Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК «Школа России»
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Полисадова Ольга Игоревна

Пояснительная записка

            Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение», утверждённой МО РФ (Москва 2005 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год – 2 часа в неделю. Формой итоговой аттестации обучающихся 4 класса предполагается проверка навыка чтения и контрольный тест.

Для реализации программного содержания используются:

·         Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова Литературное чтение: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2009.

            Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к литературному чтению.

            Программа по курсу литературы призвана ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литература пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Цель курса - рациональное распределение часов учебного материала, ориентированного на формирование у младших школьников потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы, духовной нравственно-эстетической личности юного читателя.

Программа по курсу литературы не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, т.к. у младших школьников нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в среднем и последующих звеньях школы, вводиться постепенно. Таким образом, литература в младших классах выступает в качестве органического звена единой и непрерывной системы литературного образования в школе.

Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредственный характер: человек получает тем большее наслаждение художественными образами. Чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно – чувственным опытом и умением ребенка воссоздавать словесные образы, соответствующие авторскому тексту.

Таким образом, программа по курсу литературы нацелена на решение следующих основных задач:

ü  Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

ü  Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ. Развивать образное мышление учащихся;

ü  Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;

ü  Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

ü  Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

ü  Обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

ü  Формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

ü  Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

ü  Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно – эстетический и познавательный опыт ребенка;

ü  Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;          работать с различными типами текстов;

ü  Создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temat.chtenie.rar28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Проверено   «___»   сентября   20__г.        

Директор школы ______/___________

Рабочая программа

по литературному чтению

4 класс

УМК «Школа России»

Разработал учитель начальных классов      

   МКОУ  Глуховская СОШ

Воскресенского района

Нижегородской  области

Полисадова Ольга Игоревна

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

        Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение», утверждённой МО РФ (Москва 2005 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год – 2 часа в неделю. Формой итоговой аттестации обучающихся 4 класса предполагается проверка навыка чтения и контрольный тест.

Для реализации программного содержания используются:

  • Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова Литературное чтение: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2009.

        Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к литературному чтению.

        Программа по курсу литературы призвана ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литература пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. 

Цель курса - рациональное распределение часов учебного материала, ориентированного на формирование у младших школьников потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы, духовной нравственно-эстетической личности юного читателя.

Программа по курсу литературы не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, т.к. у младших школьников нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в среднем и последующих звеньях школы, вводиться постепенно. Таким образом, литература в младших классах выступает в качестве органического звена единой и непрерывной системы литературного образования в школе.

Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредственный характер: человек получает тем большее наслаждение художественными образами. Чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно – чувственным опытом и умением ребенка воссоздавать словесные образы, соответствующие авторскому тексту.

Таким образом, программа по курсу литературы нацелена на решение следующих основных задач:

  • Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ. Развивать образное мышление учащихся;
  • Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
  • Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • Обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • Формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно – эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;          работать с различными типами текстов;
  • Создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений. 

Для углубления читательского опыта детей в программу вводятся отдельные произведения, которые повторяются в программе 5 – 8 классов.

Неотъемленной частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения.

Продолжается работа с произведениями фольклора, дети знакомятся с былинами, читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.

В соответствии с требованиями программы предусматриваются следующие виды контроля:

- подробный и выборочный пересказ;

- чтение наизусть;

- творческие работы.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 4 класса:

В результате усвоения программного материала по литературному чтению,

Обучающиеся должны:

-владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чём оно).

Обучающиеся должны уметь:

-устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

- составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения, цитирования;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

- уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

Обучающиеся должны знать:

- названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей – классиков;

- наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

- не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;

- более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них.

Тематическое планирование по

Литературному чтению в 4 классе

68 учебных часа (2 часа в неделю)

Программа: Климова Л.Ф., Горецкий В.Ф., Голованова М.В. Литературное чтение (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Ч.1. М.: Просвещение, 2001. С. 154-170).

Учебник:        Климова  Л.Ф.,  Горецкий  В.Ф.,  Голованова  М.В.  Родная   речь.  4 класс. Ч.1,2.  М.: Просвещение, 2009.

Учащиеся 4 класса  должны владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту; понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.

№ урока

Дата

Тема урока

Первое полугодие (47 часов)

Летописи. Былины, древнерусские повести, жития (8 часов)

1.

05.09.13

Знакомство с учебником. Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах  Царьграда».

2.

09.09.13

«И вспомнил Олег коня своего».

3-4.

12.09.13

16.09.13

Былины. «Ильины три поездочки».

5.

19.09.13

Жития. «Житие Сергия Радонежского».

6

23.09.13

Обобщающий урок.Игра «Летописи, былины, сказания, жития».

Чудесный мир классики (15 часов)

7-8

26.09.13

30.09.13

П.П. Ершов. «Конек-Горбунок».

9.

01.10.13

А.С. Пушкин. Стихи.

10-11.

07.10.13

08.10.13

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

12.

14.10.13

М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Амик-Кериб».

13.

15.10.13

Л.Н. Толстой. «Детство», « Как мужик убрал камень».

14.

21.10.13

А.П. Чехов. «Мальчики».

15.

22.10.13

Обобщающий урок. КВН по разделу «Чудесный мир классики».        

Поэтическая тетрадь (8 часов)

16.

28.10.13

Ф.И. Тютчев. Стихи. «Еще земли печален вид…», «Эти бедные селенья …», «Как неожиданно и ярко …».

 «Весенний дождь», «Бабочка».

17.

29.10.13

Е.А. Баратынский. Стихи.

А.Н. Плещеев. «Дети и птичка».

18.

11.11.13

И.С. Никитин. «В синем небе плывут над полями…».

Н.А. Некрасов. Стихи.

19.

12.11.13

И.А. Бунин. «Листопад».

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь».

Литературные сказки  (12 часов)

20-21.

18.11.13

19.11.13

В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке».

22-23.

25.11.13

26.11.13

В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

24.

02.12.13

П.П. Бажов. «Серебряное копытце».

25.

03.12.13

С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек».

Обобщающий урок «Крестики-нолики».  

Делу время – потехе час (7 часов)

26-27.

09.12.13

10.12.13

Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени».

28.

16.12.13

В.Ю. Драгунский. «Главные реки».

29.

17.12.13

В.Ю. Драгунский. «Что любит Мишка».

30.

23.12.13

В.В. Голявкин. «Никакой я горчицы не ел».

31.

24.12.13

Обобщение по разделу « Делу время – потехе час».

Страна детства (6 часов)

32.

30.12.13

Б.С. Житков. «Как я ловил человечков».

33.

13.01.14

К.Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками».

34.

14.01.14

М.М. Зощенко. «Ёлка».

35.

20.01.14

Обобщающий урок по разделу «Страна детства».

Поэтическая тетрадь (4 часа)

36.

21.01.14

В.Я.Брюсов. «Опять сон», «Детская».

С.А. Есенин. «Бабушкины сказки».

37.

27.01.14

М.И. Цветаева. Стихи.

Устный журнал по разделу «Поэтическая тетрадь»

Природа и мы (11 часов)

38.

28.01.14

Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш».

39.

03.02.14

А.И. Куприн. «Барбос и Жулька».

40.

04.02.14

М.М.Пришвин. «Выскочка».

41.

10.02.14

Е.И. Чарушин. «Кабан».

42.

11.02.14

В.П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

43.

17.02.14

Обобщающий урок. Конкурс знатоков «Природа и мы».

Поэтическая тетрадь (6 часов)

44.

18.02.14

Б.Л. Пастернак. «Золотая осень».

45.

24.02.14

С.А. Клычков. «Весна в лесу».

46.

25.02.14

Д.Б. Кедрин. «Бабье лето».

47.

03.03.14

Н.М. Рубцов. «Сентябрь».

48.

04.03.14

С.А. Есенин. «Лебедушка».

49.

10.03.14

Обобщающий урок. Конкурс «Поэзии прекрасные страницы».

Родина (5 часов)

50.

11.03.14

И. С. Никитин. «Русь».

51.

17.03.14

С.Д. Дрожжин. «Родине».

А.В.Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске…».

52.

18.03.14

Б.А.Слуцкий. «Лошади в океане».

Обобщающий урок по разделу «Родина».

Страна «Фантазия»  (5 часов)

53-54.

07.04.14

08.04.14

Е.С. Велтистов. «Приключения Электроника».

55-56.

14.04.14

15.04.14

Кир Булычев. «Путешествие Алисы».

Обобщающий урок. Путешествие по «Стране Фантазии»

Зарубежная литература (15 часов)

57-58.

21.04.14

22.04.14

Д.  Свифт «Путешествие Гулливера».

59-60.

28.04.14

29.04.14

Г.Х. Андерсен. «Русалочка».

61-62.

05.05.14

06.05.14

М. Твен. «Приключения Тома Сойера».

63-64.

12.05.14

13.05.14

С. Лагерлёф. «Святая ночь».

65-66.

19.05.14

20.05.14

 «В Назарете».

67.

26.05.14

Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература».

68.

27.05.14

Обобщающий урок. Игра «Литературные тайны».

В учебно-методический комплект «Школа России» входят:

- Учебник: Климанова Л.Р., Горецкий В.Т., Голованова М.В. « Родная речь: 4 класс.»- М.: Просвещение, 2009.

- Программа и методические рекомендации «Уроки литературного чтения». 4 класс.- М.: Просвещение, 2005.-Серия «Успешный старт».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 2 кл Школа России

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы...

Рабочая программа по литературному чтению, 1класс, УМК "Школа России"

Рабочая программа - это документ, позволяющий педагогу на качественно новом уровне подготовиться к реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...

Рабочая программа по литературному чтению по УМК "Школа России" для 3 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи, содержание материала, учебно-тематический план, поанируемые результаты, календарно-тематический план....

Рабочая программа по литературному чтению 4 кл Школа России

Рабочая программа по литературному чтению (1-4 класс) составлена на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства...

Рабочая программа по литературному чтению 3класс. УМК "Школа России". ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению 3класс. УМК "Школа России". ФГОС...

Рабочая программа по литературному чтению по УМК "Школа России"

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе...

Рабочая программа по литературному чтению для УМК "Школа России" 1 класс

Рабочая программа  по литературному чтению разработана для 1 класса  к УМК "Школа России"...