урок чтения 2 класс "Филипок" урок 2
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Урок второй по теме "Филипок"
Цели:
1. Продолжить знакомство с новым произведением Л. Н. Толстого «Филипок»;
2. Учить понимать содержание рассказа, используя сюжетно – композиционную линию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Л. Н. Толстой «Филипок» (урок 2)
Цели:
- Продолжить знакомство с новым произведением Л. Н. Толстого «Филипок»;
- Учить понимать содержание рассказа, используя сюжетно – композиционную линию;
- Развивать логическое мышление, внимание, умение концентрироваться, умение работать в группах, прислушиваться к мнению товарища;
- Давать характеристику герою произведения, высказывать свои суждения по произведению, выражать эмоциональное отношение к прочитанному;
- Формировать читательскую деятельность;
- Увеличивать словарный запас учащихся;
- Развивать умение оценивать свою работу, рефлексировать.
Ход урока:
- Орг. Момент.
- Постановка целей урока.
О чем мы говорили с вами на прошлом уроке?
Сегодня мы продолжим работать над этим произведением.
Попробуем сформулировать тему урока.
Для того, чтобы поставить перед собой цели урока, я подготовила подсказки:
- Продолжим …
- Развивать …
- Воспитывать …
- Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке каждый из вас получил карточки с вопросами.
Послушаем, как ребята смогли подготовить полные развернутые ответы.
(выслушиваются ответы детей)
1 вариант.
1. Автор
2. Жанр, название
3. Тема, о чём произведение
4. Назвать главных героев
2 вариант
1. Охарактеризовать героев
2. Чему научил тебя этот текст
- Работа по теме урока.
- Характеристика главного героя.
Какая у Филипка была цель? (Хорошая, благородная – учиться, получать знания).
Так каков же Филипок? (Филипок – самостоятельный, настойчивый, смелый, он уже имеет характер, он может добиться своей цели).
Что больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в детстве, как у Филипка).
- Составление сюжетной линии.
На уроках русского языка в начале учебного года мы с вами изучали части текста. Какие же части текста вы помните? (вступление, основная часть, концовка).
Сегодня мы будем изучать основные части текста более глубоко. Посмотрите на эту схематичную линию:
В________З_________К _______________Р__________З
На этой линии изображены как раз основные части текста:
В – вступление
З – завязка
К – кульминация
Р – развязка
З - заключение
Такую линию в литературе называют сюжетной.
Назовите уже знакомые вам понятия. Назовите незнакомые понятия.
Вступление - предварительная часть, введение, предисловие.
Завязка - одна из начальных стадий в развитии сюжета произведения. В З. создаются («завязываются») те моменты, к-рые будут развиваться в произведении.
Кульминация - в литературном произведении: самый напряженный момент в развитии действия, момент наивысшего подъема, напряжения в развитии чего-либо.
Развязка - конец, завершение каких-нибудь событий; заключительная часть литературного произведения.
Заключение - заключительная часть художественного произведения, знакомящая с дальнейшей участью героев, концовка, эпилог.
Давайте построим сюжетную линию данного произведения.
Работаем в учебниках с карандашом, отмечаем основные части сюжетной линии.
- Итак, вступление.
С чего начинается рассказ?
Прочитайте вступление. (скучно дома)
- Завязка.
Как начинаются или завязываются события в рассказе? Что решает Филиппок? (Филиппок отправляется в школу)
Что приключилось с мальчиком по дороге? Найдите и прочитайте об этом в рассказе. (Знакомая дорога) (Опасная часть дороги в школу)
Что произошло потом? (Малыш пришёл в школу и испугался) (Раздумья на пороге школы)
- Кульминация.
Найдите кульминационный момент произведения, где события достигли самого напряжённого, волнительного, переломного момента. (Встреча с учителем).
Эту часть рассказа мы прочитаем по ролям. Чьи слова нужно озвучить? (Автор, учитель)
- А какое чувство испытали бы вы, окажись на месте Филиппка?
- Как развивались события дальше?
(Филиппок заплакал, учитель пожалел его и разрешил остаться на уроке).
- Развязка.
Конец волнению. Всё обошлось. Филиппок на уроке. (Филиппок читает)
Как он начал складывать своё имя? Продолжим читать по ролям. Чьи слова озвучим? (Автор, учитель, ученик)
(«Ты погоди хвалиться»)
- Заключение.
Чем закончился рассказ? (Филиппок стал ходить в школу)
- Найдите и прочитайте заключение.
А теперь сравните все части. Что вы заметили?
Да, все части сюжетной линии разные по размеру и по содержанию.
Самая большая часть – это…, самые маленькие - …
- Составление плана. Подготовка к пересказу.
Работа в группах.
Теперь, имея перед собой схему сюжетной линии, попробуйте составить план и подготовиться к пересказу.
Каждой группе я даю отдельное задание по сложности.
1 группа (слабые ученики) получает тест:
Тест
1. Куда ушёл отец у Филиппка?
А) в лес;
Б) на подённую работу;
В) в поле.
2. С кем остался дома Филиппок?
А) с мамой;
Б) с бабушкой;
В) с братом.
3. Чью шапку надел мальчик?
А) брата;
Б) свою;
В) отцовскую.
4. Имя брата Филиппка.
А) Костюшка;
Б) Васютка;
В) Кирюшка.
5. Клички собак, напугавших мальчика.
А) Жучка;
Б) Волчок;
В) Юла.
6. Что сделал мальчик, когда подошел к школе?
А) Постучался и вошел;
Б) Стоял на месте;
В) Убежал домой.
7. Как учитель встретил Филипка?
А) Посадил за парту;
Б) Прогнал;
В) Погрозил пальцем.
2 группа получает деформированный план произведения. Задание: составить план и подготовиться к пересказу.
1 часть. Филиппок заскучал дома.
2 часть. Трудный путь в школу.
3 часть. Встреча с учителем.
4 часть. Филиппок читает.
5 часть. Филиппок стал ходить в школу.
3 группа (сильные ученики): самим составить план рассказа и подготовиться к пересказу.
- Пересказ текста.
- Подведение итогов урока.
Какой характер у героя? (решительный, смелый, шустрый)
Что думает о нём автор? (одобряет поступок Филиппка)
Что вам понравилось или не понравилось в герое?
Как вы думаете, как будет учиться Филипп дальше? Почему?
Как вы думаете, у Филиппка уж всё закончилось? (нет, учёба – это тяжёлый труд, но очень интересный).
Как можно было бы продолжить это произведение?
Какие черты характера вы хотели бы воспитывать в себе? Почему?
- Рефлексия.
Соберите пословицы.
Грамоте учиться всегда пригодится
Друзья познаются в беде
Век живи век учись
Худой мир лучше доброй ссоры.
Кто за Родину горой тот истинный герой.
Какая из этих пословиц подойдёт к нашему произведению.
Оцените свою работу на уроке.
Добились цели, которую поставили перед собой в начале урока?
- Домашнее задание.
- Подготовить пересказ текста.
- Придумать свою историю, похожую на эту.
- Придумать продолжение рассказа.
Восстановление деформированного плана
Филипок отправляется в школу
Скучно дома
Опасная часть дороги в школу
Знакомая дорога
Встреча с учителем
Раздумья на пороге школы
Филипок читает
«Ты погоди хвалиться…»
Тест
1. Куда ушёл отец у Филиппка?
А) в лес;
Б) на подённую работу;
В) в поле.
2. С кем остался дома Филиппок?
А) с мамой;
Б) с бабушкой;
В) с братом.
3. Чью шапку надел мальчик?
А) брата;
Б) свою;
В) отцовскую.
4. Имя брата Филиппка.
А) Костюшка;
Б) Васютка;
В) Кирюшка.
5. Клички собак, напугавших мальчика.
А) Жучка;
Б) Волчок;
В) Юла.
6. Что сделал мальчик, когда подошел к школе?
А) Постучался и вошел;
Б) Стоял на месте;
В) Убежал домой.
7. Как учитель встретил Филипка?
А) Посадил за парту;
Б) Прогнал;
В) Погрозил пальцем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности уроков чтения для быстрого и осмысленного чтения.
Направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литерат...
Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"
Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....
Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"
Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова, называют картинки. Во вступительной бес...
Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.
- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...
Презентация к уроку чтения в 1 классе по темеКонспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
Слайдовая презентация соответствует теме и содержанию урока...
Разработка урока по чтению "урок чтения 1 класс с буквой Ц"
урок чтения 1 класс с буквой Ц...
Презентация к уроку чтения по теме:Разделительные ъ и ь .(2 урок чтения в 1 классе по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.)
Презентация подготовлена для проведения второго урока по теме: Разделительные ъ и ь .( 1 класс по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.) .Обучающиеся выполняют задания и повторяют материал ...