Конспект урока по литературному чтению. А.Н.Толстой "Золотой ключик, или Приключения Буратино"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК"Школа2100".Дети определяют характеры героев через исследование их поступков и действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_buratino.doc2_.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Литературное чтение.

                                                                                                                                                   Тема раздела: «Сказочные человечки».

Тема урока: А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

                      Герои сказки. Два мира в сказке.

Предмет изучения: главы из сказки А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино».

Цели: 

  • Обучающие:
  • определить характеры героев через исследование их поступков и действий;
  • выявить положительных и отрицательных героев произведения, выяснить основные отличия;
  • совершенствовать умение анализировать литературное произведение.
  • Развивающие:
  • развивать умение вести учебный диалог, аргументировать свою точку зрения;
  • развивать логическое мышление на основе сравнительного анализа;
  • развивать навык выразительного чтения по ролям.
  • Воспитательные:
  • воспитывать чувство товарищества, дружбы, отзывчивости, взаимовыручки, взаимопомощи на примерах характеров героев.

Тип урока: Обобщающий.

Оборудование: учебник «Маленькая дверь в большой мир»,2 класс, Р.Н.Бунеев, тетрадь по чтению к учебнику «Маленькая дверь в большой мир», карточки с именами героев, портрет писателя.

Ход урока

УУД

Этапы урока

Личностные:

1) формируем мотивацию к обучению

Коммуникативные:

1)формируем умение слушать и понимать других;

2)формируем оформлять свои мысли в устной форме.

  1. Организационный момент.

     Эпиграф:

...О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки...

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски...

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка…

II.Актуализация знаний.

–  С давних времён сказки бережно хранили в людской памяти. Сказку любили. Её любят и сегодня.

-Для чего нужны нам сказки?

-Что в них ищет человек?

(Ответы детей)

- Вы, читайте сказки, дети!

 Научитесь их любить!

 И тогда на этом свете

 Станет легче всем нам жить!

- Мы отправляемся в путешествие по сказке.

Деревянного мальчишку,

Шалуна и хвастунишку

Знают все без исключений.

Он любитель приключений.

Легкомысленным бывает,

Но в беде не унывает.

И синьора Карабаса

Обхитрить сумел не раз он.

Артемон, Пьеро, Мальвина

Неразлучны с ...  (Буратино)

Личностные:

1)развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Регулятивные:

1)определять цель (проблему) и план действий с помощью учителя.

Познавательные:

1)осознание  необходимости новой информации.

 Коммуникативные:

1)развиваем умение слушать и понимать речь других;

2)оформлять свои мысли в устной форме .

III. Сообщение темы урока.

– Кто придумал Буратино?        

                                      (Алексей Николаевич Толстой, портрет.)

– Как называется сказка?

                        («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

 

 Сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино»           А. Н. Толстого - это тема урока.

– Кто из вас знает, как был придуман Буратино? (Об этом писатель рассказывает в предисловии к сказке: «Когда я был маленький – очень, очень давно, – я читал одну книжку: она называлась «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы» (деревянная кукла по-итальянски – буратино).

Я часто рассказывал моим товарищам, девочкам и мальчикам, занимательные приключения Буратино. Но так как книжка потерялась, то я рассказывал каждый раз по-разному, выдумывал такие похождения, каких в книге совсем и не было. Теперь, через много-много лет, я припомнил моего старого друга Буратино и надумал рассказать вам, девочки и мальчики, необычайную историю про этого деревянного человечка».

- Почему история необычайная? (Это сказка.)

- Чем похожи все сказки? (Добро побеждает зло.)

- Какие два мира живут в сказках? ( Мир добра и мир зла.)

- Кто живет в мире добра? А  кто - в мире зла?

- В каком мире вы хотите жить?

- В гостях у нас герои сказки, (На доске карточки с именами героев) назовите их. Кто отправится с вами в  мир добра?  

- Вы назвали  Буратино, Мальвину, отважного пуделя Артемона. А как же Дуремар, Карабас-Барабас?

-  Вы не хотите иметь друга- директора кукольного театра?

- А Буратино непослушный, неряшливый, шалун. Разве можно с  ним дружить? (Проблемный вопрос)

- Наша задача - исследовать характер и поступки героев и определить  место в мире добра или зла.

   

Тема  урока: Герой сказки. Два мира в сказке.

Личностные:

1)развиваем умения выражать своё отношение к героям, выражать  эмоции;

2)оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;

3)формируем умение самоопределяться в жизненных ценностях.

Познавательные:

1)формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

2)формируем умение извлекать информацию из текста;

3)делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные:

 1)выразительно читать и пересказывать текст;

2)развиваем умение слушать и понимать речь других;

3)умение работать в парах;

4)оформлять свои мысли в устной форме.

IV. Развитие умений.  Исследование характеров героев.

- Кто главный герой сказки? ( Буратино)

 В тетради по чтению есть задание, которое поможет нам разобраться, какой характер у Буратино.

Поработайте в парах, обсудите, посоветуйтесь друг с другом

И сделайте вывод.      

 Работа в тетради

Подчеркните отрицательные черты характера красным карандашом.

Буратино

Мальвина

весёлый

жизнерадостный

добрый

невоспитанный

настоящий друг

не хочет учиться

смелый

решительный

оптимист

неряшливый

непослушный

аккуратная

серьёзная

плакса

воспитанная

прилежная

добрая

не умеет воспитывать

хороший друг

строгая

- Назовите отрицательные качества. (Невоспитанный, неряшливый, не хочет учиться, непослушный)

- Подтвердите словами из текста. (С.138-139,с.140-141, с.142)

- Назовите положительные черты Буратино. Какое главное положительное качество героя?  (Он – настоящий друг.)

- Докажите примерами. (Дети пересказывают фрагменты)

- Каких качеств у Буратино больше? Какой вывод можно сделать? (Буратино бывает, груб, но в целом он добрый, жизнерадостный, решительный в опасных ситуациях. Он – настоящий друг.)

- Кого он вам напоминает? (Мальчишку.)

- Хотелось ли вам иметь такого друга?

- Поэтому Буратино – любимый герой многих поколений.  Достоин он места в мире добра? (Да.)

- А что вы можете сказать о Мальвине? Какие у неё отрицательные черты?

- Но почему, же Буратино так отчаянно защищал Мальвину? (Она – хороший друг.)

- Найдите в тексте описание Мальвины (как она  ведет себя, как говорит, как выглядит.) Что можно узнать о характере Мальвины из этих описаний?

- А наши девочки похожи на Мальвину?

- Достойна ли Мальвина отправиться в страну добра?

Выразительное чтение текста.

- Мы выяснили, какие характеры у Буратино и Мальвины. Это поможет нам выразительно прочитать по ролям  сцену: «Мальвина учит Буратино писать». (Обсуждение результатов чтения . Какими получились Буратино и Мальвина?)

- Кого еще из героев поселим в страну добра и почему? (Артемона, Пьеро, папу Карло.)

- Что вы можете сказать о Карабасе-Барабасе, Дуремаре, коте Базилио, лисе Алисе? Какими они были? Докажите словами текста. (Дети рассуждают и доказывают.)

-  Вы хотите иметь таких друзей? В какую страну отправим этих героев? ( В страну зла)

- Как автор в произведении называет страну зла? (Страна Дураков)

Личностные:

1)формируем умение высказывать свое отношение к героям;

2) формируем умение самоопределяться в жизненных ценностях (формулировать самостоятельно общие правила поведения для всех людей)

Познавательные: 

1)делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

 Коммуникативные:

1)формируем умение выражать свои мысли в устной форме;

2)формируем умение слушать и понимать других.

V. Беседа об идее сказки.

- Перед нами два сказочных мира. Почему опять победили положительные герои?     Что они для себя открыли?     

- Удалось ли им обрести счастье?

- Как вы думаете, почему эту сказку более 70 лет, с удовольствием читают взрослые и дети?

- Какой совет дает автор? (Добро и справедливость обязательно победят, надо уважать родителей, любое непослушание влечет за собой печальные последствия, учиться нужно не только математике и грамматике, но общению,  важно за мелким и незначительным увидеть главное.)

Регулятивные:

1) формируем умение оценивать учебные действия

Коммуникативные:

1)развиваем умение слушать и понимать речь других;

2)оформлять свои мысли в устной форме .

VI. Итог урока.

   Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к прочитанным главам. Подписать рисунок словами текста.

     Рефлексия

- Как бы вы оценили свою работу на уроке? Что мы делали на уроке?

   

Приложение

Притча

Однажды Учитель, показал учениками чистый лист бумаги, где в середине стояла черная точка и спросил: «Что вы видите?»

Первый ученик: «Точку».

Второй: «Черную точку».

Третий: «Жирную точку».

Тогда Учитель ответил: «Вы все увидели только точку . И никто не заметил большого белого листа!».

Вот так же мы судим о человеке, по его мелким недостаткам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Конспект урока по внеклассному чтению А.Толстой " Золотой ключик или приключение Буратино"

Конспект к уроку внеклассного чтения во 2 классе. Подходит для всех УМК....

Технологическая карта урока: Внеклассное чтение. А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» 2 класс

Лексическая тема: А.Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»Цель урока учителя: работа с текстом.Задачи: совершенствование понимания прочитанного.Цель урока логопеда: развитие...

Конспект урока по литературному чтению по теме ««Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»». (УМК Школа России), 4 класс

Цели деятельности учителя: знакомство с понятием научно-фантастической литературы, с биографией Е.С.Велистова, с произведением «Приключение Электроника»Планируемые результаты:Предметные:зн...

Конспект урока по литературному чтению по теме ««Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»». (УМК Школа России), 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции в процессе работы учащихся над стихотворением стихотворением «О, Родина! В неярком блеске...» А.В.Жигулина.Планируемые резу...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с фантастическим произведением Е.С. Велтистова «Приключения Электроника»; развитие умения анализировать художественное произведение.Планируемые резуль...

Конспект урока по "Литературному чтению", 4 класс, тема: Евгений Велтистов «Приключения электроника»

УМК: «Школа России»Тема урока: «Произведение Е. Велтистова «Приключения электроника.»Тип урока: урок открытия новых знанийЦель: познакомить с фантастическим произведением...