Открытый урок. Презентация М. Зощенко "Елка"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок предназначен для развития навыка выразительного чтения, познавательной активности учащихся, развития памяти, внимания, интеллектуальных и коммуникативных общеучебных умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: Изучение нового материала.
Тема: М. Зощенко «Ёлка».
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с новым произведением;
- отрабатывать навык выразительного чтения.
- Давать правильную характеристику героя на основе его намерений и поступков.
Развивающие:
- развивать навык выразительного чтения;
- развивать познавательную активность учащихся;
- развивать память, внимание, связную устную речь учащихся.
- развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения;
Воспитательные:
- воспитывать организованность, умение работать в парах;
- воспитывать нравственные качества ребёнка: честность, чувство ответственности за свои поступки и доброе отношение к людям.
- прививать интерес к предмету.
Планируемые результаты:
личностные: ; нравственно- этическая ориентация – способны к решению моральных проблем, выдвинутых в литературном произведении;
метапредметные: регулятивные – осуществляют контроль своих действий; коммуникативные – входят в коммуникативную игровую и учебную ситуацию; познавательные – выделяют события, видят их последовательность в произведении,
предметные: пересказывают содержание рассказа по вопросам учителя, реагируют на события произведения при слушании и чтении.
Образовательные ресурсы:
презентация.
Ход урока
1. Организационный момент (Слайд 1)
Учитель: сегодня на уроке присутствуют гости. Подарите им хорошее настроение.
2. Речевая разминка (Слайд 2)
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Потому что для страны
Люди умные нужны.
3. Определение темы и задач урока.
Учитель: по какому разделу мы работаем?
Дети: мы работаем по разделу «Страна детства»
Учитель: сегодня мы продолжим работу по этому разделу.
Учитель: прочитайте написанные названия произведений и их авторов.
В. Драгунский «Главные реки»
Б. Житков «Как я ловил человечков»
М. Зощенко «Ёлка» (Слайд 3)
Учитель: все ли произведения мы читали?
Дети: нет, мы не читали рассказ «Ёлка».
Учитель: значит, какая тема нашего урока?
Дети: тема нашего урока М. Зощенко «Ёлка»
(Слайд 4)
Учитель: Поставьте задачи к нашему уроку.
(Слайд 5)
4. Подготовка к первичному восприятию (Слайд 6)
- 1) Рассказ о М.М. Зощенко (1894–1958)
Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия и он высоко оценивает первые произведения писателя. Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения. Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей.
Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте 64 лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.
- 2) Словарно-лексическая работа (Слайд 7)
- Золотушный ребенок – больной ребенок
- Длинновязая – высокая
- Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара
- Церемониться – проявлять излишнюю мягкость, стеснение
5. Первичное восприятие текста
Чтение текста учителем.
6. Проверка первичного восприятия
Учитель:
– Понравился рассказ?
- Что особенно понравилось?
7. Физминутка (Слайд 8)
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе-хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге-ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
8. Повторное восприятие
Чтение рассказа детьми. Анализ содержания.
а) вопросы по тексту.
– Кто главные герои рассказа?
– Чем наряжали елку в то время? (Бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки, крымские яблочки)
– Как вы думаете, ребята, праздник получился весёлым?
– А рассказ получился весёлым?
– Почему весёлый и смешной рассказ создаёт немного грустное настроение?
б) сопоставление двух главных героев Лели и Миньки.
Работа в парах.
Охарактеризуйте Миньку. Дайте характеристику Леле.
в) выборочное чтение.
К рисунку на слайде найдите в тексте соответствующие слова.
- 1 рисунок – стр.60 (Слайд 9)
- 2 рисунок – стр.62 (Слайд 10)
- 3 рисунок – стр.64 (Слайд 11)
9. Выяснение главного смысла рассказа
а) Учитель: как вы считаете, правильно ли поступили родители?
Можно ли было избежать конфликта?
Учитель: Важно чтобы в семье было тепло и уют.
б) Работа с пословицами (Слайд 12)
- На что и клад, если в семье лад.
- Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены.
Учитель: Бывали у вас такие случаи в жизни, о которых стыдно вспоминать?
Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.
Учитель: В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения?
(И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)
– Чему учит этот рассказ?
10. Итог урока
Учитель: какие задачи ставились к уроку? (слайд 13)
11. Рефлексия
(Слайд 14)
Учитель:
А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными – красный цвет, если вы были артистичными – зеленый.
Пожалуйста, покажите свой выбор.
Вот какая нарядная елка у нас получилась. (Слайд 15)
12. Домашнее задание
Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку (слайд 16)
Итог.
Список использованной литературы:
Уроки литературного чтения: методическое пособие к учебнику «Родная речь, 4 класс, - М. :ВАКО, 2007.
Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок-презентация по чтению
Цель урока: знакомство с рассказами Н.И. Сладкова о природе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/08/picture-363019-1386486557.jpg)
Открытый урок. Презентация В. Осеева "Хорошее"
На слайдах помещены материалы домашнего задания, портрет В. Осеевой, задачи урока....
Технологическая карта открытого урока. Презентация
Тайное всегда становится явным...
Картины зимы в русской поэзии.Открытый урок. Презентация
Поэзия - это язык души...
Открытые уроки. Презентации к урокам.
Учебно-методические разработки по математике и русскому языку с презентациями....