Привитие интереса к чтению у младших школьников
материал по чтению по теме
Данная работа , сопровождаемая презентацией, была выполнена для выступления на городских педагогических чтениях "Молодежь и книга" 21 ноября 2011 года. Не секрет, что в современном мире роль книги и чтения резко упала. Нашей задачей является: выработать у подрастающего поколения необходимость читать ежедневно, не выполняя это как повинность, а как жизненную необходимость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
privitie_interesa_k_chteniyu.docx | 21.82 КБ |
vystuplenie_po_chteniyu_v_dpk.pptx | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
(Слайд 2 )Чтение – это окошко, через которое дети видят
и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,
когда, наряду с чтением,
одновременно с ним и даже раньше,
чем впервые раскрыта книга,
начинается кропотливая работа над словами.
В.А. Сухомлинский
Литературное чтение в начальной школе.
Привитие интереса к чтению у младших школьников.
Любой школьный предмет, кроме литературы, даёт ученику готовые знания, которые он должен усвоить, запомнить и в нужный момент применить. В литературе ученик добывает знания сам, сопереживая персонажам и автору произведения. Только через сопереживание ребёнок может познать чужую боль и радость, огорчение и отчаяние и таким путём приумножить свой жизненный опыт, пережить разные состояния души, закрепить их не только в памяти ума, но и сердца. Вымышленная жизнь добавляет к настоящей то, чего в ней не было и даже то, чего вообще не может быть. Она дарит читателю возможность перевоплотиться в героя произведения, побывать в прошлом или будущем. Только литература способна дать человеку пережить в одной жизни множество других, испытать неиспытанное, пережить непережитое.
Литературное чтение обеспечивает детям общение с самыми разными, непременно чем-то особенными, замечательными людьми через созданное ими художественное произведение. На таких уроках ребёнок приобретает способность, как можно более полноценно осваивать художественную речь писателя, обращённую к нему, учится понимать о чём, что и как ему говорит автор. Постепенно в ребёнке пробуждается интерес и внимание к собеседнику-рассказчику и к себе как слушателю. Прислушиваясь к себе, он пытается ответить на вопросы: (Слайд 3)
- Понимаю ли я автора?
- Трудно мне или легко читать его произведение?
- Нравится оно мне или нет?
- Весело мне или грустно, когда я читаю?
- Что бы сделал я в подобной ситуации?
ФОРМИРОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ИНТЕРЕСА
К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Изучаемое произведение чаще не рассматривается ребенком как нечто созвучное настоящей и будущей его жизни, его внутреннему "Я". А если этого нет, нет и интереса к чтению, нет мотивации, идущей изнутри ("хочу"), она всецело подчинена мотивации, идущей извне ("велели").
Как говорит известный критик и философ И. Ф. Карякин: "Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока он в чужом не узнает своё… пока не обожжётся этим открытием — до той поры нет и интереса к чтению, нет и потребности в нём".
Положительное отношение к чтению, по его мнению, начинается с той минуты, когда: (Слайд 4 по щелчку)
- ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем,
— когда он откроет личный смысл в читаемом,
- когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала.
Работа учителя по анализу художественного произведения будет эффективна только в том случае, когда ребёнок испытывает интерес к чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке будут вестись не просто разговоры о каком-то произведении, а будет идти доверительная беседа, которая глубоко затронет ребёнка, заставит задуматься о чём-то и что-то важное для себя приобрести. Только тогда каждое новое произведение будет для ребёнка как открытие чего-то нового лично для него. (Слайд 5 не читать)
Сухомлинский пишет: «То, что ребёнку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего должно быть для него интересным».
Поэтому проблема пробуждения и развития ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ как к уникальному виду деятельности и явлению культуры приобретает особое значение.
Существует мнение, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима СИСТЕМА.
Начало этой системы – в семье. Прежде всего ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в 16 веке были написаны строчки: (Слайд 6)
Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему.
И если родители – люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге. Как они это могут сделать?
Но ведущая роль в решении этой задачи принадлежит урокам чтения.
Анализ существующих программ по литературному чтению младших школьников показывает, что, несмотря на позитивные изменения в системе работы по литературному образованию младших школьников программы все же несовершенны.
Так, например, основное внимание уделяется развитию технической стороны чтения (техника чтения) и смысловой (обучение анализу художественного произведения). Требования, предъявляемые к ребёнку на начальном этапе литературного образования, в основном направлены на знания, умения и навыки ребёнка, а не на его индивидуальное развитие.
Как же действовать учителю? Конечно же начать надо с учета возрастных особенностей младших школьников.
В возрасте 7-9 лет идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта.
Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по литературному чтению.
Именно в младшем школьном возрасте семимильными шагами идет накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои – это прежде всего герои действия.
Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им.
Игнорируя литературные пристрастия учащихся этого возраста, можно на долгие годы «убить» у них всякий интерес не только к литературе как к учебному предмету, но и к чтению вообще.
Какие же особенности читателей младшего школьного возраста следует учитывать учителю при подготовке к уроку? (Слайд 7 все по щелчку)
- Маленький читатель реагирует на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, - большая ценность для начальной школы. О важности для ребёнка способности чувствовать, переживать писалось не раз. Вспомним известные слова В. Г. Белинского, считавшего, что главное в процессе чтения, чтобы дети как можно "больше чувствовали":
"Пусть поэзия слова действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой ещё настанет своё время"
В. Г. Белинский.
- Другая особенность читателей младшего школьного возраста - отождествление художественного мира и реального. Не случайно этот период в развитии читателя называют возрастом "наивного реализма". Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению. Мысля конкретно, дети постоянно спрашивают: "А это на самом деле было?"
- Следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали. Ребёнок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.
- Присущ младшим школьникам так называемый эффект присутствия, означающий способность ребёнка жить в образе.
- Последняя особенность читателя младшего возраста - отсутствие реакции на художественную форму.
Эти качества восприятия младших школьников и являются для учителя опорой в процессе развития у них интереса к литературному произведению, а значит и к уроку чтения.
На уроке учителю необходимо показывать детям, что чтение - это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором.
Если учитель будет придерживаться той установки, что в художественном произведении важно не только то, что написано, но и как написано, с помощью каких средств, то дети обязательно будут обращать внимание на художественную форму произведения, которая более важна в художественной речи, чем в обычном общении.
(Слайд 8) “Школьный материал не может волновать каждым разделом… Значит, учебное – обязательно скучное? Нет, волнение, радость приносит не сам материал, а выполненная учеником работа, преодоление трудности, маленькая победа мысли, маленькая победа над собой. Вот где исток интереса, который может быть постоянным.
В. Сухомлинский.
Главный учебный итог уроков чтения в начальной школе должен состоять в том, чтобы они рождали у детей ИНТЕРЕС к последующему литературному образованию, пробуждали жажду собственно литературных знаний для ответа на всё новые и новые вопросы: не только о том, что и как рассказала им книга и кто был их собеседником, но и ПОЧЕМУ автор говорит об ЭТОМ, ПОЧЕМУ говорит именно ОН, ПОЧЕМУ говорит ТАК, а не иначе и ПОЧЕМУ автору УДАЁТСЯ вызвать у читателей ТАКИЕ мысли и чувства.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами.» В.А. Сухомлинский 20.11.2011 2
Вопросы ребенка: Понимаю ли я автора? Трудно мне или легко читать его произведение? Нравится оно мне или нет? Весело мне или грустно, когда я читаю? Что бы сделал я в подобной ситуации? 20.11.2011 3
когда ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем; когда он откроет личный смысл в читаемом; когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала 20.11.2011 4
Сухомлинский В. А. пишет : « То, что ребёнку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего должно быть для него интересным». 20.11.2011 5
«Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому: Родители пример ему.» Брант Себастиан , немецкий сатирик и моралист Средневековья 20.11.2011 6 Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему.
Особенности маленьких читателей Эмоциональность "Пусть поэзия слова действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой ещё настанет своё время» В. Г. Белинский. Отождествление художественного мира и реального; Чуткость к слову и к художественной детали; Эффект присутствия ; Отсутствие реакции на художественную форму. 20.11.2011 7
“Школьный материал не может волновать каждым разделом… Значит, учебное – обязательно скучное? Нет, волнение, радость приносит не сам материал, а выполненная учеником работа, преодоление трудности, маленькая победа мысли, маленькая победа над собой. Вот где исток интереса, который может быть постоянным» В.Сухомлинский 20.11.2011 8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как повысить интерес к чтению у младшего школьника?
Даны рекомендации родителям....
Развитие интереса к чтению у младших школьников
Подбор различных заданий для развития интереса к чтению младших школьников....
Методическая разработка по чтению 2 класс по теме <<Формирование интереса к чтению у младших школьников>>
В работе дается теоретическое обоснование проблемы формирования читательской самостоятельности младших школьников. Раскрывается роль чтения-общения в становлении личности ребенка-читателя, психологиче...
Развитие интереса к чтению у младшего школьника
В статье пойдет речь о том, как сделать так, чтобы ребенок полюбил книги.Это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи....
Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников.
По мнению психологов - на успеваемость влияют более 200 факторов, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость - после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует ф...
Связь уроков литературного чтения и внеурочной деятельности как условие формирование интереса к чтению у младшего школьника.
Формирование интереса к чтению предполагает стимулирование активности, мотивированности на читательскую деятельность; овладение содержанием и способами деятельности; формирование цен...
Повышение интереса к чтению у младших школьников на уроках литературного чтения.
Предложение некоторых форм работы с учащимися начальных классов на уроках литературного чтения для повышения читательского интереса....