Конспект урока по "Литературному чтению", 4 класс, тема: Евгений Велтистов «Приключения электроника»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
УМК: «Школа России»
Тема урока: «Произведение Е. Велтистова «Приключения электроника.»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: познакомить с фантастическим произведением Е.С. Велтистова «Приключения Электроника.»
Задачи:
1. Познакомить с биографией Е.С. Велтистова и его произведением «Приключения Электроника»
2. Учить определять особенности фантастических произведений.
3. Развивать навык выразительного чтения, памяти и правильной речи.
Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 4 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., «Школа России», компьютер, презентация, иллюстрации, доска, дидактический материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priklyucheniya_elektronika.docx | 30.94 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК: «Школа России»
Тема урока: «Произведение Е. Велтистова «Приключения электроника.»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: познакомить с фантастическим произведением Е.С. Велтистова «Приключения Электроника.»
Задачи:
1. Познакомить с биографией Е.С. Велтистова и его произведением «Приключения Электроника»
2. Учить определять особенности фантастических произведений.
3. Развивать навык выразительного чтения, памяти и правильной речи.
Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 4 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., «Школа России», компьютер, презентация, иллюстрации, доска, дидактический материал.
Ход урока:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационный этап | Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас! - Здравствуйте, меня зовут Яна Сергеевна сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку, настраиваются на хорошую работу. |
2. Речевая гимнастика | - Ребята, скажите мне, пожалуйста, чему мы с вами обучаемся на уроках литературного чтения? - Совершенно верно, и данный урок не станет исключением. Поэтому я предлагаю вам подготовить наш речевой аппарат, чтобы наша дикция была правильной, а речь -выразительной. -У вас на столах листы с известным стихотворением Бориса Заходера прочитайте сначала про себя, потом шепотом, и вполголоса. В моей Вообразилии, В моей Вообразилии- Там царствует Фантазия Во всём своём всесилии; Там все мечты сбываются, А наши огорчения Сейчас же превращаются В смешные приключения! (Борис Заходер).
| - Мы обучаемся выразительно читать стихотворения, анализировать их.
|
3. Изучение нового материала | - Можно ли сказать, что Борис Заходер - фантазёр? Почему? - А что такое фантазия? - Слайд 1 -По Толковому словарю Ожегова. «Фантазия - способность к творческому воображению; нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное; причуда». - Именно благодаря фантазии человек способен творить. - Откройте учебники на странице 143. Прочитайте, как называется раздел, который мы начнём сегодня изучать. -Как вы думаете, если раздел Страна Фантазия, как будут называться произведения? -Мы будем читать фантастические произведения, ещё говорят- фантастику. -Как вы понимаете слово «фантастика»? - Слайд 2 -По Толковому словарю Ожегова. Фантастика – это что-либо невероятное. Невообразимое (разг.) -Фантастика - это прежде всего художественная литература. В фантастических произведениях герои попадают в необычные ситуации, с ними происходят невероятные приключения. Фантастика и сказки тесно связаны, но в научной фантастике всё же больше вымысла, который впоследствии может стать реальностью. -Слайд 3 -Современная фантастика представлена в литературе основными направлениями: фентези, ужасы и научная фантастика. - Кто из вас любит читать фантастику, поднимите руки? - А смотреть фантастические фильмы? - А сейчас прозвучит мелодия из знаменитого фантастического фильма. (Включить композицию) - Попробуйте угадать, как назывался фильм - Как же называется фильм? - Кто главный герой фильма? - А как вы думаете, какая тема нашего урока? Слайд 4
| Ответы на вопросы. -Способность что-то придумывать, воображать, чего раньше не существовало: животных, роботов, машины, явления в природе… -Страна Фантазия -Фантастические -«Приключения Электроника» -Сергей Сыроежкин -Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». -Познакомиться с новым произведением и его автором. |
4. Подготовка к восприятию фантастического произведения | Сегодня мы прочитаем отрывок из повести «Приключения Электроника», которую написал Велтистов Евгений Серафимович. - Как вы понимаете слово приключение? - В Толковом словаре Ожегова: Приключение - это происшествие, неожиданный случай в жизни. - А Электроник - это кто, как вы думаете? -Молодцы, позже мы с вами узнаем верны ли ваши догадки. Рассмотрите иллюстрацию к произведению. Слайд 5 -Предположите, о ком пойдет речь в повести? - Написал «Приключения Электроника» писатель фантаст Евгений Серафимович Велтистов Слайд 6 - А, что вы знаете об авторе? Евгений Серафимович Велтистов. Родился в Москве 21 июля в 1934 году. Очень любил чтение книг. Когда его однажды спросили: «Кем ты станешь в будущем?», он ответил «Продавцом детских книжек, чтобы прочитать всё!» Потом он передумал. Стал журналистом. Работал редактором в популярном журнале «Огонёк». Однажды молодой автор собрался в отпуск, к морю. Уложил чемодан. Сел в такси. Чемодан показался Велтистову очень тяжелым. Чтобы нести его было легче, он стал фантазировать: может в чемодане что-то есть? Может там… электронный мальчик? Вошел в купе, открыл чемодан и ахнул! Оказывается, писатель в спешке перепутал чемоданы: взял другой, набитый книгами. Позже Электроник сразу полюбился ребятам. Ребята стали рисовать и конструировать собственных роботов. Потом появилась вторая и третья часть книги под названиями «Ресси - неуловимый друг» и «Победитель невозможного». А когда на телеэкран вышел фильм «Приключения электроника», поставленный по сценарию Евгения Велтистова - успех превзошёл ожидания. За сценарий трёх серийного фильма он получил государственную премию. Этот фильм и сегодня показывают по телевидению. Евгений Серафимович Велтистов оставил нам много хороших книг. -Что интересного вам запомнилось из биографии писателя? | -Приключение - это захватывающее происшествие, неожиданное событие или случай в жизни, могут быть смелые подвиги, увлекательные путешествия |
5. Словарная работа | - Прежде чем читать отрывок, давайте разберём слова, которые могут вызвать у вас затруднение. – Прочитайте слова на доске выделяя ударение, объясните значения слов. Слайд 7 Конгре'сс-это собрание учёных. Киберне'тика – наука об автоматических системах управления; одно из направлений кибернетики – создание роботов. Киберне'тики - ученые, которые изучают, конструируют электронные, вычислительные и другие машины. Футля'р- вместилище для хранения чего –либо Контраба'с- это самый большой по размеру струнный музыкальный инструмент. похожий на скрипку и виолончель Генера'тор – это устройство предназначенное для производства какого либо вещества. Кибернети'ческий мальчик – мальчик – робот. Нейло'н- похожее на шёлк синтетическая ткань. | |
7. Первичное чтение текста с остановками Динамическая пауза | -Мы будем читать отрывок по частям и обозначать, возьмите простой карандаш. (Чтение и анализ первой части. (1-ая часть до слов:…И директор удалился.) -Мы прочитали первую часть. Давайте выясним в парах, что мы узнали. -Задайте вопросы друг другу по содержанию этой части. (1 минута на обсуждение-работа в парах). Слайд 8 (-Кто приехал на конгресс? -Что привёз профессор с собой? -Каким он нам показался?) -Предположите, что произойдёт дальше? - Ребята, предлагаю вам немного отдохнуть и отвлечься. Поменяйтесь, пожалуйста, местами. Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Встрепенулся, потянулся, Ну а класс за парты сел. Поморгаем немного глазками. (Чтение и анализ второй части.(2-ая часть до слов:…Да, он много лет не был в этом городе.) - Совпало наше предположение? - Что мы увидели, читая эту часть? -Найдите и прочитайте выразительно те моменты, где автор описывает красоту города. - Что в городе кажется необычными, фантастическими? -Предположите, что произойдёт дальше? (Чтение и анализ третьей части. (3-я часть до слов: …Предупреждаю, вас ждёт сюрприз!) -Совпало наше предположение? -Какие вопросы можно задать по этой части. (1 минута на обсуждение-работа в парах) Слайд 9 (-Кто был в чемодане? -Какой он? -Кто он?) -Предположите, что произойдёт дальше? (Чтение и анализ четвёртой части.) - Правильно ли мы предположили содержание? - Кто был в чемодане? - Какой был Электроник? -Что хотел сделать профессор, подключив Электроника к сети? -Он в чём- то ошибся? -Прочитайте вопрос №3 в учебнике. А кого называем жестоким человеком? По словарю Ожегова жестокий человек - крайне суровый, безжалостный, беспощадный. - Почему Электроник сбежал от профессора? | -(Предположения детей) -Да/Нет -Красивый город -Воздушное такси - маленький вертолёт, прозрачные раздвижные купола на крышах зданий. -(Предположения детей) -Да/Нет -(Предположения детей) |
8. Беседа по содержанию | - Понравился ли вам Электроник? - Чем именно? -Электроник – человек? - Был ли он похож на обычного робота? -Как вы думаете, удастся Электронику быть человеком до конца? - Что это значит быть человеком? – Что делает повесть Е. Велтистова фантастической? – В какое время, по-вашему, могли бы происходить такие события? - Понравился ли вам отрывок 1 главы? -А что произошло дальше, вы можете узнать, прочитав эту повесть в библиотеке или посмотреть художественный фильм. -Продолжим работу. Проверим, насколько вы внимательны. Перед вами на слайде есть тест. Слайд 10 -Прочитайте внимательно вопросы. ____________________________________________________________________________________ 1. Кто приехал к гостинице» Дубки» с большим чемоданом? 2. Откуда приехал почетный гость конгресса кибернетиков? а) из Кудымкара б) из Москвы в) из Синегорска 3. Какой багаж был у профессора? а) чемодан б) дипломат в) коробка с книгами 4. Что находилось в чемодане? 5. Кто такой Электроник? а) ученик 4 класса б) кибернетический мальчик в) сын профессора Громова 6. Что случилось с Электроником в гостинице? а) заболел б) был наказан за непослушание в) сбежал | -Уметь думать, сопереживать другим, уметь дружить, любить, чувствовать |
8. Итог | - Ребята, вы большие молодцы! С каким произведением мы с вами познакомились на уроке? - О чем это произведение? - Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы её? | |
9. Рефлексия. | - Ребята, что показалось вам наиболее интересным на уроке? - А наиболее трудным? - Узнали ли вы для себя что-то новое? - Понравилась ли вам ваша работа на уроке? - Вы большие молодцы! Всем спасибо за урок. | - Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.
Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")...
Конспект урока литературного чтения по сказке Дж. Родари "Приключения чиполлино"
Этот конспект урока я приготовила для того чтобы учащиеся узнали об авторе и прочитали его произведение,...
Конспект урока литературного чтения по теме: Что видит и слышит поэт. С. Воронин «Необыкновенная ромашка».1 класс. По программе "Перспективная начальная школа"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО (стандарт второго поколения) по комплекту учебников «Перспективная начальная школа». К уроку прилагается презентация....
Урок литературного чтения в 4 классе : Е.С.Велтистов «Приключение Электроника»
В 4 классе по литературному чтению есть раздел " Страна Фантазия". В этом разделе изучается произведение Е.С.Велтистова "Приключение Электроника".Я разработала урок по данной теме....
Методическое сопровождение к уроку литературного чтения по теме «Н.Носов «Приключения Незнайки».
Разработка: ресурс разработан с помощью ПО SMART Notebook 11. Цель ресурса: освоить использование приемов сжатия рисунков, вставки звука и видео, флеш-объектов, организации навигации.Практи...
Конспект урока литературного чтения на тему: "Евгений Чарушин. Томка испугался" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с биографией Е. Чарушина и его рассказом «Томка испугался»; совершенствование навыков выразительного чтения; умения анализировать расска...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме М. Твен "Приключения Тома Сойера", 4 кл., УМК "Школа России"
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для углубления знаний о произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера», а также проведения вторичного анали...