Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Тимофеева Любовь Юрьевна

Рабочая программа по литературному чтению, авторы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_4_klass.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 59 Приморского района Санкт-Петербурга

     «Согласовано»                                                                                                                                                                         «Утверждаю»

Протокол МО № _____ от ________                                                                                                                                           Директор школы                                      Т.А.Морозова

Рабочая программа учителя начальной школы

Тимофеевой

Любови Юрьевны

( высшая квалификационная категория, педагогический стаж- 25 лет)

по учебному курсу Литературное чтение»

4 В класс

Базовый уровень

2012-2013 учебный год

                                                                                         Пояснительная  записка.

     Рабочая скорректированная программа по литературному чтению для 4 класса составлена  на основе авторской программы, разработанной Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецким,  М.В.Головановой (Москва, «Просвещение», 2005 год) в соответствии с программой Министерства общего и профессионального образования РФ для общеобразовательных учреждений. Данная программа реализуется на категории детей с ограниченными возможностями здоровья  VII вида начальной ступени  обучения.  Курс «История и культура Санкт-Петербурга» реализуется модульно в предмете «Литературное чтение».                  

Для реализации программного содержания по литературному чтению использован следующий учебно-методический комплект:

  • Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова «Литературное чтение» учебник 4 класс (Москва, «Просвещение»,2010г.)
  • Л.Ф.Климанова, Т.Ю.Коти «Волшебная сила слов». Рабочая тетрадь по развитию речи 4 класс.

(Москва, «Просвещение», 2011г.)

  • Л.К.Ермолаева, Н.Г.Гаврилова «Чудесный город». Петербургская тетрадь. (СПб, «СМИО Пресс», 2011г.)

По учебному плану 4 часа в неделю, из них 1 час в 2 недели отводится на внеклассное чтение и 1 час в две недели – на историю и культуру СПб.

Всего за год – 132 часа, из них 99 часов – на литературное чтение, 16 часов -  на внеклассное чтение и 17 часов – на историю и культуру СПб.

Выполнение практической части:

I триместр

II триместр

III триместр

За год

Наизусть

3

2

3

8

Выразительное

чтение

5

4

4

13

Пересказ

3

6

4

13

        

                                                                                                                               - 2 -

Цели обучения:

         • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

            • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;

            • воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России; 

  • углубленно знакомить обучающихся с детской литературой, обеспечивать полноценное литературное развитие младших школьников, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру общения .
  • способствовать эмоционально-ценностному восприятию учащимися города как «своего мира», представляющего значимость (ценность) для них при условии грамотного взаимодействия с объектами городской среды и людьми.

Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:

  •  формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  • введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
  • приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
    развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие индивидуальных и творческих способностей детей.
  • пробудить у детей познавательный интерес к изучению своего города,  предоставив каждому  ребенку возможность открыть «новое в знакомом» окружении.  
  • помочь учащимся получить представление о ценности (значимости) объектов городской среды для них и других жителей.
  • способствовать формированию у учащихся элементарных умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни.
  •  содействовать выражению учащимися впечатления от памятников наследия и их создателей, проявлению ими собственного отношения к городу и его изучению.

Наряду с общеобразовательными задачами ставятся следующие основные коррекционно-развивающие задачи:

  • развитие умения сравнивать, анализировать и классифицировать;
  • формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления;                                         - 3 -
  • развитие творческого и логического мышления, воспитание положительной учебной мотивации;
  • развитие  памяти, внимания, воображения;
  • активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия, устной речи;
  • развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности;
  • создавать условия для расширения словарного запаса;
  • создать условия для развития умения применять полученные знания на практике;
  • создать условия для  развития познавательных процессов;
  • создать условия для развития  грамотной выразительной  речи;
  • создать условия для формирования умения работать самостоятельно, в парах и группах;
  • создать условия для формирования умения планировать свое время при выполнении работы.

Наряду с общеобразовательными и коррекционно- развивающими ставятся следующие основные воспитательные задачи:

  • создать условия для воспитания умения преодолевать трудности;
  • создать условия для воспитания умения слушать учителя и одноклассников;
  • создать условия для воспитания аккуратности при подготовке рабочего места и при работе в тетради;
  • создать условия для воспитания трудолюбия, аккуратности, настойчивости и дисциплинированности;
  • создать условия для воспитания толерантного отношения друг к другу;
  • создать условия для формирования устойчивого интереса к книге.

                 Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к литературному чтению. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

                Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

              Программа по курсу литературы призвана ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литература пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. 

              Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты.                                                         – 4 -

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

                                    В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий

  •     Традиционная тематика детского чтения по произведениям устного народного творчества, отечественных и зарубежных писателей-классиков для детей – в учебной книге и в отдельных изданиях – для классного и внеклассного чтения. Отражение в произведениях лучших человеческих качеств: любви к родителям и родной земле, доброты, честности, мудрости, трудолюбия, мастерства, готовности постоять за правое дело и за Родину, любви к родной природе, верности дружбе и товариществу.
  • Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность). Сознательное, правильное, выразительное чтение вслух с соблюдением норм литературного произношения в темпе 70-80 слов в минуту и про себя – 80-100 слов в минуту. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению проанализированного в классе произведения или отрывка из него: умение определить, о чем говорится в тексте, свое отношение к поступкам героев ( передавать слушателям ), каким тоном, с какими паузами, логическими ударениями, с какой громкостью ( как, какими средствами ) передавать слушателям.
  • Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.
  • Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее

формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения .

Работа над текстом.  Формирование знаний и умений, необходимых для правильного восприятия произведений: умение устанавливать смысловые связи между частями текста, выявлять главную мысль каждой части и текста в целом, оценивать поступки героев и определять их мотивы ( в произведениях, близких опыту ребенка, сопоставлять героев по поступкам, по проявлениям чувств ); самостоятельно делить текст на части и составлять план прочитанного; находить средства художественного изображения героев – яркие, меткие слова и выражения, эмоциональные отрывки; подобрать в тексте материал и составить с помощью учителя рассказ об одном событии, герое; находить в читаемом произведении и объединять материал на одну тему; определять смысл описываемых событий и свое отношение к ним в несложном произведении; сочинять дополнения или изменения сюжета, сказку на основе прочитанного. Формирование умений, необходимых для ориентировки в учебной книге: умение находить фамилии писателей, произведения которых помещены в книге для чтения, и называть их произведения; отличать рассказ и стихотворение, близкие по тематике, эмоциональной настроенности; ориентироваться в оглавлении учебной книги.                                                                     - 5 -

Формирование умений самостоятельно работать с книгой.  ( проводится на уроках внеклассного чтения один раз в две недели ). Расширение круга чтения ( художественная, научно-популярная, справочная литература отечественных и зарубежных авторов, периодическая печать). К традиционной тематике добавляются исторические повести и рассказы, автобиографические произведения, книги об ученых, изобретателях, о науке и технике, о родном крае, приключенческая литература. Знание приемов выбора нужной книги для чтения на определенную тему с помощью выставки, указателя детской библиотеки или в открытом доступе к книжным полкам; умение правильно оценить самостоятельно прочитанные книги, доступные пониманию детей этого возраста.   Целенаправленное чтение детской периодики ( газеты, журналы ) и систематическое использование напечатанных в ней материалов на уроках по всем предметам и во внеурочное время. Отработка навыков: определение примерного содержания незнакомой книги по ее элементам ( титульный лист, оглавление, предисловие или послесловие, иллюстрации ); ориентировка в каталожной карточке.  Умение сознательно организовывать досуг с книгой себе и младшим товарищам ( игры, чтение, драматизация )

  • Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает  говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.  Умение различать оттенки значений слов в тексте; с помощью учителя способом выборочного чтения находить в произведении и использовать в пересказе слова и выражения, необходимые для точного изображения событий, поступков героев, картин природы; подробно и сжато пересказывать произведение в прозе, сказку, составлять  творческий рассказ с изменением лица рассказчика, рассказ о судьбе героев на основании собственных предположений; с помощью толкового словаря или консультации взрослого находить значение непонятных при самостоятельном чтении слов и выражений; практически различать сказку, рассказ, стихотворение, басню.

        Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи, былины, сказания, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время, потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна фантазия», «Зарубежная литература».

            Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения. Каждый  урок внеклассного чтения  обеспечивает младшим школьникам знакомства с широким кругом  детского чтения от устного народного творчества до стихотворений, рассказов русских и зарубежных писателей, формирует умение выбирать книги, содействует возникновению устойчивого интереса к книге, знакомит с новыми именами, вводит в мир литературы, мир книги, формирует художественный  вкус ребенка, значительно расширяет кругозор и становится предпосылкой к общему литературному развитию.

 Еженедельные посещения школьной библиотеки укрепляют престиж дополнительного чтения.

Сама атмосфера библиотеки и внеклассные формы работы, которые она предлагает, способствуют лучшему восприятию литературы, укрепляет, а главное развивает читательские навыки.

                                                                                                                 - 6 -

 Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в её содержание курса «История и культура СПб», который реализуется модульно и способствует общему развитию и воспитанию ребенка.

            В этом курсе учащиеся изучают современный город, в котором живут. Они открывают в знакомом для них окружении незнакомые «чудеса». Ребята знакомятся с разнообразными сторонами жизни Петербурга: трудовой, культурной, административной;  поведением и отношением петербуржцев к своему городу,  ролью природы в городе, удивительными особенностями Петербурга и его уникальным культурным наследием, созданным и охраняемым настоящими петербуржцами, проблемами современной городской жизни.

           Роль курса важна не столько в формировании знаний, сколько в пробуждении познавательного интереса учащихся в изучении города. Именно на этой ступени необходимо и возможно помочь детям полюбить город, в котором они живут (гордиться им, сопереживать ему, понимать его проблемы), понять ценность города для себя и других горожан (иметь представление о его пользе, культурной и исторической ценности), осознать свою взаимосвязь с городом.

Содержание программы «Чудесный город» включает 3 раздела:

  1.  «Мир живого города»;
  2. «Удивительный Санкт-Петербург»;
  3. «Блистательный Санкт-Петербург».

    Содержание первого раздела «Мир живого города» знакомит учащихся  с утилитарной значимостью  всех частей любого города (домов, улиц, рек и каналов, садов и парков), а также исторической (дома возникли не сразу, у них есть история) и социальной (взаимосвязь города и горожан, зависимость состояния города от поведения людей).

    Содержание второго раздела программы «Удивительный Санкт-Петербург» раскрывает уникальные особенности города

Санкт-Петербурга, отличающие его от любого другого города (удивительное имя, возраст, герб, ровесник города, природные особенности, удивительный наряд и характер).  В то же время раскрывается и ценность труда создателей СПб (главное богатство города

– его жители; город хранит память об известных и безымянных жителях).

   Содержание третьего раздела программы «Блистательный Санкт-Петербург» знакомит учащихся с центром города, его главными достопримечательностями, ансамблями-символами города, расположенными на берегах Невы (Зимний дворец – символ столичного города, центр мировой культуры; Петропавловская крепость – символ рождения города, города военной славы России; Адмиралтейство символ рождения военно-морского флота, города военно-морской славы; Стрелка Васильевского острова – символ торгового порта России; Сенатская площадь – символ столичного города, основанного Петром. Раскрывается их эстетическая, историческая значимость, а также ценность труда людей, создавших эти достопримечательности.

   

                                                                                                                                 - 7 -

Методы, формы работы и средства контроля:

      Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике, познавательные задания, итоговый контроль по проверке чтения, коллективные способы обучения в парах и в малых группах, игровые формы учета результатов обучения, командные игры.

  В петербургских тетрадях «Чудесный город» есть задания по текущему контролю. Например, «вставь буквы в слова», «узнай по плану, по фрагменту здания», «разгадай кроссворд», «подчеркни в стихотворении слова, которые указывают на памятник», «отгадай ребус», «объясни понятие». Они соответствуют целям, задачам, содержанию курса.  Также и для домашней работы предполагаются познавательные задания, типа: «наряди здание и опиши его», «нарисуй свою решетку», «заполни лепестки ромашки», «допиши секретное донесение», «придумай свой ребус», «составь кроссворд», которые ребята выполняют всегда с удовольствием.

Характеристика класса на начало учебного года (на основе стартовой диагностики; собеседования и анализа медицинских карт)

                                                                                   

   В классе  17 человек.  Из них 12 мальчиков и 5 девочек.   Все уч-ся класса 2001-2002 г. рождения.

  На дом. обучении 3 чел. В полных семьях воспитываются 8 человек. Неполных семей - 8 . Из них в классе есть 3 опекаемых ребенка . Один ребенок – воспитанник детского дома. У одного ребёнка - потеря кормильца. 1 ребенок из многодетной семьи. У одного - мать-одиночка. 3 человека – дети инвалиды, они имеют хронические заболевания. Родители, в основном, заботятся о здоровье детей, консультируются с разными специалистами.

       Детей с негативным отношением к школе нет. В целом, класс успешно завершил программу 3 класса. Уровень подготовки учащихся позволяет начать освоение курса 4 класса.  Однако необходимо отметить, что параллельно с работой по технике  чтения, особое внимание при планировании следует уделять развитию навыков и умений  выразительной речи и чтения. Обучать выразительности чтения на основе глубокого анализа произведения, выяснения главной мысли и понимания идеи произведения, предлагать творческие задачи, добиваться решения этих задач, развивать индивидуальные способности учащихся, разъяснять,  что значит  читать выразительно,  давать для прослушивания образцы чтения в исполнении  артистов.  

      Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся, формировать умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользовать справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, воспитывать привычку обращаться к ним.

      Продолжить работу по расширению кругозора учащихся через чтение книг различных жанров, пробуждать интерес к чтению художественных произведений, создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении.  Уделять внимание формированию учебных действий, выбору способа достижения поставленной цели.                                 – 8 -

      В процессе обучения необходимо организовывать коррекционно-развивающую работу, реализовывать коррекционное направление обучения путём  индивидуального подхода к детям. Обратить внимание на развитие логического запоминания, образного мышления, логических операций ( анализа, обобщения, систематизации), на развитие объёма и устойчивости внимания.

 Создавать атмосферу творческого поиска, которая благотворно влияет на общее развитие учащихся.

В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки способы деятельности: осознанно читать, строить диалогические и монологические высказывания; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.

На конец 4 класса учащиеся должны знать и уметь:

ЗНАТЬ:

  • фамилии 10-12 писателей (поэтов) и их произведения для детей;
  • детские периодические издания;
  • профессии людей, занятых литературным трудом (писатель, поэт, драматург, журналист, корреспондент, режиссер, актер, редактор, корректор);
  • наизусть 10-12 стихотворений ( в том числе о разных временах года).
  • составные части города, удивительные особенности (город островов, рек и каналов, мостов, архитектурных ансамблей, скульптурных памятников) присущих только Санкт-Петербургу.
  • роль людей и природы в формировании города и в решении городских проблем, о важных функциях города, о самых его известных достопримечательностях, то есть о том, что делает облик Петербурга неповторимым, отличным от других городов;

 УМЕТЬ:

  • читать вслух сознательно, правильно, выразительно и достаточно бегло, с соблюдением норм орфоэпии текст в темпе 70-80 слов в минуту;
  • осознанно  читать про себя текст любого объема и жанра;
  • передавать при чтении различными выразительными средствами (темп, громкость, тон, мелодика, паузы, логические ударения) свое отношение к прочитанному, к событиям, поступкам героев, фактам – по заданию учителя и по личной инициативе;
  • давать подробный, выборочный и краткий пересказ прочитанного;
  • воспроизводить содержание текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения, с заменой диалога повествованием;
  • понимать эмоциональное состояние персонажей, отзываться эмоционально на содержание прочитанного;                                      - 9 -
  • выбирать героев произведений в качестве образца для подражания, рассуждать на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»;
  • замечать особенности речи действующих лиц, определять свое и авторское отношение к событиям и персонажам;
  • различать в тексте, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений слов, образные средства выразительности (сравнения, эпитеты, метафоры, фразеологические обороты – без употребления терминов);
  • составлять творческие рассказы или описывать (устно) эпизоды с изменением лица рассказчика, от имени одного из героев, с вымышленным вставным или заключительным эпизодом, сказочные тексты;
  • практически различать жанры художественных произведений (стихотворение, басня, сказка, рассказ) и произведения народного творчества (сказки, пословицы, песенки, загадки);  отличать книгу художественную, научную, учебную; связный текст от набора предложений;
  • слушать учителя и одноклассников при чтении художественных произведений, замечать ошибки свои и одноклассников в процессе чтения;
  • делить текст на части, озаглавливать их, объяснять смысл названия текста, составлять его простой план.
  • ориентироваться в книге (обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, иллюстрации, абзац, красная строка), пользоваться оглавлением и сносками.
  • правильно употреблять и писать «городские» слова и выражения; ориентироваться по упрощенной карте-схеме города, маршрутному листу; пользоваться краеведческой литературой; описывать достопримечательности по памяткам; применять для выполнения заданий свой повседневный опыт и знания о городе, полученные на уроках;
  • работать со стихами, ребусами, кроссвордами; характеризовать объект, выявляя его главные признаки; сравнивать объекты; доказывать свою точку зрения);
  • выражать свое отношение к памятнику, событию, творчеству людей через слово, рисунок, поделку.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •    самостоятельного чтения книг;
  •    высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
  •    самостоятельного выбора и определения содержания книги  по ее элементам;
  •    работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

    И, конечно, полученные  знания и умения должны способствовать бережному отношению учащихся к созданному предшествующими поколениями и создаваемому в настоящее время, и уважению в общении в семье, с одноклассниками, в городском пространстве: на экскурсиях, в транспорте, музеях, театрах, библиотеках, храмах.

                                                                                                                                  - 10 -

   

Список литературы.

 1. Для учителя:

* Шевченко. Программа для ОУ (коррекционно - развивающее обучение) (М., «Школьная пресса», 2004г)

* Сборник рабочих программ «Школа России» (Москва, «Просвещение», 2011г.)

* Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. (М., «Школьная пресса», 2004г)

* С.В.Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению» 4 класс (Москва, «Вако», 2006г.)

* С.В.Кутявина «Поурочные разработки по внеклассному чтению» 4 класс (Москва «Вако», 2007г.

* О.В.Узорова, Е.А.Нефедова «Дидактические карточки-задания по литературному чтению» ( к учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение» 4 класс) Москва ,«АСТ:Астрель», 2007г.

* CD  «Хрестоматия» 3 класс. Составлена в соответствии со школьной программой. Москва, ООО « Медиоконтиненталь», 2009г.

*  СD   художественного исполнения изучаемых произведений.

*  Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

*  DVD

2. Рекомендуемый детям для самостоятельной работы:

 * М.В.Юдаева «Хрестоматия».Произведения школьной программы 3-4 кл. (Москва, «Самовар»,2010г.)

* М.Б.Успенский, Л.П.Успенская «Правильно, складно, красиво учимся мы говорить» (СПб, «Специальная литература», 1997г.)

*  Родничок: книга для внеклассного чтения в 4 классе. «Родничок»; Тула 2008.

*  Книги из школьной и городской библиотеки.

* Е.Ефимовский «Петербург в загадках» (СПБ, «Тригон», 2010г.)

* Е.Ефимовский «Путешествие в Санкт-Петербург» (СПБ, «Тригон», 2003г.)

* З.А.Серова «Петербургский задачник для малышей» (СПб, «Паритет»,2003г.)

                                                                                                                                        - 11 -

                                                                          Календарно-тематическое планирование.

Дата

№ урока в триместре

№ урока по теме

ИКТ/ИД

                                     ТЕМА

     Характеристика деятельности учащихся

03.09

05.09

06.09

07.09

10.09

12.09

13.09

14.09

17.09

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

        1

3

4

5

        1

6

7

  1 триместр (36 ч) К.г. (6 ч); Вн.ч (6 ч)  Всего 48ч

         Летописи. Былины. Жития. ( 7 часов)

Ознакомление с учебником. Летописи. «И вспомнил Олег коня своего…»

«И вспомнил Олег коня своего…»

Вн.чт. Самые интересные книги, прочитанные летом.

Былины. Ильины три поездочки.

Былины. Ильины три поездочки.

Житие Сергия Радонежского.

К.г. Город «живой». Из чего состоит город?

Житие Сергия Радонежского.

Урок – обобщение.

                                                                                       

                                    - 12 -

Прогнозировать содержание раздела. Ориентироваться в учебнике. Знать и применять систему условных обозначений. Пользоваться словарём в конце учебника. Планировать работу на уроке. Понимать ценность и значимость литературы

для сохранения русской культуры. Знать жанр «летопись». Читать и понимать исторические произведения. Сравнивать текст летописи с художественным текстом. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

Знать жанр устного народного творчества «былина». Сравнивать поэтический и прозаический текст былины. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст. Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки, высказывать своё отношение. Подбирать книги по теме. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.

К.г. Работать с петербургской тетрадью, составлять слова, оценивать  значимость городов, домов. Рассуждать о значимости частей города. Соотносить названия и части, декор дома; объяснять его значимость. Оценивать  взаимосвязь состояния домов с поведением горожан, узнавать городские здания, выражать свое впечатление. Находить части улицы, раскрывать взаимосвязь  состояния «сосудов» и поведения горожан. Оценивать труд создателей, понимать необходимость сохранения садов и парков.

19.09

20.09

21.09

24.09

26.09

27.09

28.09

01.10

03.10

04.10

05.10

08.10

10.10

11.10

12.10

15.10

17.10

18.10

19.10

22.10

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

1

         2

2

3

4

         2

5

6

7

         3

8

9

10

         3

11

12

13

         4

14

15

Чудесный мир классики ( 15 часов ).

П.П.Ершов «Конек – Горбунок».

Вн.чт. Летописи, былины, сказания.

П.П.Ершов «Конек – Горбунок».

П.П.Ершов «Конек – Горбунок».

А. С. Пушкин. Стихи.

К.г. Город и горожане. Настоящие петербуржцы.

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Вн.чт. Творчество А.С.Пушкина

М.Ю.Лермонтов. «Дары Терека».

М.Ю.Лермонтов «Ашик – Кериб».

М.Ю.Лермонтов «Ашик – Кериб».

К.г. Визитная карточка города.

Л.Н.Толстой. Детство.

Л.Н.Толстой «Как мужик убрал камень» (басня).

А.П.Чехов «Мальчики».                 – 13 -

Вн.чт. Создаем книгу. Знакомство с элементами книги.

А.П.Чехов «Мальчики».

Обобщение. КВН по разделу «Чудесный мир классики».

                                                                                       

                                                                                                                 

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Сравнивать былины и волшебные сказки. Воспринимать на слух художественное произведение; читать и понимать текст. Наблюдать за развитием событий в сказке. Сравнивать начало и конец сказки. Отвечать на вопросы по тексту. Определять тему и главную мысль произведения. Делить текст на смысловые части. Составлять  его простой план.  Пересказывать  доступный по объёму  текст. Понимать позицию писателя, его отношение к героем. Характеризовать героев разных жанров. Оценивать мотивы поведения героев. Сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать произведения  словесного и изобразительного искусства.

Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). Использовать приобретённые умения для самостоятельного чтения книг. Знать элементы книги. Подбирать книги по теме.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

К.г.  Работать с петербургской тетрадью. Раскрывать значение труда создателей и поведения горожан. Давать оценочно-нравственные суждения о разном поведении горожан, о подвиге в годы войны и о необходимости стать достойными преемниками наследия. Объяснять значение имен города, правильно их писать. Составлять герб, подбирать цвета к его частям, объяснять его значение.

24.10

25.10

26.10

29.10

31.10

01.11

02.11

12.11

14.11

15.11

16.11

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

1

         4

2

3

4

        5

5

6

7  

         5

8

           Поэтическая тетрадь ( 8 часов ).

Ф.И.Тютчев. Стихи. 

К.г. Природные особенности Санкт-Петербурга.

А.А.Фет. Стихи.

Е.А.Баратынский. Стихи.

А.Н.Плещеев «Дети и птичка».

Вн.чт. Кузькины забавы ( по книгам Т.И. Александровой о домовёнке Кузьке )

И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…»             (Каникулы)

Н.А.Некрасов. Стихи.

И.А.Бунин. Листопад.

К.Г. Город мостов и набережных.

Сказочный наряд Петербурга.

                                      - 14 -

Обобщение. Развивающий час по разделу «Поэтическая тетрадь».

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями к жизни, природе, людям. Высказывать своё мнение о герое стихотворных  произведений. Читать выразительно стихи русских поэтов, передавая изменения в настроении, выраженные автором, воспроизводить их наизусть (по выбору). Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Самостоятельно оценивать своё чтение. Подбирать книги по теме.

К.г. Работать с петербургской тетрадью.

 Объяснять, как расположение города связано с погодой и как влияет на горожан.  Объяснять значимость Невы для горожан, необходимость бережного отношения к ней. Выражать свое впечатление. Ориентироваться по упрощенной карте-схеме, составлять рассказ по плану, извлекать информацию из дополнительной литературы. Оценивать набережные, мосты как памятники. Узнавать самые  известные решетки, нарисовать свою решетку, объяснять, почему решетки это достопримечательности. Описывать здания, скульптурные памятники по памятке; объяснять, в чем  их уникальность .

19.11

21.11

22.11

23.11

26.11

28.11

29.11

30.11

03.12

05.12

06.12

07.12

10.12

12.12

13.12

14.12

41

42

43

44

45

46

47

48

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

         6

3

4

5

         6

6

7

8

         1

9

10

11

         1

12

         Литературные сказки ( 12 часов ).

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке».

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке».

Вн.чт. М.М.Пришвин – певец русской природы.

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке».

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе».

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе».

К.г. Богатства Петербурга.

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе».

                                   - 15 -

2 триместр(33 ч.) К.г.(6 ч) Вн.чт. (6 ч) Всего 45 ч

П.П.Бажов «Серебряное копытце».

П.П.Бажов «Серебряное копытце».

Вн.чт. Рассказы о дрессированных животных и людях, которые их дрессируют.

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».

К.г. Зимний дворец – дворец «славы российской».                       

Урок – обобщение. Крестики-нолики.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать народную и литературную сказку. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Оценивать мотивы поведения героев.

Подбирать книги по теме.

Понимать позицию писателя, его отношение к героям.

Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.  Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

 К.г. Объяснять утилитарную значимость города, важность и необходимость качественного труда, которым создаются богатства. Осознавать красоту СПб, значимость музеев, театров. Относиться с уважением к религии. Объяснять связь между названием и назначением дворца, описывать внешний и внутренний облик дворца (по памятке).

17.12

19.12

20.12

21.12

24.12

26.12

27.12

09.01

10.01

11.01

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1

2

         2

3

4      

5

         2

6

         3

 7      

        Делу время – потехе час ( 7 часов )

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

Вн.чт. «Загадки волшебницы Зимы» (урок-праздник).

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка».

К.г. Жизнь и служба Зимнего дворца.

В.В.Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

Вн.чт. Сказки писателей о детях.

Обобщающий урок по разделу.

                                 - 16 -

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословиц. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по тексту. Определять нравственный смысл произведения, жанр, прямое и переносное значение слов. Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. Понимать, как поступки характеризуют героев; определять их нравственный смысл. Пересказывать текст от лица автора или одного из героев. Узнавать, что произведения могут рассказывать о своем авторе. Готовить сообщение о писателе, находить необходимую информацию. Инсценировать произведения. Подбирать книги по теме. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

К.г. Работать с петербургской тетрадью.

Понимать важность созидательного труда и бережного отношения к его результатам. Оценивать значение дворца в прошлом и настоящем для города, страны, мира. Применять полученные знания, на основе знаний давать оценочные суждения, выражать свое мнение.

14.01

16.01

17.01

18.01

21.01

23.01

24.01

25.01

19

20

21

22

23

24

25

26

1

2        

         3

3

4

5

         4

6

           Страна детства ( 6 часов )

Б.С.Житков «Как я ловил человечков».

Б.С.Житков «Как я ловил человечков».

К.г. Рождение Петропавловской крепости.

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

М.М.Зощенко «Ёлка».

Вн.чт. Литературный ринг по творчеству К.Г.Паустовского.

Обобщение по разделу.

                                  - 17 -

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги. Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; определять отношение автора к героям. Определять, что важное и серьёзное скрывается за усмешкой автора. Анализировать возможные заголовки произведений. Использовать в своей речи средства художественной

выразительности(сравнения, эпитеты). Составлять план текста. Пересказывать текст на основе плана. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании.

К.г. Работать с петербургской тетрадью. Знать расположение крепости, связь её с Северной войной. Описывать крепость, ворота,внешний облик собора и колокольни. Объяснять название собора. Раскрывать значение собора как памятника истории и культуры.

28.01

30.01

31.01

01.02

04.02

27

28

29

30

31

1

2

         4

3

4

           Поэтическая тетрадь ( 4 часа )

В.Я.Брюсов. Стихи.

С.А.Есенин. Бабушкины сказки.

К.г. Петропавловская крепость – крепость-музей. Жизнь и служба крепости.

М.И.Цветаева. Стихи.

Обобщение. Устный журнал по разделу «Поэтическая тетрадь».

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение; размышлять над его содержанием. Сравнивать стихотворения разных поэтов. Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества. Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать своё отношение. Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением.

К.г. Работать с петербургской тетрадью. Раскрывать значение крепости в прошлом и в настоящем, объяснять, почему крепость - «клетка» города, кто «помощник» и кто «враг» крепости. Использовать полученные знания для аргументации своей точки зрения.

06.02

07.02

08.02

11.02

13.02

14.02

15.02

18.02

20.02

21.02

22.02

25.02

27.02

28.02

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

1

         5

2

3

4

         5

5

6

7

         6

8

9

10

         6

              Природа и мы ( 10 часов )

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

Вн.чт. «Необычный календарь» («Лесная газета» В.Бианки ).

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

А.И.Куприн «Барбос и Жулька».

А.И.Куприн «Барбос и Жулька».

К.г. Местонахождение и облик Адмиралтейства.

М.М.Пришвин «Выскочка».

М.М.Пришвин «Выскочка».

Е.И.Чарушин «Кабан».

                                 - 18 -

Вн.чт. «Лес не школа, а всему учит» (Рассказы Н.И.Сладкова)

В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип».

В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип».

Обобщение. Конкурс знатоков «Природа и мы».

К.г.  Стрелка Васильевского острова – единственная, неповторимая.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение, высказывать своё мнение. Читать вслух и про себя, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по тексту. Анализировать заголовок произведения. Характеризовать героя произведения на основе поступка. Определять отношение автора к героям на основе текста. Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова. Объяснять нравственный смысл рассказа. Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы. Делить текст на части. Пересказывать текст подробно и выборочно. Читать выразительно диалоги из текста. Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

К.г. Работать с петербургской тетрадью. Знать расположение Адмиралтейства и Стрелки ВО. Объяснять связь между названием и назначением здания Адмиралтейства. Описывать достопримечательности (по памятке). Объяснять аллегорию скульптурного убранства. Сознавать важность созидательного труда. Оценивать значение Адмиралтейства, его квартала и Стрелки ВО в прошлом и в настоящем, осознавать необходимость бережного отношения. Выносить оценочно-нравственные суждения, применяя полученные знания.

01.03

04.03

06.03

07.03

11.03

13.03

14.03

15.03

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

         1

4

5

         1

6

3 триместр (30 ч) К.г. (4 ч) Вн.чт. (5ч) Всего 39ч

          Поэтическая тетрадь ( 6 часов )

Б.Л.Пастернак «Золотая осень».

С.А.Клычков «Весна в лесу».

Д.Б.Кедрин «Бабье лето».

Вн.чт.  Произведения о бабушке.

Н.М.Рубцов «Сентябрь».

С.А.Есенин «Лебёдушка».

К.г. Площадь декабристов. Здания Сената и Синода.

                                - 19 -

Обобщение. Конкурс «Поэзии прекрасные страницы».

Прогнозировать содержание раздела. Заучивать стихи наизусть. Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно. Определять настроение поэта и лирического героя. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их. Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение.

Подбирать сборники стихов к выставке книг.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

К.г. Работать с петербургской тетрадью.

Характеризовать расположение площади Декабристов. Объяснять название площади и связь между частями ансамбля. Описывать памятник и здания(по памятке). Объяснять, почему Медный всадник – памятник, символ города. Объяснять, о чем хранят память здания и чем они уникальны. Оценивать значение  площади в прошлом и в настоящем для горожан.

18.03

20.03

21.03

22.03

01.04

03.04

04.04

9

10

11

12

13

14

15

1

2

         2

3

4

5

         2

                        Родина ( 5 часов )

И.С.Никитин «Русь».

С.С.Дрожжин «Родина».

Вн.чт. Учиться надо весело, чтобы хорошо учиться ( книги о сверстниках, о школе ).

А.В.Жигулин «О,Родина!»  (Каникулы)

Б.А.Слуцкий «Лошади в океане».

Обобщающий урок по разделу «Родина».

К.г. Иссаакиевский собор.

                           - 20 -

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подбирать книги по теме. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков. Понимать особенности поэтического текста. Предполагать содержание произведения по его названию. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу. Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

К.г. Работать с петербургской тетрадью.

Характеризовать расположение собора. Описывать собор (по памятке); объяснять, в чем уникальность собора, почему он символ города. Понимать  важность бережного отношения к нему.

05.04

08.04

10.04

11.04

12.04

15.04

16

17

18

19

20

21

1

2

3

         3

4

5

             Страна Фантазии ( 5 часов )

Е.Л.Велтистов «Приключения Электроника».

Е.Л.Велтистов «Приключения Электроника».

Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

Вн.чт. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» (книги о ратных подвигах родного народа).

Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

Обобщение. Путешествие по «Стране Фантазии».

Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Определять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев произведения. Придумывать фантастические истории ( с помощью учителя или самостоятельно). Подбирать книги по теме.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

17.04

18.04

19.04

22.04

24.04

25.04

26.04

29.04

06.05

08.05

13.05

15.05

16.05

17.05

20.05

22.05

23.05

24.05

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

1

         3    

2

3

4

         4

5

6

7

8

9

10

         4

11

12

13

         5

14

        Зарубежная литература ( 14 часов )

Дж.Свифт «Путешествие Гулливера»

К.г. Дворцовая площадь.

Дж.Свифт «Путешествие Гулливера»

Г.Х.Андерсен «Русалочка».

Г.Х.Андерсен «Русалочка».

Вн.чт. «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных)

Г.Х.Андерсен «Русалочка».

М.Твен «Приключения Тома Сойера».

М.Твен «Приключения Тома Сойера».

М.Твен «Приключения Тома Сойера».

С.Лагерлеф «Святая ночь».

С.Лагерлеф «Святая ночь».

К.г. Обобщающий урок.

С.Лагерлеф «В Назарете».

С.Лагерлеф «В Назарете».

Обобщение по разделу «Зарубежная литература»

                                   - 21 -

Вн.чт. Урок-отчёт. Путешествие по дорогам любимых книг .

Обобщение. Игра «Литературные тайны».

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений.

Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении.

Характеризовать поступки героев произведения.

Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги.

Подготовить к выставке книги по теме, рассказывать об их содержании.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

К.г. Работать с петербургской тетрадью.

Характеризовать расположение  Дворцовой площади. Раскрывать на примере площади по-нятие архитектурного ансамбля, описывать его. Осознавать ценность труда создателей; объяснять название площади, использовать дополнительные источники для получения информации. Оценивать   место колонны в ансамбле, объяснять, в чем ее уникальность, раскрывать ее аллегории. Понимать значение площади, выражать свое мнение. Выносить нравственно-оценочные суждения, используя полученные знания; осознавать уникальность Дворцовой площади для города и необходимость бережного отношения к ней.

Применять общие знания.

                                                                                                                              - 22 -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.

Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...