Открытый урок М.М. Пришвин "Выскочка"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Гарина Оксана Ивановна

Урок литературного чтения проводился в 4 «в» классе по образовательной системе «Школа России»

Урок проводился по теме М.М. Пришвина  «Выскочка». Это третий  урок в разделе «Природа и мы».

  Цель урока: познакомить учащихся с произведением М.М Пришвина

                      « Выскочка» и раскрыть смысл рассказа.                

  Задачи: 1. Расширить знания детей о творчестве М.М.Пришвина.

                 2. Учить определять главную мысль  рассказа,

                  находить в тексте описание  внешнего вида героев,     

                их переживаний, анализировать  поступки и характер героев.

               3. Отрабатывать навык беглого выразительного чтения, повышать

               уровень начитанности.

               4. Развивать память, речь, мышление.

               5. Воспитывать любовь к природе, Родине.

 

Тип урока: обучения чтению нового текста. Он включает в себя следующие этапы:

  1. Работа с текстом до чтения.
  2. Работа с текстом во время чтения.
  3. Работа с текстом после чтения.

     Работа на уроке соответствовала технологии формирования у детей типа правильной читательской деятельности.

 Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся и развитие интереса к чтению.

 

       «Работа с текстом до чтения» включала в себя: актуализацию знаний, постановку темы, целей урока, а так же такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т. е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по фамилии автора, заглавию.

Уточнение по ключевым словам своих предположений  о теме произведения, героях, развитии  действия.

Речевая разминка, приём «дешифратор» позволили включить всех в деловой ритм урока, обеспечить необходимую мотивацию.

УУД:

  •  Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • 1) Учиться высказывать свое предположение по заглавию и ключевым словам.
  • Оформлять свои мысли в устной и форме;
  • 1) Слушать и понимать речь других
  • 4) формируем умение работать в паре.

 

 

На этапе «работа с текстом во время чтения» были использованы разные виды чтения:

первичное чтение – учителем и учащимися с целью проверки своих предположений

 вторичное чтение « по цепочке» и чтение про себя, выборочное чтение.

Перед чтением ставились проблемный вопросы, тест.

 По ходу чтения задавались уточняющие вопросы на понимание.

УУД:

  • Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • Высказывать свое отношение к героям и их поступкам.
  • Ориентироваться в учебнике;
  • Находить ответы на вопросы в тексте.
  • Выразительно читать  текст;
  • Формируем умение извлекать информацию из  иллюстрации, текста;
  •  Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
  • 2) Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

 

 

На этапе работы с текстом после чтения»

  • Проблемный вопрос к тексту в целом
  • Понимание авторского замысла.
  • Создание модели описании.
  •  Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.
  1. Творческое задание, опиралось  на осмысление содержания пословиц
  •  

УУД:

  • 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
  • Высказывать свое отношение к героям и  к их поступкам.
  •  Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
  • 2) Формируем умение представлять информацию в виде схемы (модели)
  • 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
  • 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

Рефлексия показала, что урок детям понравился.

На мой взгляд, урок поставленных целей достиг.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta.docx35.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературного  чтения в 4 «В» классе МБОУ «Школа №17», учитель Гарина О.И.

Тема: М. М. Пришвин «Выскочка»

Цель: знакомство  с произведением М.М Пришвина « Выскочка»

  Образовательные задачи  (предметные результаты) :  

  1. Расширить знания детей о творчестве М. М. Пришвина.
  2. Познакомить с рассказом М.М. Пришвина «Выскочка»

 3. Учить прогнозировать содержание текста до чтения, определять главную мысль  рассказа, находить в тексте описание  внешнего вида героев,  их переживаний, анализировать  поступки и характер героев.

4.Отрабатывать навык беглого выразительного чтения, повышать уровень начитанности.

Развивающие задачи (метапредметные результаты):

  1.формировать умение контролировать свои учебные действия в соответствии с поставленными задачами;

  2. Развивать память, речь, мышление.

Воспитательные задачи (личностные результаты):

  1. Воспитывать любовь к природе, Родине.
  2. Формировать умения осознавать и определять эмоции героев произведения, сочувствовать и сопереживать;
  3. Развивать умение высказывать свое отношение к происходящему, выражать свои эмоции.

Оборудование:

•        Техническая оснащенность: компьютер; проектор.

•        Демонстрационный материал: толковые словари.

•        Индивидуальные наглядные пособия: карточки для самостоятельной работы.

               

               

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

I.Работа с текстом до чтения

II этап. Работа с текстом во время чтения

III.

Работа с текстом после чтения

1. Оргмомент

II.Актуализация знаний.

III. Работа с текстом  до чтения

Прием «Дешифра-

тор»

- Прием “Предполо

жение”.

IV. Первичное чтение

V.Вопросы на первичное восприятие

VI. Физминутка

VII. Вторичное чтение

Прием «Диалог с автором»

 VIII.Тест напечатан на карточках.

IX.

Выборочное чтение:

X. Работа с послови-

цами.

XI. Итог урока

XII. Рефлексия.

XIII.

Домашнее задание:

-Здравствуйте, уважаемые гости нашего урока!

   Ребята повернитесь и поздоровайтесь

с гостями.

Встаньте ровно, закройте глаза.

Повторяйте за мной.

«Я в любимой школе.

У нас урок литературного чтения.

Я учусь и радуюсь этому.

Я готов к уроку»

- Ребята,  с  произведениями какого  раздела мы познакомились на прошлом уроке?                                                                                          

                                                                                                         

   -Природа говорит с нами на особом языке, и понять её могут только те, кто знает законы этого удивительного мира и умеет наблюдать за жизнью вокруг себя.

   Писатель, с творчеством которого мы продолжаем знакомиться, прекрасно понимал этот язык и хотел, чтобы его научились понимать и вы, читатели его книг.

- Прочтите  внимательно слова: (слайд 2)

 

- Как вы понимаете смысл этих слов?

 

-Эти слова принадлежат писателю М.М. Пришвину.

- Посмотрите внимательно на портрет писателя,                           (Слайд 3)

что вы можете сказать об этом человеке?

- А более подробный рассказ о замечательном человеке, писателе,  авторе многих интересных произведений нам расскажет ……

                                                                                                (слайд 4,5,6,7)

-М.М. Пришвин был влюблён в свою Родину, её красоту, в леса, поля, реки и озёра, её птиц и зверей.

 Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.   Посмотрите на книги  Пришвина

Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием.

 А помогать совершать эти открытия будут произведения

М. Пришвина.

-Работая в парах, определите цель урока.

У вас на партах лежат листочки.

Прочитайте и выберите главное.

Итак сегодня на уроке…

1.Знакомиться           

-с учебником                                                         

-с автором литературного произведения         

-с новым произведением

2.Читать      

   и                       

-не понимать                                                                        

понимать прочитанное

3. Высказы-вать и доказывать        

недовольство                                                    

собственное мнение                                                                                               

пожелание     

  • Правильно. Мы будем учиться понимать образный язык художественного произведения, отстаивать свою точку зрения и выясним основной смысл этого произведения.

А в помощь возьмём внимание, сосредоточенность, дружелюбие.

- Название произведения М.М. Пришвина, с которым мы будем сегодня знакомиться на уроке, записано в виде набора цифр, каждая из которых обозначает номер буквы в алфавите.

- Отгадайте названия произведения?

 Произведение  М.М.  Пришвина,с  которым мы сегодня будем знакомиться называется «Выскочка».

По названию произведения предположите,

 о чём пойдёт  речь?

- Кого называют в народе выскочкой?

Обратимся  к Толковому словарю

  С.И. Ожегова

(сегодня со словарям работает 2 парта)

     (Слайд)

-Сейчас мы с вами проведём речевую разминку,

и вы сможете отгадать, кто будут главными героями  рассказа.

Повторяйте за мной:

гуау – гуау           – Испания

уаф – уаф         – Франция

уон – уон        - Япония

бау – бау        - Англия

гау – гау        - Вьетнам

гав – гав         - Россия

- Так, о каком же животном пойдет сегодня  речь?

- Так издают звуки лая  собаки в разных странах.

- А теперь прочтите скороговорку, которую видите на экране  про себя.

– Прочитайте так, чтобы все поняли, сколько было сорок?

– Выделите голосом, что же делали сороки?

- Так кто же будут главными героями нашего рассказа?  

- А сейчас кто-то хочет дополнить свои  предположения?

(слайд)

Словарная работа.

- В тексте вам встретятся новые, непонятные слова.    (слайд)

 Попробуем найти им объяснение.                                  

полено;

 сородичи

выводок

 

срам – подберите синонимы:

бдительность – подберите синонимы:

-Сейчас мы прочитаем рассказ  и ответим на вопрос: «Почему автор назвал его

 «Выскочка»?»    (учитель +уч-ся)

Учитель: Почему рассказ называется

 «Выскочка»?

Учитель:  Какой это рассказ, веселый или грустный?

 Учитель: Назовите героев этого рассказа.

Учитель: Кто из героев вам понравился больше всего? А почему?

 

Учитель: От чьего имени ведется рассказ?

 

 Учитель: Какова главная мысль рассказа?

 

-Оправдались ли ваши предположения, которые вы высказывали до начала работы с текстом?

-Молодцы, вы прекрасно отдохнули!

-Повторное чтение рассказа.    

(цепочкой, про себя)

-Читайте внимательно, вдумчиво, следите за чтением товарища, так как после чтения вам надо будет выполнить тест.

-Как вы понимаете крылатое выражение

 «в семье не без урода»

-Что означает выражение «поскакала дуром»?

- Возьмите тестовые карточки и ответьте

 на вопросы.

1. Какой породы была собака Вьюшка?

А) лайка       Б) овчарка

2. Откуда приехала Вьюшка?

А) с берегов р.Енисея      Б) с берегов р. Бии      

В) с берегов о.Байкал

3. Какую службу несла Вьюшка?

А) охотилась                     Б) сторожила            

 В) охраняла хозяина

4. От какого слова произошла кличка собаки?

А) «Бия»                            Б) «Байкал»                

В) «Виться»

-Проверка теста. На слайде ответы.

 Оцените себя.

-Кто слушал внимательно и ответил на все вопросы правильно?

-Молодцы!

-А кто сможет пойти и показать реку Бия?

1.Рассмотрите иллюстрацию.

Какой эпизод рассказа изобразил художник?

- Найдите в тексте отрывок, который соответствует иллюстрации и прочитайте

2.Найдите описание Вьюшки?     ( с. 92)

-Какое отношение автора к собаке? (

    3. Где в рассказе самый напряжённый момент (кульминация)?

 с. 94( со слов ...Только бы ещё одно мгновение..).

- Сравните выскочку в момент схватки и в конце рассказа.

- Какое чувство испытывала  Выскочка в конце рассказа: гордости или стыда?

Почему?

-Создадим модель описания наших главных героев?

-  Соотнесите слова нашим героям?

Вьюшка ….какая она?

Выскочка, что о ней можно сказать?

- Какое чувство вызывает бесхвостая сорока?

 

- Что такое сострадание?

.

- Как вы думаете, кому показывает сострадание автор? Почему?

   - Можно ли  сравнить поведение птицы с поведением человека?

   - Как относятся к выскочкам в обществе?

 -Какой вывод делает  М.М. Пришвин?

О чем предупреждает нас?

Прочтите пословицы

Поспешишь – людей насмешишь.

Что одному с трудом даётся, то коллективом легко берётся.

     Нет собаки – заведи друга.

     Без хозяина и дом сирота.

 Богатством ума не купишь.

- Какие пословицы подходят к рассказу?

- Можно ли это считать главной мыслью рассказа?

М .М. Пришвин говорил.

Я ведь, друзья мои, пишу о природе,

 сам же только  о людях и думаю»

 Прокомментируйте его слова,

 опираясь на текст.

   Было трудно…

   Сегодня на уроке я задумался……

   Меня удивило…

а) составить план и подготовить пересказ по плану;

б) подготовить рассказ о Выскочке;

«Природа

и мы».  

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы.

А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

(человек заботится о себе и о своей Родине).

(рассказ детей о писателе по портрету)  

Рассказ ученика (подготовленный)

                                             

Работа в парах

Знакомиться с новым произведением

Читать и понимать прочитанное

Высказывать и доказывать собственное мнение

Пожелание

Дети разгадывают название.

Ответы детей

Ответы детей

Выскочка- это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание

(В словаре зачитывает ребенок)

гуау – гуау          

уаф – уаф        

уон – уон        

бау – бау        

гау – гау        

гав – гав         

собаке

 Три сороки -тараторки

 Тараторили на горке.

(собака, сорока)

Предположения детей

– кусок распиленного бревна для растопки

– родственники.

– птенцы или детеныши млекопитающих, еще живущие с матерью;

стыд, позор;

внимательность, настороженность, наблюдательность, зоркость, чуткость;

Потому что одна сорока  решила выделится среди других.

Веселый.

Вьюшка, Выскочка и стая сорок.

( Дети высказывают свое мнение.)

От имени автора.

Не считать других глупее себя.

Да, оправдались.

Чтение по цепочке, про себя

Какой- то ни такой, как все

Бестолковый поступок

с любовью, нежностью, обращается ласково).

 

 ( самоуверенная, хитрая, с напором - шарик пестрый с головкой).

стыда

(над ней посмеялись даже сороки).

Веселая,

С заскоком,

 (сострадание)

Сострадание – это жалость, сочувствие к кому-нибудь

(Да, действительно, автору немного жаль сороку, потому что она осталась без хвоста.Сорока поплатилась хвостом за свою глупость).

(М.М. Пришвин обращает наше внимание на то, что если вести себя как выскочка, то можно пострадать).

Познаватель-

ные УУД

Формируем  умение извлекать информацию из текста, таблицы.

Коммуникативные УУД

1.Формируем умение слушать и понимать других;

2.Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3.Формирум умение оформлять свои мысли в устной форме.

4.Формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД

1.Умение сохранять учебную цель в ходе выполнения учебной задачи.

2.Умение высказывать своё предположе -

ние  по  заглавию ключевым  и

словам.

3.Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

Формируем умение слушать и понимать других;

Личностные УУД

Формируем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Здоровьесбере-жение

Регулятивные УУД

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Познаватель-

ные УУД

1.Формируем  умение извлекать информацию из иллюстрации, текста.

2. Формируем  умение на основе анализа объектов делать выводы.

3.Формируем  умение представлять информацию в виде схемы (модели)

Личностные УУД

1.Формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

2.Формируем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, отношение к героям и их поступкам.

3.Формируем  умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД

Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Регулятивные УУД

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки). Урок математики в 1 классе по теме:"Обобщение изученного". Султанова С.В.

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки).Урок математики в 1 классе  по теме: "Обобщение изученного". Султанова С.В....

3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока).

3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока )....