Рабочая программа по курсу литературное чтение
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) по теме

Карикова Людмила Николаевна

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование по литературному чтению

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Комитет по образованию Администрации муниципального образования «Город Майкоп»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

«Основная общеобразовательная № 25»

ст. Ханская

    Рассмотрено:                                        Согласовано:                                                   Утверждаю:

    Протокол №___                                 Зам. директора по УВР                                   Директор школы

    на заседании МО

    начальных классов                         _____ Бардюг И. М.                                     ______ Грахова Т. А.

   «__» _________2013г.                «__» _________2013г.                                     «__» _________2013г.

    Руководитель МО

    ______ СафаргалееваЕ. И.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу

Литературное чтение

 

 для 4 класса

на 2013-2014 учебный год

                                                учителя начальных классов

                                                                                            Кариковой Л. Н.

Майкоп, 2013г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, утверждённого приказом   Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 года за № 1089, концепции УМК «Школа России», Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы Г. М. Грехнёвой.

           Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, поэтому в рабочую программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного необязательного содержания.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов

 Количество часов в год: 68

 Количество часов в неделю: 2

 Количество часов по учебным четвертям:

Четверти

1

2

3

4

Всего

Кол-во

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

16

16

19

17

68

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Литературное чтение» реализует две основные цели:

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

- выработку универсальных учебных действий;

- получение обучающимися опорных предметных связей.

Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
  • совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;
  • развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
  • формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
  • формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;
  • воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Структура курса

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

В структуру курса входит внеклассное чтение, на которое отводится 10% – 15 % от общего количества часов.

 

Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование создание текста по аналогии, рассуждение письменный ответ на вопрос, описание характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Слушание (аудирование)

На протяжении всех лет обучения вырабатывается умение слушать звучащую речь, адекватно воспринимать её содержание. Задавать вопросы и  содержанию прочитанного и отвечать на вопросы, по содержанию услышанного произведения.

Техника чтения

Чтение целыми словами. Формирование навыка чтения про себя. Формирование навыка выразительного чтения.

Говорение

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения, аргументация своего мнения, умение ставить вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на вопросы, умение построить монологическую речь, высказать своё отношение к прочитанному.

Развитие навыков чтения

             Развитие навыков правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки приемов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстрота понимания прочитанного.

Обучение приемам чтения про себя на небольших текстах с постепенным увеличением объема и количества прочитанных текстов этим способом. Углубленное понимание прочитанного (от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного).

Развитие умений переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте.

Развитие выразительности чтения и речи, формирование

навыков орфоэпически правильного чтения

Ориентация детей на то, что чтение вслух – это чтение для слушателей, а чтение про себя – это чтение для себя. Обучение приемам выразительной речи и чтения.

Совершенствование звуковой культуры речи: развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата, для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных и согласных в словах и фразах.

Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков.

Обучение орфоэпически правильному произношению слов при чтении; развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста; выработка умения убыстрять и замедлять темп речи и чтения, умения увеличивать и уменьшать силу голоса от громкой речи до шепота и наоборот, в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания.

Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений. Правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность, осмыслить исполнительскую задачу. Развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания.

Требования к уровню сформированности навыка чтения

Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Соотнесение интонации (темпа, логических ударений, пауз, тона чтения) с содержанием читаемого текста. Темп чтения – 90 - 120 слов в минуту.

Выработка умений работать с текстом

Подробный и выборочный пересказ прочитанного с использованием приемов устного рисования и иллюстраций. Установление последовательности действия в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нем событий, подкрепление правильного ответа на вопросы выборочным чтением.

         Самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, определение с помощью учителя темы произведения и его смысла в целом. Составление плана прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя. Словесное рисование картин к художетвенным текстам.

Составление рассказов о своих наблюдениях из жизни школы, своего     класса. Самостоятельное нахождение     в тексте    слов    и выражений,  которые    использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.

           Сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя). Внимание к языку художественных произведений, понимание образных выражений, используемых в нем. Ориентировка в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике, самостоятельное пользование учебными заданиями к тексту.

Обогащение опыта эстетического восприятия окружающей

действительности      на    основе    наблюдений.

Развитие творческих способностей школьников

Формирование у школьников способности воспринимать красоту природы, человека и предметного мира, созданного им, и потребности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру.

Развитие умений сравнивать состояние природы в разное время года, видеть, открывать для себя многоцветье мира, многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на ее красоту, проявлять интерес к оригинальным, нестандартным взглядам, формировать свое видение окружающего мира, умение находить необычное в обычных предметах.

           Накопление опыта живых впечатлений от общения с миром
животных, которых дети видят в лесу, зоопарке, живом уголке, развитие умения подмечать позы, повадки, характерные движения животных в раз личных ситуациях, уметь рассказать об увиденном. Наблюдение за настроением людей в различных состояниях.

Коллективное слушание литературно-художественных произведений, созвучных эмоциональному настроению школьников в определенных ситуациях.

Развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления,

образного восприятия окружающего мира

с помощью целенаправленных упражнений

             Рассматривание и описание сходных и различных предметов (например, ромашки и календулы, мыши и льва), проведение соревнований, конкурсов на лучшее сравнение; игры типа «Волшебные превращения вещей», которые помогают оживить реальные предметы, явления (дети придумывают различные истории о предметах и явлениях окружающего мира и ведут рассказ от их имени). Усложнение подобных заданий: рассказанную детьми историю переделать в смешную, веселую или грустную, печальную.

Коллективное (индивидуальное) создание своего варианта развития сюжета известных сказок «Красная Шапочка», «Лиса и Волк», «Лягушка-путешественница».

Рассказывание-импровизация на заданную тему. Развитие интереса у детей к услышанным рассказам,  сочинениям, стимулирование активности при их обсуждении.

Развитие умения выразить в слове свои впечатления,

свое видение предмета, состояние природы и человека

             Проведение игры «Найди меткое слово», активизирующей деятельность учеников в поисках подходящего слова для характеристики, описания предмета или героя прочитанной книги, коллективное сочинение различных историй.

Устные и письменные рассказы детей на заданные им свободные темы.

Обогащение опыта эстетического восприятия

произведений художественной литературы

Развитие умения воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного, при драматизации отрывков из произведений.

Формирование потребности в общении с книгой, в постоянном чтении художественной литературы, формирование желания обсудить услышанное и прочитанное, создание условий для возникновения у детей чувства радости, удовлетворения при встрече с произведениями известных авторов, при их перечитывании.

Приобщение детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием.

Размышление    над    содержанием    произведений,    умение выразить   свое   отношение   к прослушанному. Сравнение стихотворных  произведений,  написанных на одну тему разными поэтами, и ряда   стихотворений  одного  и  того  же  автора. Развитие умения чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношение автора к нему и к описываемым событиям. Формирование эмоционально-оценочных суждений.

Воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на произведение, его художественные особенности.

Активизация способности учащихся полноценно

воспринимать художественные произведения

на основе целенаправленной деятельности

Развитие наблюдательности, чуткости  к  поэтическому  слову, умения находить в тексте эпитеты, сравнения, метафоры, умения подбирать варианты сравнений,  сопоставлять их с  авторским отбором средств художественной   выразительности, накапливать опыт восприятия и  осмысления  метафор,  умения видеть и ценить их иносказательную выразительность.

Работа над загадками как развернутыми метафорами.

Развитие внимания детей к средствам художественной выразительности, заполнение пропусков в художественном описании предмета, сравнение вариантов подбора слов с авторским описанием. Целенаправленное формирование умений воссоздавать адекватные представления во время чтения литературно-художественных текстов на основе сопоставления реалистического и образного описания предметов или явлений.

            Развитие умения воссоздавать художественные образы литературного произведения на основе: оживления двух рядов представлений – реальных и образных (например, по стихотворениям        С. Есенина «Береза» и И. Бунина «Листопад» – оживление реальных представлений о зиме, красоте заснеженной березы и красках золотой осени, сопоставление их со словесными образами стихотворений: осенний лес, как расписной терем, а заснеженные ветки березы, как бахрома серебристой шали); рисования портретов героев литературных произведений, подборка к ним музыкальных характеристик, словесное описание портретов; сопоставления особенностей художественных образов, эмоционально-эстетическая оценка изображения героев в различных видах искусства (словесном, музыкальном, изобразительном).

             Коллективная драматизация художественных произведений. Введение игровых ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя; изменение позиций учеников, выступающих в роли слушателя, исполнителя и создателя художественного текста.

Коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников.

Первоначальное обобщение опыта работы

с литературоведческими терминами

             Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка.

Ознакомление детей с некоторыми особенностями таких жанров художественных     произведений, как сказка (художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного и фантастического;    обычно    различают сказки о животных, волшебные и бытовые);  былина – жанр, имеющийся только в русском фольклоре (героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси); басня (краткий рассказ в стихах, где в сатирической иносказательной форме изображаются человеческие поступки   и   недостатки. Персонажами    басни    являются чаще  всего животные,  растения, вещи. В начале или в конце басни даются нравоучения,  вывод); рассказ (небольшое прозаическое художественное повествование о каком-то     случае,     эпизоде     из жизни героя рассказа); стихотворение   (небольшое   художественное произведение, написанное стихами,  оно  ритмически  организовано и имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью, передает чувства, настроения и мысли лирического героя).

Наблюдение над ритмичностью стихотворной речи, над изобразительностью и выразительностью слова в художественном тексте. В зависимости от подготовки детей в классе учитель может постепенно вводить термины: сравнение, эпитет, метафора, олицетворение.

Совмещение двух рядов представлений, благодаря чему происходит  проникновение  в  авторское образное видение мира,  изменение собственного отношения ребенка к окружающему, формирование эстетического отношения к действительности. Привитие  интереса и  потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира,  образного  миропонимания  и нравственно-эстетической оценки описываемого.

Придумывание варианта развития сюжета сказок,   известных рассказов,     изменение или перестановка    героев произведения,    перенесение действий в необычную   обстановку (в подводное царство, на Луну, Марс).

 

В учебниках «Родное слово» принято соединение жанрового и тематического принципов расположения и текстового материала по разделам. Расположение текстов внутри разделов идет по принципу целенаправленных ассоциаций: переход от одного произведения к другому происходит по сходству признаков ( тема, жанр, персонажи)

В учебнике имеются следующие разделы:

Структура курса

№ п/п

            Модуль

Кол-во часов

1.

Унылая пора! Очей очарованье!..

5 ч.

2.

Что хорошо, что плохо

4 ч.

3.

В мире сказки

4 ч.

4.

Делу время – потехе час

2 ч.

5.

О братьях наших меньших

6 ч.

6.

Сказки русских писателей

6 ч.

7.

Идёт волшебница зима

3 ч.

8.

Сказки разных народов

3 ч.

9.

Аз. Буки. Веди.

5 ч.

10.

Идёт-гудёт Зелёный Шум

4 ч.

11.

Сказки зарубежных писателей

8 ч.

12.

Россия, Русь…

3 ч.

13.

Фантазёры

7 ч.

14.

Лето красное

5ч.

15.

Делу время – потехе час

3 ч.

 

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь

  • различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;
  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
  • приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

Виды работ

Задачи на урок

Страницы в учебнике

план

факт

 1 часть учебника       УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!     

1

Тема «Прощальная краса осени…»

А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!»

                        «Дни поздней осени бранят обыкновенно…»

П.А. Вяземский «Уж падают жёлтые листья…»

                                «Кокетничает осень с нами!..

«Осенняя пора» по К.Г. Паустовскому

пословицы

Выборочное чтение

Выразительное чтение

Сравнение двух

стих-й по отношению их авторов к осени

-учить воспринимать содержание поэтического текста

- учить сравнивать поэтические произведения близкой тематики

-расширять представление об осени как времени года, об отношении людей к поздней осени

-закреплять и развивать представление о речевых средствах выразительности: эпитет, метафоры, противопоставление

С. 3-8

 

2.

Тема «Путь добрый, птицы!»

В.В. Бианки «Учебные площадки»

И.А. Бунин «Вчера в степи я слышал отдалённый…»

В.М. Песков «Земляки в Африке»

Составление плана

Пересказ

-расширять представление о природе (перелётные птицы)

-обогащать словарный запас детей за счёт малоупотребительных слов

С. 11

3.

Тема «Осенние заботы и осенние радости»

Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Народный календарь

Загадки

В.И. Белов «Осенние заботы крестьянина»

«Капустники»

«Проще пареной репы»

Загадки, поговорка

Выразительное чтение

Творческая работа (составление устных рассказов об осени, придумывание загадок по модели)

-учить воспринимать содержание поэтического текста и выраженное настроение в нём

- -развивать логическое мышление (при работе с загадками)

-расширять представление о старинной русской жизни (осенние работы, праздники и обычаи)

С. 16

 

4.

Тема «Поэтические картины поздней осени»

А.А. Фет «Ласточки пропали…»

А.С. Пушкин «Встаёт заря во мгле холодной…» 

Тема «Лес осенью»

Г.А. Снегирёв «Кто сажает лес»

И.А. Бунин «Листопад»

Народные приметы 

Вн. Чтение самые интересные книги, прочитанные летом

Чтение наизусть Составление плана

Пересказ текста

-учить сравнивать стихотворения, тематически близкие, но разные по эмоциональному тону

С.18-20

5.

Тема «В ожидании зимы»

С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»

Учебная статья «Олицетворение»

Н.М. Рубцов «Осень! Летит по дорогам…»

Пословицы

Чтение наизусть

-расширять представление о средствах речевой выразительности (сравнение, цветовые эпитеты, метафора как скрытое сравнение, повтор)

С.21-24

                                             ЧТО ХОРОШО, ЧТО ПЛОХО

6.

Тема «Это недостойно человека»

К.Д. Ушинский «Слепая лошадь»

М.Ю. Лермонтов «Нищий»

Пословицы

Составление сложного плана

Пересказ

- учить определять главную мысль произведения

-учить характеризовать персонажей по их действиям и поступкам

С.25-33

7.

Тема «В чём прав и не прав Серёжа Ивин?»

Составление сложного плана

Пересказ

-учить характеризовать персонажей по их действиям и поступкам

-расширять представление о прошлом (дети дворян)

С.35-44

8.

Тема «Трус ли Тёма?»

Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» (главы из повести)

 

Выборочное чтение

Пересказ

-учить характеризовать персонажей по их действиям и поступкам

-воспитание чувства сопереживания

С.44-51

9.

Тема «Легко ли быть настоящим другом?»

Ю.В. Сотник «Учитель плавания»

Составление плана

Пересказ с заменой лица

-учить определять главную мысль

-формировать представление о настоящей дружбе

 

В МИРЕ СКАЗКИ

10

Тема «Смелость города берёт»

РНС «Медное, серебряное и золотое царства»

Учебная статья «Троекратный повтор»

Пословицы

Выборочное чтение

Пересказ близко к тексту

-закрепить и развить представление о жанровых признаках волшебной сказки

-учить оценивать героев по их поступкам

С.59-68

11.

Тема «Петушок-заступник»

РНС «Петушок – золотой гребешок и жерновцы»

Загадки

Пересказ близко к тексту

Сравнение двух сказок

Творческая работа: придумывание сказки по модели

--закрепить и развить представление о жанровых признаках волшебной сказки

-расширять представление о построении волшебной сказки

С69-72

12.

Тема «Как дочь семилетка одержала верх над царём»

РНС «Дочь-семилетка»

Учебная статья «О бытовой сказке»

Вн. чтение Творчество А. С. Пушкина

Составление сложного плана

Выборочный пересказ текста

-дать первоначальное представление о жанровых признаках бытовой сказки

-учить сравнивать сказки разных видов

С.73-77

13.

Тема «О мудром царе и находчивом солдате»

РНС «Пётр 1 и находчивый солдат»

Выборочное чтение

Чтение по ролям

-расширять и закреплять представление о бытовой сказке

-учить оценивать героев по поступкам

С.78-80

ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС

14.

Тема «Разноцветье русских имён»

Шуточная русская народная песня «Ходила чечётка…»

Учебная статья «Иванов – сын Ивана»

Загадки

К.И. Чуковский «Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка…»

Т. Маврина «Птицы на море» (по русским народным песням)

Выразительное чтение

Творческая работа (придумывание мотива; подбор имён с созвучием)

-развивать представление о средствах речевой выразительности (повтор, рифма)

С.82-88

15.

Тема «Словесные забавы»

К.И. Чуковский «Всюду, всюду мы вдвоём…»

                              «Если бы сосны да ели…»

Английские народные песенки

                             «Жил-был человечек»

                             «Скрюченная песня»

Выразительное чтение

Речевая работа: подбор синонимов, определение лексических значений слов

-развивать представление о жанре загадки (литературные загадки)

-работа над многозначностью слов

-продолжать знакомить детей с комическим в литературе

С.89-91

О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ

16.

Тема «Возвращённый долг»

К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»

 

Составление плана

Пересказ эпизодов с заменой лица

-учить характеризовать персонажей по их поступкам и речи

-закреплять представление о построении произведения: нарушение последовательности событий

С.92-97

17.

Тема «Как кот-ворюга превратился в кота – хозяина и сторожа»

К.Г. Паустовский «Кот – ворюга» Тема «Проделки Кота Иваныча»

Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч»

Потешка

Составление плана (замена цитатного плана на обычный)

Пересказ близко к тексту

-учить характеризовать персонажей

-учить соотносить разные типы плана (цитатный, простой)

С.98-102

18

Тема «О медведях серьёзно и с юмором»

И.С. Соколов-Микитов «В берлоге»

Н.И. Сладков «Медвежья горка»

В.К. Арсеньев «Лесной лакомка»

Пересказ

Работа с заглавием

Сравнение двух произведений

-развивать представление об образе автора

- закреплять и расширять представление о речевых средствах выразительности (сравнение, скрытое сравнение)

С.109-114

19.

Тема «Ещё одна разгаданная загадка природы»

Н.И. Сладков «Плясунья»

                          «Почему я пишу о природе»

Учебная статья «Николай Иванович Сладков»

Выборочный пересказ

Работа с учебной статьёй

Работа с заглавием

--развивать представление об образе автора

-пополнить сведения учащихся о писателе-натуралисте Н.И. Сладкове

С.115-117

20.

Тема «Такие разные хвосты и такие интересные названия»

Ю.И. Коваль «Веер»

  Вн. чтение «Необычный календарь» (В. Бианки «Лесная газета»)

Работа с заглавием

Речевая работа: выделение в тексте слов-терминов («охотничьи» слова)

-расширять представление о словах с переносным значением

-развивать представление о профессиональных словах-терминах

С.118-120

21.

Тема «Как в нашем селе появились гуси»

В.П. Астафьев «Гуси в полынье»

Выборочный пересказ

Пересказ по плану

Составление плана по событиям

-учить характеризовать персонажей по их действиям и поступкам

-учить определять главную мысль произведения

-расширять представление о В.П. Астафьеве как писателе

С.121-

2 часть учебника       СКАЗКИ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

22.

Тема «Как медведь впервые всю зиму проспал в берлоге»

С.В. Афоньшин «Как Анютка медведя убаюкала»

А,Н. Майков «Колыбельная песня»

Выборочное чтение

Речевая работа: толкование малоупотреби-тельных слов

-развивать представление о жанре литературной сказки вообще и о сказке-объяснении

-расширять представление о жанровых признаках колыбельной песни

С.3-9

23

Тема «Дарёнка, Мурёнка и Серебряное копытце»

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Учебная статья «Павел Петрович Бажов»

Скороговорка

Выборочное чтение

Речевая работа: нахождение рифмы

-расширять представление о жанровых признаках сказки, сказки волшебной и бытовой, литературной сказки

-учить сравнивать персонажей

С.10-20

24.

Тема «Как сова старика проучила»

В.В. Бианки «Сова»

Определение главной мысли

Пересказ близко к тексту

-Развивать представление о сказке и сказке-несказке, о главном персонаже и второстепенных

С.20-24

25

Тема «Мудрая природа всё предусмотрела»

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Составление плана по событиям в различном речевом оформлении

Пересказ по плану

-закрепить представление о сказке-несказке

- учить характеризовать персонажей по их действиям и поступкам

-расширять представление о природе (жизнь бобров и зайцев, мудрость природы)

С.24-31

26

Тема «Счастливое спасение»

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

Отрывок из русской народной песни «С горы на гору шла…»

Выборочный пересказ

-развивать представление об авторской литературной сказке

-учить сравнивать произведения, близкие по теме

С.31-43

27

Тема «Счастливые перемены в жизни Варюши»

К.Г. Паустовский «Стальное колечко»

Составление плана

-развивать и закреплять представление о жанре литературной сказки и её разновидности – сказке-несказке

С.44-53

                                            ИДЁТ ВОЛШЕБНИЦА ЗИМА

28

Тема «Волшебная красота русской зимы»

Из русской народной песни «Из-за леса, леса тёмного…»

А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

С.А. Есенин «Поёт зима – аукает…»

                        «Пороша»

А.А. Коринфский «Одеяльце»

Учебная статья «Сравнение»

Народные приметы

Вн. Чтение Здравствуй гостья- зима (стихи русских поэтов о зиме)

Выразительное чтение

Речевая работа: выделение эпитетов, постоянных эпитетов, сравнений, олицетворения; толкование образных выражений

-учить воспринимать художественное содержание поэтического текста

-- учить сравнивать поэтические произведения близкой тематики

-дать первоначальное представление об ИНВЕРСИИ (без введения термина) как средстве речевой выразительности

С.54-60

29.

Тема «Зимние сельские картины»

Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок»

А.С. Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя…»

Скороговорки

Чтение по ролям

Чтение наизусть

-учить воспринимать художественное содержание поэтического текста

С.60-63

30  

Тема «Подарки зимы»

А.Н. Толстой «Детство Никиты»

Урок 40 глава «Солнечное утро»

Урок 41 глава «Сугробы»

 глава «Ёлка»,

Статьи «Рождество», «Святки»

Выборочное чтение

Выборочный пересказ

Составление плана

Творческая работа: иллюстрирова-ние

- учить характеризовать персонажей по их действиям и поступкам

-учить составлять план

-расширять представление детей о старинном русском быте (зимние развлечения детей, рождественская ёлка)

С. 63-64

С. 65-69

С.69-79

СКАЗКИ РАЗНЫХ НАРОДОВ

31.

Тема «Как мужик барина обманул»

Украинская народная сказка «Заячье сало»

Белорусская народная сказка «Как мужик с барином пообедал»

Чтение по ролям

Выразительное чтение (учиться передавать хвастливость, заносчивость)

-закрепить представление о бытовой сказке

-развивать представление о сходстве сказок и нравственных ценностей разных народов (что осуждается и что ценится)

С.80-86

32.

Тема «Вот тебе и разиня!»

Венгерская народная сказка «Долговязый, Патлатый и Разиня»

Составление плана

Пересказ по плану

-развивать и закреплять представление о жанровых признаках волшебной сказки

-учить характеризовать персонажей, сравнивать персонажей разных сказок

С.87-92

33.

Тема «Хитрость во спасение и в наказание»

Дунганская народная сказка «Ворон, волк и олень»

Чукотская народная сказка «Как вороны хотели чайку убить»

Сравнение сказок разных народов

Работа с заглавием (придумывание заглавия по событиям, по главной мысли)

-закрепить представление о жанровых признаках сказки о животных

- учить характеризовать персонажей по их действиям и поступкам

-развивать представление о противопоставлении

С.92-98

                                                     АЗ. БУКИ. ВЕДИ.

34

Тема «Кто и как учил азбуку»

В.Г. ЯН «Школьный козёл» (главы из исторического рассказа «Никита и Микитка»)

Пословицы об учении

М. Горький «Детство» (отрывок из повести)

Учебная статья «Аз и азбука»

Пересказ

Работа с учебной статьёй

- учить характеризовать персонажей по их действиям и поступкам

-расширять представление о прошлом (бояре и холопы; обучение боярских детей)

-дать историческое представление об алфавите: буквы современные и старинные

С.99-108

С.124-127

35

Тема «Карл Иванович и Николенька»

Л.Н. Толстой «Детство» (главы из повести)

Учебная статья «Как учили дворянских детей»

Пересказ

Речевая работа: толкование устаревших слов и выражений

-расширять представление о прошлом (обучение дворянских детей)

-учить характеризовать персонажей по их поступкам и речи

С.109-118

36.

Тема «Учитель и ученик»

А.Н. Толстой «Аркадий Иванович» (глава из повести «Детство Никиты»)

 Вн. чтение   Учиться надо весело, чтобы хорошо учиться. (Книги о сверстниках, о школе)

-речевая работа: толкование образных выражений

-расширять представление о прошлом (домашнее задание, обучение в дворянских семьях)

-учить характеризовать персонажей

С.118-123

37

Тема «Как полыновцы  изучали русский язык»

Ю.И. Коваль «Полынные сказки»

Учебная статья «Юрий Иосифович Коваль»

Составление сложного плана

Пересказ по плану

-закреплять представление о сказке и рассказе

-расширять представление о российской школе (национальная школа; обучение в ней русскому языку)

С.127-138

38.

Тема «Сельская школа»

В. П. Астафьев «Сельский учитель»

Пересказ

-учить характеризовать персонажей

-расширять представление о российской школе (сельская довоенная школа)

С.138-145

ИДЁТ_ГУДЁТ ЗЕЛЁНЫЙ ШУМ

39.

Тема «А воздух уж весною дышит»

Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…»

М.М. Пришвин «Разговор деревьев» 

Выразительное чтение

Речевая работа

-учить воспринимать содержание поэтического текста

-учить сравнивать тематически близкие прозаические и стихотворные произведения

С.146-148

40.

Тема «Звуки весны»

Н.А. Некрасов «Идёт-гудёт Зелёный Шум»

П.П. Ершов «Песня птички»

Выразительное чтение

Чтение наизусть

-учить воспринимать содержание поэтического текста

-развивать представление о средствах речевой выразительности (звукопись, эпитет, сравнение, повтор)

-расширять представление о природе (звуки весны)

С.148-150

С.152

41.

Тема «Кто как встречает весну»

Г.А. Скребицкий «Воробей»

В.Д. Берестов «Ель»

Составление плана

Речевая работа

-расширять сведения о писателе-натуралисте Г.А. Скребицком

-развивать представление о средствах речевой выразительности: риторический вопрос (без введения термина), обращение к читателю, сравнение, звукопись

-расширять представление о природе (оперение, повадки воробья, вред и польза от него)

С.150-152

42.

Тема «И над душою каждою проносится весна»

А.А. Фет «Весна»

К.М. Фофанов «Под напев молитв пасхальных…»

Статьи Вербное воскресенье», «Пасха»

Выразительное чтение

Чтение наизусть

Работа с учебной статьёй

-учить воспринимать содержание поэтического текста

-развивать представление о средствах речевой выразительности (сравнение, скрытое сравнение, олицетворение)

-расширять представление о действительности (вербные и пасхальные обряды)

С.153-156

3 часть учебника      СКАЗКИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

43-44

Тема «Удивительное путешествие с Оле-Лукойе»

Г.Х. Андерсен «Оле-Лукойе»

Вн. чтение Волшебные сказки зарубежных писателей.

Выборочное чтение

Пересказ

Творческая работа

-развивать представление о жанре волшебной сказки, о сказке литературной

-пополнять представление о прошлом (обучение в старину, школьные принадлежности)

С.3-12

45-46

Тема «Как кот стал жить вместе с людьми»

Р. Киплинг «Кот, который гулял сам по себе»

Составление плана

Пересказ по плану близко к тексту

Творческая работа: создание сказочного эпизода

развивать представление о жанре сказки, о сказке литературной

-расширять круг сведений о писателе Р. Киплинге

С.13-25

47-48

Тема «Приключения Тринадцатого»

Э. Лабулэ «Как петушок попал на крышу» (испанская сказка)

 

Составление плана

Пересказ по плану

-развивать представление о жанре литературной сказки вообще и о сказке-объяснении

-учить сравнивать похожие по событиям сказки разных народов

-учить определять главную мысль произведения

С.26-39

49-50

Тема «Весёлый нрав – в жизни помощник»

Дж. Родари «Принцесса Веселина»

Составление плана

-познакомить с творчеством Дж. Родари

-развивать представление о жанре литературной сказки

-учить сравнивать сказки разных народов («Принцесса Веселина» и «Принцесса на горошине»)

С.40-53

                                                         РОССИЯ, РУСЬ…

51.

Тема «Песнь о родной земле»

И.В. Северянин «О России петь – что стремиться в храм…»

«Слово о Русской земле»

С.А Есенин «Колокол дремавший…»

Выразительное чтение

-учить воспринимать содержание поэтического текста

--развивать представление о средствах речевой выразительности (олицетворение)

-расширять представление о прошлом России, истории языка

С.53-55

52.

Тема «Город чудный, город древний»

Н.М. Рубцов «Видение на холме»

Ф.Н. Глинка «Москва»

А.С. Пушкин «Как часто в горестной разлуке…»

Пословицы, присловья

Вн. чтение  Летописи, былины, сказания.

Выразительное чтение

-учить воспринимать содержание поэтического текста

---развивать представление о средствах речевой выразительности

--расширять представление о прошлом России

С.56-59

53.

Тема «Люди – звёзды»

Н.А. Некрасов «Школьник»

Ю.М. Нагибин «Рассказы о Гагарине»

Речевая работа: определение значения слова (прямое и переносное значение слова «звезда»)

-расширять представление о действительности (технические достижения страны, российские космонавты)

С.59-65

                                                           ФАНТАЗЁРЫ

54.-55

Тема «И страшно, и смешно»

В.Ю. Драгунский «Двадцать лет под кроватью»

Пересказ с заменой лица

Составление плана (деление текста на части по настроению)

-расширять представление о смешном

-учить характеризовать персонажей по их поступкам, действиям

-пополнить сведения о творчестве детского писателя В. Драгунского

С.66-74

56.

Тема «Проделки моей фантазии»

В.К. Железников «Разноцветная история»

 

Составление плана по событиям

Пересказ с заменой лица

-учить характеризовать персонажей по их поступкам

-развивать представление о смешном (комичном)

С.75-82

57.

Тема «Нельзя дорогам зарастать»

Ю.М. Нагибин «Заброшенная дорога»

Выборочное чтение

Составление плана по события, по эмоциональному тону

Творческая работа

-учить характеризовать персонажей

С.82-87

58

Тема «Мечта – тоже птица. Только летает она и выше, и дальше»

Е.И. Носов «Где просыпается солнце»

Работа с заглавием

Составление плана

-учить характеризовать персонажей

-учить составлять план

-учить ценить в людях умение мечтать, фантазировать,

С.88-100

59.

Тема «Весёлое путешествие на корабле»

А.К. Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик»

Пересказ

Сравнение персонажей

-учить характеризовать и сравнивать  персонажей

-воспитание такта и деликатности

С.100-113

60

Тема «В доброй Стране Дальней»

А. Линдгрен «Мио, мой Мио»

Вн. чтение «Идет война народная…»  (Произведения о Великой Отечественной войне)

Выборочное чтение

-дать первоначальное представление о жанре повести-сказки

-дать сведения о писательнице Астрид Линдгрен

-закрепить представление о сказке

С.113-132

                                                      ЛЕТО КРАСНОЕ

61.

Тема «Смеётся мне июль…»

В.И. Белов «Лето»

Скороговорка

И.В. Северянин «В июле»

А.Т. Твардовский «Рожь, рожь… Дорога полевая…»

Выразительное чтение

Работа со скороговорками

-расширять представления о действительности (летние крестьянские работы)

С.133-136

С.137-138

62.

Тема «Летние дожди»

В.Д. Берестов «Подсолнух»

Поговорки

А.А. Блок «Гроза прошла, и ветка белых роз…»

К.Г. Паустовский «Есть дожди…»

Загадки

В.А. Жуковский «Загадка»

Выразительное чтение

Чтение наизусть

-развивать представление о средствах речевой выразительности (звукопись)

-воспитывать эстетическое отношение к природе и к поэтическому слову

С.137

С.138-140

63-64

Тема «Радуга близкая и недосягаемая»

Н.П. Колпакова «Радуга-дуга»

Е.И. Носов «Радуга»

 

Выборочное чтение

Выборочный пересказ

-развивать представление о речевых средствах выразительности (сравнение, скрытое сравнение)

-учить характеризовать персонажа по его поступкам, действия и речи

С.140-148

65

Тема «Рыбалка на Прорве»

К.Г. Паустовский Золотой линь»

Загадка, потешка, скороговорка

Составление плана

Пересказ по плану

-развивать представление о речевых средствах выразительности

-Расширять представление о действительности (летняя рыбалка, приметы дождя)

С.149-155

                                                 ДЕЛУ ВРЕМЯ - ПОТЕХЕ ЧАС

66.

Тема «То ли было, то ли нет»

В.П. Аникин «Рыбацкая и охотничья байки»

С.Г. Писахов «За дровами и на охоту»

Д. Родари «Песня наоборот»

Творческая работа (придумывание байки)

-развивать представление о смешном (комичном)

-закреплять понятие о жанре небылицы (прозаическая небылица, байка)

С.156-160

67

Тема «Невероятные приключения Алисы»

Л. Кэролл «Алиса в стране чудес»

Называние  глав

Работа с учебной статьёй

-развивать представление о смешном (серьёзный смысл шутки)

-развивать представление о персонаже-рассказчике

-учить характеризовать персонажа по поступкам и речи

С.160-168

68.

Тема «Весёлые шутки о глупцах и глупости»

Русская народная шутка «Глупец без головы»

Аварская народная шутка «Была ли у охотника голова?»

Д. Родари «Пустые головы»

Вн. чтение Путешествия по дорогам любимых книг (урок-отчёт)

Сравнение произведений, близких по содержанию

-развивать представление о сходстве фольклорных произведений разных народов, о сходстве того, что в них осуждается, над чем смеются и что ценится

С.169-172

 

 

 

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более 2);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности,  недостаточная  выразительность при передаче характера персонажа.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

 Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Литературное чтение" 1 класс УМК "ПНШ"

Рабочая программа для 1 класса по УМК "Перспективная начальная школа" с  УУД...

Рабочая программа по курсу "Литературное чтение", автор учебника- Н.А.Чуракова, 4 класс

Рабочая программа по курсу "Литературное чтение" в 4 клаасе по учебнику Н.А.Чураковой (система Л.В.Занкова). КТП составлена с учетом 2 часов в неделю....

Рабочая программа по курсу "Литературное чтение" 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена на основе авторской программы Литературное чтение Климанова Л.Ф., Бойкина М.В ./ «Школа России» Сборник рабочих программ.1-4 классы. П...

Рабочая программа по курсу "Литературное чтение".

Рабочая программа по  предмету «Литературное чтение» для 2 класса составлена на     основе программы по литературному чтению («Планета знаний» под общей редакцией И. А. Петров...

Рабочая программа по курсу "Литературное чтение" 2 класс. Школа России

Рабочая программа по курсу "Литературное чтение" 2 класс. Школа России...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Литературное чтение»

Программа  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина ...