Урок литературного чтения. Тема: Произведения Л.Н.Толстого «Два товарища», «Отец и сыновья» (2 класс).
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме
Воспитательные возможности урока литературного чтения. Формирование нравственных понятий. Прослеживаются межпредметные связи. Экологическая направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
У урока много воспитательных возможностей. | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Воспитательные возможности урока литературного чтения. Формирование нравственных понятий.
Тема: Произведения Л.Н.Толстого «Два товарища», «Отец и сыновья».
Цели:
1. Учить детей определять смысл произведения, тему и идею.
2. Продолжать учить анализу произведений.
3. Сформулировать нравственные идеи и ценности, ради утверждения которых автор написал эти произведения.
4. Формировать у учащихся сплочённость, коллективизм, заботу и помощь в семье – нравственные уроки и убеждения.
Ход урока:
1. Вступительное слово об авторе (на доске – портрет).
- Друзья сопровождают человека всю его жизнь. Есть друзья детства, юности, старости. Но очень важно, чтобы у человека были и другие друзья – книги. Очень хорошо, если книги Л.Н. Толстого будут с Вами всегда рядом, а сам Лев Николаевич будет Вашим другом на протяжении всей жизни. Лев Николаевич очень любил детей, был с ними дружен, не боялся отвечать на любые их вопросы. Вообще он ничего не боялся в жизни, кроме своей совести. Был строг по отношению к себе, воспитывал в себе самые лучшие качества человека. Все его произведения учат самому лучшему, что должно быть в человеке.
- На уроках обучения чтению вы уже читали в «Русской Азбуке» небольшие произведения. Этого удивительного автора и человека. Давайте их вспомним:
- «Дед и внук»;
- «Чиж»;
- сказка «Три медведя»;
- «Жучка»;
- «Три калача и одна баранка»;
- «Конь»;
- «Сумка».
- Л.Н. Толстой писал для детей сказки, рассказы, притчи, были, басни.
(выставка книг)
- Многие из них он включил в свой учебник. Кто помнит, как он называется? («Азбука»).
2. Объявление темы урока.
- Сегодня мы познакомимся с двумя его произведениями «Два товарища» и «Отец и сыновья». Это басни. Кто из вас знает, чем басня отличается от рассказа? Что такое басня?
Басня – краткий иносказательный рассказ, стихотворение, поучительное повествование (работа с «Толковым словарём»).
3. Работа над басней «Два товарища» (анализ произведения).
1) чтение учителем;
2) вопросы по содержанию;
- Что случилось в лесу?
- Что предпринял первый мальчик?
- Что сделал другой мальчик?
- Как повёл себя медведь?
3) чтение «цепочкой» учащихся;
4) воспитание добрых чувств;
- Как Вы думаете, стало ли стыдно сбежавшему от страха товарищу?
- А как бы Вы поступили на его месте?
5) в каких строках заключена главная мысль? (выборочное чтение)
– Зачем Л.Н. Толстой рассказал эту историю?
6) повторное чтение;
7) речевая зарядка: Почему именно так назвал своё произведение автор?
- Придумайте другие новые названия басни.
(«Встреча с медведем», «Вот так встреча!», «Повезло!» и др.)
- Пошлём срочную телеграмму. Какому мальчику? Что в ней будет написано?
8) экологическая направленность:
- Почему же медведь не тронул мальчика?
9) чтение пословицы с доски по номерам слов:
1 3 Дружба до 5 беды. 4 2 первой мальчиков |
- Подходит ли она к нашему произведению? Почему Вы так думаете?
10) составление картинного плана басни (в тетрадях):
- Что было сначала? Потом? Чем всё закончилось?
1.Два товарища идут.
2. Медведь.
3. Один товарищ на дереве, другой товарищ лежит на земле.
4. Два товарища рядом.
11) – Дополните словосочетания словами из текста:
Бросился ______________________
Притворился ___________________ (доска)
Плохие ________________________
12) – Давайте составим и начертим схему произведения. Кто герои басни? Вспомним поступки героев.
медведь
Страх и
испуг
1 товарищ 2 товарищ
13) Работа по карточке (1): Что главное?
- От медведя можно спрятаться на дереве.
- Не бросай в беде товарища.
- Медведя можно перехитрить.
(в парах)
- Что главное? Подумайте и обведите верный номер (2).
Проверка: Почему Вы так решили? Чему же учит эта басня?
14) связь с математикой:
- В каких ещё произведениях встречается число 2.
(Л. Пантелеев «Две лягушки», Л.Н. Толстой «Две лягушки», венгерская сказка «Два жадных, медвежонка»).
- А в жизни?
(2 уха, 2 руки, 2 глаза и т.д.).
15) Д.З.
1) подготовить пересказ:
1 ряд: от имени медведя;
2 ряд: от имени 1 товарища;
3 ряд: от имени 2 товарища.
2) продолжить басню. - А что было потом?
3) схематично изобразите басню (чтобы она была узнаваема) – развиваем руки.
ФИЗМИНУТКА
4. Работа над басней «Отец и сыновья» (анализ произведения).
1) чтение учителем;
2) вопросы по содержанию:
- Что приказал отец сыновьям?
- Чему он их учил?
- А они?
- Как отец убеждал сыновей?
- Что он сделал?
3) Чтение «цепочкой» учащимися;
4) словарная работа:
(по карточке) (2)
- Как можно сказать по-другому? Запишите. (коллективная работа, учитель пишет на доске)
Жить в согласии – дружно, вместе.
Жить врозь – отдельно, ссорясь друг с другом.
Бились – очень старались.
5) подбор определений:
- Какой отец? Сыновья?
6) выборочное чтение:
- Найдите и прочитайте, какой наказ дал отец сыновьям.
7) Дополните словосочетания словами из текста:
Приказал ______________________
Развязал _______________________
Легко __________________________ (доска)
8) Чтение пословицы с доски по стрелкам:
Любовь
да нет. совет, так
нужды и |
- Что значит нужды? (горя)
- Подходит ли она к данной басне?
9) Определение смысла произведения, идеи.
- Чему учит эта басня?
10) Экологическая направленность:
- Почему сыновья не смогли сломать веник?
11) Связь с математикой:
- Сколько прутиков в венике? Как можно ответить различными словами? Придумайте подходящее сравнение (так много, как деревьев в лесу и т.д.).
12) чтение с доски:
Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь!
- Что вы прочитали? В чём смысл пословицы?
13) Д.З.
1) приведите примеры дружбы братьев и сестёр;
2) работа по карточке (3):
Собери пословицу и запиши.
- Соберите пословицу и запишите.
3) разгадайте кроссворд:
(карточка) (4).
Решите кроссворд.
- Мамина мама.
- Папин отец.
- Дочка сына.
14) Итог урока:
- Какой нравственный урок вы извлекли и усвоили, читая эти басни? Прочитайте пословицы на карточке (5).
Без беды друга не узнаешь.
Согласного стада и волк не берёт.
Друзья познаются в беде.
Век живи, век учись.
Один за всех и все за одного.
Подумайте, какие из них подходят к басне «Два товарища», а какие – к басне «Отец и сыновья»? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по произведению Л. Н. Толстого "Прыжок"
Считаю одной из важных задач уроков литературного чтения - формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Учу детей чтению-общению, чтобы они как можно скорее научились читать-думать,...
Урок литературного чтения по произведению Л.Н.Толстого "Лев и собачка"
Происходит привлечения внимания детей к биографии писателя,понимание особенностей жанра "рассказ-быль". Формирование умения более глубоко и точно передавать мысли и чувства, заложенные автором в произ...
Конспект урока литературного чтения по произведениям Л.Н.Толстого "Муравей и Голубка" и "Лев и Мышь"
В конспекте урока даётся понятие "басня", сравниваются две басни, персонажи и их поступки; рассматривается роль иллюстрации для характеристики персонажей....
Урок литературного чтения по произведению Л.Н.Толстого "Филипок"
Дети получают новую информацию о том, как раньше учили в школе из приготовленного текста. Используется технология критического мышления для достижения осознанного чтения и умения анализировать прочита...
Конспект урока литературного чтения. Тема: "А.П. Платонов "Цветок на земле", (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством писателя А.П. Платонова, с произведением «Цветок на земле»; создание условий для развития умений читать вдумчиво, проникать в г...
Конспект урока литературного чтения. Тема: "А.П. Платонов "Цветок на земле", (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: углубление и расширение знаний учащихся о произведении «Цветок на земле»; организация исследовательской деятельности, создание условий для развития умений проник...
Технологическая карта урока литературного чтения.Тема «П.Платонов Цветок на земле 2» (УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока: А.П. Платонов «Ещё Цветок на земле»Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление знаний текста рассказа А.П. Платонова «Цветок на земле»...