Привитие интереса к чтению у младших школьников
материал по чтению по теме

Данная работа , сопровождаемая презентацией, была выполнена для выступления на городских педагогических чтениях "Молодежь и книга"  21 ноября 2011 года. Не секрет, что в современном мире роль книги и чтения резко упала. Нашей задачей является: выработать у подрастающего поколения необходимость читать ежедневно, не выполняя это как повинность, а как  жизненную необходимость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл privitie_interesa_k_chteniyu.docx21.82 КБ
Файл vystuplenie_po_chteniyu_v_dpk.pptx1.22 МБ

Предварительный просмотр:

(Слайд  2 )Чтение – это окошко, через которое дети видят

 и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,

когда, наряду с чтением,

 одновременно с ним и даже раньше,

чем впервые раскрыта книга,

 начинается кропотливая работа над словами.

В.А. Сухомлинский

                    Литературное чтение в начальной школе.

         Привитие интереса к чтению у младших школьников.

Любой школьный предмет, кроме литературы, даёт ученику готовые знания, которые он должен усвоить, запомнить и в нужный момент применить. В литературе ученик добывает знания сам, сопереживая персонажам и автору произведения. Только через сопереживание ребёнок может познать чужую боль и радость, огорчение и отчаяние и таким путём приумножить свой жизненный опыт, пережить разные состояния души, закрепить их не только в памяти ума, но и сердца. Вымышленная жизнь добавляет к настоящей то, чего в ней не было и даже то, чего вообще не может быть. Она дарит читателю возможность перевоплотиться в героя произведения, побывать в прошлом или будущем. Только литература способна дать человеку пережить в одной жизни множество других, испытать неиспытанное, пережить непережитое.

Литературное чтение обеспечивает детям общение с самыми разными, непременно чем-то особенными, замечательными людьми через созданное ими художественное произведение. На таких уроках ребёнок приобретает способность, как можно более полноценно осваивать художественную речь писателя, обращённую к нему, учится понимать о чём, что и как ему говорит автор. Постепенно в ребёнке пробуждается интерес и внимание к собеседнику-рассказчику и к себе как слушателю. Прислушиваясь к себе, он пытается ответить на вопросы: (Слайд  3)

  1.  Понимаю ли я автора?
  2. Трудно мне или легко читать его произведение?
  3. Нравится оно мне или нет?
  4. Весело мне или грустно, когда я читаю?
  5. Что бы сделал я в подобной ситуации?


ФОРМИРОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ИНТЕРЕСА


К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.


Изучаемое произведение чаще не рассматривается ребенком как нечто созвучное настоящей и будущей его жизни, его внутреннему "Я". А если этого нет, нет и интереса к чтению, нет мотивации, идущей изнутри ("хочу"), она всецело подчинена мотивации, идущей извне ("велели").

Как говорит известный критик и философ И. Ф. Карякин: "Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока он в чужом не узнает своё… пока не обожжётся этим открытием — до той поры нет и интереса к чтению, нет и потребности в нём".

Положительное отношение к чтению, по его мнению, начинается с той минуты, когда: (Слайд  4 по щелчку)

  1. ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем,

— когда он откроет личный смысл в читаемом,

  1. когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации  его собственного творческого потенциала.

Работа учителя по анализу художественного произведения будет эффективна только в том случае, когда ребёнок испытывает интерес к чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке будут вестись не просто разговоры о каком-то произведении, а будет идти доверительная беседа, которая глубоко затронет ребёнка, заставит задуматься о чём-то и что-то важное для себя приобрести. Только тогда каждое новое произведение будет для ребёнка как открытие чего-то нового лично для него. (Слайд  5 не читать)

         Сухомлинский пишет: «То, что ребёнку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего должно быть для него интересным».

         Поэтому проблема пробуждения и развития ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ как к уникальному виду деятельности и явлению культуры приобретает особое значение.

        Существует мнение, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима СИСТЕМА.

        Начало этой системы – в семье. Прежде всего ребёнок перенимает  то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в 16 веке были написаны строчки: (Слайд  6)

        Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему. 

И если родители – люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге. Как они это могут сделать?

Но ведущая роль в решении этой задачи принадлежит урокам чтения.

Анализ существующих программ по литературному чтению младших школьников показывает, что, несмотря на позитивные изменения в системе работы по  литературному образованию младших школьников    программы все же несовершенны.

Так, например, основное внимание уделяется развитию технической стороны чтения (техника чтения) и смысловой (обучение анализу художественного произведения). Требования, предъявляемые к ребёнку на начальном этапе литературного образования, в основном направлены на знания, умения и навыки ребёнка, а не на его индивидуальное развитие.

Как же действовать учителю? Конечно же начать надо с учета возрастных особенностей младших школьников.

В возрасте 7-9 лет идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта. 

Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по литературному чтению.

Именно в младшем школьном возрасте семимильными шагами идет накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои – это прежде всего герои действия.

Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им.

Игнорируя литературные пристрастия учащихся этого возраста, можно на долгие годы «убить» у них всякий интерес не только к литературе как к учебному предмету, но и к чтению вообще.

Какие же особенности читателей младшего школьного возраста следует учитывать учителю при подготовке к уроку? (Слайд 7 все по щелчку)

  1. Маленький читатель реагирует на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, - большая ценность для начальной школы. О важности для ребёнка способности чувствовать, переживать писалось не раз. Вспомним известные слова В. Г. Белинского, считавшего, что главное в процессе чтения, чтобы дети как можно "больше чувствовали":

"Пусть поэзия слова действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой ещё настанет своё время"

В. Г. Белинский. 

  1. Другая особенность читателей младшего школьного возраста - отождествление художественного мира и реального. Не случайно этот период в развитии читателя называют возрастом "наивного реализма". Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению. Мысля конкретно, дети постоянно спрашивают: "А это на самом деле было?"

  1. Следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали. Ребёнок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.

  1. Присущ младшим школьникам так называемый эффект присутствия, означающий способность ребёнка жить в образе.

  1. Последняя особенность читателя младшего возраста - отсутствие реакции на художественную форму.

Эти качества восприятия младших школьников и являются для учителя опорой в процессе развития у них интереса к литературному произведению, а значит и к уроку чтения.

На уроке учителю необходимо показывать детям, что чтение - это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором.         

Если учитель будет придерживаться той установки, что в художественном произведении важно не только то, что написано, но и как написано, с помощью каких средств, то дети обязательно будут обращать внимание на художественную форму произведения, которая более важна в художественной речи, чем в обычном общении.

 (Слайд 8) “Школьный материал не может волновать каждым разделом… Значит, учебное – обязательно скучное? Нет, волнение, радость приносит не сам материал, а выполненная учеником работа, преодоление трудности, маленькая победа мысли, маленькая победа над собой. Вот где исток интереса, который может быть постоянным.                                                                               

                                                                               В. Сухомлинский.

Главный учебный итог уроков чтения в начальной школе должен состоять в том, чтобы они рождали у детей ИНТЕРЕС к последующему литературному образованию, пробуждали жажду собственно литературных знаний для ответа на всё новые и новые вопросы: не только о том, что и как рассказала им книга и кто был их собеседником, но и ПОЧЕМУ автор говорит об ЭТОМ, ПОЧЕМУ говорит именно ОН, ПОЧЕМУ говорит ТАК, а не иначе и ПОЧЕМУ автору УДАЁТСЯ вызвать у читателей ТАКИЕ мысли и чувства.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Привитие интереса к чтению у младших школьников . Выполнила: Копнина Е. В. МБОУ СОШ №23 Г. Дзержинска

Слайд 2

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами.» В.А. Сухомлинский 20.11.2011 2

Слайд 3

Вопросы ребенка: Понимаю ли я автора? Трудно мне или легко читать его произведение? Нравится оно мне или нет? Весело мне или грустно, когда я читаю? Что бы сделал я в подобной ситуации? 20.11.2011 3

Слайд 4

когда ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем; когда он откроет личный смысл в читаемом; когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала 20.11.2011 4

Слайд 5

Сухомлинский В. А. пишет : « То, что ребёнку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего должно быть для него интересным». 20.11.2011 5

Слайд 6

«Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому: Родители пример ему.» Брант Себастиан , немецкий сатирик и моралист Средневековья 20.11.2011 6 Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему.

Слайд 7

Особенности маленьких читателей Эмоциональность "Пусть поэзия слова действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой ещё настанет своё время» В. Г. Белинский. Отождествление художественного мира и реального; Чуткость к слову и к художественной детали; Эффект присутствия ; Отсутствие реакции на художественную форму. 20.11.2011 7

Слайд 8

“Школьный материал не может волновать каждым разделом… Значит, учебное – обязательно скучное? Нет, волнение, радость приносит не сам материал, а выполненная учеником работа, преодоление трудности, маленькая победа мысли, маленькая победа над собой. Вот где исток интереса, который может быть постоянным» В.Сухомлинский 20.11.2011 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к чтению у младших школьников

Подбор различных заданий для развития интереса к чтению младших школьников....

Методическая разработка по чтению 2 класс по теме <<Формирование интереса к чтению у младших школьников>>

В работе дается теоретическое обоснование проблемы формирования читательской самостоятельности младших школьников. Раскрывается роль чтения-общения в становлении личности ребенка-читателя, психологиче...

Развитие интереса к чтению у младшего школьника

В статье пойдет речь о том, как сделать так, чтобы  ребенок полюбил книги.Это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи....

Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников.

По мнению психологов - на успеваемость влияют более 200 факторов, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость - после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует ф...

Связь уроков литературного чтения и внеурочной деятельности как условие формирование интереса к чтению у младшего школьника.

Формирование  интереса к чтению предполагает стимулирование активности, мотивированности на читательскую деятельность; овладение содержанием  и способами деятельности; формирование  цен...

Повышение интереса к чтению у младших школьников на уроках литературного чтения.

Предложение некоторых форм работы с учащимися начальных классов на уроках литературного чтения для повышения читательского интереса....