ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ «Как хорошо уметь читать» Разработала: учитель начальных классов МБОУ СОШ №139 Васильева Е.В.
Пояснительная записка Внеклассная работа по литературному чтению является важнейшей составной частью работы по приобщению детей к литературе как искусству слова, пробуждению у детей интереса к словесному творчеству и чтению художественных произведений, формированию техники чтения и приемов понимания текста, тем самым помогая ученикам лучше усваивать программный материал, повышать их общую языковую культуру. Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели – развитию у школьников интереса к литературному чтению как учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову, богатству языка, воспитанию любви и уважения к художественной литературе, развитию художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формированию эстетического отношения ребёнка к жизни.
Условия реализации программы В кружке принимают участие учащиеся начальной школы .Набор в кружок – свободный. Кружок работает первый год. Занятия проходят раз в неделю, всего 34 часа в год. Занятия в кружке проводятся в следующих формах: 1) групповые формы работы; 2) индивидуальные формы работы; 3) познавательно-развлекательные викторины; 4) подготовка и участие в конкурсах и конференциях. 5) использование при проведении занятий видеороликов, мультимедийных презентаций в соответствии с требованиями ФГОС. 6) создание презентаций учащимися.
Основная цель работы Совершенствование всех видов речевой деятельности, овладение правильным и выразительным чтением целыми словами, воспитание интереса к книге и чтению, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности. Задачи 1. Образовательные Закрепление изученного на новом дидактическом материале с широким привлечением игровых элементов, выработка умений работы с текстом. 2. Воспитательные Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, любознательности. 3. Развивающие Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, совершенствование всех видов речевой деятельности, памяти, внимания, наблюдательности, творческой инициативы, повышение уровня языкового развития учащихся.
Результативность 1. Умение работать с художественным текстом. 2. Формирование читательской самостоятельности учеников. 3. Расширение и углубление читательского кругозора учеников и формирование их эстетического отношения к литературному творчеству. 4. Воспитание коммуникативной культуры школьников. 5. Формирование психологических качеств личности школьника: самостоятельности, любознательности, наблюдательности, трудолюбия, воли.
Требования к учащимся Посещать кружок систематически, регулярно; быть активными, любознательными и самостоятельными, уметь слушать и слышать.
Мониторинг Тематика кружковых занятий разнообразна. Она может корректироваться с расчетом на пожелания и интересы детей. Курс кружка начинается введением и заканчивается завершающим занятием, которое должно носить характер практической реализации полученных в течение года сведений и сформированных умений. Это возможно в условиях проведения викторины «По страницам любимых книг».Помимо этого школьники учатся быть дисциплинированными, самокритичными, ответственными, развивают наблюдательность, самостоятельность.
Календарно-тематическое планирование работы кружка «Как хорошо уметь читать» 2 класс №/№ | Тема | Количество часов | Дата |
|
|
|
| 1. | Вводное занятие. Самые интересные книги, прочитанные летом. | 1 | | 2. | Веселые стихи Б. Заходера. | 1 | | 3. | Русские народные потешки и прибаутки. | 1 | | 4. | Стихи К.И.Чуковского. «В гостях у дедушки Корнея». | 1 | | 5. | Рассказы о дружбе «Я и мои друзья». | 1 | | 6. | Сказки о богатырях. Былины. | 1 | | 7. | Веселые книги о школе и школьниках. | 1 | | 8. | Стихи о Родине «С чего начинается Родина». | 1 | | 9. | Конкурс чтецов «Золотая осень». | 1 | |
|
|
|
| 10. | Короткие рассказы и сказки Е. Пермяка. | 1 | | 11. | Стихи об игрушках «Друг детства». | 1 | | 12. | Русские народные сказки. «Сказка мудростью богата». | 1 | | 13. | Любимые стихи А. Барто. Конкурс стихов. | 1 | | 14. | Сказочные загадки .Сочиняем загадки сами. | 1 | | 15. | Стихи о зиме. «Поет зима - аукает». | 1 | | 16. | Конкурс скороговорок «Всех скороговорок не переговоришь – не перевыговоришь». | 1 | |
|
|
|
| 17. | Рассказы Н.Носова. | 1 | | 18. | Викторина «Знатоки сказок А. С. Пушкина». | 1 | | 19. | Считалки и небылицы. | 1 | | 20. | Составление рассказов по сюжетным картинкам. | 1 | | 21. | Стихи о маме. «Мама – главное слово». | 1 | | 22. | Современные детские журналы. Экскурсия в библиотеку. | 1 | | 23. | Веселые рассказы Ю. Драгунского. | 1 | | 24. | Создание сборника любимых стихов о природе. | 1 | | 25. | Рассказы Б. Житкова о животных. | 1 | | 26. | Конференция «Мой любимый литературный герой» | 1 | |
|
|
|
| 27. | Стихи русских поэтов о весне. | 1 | | 28. | В гостях у датского сказочника Г. Х. Андерсена. | 1 | | 29. | Рассказы о природе В. Бианки. | 1 | | 30. | Путешествие по сказкам братьев Гримм. | 1 | | 31. | Веселые стихи Д. Хармса, Э. Успенского. | 1 | | 32. | Детские стихи С. Михалкова. | 1 | | 33. | Дискуссия «О чем я хотел бы прочитать летом». | 1 | | 34. | Викторина «По страницам любимых книг». | 1 | |
|
|
|
|
| 3 класс |
|
| 1. | Загадки, пословицы, поговорки. | 1 |
| 2. | М.Пришвин. Осеннее утро. | 1 |
| 3. | Стихи об осени (А.Твардовский,А.Майков) | 1 |
| 4. | А.С.Пушкин. Стихи об осени. | 1 |
| 5. | Конкурс стихов и презентаций на тему «Осень». | 1 |
| 6. | К.Ушинский .Проказы старухи зимы. | 1 |
| 7. | В. Одоевский. В гостях у Деда Мороза. | 1 |
| 8.. | Стихи о зимушке-зиме. | 1 |
| 9. | Изготовление книжки-малышки с использованием иллюстраций о зиме. | 1 |
| 10 | Конкурс стихов о зиме. | 1 |
| 11. | Слушание музыки. Времена года. Осень. | 1 |
| 12 | Слушание музыки. Времена года. Зима. | 1 |
|
| Рассказы о природе и животных. |
|
| 13 | М.Пришвин. Как поссорились кошка с собакой. | 2 |
| 14 | Н.Сладков. Из цикла « Лесные шорохи» | 2 |
| 15. | Е. Чарушин. Перепёлка. | 2 |
| 16. | К.Паустовский. Барсучий нос. | 2 |
| 17. | Р.Киплинг. Откуда у кита такая глотка. | 2 |
| 18. | Создание презентаций « Моё любимое животное» | 1 |
| 19. | Просмотр презентаций. Обсуждение. | 1 |
| 20 | Слушание музыкальных произведений. Чтение стихов на тему «Звуки леса» | 1 |
| 21. | Н.Сладков. Весенний разговор. | 2 |
| 22. | Стихи русских поэтов о весне. | 1 |
| 23 | Презентации на тему «Весна идёт» | 1 |
| 24. | В.Осеева. Рассказы. | 1 |
| 25. | Н.Носов. Рассказы. | 1 |
| 26. | Заключительный урок «Как хорошо уметь читать» | 1 |
|
|
|
|
| 27. | Викторина по изученным произведениям. | 1 |
|
|
|
|
|
| 4 класс |
|
| 1. | Зарубежные народные сказки. | 2 |
| 2. | Г.Х.Андерсен. Дикие лебеди. | 1 |
| 3. | П.Ершов. Конёк –Горбунок. | 1 |
| 4. | П.Бажов. Каменный цветок. | 1 |
| 5. | А.П.Чехов . Каштанка. Мальчики. | 1 |
| 6. | Ю.Олеша. Три толстяка. | 1 |
| 7. | М.Зощенко. Рассказы. | 2 |
| 8. | Дж.Свифт. Чёрная стрела. | 1 |
| 9. | Мультимедийная презентация на тему «Любимые литературные сказки.» | 1 |
| 10. | А.С.Пушкин. Руслан и Людмила. | 2 |
| 11. | И.А.Крылов. Басни. | 1 |
| 12. | Мифы и легенды Древней Греции. | 2 |
| 13. | Кир Булычёв. Любые повести. | 1 |
| 14. | Д.Дефо. Робинзон Крузо. | 2 |
| 15. | Дж.Родари. Голубая стрела. | 1 |
| 16. | М.Твен. Приключения Тома Сойера. | 2 |
| 17. | И.Тургенев. Муму. | 2 |
| 18. | А.П.Чехов. Белолобый. | 1 |
| 19. | А.И.Куприн. Собачье сердце. | 1 |
| 20. | Л.Пантелеев. Рассказы. | 1 |
| 21. | Н.Носов. Незнайка на луне. | 2 |
| 22. | Э.Сетон-Томпсон. Рассказы о животных. | 1 |
| 23. | Л.Кэрролл. Алиса в стране чудес. | 1 |
| 24. | В.П.Астафьев. Васюткино озеро. | 1 |
| 25. | А.Г.Алексин. Самый счастливый день. | 1 |
| 26. | А.Г.Алексин. Как ваше здоровье. | 1 |
| 27. | Урок подведения итогов работы кружка. Презентация по теме «Чтение лучшее учение» | 1 |
|
|
|
|
|
| 1 класс(второе полугодие) |
|
| 1. | Русские народные сказки. | 2 |
| 2. | Зарубежные народные сказки. | 2 |
| 3. | Сказки Братьев Гримм. | 1 |
| 4. | А.С.Пушкин.Сказка о рыбаке и рыбке. | 1 |
| 5. | А.П.Чехов. Белолобый. | 1 |
| 6. | А.П.Чехов. Ванька. | 1 |
| 7. | С.Я.Маршак. Стихи. | 1 |
| 8. | В.Драгунский.Денискины рассказы. | 1 |
| 9. | А. Барто. Стихи. | 1 |
| 10. | Пантелеев. Честное слово. | 1 |
| 11. | С.Михалков. Стихи. | 1 |
| 12. | А.Платонов. Разноцветная бабочка. | 1 |
| 13. | Викторина по изученным произведениям. | 1 |
| 14. | Конкурс стихов. Награждение победителей. | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|