рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Планета Знаний"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Горелкина Любовь Владимировна

Рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению 3 класс УМК "Планета Знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_3_klass_literaturnoe_chtenie.docx37.42 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе по литературному чтению

       Данная рабочая программа по литературному чтению в 3 классе на 2011 – 2012 учебный год составлена на основе общеобразовательной программы  «Планета знаний» (под общей редакцией И.А.Петровой), допущенной Министерством образования и науки РФ; государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и в соответствии с новым федеральным базисным учебным планом, утверждённым приказом МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) и среднего (полного) общего образования»  и адаптирована к ШУП 3 класса на 2011 – 2012 учебный год

      Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, в который входят учебник «Литературное чтение» (2 части), методические рекомендации автора учебника (автор Э.Э.Кац).

       По базисному плану на программу отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю. В основе программы лежит « Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года», определяющая необходимость целенаправленной и систематической работы для достижения следующих целей

  • формирование потребности чтения художественной литературы;
  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • освоение литературоведческих знаний и различных способов деятельности, необходимых для « проникновения» в художественный текст;
  • формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
  • обогащение представлений ребенка об окружающем мире.

Реализацию регионального компонента на уроках русского языка во втором классе планируется проводить при знакомстве с произведениями о природе родного края

Таким образом, данная рабочая программа по литературному чтению для 3 класса:

  • соответствует ФГОС;
  • сохраняет особенности программы по литературному чтению для 3 класса, разработанной Э.Э.Кац.

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Литературное чтение»

3 КЛАСС (68 ч)

Круг чтения

«Уж небо осенью дышало...»

К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки...»

Народные сказки

Русские сказки «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал».

Поэтические страницы

А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны».

О мужестве и любви

В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок».

 «Зимы ждала, ждала природа...»

 А. Пушкин «В тот год осенняя погода...», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою», С. Есенин «Разгулялась вьюга...».

Авторские сказки

А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; X. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».

Басни

О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки»».

Пословицы.

Братья наши меньшие

  А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга».

О совести и долге

Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Теплый хлеб».

Весна пришла

Русские народные песни «Жаворонушки», «Березонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель».

И в шутку, и всерьез

Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники».

Навык и культура чтения

 Формирование навыка зрительного целостного восприятия слова. Сознательное, выразительное чтение целыми словами.

Использование при чтении пауз между предложениями, внутри сложных предложений, между частями текста, логических ударений.

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся

К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
    правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения.
      Работа с текстом и книгой
      Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.
      Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения.
      Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя).
      Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений).
      Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений.
      Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями.
      Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию.
      Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого отношения.
      Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определенного автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
      Формирование умения пользоваться словарем синонимов, помещенным в учебнике, детским толковым словарем.
      
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
-      объяснять смысл заглавия, его связь с содержанием произведения;
-      определять тему и главную мысль произведения;
-      ставить вопросы к тексту и пересказывать его (творчески, выборочно);
-      составлять план произведения, рассказы о героях;
-      сопоставлять разных героев;
-      определять свое отношение к произведению и героям, объяснять его;
-      выявлять отношение автора к персонажам;
-      делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
      Развитие воображения, речевой творческой деятельности
      Развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся.
      Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению.
      Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию.
      Формирование умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с помощью учителя, создавать описания миниатюры.
      Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
      К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
  - создавать словесные иллюстрации к художественному тексту
 -вести рассказ от лица героя;
-   читать текст по ролям, участвовать в инсценировках.
      
Литературоведческая пропедевтика
      Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.
      Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром - басней - через сравнение со сказкой, стихотворением.
      Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи.
      Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введенных во втором классе.
      
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
-      различать сказку и рассказ, сказку о животных и басню, басню и стихотворение, объясняя      отличия;
-      различать малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки, колыбельные и др.);
-      находить в тексте сравнения, метафоры, олицетворения;
-      выделять портрет героя, его поступки, речь, описание природы, интерьера комнат.

ОЦЕНКА

ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

освоения основной образовательной программы

начального общего образования

         В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в ГОУ МБОМУ разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

        Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование персонифицированных процедур  итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
  • использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений (Портфель достижений или иные формы);
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.  

Используемая литература и Интернет-ресурсы:

  1. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению:3 класс.-М.:ВАКО,2010.
  2. Образовательный процесс в начальной школе: организация, рекомендации, информационные материалы/авт.-сост. Т. А. Кобзарёва, С. Б. Шатохина, И. Г.Судак.- Волгоград:

Учитель, 2009.

  1. Обучение в 3 классе по учебнику «Литературное чтение» . Э.Э. Кац: программа, методические рекомендации, тематическое планирование/ Э.Э. Кац -М.:АСТ Астрель, 2011.
  2. http://www.uchportal.ru (тематическое планирование)
  3. http://www.bashmakov.su (контрольные работы, методические рекомендации, тематическое планирование)
  4. 6http://www.pro shkolu.ru (тематическое планирование)
  5. 7.Учебник:Э.Э. Кац Литературное чтение Учебник для четырёхлетней начальной школы. АСТ Астрель Москва 2010


Календарно-тематическое планирование.

Количество часов в неделю:   2 часа  в нед 68 ч в год

№ урока

Дата

Тема

Страницы учебника

1-2

К.Г. Паустовский "Барсучий нос"

4-9

3

И.А. Бунин "Листопад

10-12 наиз

4

М.М. Пришвин "Хрустальный день" "Капитан-паук"

13-14

5

М.М.Пришвин "Недосмотренные грибы" (из книги "Дорога к другу")

15

6

Н. Рубцов "У сгнившей лесной избушки..."

16-17

7-8

К.Г. Паустовский "Подарок"

18-23

9

"Семь Симеонов" (русская народная сказка)

28

10-11

"Семь Симеонов" (русская народная сказка)

29-36

12-13

"Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо" (русская народная сказка)

37-45

14

Жаба-королева" (литовская народная сказка)

47-49

15

"Птица Кахна" (таджикская народная сказка)

51-53

16

"Как юноша любимую искал" (китайская народная сказка)

54-61

17

Читальный зал

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

64-75

18

А.С. Пушкин "У лукоморья дуб зеленый..." (отрывок)

82-83 наиз

19

Ю. Мориц "Песенка про сказку"

84-85

20

"Маленький скрипач" (немецкая народная баллада)

86-87

21

Г. Сапгир "Сны"

88-89

22-23

В. Белов "Верный и Малька" "Малька провинилась"
"Еще про Мальку"

91-95

24

И.С. Тургенев "Воробей"

97-98

25-26

Н.Г. Гарин-Михайловский "Тема и Жучка"

99-106

27

Н.Г. Гарин-Михайловский "Тема и Жучка"

106-108

28

Л.Н. Толстой "Прыжок" (быль)

109-112

29

Научно-популярные статьи «Барсук» «О живописи»

«Больше, чем просто собака»

118-122

30

С. Есенин "Разгулялась вьюга..."

4-5 наиз

31

А.С. Пушкин "В тот год осенняя погода..." (отрывок из романа "Евгений Онегин"

6-7 наиз

32

"Зимнее утро" "Зимняя дорога" (отрывок)

8-11

33

Ф.И. Тютчев "Чародейкою Зимою..."

12-13наиз

34-37

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

19-47

38

Х.К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

48-51

39

Х.К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

52-56

40

Л.Н. Толстой «Царь и рубашка»

57-58

41

С. Седов «Король красуется»

64-65

42

О. Мандельштам «Муха»
Эзоп «Мухи»
«Кошка и мыши

66-68

43

Л.Н. Толстой «Отец и сыновья» «Лгун»

69-70

44-45

И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» «Слон и Моська» «Две Бочки»

71-75 наиз

46

Пословицы

75

47-48

А.П. Чехов «Белолобый

80-87

49

М.М. Пришвин «Лимон»

88-93

50

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

94-95

51

К.Г. Паустовский «Кот Ворюга»

96-101

52-3

А. И. Куприн «Завирайка»

104-107

54-55

Ю. Яковлев "Полосатая палка" (в сокращении)-

110-117

56

Научно-популярные статьи «Ледяное дыхание Арктики»

«Кошка»

118-121

57

А. Платонов "Разно цветная бабочка" (легенда)

4-15

58

А. Кешоков "Мне больно, мальчики"

16

59

К.Г. Паустовский "Теплый хлеб"

17-22

60-61

К.Г. Паустовский "Теплый хлеб"

22-29

62

"Жаворонушки..." "Березонька" (народные песни)

К. Д. Ушинский «Слепая лошадь»

30-34

63

А.А. Фет "Весенний дождь"

37 наиз

64

М.М. Пришвин "Лесная капель"

38-39

65

К.Д. Бальмонт "Золотая рыбка"

40-41

66

"Болтливая баба" (русская народная сказка)

48-53

67

А. Линдгрен "Как Эмиль угодил головой в супницу" (из книги "Приключения Эмиля из Леннеберги")

54-61

68

С. Маршак "Про двух соседей" (кавказская народная сказка) "Старуха, дверь закрой!" (народная сказка)

62-65

25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению3 класс УМК "ГАРМОНИЯ"

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса УМК "ГАРМОНИЯ" (134ч.)...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" 4 класс

Рабочая программа  по  литературному  чтению  содержит  в  себе  тип  урока, виды контроля, используемые технологии.   Программа  создана  на  основе  авторской   Э.Э. Кац...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" для 3 класса. Учебник Э.Э. Кац. Данная РП составлена с учётом всех требований ФГОС НОО на 2013-2014 уч.год. В РП имеются приложения(Крите...

рабочая программа по литературному чтению(УМК"планета знаний) 1 класс

рабочая программа по литературному чтению(УМК"планета знаний) 1 класс...

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Планета знаний" 3 класс

Рабочая программа: пояснительная записка, содержание программы, система оценивания, планируемые результаты....