Конспект урока по "Литературному чтению", 4 класс, тема: Евгений Велтистов «Приключения электроника»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Чернышева Яна Сергеевна

УМК: «Школа России»

Тема урока: «Произведение Е. Велтистова «Приключения электроника.»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: познакомить с фантастическим произведением Е.С. Велтистова «Приключения Электроника.»

Задачи:

1.     Познакомить с биографией Е.С. Велтистова и его произведением «Приключения Электроника»

2.     Учить определять особенности фантастических произведений.

3.     Развивать навык выразительного чтения, памяти и правильной речи.

 

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 4 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., «Школа России», компьютер, презентация, иллюстрации, доска, дидактический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priklyucheniya_elektronika.docx30.94 КБ

Предварительный просмотр:

УМК: «Школа России»

Тема урока: «Произведение Е. Велтистова «Приключения электроника.»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: познакомить с фантастическим произведением Е.С. Велтистова «Приключения Электроника.»

Задачи:

1.     Познакомить с биографией Е.С. Велтистова и его произведением «Приключения Электроника»

2.     Учить определять особенности фантастических произведений.

3.     Развивать навык выразительного чтения, памяти и правильной речи.

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 4 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., «Школа России», компьютер, презентация, иллюстрации, доска, дидактический материал.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный этап

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас!

- Здравствуйте, меня зовут Яна Сергеевна сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку, настраиваются на хорошую работу.

2. Речевая гимнастика

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, чему мы с вами обучаемся на уроках литературного чтения?

- Совершенно верно, и данный урок не станет исключением. Поэтому я предлагаю вам подготовить наш речевой аппарат, чтобы наша дикция была правильной, а речь -выразительной.

-У вас на столах листы с известным стихотворением Бориса Заходера прочитайте сначала про себя, потом шепотом, и вполголоса.

В моей Вообразилии,

В моей Вообразилии-

Там царствует Фантазия

Во всём своём всесилии;

Там все мечты сбываются,

А наши огорчения

Сейчас же превращаются

В смешные приключения!

(Борис Заходер).

 

- Мы обучаемся выразительно читать стихотворения, анализировать их.

 

3. Изучение нового материала

- Можно ли сказать, что Борис Заходер - фантазёр? Почему?

- А что такое фантазия? 

- Слайд 1

-По Толковому словарю Ожегова. «Фантазия - способность к творческому воображению; нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное; причуда».

- Именно благодаря фантазии человек способен творить.

- Откройте учебники на странице 143. Прочитайте, как называется раздел, который мы начнём сегодня изучать.

-Как вы думаете, если раздел Страна Фантазия, как будут называться произведения?

-Мы будем читать фантастические произведения, ещё говорят- фантастику.

-Как вы понимаете слово «фантастика»?

- Слайд 2

-По Толковому словарю Ожегова. Фантастика – это что-либо невероятное. Невообразимое (разг.)

-Фантастика - это прежде всего художественная литература. В фантастических произведениях герои попадают в необычные ситуации, с ними происходят невероятные приключения. Фантастика и сказки тесно связаны, но в научной фантастике всё же больше вымысла, который впоследствии может стать реальностью.


-Слайд 3

-Современная фантастика представлена в литературе основными направлениями: фентези, ужасы и научная фантастика.

- Кто из вас любит читать фантастику, поднимите руки?

- А смотреть фантастические фильмы?

- А сейчас прозвучит мелодия из знаменитого фантастического фильма. (Включить композицию)

- Попробуйте угадать, как назывался фильм 

- Как же называется фильм?

- Кто главный герой фильма?

- А как вы думаете, какая тема нашего урока? 

Слайд 4


-Верно ребята, тема нашего урока произведение «Приключения Электроника» автора Евгения Серафимовича Велтистова. А какую цель поставим перед собой?

Ответы на вопросы.

-Способность что-то придумывать, воображать, чего раньше не существовало: животных, роботов, машины, явления в природе…

-Страна Фантазия

-Фантастические

-«Приключения Электроника»

-Сергей Сыроежкин

-Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».

-Познакомиться с новым произведением и его автором.

4. Подготовка к восприятию фантастического произведения

 Сегодня мы прочитаем отрывок из повести «Приключения Электроника», которую написал Велтистов Евгений Серафимович. 

- Как вы понимаете слово приключение

- В Толковом словаре Ожегова: Приключение - это происшествие, неожиданный случай в жизни.

- А Электроник - это кто, как вы думаете?

-Молодцы, позже мы с вами узнаем верны ли ваши догадки. Рассмотрите иллюстрацию к произведению.

Слайд 5 

-Предположите, о ком пойдет речь в повести?

- Написал «Приключения Электроника» писатель фантаст Евгений Серафимович Велтистов Слайд 6

- А, что вы знаете об авторе?

Евгений Серафимович Велтистов. Родился в Москве 21 июля в 1934 году. Очень любил чтение книг. Когда его однажды спросили: «Кем ты станешь в будущем?», он ответил «Продавцом детских книжек, чтобы прочитать всё!» Потом он передумал. Стал журналистом. Работал редактором в популярном журнале «Огонёк». Однажды молодой автор собрался в отпуск, к морю. Уложил чемодан. Сел в такси. Чемодан показался Велтистову очень тяжелым. Чтобы нести его было легче, он стал фантазировать: может в чемодане что-то есть? Может там… электронный мальчик? Вошел в купе, открыл чемодан и ахнул! Оказывается, писатель в спешке перепутал чемоданы: взял другой, набитый книгами.

Позже Электроник сразу полюбился ребятам. Ребята стали рисовать и конструировать собственных роботов. Потом появилась вторая и третья часть книги под названиями «Ресси - неуловимый друг» и «Победитель невозможного». А когда на телеэкран вышел фильм «Приключения электроника», поставленный по сценарию Евгения Велтистова - успех превзошёл ожидания. За сценарий трёх серийного фильма он получил государственную премию. Этот фильм и сегодня показывают по телевидению. Евгений Серафимович Велтистов оставил нам много хороших книг.

-Что интересного вам запомнилось из биографии писателя?

-Приключение - это захватывающее происшествие, неожиданное событие или случай в жизнимогут быть смелые подвиги, увлекательные путешествия

5. Словарная работа

- Прежде чем читать отрывок, давайте разберём слова, которые могут вызвать у вас затруднение.

– Прочитайте слова на доске выделяя ударение, объясните значения слов. Слайд 7

Конгре'сс-это собрание учёных.

Киберне'тика – наука об автоматических системах управления; одно из направлений кибернетики – создание роботов.

Киберне'тики - ученые, которые изучают, конструируют электронные, вычислительные и другие машины.

Футля'р- вместилище для хранения чего –либо

Контраба'с- это самый большой по размеру струнный музыкальный инструмент. похожий на скрипку и виолончель 

Генера'тор – это устройство предназначенное для производства какого либо вещества.

Кибернети'ческий мальчик – мальчик – робот.

Нейло'н- похожее на шёлк синтетическая ткань. 

7. Первичное чтение текста с остановками

Динамическая пауза

-Мы будем читать отрывок по частям и обозначать, возьмите простой карандаш.

(Чтение и анализ первой части. (1-ая часть до слов:…И директор удалился.)

-Мы прочитали первую часть. Давайте выясним в парах, что мы узнали.

-Задайте вопросы друг другу по содержанию этой части.

 (1 минута на обсуждение-работа в парах). 

Слайд 8

(-Кто приехал на конгресс?

-Что привёз профессор с собой?

-Каким он нам показался?)

-Предположите, что произойдёт дальше?

- Ребята, предлагаю вам немного отдохнуть и отвлечься. Поменяйтесь, пожалуйста, местами.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Встрепенулся, потянулся,

Ну а класс за парты сел.

Поморгаем немного глазками.

(Чтение и анализ второй части.(2-ая часть до слов:…Да, он много лет не был в этом городе.)

- Совпало наше предположение?

- Что мы увидели, читая эту часть?

-Найдите и прочитайте выразительно те моменты, где автор описывает

красоту города.

- Что в городе кажется необычными, фантастическими? 

-Предположите, что произойдёт дальше?

(Чтение и анализ третьей части. (3-я часть до слов: …Предупреждаю, вас ждёт сюрприз!)

-Совпало наше предположение?

-Какие вопросы можно задать по этой части. (1 минута на обсуждение-работа в парах)

Слайд 9

(-Кто был в чемодане?

-Какой он?

-Кто он?)

-Предположите, что произойдёт дальше?

(Чтение и анализ четвёртой части.)

- Правильно ли мы предположили содержание?

- Кто был в чемодане?

- Какой был Электроник?

-Что хотел сделать профессор, подключив Электроника к сети?

-Он в чём- то ошибся?

-Прочитайте вопрос №3 в учебнике.

А кого называем жестоким человеком? По словарю Ожегова жестокий человек - крайне суровый, безжалостный, беспощадный.

- Почему Электроник сбежал от профессора? 

-(Предположения детей)

-Да/Нет

-Красивый город

-Воздушное такси - маленький вертолёт, прозрачные раздвижные купола на крышах зданий.

-(Предположения детей)

-Да/Нет

-(Предположения детей)

8. Беседа по содержанию

- Понравился ли вам Электроник?

- Чем именно?

-Электроник – человек?

- Был ли он похож на обычного робота?

-Как вы думаете, удастся Электронику быть человеком до конца?

- Что это значит быть человеком?

– Что делает повесть Е. Велтистова фантастической?

– В какое время, по-вашему, могли бы происходить такие события?

- Понравился ли вам отрывок 1 главы?

-А что произошло дальше, вы можете узнать, прочитав эту повесть в библиотеке или посмотреть художественный фильм.

-Продолжим работу. Проверим, насколько вы внимательны. Перед вами на слайде есть тест.

Слайд 10

-Прочитайте внимательно вопросы. ____________________________________________________________________________________

1. Кто приехал к гостинице» Дубки» с большим чемоданом?
а) Алиса б) Карлсон в) 
Громов

2. Откуда приехал почетный гость конгресса кибернетиков?

а) из Кудымкара б) из Москвы в) из Синегорска

3. Какой багаж был у профессора?

а) чемодан б) дипломат в) коробка с книгами

4. Что находилось в чемодане? 
а)
Электроник б) книга в) кукла

5. Кто такой Электроник?

а) ученик 4 класса б) кибернетический мальчик в) сын профессора Громова

6. Что случилось с Электроником в гостинице?

а) заболел б) был наказан за непослушание в) сбежал

-Уметь думать, сопереживать другим, уметь дружить, любить, чувствовать

8. Итог

- Ребята, вы большие молодцы! С каким произведением мы с вами познакомились на уроке?

- О чем это произведение?

- Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы её?

9. Рефлексия.

- Ребята, что показалось вам наиболее интересным на уроке?

- А наиболее трудным?

- Узнали ли вы для себя что-то новое?

- Понравилась ли вам ваша работа на уроке?

- Вы большие молодцы! Всем спасибо за урок.

- Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.

Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")...

Конспект урока литературного чтения по сказке Дж. Родари "Приключения чиполлино"

Этот конспект урока  я приготовила для того чтобы учащиеся  узнали об авторе и прочитали его произведение,...

Конспект урока литературного чтения по теме: Что видит и слышит поэт. С. Воронин «Необыкновенная ромашка».1 класс. По программе "Перспективная начальная школа"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО (стандарт второго поколения) по комплекту учебников «Перспективная начальная школа». К уроку прилагается презентация....

Урок литературного чтения в 4 классе : Е.С.Велтистов «Приключение Электроника»

В 4 классе по литературному чтению есть раздел " Страна Фантазия". В этом разделе изучается произведение Е.С.Велтистова "Приключение Электроника".Я разработала урок по данной теме....

Методическое сопровождение к уроку литературного чтения по теме «Н.Носов «Приключения Незнайки».

Разработка: ресурс разработан с помощью ПО  SMART Notebook 11. Цель ресурса: освоить использование приемов сжатия рисунков, вставки звука и видео, флеш-объектов, организации навигации.Практи...

Конспект урока литературного чтения на тему: "Евгений Чарушин. Томка испугался" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с биографией Е. Чарушина и его рассказом «Томка испугался»; совершенствование навыков выразительного чтения; умения анализировать расска...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме М. Твен "Приключения Тома Сойера", 4 кл., УМК "Школа России"

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для углубления знаний о произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера», а также проведения вторичного анали...