Пушкин А.С. «У лукоморья дуб зеленый...»
план-конспект урока по чтению по теме
Конспект урока из цикла: «Исследуем законы волшебных сказок». Ученикам предлагатся отправиться в путешествие по стране сказок и волшебства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_temu_pushkin_a.s._u_lukomorya_dub_zelyonyy.docx | 39.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Исследуем законы волшебных сказок.
А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»
Место и роль урока в изучаемой теме: второй урок по теме.
Основные задачи:
- воспитывать осознанное восприятие содержания текста;
- овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения;
- участвовать в обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения;
- углубить представления о понятиях: сказка, законы волшебной сказки;
- познакомиться с фактами биографии А. Пушкина, сказками;
- развивать образное мышление, творческие способности, воображение, способность воспринимать различные виды искусства;
- воспитывать любовь к поэтическому слову.
Личностные универсальные учебные действия
– эмоциональная отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать человеку, «братьям нашим меньшим», бережное отношение к окружающему миру, природе;
– эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
– способность осознавать свою этническую идентичность.
– представлений о глубине и разнообразии внутреннего мира человека, отраженного в литературе разных времен и народов;
– начальных представлений об отраженных в литературных текстах нравственных понятиях, таких как родной дом, родители, малая родина, ответственность за родных, природу, любовь к родному дому, малой родине;
– ответственности за свое дело, понятий о коллективизме, верности в дружбе;
– мотивации к самовыражению в выразительном чтении, рисуночной и игровой деятельности;
– стремления к успешности в учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
– менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
– ориентироваться в принятой системе учебных знаков;
– принимать алгоритм выполнения учебной задачи и работать в соответствии с ним, планировать и контролировать этапы своей работы;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их;
– участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
Познавательные универсальные учебные действия
– корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла;
– осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
– оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;
– соотносить внешнюю оценку и самооценку;
– самостоятельно ориентироваться в содержании, работать с учебником, словарями и хрестоматией во внеурочное время;
– выбирать книги для внеклассного чтения.
– читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
– находить в тексте ответ на заданный вопрос;
– обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.
– осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;
– подбирать синонимы и антонимы к словам из текста;
– понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения;
– подбирать слова-определения для характеристики героев;
– выполнять первоначальный анализ художественного текста;
Коммуникативные универсальные учебные действия
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
– представлять целостную картину мира благодаря интеграции с другими предметами;
– реализовывать потребность в общении со сверстниками;
– проявлять интерес к общению и групповой работе;
– участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;
– эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;
– понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников.
– уважать мнение собеседников;
– высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
– корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;
– понимать контекстную речь взрослых;
– действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.
Оборудование:
- Учебник «Литературное чтение»
- Тематические творческие работы детей «Сказки в рисунках и загадках»
- «В гостях у сказки», муз. В.Дашкевича, сл. Ю. Кима
- Изображение дерева – дуба большого размера.
- Карточки с заданиями и знаками «?»
- Тест по теме.
Ход урока.
- Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: мотивирование и включение учащихся в учебную деятельность.
Перед началом урока звучит песня «В гостях у сказки», муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима, приглашая к уроку.
- Ребята, я надеюсь, что эта песня подняла вам настроение и подсказала, что сегодня у нас непростой урок литературного чтения, а урок-путешествие в волшебную страну. Жителями этой страны являются дети, есть и взрослые, но только те, которые не забыли дорогу в эту замечательную страну. А как она называется, Вы уже, наверное, догадались.
- Мне кажется, что эта страна называется «Сказка».
- Совершенно верно! Я приглашаю вас отправиться в путешествие по стране сказок и волшебства.
- Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
- Вспомните, в сказках указано, где находятся волшебные государства?
- Эти государства находятся за тридевять земель.
- Правильно! Наша большая страна здесь, на этом дереве (изображение на доске). Что это за дерево?
- Оно похоже на дуб.
- Конечно же, это дуб. Ребята, подскажите, что есть в любой стране?
- В любой стране есть города и жители.
- В нашей волшебной стране тоже есть города – это сказки, а их герои и, как я уже говорила, дети - жители сказочных городов.
- Но на дереве мы видим только листочки с вопросительными знаками.
- Хорошее замечание. Мы не знаем, какие сказки живут на этом дереве. Хотите узнать?
- Да, хотим.
- Дерево это волшебное и просто так не раскрывает своих секретов.
- Как вы думаете, что для этого нужно сделать?
- Ответить на вопросы на дереве.
- Вы, наверняка помните, что во многих сказках герои проходят испытания. Так и нам, чтобы попасть в эту страну нужно выполнить волшебные задания. Эти задания мы найдем на дереве или под ним. Посмотрите, здесь под деревом есть следы невиданных зверей. А на них – задания.
- СЛЕД. Речевая разминка.Слайд с заданием.
А) Коллективное тихое чтение группы слов.
с-не-сне-снеж-ки
с-не-сне- сне-го-пад
с-пе-спе-спе-ци-аль-ный
с-ко-ско-скольз-ко
с-ко –ско-ско-рый
с-лу-слу-слу-чи-лось
Б) Самостоятельное тихое чтение скороговорки и индивидуальное проговаривание 2-3 желающих выступить
У ежа ежата, у ужа ужата.
2 СЛЕД. Сказки в загадках.
- Дома вместе с родителями вы провели небольшие исследования: определили, из какой сказки персонаж, кто ее автор, придумали загадку и оформили о нем книжку-малышку. Ваши работы на этом дереве спрятаны под вопросительными знаками.
Давайте же разгадаем загадки нашего дерева.
Зачитываются по очереди загадки. Поле того, как дети отгадали загадку, ответили, что это за персонаж и из какой он сказки, на дерево прикрепляется рисунок с его изображением. (Леший, русалка, избушка на курьих ножках, Баба-яга, Кощей, Серый волк – русские народные сказки; Дядька Черномор и его витязи, Белка-затейница, царевна Лебедь –«Сказка о царе Салтане, осыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и прекрасной царевнеЛебеди», А.С. Пушкин)
- Вы отгадали сказки, которые были спрятаны под «вопросиками». Но это только часть сказок в Большой Сказочной Стране. На перемене вы сможете разгадать все загадки, подготовленные вами. Они здесь, под деревом.
3 СЛЕД. Ответьте на вопрос: Почему у огромного дуба обитает вся сказочная сила?
- Светлана подготовила ответ на этот вопрос. Давайте послушаем её.
Светлана: Древние люди весь окружающий мир населяли духами, с которыми очень хотелиподружиться. Особенно опасными местами они считали лес и воду (озера, реки, моря). По их мнению, высокие мощные деревья соединяли Средний мир (в нем жили люди вместе со своими домашними животными) с Верхним, небесным миром, так как крона дерева уходила в облака. В Верхнем мире находились небесные светила и стихии. Корни дерева уходили под землю, в Нижний мир, где обитали подземные звери и духи. Так у всех народов мира появилось представление о Мировом дереве, которое стоит в центре земли и соединяет собой все три мира: небесный, земной и подземный.
- Спасибо, Светлана, очень интересное сообщение. Ребята, сказка - это не просто развлекательная вымышленная история, в сказке отражаются представления древнего человека о мире.
- Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
- Вспомните, сказки каких авторов мы называли.
- Мы называли русские народные сказки и сказки А.С. Пушкина.
- Совершенно верно. Вы упомянули имя А.С. Пушкина – великого русского поэта.
- Как вы думаете, чему будет посвящен наша основная часть урока?
- Может быть, мы будем говорить о А.С. Пушкине?
- Верно! Кто дополнит ответ?
- Познакомимся с другими сказками А.С. Пушкина.
- Очень хорошо! Ваши одноклассники: Алена, Светлана, Глеб, Александр познакомят нас поближе с этим замечательным человеком.
Алена: Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве.Отец его происходил из старинного, обедневшего дворянского рода. У него были старшая сестра и 2 младших брата. Маленький Саша рано научился читать. Он в детстве в совершенстве изучил французский язык, много читал по-французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи.В доме Пушкиных любили бывать писатели, поэты. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали там свои произведения. Саша начал сочинять стихи, когда ему было всего 3 года.
Светлана: Русскому языку мальчика учили бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна. Бабушка и няня были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу Пушкина с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Сюжеты этих сказок поэт использовал при создании своих сказок.
Глеб: В селе Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказу царя, он познакомился с жизнью деревни, полюбил её песни, басни и сказки. Пушкин часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, заводил беседы с простыми людьми, со странниками, записывал их меткие слова и выражения, запоминал песни слепцов – старинные и грозные песни о горькой народной доле. Александр Сергеевич перенёс в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жёстко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и необразованных бояр.
Александр: Всего сказок у А.С. Пушкина пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной Царевне-Лебеди», «Сказка о золотом петушке». Ещё сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».
- Молодцы, ребята! Александр назвал замечательную поэму А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». В ней рассказывается, как Киевский князь Владимир выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг, веселье прерывается: раздаются сильные удары грома, воцаряется тьма. Когда снова становиться светло все, с ужасом, замечают, что Людмила исчезла! Это злой волшебник, Черномор, похитил её и унёс в свой, заколдованный замок. Руслан и трое тайно влюбленных в Людмилу и, ненавидящих Руслана, воинов отправляются на поиски пропавшей красавицы. На пути они встречают испытания боем, ложью, предательством и волшебством. Не все остаются в живых. Но сказочная поэма хорошо заканчивается. Вы обязательно прочтете ее, когда станете чуть старше.
- Физминутка.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
- Можете поменяться рабочими местами.
- «Открытие нового знания».
Этап изучения новых знаний и способов действий.
- А сегодня вы познакомитесь с отрывком из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила» «У лукоморья».
-Я буду читать, а вы следите по тексту, прислушиваясь, делайте легкие пометки карандашом в тексте, если встретятся непонятные слова. Чтение учителем.
- Понравился отрывок? Напоминает ли наше дерево дуб из этого произведения?
- Наш дуб похож на дуб А.С. Пушкина, только не хватает некоторых персонажей.
- Определить, кого и чего не хватает на нашем дубе, будет заданием для одной из групп.
Словарная работа в группах.
1 группа. Сравните наш дуб и дуб из отрывка «У лукоморья». Определить, кого и чего не хватает на нашем дубе.
- Остальные 5 групп прочтите заданные вам строки. Выберите из них:
А) незнакомые или не совсем понятные слова; найдите в словариках, которые я для вас подготовила, объяснения этих слов;
Б) слова или выражения, которые делают это произведение волшебной сказкой.
- группа – первые 6 строк, заканчивая словами «…Налево – сказку говорит»
- группа – со слов «Там чудеса…» до «Стоит без окон и дверей»
- группа - со слов «Там лес и дол…» до «И с ними дядька их морской»
- группа – со слов «Там королевич мимоходом…» до «А бурый волк ей верно служит»
- группа – со слов «Там ступа с Бабою-ягой…» до конца.
- Начнем с выступления второй группы. Назовите и объясните незнакомые слова.
Лукоморье - изогнутый, как лук, берег моря.(Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут берег моря – ЛУКоМОРЬЕ. Получается залив.).
«Златая» - старое, вышедшее из употребления форма слова золотая.
3 группа:
Леший – лесной дух. (Он любит качаться на деревьях. Леший свистит, ухает, хохочет, пугая людей, умеет подражать голосам животных и птиц. Ему подчиняются все ленные обитатели. Осенью он бушует в лесу, ломает деревья, гонит зверей).
Русалка – девушка-рыба живёт на озёрах, болотах. По ночам песни поёт, заманивает в болото путников.
Неведомых - незнакомых.
4 группа
Дол – долина.
О заре- на заре.
Прихлынут – набегут на берег.
Брег – берег.
Витязь – воин, солдат.
Чредой – чередой, по очереди.
Дядька в старину: воспитатель, старый солдат или слуга в дворянской семье. (Наш дядька не простой солдат, а морской).
5 группа.
Мимоходом – по пути, проходя мимо.
Пленяет – берёт в плен.
Колдун – человек, который владеет волшебством.
Богатырь – герой русских былин, воин, который отличается небывалой силой, мужеством, умом.
Темница – тёмное помещение без окон.
Тужит - грустит, страдает.
6 группа
Ступа – тяжёлый металлический, деревянный или каменный сосуд в виде большого стакана, бочки
Кощей- бессмертный царь, колдун. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя.
Чахнуть – сохнуть, изводить себя, страдать.
- Умницы! С первой частью задания вы справились. Так почему эту поэмой считают сказкой?
- В этой поэме так много волшебства.
- Есть существа, которых нет в настоящей жизни, поэтому эта поэма – сказка.
-Хорошо, приведите примеры.
2 гр.- Кот, который рассказывает сказки.
3 гр. «Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
…Избушка там на курьих ножках…»
4 гр.«И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных»
5гр. «Там в облаках … колдун несет богатыря»;
«…бурый волк ей верно служит»;
6гр. «Там ступа с Бабою-ягой
Идет, бредет сама собой»
«царь кощей над златом чахнет»
- Замечательно. Теперь выслушаем первую группу и прикрепим недостающие картинки.
- Мы заметили, что на нашем дереве нет золотой цепи, и кота, который по ней гулял, королевича, мимоходом пленяющего царя, колдуна, несущего богатыря; царевны в темнице.
- Хочу обратить ваше внимание на золотую цепь на кота.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
- Золотая цепь - это и символ Солнца, которое по кругу ходит возле земного мира, и символ волшебной силы потому, что она золотая (золотые предметы в сказках обладают волшебной силой). Вспомните,в одной из сказок мы уже встречали цепь на огромном дубе.
- Дуб, на котором на цепи висит сундук, где смерть Кощея Бессмертного.
- Почему по цепи ходит именно кот? То, что он ходит по кругу, по золотой цепи, обозначает смену дня и ночи, смену правды и вымысла; «песнь», которую он «заводит», связана с правой стороной, с правдой; «сказка» - с левой стороной, с выдумкой.
Из всех домашних животных кот всегда считался не просто умным, но связанным с миром предков. Заселяясь дом, в него сначала запускали кошку, оказав, таким образом, уважение предкам, чтобы впредь заручиться их поддержкой.У народов всего мира кот - излюбленный персонаж. Назовите сказки, где кот – главный герой.
- «Кот в сапогах», «Кот и лиса», «Кот, петух и лиса».
- Закрепление
- Я еще раз прочту вам отрывок из поэмы, на этот раз карандашом отметьте паузы и ударения, которые услышите.
Чтение учителем.
Выразительное чтение учащимися по частям.
- Рефлексия учебной деятельности.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.
- Наш урок подходит к концу. Оглядываясь назад, вспомните, какие задачи мы перед собой ставили в начале урока. Выполнили то, что хотели? На листочках выполните задания теста по сегодняшней теме.
- Кто автор строк «У лукоморья дуб зеленый…»?
- Иван Крылов;
- А.С. Пушкин;
- К.И. Чуковский
- Почему эту поэмой считают сказкой?
- поэме много волшебства, сказочных персонажей;
- в поэме много непонятных слов;
- все, о чем говориться в поэме – выдумка.
- Объясните значение слова «лукоморье»
- изогнутый, как лук, берег моря;
- море лука;
- не знаю
Домашнее задание.
Выучить наизусть первые 12 строк отрывка« У лукоморья дуб зеленый…»
Нарисовать иллюстрацию к этому отрывку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения "А.С.Пушкин."У лукоморья дуб зеленый" (3 класс)
Этот урок первый в авторском блоке "Произведения А.С.Пушкина". В 1 и 2 классах ребята уже знакомились со сказками и стихами поэта. В 3 классе им предстоит узнать о многообразии жанров в тв...
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.С. Пушкин "У Лукоморья дуб зеленый..." с применением презентации.
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.С. Пушкин "У Лукоморья дуб зеленый" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации "Сказки А.С. Пушкина".Презентация помогает ввести детей ...
урок чтения в 3 классе "А.С.Пушкин "У лукоморья дуб зеленый..."
Урок чттения в з классе по программе Планета знаний на тему: А.С. Пушкин У Лукоморья дуб зеленый......
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 3 класс ТЕМА: А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»
А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»...
"У лукоморья дуб зеленый" А.С. Пушкин
Конспект урока по литературному чтению...
Презентация к уроку литературное чтение А,С, Пушкин У лукоморья дуб зеленый....
Познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина....
Сказочный образ мира во вступлении к поэме А.С. Пушкина "У лукоморья дуб зеленый..."
Данный урок знакомит обучающихся с красотой пушкинской поэзии, расширяет представление о русском языке, его красоте, воспитывает любовь к русской литературе....