рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ «Усть-Канская СОШ им.Ч.К.Кыдрашева», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, годовым календарным графиком и учебным планом школы, на основе программы под редакцией Л.Ф Климановой и В. Г. Горецкого
Структура документа
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, тематическое планирование с указанием количества контрольных работ,календарно-тематическое планирование,требования к уровню подготовки обучающихся,нормы и критерии оценивания, перечень учебно-методического обеспечения, материально-техническое обеспечение, список литературы, приложение.
Общая характеристика учебного предмета
Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Литературное чтение — это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
-воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Задачи обучения :
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечить достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.
Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства.
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Литературоведческий принцип идет на смену лингвистическому анализу текста, имевшему место в начале обучения, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения.
Работа над художественным произведением не должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Развитие навыка чтения предполагает: на четвертом году обучения — наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.
Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.
Неотъемлемой частью уроков литературного чтения является внеклассное чтение. Урок внеклассного чтения в 4 классе — это основа педагогической организации самостоятельного детского чтения, это такой час занятий, в течение которого проводится беседа с детьми о прочитанных ими книгах. Хорошая книга - это окошко, через которое дети видят и познают окружающий мир. И очень важно ЧТО дети будут читать.Значение внеклассного чтения в начальной школе трудно переоценить. С помощью чтения книг решается одна из важнейших задач - социально-личностного развития ребёнка. Проживание вместе с героями любимых детских книг проблемных ситуаций, жизненных коллизий ведёт к самоформированию осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах. На этой основе ребёнок строит взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми.
Важной составляющей программ литературного чтения является самостоятельное, дополнительное чтение и работа с детской книгой. Работа с детской книгой может быть включена отдельным фрагментом на любом уроке литературного чтения. Кроме этого, постоянно проводятся специальные уроки, на которых идёт обучение работе с детскими книгами (художественными, научно-познавательными, справочными), а также знакомство с детскими журналами и газетами. При шестидневной учебной неделе в рамках образовательной программы «Школа России» проводится урок внеклассного чтения один раз в две недели, т.е. 9 уроком и фиксируется в классном журнале. Тематика уроков внеклассного чтения предусматривается выбором учителя.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение курса литературного чтения в 4 классе отводится 4 часа в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 136 часов.
Былины. Летописи. Жития - 9 часов
Из русской классической литературы – 22 часа
Поэтическая тетрадь – 14 часов
Сказки русских писателей - 14 часов
Делу время – потехе час – 10 часов
Страна далекого детства – 10 часов
Поэтическая тетрадь – 7 часов
Природа и мы – 13 часов
Поэтическая тетрадь – 7часов
Родина – 6 часов
Страна «Фантазия» – 6 часов
Зарубежная литература– 18
Общие учебные умения , навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении литературного чтения играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.
Результаты обучения
представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих 4 класс и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Основное содержание
Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.
Былины. Летописи. Жития (9ч)
О былинах.«Ильины три поездочки».Летописи.Жития.«И повесил Олег щит свой па вратах Цареграда...» «И вспомнил Олег коня своего...» «Житие Сергия Радонежского».
Из русской классической литературы (22)
П.П.Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А.С.Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...»,«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики».
Поэтическая тетрадь (14 ч)
Ф.И.Тютчев.«Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет.«Весенний дождь», «Бабочка»;Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. Н.Плещеев.«Дети и птичка»; И.С.Никитин. «В синем небе плывут над полями...»;Н.А.Некрасов.«Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»;И.А.Бунин.«Листопад».
Сказки русских писателей (14 ч)
В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке»;П.П.Бажов. «Серебряное копытце»;С.Т. Аксаков.«Аленький цветочек»;В.М.Гаршин.«Сказка о жабе и розе».
Делу время — потехе час ( 10ч)
Е.Д.Шварц.«Сказка о потерянном времени»; В.Ю.Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»;В.В.Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».
Страна далекого детства ( 10ч )
Б.С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М.М.Зощенко. «Елка».
Поэтическая тетрадь ( 7ч )
В.Я.Брюсов. «Опять сон», «Детская»; С.А. Есенин. «Бабушкины сказки»; М. Н. Цветаева.«Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».
Природа и мы (13 ч)
Д.Н.Мамин-Сибиряк.«Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М.Пришвин. «Выскочка»;К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы» Е.И.Чарушин. «Кабан»; В.П.Астафьев.«Стрижонок Скрип»
Поэтическая тетрадь ( 7 ч )
Б.Л.Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д.Б.Кедрин. «Бабье лето»;Н.М.Рубцов.«Сентябрь»;С.А.Есенин.«Лебедушка».
Родина (6 ч)
И.С.Никитин «Русь»; С.Д.Дрожжин.«Родине»;А.В.Жигулин. «О,Родина! В неярком блеске...»;Б.А.Слуцкий.«Лошади в океане».
Страна «Фантазия» (6 ч)
Е.С.Велтистов.«Приключения Электроника».К.Булычев. «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература (18 ч)
Дж.Свифт.«Путешествие Гулливера»;Г.X.Андерсен «Русалочка»;М.Твен «Приключения Тома Сойера»; С.Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | ТЕМА | Количество часов | Проверка навыка чтения |
1. | Былины.Летописи.Жития. | 9 ч | - |
2. | Из русской классической литературы | 22ч | - |
3. | Поэтическая тетрадь | 14ч | - |
4. | Сказки русских писателей | 14ч | 1 |
5. | Делу время – потехе час | 10ч | - |
6. | Страна далекого детства | 10ч | - |
7. | Поэтическая тетрадь | 7ч | - |
8. | Природа и мы | 13ч | - |
9. | Поэтическая тетрадь | 7ч | - |
10. | Родина | 6ч | - |
11. | Страна « Фантазия» | 6ч | 1 |
12. | Зарубежная литература | 18ч | - |
ВСЕГО | 136 | 2 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п Кол. Час. |
Содержание учебного материала | Дата проведения | Домашнее задание | |
По плану | Фактич. | |||
Былины . Летописи. Жития (9 ч) | ||||
1/1 | Общее знакомство с учебной книгой. «И повесил Олег щит на вратах Царьграда…» | 03.09 | ||
2/2 | «И вспомнил Олег коня своего…» | 04.09 | ||
3/3 | «Ильины три поездочки» | 05.09 | ||
4/4 | «Ильины три поездочки» | 06.09 | ||
5/5 | «Три поездочки Ильи Муромца»( в пересказе И.Карнауховой) | 09.09 | ||
6/6 | В/ч Пришвин «Этажи леса» | 10.09 | ||
7/7 | «Житие Сергия Радонежского» (отрывок | 11.09 | ||
8/8 | «Житие Сергия Радонежского» (отрывок) | 13.09 | ||
9/9 | Обобщение по разделу | 16.09 | ||
Из русской классической литературы (22 ч) | ||||
10./1 | Проверка техники чтения. Входная контрольная работа | 17.09 | ||
11/2 | П.П.Ершов «Конек-горбунок» (отрывок) | 18.09 | ||
12/3 | П.П.Ершов «Конек-горбунок» | 20.09 | ||
13/4 | А.Слонимский « О детстве А.С.Пушкина А.С.Пушкин «Няне», «Туча» | 23.09 | ||
14/5 | А.С.Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье» | 24.09 | ||
15./6 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 25.09 | ||
16/7 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 27.09 | ||
17/8 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 30.09 | ||
18/9 | В/ч Сказка «Белоснежка и 7 гномов» | 01.10 | ||
19/10 | Из воспоминаний А.П.Шан-Гирея «М.Ю.Лермонтов.Биография» | 02.10 | ||
20/11 | М.Ю.Лермонтов «Дары Терека»» | 04.10 | ||
21/12 | М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб» | 07.10 | ||
22/13 | М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб» | 08.09 | ||
23/14 | М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб» | 09.10 | ||
24/15 | Из воспоминаний С.Толстой « Л.Н.Толстой» , «Детство» | 11.10 | ||
25/16 | Л.Н.Толстой « Как мужик убрал камень» ( басня) | 14.10 | ||
26/17 | Из воспоминаний М.Семанова « А.П.Чехов» | 15.10 | ||
27/18 | В/чИ.Тургенев «Перепелка» | 16.10 | ||
28/19 | А.П. Чехов « Мальчики» | 18.10 | ||
29/20 | А.П. Чехов « Мальчики» | 21.10 | ||
30/21 | А.П.Чехов «Мальчики». Проверка техники чтения. | 22.10 | ||
31/22 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 23.10 | ||
Поэтическая тетрадь ( 14 ч) | ||||
32/1 | Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…» | 25.10 | ||
33/2 | Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…» | 28.10 | ||
34/3 | А.А. Фет « Весенний дождь» | 29.10 | ||
35/4 | А.А. Фет «Бабочка» | 30.10 | ||
36/5 | В/ч Ю.Казаков «Скрип-скрип» | 01.11 | ||
37/6 | Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..» | 11.11 | ||
38/7 | Е.А. Баратынский «Где сладкий шепот…» | 12.11 | ||
39/8 | А.Н.Плещеев « Дети и птичка» | 13.11 | ||
40/9 | И. С.Никитин «В синем небе плывут над полями…» | 15.11 | ||
41/10 | Н.А.Некрасов « Школьник" | 18.11 | ||
42/11 | Н.А.Некрасов « В зимние сумерки нянины сказки» | 19.11 | ||
43/12 | И.А.Бунин « Листопад» | 20.11 | ||
44/13 | Урок – обобщение «проверим себя и оценим свои достижения» | 22.11 | ||
45/14 | В/ч А.Яшин «Чайка» | 25.11 | ||
Сказки русских писателей ( 14 ч ) | ||||
46/1 | В.Д.Одоевский « Городок в табакерке» | 26.11 | ||
47/2 | В.Д.Одоевский « Городок в табакерке» | 27.11 | ||
48/3 | В.М.Гаршин « Сказка о жабе и розе» | 29.11 | ||
49/4 | В.М.Гаршин « Сказка о жабе и розе» | 02.12 | ||
50/5 | П.П.Бажов «Серебряное копытце» | 03.12 | ||
51/6 | П.П.Бажов «Серебряное копытце» | 04.12 | ||
52/7 | П.П.Бажов «Серебряное копытце» | 06.12 | ||
53/8 | С.Т.Аксаков « Аленький цветочек» | 09.12 | ||
54./9 | С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» | 10.12 | ||
55/10 | В/ч Е.Носов «Белый гусь» | 11.12 | ||
56/11 | С.Т.Аксаков « Аленький цветочек» | 13.12 | ||
57/12 | С.Т.Аксаков « Аленький цветочек» | 16.12 | ||
58/13 | Литературная викторина | 17.12 | ||
59/14 | Урок –КВН (обобщение по Ι части учебника) | 18.12 | ||
Делу время – потехе час (10 ч ) | ||||
60./1 | Е.Л.Шварц «Сказка о потеряном времени» | 20.12 | ||
61/2 | Е.Л.Шварц «Сказка о потеряном времени» | 23.12 | ||
62/3 | Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени» | 24.12 | ||
63/4 | В/ч Е.Носов «Хитрюга» | 25/12 | ||
64/5 | В.Ю.Драгунский « Главные реки» | 27.12 | ||
3 четверть | ||||
65/6 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | |||
66/7 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | |||
67/8 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | |||
68/9 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | |||
69/10 | Обобщение по разделу | |||
Страна далекого детства ( 10 ч ) | ||||
70/1 | Б.С.Житков « Как я ловил человечков» | |||
71/2 | Б.С.Житков « Как я ловил человечков» | |||
72/3 | В/ч А.Астафьев «Зорькина песня» | |||
73/4 | К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками» | |||
74/5 | К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками» | |||
75/6 | К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками» | |||
76/7 | К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками» | |||
77/8 | М.М.Зощенко «Ёлка» | |||
78/9 | М.М.Зощенко «Ёлка» | |||
79/10 | Урок - путешествие | |||
Поэтическая тетрадь (7 ч ) | ||||
80/1 | В.Я.Брюсов « Опять сон» | |||
81/2 | В/ч Н.Сладков «Веселая игра» | |||
82/3 | В.Я.Брюсов «Детская» | |||
83/4 | С.А.Есенин « Бабушкины сказки» | |||
84/5 | М.И.Цветаева « Бежит тропинка с бугорка» | |||
85/6 | М.И.Цветаева « Наши царства» | |||
86/7 | Урок – викторина по теме «Поэтическая тетрадь» | |||
Природа и мы (13 ч ) | ||||
87/1 | Д.Н.Мамин- Сибиряк « Приемыш» | |||
88/2 | Д.Н.Мамин- Сибиряк « Приемыш» | |||
89/3 | А.И.Куприн « Барбос и Жулька» | |||
90/4 | В/ч Н.Сладков «Рассказы» | |||
91/5 | А.И.Куприн « Барбос и Жулька» | |||
91/6 | М.М.Пришвин «Выскочка» | |||
92/7 | Е.И.Чарушин « Кабан» | |||
93/8 | В.П.Астафьев « Стрижонок Скрип» | |||
94/9 | В.П.Астафьев « Стрижонок Скрип» | |||
95/10 | В.П.Астафьев « Стрижонок Скрип» | |||
96/11 | Обобщение по разделу. Проверим себя. | |||
97/12 | Урок – конференция | |||
98/13 | В/ч Г.Снегирёв «Ука» | |||
Поэтическая тетрадь (7 ч ) | ||||
99/1 | Б.Л.Пастернак « Золотая осень» | |||
100/2 | С.А.Клыков « Весна в лесу» | |||
101/3 | Д.Б.Кедрин « Бабье лето» | |||
102/4 | Н.М.Рубцов « Сентябрь» | |||
104/5 | С.А.Есенин « Лебедушка» | |||
105/6 | С.А.Есенин « Лебедушка» | |||
106/7 | Обобщение по разделу. Проверим себя. | |||
Родина ( 6ч) | ||||
107/1 | И.С.Никитин « Русь» | |||
108/2 | В/ч С.Галицин «Из истории Отечества» | |||
109/3 | С.Д.Дрожжин « Родине» | |||
110/4 | А.В.Жигулин « О,Родина!» | |||
111/5 | Б.А.Слуцкий « Лошади в океане» | |||
112/6 | Развивающий час ( урок – обобщение) | |||
Страна Фантазия (6 ч) | ||||
113/1 | Е.С.Велтистов « Приключения Электроника» | |||
114/2 | Е.С.Велтистов « Приключения Электроника» | |||
115/3 | Кир Булычев « Путешествие Алисы» | |||
116/4 | Кир Булычев « Путешествие Алисы» | |||
117/5 | В/ч . из серии «Любимые книги» | |||
118/6 | Урок- путешествие по « Стране Фантазии» | |||
Зарубежная литература ( 18 ч) | ||||
119/1 | Д.Свифт « Путешествие Гулливера» | |||
120/2 | Д.Свифт « Путешествие Гулливера» | |||
121/3 | Г.Х.Андерсен « Русалочка» | |||
122/4 | Г.Х.Андерсен « Русалочка» | |||
123/5 | Г.Х.Андерсен « Русалочка» | |||
124/6 | Г.Х.Андерсен « Русалочка» | |||
125/7 | Г.Х.Андерсен « Русалочка» | |||
126/8 | В/ч Е.А.Шварц «Сказка о потерянном мире» | |||
127/9 | М.Твен « Приключения Тома Сойера» | |||
128/10 | М.Твен « Приключения Тома Сойера» | |||
129/11 | С.Лагерлеф « Святая ночь» | |||
130/12 | С.Лагерлеф « Святая ночь» | |||
131/13 | С.Лагерлеф «В Назарете» | |||
132/14 | С.Лагерлеф «В Назарете» | |||
133/15 | Развивающий час по теме « Зарубежная литература» | |||
134/16 | В/ч из серии «Любимые книги» | |||
135/17 | Читательская конференция | |||
136/18 | Обобщающий урок |
Требования к уровню подготовки обучающихся
к концу 4 класса обучающиеся должны знать// уметь:
- владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
- составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- знать названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
- знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- знать не менее 6—7 народных сказок, уметь их пересказывать;
- знать более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения,понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
- уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
Перечень учебно- методического обеспечения
Для обучающихся :
1.Учебник : «Родная речь » 4 класс Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий Москва,
«Просвещение», 2010 г 1 часть
2.Учебник : «Родная речь» 4 класс Л.Ф.Климанова В.Г.Горецкий Москва,
«Просвещение», 2010 г 2 часть
Для учителя :
1.Концепция и программы для начальных классов«Школа России» Москва,
«Просвещение», 2008г
2. Учебник : «Родная речь » 4 класс Л.Ф.Климанова , В.Г.Горецкий Москва,
«Просвещение», 2010 г 2 части
3. Методическое пособие « Уроки литературного чтения» для 2-4 классов, Л.Ф.Климанова , В.Г.Горецкий Москва, Просвещение, 2009 г.
Материально-техническое обеспечение
- Портреты писателей
- Книги
- Фонозапись
- Пластинки
Список литературы
1. Контрольные работы в начальной школе по литературному чтению 1-4 класс
Москва « Дрофа» 2006 год
2.Контроль в начальной школе :Традиционные и тестовые задания. Сборник 6.
4 класс .- М. : Начальная школа,2007 . ( Прилож. К журналу « Начальная школа»).
3.Журнал «Начальная школа» № 10 2010год
4. Методическая газета для учителей начальной школы Начальная школа
« ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» № 10 2010 год
5.Тесты Чтение .Начальная школа.Москва. « Дрофа» 2007
6.«Совершенствование чтения младших школьников» М.И.Оморокова Москва
« Аркти» 2005
7. « Проверочные работы по чтению в начальных классах» Г.М.Первова Москва
« Аркти» 2006
Приложение
В. Бурлак
ГОЛОС ДОЖДЯ
Сколько голосов у дождя? Он бил по стёклам, по жести подоконника, по деревянным перилам балкона, журчал в водосточной трубе.
Я сидел один в полутёмной комнате. На коленях у меня белый кот. Он тоже боялся грозы. При каждой вспышке молнии мы вздрагивали. Кот жмурился и впивался когтями в мои ноги и руки.
Наконец дождь затих. Гроза миновала. За окном стало светлей. Водосточная труба играла всё звонче и веселей отбой дождю, грому и молнии. Я столкнул кота и подбежал к окну. По синим крышам соседнего дома скользнул солнечный луч. Над Днепром будто притворил кто-то могучий и добрый серую дверь. В небе вытянулась полоса такого яркого бирюзового цвета, то я не мог оторвать взгляд. Полоса всё шири-ась и светлела.
Н. Сладков
ЯНВАРЬ
Январь — месяц больших молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья: что-то творится в лесу. К утру стают видно: пришла настоящая зима! Лес утонул в дремучих сугробах, под холодным сводом неба, по-корно склонив тяжёлые головы, застыли скорбные зелые деревья.
Вместе со снегом налетели и набежали в лес диковинные невиданные существа. Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны— странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, но на что-то очень похожие.
Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной белой папахе. Там на пенёчке, сидит не то белочка, не зайчик. Сложил он белые лапки на белое пузечко молчит и смотрит на белый лес. На камне у речки белая Аленушка: склонила голову на плечо, подперла белой ладошкой белую щёчку. Обласкало солнце пригорюнившуюся Алёнушку... Полон лес диковинных птиц и зверей.
А. Плешаков
ЛУГА И ЧЕЛОВЕК
Луга украшают родной край. Пройди по лугу в тёплый солнечный день. Полюбуйся чудесными цветами, бабочками. Послушай гудение шмелей, пчёл. И ты поймёшь, как важно оберегать красоту луга, охранять жизнь всех его обитателей.
Часто бывает, что ребята рвут на лугах цветы, ради забавы ловят бабочек, а то и разоряют гнёзда шмелей (шмели устраивают свои гнёзда в ямках на земле). Но разве не жалко губить цветы и замечательных, красивых насекомых? К тому же без бабочек и шмелей многие
растения останутся неопылёнными, у них не будет плодов и семян. Бабочка-махаон, многие виды шмелей уже стали редкими и нуждаются в строгой охране.Некоторые ребята уничтожают на лугу гусениц, считая их «вредными». Это ошибка! Большинство гусениц никакого ущерба хозяйству человека не приносят. Зато в каких красивых бабочек превращаются!Весной некоторые ребята и даже взрослые поджигают на лугах сухую, прошлогоднюю траву. Нельзя этого делать! Вместе со старой травой сгорают молодые ростки, погибают подземные части многих растений, и эти растения исчезают с лугов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...