Рабочая программа по литературному чтению 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, , примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, авторской учебной программы «литературное чтение» УМК «Школа России» (Л. Ф. Климанова Горецкий В. Г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 34.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Бурлинского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ореховская средняя(полная) общеобразовательная школа»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю: Заседание МО Зам. директора по УВР Директор МБОУ «ОС(п)ОШ»
_________(________) _________(_Тихая Т.И.) (Швец М.Т.) «____»__________2013г. «____»__________2013г.
Рабочая программа по предмету
«Литературное чтение»
1 класс
2013-2014 гг.
Программу составила: Мазур Анна Ивановна
Орехово
2013г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, , примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, авторской учебной программы «литературное чтение» УМК «Школа России» (Л. Ф. Климанова Горецкий В. Г.)
Цели обучения:
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
— развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
— учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
— формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
— развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
— формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
— обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
— формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
— обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
— расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
— обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
— работать с различными типами текстов;
— создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Раздел «Курс детского чтения».
Произведения выдающихся представителей русской литературы (В.А.Жуковский, И.А.Крылов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Маяковский); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России ) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности, работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которого является навык чтения.
Раздел « Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом используется жизненный , конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч. (4 ч. в неделю, 10 учебных недель)
Тематическое планирование
Раздел курса | Содержание раздела | Планируемые результаты освоения учебного предмета | |
Предметные знания и умения | Универсальные учебные действия (сквозные) | ||
Слушание (аудирование) | Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг. | Воспринимает на слух произведения разных жанров, передаёт их содержание по вопросам (в пределах изучаемого материала). | Регулятивные: -принимать учебную задачу (услышать вопрос, задание); -действовать с учётом выделенных учителем ориентиров действия (использовать таблицу, пошагово выполнять инструкцию); - пошагово соотносить с образцом (под руководством учителя, в паре). Познавательные: -проводить сравнения, классификацию по заданным признакам, обобщать; -пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведёнными в учебнике; -анализировать объекты, выделять главное; -выбирать способ проверки правильности вычислений; -обосновывать свой выбор. Коммуникативные: -допускать существование различных точек зрения; -принимать другое мнение, договариваться, задавать вопросы; -строить понятное для партнёра высказывание; -использовать речь для регуляции своего действия. Личностные: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; Знания основных моральных норм Адекватная реакция на их выполнение |
чтение | Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Постепенное увеличение скорости чтения. Чтение предложений с интонаций. Чтение про себя. | Читает осмысленно, правильно целыми словами. Постепенно увеличивает скорость чтения. Читает про себя. | |
Работа с разными видами текста | Общее представление о разных видах текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений. Умение отличать текст от набора предложений. Умение работать с разными видами информации. | Умеет ориентироваться в содержании художественных произведений. Умеет отличать текст от набора предложений. | |
Библиографическая культура | Умение самостоятельно составить аннотацию. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой. | Умеет самостоятельно составить аннотацию. Умеет самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой. | |
Работа с текстом художественного произведения | Понимание нравственно –эстетического содержания прочитанного произведения. Характеристика героя произведения. Освоение разных видов пересказа. | Умеет характеризовать героя произведения. Осваивает разные виды пересказа. | |
Работа с научно-популярными, учебными и другими текстами. | Понимание заглавия текста, адекватное соотношение с его содержанием. Деление текста на части. Подробный, краткий пересказы текста. | Понимает заглавия текста. Делит текст на части. Умеет подробно, кратко пересказывать текст. | |
Умение говорить | Умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Передача впечатлений в рассказе. | Понимает вопросы, отвечает на них и самостоятельно задаёт вопросы по тексту; внимательно выслушивает , не перебивая собеседника, высказывает свою точку зрения. | |
Письмо(культура письменной речи) | Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку, использование в письменной речи выразительных средств языка в мини-сочинениях. | Отражает темы, места действий, характер героев. Использует в письменной речи выразительных средств языка в мини-сочинениях. |
Календарно-тематическое планирование ( 40 ч, из них 4 ч – резервные)
№ урока | Кол-во часов | Тема | Основные виды учебной деятельности | Дата |
Вводный урок (1ч.) | ||||
1 | Знакомство с учебником и его основными компонентами. | Ориентируется в учебнике | ||
Жили-были буквы (7ч.) | ||||
2 | В. Данько «Загадочные буквы». | Осознанно читает целыми словами с различными заданиями; передаёт впечатления от услышанного своими словами; отвечает на вопросы по содержанию | ||
3 | И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». | Учится пересказывать текст с опорой на картинку; знакомится понятием «действующее лицо» | ||
4 | С. Черный «Живая азбука»; Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет». | Читает произведения по ролям. Читает с интонацией. | ||
5 | Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Гамазкова «Кто как кричит?». | Учится передавать различные интонации при чтении. | ||
6 | С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». | Читает с интонацией. | ||
7 | Из старинных книг. Разноцветные страницы. | Анализирует произведение: выявляет его идейно-художественную направленность. | ||
8 | Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы-герои сказок» | Читает стихи наизусть, участвует в конкурсе чтецов. | ||
Сказки, загадки, небылицы (7ч.) | ||||
9 | Знакомство с названием раздела. Е. Чарушин «Теремок». | Прогнозирует содержание раздела. Отвечает на вопросы по содержанию. Работает с текстом. | ||
10 | Русская народная сказка «Рукавичка». | Анализирует текст, воспроизводит его по опорным словам и картинному плану. | ||
11 | Загадки, песенки. Потешки. Небылицы. Особенности жанров. | Отгадывает загадки с опорой на сущностные признаки предметов. Сочиняет свои загадки. | ||
12 | Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». Английские народные песенки. | читает стишки, потешки с интонацией. Сравнивает песенки, выражает настроение, читает выразительно. | ||
13 | Произведения А. С. Пушкин | Пересказывает сказку на основе картинного плана и по памяти. | ||
14 | К. Ушинский «Гусь и журавль», Л. Толстой «Зайцы и лягушки». | Читает плавно, целыми словами. Отвечает на вопросы. | ||
15 | Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы» | Пересказывает текст известных писателей, высказывать свои впечатления о прочитанном. | ||
Апрель, апрель. Звенит капель! (5ч.) | ||||
16 | Знакомство с названием раздела. А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна»; «Ласточка промчалась…» | определяет жанр стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию; | ||
17 | Т. Белозеров «Подснежники». С. Маршак «Апрель». | Определяет настроение произведений. Сравнивает их по настроению, тематике и жанру. | ||
18 | Литературная загадка. | Сочиняет загадки на основе подсказок данных в учебнике. | ||
19 | И. Токмакова «Ручей». Е.Трутнева «Когда это бывает?» | Сравнивает стихотворения разных поэтов на одну и туже тему. | ||
20 | Обобщение по разделу. «Апрель! Апрель! Звенит капель». | Умеет выразительно читать. Высказывает своё мнение по прочитанному. | ||
И в шутку и всерьёз (6ч.) | ||||
21 | Знакомство с названием раздела. И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». | Воспринимает на слух художественные произведения. Читает по ролям. Пересказывает по опорным словам | ||
22 | Г. Кружков «Ррры!» Н. Артюхова «Саша-дразнилка». | Прогнозирует текст. Разбивает текста на части, составляет план, определение опорных слов для пересказа. | ||
23 | К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет». О. Григорьев «Стук» | Анализирует, оценивает и передаёт интонацией настроение и чувства героев. | ||
24 | И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». К. Чуковский «Телефон» | Читает стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг. | ||
25 | М. Пляцковский «Помощник». К. Ушинский «Ворон и сорока», «Что хорошо и что дурно?» | Читает по ролям. | ||
26 | Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз». | Отличает юмористические произведения, определяет настроение автора. | ||
Я и мои друзья (5ч.) | ||||
27 | Знакомство с названием раздела. Ю. Ермолаева «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок». | Анализирует и оценивает поступки героев. | ||
28 | В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны». Р. Сеф «Совет». | Определяет тему произведения и главную мысль. | ||
29 | В. Берестов «В магазине игрушек». И. Пивоварова «Вежливый ослик». | Обсуждает с друзьями, что такое «настоящая дружба» | ||
30 | Я. Аким «Моя родня» М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю.Этин «Про дружбу» | Анализирует и оценивает поступки героев. Составляет план пересказа, пересказывает. | ||
31 | Проектная деятельность. Создаём альбом «Наш класс-дружная семья». Год первый | |||
О братьях наших меньших (5ч.) | ||||
32 | Знакомство с названием раздела. С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак». | Идейно-художественный анализ произведения. Составляет вопросы. | ||
33 | В. Осеева «Собака яростно лаяла». И. Токмакова «Купите собаку». | Пересказывает содержание по рисунку | ||
34 | М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г.Сапгир «Кошка» В. Берестов «Лягушата» | Анализирует, оценивает и передаёт интонацией настроение и чувства героев. | ||
35 | В.Лунин «Никого не обижай» С. Михалков «Важный совет». Д. Хармс «Храбрый ёж» | Находит особенности и различия художественных и научно-популярных текстов. | ||
36 | Н. Сладков «Лисица и ёж» Из старинных книг. С.Аксаков «Гнездо» | Развивает навык выборочного чтения.Читает по ролям. Понимает содержание литературного произведения. Пересказывает текст. | ||
37-40 | Повторение пройденного материала. |
Учебно-методическое обеспечение
Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.
Учебники
1. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.1 / (сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская).
2. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.1 / (сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская).
Рабочая тетрадь
Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс.
Методическое пособие для учителя
Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 1 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...