Пушкин А.С. «У лукоморья дуб зеленый...»
план-конспект урока по чтению по теме

Конспект урока из цикла: «Исследуем законы волшебных сказок». Ученикам предлагатся отправиться в путешествие по стране сказок и волшебства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_temu_pushkin_a.s._u_lukomorya_dub_zelyonyy.docx39.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Исследуем законы волшебных сказок.

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»

Место и роль урока в изучаемой теме: второй урок по теме.

Основные задачи:

- воспитывать осознанное восприятие содержания текста;

- овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения;

- участвовать в обсуждении  прослушанного/ прочитанного произведения;

- углубить представления о понятиях: сказка, законы волшебной сказки;

- познакомиться с фактами биографии А. Пушкина, сказками;

- развивать образное мышление, творческие способности, воображение, способность воспринимать различные виды искусства;

- воспитывать любовь к поэтическому слову.

Личностные универсальные учебные действия

– эмоциональная отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать человеку, «братьям нашим  меньшим», бережное отношение к окружающему миру, природе;

– эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

– способность осознавать свою этническую идентичность.

– представлений о глубине и разнообразии внутреннего мира человека, отраженного в литературе разных времен и народов;

– начальных представлений об отраженных в литературных текстах нравственных понятиях, таких как родной дом, родители, малая родина, ответственность за родных, природу, любовь к родному дому, малой родине;

– ответственности за свое дело, понятий о коллективизме, верности в дружбе;

– мотивации к самовыражению в выразительном чтении, рисуночной и игровой деятельности;

– стремления к успешности в учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

– менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

– ориентироваться в принятой системе учебных знаков;

– принимать алгоритм выполнения учебной задачи  и работать в соответствии с ним, планировать и контролировать этапы своей работы;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их;

– участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

Познавательные универсальные учебные действия

– корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла;

– осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;

– оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;

– соотносить внешнюю оценку и самооценку;

– самостоятельно ориентироваться в содержании, работать с учебником, словарями и хрестоматией во внеурочное время;

– выбирать книги для внеклассного чтения.

– читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

– находить в тексте ответ на заданный вопрос;

– обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.

– осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;

– подбирать синонимы и антонимы к словам из текста;

– понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения;

– подбирать слова-определения для характеристики героев;

– выполнять первоначальный анализ художественного текста;

Коммуникативные универсальные учебные действия

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

– представлять целостную картину мира благодаря интеграции с другими предметами;

– реализовывать потребность в общении со сверстниками;

– проявлять интерес к общению и групповой работе;

– участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;

– эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;

– понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников.

– уважать мнение собеседников;

– высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;

– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;

– корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;

– понимать контекстную речь взрослых;

– действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.

Оборудование:

  1. Учебник «Литературное чтение»
  2. Тематические творческие работы детей «Сказки в рисунках и загадках»
  3. «В гостях у сказки», муз. В.Дашкевича, сл. Ю. Кима
  4. Изображение дерева – дуба большого размера.
  5. Карточки с заданиями и знаками «?»
  6. Тест по теме.

Ход урока.

  1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: мотивирование и включение учащихся в учебную деятельность.

Перед началом урока звучит песня «В гостях у сказки», муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима, приглашая к уроку.

- Ребята, я надеюсь, что эта песня подняла вам настроение и подсказала, что сегодня у нас непростой урок литературного чтения, а урок-путешествие в волшебную страну. Жителями этой страны являются дети, есть и взрослые, но только те, которые не забыли дорогу в эту замечательную страну. А как она называется, Вы уже, наверное, догадались.

- Мне кажется, что эта страна называется «Сказка».

- Совершенно верно! Я приглашаю вас отправиться в путешествие по стране сказок и волшебства.

  1. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

- Вспомните, в сказках указано, где находятся волшебные государства?

- Эти государства находятся за тридевять земель.

- Правильно! Наша большая страна здесь,  на этом дереве (изображение на доске). Что это за дерево?

- Оно похоже на дуб.

- Конечно же, это дуб. Ребята, подскажите, что есть в любой стране?

- В любой стране есть города и жители.

- В нашей волшебной стране тоже есть города – это сказки, а их герои и,  как я уже говорила, дети - жители сказочных городов.

- Но на дереве мы видим  только листочки с вопросительными знаками.

- Хорошее замечание. Мы не знаем, какие сказки живут на этом дереве. Хотите узнать?

- Да, хотим.

- Дерево это волшебное и просто так не раскрывает своих секретов.

- Как вы думаете, что для этого нужно сделать?

- Ответить на вопросы на дереве.

- Вы, наверняка помните, что во многих сказках герои проходят испытания. Так и нам, чтобы попасть в эту страну нужно выполнить волшебные задания. Эти задания мы найдем на дереве или под ним. Посмотрите, здесь под деревом есть следы невиданных зверей. А на них – задания.

  1. СЛЕД. Речевая разминка.Слайд с заданием.

А) Коллективное тихое чтение группы слов.

с-не-сне-снеж-ки

с-не-сне- сне-го-пад

с-пе-спе-спе-ци-аль-ный

с-ко-ско-скольз-ко

с-ко –ско-ско-рый

с-лу-слу-слу-чи-лось

Б) Самостоятельное тихое чтение скороговорки и индивидуальное проговаривание 2-3 желающих выступить

У ежа ежата, у ужа ужата.

2 СЛЕД. Сказки в загадках.

- Дома вместе с родителями вы провели небольшие исследования: определили,  из какой сказки персонаж, кто ее автор, придумали загадку и оформили о нем книжку-малышку. Ваши работы на этом дереве спрятаны под вопросительными знаками.

Давайте же разгадаем загадки нашего дерева.

Зачитываются по очереди загадки. Поле того, как дети отгадали загадку, ответили, что это за персонаж и из какой он сказки, на дерево прикрепляется рисунок с его изображением. (Леший, русалка, избушка на курьих ножках, Баба-яга, Кощей, Серый волк – русские народные сказки; Дядька Черномор и его витязи, Белка-затейница, царевна Лебедь –«Сказка о царе Салтане, осыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и прекрасной царевнеЛебеди», А.С. Пушкин)

- Вы отгадали сказки, которые были спрятаны под «вопросиками». Но это только часть сказок в Большой Сказочной Стране. На перемене вы сможете разгадать все загадки, подготовленные вами. Они здесь, под деревом.

3 СЛЕД. Ответьте на вопрос: Почему у огромного дуба обитает вся сказочная сила?

- Светлана подготовила ответ на этот вопрос. Давайте послушаем её.

Светлана: Древние люди весь окружающий мир населяли духами, с которыми очень хотелиподружиться. Особенно опасными местами они считали лес и воду (озера, реки, моря). По их мнению, высокие мощные деревья соединяли Средний мир (в нем жили люди вместе со своими домашними животными) с Верхним, небесным миром, так как крона дерева уходила в облака. В Верхнем мире находились небесные светила и стихии. Корни дерева уходили под землю, в Нижний мир, где обитали подземные звери и духи. Так у всех народов мира появилось представление о Мировом дереве, которое стоит в центре земли и соединяет собой все три мира: небесный, земной и подземный.

- Спасибо, Светлана, очень интересное сообщение. Ребята, сказка -  это не просто развлекательная вымышленная история, в сказке отражаются представления древнего человека о мире.

  1. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

- Вспомните, сказки каких авторов мы называли.

- Мы называли русские народные сказки и сказки А.С. Пушкина.

- Совершенно верно. Вы упомянули имя А.С. Пушкина – великого русского поэта.

- Как вы думаете, чему будет посвящен наша основная часть урока?

- Может быть, мы будем говорить о А.С. Пушкине?

- Верно! Кто дополнит ответ?

- Познакомимся с другими сказками А.С. Пушкина.

- Очень хорошо! Ваши одноклассники: Алена, Светлана, Глеб, Александр познакомят нас поближе с этим замечательным человеком.

Алена: Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве.Отец его происходил из старинного, обедневшего дворянского рода. У него были старшая сестра и 2 младших брата. Маленький Саша рано научился читать. Он в детстве в совершенстве изучил французский язык, много читал по-французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи.В доме Пушкиных любили бывать писатели, поэты. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали там свои произведения. Саша начал сочинять стихи, когда ему было всего 3 года.

Светлана: Русскому языку мальчика учили бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна. Бабушка и няня были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу Пушкина с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Сюжеты этих сказок поэт использовал при создании своих сказок.

Глеб: В селе Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказу царя, он познакомился  с жизнью деревни, полюбил её песни, басни и сказки. Пушкин часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, заводил беседы с простыми людьми, со странниками, записывал их меткие слова и выражения, запоминал песни слепцов – старинные и грозные песни о горькой народной доле. Александр Сергеевич перенёс в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жёстко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и необразованных бояр.

Александр: Всего сказок у А.С. Пушкина пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и  прекрасной Царевне-Лебеди»,  «Сказка о золотом петушке». Ещё сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».

- Молодцы, ребята! Александр назвал замечательную поэму А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». В ней рассказывается, как Киевский князь Владимир выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг, веселье прерывается: раздаются сильные удары грома, воцаряется тьма. Когда снова становиться светло все, с ужасом, замечают, что Людмила исчезла! Это злой волшебник, Черномор, похитил её и унёс в свой, заколдованный замок. Руслан и трое тайно влюбленных в Людмилу и, ненавидящих Руслана, воинов отправляются на поиски пропавшей красавицы. На пути они встречают испытания боем, ложью, предательством и волшебством. Не все остаются в живых. Но сказочная поэма хорошо заканчивается. Вы обязательно прочтете ее, когда станете чуть старше.

  1. Физминутка.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнусь.

- Можете поменяться рабочими местами.

  1. «Открытие нового знания».

 Этап изучения новых знаний и способов действий.

- А сегодня вы познакомитесь с отрывком из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила» «У лукоморья».

-Я буду читать, а вы следите по тексту, прислушиваясь, делайте легкие пометки карандашом в тексте, если встретятся непонятные слова. Чтение учителем.

- Понравился отрывок? Напоминает ли наше дерево дуб из этого произведения?

- Наш дуб похож на дуб А.С. Пушкина, только не хватает некоторых персонажей.

- Определить, кого и чего не хватает на нашем дубе, будет заданием для одной из групп.

Словарная работа в группах.

1 группа. Сравните наш дуб и дуб из отрывка «У лукоморья». Определить, кого и чего не хватает на нашем дубе.

- Остальные 5 групп прочтите заданные вам строки. Выберите из них:

А) незнакомые или не совсем понятные слова; найдите в словариках, которые  я для вас подготовила, объяснения этих слов;

Б) слова или выражения, которые делают это произведение волшебной сказкой.

  1. группа – первые 6 строк, заканчивая словами «…Налево – сказку говорит»
  2. группа – со слов «Там чудеса…» до «Стоит без окон и дверей»
  3. группа -  со слов «Там лес и дол…» до «И с ними дядька их морской»
  4. группа – со слов «Там королевич мимоходом…» до «А бурый волк ей верно служит»
  5. группа – со слов «Там ступа с Бабою-ягой…» до конца.

- Начнем с выступления второй группы. Назовите и объясните незнакомые слова.

 Лукоморье - изогнутый, как лук, берег моря.(Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут берег моря – ЛУКоМОРЬЕ. Получается залив.).

«Златая» - старое, вышедшее из употребления форма слова золотая.

3 группа:

Леший – лесной дух. (Он любит качаться на деревьях. Леший свистит, ухает, хохочет, пугая людей, умеет подражать голосам животных и птиц. Ему подчиняются все ленные обитатели. Осенью он бушует в лесу, ломает деревья, гонит зверей).

Русалка – девушка-рыба живёт на озёрах, болотах. По ночам песни поёт, заманивает в болото путников.

Неведомых -  незнакомых.

4 группа

Дол – долина.

О заре- на заре.

Прихлынут – набегут на берег.

Брег – берег.

Витязь – воин, солдат.

Чредой – чередой, по очереди.

Дядька в старину: воспитатель, старый солдат или слуга в дворянской семье. (Наш дядька не простой солдат, а морской).

5 группа.

Мимоходом – по пути, проходя мимо.

Пленяет – берёт в плен.

Колдун – человек, который владеет волшебством.

Богатырь – герой русских былин, воин, который отличается небывалой силой, мужеством, умом.

Темница – тёмное помещение без окон.

Тужит - грустит, страдает.

6 группа

Ступа – тяжёлый металлический, деревянный или каменный сосуд в виде большого стакана, бочки

Кощей- бессмертный царь, колдун. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя.

Чахнуть – сохнуть, изводить себя, страдать.

- Умницы! С первой частью задания вы справились. Так почему эту поэмой считают сказкой?

- В этой поэме так много волшебства.

- Есть существа, которых нет в настоящей жизни, поэтому эта поэма – сказка.

-Хорошо, приведите примеры.

2 гр.- Кот, который рассказывает сказки.

3 гр. «Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

…Избушка там на курьих ножках…»

4 гр.«И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных»

5гр. «Там в облаках … колдун несет богатыря»;

        «…бурый волк ей верно служит»;

6гр. «Там ступа с Бабою-ягой

Идет, бредет сама собой»

«царь кощей над златом чахнет»

 - Замечательно. Теперь выслушаем первую группу и прикрепим недостающие картинки.

- Мы заметили, что на нашем дереве нет золотой цепи, и кота, который по ней гулял, королевича, мимоходом пленяющего царя, колдуна, несущего богатыря; царевны в темнице.

- Хочу обратить ваше внимание на золотую цепь на кота.

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

- Золотая цепь  - это и символ Солнца, которое по кругу ходит возле земного мира, и символ волшебной силы потому, что она золотая (золотые предметы в сказках обладают волшебной силой). Вспомните,в одной из сказок мы уже встречали цепь на огромном дубе.

- Дуб, на котором на цепи висит сундук, где смерть Кощея Бессмертного.

- Почему по цепи ходит именно кот? То, что он ходит по кругу, по золотой цепи, обозначает смену дня и ночи, смену правды и вымысла; «песнь», которую он «заводит», связана с правой стороной, с правдой; «сказка» -  с левой стороной, с выдумкой.

Из всех домашних животных кот всегда считался не просто умным, но связанным с миром предков. Заселяясь  дом, в него сначала запускали кошку, оказав, таким образом, уважение предкам, чтобы впредь заручиться их поддержкой.У народов всего мира кот - излюбленный персонаж. Назовите сказки, где кот – главный герой.

- «Кот в сапогах»,  «Кот и лиса», «Кот, петух и лиса».

  1. Закрепление

- Я еще раз прочту вам отрывок из поэмы, на этот раз карандашом отметьте паузы и ударения, которые услышите.

Чтение учителем.

Выразительное чтение учащимися по частям.

  1. Рефлексия  учебной деятельности.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

- Наш урок подходит к концу. Оглядываясь назад, вспомните, какие задачи мы перед собой ставили в начале урока. Выполнили то, что хотели? На листочках выполните задания теста по сегодняшней теме.

  1. Кто автор строк «У лукоморья дуб зеленый…»?
  1. Иван Крылов;
  2. А.С. Пушкин;
  3. К.И. Чуковский
  1. Почему эту поэмой считают сказкой?
  1. поэме много волшебства, сказочных персонажей;
  2. в поэме много непонятных слов;
  3. все, о чем говориться в поэме – выдумка.
  1. Объясните значение слова «лукоморье»
  1. изогнутый, как лук, берег моря;
  2. море лука;
  3. не знаю

Домашнее задание.

Выучить наизусть первые 12 строк отрывка« У лукоморья дуб зеленый…»

Нарисовать иллюстрацию к этому отрывку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "А.С.Пушкин."У лукоморья дуб зеленый" (3 класс)

Этот урок первый в авторском блоке  "Произведения А.С.Пушкина". В 1 и 2 классах ребята  уже знакомились со сказками и стихами поэта. В 3 классе им предстоит узнать о многообразии жанров в тв...

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.С. Пушкин "У Лукоморья дуб зеленый..." с применением презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.С. Пушкин "У Лукоморья дуб зеленый" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации "Сказки А.С. Пушкина".Презентация помогает ввести детей ...

урок чтения в 3 классе "А.С.Пушкин "У лукоморья дуб зеленый..."

Урок чттения в з классе по программе Планета знаний на тему: А.С. Пушкин У Лукоморья дуб зеленый......

"У лукоморья дуб зеленый" А.С. Пушкин

Конспект урока по литературному чтению...

Сказочный образ мира во вступлении к поэме А.С. Пушкина "У лукоморья дуб зеленый..."

Данный урок знакомит обучающихся с  красотой пушкинской поэзии, расширяет представление о русском языке, его красоте, воспитывает любовь к русской  литературе....