Развитие речевых способностей младших школьников при работе с произведением А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
статья по чтению (2 класс) по теме
Даникова Н. В.,
Учитель начальных классов
МОУ СОШ № 29 с углубленным изучением
отдельных предметов г. Смоленска
Развитие речевых способностей
младших школьников при работе
с произведением А. С. Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке».
Одной из приоритетных задач современного образования является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей.
Важность этой проблемы становится понятной, если учесть тот факт, что одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.
По мнению ученых, условием развития одаренности школьников является работа на основе следующих основополагающих принципов:
— принцип развивающего и воспитывающего обучения;
— принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
— принцип учета возрастных возможностей.
Используя возможности уроков литературного чтения в начальной школе, решаю в числе прочих задачу обеспечения условий для раскрытия и развития речевых способностей младших школьников:
· усвоение литературной языковой нормы;
· умение отличать литературный язык от просторечия, диалектов и жаргонов;
· умение составить связное высказывание, обладающее необходимыми характеристиками (содержательность, логика, точность, богатство языковых средств, ясность, правильность) [4].
Иными словами, «школьник должен усвоить тысячи новых слов, новых значений известных ему слов, словосочетаний, множество таких грамматических форм и конструкций, которых он в своей дошкольной речевой практике совсем не употреблял, и, кроме того, знать уместность употребления тех или иных средств языка в определенных ситуациях; должен усвоить нормы в употреблении слов, оборотов речи, грамматических средств, а также орфоэпические и орфографические нормы» [4].
Для обеспечения развития речи учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы исключительно эффективны не только для развития речи, основных речевых способностей, но и для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).
Рассмотрим применение перечисленных методов работы с текстом, способствующие речевому развитию младших школьников, на примере изучения сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» во 2 классе.
1) Создание на уроке проблемных ситуаций
Проблемная задача, в отличие от обычных учебных задач, представляет не просто описание некоторой ситуации, включающей характеристику данных, составляющих условие задачи и указание на неизвестное, которое должно быть раскрыто на основании этих условий.
Наиболее функциональной и распространенной является разделение проблемных ситуаций по характеру содержательной стороны противоречий на четыре типа, которые, по мнению М.И. Махмутова, являются общими для всех учебных предметов [3].:
1. Недостаточность прежних знаний учащихся для объяснения нового факта, прежних умений для решения новой задачи;
Например:
«Отпусти ты, старче, мне в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Окуплюсь, чем только пожелаешь».
· Как вы думаете, как поступит старик?
· Как он может поступить?
«Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово...»
· Как вы думаете, почему старик отпустил рыбку?
· Почему старик не откажется ходить к морю и не загадает желание для себя?
2. Необходимость использовать ранее усвоенные знания и (или) умения, навыки в принципиально новых практических условиях;
Например:
«Чай теперь твоя душенька довольна?»
· Как вы думаете, что ответила старуха?
· Как вы думаете, выполнит ли рыбка последнее желание?
· Почему не выполнит?
3. Наличие противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа;
Например:
· Представьте, что вы золотая рыбка.
· Практически это невозможно, но только теоретически можно предположить.
4. Наличие противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.
Так как при чтении сказки учащиеся не выполняли практических заданий, задача четвертого типа не формулируется.
2) Решение проблемных задач
Примером проблемных задач к сказке А. С. Пушкина могут служить следующие:
Задание «Придумай загадку к сказке» может являться примером проблемной ситуации. Учитель предлагает детям придумать загадку к сюжету сказки, к характеристикам главных героев и т.д. Учитывая возрастные ограничения и особенности младшего школьного возраста, можно предложить группам детей отрывки сказки. Причем задание дается только группе, для остальных групп оно остается неизвестным. Работа может проводиться не только в группе, но и в паре, и индивидуально.
Начинается работа над составлением загадок с выбора слова, которое необходимо «спрятать», отыскиваются и называются его характерные признаки, находятся предметы или явления, обладающие одним или несколькими из этих признаков, проводятся параллели, формулируется загадка.
Приведем примеры составленных учащимися загадок:
№1
Старый, дряхлый, с бородой,
Держит сети под водой.
(Старик)
Павел Д.
№2
В море плескается,
Золотой называется.
( Золотая рыбка)
Вера М.
№3
Золотая, расписная, королевишна морская.
По ошибке в сеть попала.
(Золотая рыбка)
Никита В.
№4
Была старой и бедной,
Стала молодой и богатой,
Да опять к тому, что было,
Вернулась.
(Старуха)
Максим Д.
№5
Возле корыта сидит,
Да старика бранит.
(Старуха)
Мирослав К.
№6
Недовольная и злая,
Деда старого ругая,
Получила все и сразу,
Но вдруг все потеряла из-за жадности своей.
(Старуха)
Вячеслав Д.
№7
Было старое, разбитое.
Стало новое, смолой покрытое.
(Корыто)
Юлия П.
3) «Лексическая копилка» и «Словесное рисование».
Другим примером развития речи учащихся служит прием «Лексическая копилка». Учащимся предлагается собрать в «копилку» слова, относящиеся к определенной теме, событию, персонажу:
Золотая рыбка | Старуха | Море |
Взмолится «Не печалься, ступай себе с Богом». Государыня-рыбка «Будет вам новое корыто». «Так и быть: изба вам уж будет». «Добро! Будет старуха царицей». «Ничего не сказала рыбка…Ушла в глубокое море». | Забранила Браниться «На чем свет стоит мужа ругает». Старуха вздурилась Она бьет их, за чупрун таскает Прикрикнула Осердилась пуще старуха По щеке ударила мужа Бунтует Грозная царица Не взглянула Прогнать велела «Хочу быть владычицей морскою». | Синее Слегка разыгралось Помутилось Не спокойно Почернело На море черная буря |
Используя «Лексическую копилку», детям предлагаю словесно нарисовать «картину», используя слова-описания, или реально нарисовать рисунок дома, на уроках изобразительного искусства.
Словесное рисование предлагаю детям как к части текста, так и ко всему тексту, разбив задание по сюжетам и предложив сюжеты разным группам учащихся.
Вариантом этой работы служит прием «Составление картинного плана». Рисунки детей служат основой для выстраивания логической последовательности, а затем используются как основа для пересказа.
4) «Диалог с автором»
Прием «Диалог с автором» предполагает работу с текстом во время его чтения.
Учащимся предлагаю:
- находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы;
- задавать свои вопросы;
- обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста;
- проверять, совпадают ли они с замыслом автора;
- включать воображение.
Приведу примеры диалога с автором через текст:
-«Удивился старик, испугался…»
Вопрос детям: «Почему?»
-«Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
Вопрос детям: «А чего ему было надо?»
-«Воротился старик ко старухе. Что ж он видит?»
Детям: «Предположите, что он видит».
-«Испугался старик, взмолился: «Что ты, баба, белены объелась?»
Вопрос детям: «Почему старик так спросил?»
Эти вопросы требуют остановки по ходу чтения, обдумывания, ответов-предположений и далее - проверки их точности по ходу дальнейшего чтения;
В процессе работы с текстом сказки происходит вычитывание информации из каждой единицы текста, вероятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль своих прогнозов и предположений.
Возможны и такие вопросы:
- Как ты думаешь, что произойдет дальше?
- Как ты думаешь, сам автор ответил на этот вопрос?
- Что случится дальше?
- Как будут развиваться события?
- Чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение)?
- Какие вопросы возникли у вас после прочтения отрывка (сюжета)?
5) Комментированное чтение использую преимущественно во время перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нем автора.
Что же необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение?
Первый вариант: озвучивают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя. Комментарий начинаю с фразы «Мне кажется…»
Если в ходе комментария учителя дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, за них нужно буквально цепляться и вплетать в общий разговор, ни в коем случае не оставлять их без внимания, даже если детские суждения расходятся с общей (субъективной!) точкой зрения.
Комментарий должен быть кратким и динамичным. Я стараюсь не «увязнуть» в своих комментариях, не формулировать громоздкие вопросы и не повторять их по нескольку раз, пытаясь комментировать то, чего нет в тексте ни в явной, ни в скрытой форме. Комментарий удачен лишь тогда, когда усиливает эмоциональную реакцию, делает ее более яркой и эстетической. Именно поэтому ответы детей могут не быть развернутыми, позволяю им кратко отвечать с места, не отрываясь от текста. Если дети затрудняются, предлагаю им начало ответа, подсказываю ответ интонацией.
Комментирую текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, что можно в любой момент прервать чтение ребенка.
Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно, для чего рекомендуют использовать следующие способы:
- рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует сам комментарий или вопрос в особой форме, «свернутый»;
- включение воображения детей («Представьте себе...», «Увидели? Представили?» и др.);
- сам вопрос, который формулируется не так, как во время беседы: он максимально «свернут», сжат («Догадались почему?», «Почему именно...»). Необходимо избегать слов «Стоп!», «Достаточно!», «Хватит!», «Остановись здесь!» и т.п.
Следует обратить внимание на то, что далеко не каждый текст требует подробного комментария; разного по объему и глубине комментария могут требовать разные фрагменты одного текста.
6) Всегда оживленный интерес вызывает у младших школьников предложение учителя пересказать текст от имени какого – либо героя. Предлагаю ученикам рассказать о событиях, изложенных в сказке, от имени старухи, старика, золотой рыбки и даже того самого корыта. Работа может выполняться как индивидуально, так и в парной и групповой деятельности, тогда несколько членов группы выступают в качестве советчиков, помощников выступающего.
Проиллюстрирую этот прием рассказом ученика.
Рассказ ученика от имени рыбки.
Плавала я себе в синем море, резвилась и не заметила, как попала в сети старику. Стала я его просить, умолять, чтобы он отпустил меня, даже откуп предложила. Но старик добрый оказался, ничего с меня не взял, просто так отпустил.
Проходит время, старик приходит к морю и зовет меня. Сначала ему понадобилось корыто, потом изба, потом, чтобы его старуха стала дворянкой, царицей и, наконец, владычицей морской, и чтобы я ей служила. Сначала я думала, что он для себя просит, а оказалось, что старуха ему жизни не дает. Я и решила ее проучить. Оставила старуху у разбитого корыта.
Екатерина Р.
Рассказ от имени корыта.
Жило я у старика со старухой тридцать лет и три года. Баба стирала во мне дедовы рубашки и свое тряпье, а потом ставило меня на солнце просохнуть. За тридцать лет и три года я совсем рассохлось, даже раскололось. Однажды греюсь я на солнышке, подсыхаю, подремываю, вдруг чувствую, что во мне силы прибавилось, трещины мои исчезли. Очнулось, а я уже не старое, разбитое корыто, а новое, еще смолой пахнущее.
Владислав Г.
7) Большой простор для развития фантазии и воображения детей дает прием «продолжи сказку». Предлагаю придумать продолжение известной сказки А. С. Пушкина, ставлю перед школьниками проблемный вопрос:
- Как события могли бы развиваться дальше? Что произошло с основными героями сказки? Как изменились их отношения друг с другом, их отношение к жизни? Что бы они могли изменить в своей жизни, если бы захотели? Что для этого им бы понадобилось сделать?
Например, был предложен такой вариант развития дальнейших событий.
Пришел старик домой и увидел свою старуху, а перед ней разбитое корыто. Осмелел старик, стал ругать старуху, что много хотела, вот и осталась ни с чем. Старуха изменилась, стала доброй, покладистой, на старика больше не бранилась, а попросила его сделать новое корыто, а сама ему блинов напекла и каши сварила, и стали они жить дружно. Старик наловил много рыбы, они ее продали, и купили себе новую избу. А старуха даже не вспоминала то, что с ней произошло, ей и так хорошо жилось.
Виктория Р.
8) В качестве итога работы над сказкой может стать инсценирование как всего произведения, так и его фрагмента. Эта работа проводится в форме творческого проекта и предполагает активное участие школьников в каждом этапе: выбор фрагмента, распределении ролей, осмысление роли персонажа в сюжете, разучивание роли и репетиции, изготовление костюмов и декораций, собственно выступление перед одноклассниками, родителями, учащимися школы, анализ удачности реализации проекта.
Таким образом, работа с проблемными вопросами, творческими видами пересказа, использование приемов «Придумай загадку к сказке», «Словесное рисование», «Лексическая копилка», «Составление картинного плана», «Комментированное чтение»,
«Пересказ текста от имени героя», «Представление себя в роли героев сказки», «Продолжение сказки», «Диалог с автором», «Инсценировка сказки или ее фрагмента» развивает речевые способности и, как следствие, одаренность младших школьников.
Литература
- Андросова Н.И. Из опыта работы с одаренными детьми//Одаренный ребенок, 2009, №6.
- Белоненко С. А. Стратегия работы с одаренными детьми в начальной школе//Одаренный ребенок, 2009, №5.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. Москва.: Педагогика, 1975.
- Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения».— М.: Просвещение, 1979.
- Романовская З. И. Обучаем по системе Л.В. Занкова. Москва.; Просвещение, 2007.
- Турчанинова Т. В. Работа над пониманием текста в начальной школе//Начальная школа. 2007, №8.
- Чуракова Н. А. Методический комментарий к учебнику С.Ю. Свиридовой «Литература 2 класс (1-4), Москва.: Центр общего развития, 2000.
- http://gaiproekt.ucoz.ru/publ/razvitie_poznavateln...
- http://al2stav.ru/publ/iz_opyta_raboty_uchitelja_nachalnykh_klassov_jakovlevoj_t_f/5-1-0-49
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_danikova.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Даникова Н. В.,
Учитель начальных классов
МОУ СОШ № 29 с углубленным изучением
отдельных предметов г. Смоленска
Развитие речевых способностей
младших школьников при работе
с произведением А. С. Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке».
Одной из приоритетных задач современного образования является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей.
Важность этой проблемы становится понятной, если учесть тот факт, что одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.
По мнению ученых, условием развития одаренности школьников является работа на основе следующих основополагающих принципов:
— принцип развивающего и воспитывающего обучения;
— принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
— принцип учета возрастных возможностей.
Используя возможности уроков литературного чтения в начальной школе, решаю в числе прочих задачу обеспечения условий для раскрытия и развития речевых способностей младших школьников:
- усвоение литературной языковой нормы;
- умение отличать литературный язык от просторечия, диалектов и жаргонов;
- умение составить связное высказывание, обладающее необходимыми характеристиками (содержательность, логика, точность, богатство языковых средств, ясность, правильность) [4].
Иными словами, «школьник должен усвоить тысячи новых слов, новых значений известных ему слов, словосочетаний, множество таких грамматических форм и конструкций, которых он в своей дошкольной речевой практике совсем не употреблял, и, кроме того, знать уместность употребления тех или иных средств языка в определенных ситуациях; должен усвоить нормы в употреблении слов, оборотов речи, грамматических средств, а также орфоэпические и орфографические нормы» [4].
Для обеспечения развития речи учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы исключительно эффективны не только для развития речи, основных речевых способностей, но и для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).
Рассмотрим применение перечисленных методов работы с текстом, способствующие речевому развитию младших школьников, на примере изучения сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» во 2 классе.
- Создание на уроке проблемных ситуаций
Проблемная задача, в отличие от обычных учебных задач, представляет не просто описание некоторой ситуации, включающей характеристику данных, составляющих условие задачи и указание на неизвестное, которое должно быть раскрыто на основании этих условий.
Наиболее функциональной и распространенной является разделение проблемных ситуаций по характеру содержательной стороны противоречий на четыре типа, которые, по мнению М.И. Махмутова, являются общими для всех учебных предметов [3].:
- Недостаточность прежних знаний учащихся для объяснения нового факта, прежних умений для решения новой задачи;
Например:
«Отпусти ты, старче, мне в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Окуплюсь, чем только пожелаешь».
- Как вы думаете, как поступит старик?
- Как он может поступить?
«Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово...»
- Как вы думаете, почему старик отпустил рыбку?
- Почему старик не откажется ходить к морю и не загадает желание для себя?
- Необходимость использовать ранее усвоенные знания и (или) умения, навыки в принципиально новых практических условиях;
Например:
«Чай теперь твоя душенька довольна?»
- Как вы думаете, что ответила старуха?
- Как вы думаете, выполнит ли рыбка последнее желание?
- Почему не выполнит?
- Наличие противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа;
Например:
- Представьте, что вы золотая рыбка.
- Практически это невозможно, но только теоретически можно предположить.
4. Наличие противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.
Так как при чтении сказки учащиеся не выполняли практических заданий, задача четвертого типа не формулируется.
- Решение проблемных задач
Примером проблемных задач к сказке А. С. Пушкина могут служить следующие:
Задание «Придумай загадку к сказке» может являться примером проблемной ситуации. Учитель предлагает детям придумать загадку к сюжету сказки, к характеристикам главных героев и т.д. Учитывая возрастные ограничения и особенности младшего школьного возраста, можно предложить группам детей отрывки сказки. Причем задание дается только группе, для остальных групп оно остается неизвестным. Работа может проводиться не только в группе, но и в паре, и индивидуально.
Начинается работа над составлением загадок с выбора слова, которое необходимо «спрятать», отыскиваются и называются его характерные признаки, находятся предметы или явления, обладающие одним или несколькими из этих признаков, проводятся параллели, формулируется загадка.
Приведем примеры составленных учащимися загадок:
№1
Старый, дряхлый, с бородой,
Держит сети под водой.
(Старик)
Павел Д.
№2
В море плескается,
Золотой называется.
( Золотая рыбка)
Вера М.
№3
Золотая, расписная, королевишна морская.
По ошибке в сеть попала.
(Золотая рыбка)
Никита В.
№4
Была старой и бедной,
Стала молодой и богатой,
Да опять к тому, что было,
Вернулась.
(Старуха)
Максим Д.
№5
Возле корыта сидит,
Да старика бранит.
(Старуха)
Мирослав К.
№6
Недовольная и злая,
Деда старого ругая,
Получила все и сразу,
Но вдруг все потеряла из-за жадности своей.
(Старуха)
Вячеслав Д.
№7
Было старое, разбитое.
Стало новое, смолой покрытое.
(Корыто)
Юлия П.
- «Лексическая копилка» и «Словесное рисование».
Другим примером развития речи учащихся служит прием «Лексическая копилка». Учащимся предлагается собрать в «копилку» слова, относящиеся к определенной теме, событию, персонажу:
Золотая рыбка | Старуха | Море |
Взмолится «Не печалься, ступай себе с Богом». Государыня-рыбка «Будет вам новое корыто». «Так и быть: изба вам уж будет». «Добро! Будет старуха царицей». «Ничего не сказала рыбка…Ушла в глубокое море». | Забранила Браниться «На чем свет стоит мужа ругает». Старуха вздурилась Она бьет их, за чупрун таскает Прикрикнула Осердилась пуще старуха По щеке ударила мужа Бунтует Грозная царица Не взглянула Прогнать велела «Хочу быть владычицей морскою». | Синее Слегка разыгралось Помутилось Не спокойно Почернело На море черная буря |
Используя «Лексическую копилку», детям предлагаю словесно нарисовать «картину», используя слова-описания, или реально нарисовать рисунок дома, на уроках изобразительного искусства.
Словесное рисование предлагаю детям как к части текста, так и ко всему тексту, разбив задание по сюжетам и предложив сюжеты разным группам учащихся.
Вариантом этой работы служит прием «Составление картинного плана». Рисунки детей служат основой для выстраивания логической последовательности, а затем используются как основа для пересказа.
- «Диалог с автором»
Прием «Диалог с автором» предполагает работу с текстом во время его чтения.
Учащимся предлагаю:
- находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы;
- задавать свои вопросы;
- обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста;
- проверять, совпадают ли они с замыслом автора;
- включать воображение.
Приведу примеры диалога с автором через текст:
-«Удивился старик, испугался…»
Вопрос детям: «Почему?»
-«Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
Вопрос детям: «А чего ему было надо?»
-«Воротился старик ко старухе. Что ж он видит?»
Детям: «Предположите, что он видит».
-«Испугался старик, взмолился: «Что ты, баба, белены объелась?»
Вопрос детям: «Почему старик так спросил?»
Эти вопросы требуют остановки по ходу чтения, обдумывания, ответов-предположений и далее - проверки их точности по ходу дальнейшего чтения;
В процессе работы с текстом сказки происходит вычитывание информации из каждой единицы текста, вероятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль своих прогнозов и предположений.
Возможны и такие вопросы:
- Как ты думаешь, что произойдет дальше?
- Как ты думаешь, сам автор ответил на этот вопрос?
- Что случится дальше?
- Как будут развиваться события?
- Чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение)?
- Какие вопросы возникли у вас после прочтения отрывка (сюжета)?
5) Комментированное чтение использую преимущественно во время перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нем автора.
Что же необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение?
Первый вариант: озвучивают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя. Комментарий начинаю с фразы «Мне кажется…»
Если в ходе комментария учителя дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, за них нужно буквально цепляться и вплетать в общий разговор, ни в коем случае не оставлять их без внимания, даже если детские суждения расходятся с общей (субъективной!) точкой зрения.
Комментарий должен быть кратким и динамичным. Я стараюсь не «увязнуть» в своих комментариях, не формулировать громоздкие вопросы и не повторять их по нескольку раз, пытаясь комментировать то, чего нет в тексте ни в явной, ни в скрытой форме. Комментарий удачен лишь тогда, когда усиливает эмоциональную реакцию, делает ее более яркой и эстетической. Именно поэтому ответы детей могут не быть развернутыми, позволяю им кратко отвечать с места, не отрываясь от текста. Если дети затрудняются, предлагаю им начало ответа, подсказываю ответ интонацией.
Комментирую текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, что можно в любой момент прервать чтение ребенка.
Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно, для чего рекомендуют использовать следующие способы:
- рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует сам комментарий или вопрос в особой форме, «свернутый»;
- включение воображения детей («Представьте себе...», «Увидели? Представили?» и др.);
- сам вопрос, который формулируется не так, как во время беседы: он максимально «свернут», сжат («Догадались почему?», «Почему именно...»). Необходимо избегать слов «Стоп!», «Достаточно!», «Хватит!», «Остановись здесь!» и т.п.
Следует обратить внимание на то, что далеко не каждый текст требует подробного комментария; разного по объему и глубине комментария могут требовать разные фрагменты одного текста.
6) Всегда оживленный интерес вызывает у младших школьников предложение учителя пересказать текст от имени какого – либо героя. Предлагаю ученикам рассказать о событиях, изложенных в сказке, от имени старухи, старика, золотой рыбки и даже того самого корыта. Работа может выполняться как индивидуально, так и в парной и групповой деятельности, тогда несколько членов группы выступают в качестве советчиков, помощников выступающего.
Проиллюстрирую этот прием рассказом ученика.
Рассказ ученика от имени рыбки.
Плавала я себе в синем море, резвилась и не заметила, как попала в сети старику. Стала я его просить, умолять, чтобы он отпустил меня, даже откуп предложила. Но старик добрый оказался, ничего с меня не взял, просто так отпустил.
Проходит время, старик приходит к морю и зовет меня. Сначала ему понадобилось корыто, потом изба, потом, чтобы его старуха стала дворянкой, царицей и, наконец, владычицей морской, и чтобы я ей служила. Сначала я думала, что он для себя просит, а оказалось, что старуха ему жизни не дает. Я и решила ее проучить. Оставила старуху у разбитого корыта.
Екатерина Р.
Рассказ от имени корыта.
Жило я у старика со старухой тридцать лет и три года. Баба стирала во мне дедовы рубашки и свое тряпье, а потом ставило меня на солнце просохнуть. За тридцать лет и три года я совсем рассохлось, даже раскололось. Однажды греюсь я на солнышке, подсыхаю, подремываю, вдруг чувствую, что во мне силы прибавилось, трещины мои исчезли. Очнулось, а я уже не старое, разбитое корыто, а новое, еще смолой пахнущее.
Владислав Г.
7) Большой простор для развития фантазии и воображения детей дает прием «продолжи сказку». Предлагаю придумать продолжение известной сказки А. С. Пушкина, ставлю перед школьниками проблемный вопрос:
- Как события могли бы развиваться дальше? Что произошло с основными героями сказки? Как изменились их отношения друг с другом, их отношение к жизни? Что бы они могли изменить в своей жизни, если бы захотели? Что для этого им бы понадобилось сделать?
Например, был предложен такой вариант развития дальнейших событий.
Пришел старик домой и увидел свою старуху, а перед ней разбитое корыто. Осмелел старик, стал ругать старуху, что много хотела, вот и осталась ни с чем. Старуха изменилась, стала доброй, покладистой, на старика больше не бранилась, а попросила его сделать новое корыто, а сама ему блинов напекла и каши сварила, и стали они жить дружно. Старик наловил много рыбы, они ее продали, и купили себе новую избу. А старуха даже не вспоминала то, что с ней произошло, ей и так хорошо жилось.
Виктория Р.
8) В качестве итога работы над сказкой может стать инсценирование как всего произведения, так и его фрагмента. Эта работа проводится в форме творческого проекта и предполагает активное участие школьников в каждом этапе: выбор фрагмента, распределении ролей, осмысление роли персонажа в сюжете, разучивание роли и репетиции, изготовление костюмов и декораций, собственно выступление перед одноклассниками, родителями, учащимися школы, анализ удачности реализации проекта.
Таким образом, работа с проблемными вопросами, творческими видами пересказа, использование приемов «Придумай загадку к сказке», «Словесное рисование», «Лексическая копилка», «Составление картинного плана», «Комментированное чтение»,
«Пересказ текста от имени героя», «Представление себя в роли героев сказки», «Продолжение сказки», «Диалог с автором», «Инсценировка сказки или ее фрагмента» развивает речевые способности и, как следствие, одаренность младших школьников.
Литература
- Андросова Н.И. Из опыта работы с одаренными детьми//Одаренный ребенок, 2009, №6.
- Белоненко С. А. Стратегия работы с одаренными детьми в начальной школе//Одаренный ребенок, 2009, №5.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. Москва.: Педагогика, 1975.
- Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения».— М.: Просвещение, 1979.
- Романовская З. И. Обучаем по системе Л.В. Занкова. Москва.; Просвещение, 2007.
- Турчанинова Т. В. Работа над пониманием текста в начальной школе//Начальная школа. 2007, №8.
- Чуракова Н. А. Методический комментарий к учебнику С.Ю. Свиридовой «Литература 2 класс (1-4), Москва.: Центр общего развития, 2000.
- http://gaiproekt.ucoz.ru/publ/razvitie_poznavatelnoj_aktivnosti_na_urokakh_literaturnogo_chtenija_v_nachalnykh_klassakh/1-1-0-2
- http://al2stav.ru/publ/iz_opyta_raboty_uchitelja_nachalnykh_klassov_jakovlevoj_t_f/5-1-0-49
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательные задания к произведению А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
«Зашифрованный герой» (7), Впиши пропущенные слов из текста сказки, Объясни значение слов....
Мини-викторина по произведению А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке""
Данная викторина разработана для урока литературного чтения во 2 классе....
Урок-проект по произведению А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".
Результатом данного проекта является диафильм....
Тест по литературе по произведению А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" 2 класс "Школа России"
Работа поможет узнать усвоение учебного материала....
Тест по произведению А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Тест используется на уроках литературного чтения после изучения произведения А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"....
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК Школа России по теме: Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
Использование технологических карт для организации и проведения учебных занятий в начальной школе по ФГОС....
Задания по литературному чтению по произведению А. С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях".
Представленные заданания предназначены для помощи учащимся при анализе сказки А. С. Пушкина....