Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе по УМК ПНШ.
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
Программа расчитана на 2 часа в неделю, 68 ч в год. Прилагаю КИМы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._literaturnoe_chtenie.docx | 41.81 КБ |
tematicheskoe_planirovanie.docx | 82.73 КБ |
kimy_po_lit_chteniyu_4_klass.docx | 25.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Щедровская основная общеобразовательная школа.
Утверждена приказом директора МБОУ Щедровская ООШ _______ /Огула Л. А./ Приказ № ____ от «____» __________ 20__ г. | Рассмотрена и рекомендована к утверждению МС школы Протокол № ____ от «__»__________ 20__г. |
Рабочая учебная программа
по литературному чтению
(наименование учебного предмета/курса)
для 4 класса
(ступень образования/класс)
на 2013-2014 учебный год
(срок реализации программы)
Составлена на основе УМК « Перспективная начальная школа»
под редакцией Н.А. Чураковой
(наименование программы)
Программу составила Полякова Татьяна Васильевна.
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
с. Шедровка
2013г
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по литературному чтению Сборник « Программы четырёхлетней начальной школы М. Академкнига/Учебник 2006г и авторской программы курса « литературное чтение». Н.А. Чуракова УМК «Перспективная начальная школа». Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания образования по литературному чтению.
При составлении программы руководствовались приказом Минобразования Ростовской области № 610 от 14.07.2011 «Об утверждении Примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)», приказом ОО Чертковского района № 218 от 27.06.2011 «О формировании учебных планов в общеобразовательных учреждениях в 2011-2012 учебном году», «Положением об учебной рабочей программе», утверждённым приказом № 56 от 19.08.2011 по МОУ Щедровской ООШ.
Цели изучения курса:
Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе – сформировать за 4 года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму.
Основная цель выражается в главных идеях, развиваемых на протяжении 4-х лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых помогает осуществить главные идеи.
Идея первая. Необходимо сформировать грамотные представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.
Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе – сформировать за 4 года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму.
Основная цель выражается в главных идеях, развиваемых на протяжении 4-х лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых помогает осуществить главные идеи.
Идея первая. Необходимо сформировать грамотные представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.
Идея третья. Необходимо учить младших школьников различать сначала жанры фольклора, потом жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.
Идея четвертая. Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы. Если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.
Цель начального этапа литературного развития школьников – воспитание интереса к чтению и книге, формирование читателя, полноценно воспринимающего художественное произведение, развитие у школьников литературного творчества
Задачи:
- Знакомить учащихся с лучшими региональными образцами литературы, музыки и изобразительного искусства, что способствует формированию мировоззрения, этических и эстетических качеств личности и общей культуры;
- Формировать у школьников представления о многообразии жанров, стилей и тематики донской литературы;
- Создавать условия для понимания учащимися своеобразия характера, быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры, нравственных принципов населения донского края;
- Вводить учащихся в пропедевтический курс литературоведческих понятий на основе содержания произведений регионального компонента;
- Формировать умения вступать в диалог, рассказывать, импровизировать, решать различные творческие речевые задачи;
- Расширять представления учащихся об особенностях лексики жителей Дона, нашедшей отражение в произведениях.
Роль учебного курса: в программу курса включены вопросы, позволяющие заложить прочный фундамент для продолжения изучения в старших классах литературы и предметов естественнонаучного цикла. Рабочая программа для 4 класса ориентирована на использование следующих учебников:
- Чуракова НА. Литературное чтение: Учебник. Часть 1 и 2– М.: Академкнига/Учебник
- Малаховская О.В. Литературное чтение: Хрестоматия (Под редакцией Чураковой НА.) – М.: Академкнига/Учебник
- Чуракова НА., Малаховская О.В. Литературное чтение. Методическое пособие – М.: Академкнига/Учебник
При составлении календарно-тематического планирования учтены и не внесены в календарно-тематическое планирование государственные праздники (выходные дни), совпадающие с учебными днями:1 и 9 мая.
В конце года проводится тестовая проверочная работа, а также в течение года предусмотрены организационные формы, обучающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малых группах.
С учётом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований по литературному чтению согласно учебного плана МБОУ Щедровская ООШ по программе отводится -68 часов. (2 ч в неделю)
Содержание тем учебного курса.
Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире
Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения человека с миром природы. Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; представления о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях человека.
Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (нарушение социального (природного) порядка как причина выхода героя из дома; дорога к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление социального (природного) порядка и справедливости).
Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках.
Былина как эпический жанр (историческое повествование). Характеристика эпического (исторического) героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями — торговлей или ратными подвигами — свое отечество).
Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).
Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а авторской сказке- интерес к миру чувств
Авторская сказка. Сохранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).
Жизнь жанров фольклора во времени
Взаимоотношения обрядов и праздников.
Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.
Народная и авторская сказка.
Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.
Сказочная повесть. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.
Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик.
Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.
Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.
Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой).
Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас.
Рассказ. Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа:
а) событие в рассказе — яркий случай, раскрывающий характер героя;
б) сложность характера героя и развитие его во времени;
в) драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», Л. Улицкая «Бумажная победа»);
г) формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения;
д) выразительность художественного языка.
Пытаемся понять, как на нас воздействует красота.
Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника):
- роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения;
- участие воображения и фантазии в создании произведений;
- диалоги с современным московским детским писателем и современными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них.
Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда.
Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.
Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: произведения сравниваются не на основе их тематического сходства, а на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).
Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество.
Библиографическая культура. Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по ее элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация. сведения о художниках-иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений. Представление о собрании сочинений. Использование толкового и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов, встречающихся на страницах литературных произведений.
Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта.
Формирование умений выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка.
Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее.
Умения и навыки чтения и говорения. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.
Формирование культуры предметного общения:
- умений целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;
- способности критично относиться к результатам собственного творчества;
- способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников
Основные содержательные линии
В Примерной программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Нормы оценивания по литературному чтению
(Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98.)
Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности в 4 классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 80-90 слов в минуту (вслух) и 95-110 слов в минуту (про себя); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений; использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка. При этом учитывается индивидуальный темп чтения ребёнка .
Оценка "5" ставится ученику, если он:
- понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова сложной слоговой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие):
- читает целыми словами (2полугодие);
- читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;
- самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
- понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;
-твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка "4" ставится ученику, если он:
- читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова - по слогам (1полугодие);
-читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие);
-допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;
- правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;
- знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).
Оценка "3" ставится ученику, если он:
- читает по слогам и только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);
- переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);
- последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно.
Оценка "2" ставится ученику, если он:
- читает монотонно, по слогам (1полугодие);
- читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие);
- допускает более 6 ошибок;
- искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;
- при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Литературное чтение» к концу четвертого года обучения
Учащиеся должны знать/понимать:
- содержание основных литературных произведений, изученных в классе, их авторов и названия;
- названия 1-2 детских журналов и их основное содержание (на уровне рубрик);
- основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам.
Уметь:
- читать осознанно и выразительно про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;
- определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;
- различать основные малые жанры фольклора; сказку о животных, волшебную сказку; басню, рассказ; отличать народные произведения от авторских;
- характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;
- читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них;
- находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;
- обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;
- ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);
- составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборник произведений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельного выбора книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему);
- определения содержания книги по ее элементам («Оглавлению» или «Содержанию», аннотации, иллюстрациям);
- самостоятельного чтения выбранных книг;
- высказывания оценочных суждений о героях прочитанных произведений;
- работы с разными источниками информации (включая словари разного направления).
Требования к уровню подготовки
оканчивающих начальную школу
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать:
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь:
читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст (объем не более 1,5 страниц);
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Материально-техническое обеспечение:
Учебно - методическое обеспечение:
- Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. М.: Академкнига/Учебник, 2006
- Малаховская, О. В. Литературное чтение. 4 класс: хрестоматия / под ред. Н. А. Чураковой. М.: Академкнига / Учебник.
- Малаховская, О. В. Литературное чтение. 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, №2. М.: Академкнига / Учебник,
- Чуракова, Н. А. Литературное чтение: учебник. 4 класс. В 2 ч. М.: Академкнига / Учебник.
ТСО:
Классная доска. Персональный компьютер.
Интеренет-ресурсы
Сайт работников образования , сайт прошколу. ру.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32
- Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г.. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования».
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
- Письмо Министерства Образования и Науки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
- Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2005
- Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. М.: Академкнига/Учебник, 2006
- Малаховская, О. В. Литературное чтение. 4 класс: хрестоматия / под ред. Н. А. Чураковой. М.: Академкнига / Учебник.
- Малаховская, О. В. Литературное чтение. 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, №2. М.: Академкнига / Учебник,
- Чуракова, Н. А. Литературное чтение: учебник. 4 класс. В 2 ч. М.: Академкнига / Учебник.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | дата | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока. Форма урока | Основные виды учебной деятельности. Основное содержание учебного материала. | Требования к уровню подготовки обучающихся ( результат) | Вид контроля. Измерители | Иформационное сопровождение | Д/З | |
По плану | факт | |||||||||
1 | Как люди в древности представляли себе окружающий мир. Древнегреческое сказание «Персей» | 1 | Комбинированный | Чтение. Беседа. Определение жанра литературного произведения. Умение работать с книгой | Иметь представление о том, как люди в древности представляли себе окружающий мир; о литературном жанре «древнегреческое сказание». Уметь: определять вид сказки (сказка о животных, волшебная сказка); перечислять русские народные сказки; определять особенность волшебного мира в сказках (лес, подземное царство, подводное царство, небесно-заоблачное царство); называть народные праздники, в которых до сих пор участвуют деревья; находить подтверждения в тексте своим предположениям; анализировать волшебные предметы литературного произведения | Вырази- тельное чтение | Презентация «Мифы Древней Греции» | С. 6-10 выр.чит | ||
2. | Древнегреческое сказание «Персей» Отношения человека с миром природы. | 1 | Чтение. Ответы на вопросы. Восприятие и понимание эмоционально- нравст\венных переживаний героев. | |||||||
Древнегреческое сказание «Персей». | 1 | Комбинированный | Фронтальная беседа. Выразительное чтение. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Знать понятие «герой волшебной сказки». Иметь представление о тотемах разных народов мира в разные времена. Уметь: изучать композицию на иконе «Христос спускается в ад»; находить горизонтальную композицию; определять, какими животными обозначен Верхний мир и Нижний мир; объяснять значение слова «тотем»; отвечать на вопросы клуба «Ключ и заря»; называть сказки, где животные обладают чудесными способностями и становятся волшебными помощниками героев; | Пересказ текста по плану | С. 22-31 пересказ по плану | ||||
4. | Русская народная сказка «Сивка-бурка» Особенности героя волшебной сказки | 1 | Комбинированный | Произведения устного народного творчества | Уметь: анализировать сказку; делить текст на смысловые части; высказывать предположения о дальнейшем развитии событий; объяснять название сказки; описывать внешний вид героя сказки; выбирать характеристики героя для Иванушки-дурачка; пользоваться библиотекой; сравнивать содержания якутской сказки «Приемыш-богатырь» с русской народной сказкой «Сивка-бурка» | Выразительное чтение | Презентация « Устное народное творчество» www.nsportal.ru | С. 31-40 выр.чит | ||
5 | Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка» Особенности героя волшебной сказки | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение. Пересказ.Произведения устного народного творчества | Уметь: объяснять имя главного героя; находить и отмечать характеристики, которые соответствуют понятию «герои волшебной сказки»; называть волшебных помощников в сказке (тотемное животное, тотемное растение); сравнивать содержание и прядок событий в сказках «Сивка-бурка» и «Крошечка-Хаврошечка» | Пересказ текста по плану | Аудиозапись. | С. 41-45 пересказ | ||
6 | Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая» | 1 | Комбинированный | Произведения устного народного творчества | Уметь: находить в сказке волшебные числа; пользоваться библиотекой; давать характеристику герою волшебной сказки; подтверждать свое мнение примерами из сказки; называть тотемное животное в сказке | Ответы на вопросы | С. 45-51 отвечать на вопросы | |||
7 | Русская народная сказка «Иван- царевич и серый волк» | 1 | Комбинированный | Произведения устного народного творчества. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя | Уметь: находить признаки волшебных предметов; давать характеристику герою сказки; называть тотемных животных произведения; пользоваться библиотекой | Чтение по ролям | аудиозапись | Хр., с. 23-32 по ролям читать | ||
8 | Башкирская народная сказка «Алтын-сака - золотая бабка» | 1 | Комбинированный | Сказки разных народов мира | Уметь: работать с толковым словарем; доказывать, что эта сказка волшебная; называть волшебных помощников в сказке; сравнивать башкирскую сказку с русскими народными сказками; объяснять сходство мотивов в сказках и преданиях разных народов мира; доказывать, что сказка построена по всем сказочным законам | Выразительное чтение | аудиозапись | Хр., с. 32-38 выразит. чтение | ||
9 | Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник» Отличие былин от народных сказок. | 1 | Комбинированный | Различение жанров произведений. Оценочные высказывания о прочитанном произведении | Знать жанр «былина». Уметь: работать с толковым словарем; читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине - это и человек-пленник, и одновременно чудо- юдо - получеловек- полуптица | Вырази- тельное чтение | Презентация « Руссские богатыри» | С.52-58 выразит.чтение | ||
10 | Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник». Характеристика эпического героя. | 1 | Комбинированный | Произведения устного народного творчества. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине - это и человек-пленник, и одновременно чудо- юдо - получеловек- полуптица; выделять средства выразительности; доказывать, что богатырь и конь - это часть сказочного леса; сравнивать литературные произведения и произведения изобразительного искусства; пользоваться библиотекой; сравнивать богатырей и сказочных героев | Ответы на вопросы | С. 58-64 отвечать на вопросы | |||
11 | Былина «Садко». Связь былины с волшебной сказкой. | 1 | Комбиниро-ванный | Работа с текстом.отвечать на вопросы | С. 65-71 выр.чит | |||||
12 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка» Сохранение жанровых и сюжетных связей с народной сказкой. | 1 | Комбиниро-ванный | Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя | Знать творчество Г.-Х. Андерсена. Уметь: сравнивать описание подводного царства Г.-Х. Андерсена с описанием подводного царства в русской народной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» и в былине «Садко»; давать характеристику главному герою; сравнивать описание бури Г.-Х. Андерсена и в былине «Садко»; подтверждать свое мнение цитатами из текста; пользоваться библиотекой; рассказывать о творчестве Г.-Х. Андерсена | Читать | Презентация «Великий сказочникwww.Pedsovet.su | С.81-89 пересказ по плану | ||
13 | Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | 1 | Комбинированный | Различение жанров произведений. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя | Знать, что самое главное в народной сказке - способность героя выдержать испытания и восстановить нарушенную справедливость, а в авторской сказке - мир чувств и переживаний героя. Уметь: работать с толковым словарем; называть законы волшебной сказки; сравнивать описание героев народных и авторских сказок; объяснять название сказки; подтверждать свое мнение цитатами из текста | Ответы на вопросы | Мультфильм на CD-диске | Хр., с. 56-61 отвечать на вопр. | ||
14 | Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | 1 | Комбинированный | Зарубежные авторские сказки. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения | Уметь: называть законы волшебной сказки; сравнивать описание героев народных и авторских сказок; объяснять название сказки; подтверждать свое мнение цитатами из текста; сравнивать концовку народной и авторской сказки | Пересказ текста по плану | Хр.С.62-67 пересказ по плану | |||
15 | Г.-Х. Андерсен «Снежная королева».
| 1 | Комбинированный | Различение жанров произведений | Уметь: отвечать на вопросы по содержанию сказки; цитировать нужный отрывок; выразительно читать диалог детей | читать | Мультфильм на CD-диске | Хр., с. 67-77 Читать выр. | ||
16 | Г.-Х. Андерсен «Снежная королева».
| 1 | Комбинированный | Сходство и различие авторской и народной сказки | Знать, что в авторской волшебной сказке сила чувств важнее, чем сила волшебных предметов. Уметь: анализировать содержание сказки; описывать внешний вид героини; сравнивать характеры Герды и маленькой разбойницы; называть географические названия мест, которые указывает автор | Вырази- тельное чтение | Хр., с. 77-86 выр.чит. | |||
17 | В. Жуковский «Славянка», «Весеннее чувство». Выразительность художественного языка. | 1 | Комбинированный | Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Знать, что выражать любовь к природе можно по-разному. Уметь: работать с толковым словарем; доказывать, что стихотворение написано 200 лет назад; читать текст по цепочке; сравнивать впечатления поэта и художника от заката; сравнивать настроение поэта в двух стихотворениях; определять, как автор передает праздничное весеннее освещение; определять время написания стихотворения; сравнивать впечатления и чувства художника в разных картинах о природе | Выразительное чтение | презентация | С. 90-100 выр.чит. | ||
18 | Давид Самойлов «Красная осень». Николай Заболоцкий «Сентябрь» ,» Оттепель». Выразительные средства авторской поэзии: приемы олицетворения, сравнения. | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: определять, с помощью какого цвета поэт передает свое переживание красоты осени; объяснять, почему поэт сравнивает отдельный лист с сердцем леса, а множество листиков - с полураскрытыми устами; делиться своими чувствами при чтении стихотворения работать с толковым словарем; читать строки-описания непогоды; делиться своими впечатлениями при анализе произведения изобразительного искусства | Чтение наизусть |
С.101— 109 наизусть по выбору | |||
19 | Иван Бунин «Нет солнца, но светлы пруды...», «Детство» Выражение внутреннего мира автора через изображение окружающего мира. | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Уметь: определять, в каких двух строфах выражено главное переживание поэта; анализировать авторские сравнения; называть авторские главные жизненные ценности; определять героя стихотворения; подтверждать свое мнение строками из стихотворения | Чтение наизусть | С. 110— 113 выр.чит | |||
20 | Владимир Набоков «Обида» Жанровые особенности рассказа. | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения | Уметь: работать с толковым словарем; анализировать содержание литературного произведения; сравнивать поступки детей; зачитывать отрывки из текста; давать характеристику герою; выделять средства художественной выразительности при описании ягод черники | Вырази- тельное чтение | С.120-127 отв. на вопр. | |||
21 | Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею...» | 1 | Комбинированный | Произведения о взаимоотношениях людей. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героев | Уметь: сравнивать литературное произведение и произведение живописи; работать с толковым словарем; находить в стихотворении подтверждения того, что поэт подмечает малейшие подробности окружающего его мира; рассказывать о творчестве автора | Вырази- тельное чтение | С.127- 130 | |||
22. | Юрий Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!». События в рассказе, раскрывающие характер героя. | 1 | Комбинированный | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: работать с толковым словарем; объяснять название произведения; рассказывать о творчестве Юрия Коваля; определять жанр произведения | Вырази- тельное чтение | С. 130- 133 выр.чит | |||
23 | Виктор Драгунский «Красный шарик в синем небе» | 1 | Комбинированный | Высказывание оценочных суждений. Различение жанров произведений | Уметь: давать характеристику героям рассказа В. Драгунского; цитировать строки из произведения; объяснять приемы смешного; рассказывать о творчестве В. Драгунского | Вырази- тельное чтение. Пересказ. | Хр., с. 91-98 пересказ | |||
24 | Борис Сергуненков «Конь Мотылек». Драматизм рассказа. | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: сравнивать произведения живописи и литературные произведения; анализировать содержание произведения; определять жанр произведения; сравнивать переживания героев Юрия Коваля и Бориса Сергуненкова | Отвечать на вопросы | С. 133-136 отвечать на вопр. | |||
25 | Леонид Андреев «Петька на даче» Прием контраста. | 1 | Комбинированный | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Уметь: работать с толковым словарем; высказывать свое мнение о главных героях; определять жанр произведения; цитировать строки произведения | Отвечать на вопросы | С.137- 141 отвечать на вопросы | |||
26 | Леонид Андреев «Петька на даче» Сложность характера героя и развитие его во времени. | 1 | Комбинированный | Произведения о детях. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Уметь: работать с фразеологическим словарем; определять, от какого лица ведется повествование; анализировать поступки героев | Вырази- тельное чтение | С.142- 146выразит.чит. | |||
27. | Антон Чехов «Ванька». | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: работать с фразеологическим словарем; описывать внешний вид героя; доказывать ответы строками из произведения; анализировать содержание произведения; сравнивать отрывки из писем героя; определять тему и основную мысль картины; сравнивать произведения живописи и литературные произведения | Вырази- тельное чтение | Презентация.» Биография А.П.Чехова» | С.152- 161 пересказ | ||
28 | Антон Чехов «Мальчики». События в рассказе, раскрывающие характер героев. | 1 | Комбинированный | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Уметь работать с толковым словарем; давать характеристику главным героям; определять жанр произведения | Выразительное чтение | С.162-167 выр.чит | |||
29. | Ирина Пивоварова « Как провожают пароходы» | 1 | Комбинированный | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. | Уметь работать в библиотеке; находить сведения о писателях; объяснять названия рассказа; определять жанр произведения; подтверждать своё мнение словами из текста; давать характеристику героям | Выразительное чтение | С.6-13 выр.чит | |||
30 | Людмила Улицкая « Бумажная победа.» Связь произведений литературы с живописными произведениями. | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями. | Уметь пользоваться толковым словарём; объяснять поведение героев; делить текст на части; Слушать музыкальный фрагмент. | Выразительное чтение | С.14-24 выр.чит | |||
31 | Людмила Улицкая « Бумажная победа». | 1 | Комбинированный | Восприятие и понимание героев произведения. Связь произведений литературыс произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями. | Уметь работать с иллюстрацией; отвечать на вопросы по содержанию; выразительно читать и пересказывать; выделять художественные приёмы. | Выразительное чтение | С.24-29 выр. чит | |||
32 | Сергей Козлов «Не улетай, пой, птица!» | 1 | Комбинированный | Связь названия с темой текста, мысль текста. | Уметь смотреть на происходящее с разных точек зрения; давать характеристику героям;отвечать на вопросы по содержанию | Отвечать на вопросы | С. 29-32 отвечать на вопр. | |||
33 | Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!» Мир ценностей героев. | 1 | Комбинированный | Восприятие и понимание переживаний персонажей. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Знать: произведения Сергея Козлова для детей; что красота способна творить чудеса - преображать душу, делать ее Свободной и красивой. Уметь: выразительно читать; работать с иллюстрацией; выделять средства художественной выразительности; сравнивать сказки С. Козлова; выделять в литературном произведении силу красоты; зачитывать строки из текста | Выразительное чтение | С. 33-36 выр.чит | |||
34 | В. Соколов «О, умножение листвы!» «Все чернила вышли…» | 1 | Комбинированный | Произведения о детях и для детей. Восприятие и понимание их переживаний. Герои произведения | Уметь: подтверждать свою точку зрения строчками из текста; анализировать, какое чувство вызывает у героя сочетание золотой осени и наступающей зимы; читать, соблюдая знаки препинания; объяснять крылатые выражения | Отвечать на вопросы | С. 37-39,41-43 отв. на вопр., чит выр | |||
35 | Борис Пастернак «Опять весна» Выражение внутреннего мира автора через изображение окружающего мира. | 1 | Комбинированный | Различение жанров литературных произведений | Знать понятия «ритм», «звукопись», «повторы слов», «строфа». Уметь: находить и перечитывать первую строфу; выделять средства художественной выразительности (ритм, звукопись, повторы слов) | Выразительное чтение | С.39-40 выр.чит | |||
36 | Сергей Козлов «Лисичка» | 1 | Комбинированный | Сходство двух текстов не на уровне сюжета, а на уровне главной мысли произведения | Уметь: объяснять название рассказа; цитировать строчки произведения; находить в тексте ответы на вопросы; сравнивать сказку С. Козлова «Лисичка» и рассказ И. Пивоваровой «Мы пошли в театр»; определять, как воздействует красота на героев данных произведений | Вырази- тельное чтение | Хр., с. 153-155 выр.чит | |||
37 | Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | 1 | Комбинированный | Связь названия с темой текста, мысль текста | Уметь: анализировать содержание текста; объяснять прозвище героя; высказывать свое отношение к героям; определять жанр произведения | Отвечать на вопросы | С. 44-54отв. на вопр. | |||
38 | Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | 1 | Комбинированный | Пересказ по плану | С. 44-54 пересказ | |||||
39 | Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | 1 | Комбинированный | Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания | Уметь: давать характеристику героям произведения; пользоваться библиотекой; выразительно читать текст; пересказывать по плану | Отвечать на вопросы | С.63-70 отв.на вопр | |||
40 | Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький принц» Философское содержание сказочной повести. | 1 | Комбинированный | Произведения о детях. Герои произведения | Уметь: объяснять выделенные в тексте слова; ориентироваться в тексте; подтверждать, что автор использует приемы олицетворения, сравнения и повтора, чтобы описание было выразительным; давать характеристику цветка | Вырази- тельное чтение | С. 70-75выр чит, отв . на вопр | |||
41 | Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький принц» Раскрытие авторского отношения к героям и событиям. | 1 | Комбинированный | Герой произведения. Эмоционально- нравственные переживания героев и автора произведения | Уметь: объяснять, что такое «настоящее богатство»; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; выразительно читать; пересказывать текст по плану | Вырази- тельное чтение | С. 75-81 отв.на вопр | |||
42 | Константин Паустовский «Теплый хлеб» | 1 | Комбинированный | Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам | Уметь: пользоваться толковым словарем; определять историческое время, описываемое в рассказе; объяснять поступки героев; находить в тексте описание метели; отвечать на вопросы по содержанию текста; выделять основную мысль | Отвечать на вопросы | 4stupeni.ru Презентация | С. 156- 162выр.чит | ||
43 | К. Паустовский «Теплый хлеб».
| 1 | Комбинированный | Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: доказывать снос мнение; объяснять название произведения; определять, если в названии произведения переносный смысл; выделять в рассказе реальные события; называть главную мысль произведения; работать с иллюстрацией; сравнивать портреты двух людей; анализировать музыкальные произведения | Вырази- тельное чтение | С. 171 176 выр.чит | |||
44 | К. Паустовский «Теплый хлеб». | 1 | Комбинированный | Пересказ по плану | С.156-176 пе ресказ по плану | |||||
45 | Мария Вайсман «Шмыгимышь». Жанровые особенности рассказа. | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: пользоваться библиотекой; анализировать поведение героев; объяснять свою точку зрения; работать с толковым словарем; сравнивать живописные работы П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунка «Крик», М. Шагала «День рождения» | Выразительное чтение | С. 90-100 устное сочинение | |||
46 | Особый язык художников и поэтов: П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунк «Крик», М. Шагал «День рождения», | 1 | Комбиниро-ванный | Устное сочинение -описание | С. 90-100 устное сочинение | |||||
47 | А. Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни такие...». Картина мира, создаваемая поэтом. | 1 | Комбинированный | Связь названия с темой текста, мысль текста. Герои произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: сравнивать стихотворные произведения; цитировать произведения; анализировать живописные произведения | Выр.чтение | С.104-107 выр.чит | |||
48 | А.Кушнер «Сирень». Выразительные средства авторской поэзии: приемы сравнения, звукописи. | 1 | Комбинированный | Эмоционально- нравственные переживания героев и автора произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: сравнивать литературное произведение Л. Кушнера «Сирень» и живописное произведение П. Кончаловского «Сирень»; доказывать свое мнение; находить и читать необходимые строфы; цитировать произведения | Чтение наизусть | С. 108 111 чит. выр | |||
49 | В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» | 1 | Комбинированный | Построение небольшого монологического высказывания | Уметь: выделять средства художественной выразительности; объяснять название стихотворения; выразительно читать | Выразительное чтение | С.112-114 выр.чит | |||
50 | Афанасий Фет «Это утро, радость эта...» | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие и понимание их переживаний | Уметь: выделять средства художественной выразительности; перечитывать стихотворение; находить необходимые строфы; цитировать | Выразительное чтение | С.115-118 выр.чит | |||
51 | Федор Тютчев «Как весел грохот летних бурь...» | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Знать понятие «рифма». Иметь представление о кольцевой и охватной рифме. Уметь: выразительно читать; определять рифму в стихотворении; выделять средства художественной выразительности | Выразительное чтение | С. 118-120 выр.чит | |||
52 | М. Лермонтов «Парус» | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Уметь: находить необходимые строфы; читать, соблюдая знаки препинания; подтверждать свою точку зрения | Чтение наизусть Вырази- тельное чтение | С.120-122 наизусть | |||
53 |
| 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. | Уметь: работать с толковым словарем; сравнивать литературное произведение и произведение живописи; выделять средства художественной выразительности | С. 122- 124 выр.чит | ||||
54 | Самуил Маршак «Как поработала зима!» Выражение внутреннего мира автора через изображение окружающего мира. | 1 | Комбинированный | Произведения классиков детской литературы. Произведения для детей | Знать понятие «рифма». Иметь представление о парной рифме, о перекрестной рифме, охватной рифме. Уметь: выделять рифму; определять тип рифмы; выразительно читать стихотворные произведения | Вырази- тельное чтение | С.125- 127 выр.чит | |||
55 | А. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки): «В тот год осенняя погода», « | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Чтение наизусть | www.ukoz.ru | С.128- 130 наизусть | |||
56 | Алексей Пантелеев «Главный инженер» | 1 | Комбинированный | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | Уметь: анализировать содержание литературного произведения; сравнивать жизнь детей до войны и во время войны; анализировать поступки героев | Выразительное чтение | С.130-139 выр.чит | |||
57 | Алексей Пантелеев «Главный инженер». | 1 | Комбинированный | Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: работать с иллюстрациями; анализировать средства художественной выразительности; делить текст на смысловые части; пересказывать произведение; определять жанр произведения | Вырази- тельное чтение | С.140- 146 отв.на вопр | |||
58 | Алексей Пантелеев «Главный инженер». Прием контраста. | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: анализировать произведения живописи; доказывать свое мнение; выбирать приемы и средства художественной выразительности | Пересказ текста по плану | Презентация www.festival.1september.ru | С.147- 150 пересказ | ||
59 | Анна Ахматова «Памяти друга» Тема и основная мысль произведения. | 1 | Комбинированный | Герои произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события | Знать понятие «контраст». Иметь представление о том, что контраст бывает цветовой и звуковой. Уметь: работать с толковым словарем; подтверждать строками из текста; описывать пейзаж; определять главного героя стихотворения; выделять средство художественной выразительности - контраст | Чтение Наизусть, выр.чтение | С 151— 152 выр.чит | |||
60 | Н.Рыленков «К Родине» | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Уметь: работать с толковым словарем; подтверждать строками из текста; описывать пейзаж; определять главного героя стихотворения | Чтение наизусть | С.152-153 наизусть | |||
61 | Николай Рубцов «Доволен я буквально всем!». Выразительность художественного языка. Деление текста на смысловые части. | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: делить стихотворный текст на смысловые части; цитировать строки; анализировать точку зрения героя; анализировать музыкальное произведение | Чтение наизусть | Слушаем музыку С. Рахманинова «Концерт № 2, Сочинение 18 | С.154— 155 выр.чит | ||
62 | Дмитрий Кедрин «Все мне мерещится поле с гречихою...». | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: определять главную мысль стихотворения; анализировать переживания героя; анализировать произведение живописи; определять главного героя стихотворения | Вырази- тельное чтение | С.156- 159 выр.чит | |||
63 | Итоговое тестирование за курс 4 класса. | 1 | Контроль знаний | Тестовая работа | Знать содержание произведений ,уметь вспоминать главные события ,характеристику главных героев. | Тестовая работа | тесты | |||
64 | Древнегреческий гимн природе. Государственный гимн Российской Федерации | 1 | Комбинированный | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Знать, что гимн - это древний вид стихотворного текста, адресованный силе, от которой люди чувствуют зависимость. Уметь: сравнивать современную фотографию с видом Спасской башни и репродукцию картины Бориса Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот»; сравнивать два гимна: древнегреческий и современный российский; определять, кому обращен каждый гимн; сравнивать первые строфы в обоих гимнах; сравнивать содержание последних строк; объяснять значение выделенных слов | Выразительное чтение | С.159-162 гимн наизусть | |||
65 | А. Пушкин «Везувий зев открыл – дым хлынул клубом...» | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Уметь: объяснять строки литературного произведения; определять, какой рифмой связаны первые две строчки стихотворения; рассказывать о творчестве А.Пушкина | Чтение наизусть | С.167- 169 выр.чит | |||
66 | Путешествие в Казань. В мастерской художника | 1 | Комбинированный | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях) | Уметь рассказывать о творчестве художника | Выразительное чтение | Хр., с. 177-182 отв.на вопр | |||
67 | Олимпиада «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее» | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие внутреннего мира героя | Знать выдающихся представителей русской литературы, классикой детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы | Отвечать на вопросы проверочная работа. | С. 170-176 отв. на вопр | |||
68 | Итоговое заседание клуба «Ключ и заря» Рекомендации на лето по литературному чтению. | 1 | Обобщение | Понимание основного содержания услышанного произведения | Уметь писать письмо в клуб «Ключ и заря» | Отвечать на вопросы | Взять книги на лето в библиотеке |
Предварительный просмотр:
Приложение
Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению
Итоговое тестирование за курс 4 класса
(Вариант для учащихся)
Дата: 6.05.14
Задание:
Прочитай вопрос ,выбери правильный ответ (ответы):
Задание: | Правильные ответы: | ||||||
1 | Что такое былина? песня-сказание об исторических событиях Древней Руси произведение с элементами вымысла и фантастики произведение, написанное стихами | 1б.-за правильный ответ: песня-сказание об исторических событиях Древней Руси | |||||
2 | Чего нет в былине, в отличие от сказки? троекратные повторы точные географические названия волшебные предметы | 2б.По 1б.-за правильный ответ: троекратные повторы, волшебные предметы | |||||
3 | Кто не является героем русских былин? Илья Муромец Добрыня Никитич Емеля | 1б.-за правильный ответ: Емеля | |||||
4. | Соедини стрелками фамилии поэтов с названиями стихотворений, которые ими написаны Новелла Матвеева «Опять весна» Анна Ахматова «Перед весной бывают дни такие..» | 2б По 1б.-за верно составленную пару: Новелла Матвеева «В лощинах снег..»; Анна Ахматова «Перед весной бывают дни такие..» | |||||
5 | Отметь то, что относится к Петьке – герою рассказа Андреева Петьке 10 лет Петьке 11 лет Его мать барыня Петька жил у доктора Петька жил у парикмахера Его мать кухарка | 3б. По 1б.-за правильный ответ: Петьке 10 лет. Его мать кухарка. Петька жил у парикмахера | |||||
6 | Какой прием использует Андреев, показывая два мира жизни Петьки – в городе и на даче? метафора сравнение контраст | 1б.-за правильный ответ: контраст | |||||
7 | Кому в учение отдали Ваньку Жукова-героя рассказа А.Чехова? парикмахер сапожник кузнец | 1б.-за правильный ответ: сапожник | |||||
8 | Что обозначает выражение из рассказа А.Чехова «на деревню дедушке»? в дальнюю деревню, где живет дедушка в соседнюю деревню, где живет дедушка неизвестно куда и кому | 1б.-за правильный ответ: неизвестно куда и кому | |||||
9 | О чем рассказы Андреева, А.Чехова? о трудном детстве героев о жизни богатых людей об отдыхе на даче | 1б.-за правильный ответ: о трудном детстве героев | |||||
10 | Какие картины известных художников изображают трудную жизнь детей? В. Маковский «Свидание» Левитан «Весна. Большая вода» В. Перов «Тройка» | 2б. По 1б.-за правильный ответ: В. Маковский «Свидание», В. Перов «Тройка» | |||||
11 | Из скольких строк обязательно должно состоять хокку? две четыре три пять | 1б.-за правильный ответ: три | |||||
12 | Кто не является японским поэтом? Кобаяси Исса Редьярд Киплинг Тикараи Кикаку | 1б.-за правильный ответ: Редьярд Киплинг | |||||
13 | Что такое стихотворение? стихотворное произведение на историческую или героическую тему стихотворный рассказ нравоучительного характера поэтическое произведение в стихах, в котором есть ритм и рифма | 1б.-за правильный ответ: поэтическое произведение в стихах, в котором есть ритм и рифма | |||||
14 | Что такое ГИМН? торжественная песня народная песня колыбельная песня | 1б.-за правильный ответ: торжественная песня | |||||
15 |
|
| |||||
16 | Что такое ПОВЕСТЬ? литературное произведение, предназначенное для исполнения на сцене литературное повествовательное произведение по объему больше, чем рассказ литературное произведение, написанное стихами | 1б.-за правильный ответ: литературное повествовательное произведение по объему больше, чем рассказ | |||||
17 | Как называется описание природы в сказке С.Козлова: «Еще совсем немного – и загорятся звезды, и выплывет месяц и поплывет, покачиваясь, над тихими осенними полями»? натюрморт пейзаж портрет | 1б.-за правильный ответ: пейзаж | |||||
18 | Отметь пословицу, которая точно отражает основную мысль сказки С.Козлова «Если меня совсем нет» Долог день до вечера, коли делать нечего Одна пчела немного меду натаскает Дерево живет корнями, а человек друзьями. | 1б.-за правильный ответ: Дерево живет корнями, а человек друзьями. | |||||
19 | Кто автор стихотворения «Как поработала зима!»? Федор Тютчев Александр Пушкин Самуил Маршак | 1б.-за правильный ответ: Самуил Маршак | |||||
20 | Выбери название авторской сказки: «Крошечка-Ховрошечка» «Русалочка» «Марья –царевна» | 1б- за правильный ответ: «Русалочка" |
*Примечание: «5» -25-24 б.
«4» - 20-23б
«3» - 16-19б.
«2» - 15 б и менее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.
Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...
рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....
рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс
рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...