рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Мекешева Ирина Ивановна

литературное чтение 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit.chtenie.doc321.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Пояснительная записка

Статус  документа

      Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ «Усть-Канская СОШ им.Ч.К.Кыдрашева»,  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, годовым календарным графиком и учебным планом школы, на основе программы под редакцией Л.Ф Климановой и  В. Г. Горецкого  

                                                         Структура  документа

    Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, основное содержание  с  распределением учебных часов по разделам курса, тематическое планирование с указанием количества контрольных работ,календарно-тематическое планирование,требования к уровню подготовки  обучающихся,нормы и критерии оценивания, перечень учебно-методического обеспечения, материально-техническое обеспечение, список литературы, приложение.

                                                      Общая характеристика учебного предмета 

      Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

      Литературное чтение — это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

        Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

   - овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

  -развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

  -воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

                                           Задачи      обучения :

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- обеспечить достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

- работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

     Курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

    Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства.

        Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

     Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

   Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

    Литературоведческий принцип идет на смену лингвистическому анализу текста, имевшему место в начале обучения, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения.

     Работа над художественным произведением не должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

    Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.

     Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

    Развитие навыка чтения предполагает: на четвертом году обучения — наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.

         Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.

             Неотъемлемой частью уроков литературного чтения  является внеклассное чтение. Урок внеклассного чтения в 4 классе — это основа педагогической организации самостоятельного детского чтения, это такой час занятий, в течение которого проводится беседа с детьми о прочитанных ими книгах. Хорошая книга - это окошко, через которое дети видят и познают окружающий мир. И очень важно ЧТО дети будут читать.Значение внеклассного чтения в начальной школе трудно переоценить. С помощью чтения книг решается одна из важнейших задач - социально-личностного развития ребёнка. Проживание вместе с героями любимых детских книг проблемных ситуаций, жизненных коллизий ведёт к самоформированию осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах. На этой основе ребёнок строит взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми.

     Важной составляющей программ литературного чтения является самостоятельное, дополнительное чтение и работа с детской книгой. Работа с детской книгой может быть включена отдельным фрагментом на любом уроке литературного чтения. Кроме этого, постоянно проводятся специальные уроки, на которых идёт обучение работе с детскими книгами (художественными, научно-познавательными, справочными), а также знакомство с детскими журналами и газетами. При шестидневной учебной неделе в рамках образовательной программы «Школа России»  проводится урок внеклассного чтения один  раз в  две недели, т.е. 9 уроком  и фиксируется в классном журнале.  Тематика уроков внеклассного чтения   предусматривается выбором учителя.                                                          

                                   Место предмета в учебном плане

      В учебном плане на изучение курса литературного чтения  в 4 классе отводится 4 часа в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 136 часов.

Былины. Летописи. Жития -  9 часов

Из русской классической литературы – 22 часа

Поэтическая тетрадь – 14 часов

Сказки русских писателей -  14 часов

Делу время – потехе час – 10 часов

Страна  далекого детства – 10 часов

Поэтическая тетрадь – 7 часов

Природа и мы – 13 часов

Поэтическая тетрадь – 7часов

Родина – 6 часов

Страна  «Фантазия» – 6 часов

Зарубежная литература– 18

                Общие учебные умения , навыки и способы  деятельности

      Важную роль в обучении литературного чтения  играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.

                                           Результаты  обучения

представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих 4 класс и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Основное  содержание

  Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.  

                          Былины. Летописи. Жития  (9ч)

О былинах.«Ильины три поездочки».Летописи.Жития.«И повесил Олег щит свой па вратах Цареграда...» «И вспомнил Олег коня своего...» «Житие Сергия Радонежского».

                        Из русской классической литературы (22)

П.П.Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А.С.Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...»,«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики».

                              Поэтическая тетрадь (14 ч)

Ф.И.Тютчев.«Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»;  А. А. Фет.«Весенний дождь», «Бабочка»;Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. Н.Плещеев.«Дети и птичка»; И.С.Никитин. «В синем небе плывут над полями...»;Н.А.Некрасов.«Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»;И.А.Бунин.«Листопад».

                                  Сказки русских писателей (14 ч)

В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке»;П.П.Бажов. «Серебряное копытце»;С.Т. Аксаков.«Аленький цветочек»;В.М.Гаршин.«Сказка о жабе и розе».

                                Делу время — потехе час ( 10ч)

 Е.Д.Шварц.«Сказка о потерянном времени»; В.Ю.Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»;В.В.Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

                                  Страна далекого детства ( 10ч )

Б.С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М.М.Зощенко. «Елка».

                                  Поэтическая тетрадь ( 7ч )

 В.Я.Брюсов. «Опять сон», «Детская»;  С.А. Есенин. «Бабушкины сказки»;  М. Н. Цветаева.«Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».

                                          Природа и мы (13 ч)

Д.Н.Мамин-Сибиряк.«Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М.Пришвин. «Выскочка»;К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы» Е.И.Чарушин. «Кабан»; В.П.Астафьев.«Стрижонок Скрип»

                                 Поэтическая тетрадь ( 7 ч )

 Б.Л.Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д.Б.Кедрин. «Бабье лето»;Н.М.Рубцов.«Сентябрь»;С.А.Есенин.«Лебедушка».

                                                      Родина (6 ч)

 И.С.Никитин «Русь»; С.Д.Дрожжин.«Родине»;А.В.Жигулин. «О,Родина!    В    неярком    блеске...»;Б.А.Слуцкий.«Лошади в океане».

                                  Страна «Фантазия» (6 ч)

Е.С.Велтистов.«Приключения Электроника».К.Булычев. «Путешествие Алисы».

                                   Зарубежная литература (18 ч)

Дж.Свифт.«Путешествие Гулливера»;Г.X.Андерсен «Русалочка»;М.Твен «Приключения Тома Сойера»; С.Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

                            ТЕМА

Количество    часов

Проверка навыка

чтения

1.

Былины.Летописи.Жития.

9 ч

-

2.

Из русской классической литературы

22ч

-

3.

Поэтическая тетрадь

14ч

-

4.

Сказки русских писателей

14ч

1

5.

Делу время – потехе час

10ч

-

6.

Страна далекого детства

10ч

-

7.

Поэтическая тетрадь

-

8.

Природа и мы

13ч

-

9.

Поэтическая тетрадь

-

10.

Родина

-

11.

Страна « Фантазия»

1

12.

Зарубежная литература

18ч

-

ВСЕГО  

        136                 

2

         

                               Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Кол.

Час.

           

Содержание   учебного материала

Дата проведения

Домашнее задание

По плану

Фактич.

Былины . Летописи. Жития  (9 ч)

1/1

Общее знакомство с учебной книгой.

«И повесил Олег щит на вратах Царьграда…»

03.09

2/2

 «И вспомнил Олег коня своего…»

04.09

3/3

«Ильины три поездочки»

05.09

4/4

 «Ильины три поездочки»

06.09

5/5

 «Три поездочки Ильи Муромца»( в пересказе И.Карнауховой)

09.09

6/6

В/ч Пришвин «Этажи леса»

10.09

7/7

«Житие Сергия Радонежского» (отрывок

11.09

8/8

«Житие Сергия Радонежского» (отрывок)

13.09

9/9

Обобщение по разделу

16.09

Из русской классической литературы

(22 ч)

10./1

Проверка техники чтения. Входная контрольная работа

17.09

11/2

П.П.Ершов «Конек-горбунок» (отрывок)

18.09

12/3

П.П.Ершов «Конек-горбунок»

20.09

13/4

А.Слонимский « О детстве А.С.Пушкина

А.С.Пушкин   «Няне», «Туча»

23.09

14/5

А.С.Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»

24.09

15./6

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

25.09

16/7

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

27.09

17/8

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

30.09

18/9

В/ч Сказка  «Белоснежка и 7 гномов»

01.10

19/10

Из воспоминаний А.П.Шан-Гирея «М.Ю.Лермонтов.Биография»

02.10

20/11

М.Ю.Лермонтов «Дары Терека»»

04.10

21/12

М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб»

07.10

22/13

М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб»

08.09

23/14

М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб»

09.10

24/15

Из воспоминаний С.Толстой « Л.Н.Толстой» ,     «Детство»

11.10

25/16

Л.Н.Толстой « Как мужик убрал камень»

( басня)

14.10

26/17

Из воспоминаний М.Семанова « А.П.Чехов»

15.10

27/18

В/чИ.Тургенев «Перепелка»

16.10

28/19

А.П. Чехов « Мальчики»

18.10

29/20

А.П. Чехов « Мальчики»

21.10

30/21

А.П.Чехов «Мальчики». Проверка техники чтения.

22.10

31/22

Проверим себя и оценим свои достижения.

23.10

             Поэтическая тетрадь (  14 ч)

32/1

Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…»               

25.10

33/2

Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…»

28.10

34/3

А.А. Фет « Весенний дождь»

29.10

35/4

А.А. Фет «Бабочка»

30.10

36/5

В/ч Ю.Казаков «Скрип-скрип»

01.11

37/6

Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..»

11.11

38/7

Е.А. Баратынский «Где сладкий шепот…»

12.11

39/8

 А.Н.Плещеев « Дети и птичка»

13.11

40/9

И. С.Никитин «В синем небе плывут над полями…»

15.11

41/10

Н.А.Некрасов « Школьник"

18.11

42/11

Н.А.Некрасов « В зимние сумерки нянины сказки»

19.11

43/12

И.А.Бунин « Листопад»

20.11

44/13

Урок – обобщение «проверим себя и оценим свои достижения»

22.11

45/14

В/ч А.Яшин «Чайка»

25.11

           Сказки русских писателей  ( 14 ч )

46/1

В.Д.Одоевский « Городок в табакерке»            

26.11

47/2

В.Д.Одоевский « Городок в табакерке»

27.11

48/3

В.М.Гаршин « Сказка о жабе и розе»

29.11

49/4

В.М.Гаршин « Сказка о жабе и розе»

02.12

50/5

П.П.Бажов «Серебряное копытце»

03.12

51/6

П.П.Бажов «Серебряное копытце»

04.12

52/7

П.П.Бажов «Серебряное копытце»

06.12

53/8

С.Т.Аксаков « Аленький цветочек»

09.12

54./9

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

10.12

55/10

В/ч Е.Носов «Белый гусь»

11.12

56/11

С.Т.Аксаков « Аленький цветочек»

13.12

57/12

С.Т.Аксаков « Аленький цветочек»

16.12

58/13

 Литературная викторина

17.12

59/14

 Урок –КВН (обобщение по Ι  части учебника)

18.12

                Делу время – потехе час (10 ч )

60./1

Е.Л.Шварц «Сказка о потеряном времени»

20.12

61/2

Е.Л.Шварц «Сказка о потеряном времени»

23.12

62/3

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»

24.12

63/4

В/ч Е.Носов «Хитрюга»

25/12

64/5

В.Ю.Драгунский « Главные реки»

27.12

3 четверть

65/6

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

66/7

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы  не ел»

67/8

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы  не ел»

68/9

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы  не ел»

69/10

Обобщение по разделу      

             Страна далекого детства  ( 10 ч )

70/1

Б.С.Житков « Как я ловил человечков»

71/2

Б.С.Житков « Как я ловил человечков»                  

72/3

В/ч А.Астафьев «Зорькина песня»

73/4

К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками»

74/5

К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками»

75/6

К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками»

76/7

К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками»

77/8

М.М.Зощенко «Ёлка»

78/9

М.М.Зощенко «Ёлка»

79/10

Урок - путешествие                      

                   Поэтическая тетрадь (7 ч )

80/1

В.Я.Брюсов « Опять сон»

81/2

В/ч Н.Сладков «Веселая игра»

82/3

В.Я.Брюсов «Детская»

83/4

С.А.Есенин « Бабушкины сказки»

84/5

М.И.Цветаева « Бежит тропинка с бугорка»

85/6

М.И.Цветаева « Наши царства»                     

86/7

Урок – викторина по теме «Поэтическая тетрадь»

                     Природа и мы  (13 ч )

87/1

Д.Н.Мамин- Сибиряк « Приемыш»

88/2

Д.Н.Мамин- Сибиряк « Приемыш»

89/3

А.И.Куприн « Барбос и Жулька»                      

90/4

В/ч Н.Сладков «Рассказы»

91/5

А.И.Куприн « Барбос и Жулька»

91/6

М.М.Пришвин «Выскочка»                   

92/7

Е.И.Чарушин « Кабан»

93/8

В.П.Астафьев « Стрижонок  Скрип»

94/9

В.П.Астафьев « Стрижонок  Скрип»

95/10

В.П.Астафьев « Стрижонок  Скрип»

96/11

Обобщение по разделу. Проверим себя.                                

97/12

Урок – конференция

98/13

В/ч Г.Снегирёв «Ука»

             Поэтическая тетрадь  (7 ч )

99/1

Б.Л.Пастернак « Золотая осень»

100/2

С.А.Клыков « Весна в лесу»

101/3

Д.Б.Кедрин « Бабье лето»

102/4

Н.М.Рубцов « Сентябрь»               

104/5

С.А.Есенин « Лебедушка»

105/6

С.А.Есенин « Лебедушка»

106/7

Обобщение по разделу. Проверим себя.

                         Родина ( 6ч)

107/1

И.С.Никитин « Русь»            

108/2

В/ч  С.Галицин «Из истории Отечества»

109/3

С.Д.Дрожжин « Родине»

110/4

А.В.Жигулин « О,Родина!»

111/5

Б.А.Слуцкий « Лошади в океане»

112/6

Развивающий час ( урок – обобщение)                           

                      Страна  Фантазия  (6 ч)

113/1

Е.С.Велтистов « Приключения  Электроника»

114/2

Е.С.Велтистов « Приключения  Электроника»

115/3

Кир Булычев « Путешествие Алисы»

116/4

Кир Булычев « Путешествие Алисы»

117/5

В/ч . из серии «Любимые книги»

118/6

Урок- путешествие  по « Стране Фантазии»                        

                Зарубежная литература ( 18 ч)

119/1

Д.Свифт « Путешествие Гулливера»

120/2

Д.Свифт « Путешествие Гулливера»

121/3

Г.Х.Андерсен « Русалочка»

122/4

Г.Х.Андерсен « Русалочка»

123/5

Г.Х.Андерсен « Русалочка»

124/6

Г.Х.Андерсен « Русалочка»

125/7

Г.Х.Андерсен « Русалочка»

126/8

В/ч Е.А.Шварц «Сказка о потерянном мире»

127/9

М.Твен « Приключения Тома Сойера»

128/10

М.Твен « Приключения Тома Сойера»

129/11

С.Лагерлеф « Святая ночь»

130/12

С.Лагерлеф « Святая ночь»

131/13

С.Лагерлеф «В Назарете»

132/14

С.Лагерлеф «В Назарете»

133/15

Развивающий час по теме « Зарубежная литература»

134/16

В/ч из серии «Любимые книги»

135/17

Читательская конференция

136/18

Обобщающий урок

         

Требования к уровню подготовки обучающихся

                     к концу 4 класса обучающиеся должны знать// уметь:

                                           

- владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми   словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

- составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

- знать названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;

- знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

- знать не менее 6—7 народных сказок, уметь их пересказывать;

- знать  более 10 пословиц,  2—3  крылатых   выражения,понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;

- уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

- давать реальную  самооценку  выполнения  любой  проделанной работы, учебного задания.

         

Перечень учебно- методического обеспечения

Для обучающихся :

1.Учебник : «Родная речь » 4 класс Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий Москва,                          

         «Просвещение», 2010 г 1 часть

2.Учебник : «Родная речь» 4 класс Л.Ф.Климанова В.Г.Горецкий Москва,                          

         «Просвещение», 2010 г 2 часть

Для учителя :

1.Концепция и программы для начальных классов«Школа России» Москва,    

         «Просвещение», 2008г

   2. Учебник : «Родная речь » 4 класс Л.Ф.Климанова , В.Г.Горецкий Москва,                          

         «Просвещение», 2010 г 2 части

   3. Методическое пособие « Уроки литературного чтения» для 2-4 классов, Л.Ф.Климанова , В.Г.Горецкий Москва, Просвещение, 2009 г.

                              Материально-техническое обеспечение

  1. Портреты писателей
  2. Книги
  3. Фонозапись
  4. Пластинки

                                  Список  литературы

1. Контрольные работы в начальной школе по литературному чтению 1-4 класс

        Москва « Дрофа» 2006 год

2.Контроль в начальной школе :Традиционные и тестовые задания. Сборник 6.

 4 класс  .- М. : Начальная школа,2007 . ( Прилож. К журналу « Начальная школа»).

3.Журнал «Начальная школа» № 10 2010год

4. Методическая газета для учителей начальной школы Начальная школа

                                  « ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» № 10 2010 год

5.Тесты Чтение .Начальная школа.Москва. « Дрофа» 2007

6.«Совершенствование чтения младших школьников» М.И.Оморокова Москва

                          « Аркти» 2005

7. « Проверочные работы по чтению в начальных классах» Г.М.Первова Москва

                           « Аркти» 2006

                                                      Приложение        

                                                    В. Бурлак

                                                 ГОЛОС ДОЖДЯ

Сколько голосов у дождя? Он бил по стёклам, по жести подоконника, по деревянным перилам балкона, журчал в водосточной трубе.

Я сидел один в полутёмной комнате. На коленях у меня белый кот. Он тоже боялся грозы. При каждой вспышке молнии мы вздрагивали. Кот жмурился и впивался когтями в мои ноги и руки.

Наконец дождь затих. Гроза миновала. За окном стало светлей. Водосточная труба играла всё звонче и веселей отбой дождю, грому и молнии. Я столкнул кота и подбежал к окну. По синим крышам соседнего дома скользнул солнечный луч. Над Днепром будто притворил кто-то могучий и добрый серую дверь. В небе вытянулась полоса такого яркого бирюзового цвета, то я не мог оторвать взгляд. Полоса всё шири-ась и светлела.

                                                           Н. Сладков

                                                             ЯНВАРЬ

  Январь — месяц больших молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья: что-то творится в лесу. К утру стают видно: пришла настоящая зима! Лес утонул в дремучих сугробах, под холодным сводом неба, по-корно склонив тяжёлые головы, застыли скорбные зелые деревья.

   Вместе со снегом налетели и набежали в лес диковинные невиданные существа. Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны— странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, но на что-то  очень похожие.

   Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной белой папахе. Там на пенёчке, сидит не то белочка, не зайчик. Сложил он белые лапки на белое пузечко молчит и смотрит на белый лес. На камне у речки белая Аленушка: склонила голову на плечо, подперла белой ладошкой белую щёчку. Обласкало солнце пригорюнившуюся Алёнушку... Полон лес диковинных птиц и зверей.

                                              А. Плешаков

                                         

ЛУГА И ЧЕЛОВЕК

  Луга украшают родной край. Пройди по лугу в тёплый солнечный день. Полюбуйся чудесными цветами, бабочками. Послушай гудение шмелей, пчёл. И ты поймёшь, как важно оберегать красоту луга, охранять жизнь всех его обитателей.

      Часто бывает, что ребята рвут на лугах цветы, ради забавы ловят бабочек, а то и разоряют гнёзда шмелей (шмели устраивают свои гнёзда в ямках на земле). Но разве не жалко губить цветы и замечательных, красивых насекомых? К тому же без бабочек и шмелей многие

растения останутся неопылёнными, у них не будет плодов и семян. Бабочка-махаон, многие виды шмелей уже стали редкими и нуждаются в строгой охране.Некоторые ребята уничтожают на лугу гусениц, считая их «вредными». Это ошибка! Большинство гусениц никакого ущерба хозяйству человека не приносят. Зато в каких красивых бабочек превращаются!Весной некоторые ребята и даже взрослые поджигают на лугах сухую, прошлогоднюю траву. Нельзя этого делать! Вместе со старой травой сгорают молодые ростки, погибают подземные части многих растений, и эти растения исчезают с лугов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...