РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативу «Вдумчивое чтение» 3 класс (УМК «Школа России»)
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Ступень обучения: начальная школа 3 класс.
Количество часов: 35 часов в год по 1 часу в неделю.
Срок реализации 2013-2014 учебный год.
Учитель: Баканова Татьяна Леонидовна
Программа разработана на основе Программ общеобразовательных учреждений, рекомендованных департаментом общего среднего образования министерства образования российской федерации, начальные классы (1 – 4).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vdumchivoe_chtenie_3klass.odt | 63.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новообинцевская средняя общеобразовательная школа »
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов ________________ ФИО Протокол от «__» _______2013 г. № _____ | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _______________ ФИО « »_____2013г. | УТВЕРЖДЕНО приказ № от « » ____ 2013г. директор _____________ ФИО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по факультативу «Вдумчивое чтение» 3 класс
(УМК «Школа России»)
Ступень обучения: начальная школа 3 класс.
Количество часов: 35 часов в год по 1 часу в неделю.
Срок реализации 2013-2014 учебный год.
Учитель: Баканова Татьяна Леонидовна
Программа разработана на основе Программ общеобразовательных учреждений, рекомендованных департаментом общего среднего образования министерства образования российской федерации, начальные классы (1 – 4).
С. Новообинцево
Пояснительная записка
Представленная программа по внеклассному чтению ориентирована на учащихся со средним и высоким уровнями литературного развития, однако некоторые произведения могут оказаться сложными для учащихся, которые не прошли специальной подготовки к самостоятельной читательской деятельности. В связи с этим педагог может варьировать, сокращать и изменять часть заданий, ориентируясь на уровень своего класса.
Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.
Работа учащихся в рамках указанной программы будет способствовать как более глубокому изучение предмета «Литературное чтение» инвариантной части Базисного учебного плана, так и эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними), рассматриваемой в нормативных документах в качестве основной сквозной дидактической линии для курса русского языка и чтения в начальной школе.
Цели и задачи программы «Вдумчивое чтение»
Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Вдумчивое чтение», выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» Базисного учебного плана и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.
Цель программы «Вдумчивое чтение» – возрождение системы уроков внеклассного чтения, в рамках которых учитель может организовать самостоятельное чтение младших школьников как дома, так и на занятиях внеклассного чтения в условиях как основного, так и дополнительного образования.
Этой целью обусловлены и вытекающие из нее задачи:
- совершенствование навыка чтения учащихся;
- развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
- знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
- формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
- формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
- формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
- выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.
- развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.
Концепция содержания программы «Вдумчивое чтение»
Для решения поставленных задач была определена концепция содержания уроков внеклассного чтения. Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:
- ориентация на читательские интересы ребенка;
- разнообразие тематики и жанров литературных текстов;
- разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях по внеклассному чтению, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков классного чтения;
- важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.
Содержание программы по внеклассному чтению разрабатывалось на основе анализа учебных хрестоматий по литературному чтению в начальной школе, рекомендованных Министерством образования РФ. Были проанализированы учебные пособия по чтению в следующих педагогических системах: «Школа России» (программа «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В Головановой и учебники «Родная речь»); «Школа 2100» (программа Р.Н. и Е.В. Бунеевых «Чтение и начальное литературное образование» и учебники «Маленькая дверь в большой мир»); «Гармония» (программа О.В. Кубасовой и учебники «Любимые страницы»); «Школа ХХI века» (программа Л.А. Ефросининой и учебники «Литературное чтение»); «Планета знаний» (программа Э.Э. Кац и учебники «Литературное чтение»); РО в системе Л.В. Занкова (программа В.Ю. Свиридовой «Литература» и учебник «Литературное чтение»).
К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы. Активно включена в программу региональная литература (произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка, П.П. Бажова, В.П. Астафьева, С.Г. Георгиева, Л.И. Давыдычева, В.П. Крапивина). .
Методические принципы
В основу методических принципов положены подходы известного специалиста в данной области – Н.Н. Светловской: разработанная ею специфика урока внеклассного чтения, а также этапы и приемы обучения самостоятельной читательской деятельности младших школьников.
Однако, учитывая инновации в системе литературного образования младших школьников, методические подходы данного исследователя расширены и дополнены. Акцент сделан на эстетическом воспитании учащихся, на формировании читательской культуры младших школьников, углублении их первичных представлений об особенностях произведений писателей-классиков детской литературы. Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. В связи с этим уточнены те читательские умения ребенка, которые необходимо формировать на данных уроках для осуществления квалифицированной читательской деятельности.
В русле данной программы предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества – сочинительства, коллективного обсуждения творческих работ, графического иллюстрирования, инсценирования и т.д.
Особое место в программе занимает работа с книгой как предметом словесного искусства. Так, уже на самых первых занятиях по внеклассному чтению во втором классе учащиеся заполняют читательскую анкету, которая позволяет им отрефлексировать свои читательские предпочтения, знакомятся с заповедями читателя, включающими как нравственно-познавательные, так и санитарно-гигиенические требования к чтению, а также с основными элементами книги, такими как: титульный лист, аннотация, оглавление, послесловие, предисловие, форзац и др.
Ожидаемый результат
- овладеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;
- уметь пересказывать тексты (владеть полным, кратким, выборочным, творческим пересказом);
- уметь делить текст на части, составлять план к прочитанному
Приёмы и методы преподавания:
- словесные
- наглядные
- практические
- репродуктивные
- проблемно-поисковые
- индуктивные
- дедуктивные
Виды деятельности учащихся:
- беседы
- групповая работа
- творческие задания
- самостоятельная работа
- работа с иллюстрациями
- совместная деятельность по достижению цели урока
практическая деятельность
Тематическое планирование
Тематическое планирование в 3 классе
при проведении (4) урока внеклассного чтения в месяц
№№ | Тема | Кол-во час. | Кол-во час. | Изучаемые | Методические приемы, | |||||
1. | Вводное занятие. Знакомство с новой литературой в школьной библиотеке | 1 | 1 | Изучение содержания и структуры учебника «Родничок». Заполнение анкеты «Какой ты читатель?». Знакомство с заповедями читателя и с основными элементами книги. | ||||||
Раздел 1. «Мир природы. Мир волшебный.» | ||||||||||
2. | Странички дневника нашего детства | 1 | 1 | И.Тургенев»Бежин луг» | Словесное рисование картин природы.Выполнение набросков в тетрадях | |||||
3. | Мир природы | 1 | 1 | Э.Шим «Какой будет день?Как распускаются маки? | Чтение рассказов, беседа. Самостоятельное чтение про себя рассказов. Беседа.. Творческое | |||||
4. | Мир волшебный | 1 | 1 | К.Паустовский «Вода из реки лимпопо | Выставка книг писателя. Выразительное | |||||
5. | Думают ли звери? | 1 | 1 | A. Барто, Стихи | Выставка книг о животных. | |||||
6. | Поэты оприроде | 1 | 1 | М.Лермонтов «Осень» | Конкурс на лучшего рассказчика. Выставка книг, рассказ учителя о поэте.. | |||||
7. | Друзья моего детства | 1 | 1 | Г.А. Скребицкий. | Путешествие в мир природы. Выставка книг, игровое задание. . Самостоятельное чтение детьми рассказа. Беседа. Характеристика главного героя. Конкурс на лучшего рассказчика, составление аннотаций и иллюстраций. Конкурс «Угадай-ка» | |||||
8. | Наши соседи по планете | 1 | 2 | М.Пришвин». «Лягушонок Энциклопедия. ночной гость». | Защита творческих проектов «Происхождение животных». Выставка детских рисунков. Выразительное чтение фрагментов из книги «Соседи по планете». Игровые задания. Выставка книг писателя. . Проблемная ситуация. Обсуждение образа писателя. | |||||
9. | Поэзия о природе | 1 | 1 | А.Майков «Осень» | Выставка книг. Выразительное чтение стихов . Игровые и творческие задания. Конкурс детских иллюстраций. Литературные игры. Рассказ о писателе. | |||||
10-11 | 2 | 2 | М.Лермонтов «Тучи» | Выставка книг веселых поэтов. Слушание и чтение стихотворений, беседа. Работа над выразительным чтением. Игровые и творческие задания. | ||||||
12 | Человек и природа | 1 | 1 | Ю.Нагибин Зимний дуб» | Выставка книг. Слушание и самостоятельное чтение. Конкурс «Угадай-ка!». Литературные игры. Творческие и игровые задания. | |||||
13 | 1 | 1 | С.Маршак «Ландыш» | Выставка книг. Рассказ о писателе. Литературные игры, викторины. Выразительное чтение стихов, конкурс на лучшего чтеца. Создание графических иллюстраций. | ||||||
14 | 1 | 1 | Д.Мамин-Сибиряк «Медведко» | Выставка книг писателя. , Прослушивание и самостоятельное чтение сказок. Беседа. Поиск выразительных средств языка сказки. Творческие задания. | ||||||
15-16 | 2 | 2 | Ю.Дмитриев «Сказка про Мушонка и его друзей» | Творческий конкурс: забавные истории из школьной жизни. Выставка книг, рассказ о писателе. Проблемные вопросы, кроссворд для знатоков книги. Командная игра: «защитники» и «обвинители». Инсцениро-вание фрагмента повести. | ||||||
17 | 1 | 1 | «Обыкновен- ные чудеса» | Выставка книг писателя. Рассказ о героях его книг. Комбинированное чтение. Характеристика героя. Творческие задания, работа в парах. . | ||||||
18 | 1 | 1 | Б.Заходер «Что красивей всего?» | Выставка книг, рассказ о писателе. Конкурс на лучшего чтеца | ||||||
19 | 1 | 1 | В.Алферов «На исходе лета» | Путешествие в страну» Лето». Выставка книг. Составление аннотации к книгам писателя. Конкурс на лучшего рассказчика. Игровой диктант «Внимательный читатель». Литературная игра о персонажах повести Выставка детских рисунков. Игровые и занимательные задания, акцентирующие внимание на необычных словах. Обсуждение главной идеи произведения | ||||||
Раздел 2 Из истории Отечества | ||||||||||
20 | Откуда мы родом? Мы – славяне | 1 | 1 | А.Толстой «Курган». | Урок-путешествие во времени. Рассматривание исторической энциклопедии, чтение и обсуждение глав из нее. Работа в парах и группах. | |||||
21 | Кто наши предки? Великие русские князья | 1 | 1 | О.Тихомиров «Александр Невский» | Рассказ библиотекаря о книгах,, посвященных победам русских воинов. Знакомство с литературой | |||||
22-23 | Героические страницы нашей истории | 1 | 1 | С.Алексеев «Рассказы о Суворове» | . Рассказ учителя о Суворове.. Сравнительная характеристика русских воинов и турок Определение патриотической идеи воинской повести. Пробы выразительного чтения. | |||||
Раздел 3. Вещи вокруг нас | ||||||||||
24 | Сто тысяч почему? | 1 | 1 | М.Ильин «Сто тысяч почему» | Музыкальное сопровождение. Путешествие в страну чудес. . Выразительное чтение рассказов. Устное творческое задание. Выставка детских рисунков. Комбинированное чтение , беседа. | |||||
25 |
| 1 | 1 | А.Ивич «Про чай» | Путешествие в страну вещей Конкурс на лучшего рассказчика. . | |||||
Раздел 4. Путешествие в сказку | ||||||||||
26 | Детская сказка | 1 | 1 | П.Бажов «Медной горы Хозяйка» | Характеристика главной героини. Иллюстрирование сказки. | |||||
27 | 1 | 1 | П.Бажов «Серебряное копытце» | Выразительное чтение сказки. Выставка рисунков. Работа в группах. Просмотр мультфильмов. | ||||||
28 | Зарубежные сказки | 1 | 1 | Р. Киплинг «Откуда взялись броненосцы» | Путешествие в далекие страны. Командная игра .Чтение по ролям. | |||||
29 | 1 | 1 | А.Экзюпери «Маленький принц» (отрывок) | Рассказывание, иллюстрирование .Работа в группах. | ||||||
Раздел | 5.Смешинки | |||||||||
30 | Стихи | 1 | 1 | Э. Мошковская «Смотрите!» Э.Успенский «Все в порядке» | Выразительное чтение. Конкурс чтецов. | |||||
31 | 1 | 1 | Б. Заходер «Очень вежливый индюк» | Конкурс чтецов. | ||||||
32 | Рассказы о детях | 1 | 1 | В. Драгунский «Англичанин Павля» | Чтение , рассказывание.Разыгрывание комических сцен. | |||||
33 | 1 | 1 | Д. Хармс «Семь кошек» | Выставка книг. Посещение библиотеки. Викторина. | ||||||
34 | Заключительное занятие. | 1 | 1 | Заполнение анкеты «Каким читателем я стал?». Итоговая читательская конференция | ||||||
Итого: | 34ч. | 34ч. |
Список литературы
- Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников / Под ред. М. С. Васильевой и др. М., 1994.
- Голованова М. В. Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение. М., 2005.
- Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2000.
- Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2001.
- Кудина Г. Н., Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М., 1988.
- Кутявина С.В. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 4 класс. М., 2006.
- Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2000.
- Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под ред. Т. Г. Рамзаевой. СПб., 1998.
- Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе: Материалы для учителя. М., 2001.
- Программно-методические материалы. Чтение. Начальная школа. М., 1999.
- Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. М., 1972.
- Полная хрестоматия для начальной школы с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2-х томах / Сост. Е.В. Посашкова. Екатеринбург, 2005.
- Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Метод. пособие для учителя. Екатеринбург, 2002.
- Светловская Н. Н., Пиче-оол Т. С. Обучение детей чтению: Практическая методика. М., 2001.
- Сухин И.Г. Литературные викторины в начальной школе: Практическое пособие. М., 2005.
- Тишурина О. Н. Писатели в начальной школе. Вып 1. М., 2005.
Программа «Вдумчивое чтение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 2 кл Школа России
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по литературному чтению, 1класс, УМК "Школа России"
Рабочая программа - это документ, позволяющий педагогу на качественно новом уровне подготовиться к реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...
Рабочая программа по литературному чтению по УМК "Школа России" для 3 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи, содержание материала, учебно-тематический план, поанируемые результаты, календарно-тематический план....
Рабочая программа по литературному чтению по программе "Школа России" 2 класс
Рабочая программа составлена на основе программы Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. «Литературное чтение» (Сборник рабочих программ «Школа России» 1 —4 классы. М.: Просвещение, 2011), которая разработана ...
рабочая программа по литературному чтению по программе "Школа России"3 класс
Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государс...
Рабочая программа по литературному чтению для УМК "Школа России" 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению разработана для 1 класса к УМК "Школа России"...