Разработка урока по литературному чтению в 1 классе на основе компетентного подхода.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Проектная работа
Разработка урока по литературному чтению
в 1 – ом классе
на основе компетентного подхода.
Учителя начальных классов
МОУ Кратовской СОШ №98
Гекк Любовь Владимировны
2011г.
Тема: «Литературные сказки».
Тип урока: изучение нового материала
Форма проведения: урок – практикум.
Базовая образовательная технология: практико- ориентированная проектная деятельность.
Планируемые результаты:
- Личностные:
- Оценивать поступки героев сказки
- Понимать эмоции других, учиться сопереживать.
- Высказывать свое отношение к поступкам окружающих.
- Формировать установку на доброе отношение, на взаимное уважение.
- Познавательные:
- Учиться высказывать свою версию, прислушиваться к мнению других.
- Учиться работать по предложенному плану.
- Развивать мышление, память, речь.
- Учиться корректировать свою работу, вносить дополнения, изменения.
- Учиться делать выводы по итогам общей работы учителя и класса.
- Коммуникативные:
- Суметь оформить свои мысли и в словесной форме и в письменной (цветом на данном уроке).
- Слушать и слышать других, вступать в диалог.
- Выполнять правила общения, принятые классом.
- Учиться работать в паре (в работе с карточками).
- Предметные:
- Точно, вдумчиво отвечать на вопросы учителя.
- Знать несколько названий сказок, несколько фамилий авторов, чьи сказки слышали, видели или читали.
- Знать названия нескольких русских народных сказок.
- Знать отличие сказки от рассказа.
- Узнать, что сказки бывают прозаическими и стихотворными.
Учебный материал:
- сказка С.Я. Маршака «Тихая сказка»;
- портрет автора;
- набор книг большеформатных, иллюстрированных;
- карточки
- цветные карандаши.
Реализация проекта:
- Сообщение темы: «Мир сказок».
- Подготовка к восприятию сказки:
- Какую русскую народную сказку мы читали на прошлом уроке?
- Почему мы считаем ее русской народной ?
- Почему называем сказкой, а не рассказом?
- Она написана, как рассказ в прозе или в стихах?
- Сравним прозу и стихи:
- Кто начнет рассказывать сказку «Кот , Петух и Лиса». Слушаем начало зачин сказки.
- Кто прочтет слова лисы, которыми она выманивала Петушка из избушки?
- Кто сообразил, в чем отличие зачина сказки и песенки Лисы?
- Выскажите свою версию, а все послушайте разные мнения и оцените, кто прав. И так в чем различие? Послушайте еще раз!
- Физкультминутка (связанная с миром животных).
Вот изба, а вот окошко
На окошке ела кошка
И пошла, пошла, пошла…
Домик с зайчиком нашла.
- А эти слова – проза или стихи?
- Да, они в рифму:
- Повторите кошка, окошко; пошла, нашла.
4. Определение детьми литературного материала для работы на уроке:
- Что за книги перед вами? Кто их автор? (Находят).
- Чей портрет вы видите? (прочтите надпись под ним).
- По иллюстрациям назовите литературные произведения, знакомые вам, книги С.Я. Маршака.
- Полистайте и определите - С.Я. Маршак – поэт или писатель?
- Он пишет в стихах или в прозе?
5. Слушание «Тихой сказки».
Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо…
Жили – были серый еж
И его ежиха.
Серый еж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребенок был у них –
Очень тихий ежик.
Всей семьей идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Еж – отец, ежиха – мать
И ребенок ежик.
Вдоль глухих осенних троп
Ходят тихо: топ-топ-топ.
Спит давно народ лесной.
Спит и зверь и птица.
Но во тьме, в тиши ночной
Двум волкам не спится.
Вот идут на грабежи
Тихим шагом волки…
Услыхали их ежи,
Подняли иголки.
Стали круглыми, как мяч, -
Ни голов, ни ножек.
Говорят: - Головку спрячь,
Съежься, милый ежик!
Ежик съежился, торчком
Поднял сотню игол…
Завертелся волк волчком,
Заскулил, запрыгал.
Лапой – толк, зубами – щелк,
А куснуть боится.
Отошел, хромая, волк.
Подошла волчица.
Вертит ежика она:
У него кругом спина.
Где же шея, брюхо,
Нос и оба уха?
Принялась она катать
Шарик по дороге.
А ежи – отец и мать –
Колют волчьи ноги.
У ежихи и ежа
Иглы. Как у елки.
Огрызаясь и дрожа,
Отступают волки.
Так бы скоро не ушли
Восвояси волки,
Да послышался вдали
Выстрел из двустволки.
Пес залаял и умолк…
Говорит волчице волк:
- Что-то мне не можется.
Мне бы тоже съежиться.
Спрячу я, старуха,
Нос и хвост под брюхо!
А она ему в ответ:
- Брось пустые толки!
У меня с тобою нет
Ни одной иголки.
Нас лесник возьмет живьем,
Лучше вовремя уйдем! –
И ушли, поджав хвосты,
Волк с волчицею в кусты.
В дом лесной вернется еж,
Ежик и ежиха,
Если сказку ты прочтешь
Тихо,
Тихо,
Тихо…
- Может угадаете название? Выскажите свое мнение и прислушаетесь к другим версиям. Выберем лучшее название.
6. Беседа:
- Почему автор назвал это произведение сказкой?
- А кто автор?
- Если у сказки есть автор, значит сказка какая?
- А почему она называется ТИХОЙ?
Мнения могут быть самыми разными? Докажите, что ваше мнение правильное, но прислушайтесь и к другим мнениям. Так почему С.Я. Маршак назвал сказку ТИХОЙ по вашему мнению.
- Что в сказке правда, а что - выдумка ?
- Как ежи себя защитили?
- Кто из вас сочувствует, переживает? - Почему?
7. Физкультминутка:
Делаем движения за мной и думаем, почему так розданы ножи ежам?
У ежа два ножа,
У ежихе полтора,
У ежонка пол-ножонка
Дай пожалуйста, ножа!
- Как ножи соответствуют размерам ежей?
- Докажите, что к зарядке мы слышим стихотворение, а не прозу?
- Какие слова срифмованы?
(Зарядка повторяется для ответа на вопрос)
8. Смоделируем, спроектируем обложку «Тихой сказки» С.Я.Маршака.
Работаем по моему плану, можно советоваться с соседом по парте.
- Покажите квадратную карточку.
- Обозначим кружком в центре карточки, что мы слышали сказку.
- Если это сказка о жизни людей – закрасьте круг розовым цветом, если о животных – коричневым, если о растениях – зеленым.
- Покажите, кто закрасил розовым. Почему – никто?
- А зеленым?
- А почему коричневым?
- Напишите над кружком печатными буквами фамилию автора МАРШАК.
- Почему напечатали слово с прописной буквы?
- Под кружком напечатаем, пользуясь моей работой на доске, название книги – Тихая сказка.
Пусть этот квадрат станет закладкой для работы после обеда – продолжением работы на уроке.
9. Повторное слушание сказки с целью:
- запомнить начало, зачин сказки, основную часть и концовку.
Подумать, добро или зло победило в авторской сказке?
- Слушаем, рассматривая иллюстрации в книге.
- Читаем зачин, концовку.
- Отвечаем на проблемный вопрос:
- Что победило в сказке?
- Кому это приятно?
- Почему?
- Какие взаимоотношения в нашем классе, в вашей семье вам были бы всегда приятны?
-Нам всем?
10. Домашнее задание и задание на занятие во внеурочное время:
- Читать книги С.Я Маршака, воспитывать в себе лучшие человеческие качества, доброе отношение ко всему живому, взаимное уважение.
- Решить, какую часть сказки вы будете иллюстрировать: вводную, основную или заключение, чтобы создать самодельную книжку раскладушку: «Тихая сказка» С.Я Маршака в наших картинках.
11. Подведем кратко итог урока:
- Что задело за душу на этом уроке?
- Что показалось самым полезным для нас, читателей? Чему учились?
12. Заключительное слово учителя:
- Мне радостно, что вы узнали, что есть русские народные сказки и авторские; есть сказки в прозе, и в стихах. Учились слушать и слышать учителя и одноклассников, а главное – учись доброте, сочувствию, сопереживанию. Пусть наш класс станет дружной семьей.
Во внеурочной работе книжка будет выглядеть так:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по литературному чтению 3 класс
Тема урока. В. ДРАГУНСКИЙ «ДРУГ ДЕТСТВА»...
Разработка урока по литературному чтению 4 класс
Метафора,сравнение,рифма,ритм - формирование понятий. Знакомство со стихотворением А.Н.Плещеева "Детство".Развитие выразительной и четкой дикции....
Разработка урока по литературному чтению 3 класс "Басни И.А.Крылова. Обобщение"
Урок по литературному чтению разработан по необходимым требованиям, предъявляемым к конспекту урока: прописаны цели урока, необходимое оборудование, соблюдены этапы урока, использование наглядного и з...
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс Тема: Литературные сказки (обобщение) с презентацией
Разработка урока по литературному чтению...
Разработка урока по литературному чтению (3 класс). Тема "Учись узнавать зверя по описанию "Белка"". Презентация к данному уроку
Урок развития речи. Составление рассказа о животных с помощью плана...
Разработка урока по литературному чтению ( 2 класс). Тема урока: В.В.Бианки «Сова»
Разработка урока по литературному чтению ( 2 класс). Тема урока: В.В.Бианки «Сова»...
Разработка урока по литературному чтению 2 класс. Тема урока: «Полна богатырями Земля Русская».
Цели урока: Сформировать целостное представление о фольклоре как о культурном наследии народа. Развивать творческие способности детей. Расширять представления детей о былинах, как о...