Урок литературного чтения во 2 классе УМК Планета знаний
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 классе
Тема урока: С А..Есенин. "Пороша" (УМК «Планета знаний»)
Вид урока: урок открытия новых знаний
Цели:
образовательные: знакомство с творчеством С.А.Есенина; формирование знаний о выразительности чтения стихотворного текста; умение воссоздать в устной речи картины, возникшие при чтении стихов; умение находить в тексте образные средства-сравнения ; расширение знаний о зимнем времени года.
воспитательные: формирование личностных УУД – мотивации к обучению, умения высказывать свое отношение к герою, оценивать поступки; воспитание любви к родной природе.
развивающие: формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД – умения обобщать и анализировать, находить информацию, строить речевое высказывание, работать в группах, прогнозирование, формирование умения высказывать предположение, умения выделять выразительные средства языка; развитие творческого воображения и чувств детей к поэтическому слову; определение настроения автора и собственной эмоциональной реакции на художественное произведение при прослушивании и чтении текста;
Используемые методы:
фронтальная, групповая, индивидуальная работа.
Оборудование:
- Учебник «Литературное чтение», автор Э.Э.Кац
- Рабочая тетрадь №1 к учебнику Э.Э.Кац «Литературное чтение»
- Диск с презентацией ;
4 Аудиокнига.
Ход урока:
Этап урока: | Деятельность учителя: | Деятельность обучающихся; Предполагаемые ответы. | Формируемые УУД: |
I. Организационный момент; концентрация внимания и настрой на урок. | Повторите за мной: Мы внимательны. Нам нравится учиться. Мы любим беседовать на разные темы. Мы любим задавать друг другу вопросы. Все будет хорошо. Мы сможем выполнить все задания. У нас отличное настроение. - Спасибо, ребята. Я очень надеюсь на то, что урок пройдет успешно. | Слушают учителя. | К –умение слушать и понимать других; Л – формирование мотивации к обучению |
II. Проверка домашнего задания. | -Мы побывали в картинной галерее. С картиной какого художника мы познакомились? -Расскажите, что свое, особенное, вы увидели на этой картине? -Кто хотел бы доброе слово сказать об ответе товарища? | Слушают учителя; Отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения. -А.А.Пластова «Первый снег». (Рассказы детей 2-2.5 мин.) | П – поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания; Р – прогнозирование, формирование умения высказывать предположение; К – умение строить речевое высказывание; |
III.Подготовительный этап к теме. | - Зимняя природа побуждает людей творить чудеса. -Посмотрите вот на эти иллюстрации с зимними пейзажами. ( слайды №1,2,3,4,5). -Мне сейчас очень хочется очутиться в зимнем лесу. Там свежий морозный воздух. Настроение бодрое ,радостное… -Как вы думаете о чем сегодня на уроке пойдет речь? -Определите фамилию автора с произведением которого мы сегодня познакомимся. ( слайд №6) Открыть запись на доске С.Есенин «Пороша». | Слушают учителя; Отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения. О зиме, о морозе, о зимнем лесе… | П – анализ объектов, построение речевого высказывания, поиск и выделение необходимой информации; К- умение оформлять мысли в устной форме Л – формирование чувства прекрасного, способность строить понятные для собеседника высказывания; |
IV.Мотивация. | -Что бы вы хотели узнать на уроке? Чему хотели бы научиться? -А для чего это вам нужно? (слайд №7-погружение в урок). -Что вы можете сказать о поэте, глядя на портрет? -Прочитайте текст на слайде. Как вы думаете за что же Сергей Есенин любил зиму? -А длинными зимними вечерами под завывание метели можно и сказку послушать, и песню спеть, и стихи почитать. -Представьте, что сейчас темный зимний вечер. На улице снег. Ветер. А у нас тепло и уютно. Горят свечи. Звучит музыка А. Вивальди «Времена года. Зима». -Изобразить зимнюю природу можно по-разному. Художник это делает с помощью красок , композитор - с помощью звуков, а поэт Сергей Есенин «нарисовал» картины зимы словами. Послушайте его стихотворение «Пороша» ( Аудиокнига) | Отвечают на вопросы учителя, -Научиться выразительно читать стихотворение ;хотелось бы найти в стихотворении красивые слова и выражения о зиме; узнать о жизни и творчестве Есенина… -Что бы больше знать; чтобы красиво и правильно говорить… -Молодой, красивый человек с умными глазами; задумчивый и мечтательный взгляд. -Зимой много развлечений: можно кататься на санках, лыжах, коньках; играть в снежки, строить снежную крепость и т.д. Можно гулять по лесу, дышать морозным воздухом, наблюдать за падающими снежинками… | Л - формирование познавательных мотивов Р – умение оценивать учебные действия в связи с поставленной задачей; К- умение строить речевое высказывание. |
V. Обмен впечатлениями. | -Поделитесь своими мыслями чувствами о стихотворении. Какие картины вы представили? | Обмениваются впечатлениями. -Я представила зимний лес, на деревьях сидят и каркают вороны, по зимней дороге потихоньку идет лошадка, на лошадке всадник, слышен звон копыт; я представил высокую сосну, а на макушке у нее снег; лес красивый, сказочный… | П – анализ объектов, построение речевого высказывания, поиск и выделение необходимой информации; К- умение оформлять мысли в устной форме Л – формирование чувства прекрасного, способность строить понятные для собеседника высказывания; |
VI . Словарная разминка. | -Прочитайте стихотворение самостоятельно и карандашом отметьте непонятные для вас слова или выражения. (слайд№8) -Объясни значение слов пороша, клюка, шаль. Найди их в словаре. -Какие еще слова вам непонятны? | Пытаются объяснить непонятные слова. | Р – умение прогнозировать предстоящую работу, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Л – способность строить понятные для собеседника высказывания; К –взаимоконтроль и взаимопомощь, сохранение доброжелательного отношения друг к другу, умение работать в группе. |
VII. Физкультминутка. | Не боимся мы пороши . Ловим снег-хлопок в ладоши. Руки в стороны,по швам. Снега хватит вам и нам. По пороше побежали И снежинкой полетали. | Выполняют физкультминутку | |
VIII. Работа над текстом произведения. | -Стихотворение называется «Пороша». Что же такое пороша? -Герой стихотворения наблюдает жизнь природы. Что он видит вокруг? Работа с учебником и рабочей тетрадью. -Прочитай первое четверостишие. -Какие звуки слышны в тишине? -Найди в стихотворении ответ на вопрос, прочитай. -Как вы думаете , каков должен быть характер звучания стихотворения? Работа с тетрадью (с.36, №1). В отрывке стихотворения расставь паузы. Подчеркни слова, которые выделишь при чтении. -Прочитайте четверостишие еще раз. При чтении вам надо показать, как замедляется ритм скачки, как тих заколдованный лес, передать настроение поэта, очарованного лесом. Прочитай второе четверостишие. -Чем отличается слово «дремлет» от слова «спит»? (работа в парах) -Почему поэт пишет, что лес «дремлет», а не «спит»? Представьте, что вы «вступили» в мир невидимки, заколдовавшего лес, расскажите о его снах. Какой сказочный сон, по-вашему, видит лес? -Как поэт описывает сосну? Как вы думаете, какие чувства вызывает это дерево у автора? -Да, поэту симпатична сосна-старушка, т.к. она предстает в образе одинокой деревенской женщины. Среди таких женщин прошло детство поэта. -Что вы представляли,читая это четверостишие? -При повторном чтении текста вам надо постараться удивиться тому,что сосна похожа на старушку, показать голосом , как дятел долбит ствол дерева. Работа с тетрадью (с.36,№2). Нарисуй иллюстрацию к словам: Словно белою косынкой Подвязалася сосна. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А над самою макушкой Долбит дятел на суку. -Дочитаем стихотворение. -Какие представления возникли у вас при чтении? -Как надо читать эти строки? -Почему поэт пишет «валит снег и стелет шаль»? Что за шаль расстилает снег по лугам? Как она выглядит? -Зимняя дорога,которая убегает вдаль,напоминает Есенину ленту: «Бесконечная дорога убегает лентой вдаль». -Почему дорога кажется поэту лентой? Работа с тетрадью(с.37,№3) Выпиши пары слов, стоящие в рифме. -Давайте еще раз вдумаемся в содержание стихотворения С.Есенина. -Какое название дал стихотворению С.Есенин? -Тогда почему в стихотворении ни разу это слово не прозвучало? -Кому понравилось стихотворение? Поднимите руку. | Отвечают на вопросы учителя; Высказывают свои предположения. Пороша-это слой только что выпавшего снега. -Крики ворон, стук дятла. -Спокойный, неторопливый, задумчивый. -Конь замедлил шаг,пошел тихо, а потом совсем остановился. -Всадник очарован лесом, поражен видом сосны. -Дремать - некрепко спать, быть в полусне. -Лес не крепко спит. -Если подует ветер, он зашумит, ветками будет размахивать. -Значит, он проснется. -Поэт видит сосну, которая стоит на опушке леса. Поэту жалко сосну. Он сочувствует ей, потому что она как старушка, которой холодно («подвязалася косынкой»). Она одинока и стара(«оперлася на клюку»). Мы любовались сосной, стук дятла нарушил задумчивое очарование леса. -Конь скачет, мелькает лес, уже некогда любоваться природой. Пошел снег, перед глазами всадника только лента дороги, устремленная в даль. -Более быстрым темпом, бодро, весело. -Все вокруг, и поля ,и луга покрыты снегом. -Узкая полоса среди белого снега напоминает ленту. Выписывают пары слов: звоны-вороны косынкой-невидимкой клюку-суку шаль-даль -«Пороша». -Потому ,что порошей , т.е.снегом украшен весь лес, дорога и автор, а вместе с ним и мы,любуемся красотой, которая создана снегом, порошей. | П – анализ объектов, построение речевого высказывания, поиск и выделение необходимой информации; К- умение оформлять мысли в устной форме Л – формирование чувства прекрасного, способность строить понятные для собеседника высказывания; |
IX. Рефлексия. | -Что на вас произвело большее впечатление? - Какие задания показались наиболее интересными? -Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? | Отвечают на вопросы учителя; Обмениваются впечатлениями. Высказывают свои предположения. | П – выведение следствий деятельности; Р – осуществление познавательной и личностной рефлексии; Л – способность объективно судить о причинах своих успехов, рефлексия своих действий; К- умение строить речевое высказывание, оформлять свои мысли в устной форме |
X. Домашнее задание. | -Какое домашнее задание вы можете выполнить дома? -А я вам предлагаю по желанию,на выбор выполнить такие задания.(слайд №9) | Отвечают на вопросы учителя | |
XI. Оценка деятельности учащихся. | -Предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке. -Встаньте те,кто себе за урок поставил «5»? (2-3 человека поясняют за что). Встаньте те,кто себе поставил «4»? -А кто не поставил себе отметку? Почему? -Кому понравился урок? -Спасибо за работу. | Высказывают свои предположения. Обмениваются впечатлениями. | Л – способность объективно судить о причинах своих успехов, рефлексия своих действий; П – выведение следствий деятельности; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Планета Знаний"
Рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению 3 класс УМК "Планета Знаний"...
Урок- исследование "Мир глазами волчихи"по рассказу А.П.Чехова "Белолобый" . литературное чтение 3 класс УМК Планета знаний
Конспект урока- исследования "Мир глазами волчихи" и презентация к нему....
Конспект урока литературного чтения. 4 класс.УМК «Планета знаний» Тема: Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена»
Конспект урока литературного чтения. 4 класс. «Планета знаний»Тема: Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена»...
Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения 2 класс.Программа "Планета Знаний"
Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения 2 класс.Программа "Планета Знаний"...
Конспект урока по литературному чтению,4 класс, УМК "Планета знаний: Картина Васнецова "Богатыри"
4 класс, УМК Планета знаний. Раздел учебника: Былины...
Технологическая карта урока по литературному чтению, 1 класс, УМК "Планета Знаний", "Звучащий мир поэзии. Виктор Лунин «Жук», Новелла Матвеева «Молчание листика»".
Подробная техноллогическая карта урока литературного чтения, 1 класс, УМК "Планета Знаний"Тема: "Звучащий мир поэзии. Виктор Лунин «Жук», Новелла Матвеева «Молчание листика»".Цель: Зна...
Разработка урока по литературному чтению.1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Русская народная сказка "Лиса и тетерев"
Участвовала в районном фестивале открытых уроков. Надеюсь, материал кому-нибудь пригодится)) Методисты остались довольны))...