Открытый урок. Презентация М. Зощенко "Елка"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Панфилова Татьяна Геннадьевна

Урок предназначен для развития навыка выразительного чтения, познавательной активности учащихся, развития памяти, внимания, интеллектуальных и коммуникативных общеучебных умений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл открытый урок21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: Изучение нового материала.

Тема:  М. Зощенко «Ёлка».

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с новым произведением;
  • отрабатывать навык выразительного чтения.
  • Давать правильную характеристику героя на основе его намерений и поступков.

Развивающие:

  • развивать навык выразительного чтения;
  • развивать познавательную активность учащихся;
  • развивать память, внимание, связную устную речь учащихся.
  • развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения;

Воспитательные:

  • воспитывать организованность, умение работать в парах;
  • воспитывать нравственные качества ребёнка: честность, чувство ответственности за свои поступки и доброе отношение к людям.
  • прививать интерес к предмету.

Планируемые результаты:

личностные: нравственно- этическая ориентация – способны к решению моральных проблем, выдвинутых в литературном произведении;

метапредметные: регулятивные – осуществляют контроль своих действий; коммуникативные – входят в коммуникативную игровую и учебную ситуацию; познавательные – выделяют события, видят их последовательность в произведении,

предметные: пересказывают содержание рассказа по вопросам учителя, реагируют на события произведения при слушании и чтении.

Образовательные ресурсы:

презентация.

Ход урока

1. Организационный момент (Слайд 1)

Учитель: сегодня на уроке присутствуют гости. Подарите им хорошее настроение.

2. Речевая разминка (Слайд 2)

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Потому что для страны

Люди умные нужны.

3. Определение темы и задач урока.

Учитель: по какому разделу мы работаем?

Дети: мы работаем по разделу «Страна детства»

Учитель: сегодня мы продолжим работу по этому разделу.

Учитель:  прочитайте написанные названия произведений и их авторов.

В. Драгунский «Главные реки»

Б. Житков «Как я ловил человечков»

М. Зощенко «Ёлка»  (Слайд 3)

Учитель:  все ли произведения мы читали?

Дети: нет, мы не читали рассказ «Ёлка».

Учитель:  значит, какая тема нашего урока?

Дети:  тема нашего урока М. Зощенко «Ёлка»

(Слайд 4)

Учитель: Поставьте задачи  к нашему уроку.

(Слайд 5)

4. Подготовка к первичному восприятию (Слайд 6)

- 1) Рассказ о М.М. Зощенко (1894–1958)

Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии  Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия и он высоко оценивает первые произведения писателя.  Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения.  Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей.

Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте  64 лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.

- 2) Словарно-лексическая работа (Слайд 7)

  • Золотушный ребенок – больной ребенок
  • Длинновязая – высокая
  • Пастилка  кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара
  • Церемониться – проявлять излишнюю мягкость, стеснение

5. Первичное восприятие текста

Чтение текста учителем.

6. Проверка первичного восприятия

Учитель:

– Понравился рассказ?

- Что особенно понравилось?

7. Физминутка (Слайд 8)

Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе-хе! Прогнули спинки, 
Посмотрели на ботинки.
Эге-ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!

8. Повторное восприятие

Чтение рассказа детьми. Анализ содержания.

а) вопросы по тексту.

– Кто главные герои рассказа?

– Чем наряжали елку в то время? (Бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки, крымские яблочки)

– Как вы думаете, ребята, праздник получился весёлым?

– А рассказ получился весёлым?

– Почему весёлый и смешной рассказ создаёт немного грустное настроение?

б)  сопоставление двух главных героев Лели и Миньки.

Работа в парах.

Охарактеризуйте Миньку. Дайте характеристику Леле.

в) выборочное чтение.

К рисунку на слайде найдите в тексте соответствующие слова.

  • 1 рисунок – стр.60 (Слайд 9)
  • 2 рисунок – стр.62 (Слайд 10)
  • 3 рисунок – стр.64 (Слайд 11)

9. Выяснение главного смысла рассказа

а) Учитель: как вы считаете, правильно ли поступили родители?

Можно ли было избежать конфликта?

Учитель: Важно чтобы в семье было тепло и уют.

б) Работа с пословицами (Слайд 12)

  1. На что и клад, если в семье лад.
  2. Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены.

Учитель: Бывали у вас такие случаи  в жизни, о которых стыдно вспоминать?

Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.

Учитель: В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения?

(И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)

– Чему учит этот рассказ?

10. Итог урока

Учитель: какие задачи ставились к уроку? (слайд 13)

11. Рефлексия

(Слайд 14) 

Учитель:

А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными – красный цвет, если вы были артистичными – зеленый.

Пожалуйста, покажите свой выбор.

Вот какая нарядная елка у нас получилась. (Слайд 15)

12. Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию  к понравившемуся отрывку (слайд 16)

Итог.

Спасибо за урок. (Слайд 17)

Список использованной литературы:

Уроки литературного чтения: методическое пособие к учебнику «Родная речь, 4 класс, - М. :ВАКО, 2007.

Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок-презентация по чтению

Цель урока: знакомство с рассказами Н.И. Сладкова о природе....

Открытый урок. Презентация В. Осеева "Хорошее"

На слайдах помещены материалы домашнего задания, портрет В. Осеевой, задачи урока....

Открытый урок (презентация)

Буквенные выражения...

Открытые уроки. Презентации к урокам.

Учебно-методические разработки по математике и русскому языку с презентациями....