Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК «Школа России»
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение», утверждённой МО РФ (Москва 2005 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год – 2 часа в неделю. Формой итоговой аттестации обучающихся 4 класса предполагается проверка навыка чтения и контрольный тест.
Для реализации программного содержания используются:
· Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова Литературное чтение: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2009.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к литературному чтению.
Программа по курсу литературы призвана ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литература пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Цель курса - рациональное распределение часов учебного материала, ориентированного на формирование у младших школьников потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы, духовной нравственно-эстетической личности юного читателя.
Программа по курсу литературы не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, т.к. у младших школьников нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в среднем и последующих звеньях школы, вводиться постепенно. Таким образом, литература в младших классах выступает в качестве органического звена единой и непрерывной системы литературного образования в школе.
Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредственный характер: человек получает тем большее наслаждение художественными образами. Чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно – чувственным опытом и умением ребенка воссоздавать словесные образы, соответствующие авторскому тексту.
Таким образом, программа по курсу литературы нацелена на решение следующих основных задач:
ü Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
ü Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ. Развивать образное мышление учащихся;
ü Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
ü Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
ü Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
ü Обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
ü Формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
ü Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
ü Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно – эстетический и познавательный опыт ребенка;
ü Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения; работать с различными типами текстов;
ü Создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Проверено «___» сентября 20__г.
Директор школы ______/___________
Рабочая программа
по литературному чтению
4 класс
УМК «Школа России»
Разработал учитель начальных классов
МКОУ Глуховская СОШ
Воскресенского района
Нижегородской области
Полисадова Ольга Игоревна
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение», утверждённой МО РФ (Москва 2005 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год – 2 часа в неделю. Формой итоговой аттестации обучающихся 4 класса предполагается проверка навыка чтения и контрольный тест.
Для реализации программного содержания используются:
- Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова Литературное чтение: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2009.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к литературному чтению.
Программа по курсу литературы призвана ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литература пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Цель курса - рациональное распределение часов учебного материала, ориентированного на формирование у младших школьников потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы, духовной нравственно-эстетической личности юного читателя.
Программа по курсу литературы не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, т.к. у младших школьников нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в среднем и последующих звеньях школы, вводиться постепенно. Таким образом, литература в младших классах выступает в качестве органического звена единой и непрерывной системы литературного образования в школе.
Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредственный характер: человек получает тем большее наслаждение художественными образами. Чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно – чувственным опытом и умением ребенка воссоздавать словесные образы, соответствующие авторскому тексту.
Таким образом, программа по курсу литературы нацелена на решение следующих основных задач:
- Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ. Развивать образное мышление учащихся;
- Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
- Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- Обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- Формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно – эстетический и познавательный опыт ребенка;
- Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения; работать с различными типами текстов;
- Создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Для углубления читательского опыта детей в программу вводятся отдельные произведения, которые повторяются в программе 5 – 8 классов.
Неотъемленной частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения.
Продолжается работа с произведениями фольклора, дети знакомятся с былинами, читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.
В соответствии с требованиями программы предусматриваются следующие виды контроля:
- подробный и выборочный пересказ;
- чтение наизусть;
- творческие работы.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 4 класса:
В результате усвоения программного материала по литературному чтению,
Обучающиеся должны:
-владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чём оно).
Обучающиеся должны уметь:
-устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
- составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения, цитирования;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
Обучающиеся должны знать:
- названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей – классиков;
- наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;
- более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них.
Тематическое планирование по
Литературному чтению в 4 классе
68 учебных часа (2 часа в неделю)
Программа: Климова Л.Ф., Горецкий В.Ф., Голованова М.В. Литературное чтение (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Ч.1. М.: Просвещение, 2001. С. 154-170).
Учебник: Климова Л.Ф., Горецкий В.Ф., Голованова М.В. Родная речь. 4 класс. Ч.1,2. М.: Просвещение, 2009.
Учащиеся 4 класса должны владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту; понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
№ урока | Дата | Тема урока |
Первое полугодие (47 часов) | ||
Летописи. Былины, древнерусские повести, жития (8 часов) | ||
1. | 05.09.13 | Знакомство с учебником. Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». |
2. | 09.09.13 | «И вспомнил Олег коня своего». |
3-4. | 12.09.13 16.09.13 | Былины. «Ильины три поездочки». |
5. | 19.09.13 | Жития. «Житие Сергия Радонежского». |
6 | 23.09.13 | Обобщающий урок.Игра «Летописи, былины, сказания, жития». |
Чудесный мир классики (15 часов) | ||
7-8 | 26.09.13 30.09.13 | П.П. Ершов. «Конек-Горбунок». |
9. | 01.10.13 | А.С. Пушкин. Стихи. |
10-11. | 07.10.13 08.10.13 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». |
12. | 14.10.13 | М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Амик-Кериб». |
13. | 15.10.13 | Л.Н. Толстой. «Детство», « Как мужик убрал камень». |
14. | 21.10.13 | А.П. Чехов. «Мальчики». |
15. | 22.10.13 | Обобщающий урок. КВН по разделу «Чудесный мир классики». |
Поэтическая тетрадь (8 часов) | ||
16. | 28.10.13 | Ф.И. Тютчев. Стихи. «Еще земли печален вид…», «Эти бедные селенья …», «Как неожиданно и ярко …». «Весенний дождь», «Бабочка». |
17. | 29.10.13 | Е.А. Баратынский. Стихи. А.Н. Плещеев. «Дети и птичка». |
18. | 11.11.13 | И.С. Никитин. «В синем небе плывут над полями…». Н.А. Некрасов. Стихи. |
19. | 12.11.13 | И.А. Бунин. «Листопад». Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». |
Литературные сказки (12 часов) | ||
20-21. | 18.11.13 19.11.13 | В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке». |
22-23. | 25.11.13 26.11.13 | В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». |
24. | 02.12.13 | П.П. Бажов. «Серебряное копытце». |
25. | 03.12.13 | С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек». Обобщающий урок «Крестики-нолики». |
Делу время – потехе час (7 часов) | ||
26-27. | 09.12.13 10.12.13 | Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени». |
28. | 16.12.13 | В.Ю. Драгунский. «Главные реки». |
29. | 17.12.13 | В.Ю. Драгунский. «Что любит Мишка». |
30. | 23.12.13 | В.В. Голявкин. «Никакой я горчицы не ел». |
31. | 24.12.13 | Обобщение по разделу « Делу время – потехе час». |
Страна детства (6 часов) | ||
32. | 30.12.13 | Б.С. Житков. «Как я ловил человечков». |
33. | 13.01.14 | К.Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». |
34. | 14.01.14 | М.М. Зощенко. «Ёлка». |
35. | 20.01.14 | Обобщающий урок по разделу «Страна детства». |
Поэтическая тетрадь (4 часа) | ||
36. | 21.01.14 | В.Я.Брюсов. «Опять сон», «Детская». С.А. Есенин. «Бабушкины сказки». |
37. | 27.01.14 | М.И. Цветаева. Стихи. Устный журнал по разделу «Поэтическая тетрадь» |
Природа и мы (11 часов) | ||
38. | 28.01.14 | Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш». |
39. | 03.02.14 | А.И. Куприн. «Барбос и Жулька». |
40. | 04.02.14 | М.М.Пришвин. «Выскочка». |
41. | 10.02.14 | Е.И. Чарушин. «Кабан». |
42. | 11.02.14 | В.П. Астафьев. «Стрижонок Скрип». |
43. | 17.02.14 | Обобщающий урок. Конкурс знатоков «Природа и мы». |
Поэтическая тетрадь (6 часов) | ||
44. | 18.02.14 | Б.Л. Пастернак. «Золотая осень». |
45. | 24.02.14 | С.А. Клычков. «Весна в лесу». |
46. | 25.02.14 | Д.Б. Кедрин. «Бабье лето». |
47. | 03.03.14 | Н.М. Рубцов. «Сентябрь». |
48. | 04.03.14 | С.А. Есенин. «Лебедушка». |
49. | 10.03.14 | Обобщающий урок. Конкурс «Поэзии прекрасные страницы». |
Родина (5 часов) | ||
50. | 11.03.14 | И. С. Никитин. «Русь». |
51. | 17.03.14 | С.Д. Дрожжин. «Родине». А.В.Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске…». |
52. | 18.03.14 | Б.А.Слуцкий. «Лошади в океане». Обобщающий урок по разделу «Родина». |
Страна «Фантазия» (5 часов) | ||
53-54. | 07.04.14 08.04.14 | Е.С. Велтистов. «Приключения Электроника». |
55-56. | 14.04.14 15.04.14 | Кир Булычев. «Путешествие Алисы». Обобщающий урок. Путешествие по «Стране Фантазии» |
Зарубежная литература (15 часов) | ||
57-58. | 21.04.14 22.04.14 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера». |
59-60. | 28.04.14 29.04.14 | Г.Х. Андерсен. «Русалочка». |
61-62. | 05.05.14 06.05.14 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера». |
63-64. | 12.05.14 13.05.14 | С. Лагерлёф. «Святая ночь». |
65-66. | 19.05.14 20.05.14 | «В Назарете». |
67. | 26.05.14 | Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература». |
68. | Обобщающий урок. Игра «Литературные тайны». |
В учебно-методический комплект «Школа России» входят:
- Учебник: Климанова Л.Р., Горецкий В.Т., Голованова М.В. « Родная речь: 4 класс.»- М.: Просвещение, 2009.
- Программа и методические рекомендации «Уроки литературного чтения». 4 класс.- М.: Просвещение, 2005.-Серия «Успешный старт».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 2 кл Школа России
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/05/picture-276254-1375697402.jpg)
Рабочая программа по литературному чтению, 1класс, УМК "Школа России"
Рабочая программа - это документ, позволяющий педагогу на качественно новом уровне подготовиться к реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...
Рабочая программа по литературному чтению по УМК "Школа России" для 3 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи, содержание материала, учебно-тематический план, поанируемые результаты, календарно-тематический план....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/21/picture-168440-1356107532.jpg)
Рабочая программа по литературному чтению 4 кл Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (1-4 класс) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/18/picture-341127-1426689959.jpg)
Рабочая программа по литературному чтению 3класс. УМК "Школа России". ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению 3класс. УМК "Школа России". ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/12/picture-494862-1413116097.jpg)
Рабочая программа по литературному чтению по УМК "Школа России"
Календарно- тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе...
Рабочая программа по литературному чтению для УМК "Школа России" 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению разработана для 1 класса к УМК "Школа России"...