рабочая программа по литературному чтению 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме
Рабочая программа создана на основе программы "Школа России". содержит в себе пояснительную записку и календарно- тематическое планирвание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p.lit_.cht_.2_kl.doc | 535 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г., входящей в УМК «Школа России» (Сборник рабочих программ «Школа России», 1- 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011).
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге. Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе. Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности.
4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: учебника Литературное чтение: 2 класс : учебник для общеобразов. учреждений (в двух частях) / Л. Ф Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова .- М: «Просвещение» 2012. Рабочей тетради «Литературное чтение» 1 класс (в 2 частях) для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, - М.: «Просвещение» 2013.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- работа в парах;
- работа в группах.
Общая характеристика курса
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Место литературного чтения в учебном плане.
На изучение литературного чтения с 1 по 4 класс отводится по 4 часа еженедельно. Изучение литературного чтения в 1 классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте», продолжительность которого зависит от уровня готовности класса, темпа обучения, профессиональной подготовки учителя и средств обучения, соответствующих программе. В этот период объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению, всего 9 часов в неделю. На обучение грамоте отводится 4 часа, на письмо — 4 часа и 1 час на литературное слушание. После периода обучения грамоте идет раздельное изучение литературного чтения и русского языка, которые входят в образовательную область «Филология».
Предмет «Литературное чтение» рассчитан на 448 часов. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 часов, во 2 – 4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). В авторскую программу изменения не внесены. Программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю) 34 рабочих недели. Согласно календарному учебному графику и расписанию – 136ч. Фактически планируется провести -135ч в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями (1.05) программа будет выполнена за счёт объединения следующих тем: «Проект «Мой любимый писатель – сказочник»» и « Обобщающий урок. Летнее задание» (23.05).
По плану -136ч, фактически -135ч.
Название раздела | Количество часов по программе | Количество часов по рабочей программе |
Вводный урок. Знакомство с учебником. | 1 ч | 1ч |
Самое великое чудо на свете | 4 ч | 4 ч |
Устное народное творчество | 15 ч | 15 ч |
Люблю природу русскую. Осень | 8 ч | 8 ч |
Русские писатели | 14 ч | 14 ч |
О братьях наших меньших | 12 ч | 12 ч |
Из детских журналов | 9 ч | 9ч |
Люблю природу русскую.Зима | 9 ч | 9 ч |
Писатели – детям | 17 ч | 17 ч |
Я и мои друзья | 10 ч | 10 ч |
Люблю природу русскую. Весна | 9 ч | 9ч |
И в шутку и всерьёз | 14 ч | 14 ч |
Литература зарубежных стран | 12 ч | 12 ч |
Итого 136 ч | Итого 136ч |
Количество часов для проведения контрольных работ: 4 часа
Количество часов для проведения проектов исследований: 4 часа
Ценностные ориентиры содержания.
Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).
Результаты освоения курса. Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Планируемые результаты 2 класс
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
- определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
- понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;
- находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
- читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);
- читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
- читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
- пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
- группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.
Ученик может научиться:
- понимать нравственные ценности и этику отношений в произведении, высказывать свое мнение о поступках героев;
- пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
- пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;
- постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
- различать стихотворный и прозаический тексты;
- определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;
- различать пословицы и загадки по темам;
- использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).
Ученик может научиться:
- осознавать нравственные и этические ценности произведения;
- выражать, свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
- уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
- понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;
- инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
- моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений;
- рассказывать сказки с присказками;
- создавать истории о героях произведений.
Ученик может научиться:
- делать иллюстрации к изученным произведениям;
- иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
- выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
- инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в конкурсах и литературных играх.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
- находить информацию о героях произведений;
- работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характеристики произведения, книги, героев;
- дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
Ученик может научиться:
- самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
- находить информацию о книге в ее аппарате;
- сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять, уточнять.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным,
учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Календарно – тематическое планирование
№п/п | Наименование раздела и темы | Количество часов | Плановые сроки прохождения | Основной вид учебной деятельности |
1 четверть – 36 часов
| ||||
1 | Знакомство с учебником «Литературное чтение». | 1 | 2.09 | Ориентироваться в учебнике; знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарем в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника. |
Самое великое чудо на свете (4 ч) | ||||
2 | Старинные и современные книги. | 1 | 3.09 | Прогнозирование содержания раздела. Планировать работу с произведением на уроке. Знать и называть элементы учебной книги, уметь их находить, быстро в них ориентироваться. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего, будущего. |
3 | Экскурсия в школьную библиотеку. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека». | 1 | 5.09 | Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки; иметь представление о библиотеке, иметь представление о её предназначении, типах библиотек; пользоваться алфавитным каталогом, подготовить сообщение о старинных книгах, участвовать в коллективном проекте. |
4 | Высказывание о книгах К.Ушинского, М. Горького, Л. Толстого. | 1 | 6.09 | Использовать названия элементов учебной книги, находить, быстро ориентироваться в них. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Размышлять над прочитанным. Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить общее и отличия |
5 | Напутствие читателю Р. Сефа. | 1 | 9.09 | Выразительное чтение напутствия; пересказ содержания научно – познавательных текстов; называть элементы учебной книги, уметь их находить, быстро в них ориентироваться. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. |
Устное народное творчество (15 ч) | ||||
6 | Устное народное творчество.
| 1 | 10.09 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке .Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Знать и называть малые фольклорные жанры, узнавать их, отличать друг от друга. Определять особенности жанра. Определять эмоциональную окрашенность произведения, передавать ее при чтении. |
7 | Русские народные песни. | 1 | 12.09 | Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Определять и называть малые фольклорные жанры, узнавать их, отличать друг от друга. Определять особенности жанра. Определять эмоциональную окрашенность произведения, передавать ее при чтении. |
8 | Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. .
| 1 | 13.09 | Определять и называть малые фольклорные жанры, узнавать их, отличать друг от друга. Определять особенности жанра. Определять эмоциональную окрашенность произведения, передавать ее при чтении. Объяснять значение слов, встречающихся в тексте. |
9 | Скороговорки, считалки и небылицы - малые жанры устного народного творчества. Ритм.
| 1 | 16.09 | Знать и называть малые фольклорные жанры – считалки и небылицы, скороговорки; узнавать их, отличать друг от друга, сравнивать . Определять особенности жанра. Определять эмоциональную окрашенность произведения, передавать ее при чтении. |
10 | Загадки, пословицы и поговорки— малые жанры устного народного творчества. | 1 | 17.09 | Знать и называть малые фольклорные жанры - загадки, узнавать их, распределять по тематическим группам. Определять особенности жанра. Определять эмоциональную окрашенность произведения, передаватьее при чтении. |
11 | Русские народные сказки. Ю.Коваль «Сказки» Ю.Мориц «Сказка по лесу идет..». | 1 | 19.09 | Знать признаки сказки, отличать по этим признакам сказку от других жанров устного народного творчества; знать классификацию сказок (бытовые, волшебные, о животных), уметь их отличать друг от друга. Рассказывать о персонаже по предложенному плану. |
12 | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». | 1 | 20.09 | Знать признаки сказки, отличать по этим признакам сказку от других жанров устного народного творчества; знать классификацию сказок (бытовые, волшебные, о животных), уметь их отличать друг от друга. Рассказывать о персонаже по предложенному плану. |
13 | Русская народная сказка «У страха глаза велики». | 1 | 23.09 | Знать признаки сказки, отличать по этим признакам сказку от других жанров устного народного творчества; знать классификацию сказок (бытовые, волшебные, о животных), уметь их отличать друг от друга. Рассказывать о персонаже по предложенному плану. |
14 | Русская народная сказка «Лиса и тетерев». | 1 | 24.09 | Использование приема звукописи при создании кумулятивной сказки. Знать признаки сказки, отличать по этим признакам сказку от других жанров устного народного творчества; Знать классификацию сказок (бытовые, волшебные, о животных), уметь их отличать Друг от друга. |
15 | Русская народная сказка «Лиса и журавль». | 1 | 26.09 | Знать признаки сказки, отличать по этим признакам сказку от других жанров устного народного творчества; знать классификацию сказок (бытовые, волшебные, о животных), уметь их отличать друг от друга. Рассказывать о персонаже по предложенному плану |
16 | Русская народная сказка «Каша из топора». | 1 | 27.09 | Знать признаки сказки, отличать по этим признакам сказку от других жанров устного народного творчества;знать классификацию сказок (бытовые, волшебные,о животных), уметь их отличать друг от друга; называть с опорой на схему элементы бытовой сказки. |
17 | Русская народная сказка «Гуси – лебеди». | 1 | 30.09 | Называть с опорой на схему элементы волшебной сказки. Рассказывать о персонаже по предложенному плану. Объяснять значение слов, встречающихся в тексте. Соотносить рисунок и содержание сказки, делать подписи под рисунками |
18 | Русская народная сказка «Гуси – лебеди . Отличие волшебных сказок. К/р №1 по теме «Устное народное творчество». | 1 | 1.10 | Называть с опорой на схему элементы волшебной сказки. Рассказывать о персонаже по предложенному плану. Объяснять значение слов, встречающихся в тексте. Соотносить рисунок и содержание сказки, делать подписи под рисунками |
19 | Разноцветные страницы. КВН по сказкам. | 1 | 3.10 | Называть с опорой на схему элементы волшебной сказки. Рассказывать о персонаже по предложенному плану. Объяснять значение слов, встречающихся в тексте. Соотносить рисунок и содержание сказки, делать подписи под рисунками. |
20 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | 4.10 | Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. |
Люблю природу русскую. Осень (8 ч) | ||||
21 | Картины осенней природы. Осенние загадки. | 1 | 7.10 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Соотнесение загадки и отгадки. Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте Находить средства художественной выразительности |
22 | Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальный», К.Бальмонт «Поспевает брусника». | 1 | 8.10 | Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, Представлять картины осенней природы. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности. |
23 | А. Плещеев «Осень наступила». А. Фет «Ласточки пропали». | 1 | 10.10 | Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Представлять картины осенней природы. Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. |
24 | «Осенние листья» - тема для поэтов. | 1 | 11.10 | Представлять картины осенней природы. Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности. |
25 | В. Берестов «Хитрые грибы». Грибы ( Из энциклопедии). | 1 | 14.10 | Сравнивать художественный и научно-популярный текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. |
26 | М. Пришвин «Осеннее утро». И.Бунин «Сегодня так светло кругом…».
| 1 | 15.10 | Сравнивать стихи разных поэтов; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор. Различать стихотворный и прозаический текст. Сравнивать их. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Находить средства художественной выразительности. |
27 | Разноцветные страницы. | 1 | 17.10 | Различать стихотворный и прозаический текст. Сравнивать их. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Находить средства художественной выразительности, подбирать свои собственные придуманные слова, создавать с помощью слова собственные картины. |
28 | Проверим себя и оценим свои достижения.
| 1 | 18.10 | Оценивать свой ответ. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения. |
Русские писатели (14 ч) | ||||
29 | А.С. Пушкин. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». | 1 | 21.10 | Знакомство с названием раздела. Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках. Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственного мнения. |
30 | А.С. Пушкин. «Вот север тучи нагоняя», «Зима!..». | 1 | 22.10 | Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Представлять картины природы. Слушать звуки. Переданные в лирическом тексте. Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения. Определять средства художественной выразительности. |
31 | А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 | 24.10 | Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события в сказках. |
32 | А.С.Пушкин .«Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика героев произведения. | 1 | 25.10 | Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события в сказках. Характеризовать героев сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; |
33 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказки. | 1 | 28.10 | Сравнивать авторские и народные сказки. Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты). |
34 | И.А. Крылов. Басня «Лебедь, Рак и Щука». | 1 | 29.10 | Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Отличать басню от стихотворения и рассказа. Знать особенности басенного текста. Соотносить пословицы и смысл басенного текста |
35 | И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей». | 1 | 31.10 | Отличать басню от стихотворения и рассказа. Знать особенности басенного текста. Соотносить пословицы и смысл басенного текста. Характеризовать героев басни с опорой на текст. |
36 | Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек».
| 1 | 1.11 | Пересказывать текст подробно, выборочно. Характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое. |
2 четверть | ||||
37 | Л.Н. Толстой «Филиппок». | 1 | 11.11 | Пересказывать текст подробно, выборочно. Характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое. |
38 | Л.Н. Толстой «Филиппок». Характеристика героя. | 1 | 12.11 | Характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое. |
39 | Л. Толстой «Правда всего дороже». | 1 | 14.11 | Пересказывать текст подробно, выборочно. Характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое. |
40 | Л. Толстой «Котёнок». | 1 | 15.11 | Пересказывать текст подробно, выборочно. Характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое. |
41 | Разноцветные страницы. | 1 | 18.11 | Находить авторские сравнения и подбирать свои . Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. |
42 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | 19.11 | Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок, самостоятельно оценивать свои достижения. |
О братьях наших меньших (12 ч) | ||||
43 | Н. Сладков «Они и мы». А. Шибаева «Кто кем становится». | 1 | 21.11 | Знакомство с названием раздела Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Выбирать виды деятельности на уроке. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. |
44 | Б. Заходер «Плачет киска в коридоре». И. Пивоваров «Жила-была собака». | 1 | 22.11 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением, Выбирать виды деятельности на уроке. |
45 | В. Берестов «Кошкин щенок».
| 1 | 25.11 | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Придумывать свои вопросы по содержанию. |
46 | М .Пришвин «Ребята и утята».
| 1 | 26.11 | Определять последовательность событий. Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. |
47 | М .Пришвин «Ребята и утята» .Нравственный смысл поступков. С. 132 - 135 | 1 | 28.11 | Определять героев произведения; характеризовать их. Выражать своё собственное отношение к героям, давать оценку их поступкам. |
48 | Е. Чарушин «Страшный рассказ». | 1 | 29.11 | Определять последовательность событий. Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. Определять героев произведения; характеризовать их. Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. |
49 | Б. Житков «Храбрый утёнок». | 1 | 2.12 | Определять последовательность событий. Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. Определять героев произведения; характеризовать их. Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. |
50 | В. Бианки «Музыкант». | 1 | 3.12 | Сравнивать сказки и рассказы о животных. Определять последовательность событий. Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. Определять героев произведения; характеризовать их. Выражать своё собственное отношение к героям, давать оценку их поступкам. |
51 | В. Бианки «Сова». | 1 | 5.12 | Воспринимать на слух прочитанное. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Сравнивать сказки и рассказы о животных. |
52 | В. Бианки «Сова». Характеристика героев. | 1 | 6.12 | Видеть красоту природы, изображённую в Художественных произведениях. Определять последовательность событий. Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. |
53 | Разноцветные страницы. | 1 | 9.12 | Видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях Сравнивать художественные и научно-познавательные тексты. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения. |
54 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | 10.12 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
Из детских журналов (9 ч) | ||||
55 | Из детских журналов. | 1 | 12.12 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Участвовать в работе пары и группы. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. Ориентироваться в журнале. |
56 | Д. Хармс «Игра». | 1 | 13.12 | Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Отличать журнал от книги. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. |
57 | Д. Хармс «Вы знаете?». | 1 | 16.12 | Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Участвовать в работе пары и группы. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. |
58 | Д. Хармс С. Маршак «Весёлые чижи». | 1 | 17.12 | Участвовать в работе пары и группы. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. |
59 | Д. Хармс «Что это было?», Н. Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог». | 1 | 19.12 | Участвовать в работе пары и группы. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. |
60 | Ю. Владимиров «Чудаки». К/Р №2 «О братьях наших меньших». (Из детских журналов). | 1 | 20.12 | Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Участвовать в работе пары и группы. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. |
61 | А. Введенский «Учёный Петя», «Лошадка». | 1 | 23.12 | Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Участвовать в работе пары и группы. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. |
62 | Разноцветные страницы Проект: «Мой любимый детский журнал». | 1 | 24.12 | Участвовать в работе пары и группы. Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»; распределять роли; находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой. |
63 | Проверим и оценим свои достижения. | 1 | 26.12 | Оценивать свои достижения. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок |
Люблю природу русскую. Зима (9 ч) | ||||
64 | Люблю природу русскую. Зима. Зимние загадки. | 1 | 27.12 | Прогнозировать содержание раздела. Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника. Соотносить загадки и отгадки. |
3 четверть | ||||
65 | И. Бунин. «Зимним холодом пахнуло», К. Бальмонт «Светло – пушистая снежинка..» | 1 | 10.01 | Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. Чувствовать ритм и мелодику стихотворений, читать стихи наизусть. |
66 | Я. Аким «Утром кот принёс на лапках», Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою Околдован лес стоит». | 1 | 13.01 | Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть. |
67 | С.Есенин «Поет зима – аукает..», «Белая береза». | 1 | 14.01 | Сравнивать произведения поэтов на одну тему. Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. Подбирать музыкальное сопровождение к текстам. |
68 | Русская народная сказка «Два мороза». | 1 | 16.01 | Понимать особенности были и сказочного текста. Воспринимать на слух художественный текст. Соотносить пословицы с главной мыслью произведения. |
69 | С. Михалков «Новогодняя быль». | 1 | 17.01 | Понимать особенности были и сказочного текста. Воспринимать на слух художественный текст. Соотносить пословицы с главной мыслью произведения. |
70 | А. Барто «Дело было в январе», С.Дрожжин «Улицей гуляет Дедушка Мороз». | 1 | 20.01 | Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Чувствовать ритм и мелодику стихотворения. Читать стихи наизусть. |
71 | Разноцветные страницы. | 1 | 21.01 | Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Чувствовать ритм и мелодику стихотворения. |
72 | Проверим и оценим свои достижения. | 1 | 23.01 | Оценивать свои достижения. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
Писатели детям (17 ч) | ||||
73 | Писатели – детям. К. Чуковский «Путаница». | 1 | 24.01 | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Определять смысл произведения. |
74 | К. Чуковский. «Радость». | 1 | 27.01 | Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Определять особенности юмористического произведения; |
75 | К. Чуковский «Федорино горе». | 1 | 28.01 | Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Определять особенности юмористического произведения. Характеризовать героя, используя слова-антонимы. Рассказать о героях, отражая собственное отношение к ним. |
76 | К. Чуковский «Федорино горе». Чтение по ролям. | 1 | 30.01 | Выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. Соотносить смысл пословиц с содержанием произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. |
77 | С.Я. Маршак «Кот и лодыри». | 1 | 31.01 | Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Определять особенности юмористического произведения. Характеризовать героя, используя слова-антонимы. Рассказать о героях, отражая собственное отношение к ним. |
78 | С.В.Михалков «Мой секрет», «Сила воли». | 1 | 3.02 | Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Определять особенности юмористического произведения. Характеризовать героя, используя слова-антонимы. Рассказать о героях, отражая собственное отношение к ним |
79 | С.В. Михалков «Мой щенок». | 1 | 4.02 | Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Определять особенности юмористического произведения. Характеризовать героя, используя слова-антонимы. Рассказать о героях, отражая собственное отношение к ним |
80 | А.Л. Барто «Верёвочка», «Мы не заметили жука». | 1 | 6.02 | Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Определять особенности юмористического произведения. Характеризовать героя, используя слова-антонимы. Рассказать о героях, отражая собственное отношение к ним |
81 | А. Барто «В школу», «Вовка – добрая душа». | 7.02 | Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Определять особенности юмористического произведения. Характеризовать героя, используя слова-антонимы. Рассказать о героях, отражая собственное отношение к ним | |
82 | Н.Н. Носов «Затейники». | 1 | 10.02 | Воспринимать на слух художественный текст. Определять смысл произведения. Определять особенности юмористического произведения. |
83 | Н.Н.Носов «Затейники». Составление плана текста. | 1 | 11.02 | Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. |
84 | Н.Н. Носов «Живая шляпа». | 1 | 13.02 | Воспринимать на слух художественный текст. Определять смысл произведения. Определять особенности юмористического произведения. |
85 | Н.Н. Носов «Живая шляпа». Подробный пересказ по плану. | 1 | 14.02 | Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать своё мнение. Читать тексты в паре. Выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. |
86 | Н.Н. Носов «На горке». | 1 | 17.02 | Воспринимать на слух художественный текст. Определять смысл произведения. Определять особенности юмористического произведения. Рассказать о героях, отражая собственное отношение к ним |
87 | Н.Н. Носов «На горке». Характеристика поступка героя. | 1 | 18.02 | Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. Характеризовать героя, используя слова-антонимы. Рассказать о героях, отражая собственное отношение к ним. |
88 | Разноцветные страницы. | 1 | 20.02 | Читать тексты в паре, организовать взаимоконтроль, оценивать своё чтение. |
89 | Проверим и оцени свои достижения. | 1 | 21.02 | Оценивать свои достижения. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок |
Я и мои друзья (10 ч) | ||||
90 | Я и мои друзья. В. Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты» Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду». | 1 | 24.02 | Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом чтения про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Воспринимать на слух художественное произведение. |
91 | В. Лунин «Я и Вовка». | 1 | 25.02 | Читать вслух с постепенным переходом чтения про себя. Объяснять нравственный смысл рассказов. Объяснять и понимать поступки героев. Выразительно читать по ролям |
92 | Н. Булгаков «Анна, не грусти!». | 1 | 27.02 | Воспринимать на слух художественное произведение. Определять последовательность событий в произведении. Объяснять нравственный смысл рассказов. Объяснять и понимать поступки героев. выразительно читать по ролям. |
93 | Ю. Ермолаев «Два пирожных». | 1 | 28.02 | Читать вслух с постепенным переходом чтения про себя; Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей. Объяснять нравственный смысл рассказов. Объяснять и понимать поступки героев. пересказывать по плану. |
94 | В. Осеева «Волшебное слово». | 1 | 3.03 | Воспринимать на слух художественное произведение. Определять последовательность событий в произведении. |
95 | В. Осеева «Волшебное слово». | 1 | 4.03 | Объяснять нравственный смысл рассказов. Объяснять и понимать поступки героев. Соотносить основную мысль рассказа с пословицей. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; Выразительно читать по ролям, пересказывать по плану. |
96 | В. Осеева «Хорошее». | 1 | 6.03 | Воспринимать на слух художественное произведение. Определять последовательность событий в произведении. Объяснять нравственный смысл рассказов. Объяснять и понимать поступки героев. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. |
97 | В. Осеева «Почему?». | 1 | 7.03 | Воспринимать на слух художественное произведение. Определять последовательность событий в произведении. Объяснять нравственный смысл рассказов. Объяснять и понимать поступки героев. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. |
98 | Разноцветные страницы. К/р №3 «Писатели –детям. Я и мои друзья». | 1 | 10.03 | Составлять короткий рассказ на предложенную тему. Объяснять и понимать поступки героев. |
99 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | 11.03 | Оценивать свои достижения. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок |
Люблю природу русскую. Весна (9 ч) | ||||
100 | Люблю природу русскую. Весна. Весенние загадки. | 1 | 13.03 | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения и загадки с выражением, передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения и силы голоса. Соотносить отгадки с загадками. |
101 | Ф.Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды». | 1 | 14.03 | Читать стихотворения с выражением. Представлять картины весенней природы. Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. |
102 | А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка». | 1 | 17.03 | Читать стихотворения с выражением. Представлять картины весенней природы. Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов. |
103 | А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот». | 1 | 18.03 | Читать стихотворения с выражением. Представлять картины весенней природы. Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов .Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. Оценивать свой ответ. |
104 | И. Бунин «Матери». А. Плещеев «В бурю». | 1 | 20.03 | Читать стихотворения с выражением. Представлять картины весенней природы. Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов .Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. Оценивать свой ответ. |
105 | Е. Благинина «Посидим в тишине». Э. Мошковская «Я маму мою обидел». | 1 | 21.03 | Читать стихотворения с выражением. Представлять картины весенней природы. Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов .Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. Оценивать свой ответ. |
4 четверть | ||||
106 | С. Васильев «Белая береза». | 1 | 31.03 | Читать стихотворения с выражением. Представлять картины весенней природы. Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов .Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. Оценивать свой ответ. |
107 | Разноцветные страницы Проект газеты «День Победы – 9 мая». | 1 | 1.04 | Читать стихотворения с выражением. Представлять картины весенней природы. Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов .Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. Оценивать свой ответ. |
108 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | .04 | Оценивать свои достижения. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок |
И в шутку и всерьёз (14 ч) | ||||
109 | И в шутку и всерьез. Б. Заходер «Товарищам детям», Что красивей всего?». | 1 | 4.04 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать виды работы с текстом. Читать вслух с постепенным переходом чтения про себя. |
110 | Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха». | 1 | 7.04 | Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. Анализировать заголовок произведения. |
111 | Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха». Инсценирование стихотворения. | 1 | 8.04 | Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. Анализировать заголовок произведения. Инсценирование стихотворения. |
112 | Э.Успенский «Чебурашка». | 1 | 10.04 | Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. Пересказывать весёлые рассказы. |
113 | Э.Успенский «Чебурашка». Пересказ текста на основе вопросов. | 1 | 11.04 | Пересказывать подробно на основе вопросов учебника. Придумывать собственные весёлые истории. Оценивать свой ответ. |
114 | Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память». | 1 | 14.04 | Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением |
115 | В. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка». | 1 | 15.04 | Планировать виды работы с текстом. Понимать особенности юмористического произведения. Анализировать заголовок произведения. Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением. |
116 | И. Токмакова «Плим», «В чудной стране». | 1 | 17.04 | Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. Анализировать заголовок произведения. |
117 | Г. Остер «Будем знакомы». | 1 | 18.04 | Понимать особенности юмористического произведения. Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. Анализировать заголовок произведения |
118 | Г. Остер «Будем знакомы». Особое отношение к героям юмористических рассказов. | 1 | 21.04 | Планировать виды работы с текстом. Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением. |
119 | В. Драгунский «Тайное становится явным». Итоговая комплексная работа | 1 | 22.04 | Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. Понимать особенности юмористического произведения Анализировать заголовок произведения. |
120 | В. Драгунский «Тайное становится явным». Пересказ текста на основе вопросов. | 1 | 24.04 | Пересказывать подробно на основе вопросов учебника. Придумывать собственные весёлые истории. Оценивать свой ответ. |
121 | Разноцветные страницы. | 1 | 25.04 | Инсценировать стихотворения и фрагменты рассказов. Пересказывать подробно на основе вопросов учебника. Придумывать собственные весёлые истории. Оценивать свой ответ. |
122 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | 28.04 | Оценивать свои достижения. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
Литература зарубежных стран (12 ч) | ||||
123 | Литература зарубежных стран. Американская народная песенка. | 1 | 29.0 4 | Прогнозировать содержание раздела. Выбирать книгу для самостоятельного чтения. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками; находить общее и различия. Объяснять значение незнакомых слов. |
124 | Английские народные песенки. | 1 | 2.05 | Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками; находить общее и различия. Объяснять значение незнакомых слов. |
125 | Французские, немецкие народные песенки. | 1 | 5.05 | Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками; находить общее и различия. Объяснять значение незнакомых слов. |
126 | Ш. Перро «Кот в сапогах». | 1 | 6.05 | Определять героев произведений. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия. Давать характеристику героев произведения |
127 | Ш. Перро «Кот в сапогах». Характеристика героев. | 1 | 8.05 | Составлять план сказки, определять последовательность событий. Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказках. |
128 | Ш.Перро «Красная шапочка». Сказка - пьеса | 1 | 12.05 | Воспринимать на слух художественное произведение. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия. Давать характеристику героев произведения. |
129 | Ш.Перро «Красная шапочка». Сравнение героев зарубежных и русских сказок. | 1 | 13.05 | Составлять план сказки, определять последовательность событий. Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказках. |
130 | Г. Андерсен «Принцесса на горошине». | 1 | 15.05 | Воспринимать на слух художественное произведение. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия. Давать характеристику героев произведения |
131 | Э. Хогарт «Мафин и паук». | 1 | 16.05 | Воспринимать на слух художественное произведение. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия. Давать характеристику героев произведения |
132 | Э. Хогарт «Мафин и паук». К/р№4 « Литература зарубежных стран» | 1 | 19.05 | Давать характеристику героям произведений. Придумывать окончание сказок. |
133 | Разноцветные страницы. | 1 | 20.05 | Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей. |
134 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | 22.05 | Оценивать свои достижения. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок |
135 | Проект «Мой любимый писатель – сказочник». | 1 | 23.05 | Участвовать в проектной деятельности. Создавать свои собственные проекты. Оценивать свой ответ. |
136 | Обобщающий урок. Летнее задание. | 1 | 23.05 объединить | Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеке. Составлять списки книг для чтения летом (с учителем). |
описание Материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Число | Примечание | |
по требованиям | фактически | |||
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||||
1 | Основная: 1. Климанова Л.Ф, Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011. 2. Климанова Л.Ф, .Горецкий В.Г, Голованова М.В,. Виноградская Л.А,.Бойкина М.В. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2ч. – М.: Просвещение, 2012. | Имеется в наличии | ||
Печатные пособия | ||||
2 3. 4. | Портреты писателей Комплект таблиц: 1.О тебе, моя Родина 2. Фольклор народов России 3.Малые жанры фольклора 4.Фольклор народов мира 5.Народные сказки 6.Русские народные волшебные сказки 7.Сказки народов России 8.Литературные сказки 9.Сказки писателей России 10.Сказки зарубежных писателей 11.Стихи о родной природе 12.О детях и для детей 13.О наших друзьях животных 14.О Родине и родной природе 15.Волшебный мир сказок 16.По страницам любимых книг Дидактический раздаточный материал к таблицам | Имеется в наличии 15 шт 15 шт. | ||
Технические средства обучения и оборудование кабинета | ||||
5 6 7 8 9. | Настенная доска Мультимедийный проектор Компьютер Экспозиционный экран Сканер | Имеется в наличии | ||
Экранно-звуковые пособия | ||||
10. | Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, [http://www.proshkolu.ru/user/UshakovaOU/file/754302/] http://school1884.ru/] соответствующие стандартам обучения (по возможности) | Имеется возможность поиска в сети Интернет | ||
Оборудование класса | ||||
11. 12. 13. | Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Стол компьютерный Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | 24 места 1 1 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...