Рекомендации по проверке у школьников навыков осмысленного чтения
учебно-методический материал по чтению (1 класс) по теме
Рекомендации по проверке у школьников навыков
осмысленного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_proverke_u_shkolnikov_navykov_osmyslennogo_chteniya.doc | 408 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
Рекомендации по проверке у школьников навыков
осмысленного чтения
Чтение является одним из рецептивных видов речевой деятельности и не исчерпывается только процессом перекодировки букв в звуки. Современное понимание чтения как одного из главных метапредметных навыков, без овладения которым немыслим процесс обучения, делает особенно актуальным вопрос о контроле результатов обучения чтению.
На сегодняшний день наряду с традиционными для отечественной школы методами отслеживания результатов обучения чтению существует инструментарий, разработанный для проведения различных международных сравнительных исследований в области грамотности чтения таких, как PIRLS и PISA.
В рамках этих исследований чтение понимается как «процесс декодирования смысла: умение находить в тексте скрытую или противоречивую информацию, связывать отдельные части текста, уметь за деталями видеть целое, воспринимать тонкости языка и смыслов, домысливать неявное, соотносить прочитанное с собственным опытом. В связи с этим методологический инструментарий герменевтики – науки о понимании смыслов текстов, исходя из их объективных и субъективных оснований, – должен стать одним из базовых в формировании культуры чтения и его развитии» (4, с. 15).
Анализ отечественных и зарубежных проектов, представленный в работах российских экспертов по чтению (Т.Г. Галактионова, Т.С. Жукова, Н.Н. Сметанникова, В.П. Чудинова и др.), позволяет выделить две главные тенденции в изменении традиционного взгляда на чтение:
- смещение акцентов с проблем овладения техникой чтения на проблемы развития способностей к интерпретации, рефлексии и трансформации содержания текста в содержание сознания и личного опыта читателя;
- переход к рассмотрению проблемы поддержки и развития чтения в контексте непрерывного образования (начинающегося до школы и продолжающегося в течение всей жизни в системе дополнительного образования).
Сегодня очевидно, что современной школе необходим мониторинг читательской грамотности на разных ступенях обучения не только в рамках международных исследований, но и в рамках различных мониторинговых исследований, организуемых на уровне региона, муниципалитета и просто школы. Такой мониторинг необходим, чтобы получить объективную картину овладения читательской грамотностью в образовательных учреждениях, выявить факторы, влияющие на качество овладения читательскими умениями и навыками, определить динамику показателей формирования читательской грамотности.
Особое внимание мониторингу развитию читательской грамотности школьников необходимо уделить на начальной ступени обучения, когда и формируются базовые навыки чтения (до 12 лет).
Таким образом, внутришкольный мониторинг читательской грамотности помог бы увидеть и восполнить существующие пробелы в формировании читательской компетентности учащихся.
Организации подобного мониторинга должен предшествовать период создания соответствующего инструментария, который, в свою очередь, должен базироваться на четком понимании того, что можно проверить на различных этапах овладения читательской грамотностью. Также инструментарий должен соответствовать возрастным особенностям школьника-читателя.
Мониторинг навыков чтения учащихся начальной ступени обучения (1-4 класс) и в период перехода ко второй ступени обучения (5 класс) должен состоять из двух этапов: проверки техники чтения и проверки навыков декодирования текстовой информации. Проверка техники чтения учащихся старшей школы (после 14-15 лет) не имеет под собой серьезной основы, так как механизмы чтения уже отработаны, поэтому внимание должно уделяться собственно развитию навыков декодирования текстовой информации, при одновременном усложнении самих текстов.
Исследования возрастных особенностей восприятия художественной литературы читателем-школьником, проведенные известным методистом В.Г. Маранцманом (6, с.59-61), показывают, что возрастная эволюция читательского восприятия художественных текстов сводится к следующему:
- угасание воссоздающего воображения и прогрессирование творческого воображения;
- стремление к более глубокому постижению авторских чувств;
- свертывание таких форм осмысления содержания, как пересказ, сопровождающееся нарастанием тенденции освоения концепции, смысла литературного произведения;
- прогрессирование такой формы постижения художественного текста, как рассуждение;
- ослабевание осмысления формы произведения на уровне детали и прогрессирование осмысления формы на уровне композиции;
- возрастание социальной и исторической широты осмысления содержания произведения, способности уловить внутренние связи художественной формы и отвлеченного эстетического их истолкования;
- усложнение эмоциональной оценки прочитанного;
- стремление встать над текстом, эстетически осмыслить произведение в целом и соотнести его с жизнью.
Учащиеся старшей ступени образования (15-17 лет) переживают период развития логических связей, осознания причин и следствий при нарастающей индивидуализации восприятия текстовой информации, поэтому более способны дать оценку прочитанному с позиции его содержания и формы. Неслучайно задания на проверку грамотности чтения международного исследования PISA для пятнадцатилетних школьников проверяют следующие основные умения работы с текстовой информацией:
- найти и извлечь информацию,
- интегрировать и интерпретировать информацию,
- осмыслить и оценить информацию.
Г.А. Цукерман (11) предлагает такую схему взаимосвязи проверяющихся в международном исследовании PISA умений:
Связи читательских умений
Можно сказать, что на сегодняшний день в разработке инструментария мониторинга грамотности чтения мы можем ориентироваться на международные сравнительные исследования PIRLS и PISA. Кроме того, отметим, что в последнее время предпринимаются попытки проведения отдельных отечественных исследований грамотности чтения на промежуточных этапах обучения школьников (5-8 классы) с целью определения факторов, влияющих на снижение результатов российских школьников в ходе международных сравнительных исследований при переходе на третью ступень обучения (старшая школа).
Выделим ряд принципов, на основе которых возможно построение мониторинга читательской грамотности учащихся:
- учет возрастных особенностей школьников-читателей;
- учет требований основных программ обучения, которые используются в образовательных учреждениях региона;
- возможность измерения читательской грамотности школьников в динамике;
- возможность дифференцировать результаты мониторинга;
- единство требований к контрольно-измерительным материалам;
- единство требований к условиям проведения мониторинга.
Учитывая возрастные особенности читателей-школьников, можно выделить следующие группы участников мониторинга:
1 группа – начальный этап обучения чтению – 2-4 класс;
2 группа – основной период обучения чтению – 5-8 класс;
3 группа – завершающий этап обучения чтению – 9-11 класс.
Говоря о периодах обучения чтению, особо выделим две возрастные категории школьников, которые участвуют в международных сравнительных исследованиях PIRLS и PISA:
участники исследования PIRLS (10-летние школьники) находятся в стадии перехода «от обучения чтению» (четвертый год обучения чтению) «к чтению для обучения» – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования;
участники исследования PISA (15-летние школьники, заканчивающие обучение в основной школе) переживают также переход «из мира образования в мир труда, требующего умения пожизненно учиться и переучиваться».
Как видим, в международных исследованиях взяты две возрастные категории, переживающие своеобразный кризис в обучении чтению или стоящие на пороге перехода из одной стадии овладения читательскими умениями к другой, более приближающей ученика к функциональной грамотности.
«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А.А. Леонтьев).
Сравнение результатов участников исследований PIRLS и PISA дают возможность утверждать, что «читатели высокого уровня PIRLS готовы к переходу к самообразованию с помощью текстов и не нуждаются в помощи при работе с текстами предыдущей ступени.
Читатели среднего уровня уже могут работать и на качественно более сложной ступени при условии, что продолжают получать помощь, необходимую им на предыдущей ступени. Читатели низкого уровня не могут работать на качественно более сложной ступени самообразования» (12, с. 255).
Поэтому так важно проследить за тем, что же происходит с читательскими умениями в период обучения детей в основной школе.
Цели обучения чтению по мере взросления школьника изменяются: от выработки техники чтения к формированию умений осмысливать и оценивать прочитанное. Однако начальный этап обучения чтению очень важен, особенно третий и четвертый год обучения чтению, когда и происходит переход к «чтению для обучения», поэтому измерению читательских навыков школьников начальной школы необходимо уделять особое внимание. Так как в этот период вырабатывается техника чтения, то целесообразно наряду с проверкой навыков осмысленного чтения провести контроль техники чтения.
Разграничим ряд понятий, которые могут использоваться при проверке техники чтения.
Скорость чтения – это объем прочитанного текста за единицу времени. Чаще всего единицей измерения скорости чтения служит количество слов в минуту или знаков в минуту. Чтение со скоростью до 300 слов в минуту (около 1900 знаков в минуту) считается обычным. Свыше 300 слов в минуту – ускоренным. Пределом сплошного чтения является скорость 700-800 слов в минуту (около 4460-5100 знаков в минуту).
Коэффициент усвоения – количество освоенного содержания текста. Он включает понимание и запоминание текста. Коэффициент усвоения измеряется в процентах или долях единицы и определяется как отношение усвоенного материала к общему содержанию, принимаемому за 100 % или единицу. В педагогической практике показателем хорошего усвоения считается коэффициент 0,7 или 70 %.
Продуктивность чтения – обобщенный количественно-качественный показатель навыков чтения, характеризующийся объемом усвоенного содержания текста за единицу времени. Продуктивность чтения определяется как произведение скорости чтения и коэффициента усвоения и измеряется количеством слов или знаков в минуту.
Нормированная продуктивность чтения – это продуктивность чтения конкретного читателя, приведенная в соответствие с установленным эталоном, нормой либо по коэффициенту усвоения, либо по скорости чтения. Смысл нормированной продуктивности в том, что у читателя вырабатывается умение выбирать рациональные способы работы с текстом.
Гибкость, или динамичность, чтения – это способность читателя изменять как скорость, так и коэффициент усвоения в зависимости от цели и вида чтения, а также от степени доступности содержания текста.
Динамичность чтения определяется как разница между максимальным и минимальным значениями показателей чтения. Эти значения гибкости чтения для каждого читателя относительно стабильны и достаточно полно характеризуют чтение различных видов текстов, а также все виды сплошного и выборочного чтения. После обучения динамическому чтению повышается не только продуктивность, но и улучшается гибкость чтения.
Существующие в отечественной методике показатели техники чтения основываются на учете так называемого коэффициента понимания. Следует постоянно помнить, что любое чтение всегда предполагает осмысление прочитанного, поэтому измерение скорости чтения (количество прочитанных слов в минуту) всегда должно быть связано с проверкой качества его усвоения.
Приведем разработанные отечественными методистами нормативы техники чтения для учащихся начальной школы:
Класс | Нормы техники чтения (слов в минуту) на конец учебного года | |
По А.А. Акишиной | Принятые Министерством общего и профессионального образования РФ нормативы чтения (1998 г.) | |
1 класс | 20-40 слов | 25-30 слов |
2 класс | 40-60 слов | 45-50 слов |
3 класс | 60-80 слов | 65-70 слов (вслух) и 85-90 слов в минуту («про себя») |
4 класс | 80-100 слов | 90 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту («про себя») |
Проверка техники чтения учащихся начальной ступени образования – стандартная и достаточно нормированная процедура, поэтому требования к контролю за навыками чтения в начальной школе разработаны достаточно детально. Приведем выдержку из методического письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998г. №1561/14-15:
«В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых – четвертых классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения «про себя» и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения «про себя» (от 10-15% в первом классе и до 80-85% в четвертом классе).
Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:
- в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимание значения отдельных слов и предложений;
- во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
- в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту («про себя»); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;
- в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту («про себя»); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.
Особенности организации контроля по чтению
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы – небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Схема учета навыка чтения в 1-ом классе
Фамилия ученика | Способ чтения | Темп чтения, при котором осознается текст | Чтение без ошибок | Осознанность чтения | Общая оценка |
Схема учета навыка чтения во 2 – 4-х классах | |||||
Фамилия ученика | Темп чтения, при котором осознается основная мысль текста | Чтение без ошибок | Ответы по содержанию текста | Выразительное чтение (подготовка заранее) | Общая оценка |
Несколько лет назад впервые в школьной практике Л.А. Ефросинина разработала систему контроля и оценки уровня подготовки учащихся 1– 4-х классов по литературному чтению.
Разноуровневые многофункциональные задания позволяют организовать дифференцированную текущую и итоговую проверку знаний и учебных умений учащихся, оценить их продвижение в овладении читательской деятельностью и в литературном развитии.
Система оценивания Л.А. Ефросининой (2) включает оценку следующих навыков (компетенциий):
1. Навык чтения. Умение читать вслух и молча, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое) – условия не только полноценного восприятия и понимания изучаемых произведений, но и получения информации о мире, а следовательно, успешного обучения в школе.
2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие:
- знание изученных произведений, вошедших в программу по литературному чтению;
- представление о литературоведческих понятиях (в объеме, определенном обязательным минимумом содержания начального образования по предмету), их использование и понимание;
- знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебниках (рубрика «Книжная полка») и учебных хрестоматиях для каждого класса.
3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги.
4. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне).
В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом, результатом которой становится обогащение читательского опыта каждого ученика (его рост как читателя) и, главное, его литературно-творческое развитие (способность выразить точно и образно свои мысли и чувства в слове, создать собственные мини-произведения разных жанров и т.д.).
Л.А. Ефросинина приводит также перечень требований к текстам для проведения контроля навыков чтения:
1) объем (количество слов);
2) сложность содержания;
3) язык и строение фраз;
4) размер букв и их начертание (шрифт).
Для определения темпа (скорости) чтения используются тексты, состоящие из слов средней длины (в среднем 6,4 буквы). Технология подсчета проста: сосчитать количество букв и пропусков в каждой строке, разделить на 6,4 и в конце каждой строки записать количество слов средней длины от начала текста до конца данной строки.
Время проверки – не менее 3 минут. О замере времени учащимся не сообщается.
Для проверки понимания текста каждый ученик получает карточку с вопросами по содержанию произведения.
Также методист вводит классификацию ошибок при проверке навыков чтения и выделяет:
Технические ошибки: замена и искажение читаемых слов; замена и перестановка букв, слогов, слов; пропуски или добавления слов; ошибки ударения.
Ошибки понимания: тон и темп чтения не соответствуют содержанию произведения; интонация не соответствует знакам препинания.
Результаты проверки темпа, способа, правильности чтения вслух и понимания текста рекомендуется отразить в форме таблицы:
Фамилия учащегося | Способ чтения | Темп (количество слов) | Правильность (количество ошибок) | Понимание прочитанного (ответы на вопросы) | Отметка | ||
Слог | Слог + Слово | Слово |
Учет результатов навыка чтения «про себя» предлагается вести в таблице:
Фамилия ученика | Темп (количество слов) | Понимание прочитанного (ответы на вопросы) | Отметка |
Л.А. Ефросининой также выделены следующие уровни освоения навыков чтения:
Оценка навыков чтения (темп, способ, правильность, понимание)
1 класс
В 1-м классе используются словесные оценки: «Читаешь хорошо»; «Читаешь хорошо, но есть ошибки»; «Читаешь пока медленно и с ошибками, поэтому надо больше читать».
Оценка «Читаешь хорошо» – ученик читает целыми словами, слова из более чем трех слогов читает по слогам, отчетливо произносит звуки и слова, соблюдает ударение в словах, не допускает ошибок; темп чтения – 25–30 слов в минуту.
Оценка «Читаешь хорошо, но есть ошибки» – ученик читает целыми словами и слогами, отчетливо произносит звуки и слова, но допускает одну-две ошибки; темп чтения – 20–25 слов в минуту.
Оценка «Читаешь пока медленно и с ошибками...» – ученик читает по слогам, допускает более трех ошибок; темп чтения – 15–20 слов в минуту или ниже.
2 класс
Отметка «5» – ученик читает целыми словами, отчетливо произносит читаемые слова; темп чтения – не менее 50 слов в минуту, соблюдает правильную интонацию в зависимости от знака препинания; дает полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.
Отметка «4» – ученик читает более 40 слов в минуту целыми словами, соблюдает нужную интонацию и паузы; верно передает содержание прочитанного (частично при помощи вопросов учителя), не допускает грубых речевых ошибок.
Отметка «3» – ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 40 слов в минуту; передает содержание прочитанного с помощью вопросов учителя.
Отметка «2» – ученик не выполняет требований, установленных для отметки «3».
3 класс
Отметка «5» – ученик читает целыми словами со скоростью 60 и более слов в минуту вслух и более 80 слов в минуту молча, с правильной интонацией; умеет подробно и кратко передавать содержание прочитанного и высказывать о нем собственное обоснованное суждение.
Отметка «4» – ученик читает текст вслух целыми словами со скоростью не менее 55 слов в минуту, интонационно правильно; умеет передать содержание прочитанного; темп чтения молча – не менее 70 слов в минуту.
Отметка «3» – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 45 слов в минуту, в отдельных случаях переходит на слоговое чтение; делает не более пяти ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает одну-две ошибки; темп чтения молча – не менее 60 слов в минуту.
Отметка «2» – ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «3».
4 класс
Отметка «5» – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 90 слов в минуту вслух и более 110 слов молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного, сопоставить факты и сделать выводы; может составить рассказ о герое по плану, выбрав для этого необходимые части прочитанного текста.
Отметка «4» – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 70 слов в минуту вслух и более 90 слов молча; при формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя; может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет высказывать свое мнение о прочитанном.
Отметка «3» – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 60 слов в минуту вслух и не менее 80 слов молча; определяет основную мысль произведения с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).
Отметка «2» – ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «3».
Также методистом предлагается проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения, проверяя начитанность школьников в рамках предмета «Литературное чтение». Среди заданий к комплексным работам по оценке читательских умений Л.А. Ефросинина указывает такие, как вопросы открытого характера, выявляющие знания о произведении, героях, событиях, жанре и теме; анализ фрагментов (отрывки, абзацы, эпизоды) изученного произведения, позволяющий назвать произведение (фамилию автора и заголовок), указать героев и объяснить их поступки, найти художественные средства и объяснить их роль. Также понимание текста предлагается проверять с помощью пересказа текста, ответов на вопросы к тексту, выразительного чтения, которое понимается как своеобразный показатель целостного восприятия и осмысления текста.
Количество заданий определяется объемом изученного материала. При этом, учитывая специфику предмета литературного чтения, даются задания разной формы к одному и тому же материалу.
Исходя из анализа методической литературы по оценке навыков чтения учащихся начальной школы, рекомендуем проводить мониторинг грамотности чтения среди учащихся начальной школы в два этапа:
1 этап – проверка техники чтения;
2 этап – проверка овладения умениями работать с текстовой информацией.
Проверка техники чтения нацелена на проверку продуктивного (осмысленного) чтения и обязательно должна включать следующие аспекты оценивания:
- скорость (темп) чтения (количество слов в минуту);
- способ чтения (слоговое чтение, чтение целыми словами, чтение словосочетаниями и синтагмами);
- понимание прочитанного (осмысленность чтения);
- правильность чтения;
- выразительность чтения.
Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению:
- искажение звукобуквенного состава (пропуски букв, слогов, слов и даже строчек; перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов); вставка произвольных элементов в единицы чтения; замена одних единиц чтения другими);
- наличие повторов (повторы, как правило, связаны со стремлением ребенка удержать в оперативной памяти только что прочитанный компонент, что необходимо ученику для осмысления прочитанного);
- нарушение норм литературного произношения (орфоэпические ошибки (неправильное ударение), которые связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются; ошибки, связанные с так называемым «орфографическим чтением», когда единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с нормами произношения).
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение текста. Именно такое чтение значительно содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логическое и синтагматическое ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи – дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.
При оценке выразительности чтения обычно обращают внимание на интонацию произношения, логические ударения и паузы.
Сознательность (осмысленность) чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. В методике этот термин употребляется в двух значениях:
- применительно к овладению самим процессом чтения (техникой чтения);
- применительно к чтению в более широком смысле.
Сознательное чтение во втором значении функционирует в методике на разных уровнях протекания самого процесса чтения.
Первый уровень, часто совпадающий с аналитическим этапом становления навыка чтения, предполагает понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносном значении; понимание отдельных предложений и их связи между собой; понимание смысла отдельных частей текста, их внутренней связи взаимообусловленности и, наконец, понимание общего смысла всего текста.
Второй уровень сознательного восприятия текста базируется на первом и предполагает осмысление подтекста произведения, т.е. уяснение его идейной направленности, образной системы, художественных средств, а также позиции автора и своего собственного отношения к читаемому.
Можно говорить и о третьем уровне сознательного чтения, когда индивид осознает свои читательские интересы и обладает умениями, которые могут их удовлетворить, то есть словами, сознательно определяет круг чтения, ориентируясь на свои возможности. Таким образом, в современной методике утвердилась точка зрения, что сознательность чтения предполагает:
- осмысление значения каждой языковой единицы текста;
- понимание идейной направленности произведения, его образной системы, изобразительно-выразительных средств, то есть позиции автора и своего собственного отношения к прочитанному;
- осознание себя как читателя.
Глубина осознанности зависит от ряда обстоятельств – возрастных запросов и возможностей читателя, его общей развитости, круга и уровня притязаний, интересов и потребностей, начитанности, жизненного опыта, запаса наблюдений и многого другого.
Восприятие текстов младшими школьниками не соответствует восприятию зрелого читателя и имеет ряд особенностей:
- фрагментарность, отсутствие целостности восприятия текста;
- слабость абстрагирующего и обобщающего восприятия;
- зависимость от жизненного опыта;
- связь с практической деятельностью ребенка;
- ярко выраженная эмоциональность и непосредственность, искренность сопереживания;
- превалирование интереса к содержанию речи, а не к речевой форме;
- недостаточно полное и правильное понимание изобразительно выразительных средств речи;
- преобладание репродуктивного (воспроизводящего) уровня восприятия.
Для оценки понимания прочитанного в ходе проверки техники чтения можно использовать такие виды деятельности, как пересказ прочитанного или ответы на вопросы к прочитанному тексту, которые должны показать понимание:
• значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;
• содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
• предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);
• основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.
При оценивании пересказа текста необходимо учитывать основные требования, предъявляемые к данному виду развернутого высказывания:
- адекватность прочитанному тексту,
- полнота передачи содержания,
- связность и последовательность изложения,
- грамматически правильное языковое оформление,
- интонационная выразительность речи.
Таким образом, техническая сторона чтения охватывает все другие компоненты навыка чтения: способ чтения, правильность, выразительность, скорость или темп чтения. Каждый из этих компонентов, как и их совокупность, подчинен смысловой стороне, пониманию, служит ее более полному выражению, поэтому игнорирование какого-либо компонента при оценивании техники чтения может сильно исказить картину исследования.
Традиционно в методике проверки техники чтения учащихся начальных классов выделяют и учитывают при оценивании следующие ошибки (из методического письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998 г. №1561/14-15):
правильность чтения
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
выразительность чтения
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
осмысленность чтения
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного;
- неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении.
Также выделяют как недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Результаты проверки техники чтения можно оформить в виде следующей таблицы:
СХЕМА АНАЛИЗА ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ | |||||||||||||||||||
№ | ФАМИЛИЯ, ИМЯ УЧЕНИКА | СПОСОБ ЧТЕНИЯ | ПРАВИЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ | ТЕМП ЧТЕНИЯ (количество прочитанных слов в 1 мин.) | ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ | ПОНИМАНИЕ | |||||||||||||
| по слогам | слог + слово | целыми словами | словосочетаниями и синтагмами | Без ошибок | Допущены ошибки (указать количество ошибок) | ниже нормы | норма | выше нормы | Выразительное чтение (интонация, логическое ударение, паузы) | Допущены ошибки (указать количество ошибок) | осмысленное чтение | механическое чтение | ||||||
замена, искажение букв (слогов, слов) | повторы слогов, слов | нарушение орфоэпических норм (ударение) | нарушение орфоэпических норм (окончания слов, орфографическое чтение) | ошибки в постановке логического ударения | несоблюдение необходимых пауз при чтении | неправильная интонация |
Второй этап мониторинга, посвященный проверке степени овладения умениями работать с текстом, в начальных классах может быть представлен в виде работы учащихся с текстом.
Специфика текстов и типология заданий должны быть ориентированы на программы, которые используются в образовательных учреждениях региона.
Анализ ряда программ по литературному чтению в начальной школе позволяет выделить общие требования к результату обучения чтению, определить также требования к используемым в мониторинге текстам.
Ранее уже были отмечены основные умения, характеризующие грамотность чтения:
- найти и извлечь информацию,
- интегрировать и интерпретировать информацию,
- осмыслить и оценить информацию.
На проверку этих главных читательских умений и должен быть ориентирован мониторинг навыков осмысленного чтения.
Анализ учебных пособий разных образовательных систем, используемых в начальной школе, в контексте исследования PIRLS, сделанный М.А. Пинской, можно представить следующей таблицей:
Умения (в %) | Литературное чтение Учебник «Школа России» | Литературное чтение Учебник «Гармония» | Окружающий мир Учебник «Школа России» | Окружающий мир Учебник «Начальная школа 2100» | Окружающий мир Учебник-тетрадь Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова |
Поиск информации в явном виде | 16, 47 | 20 | 57,04 | 48,62 | 18,65 |
Формулирование прямых выводов | 21, 7 | 41,25 | 10,68 | 12,05 | 35,52 |
Интерпретация информации | 40,85 | 30 | 32,25 | 39,28 | 35,47 |
Анализ и оценка содержания и языка | 20,91 | 8,75 | 0 | 0 | 10,23 |
Таким образом, большая часть заданий учебника «Литературное чтение» образовательной системы «Гармония» (под ред. Н.Б. Истоминой), которая используется в половине образовательных учреждениях нашего региона, направлена на формирование таких навыков чтения, как поиск информации в явном виде и формулирование прямых выводов (61,25%), а 30% заданий обеспечивают формирование навыка интерпретации текстовой информации.
По мнению М.А. Пинской, наиболее распространённые пособия по литературному чтению для начальной школы обеспечивают формирование основных читательских умений, проверяемых тестом PIRLS. Также часть пособий системы Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, программ «Гармония», «Школа 2100» обеспечивают пропедевтическую работу в направлении к PISA. Дают основания для развития интерпретации, рефлексии на содержание и форму текста.
Таким образом, инструментарий, разработанный в рамках исследования PIRLS и PISA, возможно адаптировать с целью проведения мониторинга навыков осмысленного чтения в начальной школе.
Вопрос о том, какие конкретные умения проверять на разных этапах обучения в начальной школе, можно решить, проанализировав распространенные программы обучения литературному чтению (см. Приложение 1).
Целью мониторинга собственно навыков осмысленного чтения является определение уровня сформированности у учащихся начальной школы навыков осознанного чтения «про себя» и уровня понимания учащимися содержания художественного и научно-популярного текстов.
Перечислим основные параметры проверки уровня овладения навыками осознанного чтения «про себя» и понимания учащимися содержания художественного и научно-популярного текстов:
- проверка степени извлечения фактической информации, т.е. информации, заданной в явном виде;
- проверка степени извлечения информации, содержащейся в тексте в неявном виде, проверка умения формулировать выводы на основе явной и скрытой информации.
- проверка степени успешности анализа языковых средств, элементов текста, составления плана текста (3-4 классы);
- проверка степени извлечения концептуальной информации, умения интерпретировать и обобщать полученную из текста информацию, понимать основную мысль текста (2-4 классы).
- Выбор функционального стиля текста, объем текстов, используемая в тестах лексика, безусловно, должны быть ориентированы на возраст учащихся и требования образовательного стандарта.
Мониторинг навыков осмысленного чтения в основной школе прежде всего является проверкой сформированности навыков чтения «про себя». Как и в начальной школе, основными целями данного исследования является определение уровня сформированности основных читательских умений: извлекать, интерпретировать и оценивать прочитанную информацию. Необходимо помнить, что типология заданий и требования к используемым текстам непосредственно связаны с требованиями образовательного стандарта, с тем, какие умения и навыки работы с текстовой информацией приобретаются и актуализируются на том или ином этапе обучения. В этой связи целесообразно, на наш взгляд, обратиться к анализу наиболее распространенных в регионе образовательных программ по русскому языку (раздела «Развитие речи») с целью выявления основных элементов содержания проверки (см. Приложение 2).
Выделим основные параметры для отбора материала для мониторинга:
- Требования к используемым текстам:
- тип и стиль речи;
- композиционные формы (жанры);
- объем текста (количество слов);
- тематика текстов.
- Основные умения, которые может проявить ученик, работая с текстом:
- найти и извлечь информацию,
- интегрировать и интерпретировать информацию,
- осмыслить и оценить информацию.
Какие тексты могут быть использованы для разных возрастных групп тестируемых можно определить, проанализировав программные требования к урокам развития речи:
Требования к используемым текстам[1]
Класс | Ведущий тип речи | Ведущий стиль речи | Композиционные формы (жанры) | Объем текста (количество слов) | Тематика текстов (степень абстрактности предмета речи) |
5 класс | повествование; описание; повествование с элементами описания; оценочные суждения | художественный, научно-популярный | рассказы (с описанием предмета, животного, о случаях из жизни | 100-150 слов | темы, связанные с личным жизненным опытом учащихся, а также темы, связанные с произведениями литературы и живописи |
6 класс | описание места, описание состояния природы, рассуждение-объяснение | официально-деловой, научно-популярный и художественный стили | рассказ (повествование с элементами описания (состояния природы, обстановки, действий, трудовых процессов), учебно-научные тексты (рассуждения-объяснения; оценочные суждения о поступках героев) | 150 (200) слов | темы, связанные с личным жизненным опытом учащихся, а также темы, связанные с произведениями литературы и живописи, морально-этические темы (на доступном уровне) |
7 класс | описание (состояния и внешности человека, явлений природы, трудовых процессов), повествование, рассуждение (отношение к предмету речи) | публицистический стиль; научно-популярный стиль | текст-описание или повествование с элементами описания явлений природы, внешности человека, трудовых процессов; публицистическая статья, очерк (с оценкой явлений и поступков героев); рассуждения на лингвистические темы | 200 - 250 (300) слов | морально-этические темы, имеющие общественное значение |
8 класс | все типы речи: описание (внешности человека, местности, памятника культуры и искусства, города, улицы, музея) | публицистический, научно-популярный, художественный, официально-деловой стили | публицистическая статья, репортаж-повествование, портретный очерк, путевые заметки; тексты-описания состояния человека и окружающей среды; дискуссионное, приветственное, агитационное выступление; автобиография | 300 - 350 (400) слов | морально-этические темы с использованием описания местности, внешности человека, архитектурного памятника и т. п., литературоведческие темы по изученным произведениям |
9 класс | все типы речи | публицистический, научный, научно-популярный, художественный, официально-деловой стили | тексты с сочетанием разных типов речи; доклад на историко-литературную тему; литературно-критическая статья; тезисы и конспекты учебных и научно-популярных статей; публицистическая статья-рассуждение (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление), автобиография, характеристика; аргументированное высказывание на лингвистическую тему; эссе | 400 - 450 (500) слов | морально-этические, общественно значимые темы, литературоведческие темы по изученным произведениям; лингвистические темы |
Типологию заданий мониторинга навыков осмысленного чтения можно ориентировать на те умения и навыки, которые отрабатываются в том или ином классе на уроках русского языка при работе с текстом, так как основные понятия в области речеведения и текстологии учащиеся получают именно на уроках русского языка, в частности, на уроках развития речи.
Основные умения при работе с текстовой информацией
учащихся разных возрастных групп[2]
Класс | Найти и извлечь информацию | Интегрировать и интерпретировать информацию | Осмыслить и оценить информацию | |
оценить содержание | оценить форму | |||
5 класс | находить информацию, заданную в явном и неявном виде; ориентироваться в структуре текста; выявлять главную (основную) информацию в тексте; составлять простой план текста; находить в тексте подтверждение высказанного суждения | определять идею произведения и авторскую позицию; формулировать на основе прочитанного несложный вывод; делать на основе прочитанного предположение; систематизировать полученную информацию; определять мотивы поведения героев | осознавать авторское и собственное отношение к персонажам; высказывать свои впечатления о прочитанном; приводить примеры-аргументы в поддержку своей позиции | определять тип и стиль речи, языковые средства выразительности (синонимы, антонимы, многозначные слова, переносное значение слов, олицетворение, эпитет); выделять структурно-смысловые части текста |
6 класс | выделять и различать узкие и широкие темы текста; систематизировать материал текста с учетом темы и идей текста; составлять сложный план текста | оценивать эпизод, определять его значение для понимания характера героев или развития событий; давать оценку поступкам персонажей | аргументировать свою позицию; приводить примеры-аргументы в поддержку своей позиции на основе жизненного опыта и личных наблюдений | вычленять в повествовательных текстах элементы описания и определять их роль; определять языковые средства, характерные для научного стиля речи, в том числе типа рассуждения-объяснения; выделять в тексте художественного произведения описание места и состояния окружающей среды, одежды, костюма; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений |
7 класс | находить и вычленять материал из одного источника в соответствии с определенной темой и замыслом высказывания; различать и выделять существенное в абзаце; находить в тексте элементы художественного описания явлений природы и трудовых процессов; находить и выделять отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояний и пр. | давать характеристику литературного героя; рассуждать на лингвистические темы | выражать отношение к предмету речи, давать оценку явлениям и поступкам героев; аргументировать свои выводы; рассуждать на морально-этические темы с доказательством от противного; анализировать композиционные и языковые средства выражения идейного содержания, эмоционально-экспрессивной выразительности текста | определять приметы публицистического стиля речи; определять характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя; роль прямого и обратного порядка слов в предложениях текста; выделять в тексте и определять роль описания состояния человека; определять роль диалога в тексте |
8 класс | находить и вычленять материал из двух и более источников в соответствии с определенной темой и замыслом высказывания; находить описание внешности человека, архитектурного памятника и т. п., информацию на литературоведческую тему по изученному произведению | определять тему и основную мысль репортажа и портретного очерка; осуществлять компрессию текста статьи, художественного произведения (его фрагмента); давать сравнительную характеристику персонажей, памятников культуры или истории | использовать средства субъективной оценки; аргументировать свои выводы на морально-этические темы | членить текст на части, представляющие собой повествование, рассуждение, разные виды описания;; определять роль языковых средств, характерных для различных стилей речи; задачу речи и особенности строения устных и письменных публицистических высказываний |
9 класс | систематизировать и обобщать материал из различных источников; извлекать информацию из деловых бумаг (заявление, характеристика, автобиография) | составлять тезисы или конспект текста небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи); осуществлять компрессию текста научного стиля | составлять связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу, изученному на уроках русского языка; составлять самостоятельное высказывание в разных жанрах и стилях речи; устное публичное выступление в разных жанрах и формах | давать оценку особенностям строения публицистических высказываний; языковым средствам выразительности, используемым в текстах с учетом задачи речи, типа и стиля речи; оценку высказывания с точки зрения соблюдения норм литературной речи |
В ходе уроков развития речи в основной школе ученики развивают и углубляют свои знания, полученные ещё на начальной ступени обучения, о текстах различных типов и стилей речи, средствах и способах связи предложений в тексте, языковых средствах выразительности.
Из таблицы хорошо можно увидеть, как эволюционирует ученик в плане приобретенных речеведческих умений: от простого нахождения и извлечения информации из одного текста до систематизации информации, взятой из разных источников, объединенных одной идеей или темой; от простого пересказа повествовательного текста художественного стиля до тезисного изложения научной или литературно-критической статьи; от осознания авторского отношения к обозначенной в тексте проблеме к созданию собственного аргументированного оценочного высказывания с заданным стилем (типом) речи. Таким образом, к концу обучения в основной школе приоритет отдается умениям, относящимся к группе «осмыслить и оценить информацию».
На основе перечисленных выше умений можно определить типы заданий, которые возможно использовать в ходе мониторинга.
Основные типы заданий в соответствии с проверяемыми умениями
Найти и извлечь информацию | Интегрировать и интерпретировать информацию | Осмыслить и оценить информацию | |
оценить содержание | оценить форму | ||
определение верного утверждения среди предложенных | формулирование темы (проблемы) текста | формулирование собственной точки зрения о характере героя, на обсуждаемую в тексте проблему | подбор контекстуального синонима (антонима) |
дописывание заданного предложения | формулирование идеи (основной мысли) текста | выражение своего отношения к позиции автора | определение жанра текста |
определение последовательности взятых из текста предложений | определение чувств, испытываемых одним из героев к другому герою | выражение своего отношения к тексту | определение типа и стиля речи по характерным признакам (задача речи, сфера использования, используемые языковые средства) |
нахождение в тесте примеров, подтверждающих характеристику героя | определение причины поступка героя | аргументация своей позиции с опорой на прочитанный текст | определение цели использования средств выразительности в тексте |
поиск слов, которыми автор называет героев | составление заголовка к тексту | аргументация своей позиции с опорой на свой жизненный опыт | оценка композиционного построения текста |
выбор предложения, наиболее точно передающего основную мысль текста | установление соответствия предложенной пословицы (тезиса) и текста | аргументация своей позиции с опорой на художественную литературу | оценка соответствия текста его назначению (задаче речи) |
подбор доказательств, примеров-аргументов из текста | объяснение фрагмента текста; объяснение ключевой фразы текста | аргументация своей позиции с приведением доводов от противного | воссоздание образа автора на основе его произведения |
поиск художественных средств выразительности | |||
характеристика героя | прогнозирование поступков персонажей | выбор (обоснование) средств выразительности для создания собственного речевого высказывания по заданной проблеме (тексту) | |
нахождение и вычленение общей информации из двух и более источников | сравнительная характеристика героев | ||
вычленение структурных частей текста; вычленение главной и второстепенной информации в тексте | компрессия текста (вычленение микротем текста) | оценка адекватности изображаемого замыслу автора | |
составление простого или сложного (тезисного) плана текста |
В число заданий, которые можно использовать при проверке навыков осмысленного чтения, должны быть включены задания с развернутым ответом, представляющих собой так называемые вторичные тексты.
Только вторичные тексты могут в достаточной мере показать осмысление текста, а также подтекста. К традиционно используемым в школе вторичным текстам можно отнести различного рода письменные высказывания: полные, сжатые, выборочные изложения, сочинения различных типов (описания, повествования (рассказы), рассуждения-объяснения, рассуждения-размышления, сочинения-эссе, сочинения в заданной композиционно-жанровой форме (публицистическая, литературно-критическая статья) и т.д.
Мониторинг уровня освоения навыков осмысленного чтения может быть расширен включением различного рода социологических исследований, которые могут быть проведены в различных формах (социологический опрос, анкетирование учащихся и родителей, собеседование с учащимися и т.д.). Читательские навыки не ограничиваются определенным перечнем умений и навыков работы с текстовой информацией. Вот какие аспекты в понятие «читательская культура» вкладывает Н.Н. Сметанникова:
«Читательская культура включает:
- рациональную организацию процесса чтения в зависимости от текста, широкого контекста чтения и свойств читателя;
- глубокое, точное, отчетливое и полное понимание и «присвоение» содержания текста, сопровождающееся эмоциональным сопереживанием, критическим анализом и творческой интерпретацией прочитанного;
- поиск, анализ и выбор текста (книги, электронного документа, базы данных, поисковых систем в Интернете и др.) для чтения в соответствии с интересами и возможностями читателя, а также – с целью чтения;
- выбор способов (устного, письменного) и языковых средств сохранения прочитанного на родном или неродном языках (высказывание, суждение, доклад, план, тезисы, конспект, аннотация, реферат и т.д.);
- читательская культура реализуется в поступках читателя как проявление его сопереживания, сомышления, сотворчества с другими людьми в обществе, с учетом законов природы и общества» (9, с. 57).
Таким образом, можно сказать, что овладение навыками осмысленного чтения является частью большого и комплексного процесса формирования читателя.
Уровни читательской компетенции (по Н.Н. Сметанниковой)
Высший уровень | Средний уровень | Низший уровень | |
Беглое чтение про себя текстов своего уровня из разных источников с полным пониманием | Достаточно беглое чтение текстов своего уровня из разных источников с хорошим пониманием | Самостоятельное беглое чтение текстов своего уровня из разных источников с хорошим пониманием затруднено | Угадывание значений слов, непонимание текста при трудностях техники чтения в случае самостоятельного чтения текстов своего уровня |
Точный, полный и грамотный пересказ текста, включающий основную мысль и основные положения текста, важные детали, представленные в тексте и подтексте | Достаточно точный, полный и грамотный пересказ текста, включающий основную мысль, почти все основные положения и детали, изложенные в тексте, некоторые детали подтекста, возможна контекстуальная догадка | Пересказ, включающий некоторые положения текста и детали, изложенные в тексте, не имеющий логической схемы изложения от общего, важного, к частному, возможно отрывочное понимание подтекста, конкретная догадка, угадывание и фантазирование | Воспроизведение отдельных положений текста без их организации, без разделения на основное и второстепенное, без понимания подтекста, контекстуальная догадка подменяется угадыванием и фантазированием |
Ясное и уверенное разделение фактов и мнений, реальности и фантазий | Разделение фактов и мнений, реальности и фантазий | Испытывает трудности при разделении фактов и мнений | Нет разделения между фактами и мнениями |
Беглое выразительное, четкое чтение вслух | Беглое близкое к грамотному чтение вслух | Медленное чтение, с ошибками, которые иногда исправляются самостоятельно с нескольких попыток | Медленное чтение вслух с большим количеством ошибок, которые не исправляются самостоятельно |
Самостоятельный поиск информации в различных источниках, поисковое чтение для извлечения информации | В большинстве случаев осуществляется поиск информации с помощью чтения | Может осуществить поиск с помощью других, нуждается в напоминании о том, что скорость и вид чтения меняются в зависимости от его цели | Не умеет работать с разнообразными источниками информации, не знает, какую информацию и как извлекать, не умеет читать по-разному, в зависимости от разных целей чтения |
Увлеченный читатель, который предпочитает проводить свободное время за чтением | Читает при необходимости, иногда для себя в свободное время | Читает, когда «надо», для себя в свободное время не читает | Плохо читает про себя, избегает чтения |
Как видим, при определении уровня овладения читательской компетенцией Н.Н. Сметанникова предлагает учитывать такие показатели, как: уровень овладения техникой чтения, уровень овладения навыками осмысленного чтения, степень овладения навыками информационной культуры, уровень мотивированности на чтение.
Последние два аспекта не рассматривались в данных методических рекомендациях подробно, но они тесно связаны с первыми показателями: школьник, плохо владеющий техникой чтения и навыками осмысленного чтения, вряд ли будет читающим учеником.
Говоря о формировании навыков чтения, необходимо помнить, что «целью обучения чтению сегодня является воспитание компетентного читателя, который будет читать всю жизнь. Такой читатель может поставить для себя задачу чтения, определить пути ее решения, владея многими стратегиями, приемами, умениями и навыками, отрефлексировать качество своего чтения и понимания относительно характеристик читаемого текста.
Компетентный читатель обладает набором познавательных (когнитивных), коммуникативных, творческих (креативных), метакогнитивных, методологических, позиционных, критических, рефлексивных и других качеств.
Он в первую очередь умеет выбирать и отбирать, что и как надо прочесть, не только ставит достойную цель чтения для себя (владеет целеполаганием) и составляет программу ее достижения, но и проявляет целеустремленность и настойчивость в ее достижении. Он умеет планировать деятельность, корректировать ее этапы, комбинировать подходы, находить альтернативные решения.
Компетентный читатель владеет методами рефлексивного мышления: остановкой, припоминанием, вычленением, поиском противоречий и сходств, действиями по аналогии с успешной деятельностью, сопоставлением результатов и целей, корректировкой и др. Он умеет взаимодействовать с другими обучающимися и окружающим миром, отстаивать свою позицию, но терпим и толерантен к другим точкам зрения и непризнанию своей; обладает коммуникативностью, независимостью, решительностью, автономностью. Он владеет приемами совместной работы и интеллектуального труда, основанного на интеллектуальных умениях. У него сформирован интерес к работе с книгой. Он владеет информационными и компьютерными технологиями» (10, с. 27-28).
Современные требования к компетентному читателю имеют много составляющих, определить уровень их сформированности и призван мониторинг навыков осмысленного чтения. Зная пробелы учеников и их затруднения, можно работать над их ликвидацией, помогая ученику стать настоящим, компетентным читателем.
Таким образом, мониторинг сформированности читательских навыков – важная составляющая процесса обучения чтению.
Использованная литература
- Бунеев, Р.Н. Программа «Чтение и начальное литературное образование» (новый стандарт). Таблица требований к умениям учащихся по литературному чтению / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева // Образовательная система «Школа 2100». Дошкольное образование. Начальная школа : сборник программ. – М. : Баласс, 2008. – С. 98-112
- Ефросинина, Л.А., Оморокова, М.И. Литературное чтение: 1–4: Программа // Начальная школа XXI века: Программы / Руковод. проекта – чл.-корр. РАО проф. Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2005.
- Кубасова, О.В. Учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы «Гармония». Программа «Литературное чтение». — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. — 32 с
- Кузнецова, Т. Я. Чтение – инструмент формирования культурной компетентности //Остановиться. Оглянуться…Сборник информационно-аналитических материалов по проблемам чтения / Сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова. –М.:Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2009.
- Маранцман, В. Г. Эволюция читателя-школьника. – В кн.: Проблемы методики преподавания литературы. Л., 1976.
- Маранцман, В.Г. Возрастные и индивидуально-типологические различия восприятия школьниками художественных текстов // Вопросы психологии. – 1985. – № 5.
- Матвеева Е.И. Литературное чтение // Сборник программ для начальной общеобразовательной школы. Система Д.Б.Эльконина В.В.Давыдова / Сост. Л.А.Вохмянина. М., 2001.
- Программно-методичесие материалы: Русский язык. 5-9 классы/Сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2002..
- Сметанникова, Н.Н.Чтение и грамотность Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения/ Н.Н. Сметанникова // Как разорвать замкнутый круг / сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова.- М., 2007. - С. 53–61.
- Сметанникова, Н.Н. Чтение и грамотность в современном мире компетентности // Остановиться. Оглянуться… Сборник информационно-аналитических материалов по проблемам чтения / Сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова. –М.:Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2009.
- Цукерман, Г.А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению [Электронный ресурс] – М:. РАО, Институт содержания и методов обучения, 2010. – Электронный режим доступа: http://www.centeroko.ru/public.htm#pisa_pub /Peport_PISA2009/Read.ZIP.
- Цукерман, Г.А. Хорошо ли читают российские школьники / Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалева, М.И. Кузнецова // Вопросы образования. – 2007 . – №4.
Н.Н.Сметанникова выделила
Приложение 1
Перечень основных умений и навыков, приобретаемых учащимися начальной школы на разных этапах обучения
литературному чтению
Класс | Найти и извлечь | Интерпретировать и интегрировать | Осмыслить и оценить | Создание вторичных текстов на основе данного (владение терминами) | |
Осмыслить и оценить содержание текста | Осмыслить и оценить форму текста | ||||
По системе Л.В. Занкова (Программа «Литературное чтение», автор: В.А. Лазарева) и системе «Гармония» (Программа «Литературное чтение»,автор-составитель: Кубасова О.В.) | |||||
1 класс | понимать фактическое содержание текста; отвечать на вопросы по содержанию текста; выделять события, видеть их последовательность в произведении; иметь начальное представление о смысловых частях текста; находить главную мысль, сформулированную в тексте; уточнять тему и идею текста путем выбора из предложенных учебником; пользоваться словарями учебника | определять тему произведения как нравственный урок произведения (чему учит произведение); иметь представление о некоторых способах создания характера героя в сказке; воссоздавать литературный образ по совокупности его признаков | иметь представление об оценке литературного героя произведения по его поступкам; определять, что из описанного в тексте соответствует действительности, что — нет; преодолевать «наивный реализм» в восприятии литературы | иметь представление об особенностях малых фольклорных жанров: пословицы, загадки, скороговорки, считалки | отвечать на вопросы по тексту; озаглавливать прочитанное; составлять план текста, в том числе «картинный»; подробно пересказывать небольшие по объему тексты; пересказывать с опорой на картинный план (овладеть следующими терминами: автор, художественный текст, стихотворение, рифма, ритм, устное народное творчество) |
2 класс | находить и выделять в тексте отрывки (эпизоды) по заданию (выборочное чтение); иметь начальное представление: о роли подробности в художественном изображении, о роли названия произведения; находить главную мысль, сформулированную в тексте; выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова; опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей; делить текст на смысловые части; находить точное и выразительное слово; выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла; пользоваться сносками и школьным толковым словарем | определять эмоциональный характер текста; выявлять смысловой и эмоциональный подтекст; определять, от какого лица (автора-повествователя, автора-рассказчика или персонажа) ведется повествование; прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку; определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных; осознавать авторское и собственное отношение к персонажам | высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию; иметь начальное представление: об авторе и его отношении к героям, о взаимоотношениях героев; характеризовать персонажи; определять собственное отношение к их поступкам | иметь начальное представление: об изобразительных средствах (подробность, сравнение, поступок как проявление характера героя), о речи и поступке как средстве характеристики, о портрете героя; о диалоге и монологе; о развитии действия, о роли случайности в развитии действия; о юморе; определять речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучение и др. | делить текст на смысловые части, озаглавливать их и пересказывать; восстанавливать деформированный картинный план; подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста; составлять картинный план; составлять описание природы, предметов; пересказывать текст подробно и выборочно, с опорой на картинный план; составлять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану (овладеть следующими терминами: поэзия, проза, рассказ, тема, портрет, юмор, диалог, монолог, сравнение) |
3 класс | выделять главное и второстепенное в более насыщенных информацией текстах (логическая переработка текста); иметь представление о соотнесении главной мысли и названия произведения; определять тему и главную мысль произведения; составлять простой план произведения; ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение; накопить разнообразные видо-жанровые представления об эпосе и лирике (сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенда, лирика, эпические и лирические стихотворения); озаглавливать иллюстрации и тексты; работать с толковым словарем; давать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст | иметь представление: о способах создания художественного образа в текстах разных жанров (характера и изображения внутреннего мира героя), о возможности эволюции характера героя, о возможности передать сложное настроение, изобразить развитие чувства; понимать содержание текста и подтекста произведений более сложных, чем прежде, по художественному и смысловому уровню | иметь представление: о способах проявления авторской позиции в художественном произведении; о связи темы произведения с жизнью; объяснять и оценивать поступки героя произведения, мотивировать свою личностную оценку; выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано; развивать способность к прогнозированию жанра и содержания произведений перед чтением и в процессе его; ставить вопросы к прочитанному
| иметь представление: о роли портрета и пейзажа в произведении (вещь как «герой» произведения); о неожиданности как природе комического; о герое как двигателе сюжета, о роли финала, заглавия произведения в понимании главной мысли произведения, о роли сюжета в раскрытии характера героя; соотносить содержание произведения с теми языковыми средствами, при помощи которых оно выражено автором; выделять такие языковые средства, как сравнение, эпитет, олицетворение, повтор, звукопись, и определять их функции в художественной речи; различать ведущие жанры художественной литературы: миф, былину, сказку, сказ, басню, рассказ; выделять художественные особенности сказок, их структуру и лексику | работать над заголовком иллюстрации и текста; составлять простой план произведения; пересказывать текст подробно, частично, выборочно, творчески (от другого лица и по измененному плану); создавать графическую, музыкальную или словесную иллюстрации, (словесное рисование сюжетного и пейзажного фрагментов текста); составлять собственные высказывания на основе прочитанного; работать над сочинениями-описаниями и сочинениями-рассуждениями, сочинениями небольших сказок и рассказов по самостоятельно разработанному плану (овладеть терминами: миф, былина, басня, сказ, пьеса, сюжет, пейзаж, эпитет, эпизод, сравнение); |
4 класс | определять идею произведения и авторскую позицию; иметь начальное представление о соотношении темы и идеи произведения; вычленять основные элементы сюжета произведения (завязка, развитие действия, развязка); иметь представление: об идее как нравственной основе произведения, о главных и второстепенных героях, о героическом характере, о сюжете и композиции, основных элементах композиции произведения; уметь отличить художественную литературу от познавательной на основе их практического сравнения; выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию; пользоваться школьным толковым словарем, справочной литературой и периодической печатью для детей; работать с познавательной литературой; воспринимать произведения в соответствии с их видо-жанровыми характеристиками | самостоятельно составлять характеристику литературного героя; иметь начальное представление: о способах раскрытия внутреннего мира героя, о проблематике произведения как проявлении мировоззрения автора; выявлять авторский замысел (идею произведения) посредством анализа сюжета и постижения подтекста; овладеть разными способами освоения художественной и познавательной литературы; освоить все используемые в начальной школе творческие виды интерпретации текста, уметь выбирать их в соответствии со спецификой произведения; полноценно воспринимать и осмысливать доступные возрасту литературные произведения разных жанров; знать некоторые приемы художественной композиции (без термина) | осознавать свое отношение к авторской позиции; передавать свои эстетические впечатления от прочитанного и отношение к нему в различных формах устной и письменной речи; иметь начальное представление: об авторском стиле и приметах авторской индивидуальности (описание и рассуждение автора, автор и герой произведения), о художественном изображении прошлого и будущего, о правде жизни и вымысле автора, об отражении в образе героя времени и ментальности народа; воссоздавать образ писателя на основе его произведения; излагать личное мнение о литературном произведении | иметь представление: о лиризме и иронии как проявлении авторской позиции, о различных разновидностях рассказов (о животных, о детях, философские, юмористические, исторические), о своеобразии лирики; об игре словами как способе изображения смешного, об изобразительно-выразительных средствах (эпитет, сравнение, олицетворение, рифма, звукопись, художественный повтор); практически освоить особенности лирики, эпоса и драмы в сравнении; уметь элементарно классифицировать сказки | составлять план и использовать его при пересказе; пересказывать текст (подробно, выборочно, кратко, творчески); составлять рассказы и сказки по придуманному или заимствованному сюжету; создавать небольшие сочинения разных типов (повествование, описание, рассуждение) на основе читаемой литературы, сочинений по картине с анализом ее содержания, способов художественного изображения; составлять отзывы и аннотации на прочитанные книги, вести читательский дневник (овладеть следующими терминами: повесть, идея, фантастика, олицетворение) |
Приложение 2
Основные умения и навыки работы с текстом, формируемые на уроках русского языка
(сопоставление наиболее распространенных программ по русскому языку)
Параметры | Программы по русскому языку | Класс | ||
Под ред. В.В. Бабайцевой | Под ред. Т.А. Ладыженской | Под ред. М.М. Разумовской | ||
Умения и навыки работы с текстом | анализ текста с точки зрения содержания (темы и основной мысли), построения, языковых средств (использования синонимов, антонимов и т. д.); формулирование заголовка текста, составление простого плана готового текста; определение смысловых частей текста; понятие о параллельной и последовательной связи предложений в тексте и стилях речи | определение темы и основной мысли текста, его стиля; составление простого плана исходного и собственного текста; использование языковых средств в текстах разного содержания; использование орфографического, орфоэпического, морфемного и толкового словарей | определение темы и основной мысли текста; подбор заголовка, отражающего тему и основную мысль текста; составление простого плана; определение типов речи (описание предмета, повествование, рассуждение) и стилей (разговорный, художественный, деловой), языковых средств, характерных для данного стиля; деление текста на абзацы; определение строения абзаца (зачин, средняя часть, концовка) | 5 класс |
Типы речи | повествование, описание, рассуждение | повествование, описание | повествование, описание, рассуждение (художественное и деловое повествование; описание предмета; рассуждение-доказательство; оценочные суждения) | |
Стили речи | разговорный, художественный, научный | разговорный, художественный, научный | разговорный, художественный, деловой | |
Вторичные тексты (жанры и композиционные формы) | подробные и сжатые изложения текста типа повествования, описания с сохранением стиля речи; высказывания (повествование, описание) на темы, связанные с личным жизненным опытом учащихся, а также темы, связанные с произведениями литературы и живописи | подробные и сжатые изложения повествовательных текстов (в том числе с элементами описания предметов, животных); сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описание отдельных предметов, животных по наблюдениям, опыту, по картине | подробные и сжатые изложения; сочинения (описание предмета или животного, повествование и рассуждение на темы из жизни учащихся); деловые инструкции, объявления | |
Умения и навыки работы с текстом | анализ текста-описания (одежды, природы, обстановки) с точки зрения особенностей построения; вычленение в повествовательных текстах элементов описания и определение их роли; анализ статьи учебника как образец рассуждения (текста научного стиля); понятие об узких и широких темах; об описательном обороте; составление простого и сложно плана, использование эпиграфа, лексических средств связи предложений в тексте | анализ текста-описания и повествования, составление сложного плана | определение стиля речи, языковых средств, характерных для научного стиля речи; выделение в тексте художественного произведения описания места и состояния окружающей среды; определение в отдельных абзацах текста способов и средств связи предложений; составление сложного плана текста | 6 класс |
Типы речи | художественное повествование; описание природы, помещения, одежды, костюма; рассуждение в различных стилях речи | описание места, состояния природы | описание места, состояния природы; рассуждение-объяснение | |
Стили речи | официально-деловой стиль речи, художественный стиль | официально-деловой и художественный стили | научный стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства) | |
Вторичные тексты (жанры и композиционные формы) | подробное, сжатое, с творческим заданием изложение повествовательного текста, осложненного описанием (природы, обстановки, одежды, костюма), с творческим заданием (вводить элементы рассуждения: оценка эпизода, определение его значения для понимания характера героев или развития событий); сочинение-описание природы, одежды, костюма и др., по личным впечатлениям и наблюдениям; сочинение-повествование с элементами описания природы, обстановки, действий, трудовых процессов; сочинение-рассказ, созданный на основе воображения (например, по сюжетной картине) и осложненный элементами описания обстановки; рассуждение в устной и письменной форме на грамматическую тему по образцу рассуждений, представленных в учебнике | подробное, сжатое и выборочное изложение повествовательных текстов с элементами описания помещения и пейзажа; сбор и систематизация материала к сочинению с учетом темы и основной мысли; сочинение-описание помещения, пейзажа; сочинение-рассказ на основе услышанного и по воображению | подробные и выборочные изложения повествовательных текстов художественного стиля речи с описанием места и состояния природы, учебно-научных текстов, в том числе типа рассуждения-объяснения; сбор материала к сочинению (с учетом стиля речи и темы) и его систематизация (с учетом основной мысли); составление сложного плана готового текста и своего высказывания; отбор для сочинения нужных типов речи и языковых средств, способов и средств связи предложений; сочинения-описания помещения, состояния природы; рассуждение на дискуссионную тему о поступках людей; краткое сообщение (аннотация) о содержании книги, фильма двух видов: а) о чем говорится, б) что говорится; отзыв о прочитанной книге, устное определение научного понятия | |
Умения и навыки работы с текстом | анализ текста с разнотипными частями и различными средствами связи между ними; анализ текста-описания общего вида местности, действий, рассказа на основе услышанного; характеристика литературного героя | анализ текстов публицистического стиля на доступные темы; аргументация своих выводов | определение стиля речи; языковых средств, характерных для публицистического стиля; прямого и обратного порядка слов в предложениях текста; выделение в тексте описания состояния человека; частей текста и отдельных языковых средств, передающих оценку предметов, действий, состояний и пр. | 7 класс |
Типы речи | описание, повествование, рассуждение | описание, повествование, рассуждение | описание состояния человека | |
Стили речи | общая характеристика публицистического стиля; деловой стиль | публицистический стиль | публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства) | |
Вторичные тексты (жанры и композиционные формы) | изложение повествовательного текста, осложненного элементами описания, текста-рассуждения, с заменой лица рассказчика; сжатое изложение повествовательного текста, осложненного диалогом; изложение и сочинение повествовательного текста с элементами описания явлений природы; выборочное изложение; отбор материала по одному источнику; сочинение с элементами художественного описания явлений природы и трудовых процессов (по картине или на основе воображения); сочинение типа описания на основе материала, собранного в результате длительных наблюдений (в художественном стиле); сочинение в деловом стиле (заметка в газету); высказывания типа рассуждения на лингвистические темы (например, сравнение частей речи: деепричастие и наречие, предлог и союз) | подробное и сжатое изложение повествовательных текстов с элементами описания внешности человека, процессов труда; сочинение-описание человека, процессов труда; сочинение-рассказ на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся) | подробное, сжатое и выборочное (устно и письменно) изложение текстов, содержащих описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи; устные и письменные высказывания разговорного, художественного и публицистического стилей речи, (отношение к предмету речи, оценка явлений и поступков людей); сочинение-описание внешности и состояния человека (по личным наблюдениям, по картине); характеристика человека; сочинение повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинение-рассуждение на морально-этическую тему с доказательством от противного; заметка в газету, рекламные аннотации | |
Умения и навыки работы с текстом | углубление изученных ранее понятий связной речи; понятия о средствах связи частей текста; анализ композиционных и языковых средств выражения идейного содержания, эмоционально-экспрессивной выразительности текста | определение типа и стиля текста; членение текста на части; определение характерных черт публицистического стиля и текстов типа описания местности, памятника архитектуры, культуры, истории; характеристика человека | работа с композиционными формами публицистического стиля: определение темы и основной мысли репортажа и портретного очерка; членение их на части, представляющие собой повествование, рассуждение, разные виды описания, определение их роли; определение характерных для публицистического стиля языковых и речевых средств воздействия на читателя | 8 класс |
Типы речи | описание, повествование, рассуждение | описание, повествование, рассуждение | систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи; особенности строения устных и письменных публицистических высказываний (задача речи, структура текста, характерные языковые и речевые средства) | |
Стили речи | расширение понятий о публицистическом и художественном стилях | публицистический стиль | ||
Вторичные тексты (жанры и композиционные формы) | краткое изложение содержания статьи, художественного произведения, кинофильма, прослушанной беседы, лекции, радио- и телепередачи с использованием средств субъективной оценки; сбор материала по двум и более источникам в соответствии с определенной темой и замыслом высказывания; устное высказывание публицистического стиля в форме, специфичной для устной речи (сообщение, доклад, выступление – дискуссионное, агитационное, приветственное и др.); сочинение на основе воображения на морально-этическую тему с использованием описания внешности человека, архитектурного памятника и т. п., на литературоведческую тему по изученному произведению. | подробное и выборочное изложение-повествование с элементами описания местности, памятников; сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц, описание местности, памятника культуры или истории); сочинения-рассуждения на морально-этические темы | устный и письменный пересказ текстов художественного и публицистического стиля, в которых повествование сочетается с описанием внешности человека, его состояния, описанием состояния окружающей среды; изложения с элементами сочинения; высказывания типа репортажа-повествования (повествование о событии: посещении театра, экскурсии, походе); высказывания типа репортажа-описания (описание родного города, поселка, улицы, памятника истории или культуры, музея); высказывания типа портретного очерка (об интересном человеке); деловые бумаги: автобиография (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг) | |
Умения и навыки работы с текстом | систематизация и обобщение основных понятий связной речи, служащих базой для создания высказываний в устной и письменной форме в соответствии с определенной темой и основной мыслью высказывания, типом речи и стилем высказывания, с использованием разнообразных изобразительно-выразительных средств языка, с соблюдением норм литературной речи | определение типа и стиля текста, создание текстов разных стилей и типов речи; соблюдение при общении с собеседниками соответствующего речевого этикета | определение стиля речи, темы высказывания и его основной мысли, способов и средств связи предложений в тексте; анализ строения текста, языковых и речевых средств, характерных для изученных стилей речи | 9 класс |
Типы речи | все типы речи | все типы речи | особенности строения устного и письменного публицистического высказывания (задача речи, типы речи, характерные языковые и речевые средства) | |
Стили речи | углубленное понятие о научном стиле и стиле художественной литературы | развитие понятия о научном, публицистическом художественном стилях литературы | ||
Вторичные тексты (жанры и композиционные формы) | краткое изложение содержания текста научного и публицистического стилей, составление тезисов и конспектов; сбор материала из различных источников, систематизация и обобщение его; связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу, изученному на уроках русского языка; составление деловых бумаг (заявление, расписка, характеристика, автобиография); сочинение на литературоведческую тему по изученному произведению; сочинение на свободную тему в разных жанрах и стилях речи; устное публичное выступление в разных жанрах и формах | подготовка доклада на историко-литературную тему по одному источнику; тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи); сочинения публицистического характера; заявление, автобиография; совершенствование содержания и языкового оформления сочинения, исправление различных языковых ошибок в своем тексте; составление устных высказываний на заданные темы | устные и письменные высказывания типа рассуждения-объяснения и рассуждения-доказательства; сочинения в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи; составление заявлений, автобиографии, тезисов и конспекта небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи); высказывания типа газетной статьи с рассуждением-размышлением; эссе; изложения по текстам публицистического, художественного стиля, с сохранением композиционной формы, типологического строения, характерных языковых средств; ввод в текст элементов сочинения (рассуждения, описания, повествования) |
[1] Объем текстов ориентирован на принятые нормы объема текстов для подробного изложения (Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку / Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы/ Сост. Л.М. Рыбченкова.– М.: Дрофа, 2002).
[2] Таблица составлена по принципу дополнения новой информации к уже перечисленной ранее в других возрастных группах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические рекомендации по обучению младших школьников анлийскому языку
В этом возрасте обучение иностранному языку должно вносить конкретный вклад в формирование всесторонне развитой, гармоничной личности...
Рекомендации родителям "Конфликты младших школьников"
Большинство людей сходится во мнении, что конфликты в нашей жизни были, есть и будут. Каждый человек независимо от своих личностных особенностей, профессии, должности порой участвует в конфликте – или...
Методические рекомендации по развитию у школьников неречевых функций,значимых для полноценного формирования и функционирования процессов письма
Методические рекомендации по развитию у школьников неречевых функций, значимых для полноценного формирования и функционирования процессов письма и...
Проверка знаний по литературному чтению 4 класс по разделу "Поэтическая тетрадь"
Данный материал представляет собой проверку знаний учащихся 4 класса по литературному чтению по разделу "Поэтическая тетрадь" в виде кроссворда...
Урок математики в 1 классе по теме "Проверка усвоения школьниками смысла отношений «больше», «меньше», «столько же»
Урок составлен по УМК "Гармония" с использованием презентации и мультфильма "Апельсин"...
Методические рекомендации для родителей младших школьников
Подборка материала для родителей младших школьников...
Рекомендации по обучению младших школьников чтению на английском языке
Обучение младших школьников чтению....