Рабочая программа по "Литературному чтению" 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме
Рабочая программа по "Литературному чтению". 3 Класс. "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ
3 КЛАССА
Программа включает:
1. Круг произведений для чтения.
2. Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом.
3. Обогащение и развитие опыта творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности.
КРУГ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
В круг чтения для 3 класса входят произведения, представляющие все основные области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классическая и современная литература.
В разделы включены произведения из золотого фонда детской литературы. Значительное место занимают произведения современных писателей.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ
Развитие навыка чтения:
развитие навыка правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки приемов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного;
обучение приемам чтения про себя на небольших текстах с постепенным увеличением объема и количества текстов, прочитанных этим способом; углубленное понимание прочитанного (от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли произведения);
развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя;
развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте.
Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфоэпически правильного чтения:
ориентация детей на то, что чтение вслух — это чтение для слушателей, а чтение про себя — это чтение для себя; обучение приемам выразительной речи и чтения;
совершенствование звуковой культуры речи: развитие четкой дикции на основе специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата, для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных и согласных звуков в словах и фразах;
произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков;
обучение орфоэпически правильному произношению слов при чтении; развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста; выработка умения убыстрять и замедлять темп речи и чтения, умения увеличивать и уменьшать силу голоса (от громкой речи до шепота и, наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания;
обучение чтению художественных произведений по ролям; драматизация произведений;
следование правилам подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность; осмыслить исполнительскую задачу; развитие умения планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания.
Требования к уровню сформированности навыка чтения:
правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами; соотнесение интонации (темпа, логических ударений, пауз, тона чтения) с содержанием читаемого текста; темп чтения — 70—75 слов в минуту.
Выработка умений работы с текстом:
подробный, выборочный пересказ прочитанного с использованием иллюстраций к тексту и приема устного рисования;
установление последовательности событий в произведении и осмысление их взаимосвязей друг с другом; подкрепление правильного ответа на вопросы выборочным чтением;
самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного; определение с помощью учителя темы произведения и его смысла в целом;
составление плана прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя; словесное рисование картин к художественным текстам;
составление рассказов на основе наблюдений за жизнью школы, класса;
самостоятельное нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий;
сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей; оценка поступков героя (с помощью учителя);
внимание к языку художественных произведений, понимание образных выражений, используемых в текстах; ориентировка в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию, произведений, близких по тематике; самостоятельное выполнение учебных заданий к тексту
ОБОГАЩЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОПЫТА
ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
ОБОГАЩЕНИЕ ОПЫТА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
НА ОСНОВЕ НАБЛЮДЕНИЙ
Развитие творческих способностей школьников:
формирование способности воспринимать красоту природы, человека и предметного мира, потребности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру;
развитие умений сравнивать состояние природы в разное время года; видеть, открывать для себя многоцветие мира, многообразие форм и «настроений» природы, эмоционально отзываться на ее красоту; формирование у детей собственного видения окружающего мира, умение находить необычное в обычных предметах;
накопление опыта живых впечатлений от общения с миром животных, за которыми ученики наблюдают в лесу, зоопарке, живом уголке; развитие умения подмечать позы, повадки, характерные движения животных в различных ситуациях; умение рассказывать об увиденном;
наблюдение за настроением человека в различных ситуациях;
коллективное слушание художественных произведений, созвучных эмоциональному настроению школьников в определенных ситуациях.
Развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира с помощью целенаправленных упражнений:
рассматривание и описание сходных и различных предметов (например, ромашки и календулы, мыши и льва); проведение соревнований, конкурсов на лучшее сравнение; игры типа «Волшебные превращения вещей», которые помогают «оживить» реальные предметы, явления (дети придумывают различные истории о предметах и явлениях окружающего мира и ведут рассказ от их имени); усложнение подобных заданий: рассказанную детьми историю переделать в смешную, веселую или грустную, печальную;
коллективное или индивидуальное создание своего варианта развития сюжета известных сказок,
рассказывание-импровизация на заданную тему;
развитие у детей интереса к услышанным рассказам, сочинениям, стимулирование творческой активности при их обсуждении.
Развитие умения выражать в слове свои впечатления, свое видение предмета, состояния природы и человека:
проведение игры «Найди меткое слово», активизирующей деятельность учеников в поисках подходящего слова для характеристики, описания предмета или героя прочитанной книги, коллективное сочинение различных историй;
устные и письменные рассказы детей на заданные темы.
ОБОГАЩЕНИЕ ОПЫТА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Развитие творческих способностей школьников:
развитие умения воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, при совместном обсуждении услышанного, при драматизации отрывков из произведений;
приобщение детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений; развитие поэтического слуха, наблюдение за звукописью, звукоподражанием;
размышление над содержанием произведений, умение выражать свое отношение к прочитанному; сравнение стихотворений разных поэтов, написанных на одну тему, и ряда стихотворных произведений одного и того же автора;
развитие умения чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношение автора к нему и к описываемым событиям;
развитие умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения;
воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на произведение, его художественные особенности.
АКТИВИЗАЦИЯ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОЛНОЦЕННО
ВОСПРИНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
НА ОСНОВЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие творческих способностей школьников:
развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, умения находить в тексте эпитеты, сравнения, метафоры, умения подбирать свой вариант сравнения и сопоставлять его с авторским, накапливание опыта восприятия и осмысления метафор, умение видеть и ценить их иносказательную выразительность;
развитие внимания детей к средствам художественной выразительности; заполнение пропусков в художественном описании предмета, сравнение получившегося описания с авторским; целенаправленное формирование умения воссоздавать адекватные представления во время чтения художественных текстов на основе сопоставления реального и образного описания предметов или явлений;
развитие умения воссоздавать художественные образы литературного произведения на основе оживления двух рядов представлений — реальных и образных; совмещения двух рядов представлений, благодаря чему происходит проникновение в авторское, образное видение мира; изменение отношения ребенка к окружающему миру в процессе формирования эстетического восприятия действительности;
формирование потребности в осмыслении позиции автора, особенностей образного видения им мира и нравственно-эстетической оценки описываемого;
сочинение собственных текстов разных жанров;
придумывание варианта развития сюжета известных сказок и рассказов, изменение и перестановка героев произведения, перенесение действия в необычную обстановку (в подводное царство, на Луну, Марс и т. д.);
упражнение школьников в составлении миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя (с помощью учителя);
развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по ее заглавию и началу;
развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства и музыки; коллективное, групповое и индивидуальное создание иллюстраций, диафильмов по прочитанным произведениям (рисование на пленке и показ через кодоскоп); озвучивание созданных диафильмов музыкальными произведениями;
рисование портретов литературных героев, подбор к созданным описаниям музыкальных произведений;
сопоставление и эмоционально-эстетическая оценка способов изображения художественного образа в различных видах искусства (словесном, музыкальном, изобразительном);
коллективная драматизация художественных произведений; введение игровых ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя; изменение позиций учеников, выступающих в роли слушателя, исполнителя и создателя художественного текста;
коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников.
Первоначальное накопление опыта работы с литературоведческими терминами:
формирование умения узнавать и различать жанры литературных и фольклорных произведений;
ознакомление детей с некоторыми особенностями мифа;
наблюдение за ритмичностью стихотворной речи, изобразительностью и выразительностью слова в художественном тексте.
В зависимости от подготовки детей учитель может постепенно вводить термины: сравнение, эпитет, метафора, олицетворение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/17/picture-15522.jpg)
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/27/picture-473341-1409157422.jpg)
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-498934-1413352828.jpg)
Рабочая программа политературному чтению 3 класс УМК "Школа 2100" с требованиями по ФГОС
Действительно качественная программа по предмету. Количество часов соответствует реальным учебным неделям. Программа прошла проверку во время аттестации школы....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/17/picture-1049868-1534484696.jpg)
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/10/picture-1313740-1612952343.jpg)
Рабочая программа политературному чтению 2 класс 21 век
Рабочая программа политературному чтению 2 класс 21 век...