анна Ивановна
Орехово
2013г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, , примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, авторской учебной программы «литературное чтение» УМК «Школа России» (Л. Ф. Климанова Горецкий В. Г.)
Цели обучения:
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
— развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
— учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
— формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
— развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
— формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
— обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
— формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
— обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
— расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
— обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
— работать с различными типами текстов;
— создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Раздел «Курс детского чтения».
Произведения выдающихся представителей русской литературы (В.А.Жуковский, И.А.Крылов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Маяковский); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России ) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности, работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которого является навык чтения.
Раздел « Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом используется жизненный , конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч. (4 ч. в неделю, 10 учебных недель)
Тематическое планирование
Раздел курса | Содержание раздела | Планируемые результаты освоения учебного предмета | |
Предметные знания и умения | Универсальные учебные действия (сквозные) | ||
Слушание (аудирование) | Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг. | Воспринимает на слух произведения разных жанров, передаёт их содержание по вопросам (в пределах изучаемого материала). | Регулятивные: -принимать учебную задачу (услышать вопрос, задание); -действовать с учётом выделенных учителем ориентиров действия (использовать таблицу, пошагово выполнять инструкцию); - пошагово соотносить с образцом (под руководством учителя, в паре). Познавательные: -проводить сравнения, классификацию по заданным признакам, обобщать; -пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведёнными в учебнике; -анализировать объекты, выделять главное; -выбирать способ проверки правильности вычислений; -обосновывать свой выбор. Коммуникативные: -допускать существование различных точек зрения; -принимать другое мнение, договариваться, задавать вопросы; -строить понятное для партнёра высказывание; -использовать речь для регуляции своего действия. Личностные: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; Знания основных моральных норм Адекватная реакция на их выполнение |
чтение | Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Постепенное увеличение скорости чтения. Чтение предложений с интонаций. Чтение про себя. | Читает осмысленно, правильно целыми словами. Постепенно увеличивает скорость чтения. Читает про себя. | |
Работа с разными видами текста | Общее представление о разных видах текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений. Умение отличать текст от набора предложений. Умение работать с разными видами информации. | Умеет ориентироваться в содержании художественных произведений. Умеет отличать текст от набора предложений. | |
Библиографическая культура | Умение самостоятельно составить аннотацию. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой. | Умеет самостоятельно составить аннотацию. Умеет самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой. | |
Работа с текстом художественного произведения | Понимание нравственно –эстетического содержания прочитанного произведения. Характеристика героя произведения. Освоение разных видов пересказа. | Умеет характеризовать героя произведения. Осваивает разные виды пересказа. | |
Работа с научно-популярными, учебными и другими текстами. | Понимание заглавия текста, адекватное соотношение с его содержанием. Деление текста на части. Подробный, краткий пересказы текста. | Понимает заглавия текста. Делит текст на части. Умеет подробно, кратко пересказывать текст. | |
Умение говорить | Умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Передача впечатлений в рассказе. | Понимает вопросы, отвечает на них и самостоятельно задаёт вопросы по тексту; внимательно выслушивает , не перебивая собеседника, высказывает свою точку зрения. | |
Письмо(культура письменной речи) | Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку, использование в письменной речи выразительных средств языка в мини-сочинениях. | Отражает темы, места действий, характер героев. Использует в письменной речи выразительных средств языка в мини-сочинениях. |
Календарно-тематическое планирование ( 40 ч, из них 4 ч – резервные)
№ урока | Кол-во часов | Тема | Основные виды учебной деятельности | Дата |
Вводный урок (1ч.) | ||||
1 | Знакомство с учебником и его основными компонентами. | Ориентируется в учебнике | ||
Жили-были буквы (7ч.) | ||||
2 | В. Данько «Загадочные буквы». | Осознанно читает целыми словами с различными заданиями; передаёт впечатления от услышанного своими словами; отвечает на вопросы по содержанию | ||
3 | И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». | Учится пересказывать текст с опорой на картинку; знакомится понятием «действующее лицо» | ||
4 | С. Черный «Живая азбука»; Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет». | Читает произведения по ролям. Читает с интонацией. | ||
5 | Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Гамазкова «Кто как кричит?». | Учится передавать различные интонации при чтении. | ||
6 | С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». | Читает с интонацией. | ||
7 | Из старинных книг. Разноцветные страницы. | Анализирует произведение: выявляет его идейно-художественную направленность. | ||
8 | Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы-герои сказок» | Читает стихи наизусть, участвует в конкурсе чтецов. | ||
Сказки, загадки, небылицы (7ч.) | ||||
9 | Знакомство с названием раздела. Е. Чарушин «Теремок». | Прогнозирует содержание раздела. Отвечает на вопросы по содержанию. Работает с текстом. | ||
10 | Русская народная сказка «Рукавичка». | Анализирует текст, воспроизводит его по опорным словам и картинному плану. | ||
11 | Загадки, песенки. Потешки. Небылицы. Особенности жанров. | Отгадывает загадки с опорой на сущностные признаки предметов. Сочиняет свои загадки. | ||
12 | Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». Английские народные песенки. | читает стишки, потешки с интонацией. Сравнивает песенки, выражает настроение, читает выразительно. | ||
13 | Произведения А. С. Пушкин | Пересказывает сказку на основе картинного плана и по памяти. | ||
14 | К. Ушинский «Гусь и журавль», Л. Толстой «Зайцы и лягушки». | Читает плавно, целыми словами. Отвечает на вопросы. | ||
15 | Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы» | Пересказывает текст известных писателей, высказывать свои впечатления о прочитанном. | ||
Апрель, апрель. Звенит капель! (5ч.) | ||||
16 | Знакомство с названием раздела. А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна»; «Ласточка промчалась…» | определяет жанр стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию; | ||
17 | Т. Белозеров «Подснежники». С. Маршак «Апрель». | Определяет настроение произведений. Сравнивает их по настроению, тематике и жанру. | ||
18 | Литературная загадка. | Сочиняет загадки на основе подсказок данных в учебнике. | ||
19 | И. Токмакова «Ручей». Е.Трутнева «Когда это бывает?» | Сравнивает стихотворения разных поэтов на одну и туже тему. | ||
20 | Обобщение по разделу. «Апрель! Апрель! Звенит капель». | Умеет выразительно читать. Высказывает своё мнение по прочитанному. | ||
И в шутку и всерьёз (6ч.) | ||||
21 | Знакомство с названием раздела. И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». | Воспринимает на слух художественные произведения. Читает по ролям. Пересказывает по опорным словам | ||
22 | Г. Кружков «Ррры!» Н. Артюхова «Саша-дразнилка». | Прогнозирует текст. Разбивает текста на части, составляет план, определение опорных слов для пересказа. | ||
23 | К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет». О. Григорьев «Стук» | Анализирует, оценивает и передаёт интонацией настроение и чувства героев. | ||
24 | И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». К. Чуковский «Телефон» | Читает стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг. | ||
25 | М. Пляцковский «Помощник». К. Ушинский «Ворон и сорока», «Что хорошо и что дурно?» | Читает по ролям. | ||
26 | Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз». | Отличает юмористические произведения, определяет настроение автора. | ||
Я и мои друзья (5ч.) | ||||
27 | Знакомство с названием раздела. Ю. Ермолаева «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок». | Анализирует и оценивает поступки героев. | ||
28 | В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны». Р. Сеф «Совет». | Определяет тему произведения и главную мысль. | ||
29 | В. Берестов «В магазине игрушек». И. Пивоварова «Вежливый ослик». | Обсуждает с друзьями, что такое «настоящая дружба» | ||
30 | Я. Аким «Моя родня» М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю.Этин «Про дружбу» | Анализирует и оценивает поступки героев. Составляет план пересказа, пересказывает. | ||
31 | Проектная деятельность. Создаём альбом «Наш класс-дружная семья». Год первый | |||
О братьях наших меньших (5ч.) | ||||
32 | Знакомство с названием раздела. С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак». | Идейно-художественный анализ произведения. Составляет вопросы. | ||
33 | В. Осеева «Собака яростно лаяла». И. Токмакова «Купите собаку». | Пересказывает содержание по рисунку | ||
34 | М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г.Сапгир «Кошка» В. Берестов «Лягушата» | Анализирует, оценивает и передаёт интонацией настроение и чувства героев. | ||
35 | В.Лунин «Никого не обижай» С. Михалков «Важный совет». Д. Хармс «Храбрый ёж» | Находит особенности и различия художественных и научно-популярных текстов. | ||
36 | Н. Сладков «Лисица и ёж» Из старинных книг. С.Аксаков «Гнездо» | Развивает навык выборочного чтения.Читает по ролям. Понимает содержание литературного произведения. Пересказывает текст. | ||
37-40 | Повторение пройденного материала. |
Учебно-методическое обеспечение
Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.
Учебники
1. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.1 / (сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская).
2. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.1 / (сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская).
Рабочая тетрадь
Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс.
Методическое пособие для учителя
Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 1 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...