В наше время детям не хватает общения со взрослыми и друг другом. Проведение с детьми праздников, викторин создает у детей игровой настрой, помогающий раскрыть способности ребят, научить их совместным действиям, проявлять выдержку, находить нестандартные решения. Викторину можно проводить с родителями. Принципы занимательности и сотворчества взрослых и детей – основные составляющие каждого детского праздника. С большой пользой для детей проходят литературные викторины по русским народным сказкам и произведениям писателей: А.С. Пушкина, К.И. Чуковского, Г.Х. Андерсена и др. Мы предоставляем вашему вниманию литературную викторину по сказкам К.И. Чуковского, которая была проведена с детьми подготовительной логопедической группы. Особая роль в этой викторине отводится интонационной стороне речи, таким ее элементам, как мелодика, ритм, сила голоса, темп. Творческие способности ребенка развиваются и тогда, когда они заканчивают ритмическую фразу, начатую взрослым. Осознавая ритм и рифму заданной строчки, дети вдумываются в звучащее слово и начинают лучше понимать стихотворную речь, содержание литературного произведения, его нравственный смысл.
Предварительная работа: чтение сказок с воспитателями “Айболит”, “Федорино горе”, “Тараканище”, “Краденое солнце”, “Муха-Цокотуха”, “Айболит и воробей”; изготовление декораций к викторине.
Цели урока:
1) расширять кругозор детей;
2) учить восприятию литературных произведений;
3) учить слушать стихотворный ритм стиха;
4) заучивать части стихотворений наизусть;
5) работать над расширением активного и пассивного словаря;
6) развивать внимание, память.
Оборудование: шапочки бегемотиков, акулят, страусят, пальма, костюм Айболита, сундук с призами, карта, выставка книг К. И. Чуковского с разными иллюстрациями, выставка детских рисунков по сказкам, предметы, необходимые для конкурсов.
Ход викторины
Предварительная беседа
Мы решили провести литературную викторину по произведениям К.И. Чуковского. Для того чтобы дети учились воспринимать литературные произведения в школе, их надо готовить с самого детства. В русском народе с давних времен пели детям коротенькие песенки:
Ай, ду-ду-ду-ду-ду-ду,
Сидит ворон на дубу.
Ай, лю-ли, лю-ли,
Прилетели гули.
Это говорит о том, что, укачивая детей в зимние темные вечера, наши предки. Использовали стихотворные формы. Сейчас дети, в основном, не знают русских сказок, редко кому поют колыбельные песни. Это обедняет душу ребенка. Стихи К.И. Чуковского, на первый взгляд, кажутся очень простыми, но на самом деле он сорок лет изучал русский фольклор, ему писали тысячи людей со всех концов нашей родины.
За счет простого стихотворного ритма стихи К. И. Чуковского не забываются. Дети с большим удовольствием запоминают и декламируют стихи этого писателя.
Предварительный вопрос детям:
– Любите ли вы, когда родители читают вам книги?(без оценки)
– Да, очень.
1 вопрос родителям:
– Книги каких русских (советских) писателей вы читаете детям?
– Мы читаем произведения А. Барто, С. Михалкова, С. Маршака, К. Чуковского и т.д.
1 вопрос детям:
– Какие произведения К. И. Чуковского вы знаете?
– Мы знаем произведения: “ Айболит”, “Муха-Цокотуха”, “Тараканище”,
“Айболит и воробей”, “Федорино горе”, “Краденое солнце”.
2 вопрос: О ком К. И. Чуковский написал стихотворные строчки?
Детям:
Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый …(Таракан)
Родителям:
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица! (об Айболите)
Детям:
Он в Африке, он в Африке
Под пальмою сидит
И на море из Африки
Без отдыха глядит:
Не едет ли в кораблике
Доктор Айболит? (Гиппопотам)
Родителям:
В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный (Бармалей)
3 вопрос. Вспомните, кто в стихотворении К. Чуковского сказал:
Детям:
Ну, пожалуйста, скорее
Проглотите Бармалея,
Чтобы жадный Бармалей
Не хватал бы,
Не глотал бы
Этих маленьких детей! (Айболит “Бармалей”)
Родителям:
Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои.
Вы пойдите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой. (Федора)
Детям:
Если только захочу,
И Луну я проглочу. (Крокодил “Красное солнце”)
Родителям:
Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час. (“Муха-цокотуха”)
4 вопрос: Чему радовались персонажи стихов К. Чуковского?
Детям:
И акула-Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто ее щекочет.
А малютки-бегемотики
Ухватились за животики
И смеются-заливаются
Так что дубы сотрясаются. (Выздоровлению больных зверей)
Родителям:
И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! (Перевоспитанию Федоры)
5 вопрос: (Молчаливая загадка) Расшифруйте, кто есть кто.
Дети на ковре:
1) бегемотики схватились за животики;
у бедных акулят зубки болят;
а это страусята, визжат, как поросята.2) на орле летит Айболит.
6 вопрос: На столе стоят посуда и телефон.
Угадайте, в каких стихотворениях К.И. Чуковского говорится об этих предметах:
Родителям – телефон ("Телефон")
Детям – посуда ("Федорино горе")
Вспомните несколько строчек из этих стихотворений.
7 вопрос: Добавьте словечко:
Детям:
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица………..
Всех излечит, исцелит... (Добрый доктор Айболит!)
Родителям:
Десять ночей Айболит!
Не ест, не пьет и не спит,
Десять ночей подряд
Он лечит несчастных……..(зверят)
И ставит, и ставит
Им…………….(градусники).
Детям:
По базарам буду я гулять
Буду даром пироги я ………(раздавать)
Кренделями, калачами
Ребятишек……………(угощать).
Родителям:
Милый, милый Бармалей,
Смилуйся над нами,
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с …………..(пирогами).
8 вопрос: Давайте вспомним по несколько строчек из стихотворений К.И. Чуковского.
Сюрпризный момент
У нас есть карта Бармалея. На карте – направление пути, по которому нужно идти, чтобы найти клад, клад в сундуке.
Дети нашли клад, в нем: кокос, бананы, печенье, которое испек Бармалей, конфеты от Тани и Вани, внизу закладки для родителей.
Итог викторины
Мы благодарим детей и родителей за участие в литературной викторине, за подготовку к ней.
Проводится конкурс рисунков детей и взрослых.