Интерес к чтению у младших школьников.
статья по чтению по теме

Романовская Ирина Сергеевна

         К.Д. Ушинский одну из важнейших задач  школы  видел  в  том,  чтобы  “приучить дитя к разумной беседе с  книгой  ”. 

Чтобы  решить  данную  задачу учителю  необходимо   создать благоприятные   условия   для   работы   над содержанием, разбором  и  усвоением  прочитанного  на  основе  разнообразных видов работы. Работа  будет эффективна только в том случае, когда ребёнок испытывает интерес к чтению, к литературе в целом.  Кагда  на уроке будут вестись не просто разговоры о каком-то произведении, а будет идти доверительная беседа, которая глубоко затронет ребёнка, заставит задуматься о чём-то и что-то важное для себя приобрести. Только тогда каждое новое произведение будет для ребёнка как открытие чего-то нового лично для него.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение должно стать для ребёнка

очень тонким инструментом

овладения знаниями и вместе с тем

источником богатой духовной жизни.

             В.А.Сухомлинский

      Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увечённого читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М.Цветаевой, «есть соучастие в творчестве».Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.

         В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и  приобщение к литературе как к особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения. Видеть, осознавать за прочитанным текстом присутствие личности автора, с присущим именно ему мировосприятием и пониманием окружающего, со свойственной ему гаммой чувств, ощущений жизни и отношения к ней – непременное свойство умения читать. Чувство автора, понимание автора, принятие или неприятие его позиции – истинная культура чтения.

          Творческим  чтением движет любознательность. Назначение работы учителя – способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, помогать читателю, не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель. Возможно ли это в раннем школьном возрасте? И возможно, и необходимо. Детское «почему» - свидетельство  активной познавательной работы ума и сердца, интереса к миру в целом. Учителю важно помнить, что чтение, мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, педагогически особенно значимо, потому что становится для детей занятием  приятным и желанным.

            Как же сделать, чтобы дети полюбили уроки литературного чтения, чтобы интерес к чтению не угас? И что делать, если младшие школьники не хотят читать?

Цели работы по проблеме «Формирование читательского интереса» должны быть:

- поиск путей развития интереса к книге и стремления к чтению;

- привитие обучающимся навыков чтения и формирование умения читать с удовольствием;

- создание системы организации творческих конкурсов и занятий с элементами  театрализации с целью развития обучающегося как читателя.

            Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассное чтение, сотрудничество с библиотекой, литературные праздники. Уроки внеклассного чтения предоставляют  широкие возможности  для  творчества детей, их познавательного развития. Это обсуждение книг, конференции, устные журналы, конкурсы. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд.

            Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей  творческому чтению  способны только люди творческие, сами испытавшие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь - единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты.

           Успех  развития читательского интереса у детей  зависит и от участия  в решении этой задачи родителей. Детям требуется  «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает  желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая среда должна быть создана, прежде всего, в семье.

            Учёными давно установлена прямая связь между интересом к чтению и восприятием прочитанного.Полноценное восприятие художественного произведения не исчерпывается его пониманием. Оно представляет собой сложный процесс, который непременно включает возникновение того или иного отношения, как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нём изображена. Необученному читателю трудно прилагать усилия к раскрытию идеи произведения, и постепенно по этой причине развивается читательская эмоциональная глухость, когда за словом не  возникает образа, представления или настроения. Читать становится неинтересно и скучно, читательская деятельность затухает, человек взрослеет, но читателем не становится.. Необходимо учить детей «обдумывающему» восприятию, умению размышлять над книгой. Основой проведения уроков литературного чтения является правило «вдумчивого чтения», представленного формулой «три П»:

Переживай!

Представляй!

Понимай!  

           Полноценное восприятие художественного произведения осуществляется через чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на уроке. Процесс работы с произведением – это обобщение поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме  ученики – учитель – автор. Во время урока необходимо воздействовать на слуховые, зрительные анализаторы детей, вызывая у них разнообразную гамму чувств. Подход к литературе как виду искусства даёт в начальных классах широкие возможности для развития разностороннего творчества, как учителя, так и ученика. Творчески раскрепощены и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

              Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики. При изучении художественного произведения необходимо уделять особое внимание «исследованию» языкового материала, частичному или всестороннему анализу текста. Ясно, что прикосновение к текстам больших художников слова должно быть предельно осторожным, вдумчивым, чутким.  

   Когда на уроке чтения (литературы), нет места личным впечатлениям школьника, его переживаниям, его субъективным образам, тогда изучаемое произведение не рассматривается как нечто созвучное настоящей и будущей жизни ребёнка, его внутреннему "Я". А если этого нет, нет и интереса к чтению, нет мотивации, идущей изнутри ("хочу"), она всецело подчинена мотивации, идущей извне ("велели").

Положительное отношение к чтению,  начинается с той минуты, когда:

  • ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем,

— когда он откроет личный смысл в читаемом,

  • когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации

    его собственного творческого потенциала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Привитие интереса к чтению у младших школьников

Данная работа , сопровождаемая презентацией, была выполнена для выступления на городских педагогических чтениях "Молодежь и книга"  21 ноября 2011 года. Не секрет, что в современном мире роль кни...

Развитие интереса к чтению у младших школьников

Подбор различных заданий для развития интереса к чтению младших школьников....

Методическая разработка по чтению 2 класс по теме <<Формирование интереса к чтению у младших школьников>>

В работе дается теоретическое обоснование проблемы формирования читательской самостоятельности младших школьников. Раскрывается роль чтения-общения в становлении личности ребенка-читателя, психологиче...

Развитие интереса к чтению у младшего школьника

В статье пойдет речь о том, как сделать так, чтобы  ребенок полюбил книги.Это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи....

Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников.

По мнению психологов - на успеваемость влияют более 200 факторов, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость - после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует ф...

Связь уроков литературного чтения и внеурочной деятельности как условие формирование интереса к чтению у младшего школьника.

Формирование  интереса к чтению предполагает стимулирование активности, мотивированности на читательскую деятельность; овладение содержанием  и способами деятельности; формирование  цен...